Патриотизм в произведениях русских поэтов: тема Родины в лирике Лермонтова

Сочинение на тему «Родина» Лермонтова

Вариант 1

Творчество Лермонтова необычайно своеобразно. Грань, разделяющая Пушкина и Лермонтова, — это 14 декабря 1825 года. Лермонтов вошел в литературу, когда революционные надежды были развеяны. Отсюда и своеобразие его лирики — безотрадность, одиночество, предчувствие трагической гибели. Однако вера в народ, в его могучие силы во многом помогали поэту побеждать эти настроения, и в его лирике утвердились тема поэта и поэзии, тема родины, природы.

Патриотическая лирика занимает важное место в поэзии Лермонтова.

В 1830 году поэт пишет “Поле Бородина”, на ту же тему, что и позднейшее “Бородино”. Это стихотворение — первое воплощение мыслей и чувств, живущих в душе поэта-патриота. Созданное в 1837 году Лермонтовым, достигшим политической зрелости, “Бородино” стало одним из любимейших стихотворений поэта. Стихотворение написано в форме разговора молодого солдата с ветераном — участником войны 1812 года. По существу, “Бородино” — рассказ рядового солдата о Бородинском сражении, — лишь первые 7 строк принадлежат его молодому собеседнику. Истинный патриотизм русских людей, без позы, без хвастовства, отражен в этом стихотворении. Настроение русских солдат перед сражением показано в четырех выразительных строках:

Ворчали старики:

“Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют что ли командиры.

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?”

Ореолом высокого героизма окружен образ полковника. В его уста вложены слова, которые столько раз повторяли советские воины в 1941 году:

“Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!”

Многие стихи Лермонтова стали новым явлением в русской поэзии, ибо в них звучит гражданское негодование и протест против окружающей его николаевской действительности, которая губит самых талантливых людей. Трагической гибели Пушкина посвящено стихотворение “Смерть Поэта”, павшего в неравной борьбе со светом, с высокопоставленными чиновниками, погубившими “его свободный смелый дар”.

Одним из лучших образцов патриотической лирики Лермонтова является стихотворение “Родина”. Его тема определяется самим названием: “Родина”. Это уже не Россия “голубых мундиров”, а страна русского народа, отчизна поэта. Поэт называет свою любовь “странной”:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Эта любовь не похожа на казенный патриотизм правящих классов. Она слагается из горячей любви поэта к русскому народу и любви к родной природе. Стихотворение воссоздает великолепные картины природы: холодное молчание степей, “лесов безбрежных колыханье”, “подобные морям” разливы рек. Родная природа величественна.

Далее мысль поэта обращается к народу: “Проселочным путем люблю скакать в телеге”. “Проселочный путь” приводит нас в деревню, и возникает картина жизни русских людей, трогательный, грустный образ русской деревни:

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Поэту близка и понятна жизнь простого народа, дорого все, что связано с жизнью русского крестьянина:

С отрадой многим незнакомой

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно.

Перед взором лирического героя предстает народ в будни и в праздник:

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску

Вариант 2

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова пронизано любовью к Родине. Он беспредельно любил русский народ, тонко чувствовал красоту родной природы. Не удивительно, что пейзажные зарисовки являются неотъемлемой частью его лирических и прозаических произведений. В чём же заключается любовь лирического героя стихотворений Лермонтова, посвященных Родине? Эта любовь выражается в том, что поэт любит прежде всего родную природу, свой народ, но ненавидит самодержавие, крепостническую Россию.

Многие стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова посвящены Родине, а также протесту против самодержавия. В них он передает странность любви своего лирического героя к России, тем самым поэт противопоставляет свой патриотизм, настоящий и подлинный, патриотизму, официальному и казённому. Михаил Юрьевич всем своим творчеством воспевал родную русскую природу. Во многих произведениях поэт изображал прекрасные картины природы. В стихотворении “Родина” Лермонтов прославляет Россию народную, которую любит непосредственно, сердечно. Ему дороги и милы степи, безбрежные леса и реки. В “Родине” появляются конкретные признаки сельского пейзажа со следами крестьянского труда и быта. Его лирический герой рассуждает о плюсах и минусах России, но, не смотря на все минусы своей страны, он любит её. Именно поэтому Лермонтов называет эту любовь странной.

