- Сочинения
- По литературе
- Тютчев
- Тема родины в творчестве Ф. И. Тютчева
Несмотря на преданность родному краю, безграничную любовь к Родине, великий русский поэт Федор Иванович Тютчев провел в родных краях меньше времени, чем на чужбине. Так сложились обстоятельства. Однако по словам «у ней особенная стать…», отнесенным к родине, автор определял свое отношение к ней. Время, связанное с родными пейзажами в России, навсегда осталось в душе поэта.
Писатель был уверен, что то, что для него бесценно («бедные селения»), для представителей западного мира – остается загадкой. Многие события в истории прошли перед глазами поэта. Но он всегда был на стороне простого русского человека, подчеркивая стойкость народа и его силу духа («край родной долготерпенья…»).
Тема Родины просматривается в его творчестве постоянно. Она проявляется и благодаря образу женщины, которая выполняет непосильный труд и поэтому заслуживает особое внимание со стороны Тютчева: «И жизнь твоя пройдет незримо». Судьба представителей слабого пола небезразлична писателю. Кроме того, он считал, что разделять участь своей родины нужно в настоящем, а не прошлом, от которого остались лишь воспоминания («Их жизнь, как океан безбрежный, вся в настоящем разлита»). Нередко проявляется в творчестве суровая правда, которую автор не скрывает. Однако, по его мнению, это и есть одно из проявлений его родины.
Одним из наиболее ярких проявлений любви и нежности к родине связано у поэта с обращением к природе родного края. Так, необыкновенная реалистичность строк о весенней грозе делает читателя участником событий («Люблю розу в начале мая…»). А способность, например, чувствовать, как «лазурь небесная смеется», открывала ему огромные возможности в творческой деятельности.
Строки Федора Ивановича»: «Я вспомнил время золотое» говорят о том, что «пребывание в родной стране – это самый лучший период в его судьбе. В мыслях великого поэта не было ни одного помысла, связанного с выбором в пользу запада. Все переживания Тютчева, его состояние были связаны с верой и любовью к родине.
Таким образом, анализируя стихотворения Ф. И. Тютчева, можно сделать вывод о том, что образ родины у него складывается благодаря обращению к простому русскому человеку, к женщине, природе, а также религии. В каждом из этих элементов поэт видел душу. Поэтому он относился с уважением и состраданием к России. В целом, невозможно обойти неподдельную искренность, восхищение поэта родиной.
Тема Родины в творчестве Ф. И. Тютчева
Всю свою жизнь Ф. И. Тютчев верил в особое предназначение России, в великую судьбу ее. Судьба же самого поэта сложилась так, что свои лучшие годы он провел за границей. Тютчев длительное время служил в Мюнхене, в русской дипломатической миссии. Живя в Германии, Федор Иванович побывал во многих странах Европы — в Греции, Италии, во Франции. Однако мысль его всегда была устремлена к России, он был «русский сердцем и душою».
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить. Эту веру поэт пронес через всю свою жизнь. «Истинный защитник России — это история; ею в течение трех столетий неустанно разрешаются в пользу России все испытания, которым она подвергает свою таинственную судьбу», — писал Тютчев в статье «Россия и Германия». Россия для поэта — это «край родной долготерпенья», «грустные места», со свинцовым небосклоном и огромными снежными равнинами. В лирике Тютчева мы встречаем множество прекрасных скромных русских пейзажей. Вот «бледные березы», «пустырник легкий», «мох седой». Все так бледно, уныло, мертвенно. Кажется, усталая природа спит, «погрузившись в сон железный». Родной ландшафт рождает в душе поэта грусть: …Под дымчатым навесом Огромной тучи снеговой Синеет даль — с ее угрюмым лесом, Окутанным осенней мглой… Все голо так и пусто-необъятно. В однообразии немом… Местами лишь просвечивают пятна Стоячих вод, покрытых первым льдом. («На возвратном пути» ) В душе его еще живы воспоминания о краях, где «радужные горы» и «лазурные озера». Однако Россия для Тютчева — это не только грустные места, застывшие в роковом безмолвии. Но это еще и Родина, с которой судьба разлучила его юношей и куда он все же возвратился много лет спустя, зрелым мужчиной, чтобы исполнить свое истинное предназначение. Европа не стала для поэта родной. Запад и Восток всегда были противопоставлены в сознании Тютчева. Картины скромной русской природы и «бедных селений» у поэта одухотворенны и прекрасны, несмотря на их незатейливость и неброский вид. Но красота эта недоступна западному пониманию: Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной. ( «Эти бедные селенья» ) Земля эта у поэта — земля, благословенная Господом. И именно в русской патриархальности, в православных традициях, в самом складе русской души Тютчев видел залог спасения России. Безоговорочная вера поэта в особый путь России, в ее особую миссию звучит в стихотворении «Нет, карлик мой! трус беспримерный!..». Стихотворение обращено к государственному канцлеру Карлу Васильевичу Нессельроде, который пропагандировал в России антирусские настроения. Русь, по мнению поэта, несмотря ни на какие веяния модных и прогрессивных идей, не отречется от своего великого предназначения: То, что обещано судьбами Уж в колыбели было ей, Что ей завещано веками И верой всех ее царей… Венца и скиптра Византии Вам не удастся нас лишить! Всемирную судьбу России — Нет! вам ее не запрудить. («Нет, карлик мой! трус беспримерный…» ) У России, по мысли Тютчева, свой особый путь, далекий от западных революционных идей, бунтов, восстаний и переворотов. Поэт считал, что революция по природе своей чужда России. «Россия прежде всего христианская империя. Русский народ — христианин не только в силу православия своих убеждений, но еще благодаря чему-то более задушевному, чем убеждения. Он христианин в силу той способности к самоотвержению и самопожертвованию, которая составляет как бы основу его нравственной природы. Революция — прежде всего враг христианства», — писал Тютчев в статье «Россия и революция». Революционное движение поэт воспринимал как безудержную природную стихию, проникнутую бесовским, сатанинским началом. Россия же в представлении Тютчева — страна незыблемых моральных устоев, страна патриархальности и стабильности общественного устройства. Любовь к ближнему, добро, справедливость, христианство и милосердие, мужество и сила духа — вот те качества, что издавна были присущи русскому человеку, что помогли ему выстоять среди всех исторических бурь, в пору смуты и вражеских нашествий. В этом залог величия и жизненной стойкости России. Волн неистовых прибоем, Беспрерывно вал морской С ревом, свистом, визгом, воем Бьет в утес береговой, — Но спокойный и надменный, Дурью волн не обуян, Неподвижный, неизменный, Мирозданью современный, Ты стоишь, наш великан! Так Тютчев писал в стихотворении «Море и утес». Бурные морские волны олицетворяют здесь западное революционное движение, утес же — незыблемость самодержавной России. Думается, поэт и ошибся в своем пророчестве, и одновременно необычайно точно и верно предсказал будущее России. Пройдя через бунты, войны и революции, Россия все же не изменила себе, возвратившись к своим истокам и вечным ценностям — к христианству и милосердию, доброте.