Внутренний мир – это понятие, изначально употреблявшееся для обозначения части жизненного пространства, отражающего психическую сферу. В данный момент разделения на внутренний мир личности и внешний в научном понимании уже не проводится, хотя словосочетание продолжает употребляться синонимично понятию психического. Из всех спектров возможного проявления психики внутренний мир отражает состояние покоя и умиротворенности, определенной благости и удовлетворения.
Внутренний мир является представлением определенной реальности, формирующейся при помощи взаимодействия нейронов и при этом представляющей мыслеобразы о мире, своей личности и устройстве этого же внутреннего мира. Он отличен у каждого индивидуума и представлен в единственном уникальном варианте, сформированном в сочетании факторов наследственности, особенностей развития, заложенных способностей и приобретенных интересов, типа нервной системы и характерологических особенностей. Далее с возрастом на формирование специфического внутреннего устройства оказывают влияние жизненный опыт, принятые общественные ценности, идеалы, являющиеся глубинным отражением человека, архетипические образы.
Каждый из представленных человеческих органов чувств реагирует специфическим образом и приносит свою индивидуальную информацию, соответственно, внутренний мир разных людей способен окрашиваться в различные оттенки даже в одинаковых условиях. При этом функции воспроизведения полученного извне не существует, как бывает со сновидениями, а происходит лишь процесс непосредственного реагирования на происходящее в реальности.
Что такое внутренний мир человека
Внутренний мир человека формируется при непосредственном взаимодействии и установлении связей с социумом, и является частью сознания. Это структура психики, занятая переработкой процессов восприятия и дальнейшей экстериоризацией в процессах внешней деятельности (действия, поведение). Именно через внешнее воплощение внутренней и невидимой работы мы можем судить о разнообразии, развитии и смысловой наполненности душевного мира, составляющими компонентами которого считаются психология, ценности, личность (внутренние особенности), интеллект, поведение. Активность данных компонентов может быть проявлена с разной силой в разные временные промежутки, при этом присутствие и развитие каждого компонента меняется и при изменении условий. Когда какой-то будет находиться в тени бессознательного, а другой, наоборот, ярко освещаться сознательным вниманием. Из этого взаимодействия и наполненности вытекают такие характеристики внутреннего мира, как его богатство, гармоничность, глубина, сложность и прочие.
Обычно, человеку не под силу полностью управлять внутренним миром, как и эмоциональными проявлениями, ведь он не является чем-то действенным, а лишь реагирует на внешние изменения. Из данного положения выходит, что внутренний мир регулирует социальное общество, окружающее личность и внешние условия. Однако для людей, более сосредоточенных на своем состоянии, чем на внешних событиях возможность управления процессами внутреннего мира становится более простой и доступной.
Использовать понимание своего внутреннего мира для более успешной и гармоничной жизни является неоспоримой истиной, однако на данный момент не разработано объективных методов познания. Из проделанной работы интерес представляют феноменологические анализы, представляющие возможность рассмотрения индивидуальности проявления специфики частей внутреннего мира, однако это не дает права распространять данные закономерности на всех людей. Каждая реакция, каждое отражение внутренним зеркалом внешних событий представляет собой зафиксированную в пространстве и времени характеристику, которая изменится при изменении любого из параметров.
Являясь отражением внешнего, внутренний мир не представляет копию, иначе бы он был одинаков у всех. Он изначально субъективен и преломляет отображаемую действительность через собственные фильтры. Грубой метафорой сравнения будет комната кривых зеркал, где в зависимости от зеркала меняется ваше изображение, но нет вашей копии. Так же несколько разных людей совершенно по-разному отражают каждый аспект реальности, складывая все полученные образы в многоаспектную картину, имеющую сотни отличий от другой.