Странность заключается в двойственном отношении самого поэта к Родине. Резким противопоставлением являются строки стихотворения “Прощай, немытая Россия”, осуждающие самодержавно-крепостническое общество России. Данное произведение очень остро и резко передаёт недовольство властью В своей поэзии, всегда искренней, страстной и взволнованной, Лермонтов отвергает сложившиеся веками устои крепостнической России и желает видеть русский народ свободным и просвещенным. Он восстает против политического гнета, против бездеятельности и страстно зовёт своих современников к борьбе за свободу, за счастье людей. Написанию “Прощай, немытая Россия” послужила ссылка поэта на Кавказ за не менее резкое стихотворение “Смерть поэта”.

Иное настроение содержится в стихотворении “Кавказ”. С детства Лермонтов бывал на Кавказе. Его вдохновляла природа юга России, он рисовал пейзажи гор, моря, описывал величественные явления природы. Позже Михаил Юрьевич прибывал здесь во время ссылки. “Кавказ” показывает невероятную любовь поэта к природным красотам. Лирический герой рассказывает о том, какие мысли и чувства вызывает природа. Кавказ успокаивает поэта, смиряет его душевные тревоги. Таким образом, все произведения Михаила Юрьевича Лермонтова противопоставлены друг другу.

Они выражают различные эмоции: любовь и ненависть; противоположные отношения лирического героя к России: восхищение природой и отвержение казённого патриотизма. В этом и заключается странность любви поэта к Родине. Поэзия Лермонтова- поэзия глубокой мысли, гражданского долга и жажды жизни. Его стихотворения согреты чувством великой любви к народу.

Тема Родины в творчестве М. Ю. Лермонтова

Тема Родины и патриотические мотивы в произведениях Лермонтова звучат несколько иначе, чем в творчестве других поэтов XIX века. Объясняется это не только особенностями личности, характера Лермонтова или его мировоззренческой позицией, но и общественно-политической обстановкой в стране. В условиях жесточайшей реакции после расправы над декабристами многие общественные деятели потеряли веру в свои силы, не видели смысла следовать путём честных и мужественных борцов за свободу и за реформы в России. Наступил период апатии, бездеятельности, пассивности молодого поколения, что было тревожным симптомом для политического движения.
В стихах Лермонтова читатель ощущает напряжённость, мрачность, некоторую угрюмость автора, хотя протестные настроения в лирике поэта присутствуют, вопреки гнетущей атмосфере современной действительности. Так, в стихотворении «Родина» поэт говорит о двойственности чувств, какие он испытывает при размышлениях о природе, людях и о стране в целом. Он признается: «Люблю отчизну я, но странною любовью!»

И эта «странность» заключается в том, что любит поэт не славу России и не её историю («тёмной старины заветные преданья»), не власть и не самодержавно-крепостническое государство. Причём всё то, что не вызывает умиления в его душе, прямо противоположно другим картинам русской действительности, при виде которых возникают тёплые чувства в сердце поэта. Это пейзажи средней полосы России с её просёлочными дорогами, берёзками, крестьянскими избами:

Люблю дымок спалённой жнивы, В степи ночующий обоз.

Те степные просторы, которые для многих людей связаны с тоскливым настроением, Лермонтову очень нравятся и вызывают гордость при виде величия Родины:

Но я люблю – за что, не знаю сам – Её степей холодное молчанье.

Удивительно и то, что дворянин Лермонтов с удовольствием смотрит «на пляску с топаньем и свистом», а значит, ценит национальные, народные традиции и культуру. Сам не державший соху в руках, он, «с отрадой, многим незнакомой», отмечает успешность крестьянского труда: «полное гумно» как результат урожайного года, то есть достаточно много зерна у тех хлеборобов, кому повезло не разориться. Проезжая деревеньки, автор успевает отметить некоторые уютные домики, любуется избами тех мастеров-сельчан, которые украшали окна своих домов резными ставнями.

Любовь к крестьянской России, тем не менее, не закрывает поэту глаза на отрицательные стороны русской жизни: бесправие и угнетённость народа, произвол жандармов. Он испытал на себе и слежку тайного отделения полиции, и цензуру, гонения в творчестве. Всё это тяготило многих свободолюбиво настроенных людей, и в результате появляются у Лермонтова такие резкие строчки, которые написаны перед новым вынужденным отъездом на Кавказ:

Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ.

Конечно, не следует понимать буквально метафору «немытая Россия». Здесь, наверное, можно увидеть не только раздражение автора в связи с жалким существованием и нищетой населения, но и возмущение бескультурьем, то есть темнотой сознания неграмотного крестьянства, не видящего смысла в борьбе за собственные права.

Эти стихи созданы поэтом в 1841-м году, незадолго до смерти, когда пессимистические настроения Лермонтова усилились, вследствие жизненных обстоятельств.

А в 1837 году тема Родины прозвучала очень ярко и патриотично в стихотворении «Бородино». В то время поэт писал об историческом событии в русской истории с большой гордостью. «Схватки боевые» во время Бородинского сражения помнит весь русский народ, так как именно тогда решился исход борьбы в Отечественной войне 1812 года. Любовь к Родине простых солдат восхищает Лермонтова, он пишет об этом с пафосными интонациями:

И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.

Поэт согласен с рассказчиком, старым солдатом, который отвечает на вопросы молодого воина, что участников тех сражений следует считать не только великими патриотами, но и Богатырями земли Русской. Среди них как простые крестьяне, так и знатные дворяне:

Полковник наш рождён был хватом: Слуга царю, отец солдатам.

Такими полководцами гордилась Россия, ведь им верили люди, они вели за собой войска, подавая личный пример:

Ребята! не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой, Как наши братья умирали.

Благодаря самоотверженности, храбрости и мужеству участников войны в борьбе с наполеоновской армией, Россия отстояла свою независимость, когда не только пушки решали исход сражения, но и «удалый, рукопашный» бой. Вот поэтому можно гордиться людьми, готовыми отдать жизнь ради Родины, и Лермонтов по праву называет их могучим, лихим племенем, богатырями.

О любви поэта к Родине могут многое рассказать и стихи, посвящённые природе родного края. Иногда страдающему человеку общение с природой – это как бальзам на душу. В тональности стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива. » угадывается желание уйти от гнетущей реальности на свободу, к природе. Лермонтов написал эту пейзажную миниатюру, находясь под надзором (в результате преследований за стихотворение «Смерть поэта»). Но он нашёл выход: смог представить себя свободным, будто очутился на лоне природы, хотя происходило всё в его воображении. И нарисованные им картины не только дышат любовью к родному краю, но также говорят о способности человека ощущать духовное слияние с окружающим миром.

По-разному могут быть выражены патриотические чувства: то с ожесточённостью человека, знающего о пороках в своём Отечестве, то с величайшей нежностью любящего сына к матери-родине. В творчестве М.Ю.Лермонтова проявилось множество оттенков чувств в отношении к природе и Родине, и все его стихи приносят читателям ощущение сопричастности к поставленным проблемам и к мыслям о необходимости преобразований в обществе.

Отношение Лермонтова к Родине (эссе)

Прекрасная по своей форме и глубокая по своему смыслу поэзия Лермонтова Михаила Юрьевича не перестает волновать читателей даже спустя сто шестьдесят лет после своего рождения. Всем нам известно, что Родину не выбирают. Лермонтов учит нас проявлять любовь к России, к ее необъятным просторам, убожеству и богатству. Михаил Юрьевич способен увидеть в обычном пейзаже красоту магической величины, проникнуть в самый смысл сущего. Его патриотизм не показной, сусальный, а прочувствованный, вытекающий прямо из глубины души, иногда “отдающий некоторой горчинкой”.