Примеры из жизни
- Я бы хотела рассказать об одной знакомой нашей семьи. В первую очередь она всегда старалась развивать и обогащать свой внутренний мир, с самого детства её мама говорила о том, что в человеке все должно быть прекрасно – и душа, и тело. Она много читала, посещала концерты классической музыки, театры, занималась рисованием, игрой на фортепиано, пением, танцами. Знакомилась с искусством в разных его проявлениях, ведь именно оно как нельзя лучше влияет на наш внутренний мир. Со временем мы стали замечать, что у нашей знакомой становится всё меньше и меньше людей в окружении, с которыми бы она проводила время. Как выяснилось в итоге, они были просто не способны понять её и её интересы, а общение с людьми, у которых нечему научиться обедняет нашу душу. В этот момент я поняла, какая расплата следует за внутреннее самосовершенствование, если хочешь стать лучше, будь готов к непониманию со стороны окружающих.
- Почему так бывает, что человек внешне непривлекательный, притягивает к себе внимание противоположного пола намного больше, чем писаные красавцы? Всё дело в красоте внутренней, она всегда имела большее значение, чем внешняя. Красивое лицо и фигура с годами меняется в худшую сторону, а душевный мир с возрастом способен становиться всё лучше и лучше. У моей мамы есть подруга, которая, несмотря на свою нестандартную внешность, всегда пользовалась огромной популярностью среди мужчин. Но внимание и большое количество ухажёров не дали ей возможность создать собственную семью до 40 лет. Она не могла быть с тем человеком, который обладает бедным внутренним миром, ей просто с ним было неинтересно. Вот и пришлось потратить столько лет на поиски родной души, зато сейчас мамина подруга очень счастлива в браке, ей удалось отыскать человека с такими же нравственными ценностями и идеалами. Глядя на них, я стала понимать истинное значение выражения «жили душа в душу».
Что значит богатый внутренний мир
Формируясь на основании взаимодействия с внешним пространством, внутренний мир напитывается новыми элементами и гранями. Когда говорят о богатом внутреннем мире, то неизменно подразумевают совокупность человеческого опыта и воображения. При этом опыт включает как наличие практические навыков и теоретических познаний, сюда же можно отнести эрудированность и способность рассуждать и понимать различные предметы и их влияние друг на друга. Кроме ширины восприятия сюда относится и его глубина, т.е. мало иметь поверхностное понятие обо всех областях, необходимо детально разбираться хотя бы в нескольких из них.
Жизненный опыт, формирующий внутренний мир основан на путешествиях и контакте с другими культурами, будет это посредством прямого взаимодействия с другими людьми или через искусство большого значения не имеет. Душевный мир обогащается при чтении книг и просмотре фильмов, при прослушивании музыки и при дегустировании нового блюда. Любой новый опыт, получаемый человеком, неизменно расширяет и обогащает его внутренний мир. На глубину и богатство влияет также воображение, когда человеку для самореализации или избавления от скуки не нужны другие. В принципе, духовно богатый человек сможет развиваться, путешествовать и учить других жизненной мудрости, будучи навсегда запертым в одиночной камере, имея только стены и кровать.
Человек с богатым внутренним миром способен понять любого другого, так как в его пространстве содержатся чувства, поступки, ситуации и информация о многих жизненных моментах. Это не значит, что он всех поощряет и ко всем присоединяется, скорее это отражает определенную толерантность и способность вписаться в любой круг и ситуацию, понять переживания другого, но поступить в соответствии со своими убеждениями.
Примеры из художественной литературы
- Мигель де Сервантес «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».