Двойственные чувства Лермонтова к отчизне сквозят чуть ли не в каждой строчке его романов. Это “обильная и убогая” Россия — его самая любимая родина, однако временами прорываются гнев и боль на долготерпение людей, смирение рабов, которых Михаил Юрьевич не хочет и не может ни понять, ни принять, ни объяснить. Вынужденная ссылка на Кавказ воспринимается Лермонтовым как благо, ведь всеобщая подозрительность, внимнаие к нему властей, а также апатия к подобному “порядку” поэту попросту ненавистно.

ПАТРИОТИЗМ В ПОЭЗИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Михаил Юрьевич Лермонтов родился спустя два года после Отечественной войны

1812 года. Творчество поэта развивалось уже после разгрома восстания декабристов. Отдавая дань уважения подвигу русского народа, Лермонтов пишет свое знаменитое “Бородино”. Это стихотворение стало своеобразным гимном солдатам-богатырям, отдавшим свою жизнь за родину. Читая стихотворение, мы видим такие яркие картины битвы, словно сами находимся на поле боя. Позднее Лев Николаевич Толстой скажет, что без этого стихотворения не было бы “Войны и мира”.

Лермонтов протестует против бездумной и бесцельной жизни, его произведения разнообразны и глубоки по внутреннему содержанию. Лермонтов был патриотом, и этот мотив проходит через многие его стихотворения.

Как патриот, Лермонтов выражает протест против зла, порожденного тираном-самодержцем, зовет на борьбу против насилия человека над человеком, становится вдохновителем людских надежд.

Николай I, напуганный восстанием декабристов, превратил Россию в тюрьму для свободолюбивых людей. Все литературные произведения того времени проходили жесточайшую цензуру, культура и образование подвергались гонениям.

Но даже в этих условиях Лермонтов остался верен своим идеалам. Он разоблачает и обличает крепостное рабство и политическое угнетение, тиранию власти и национальные предрассудки. Лермонтов выступает против привилегий знати, против порабощения человека золотом, отстаивает демократическую идею равенства. От первых политических стихотворений к зрелому творчеству идет одна все более углубляющаяся линия разрыва между поэтом и “официальной” Россией.

Надо было иметь огромное мужество, чтобы в этих условиях написать стихотворение “Смерть Поэта”. Оно написано по горячим следам событий и под непосредственным впечатлением от них. Хоть речь идет о конкретном человеке и его судьбе, здесь много обобщающих образов. “Свободы, Гения и Славы палачами” называет поэт дворянско-крепостническое общество, его правящую клику.

Лермонтов впитал в себя и выразил со “страшной силой” наиболее глубокие искания эпохи. Он ищет выхода из создавшейся ситуации, в стихотворениях звучат нотки борьбы: “А он, мятежный, просит бури…”

Во многих лермонтовских стихах воплотился дух действия, дерзновения, в его стихах бьется горячее сердце. “Так жизнь скучна, когда боренья нет” – эта строка может служить девизом всего творческого пути поэта. Поэт тосковал по героическим подвигам, звал на борьбу, пробуждал современников от малодушной спячки, зажигал сердца единомышленников.

Лермонтова не устраивала бесцельная жизнь в дворянском обществе, она тяготила его: “И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, – такая пустая и глупая шутка… Поэт стремится всеми силами сбросить оковы. Освободительный пафос его стихотворений стоит рядом с патриотическим.

К 1841 году патриотическая поэзия Лермонтова достигает наивысшего расцвета. “Родина”, “Выхожу один я на дорогу…”, “Прощай немытая Россия…” – вот неполный перечень стихотворений этого периода.

Россия у Лермонтова многоликая и противоречивая страна: обильная и нищая, обездоленная в настоящем и живущая надеждой на будущее. Но все-таки поэт ее любит. Теперь уже рядом с горечью и разочарованием появляется простота и задушевность. Это уже “новый”, “неожиданный” Лермонтов, проникнутый печальной любовью к человеку. Его стихи очень лиричны:

…Но я люблю – за что, не знаю сам –

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям…

В тоске о величии и красоте жизни поэт рисует чудесные образы “фантастического” мира. Но есть пути, следуя которым поэт обретает опору в настоящей жизни: это подвиг во имя родины.

В поэзии Лермонтова в период его наивысшего творческого горения героическая идея сплетается с патриотической, патриотизм – с идеей народа. Вот почему он с таким горячим благоговейным преклонением обращается к незабываемой дате 1812 года, слагает задушевные строки о Москве.

Каждая мысль Лермонтова бередит души и сейчас. Это человек, который поднял голос в защиту свободы и равенства в годы реакции и этим самым показал себя не только патриотом, но и мужественным и смелым человеком. Поэт до конца жизни остался верен избранной теме, боролся за свободу личности и свободу родины.

Патриотические мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова

Родина для Лермонтова — понятие широкое и многоплановое. Его отношение к России проникнуто болью и гордостью за ее судьбу.

В ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства (“Жалобы турка”), прославление революционного подвига (“10 июля 1830”), возвеличение былого могущества России (“Новгород”, “Приветствую тебя, воинственных славян…”). Социальные проблемы Лермонтов связывает с какими-то глубинными, историческими процессами.

В стихотворении “Монолог” поэт приходит к неожиданному и трагическому выводу — сама Родина обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель талантов:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете…

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Когда мы их употребить не можем?

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует…

Поэтому так силен в лирике Лермонтова мотив противопоставления современного, ущербного существования былому могуществу свободной России. Одно из высших проявлений силы русского духа Лермонтов находит в недавнем прошлом: в войне 1812 года. Победу России над Наполеоном Лермонтов воспринимает как символ торжества справедливости, огромной духовной силы нации. В стихотворении “Бородино” противопоставлены “нынешнее время” и время “былинных” богатырей:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Современное поколение неспособно на подвиги, утратило духовную связь с народом. От имени прошлого поколения в поэме говорит старый солдат: он выступает и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Не случайно в стихотворении постоянно звучит местоимение “мы” — так Лермонтов передает важнейшее свойство русской национальной психологии: личность существует не сама по себе, а в слиянии с другими. Но это не обезличивает человека. Именно русские солдаты принесли России победу:

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Солдаты идут в бой за родину, повинуясь нравственному закону: “Как наши братья умирали!” Они с любовью вспоминают о погибшем командире:

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Эти естественные взаимоотношения противостоят тем безнравственным законам, по которым живет “нынешнее племя”.

В 1841 году написаны два стихотворения, в которых Лермонтов наиболее полно и глубоко раскрывает всю противоречивость, сложность своего отношения к Родине:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ…

Впервые в русской литературе прозвучало осуждение не каких-либо отдельных сторон русской действительности, а всей николаевской России:

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Речь идет одновременно о беде и о вине России и ее народа. Стихотворение выражает чувство безнадежности: в этой стране покорности, жестокости и несвободы жить нельзя.

В стихотворении “Родина” Лермонтов называет свое отношение к Родине “странной любовью”. Стихотворение построено на противопоставлении “казенного патриотизма” и естественного человеческого чувства. Картины истинной России ничуть не отрицают в сознании Лермонтова Россию как государство.

Сложное отношение Лермонтова к Родине, принятие ее душой, а не умом, отказ объяснить, за что человек любит свою отчизну, положили начало целой традиции в русской поэзии:

Умом Россию не понять…

В Россию можно только верить.

(Ф. И. Тютчев)

Своеобразие патриотической темы в лирике М.Ю.Лермонтова literatura5.narod.ru. — презентация


Своеобразие патриотической темы в лирике М.Ю.Лермонтова literatura5.narod.ru


Своеобразие патриотической темы в лирике М.Ю.Лермонтова К уроку литературы в 9 классе. Можно также использовать на уроках литературы в 10 классе в начале учебного года.