Дон Кихот жил во время мира и благополучия, когда войны уже закончились, а люди, уставшие от смертей и разрушений, начинали строить новую жизнь. В рыцарстве более не было необходимости, это понятие отошло на второй план и постепенно забывалось. Всех это устраивает, кроме Дон Кихота, его мужество и благородство не может ужиться в спокойной обстановке, эти качества противоречат современной ему действительности. Внутренний мир главного героя автор раскрывает при помощи противопоставления его личности всему окружающему миру. Дон Кихот слишком много читал, с утра до ночи он сидел над книгами, отводя на сон всего лишь несколько часов в день. Его воображение целиком было поглощено событиями, происходящими на страницах рыцарских романов: сражения, турниры, ранения, дамы сердца, любовные признания, волшебство – всё смешалось в голове уже немолодого идальго. В голове Дон Кихота стёрлись грани между настоящим и вымышленным миром, он считал свои фантазии истинной правдой. Пресытившись скучной жизнью, главный герой отправился на поиски приключений и чудес, воспринимая желаемое за действительное: мельницы за великанов, мешки за громадные головы, баранов за вражеское войско. В итоге Дон Кихоту приходится столкнуться с жестокой реальностью и понять, что в ней нет ничего схожего с рыцарскими романами, но его внутренний мир способен изменить жизнь других к лучшему.
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин».
А.С. Пушкин лично говорил о том, что Татьяна Ларина его любимая героиня, а привлекает его в ней, главным образом, богатый внутренний мир. Татьяна остаётся верна своим идеалам, будучи деревенской девушкой и став светской дамой, положение в обществе не меняет сильную натуру главной героини. Она очень любит природу и красоту окружающего мира. От других девушек Татьяна отличается естественностью и непринуждённостью, она никогда не стремилась быть в центре внимания, напротив, с детства сторонилась больших компаний, предпочитая одиночество. Любимым увлечением девушки было чтение, именно оно помогло ей развить воображение до небывалых высот. Она верила в гадания, сны, волшебство, в самых обыкновенных вещах была способна усмотреть что-нибудь особенное. Влюбилась в Онегина Татьяна сразу и навсегда, такая душа способна любить только один раз в жизни, но зато с какой силой. Даже поняв истинную сущность возлюбленного, девушка не отказалась от своих чувств. Она не стыдилась своей любви и не считала нужным её скрывать, пренебрегая общественными порядками и устоями. Особенностью внутреннего мира Татьяны была верность своим идеалам, она прислушивалась только к собственному сердцу и голосу разума, мнение окружающих не имело для девушки никакого значения. Оставшись со своей любовью наедине, после отъезда Онегина, главная героиня не отчаялась, а прислушалась к благоразумным доводам матери и вышла замуж за знатного человека. После признания Евгения, Татьяна осталась верной своему мужу не из-за страха публичного позора, а из-за собственных принципов, составляющих основу её внутреннего мира. Она осталась верной не мужу, а самой себе, ведь главное в жизни – это гармония во всём, в первую очередь – души и тела.
- Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея».
Красота внешнего и внутреннего мира – это основная проблема, поднятая Оскаром Уайльдом в романе «Портрет Дориана Грея». Автор высмеял множество человеческих пороков и поднял сложные философские вопросы, на которые многим мыслителям так и не удалось найти ответ. Внутренний мир Дориана Грея напоминает самовлюблённого, самоуверенного, эгоистичного и злого ребенка. Он остановил своё духовное развитие в юности, его интересовали только утехи, веселье и развлечения. Его внимания достойны только идеальные люди, именно поэтому Дориан теряет интерес к Сибилле после её неудачного выступления. Такие люди не способны любить, потому как любовь подразумевает под собой заботу о другом, а у эгоистов не бывает таких желаний. Ради собственного блага, Дориан Грей способен идти по головам, любые нравственные законы для него лишь бессмысленные условности. Он обречён на одиночество, потому что для счастья человеку нужен другой человек, а Дориан был зациклен на себе самом. Признать собственные ошибки главный герой романа не смог даже в конце, поэтому выместил злость на своём портрете, обвинив его во всех бедах.
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».