Примечание: Презентация построена по линейному принципу. Но можно использовать гиперссылки: – перейти на страницу с текстом произведения – вернуться назад – примечание

«Он поэт русский в душе – в нём живёт прошедшее и настоящее русской жизни». В.Г.Белинский

Патриотизм Лермонтова (особенности, связанные с характером эпохи) 30-е годы 19 века: «патриотизм» православие самодержавие народность В лирике Лермонтова истинное чувство любви к отечеству противопоставляется «казённому патриотизму» В1841 году написаны 2 стихотворения, в которых Лермонтов наиболее полно раскрыл противоречивость, сложность своего отношения к Родине: «Прощай, немытая Россия…» и «Родина»

Тема Родины проходит через всё творчество Лермонтова В раннем творчестве проявляется любовь к родной природе. Воспевая её, поэт с симпатией говорит о простом народе. Мысли о родине – мысли о свободе: …Степь раскинулась лиловой пеленой, И так она свежа, и так родня с душой, Как будто создана лишь для свободы. («Прекрасны вы, поля земли родной») Уже в юношеских стихотворениях Лермонтов рисует картины деревенской, крестьянской России. Он вспоминает широкие сёла в утренней дымке, «кучи хижин небольших», «балалайки звук народный» («Солнце», «Романс», «Два брата»).

Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. Быть может, за стеной Кавказа Сокроюсь от твоих пашей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей. В этих словах не только осуждение, но и боль при мысли о том, что народ тёмен, непросвещён, что рабское положение выработало в нём привычку покоряться силе. Самым ужасным поэт в положении России поэт считает то, что в ней «огромное количество людей терпеливо страдает, а другое страдает, не сознавая этого» (из разговора со славянофилом Ю. Т. Самариным).

Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. Быть может, за стеной Кавказа Сокроюсь от твоих пашей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей. Не обвинение слышится здесь, а боль и досада. (у Пушкина эта боль в «Свободы сеятель пустынный…») В стихотворении поэт ни разу не сказал слова «родина». «Свободы сеятель пустынный…») Поэт без сожаления прощается с «официальной» Россией – темницей, где ни один человек не чувствует себя свободным и каждый может подвергнуться полицейской слежке. Николаевская Россия – это «страна рабов, страна господ». Она не вызывает любви и симпатии поэта.

Отрицая официальную николаевскую Россию, поэт обращает свой взор к другой отчизне: Люблю отчизну я, но странною любовью… «У России нет прошедшего: она вся в настоящем и будущем» (последняя из записей в тетради Лермонтова) Но настоящее России не удовлетворяло поэта, а надежды на будущее были связаны с народной Россией, к ней он и обращается в стихотворении. Такая любовь должна была казаться странной в то время, когда был провозглашён казённый патриотизм, а большинство дворян было далеко от народа.

Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит её рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни тёмной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадные мечтанья. В стихотворении нет и намёка на прославление покорности и христианской веры: отрицает воинскую славу, которой, по мнению официальных историков, обязаны царям и генералам. отрицает «покой», достигнутый в результате победоносных кампаний. отрицает «тёмную старину», как положительный идеал для России.

Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит её рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни тёмной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадные мечтанья. Поэт наполняет эти понятия своим особым смыслом. Выбор слов, изобразительных средств, интонация говорят о любви: «полный гордого доверия покой», «заветные преданья». Стих звучит торжественно и мерно Но всё, о чём Лермонтов здесь пишет, было в прошлом. А мысли поэта заняты будущим России.

Когда поэт думает о будущем, его надежды и «отрадные мечтанья» связаны не с войнами и «гордым покоем» государства, а с народом. Поэт рисует дорогие сердцу каждого русского человека картины и говорит о любви к родной природе и простой сельской жизни: Но я люблю – за что не знаю сам? – Её степей холодное молчанье, Её лесов безбрежных колыханье, Разливы рек её подобные морям… Просёлочным путём люблю скакать в телеге, И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень… Перед мысленным взором читателя возникает среднерусский пейзаж, с лесами, которые сменяются степями, с широкими речками, просёлочными дорогами…

Но я люблю – за что не знаю сам? – Её степей холодное молчанье, Её лесов безбрежных колыханье, Разливы рек её подобные морям… Просёлочным путём люблю скакать в телеге, И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень… Перед нами не мимолетный набросок, запечатлевший какое-то мгновение в жизни природы, а постепенно возникающие перед поэтом любимые картины. Мы видим именно то, что заставляет его верить: «Россия вся… в будущем».