На примере Маргариты Михаил Афанасьевич Булгаков показал, на какие изменения способен внутренний мир человека под влиянием внешних обстоятельств. До встречи с Мастером жизнь Маргариты была бессмысленной и бесполезной. Красивая девушка вышла рано замуж за богатого и успешного мужчину, но не была счастлива ни одного дня. Роскошный обустроенный дом был для Маргариты клеткой, в которой ей было очень одиноко. Любящий муж не мог заполнить пустоту в сердце, её богатому внутреннему миру было не место в серой и скучной жизни деловых людей. После встречи с Мастером Маргарита удивительным образом изменилась, благодаря великой силе любви в её жизни появился смысл и цель – окончание работы возлюбленного над романом. Она всеми силами помогает Мастеру творить, создавая в его доме семейный уют. Маргарита проявляет себя совершенно с другой стороны, теперь она становится хозяйственной и заботливой, с радостью занимается уборкой и готовкой, с чем никогда не сталкивалась в прошлой жизни.
Девушка готова на все ради любимого, для его спасения она способна продать душу дьяволу. Первое, что она сделала в обличьи ведьмы – это отомстила литературному критику, оскорбившего труд всей жизни Мастера. Она поступила справедливо – сделала с жильём обидчика то, что он сотворил с их жизнью. В образе ведьмы внутренний мир Маргариты раскрывается в полной мере, она сбросила все оковы, сдерживающие мысли и эмоции.
Структура
Развивается в единственном временном направлении — от прошлого к будущему, но через настоящее. К примеру, тот, кто пережил предательство, не сможет его простить, но научится с этим состоянием жить. Мир человека состоит из взаимообусловленных и взаимосвязанных компонентов. Невозможно сказать, какие их них важные, а какие второстепенные. По существующей теории у каждого человека имеются потаенные места души, которые можно при определенных условиях активировать.
ЧИТАТЬ Доступные способы, позволяющие научиться радоваться жизни
Мировоззрение
Представляет собой систему взглядов и представлений об окружающем мире. Определяет направленность действий, целеустремленность. Оказывает непосредственное влияние на поведение, наклонности, привычки. Структура мировоззрения:
- знания;
- принципы;
- убеждения;
- духовные ценности;
- идеалы;
- идеи.
Мировоззрение связано с социумом, его проблемами, а также с личными убеждениями и устойчивыми взглядами на жизнь. Проявляется в виде догматизма, критицизма, скептицизма. Формируется стихийно или осознанно (через целенаправленное обогащение собственных идеалов, принципов). Мировоззрение носит эмоциональный окрас и со временем может меняться. Оно условно делится на несколько категорий:
- житейское;
- религиозное;
- научно-теоретическое.
В жизни людей мировоззрение играет важную роль, поскольку дает ориентиры, направление деятельности, а также инструменты для достижения целей. Оно формируется под воздействием внешних факторов, но базируется на врожденных характеристиках.
Познание
Познанием называется потребность человека в знаниях о себе, окружающем мире. Оно заключается в получении и осознании информации о смысле жизни, своем месте в ней. Это совокупность умственных и интеллектуальных способностей, предоставляющих возможность человеку принимать информацию, осмысливать ее и запоминать. Формами чувственного познания являются:
- ощущение;
- восприятие;
- представление.
Отдельно рассматривается интуиция — разновидность познания, где понимание истины происходит без логического обоснования и доказательства. Частичная осознанность проявляется внезапно.
Познание внутреннего и внешнего мира происходит через понимание и признание информации, полученной словесно либо с помощью органов чувств.
Эмоции и чувства
Субъективное переживание сложившейся ситуации называют эмоциями. Они тесно связаны с чувствами, но длятся гораздо меньше. Чувства представляют собой эмоциональное состояние с ярко выраженным предметным характером. К эмоциям относятся:
- радость;
- огорчение;
- страх;
- влюбленность;
- удивление;
- стыд;
- презрение;
- гнев;
- ненависть.
Чувства:
- любовь;
- дружба;
- восторг;
- преданность;
- сомнение;
- патриотизм;
- тоска;
- отвращение.