Любовь к народной России выражена в «Родине» просто и глубоко, без пышных восклицаний и патетики. Для стихотворения характерно почти полное отсутствие метафоричности, обычной для многих произведений Лермонтова. Н.А.Добролюбов: «…удивительное стихотворение «Родина», в котором он становится выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к Отечеству истинно, свято и разумно… Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на жизнь нельзя требовать от русского поэта» (Ст. «О степени участия народности в развитии русской литературы», 1858.)

Тройка, выезжающая из деревни. Рисунок М. Ю. Лермонтова. Карандаш – Многие рисунки М.Ю.Лермонтова запечатлели «просёлочную» деревенскую Россию.

Пейзаж с двумя березами. Акварель М. Ю. Лермонтова. 1828–1832. Многие рисунки М.Ю.Лермонтова запечатлели «просёлочную» деревенскую Россию.

Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой. Акварель М.Ю.Лермонтова

«С отрадой, многим незнакомой», Лермонтов запечатлел в этом пейзаже приметы любимой им отчизны: мельницу, неширокую речку, тройку, скачущую по просёлочной дороге, «чету белеющих берёз» на холме, дали, покрытые синеватой дымкой.

Список использованных печатных источников: 1.Рез З. Я. М.Ю.Лермонтов в школе. – Л.: Учпедгиз, 1963, стр. 110 – Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.» – М.: Сов. Энцикл., Источник иллюстраций: Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.» – М.: Сов. Энцикл., 1981: слайды 3–4 (М. Ю. Лермонтов в сюртуке Тенгинского пехотного полка. Акварель К. А. Горбунова – вкладка между стр. 528 – 529); слайды 15, 16, 17, 18 (вкладка между стр. 144 – 145). слайды 3–4

Примечания: Слайд 4. «По утверждению Белинского, в стихах Лермонтова «все силы и все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия». Лермонтов своими стихами отвечает на вопросы жизни, на больные вопросы современности; «он поэт русский в душе – в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни». (Источник: Гершензон Д. Я. Лермонтов в русской критике // Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. – М.: ОГИЗ; Гос. изд-во худож. лит., 1941, стр. 596.)

Примечания: Слайд 7. Из дневника Ю. Ф. Самарина за 1841 г. Сочинения, т. XII, стр. 56 – 57. Его [Лермонтова] мнение о современном состоянии России: «Хуже всего не то, что известное количество людей терпеливо страдает, а то, что огромное количество страдает, не сознавая этого». (Источник: Щеголев П. Е. Книга о Лермонтове: [В 2 кн.]. – Л.: Прибой. Вып. 2. – 1929, стр. 162.

Примечания: Слайд 9. В письме к Г. Гервегу Герцен о главной мысли из чернового наброска поэта: «У России нет прошедшего: она вся в настоящем и будущем…», который был посмертно напечатан в «Отечественных записках» (1844, т. XXXII). В записной книжке Лермонтова этот набросок датируется апрелем – июлем 1841 г. (Ист.: Гиллельсон М. Лермонтов в оценке Герцена // Творчество М. Ю. Лермонтова: 150 лет со дня рождения, 1814–1964. – М.: Наука, 1964, стр. 378.)

Примечания: Слайд 14. Н. А. Добролюбов в статье «О степени участия народности в развитии русской литературы» (1858) о, в котором он… понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно» (Собр. соч., т. 2, 1962, с. 263). (Источник: Мануйлов В. А. «Родина»// Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.» – М.: Сов. Энцикл., – С. 469–470.

(1831г)

А.С.Пушкин *** Изыде сеятель сеяти семена своя Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды; Рукою чистой и безвинной В порабощённые бразды Бросал живительное семя – Но потерял я только время, Благие мысли и труды… Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич. (1823) Пушкин с горечью пишет, что порабощённый народ привык к ярму и бичу, что он пока остаётся глухим к голосам, требующим свободы для него же. У Пушкина даже более резко, чем у Лермонтова, говорится о «послушном народе», как о стаде, не умеющем ценить «дары свободы».

Своеобразие патриотической темы в лирике М.Ю.Лермонтова literatura5.narod.ru

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]