Эмоциональность связана с темпераментом, но некоторые эмоции появляются под воздействием социальных факторов и формируются в процессе воспитания. Высшими эмоциями называют социальные чувства:
- интеллектуальные;
- культурные;
- эстетические;
- нравственные;
- практические.
Зависят они от окружающей среды, в которой находится человек, а также от развития общества в целом. Чувства и эмоции составляют основу внутреннего мира. Через них происходит познание внешнего мира, принятие или непринятие норм, правил и законов.
ЧИТАТЬ Эмоциональная лабильность: причины появления и методы лечения
Саморазвитие
Чтобы разобраться в себе и не заблудиться в собственных мыслях, нужно задуматься о смысле жизни, постараться найти ответы. Богатый мир помогает человеку на жизненном пути преодолевать препятствия, строить и достигать цели. Развиваться нужно постепенно. Начинать рекомендуется с малого: перестать осуждать людей, жалеть себя и заниматься самобичеванием. Формирование и проявление внутреннего богатства происходит благодаря простым вещам, среди которых:
- Употребление правильной пищи. Здоровое питание важно для хорошего самочувствия. Вредные привычки разрушают личность, приводят к деградации, обеднению внутренней сущности.
- Взаимодействие с природой. Тело наполняется энергией, когда человек дышит свежим воздухом, пребывает в окружении зеленой растительности, благоухающих трав. Успокаивающе действует пение птиц, журчание ручьев. Человек должен научиться правильно пользоваться дарами природы, беречь их. Взаимодействие с животными формирует заботу, сочувствие, нежность и теплоту.
- Помощь людям. Нужно помогать нуждающимся и самому уметь просить помощь в тяжелую минуту. Общество — единый механизм, состоящий из множества элементов. Поддержка одного из них важна для всех остальных.
- Благодарность. Умение благодарить — важная человеческая черта. Ежедневно найдется то, за что стоит отблагодарить людей и высшие силы.
- Умение радоваться. Пессимистически настроенные люди не получают удовольствия от жизни, озлобленно смотрят на мир, не приносят счастья другим.
Человек развивается, когда к чему-то стремится и чего-то добивается. У него должна быть цель, но изначально нужно определить собственные возможности.
Поиск себя
Для лучшего самопознания рекомендуется заняться духовными практиками, поработать с телом или уделять несколько минут в день мыслям о прошлой жизни и текущих достижениях. Хорошо получается поразмыслить под спокойную музыку, звуки природы. Городскому жителю следует побыть немного в лесу или у реки, чтобы собраться с мыслями и отдохнуть от суеты. Для познания рекомендуется:
- йога;
- дыхательная техника;
- гимнастика;
- танцы;
- бег;
- прогулки на свежем воздухе;
- работа с мыслями;
- расстановка приоритетов, определение истинных желаний;
- замена негативных эмоций позитивными.
Человек должен понять, в чем заключается смысл жизни, в каком направлении двигаться.
Наполнение “сосуда”
К чему человек касается, в то и преображается. Это справедливая народная мудрость. Для развития внутренней сущности следует определить модель поведения, разумно расставить цели, выбрать правильные инструменты для их достижения. Нужно:
- читать книги;
- смотреть познавательные фильмы;
- участвовать в психологических тренингах;
- помогать нуждающимся;
- бережно относиться к природе;
- проявлять вежливость, сдержанность по отношению к окружающим;
- посещать музеи, театры;
- учиться, открывать для себя что-то новое;
- контролировать эмоции, мысли, желания;
- участвовать в волонтерских движениях;
- отказаться от вредных привычек и вредоносного окружения, сменить круг друзей.
ЧИТАТЬ Как мотивировать себя: главные правила, проверенные техники и советы
Когда человек наполняется добром, он его изучает. Если внутри злость, она обязательно проявится. Основой совершенствования является труд. На формирование души влияют окружающие люди, их поступки, действия, поведение. В данном случае уместно утверждение: «Если хочешь быть богатым, будь с богачами, счастливым — со счастливчиками».