- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Образ Петербурга в творчестве Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин был одним из первых русских классиков, раскрывших в своих произведениях образ Санкт-Петербурга – культурной столицы России. Именно в этом городе поэт провёл лучшие годы своей юности, и для него Петербург стал важным источником вдохновения.
Пожалуй, главное произведение А. С. Пушкина, в котором Санкт-Петербург является одним из главных героев – это «Медный всадник». Именно в этой поэме солнце русской поэзии пишет о том, сколь двулика и неоднозначна Северная столица: «город пышный, город бедный». Во вступлении автор восхваляет Петроград, восхищается его дворцами, каналами, многочисленными прекрасными строениями. Однако остальная часть поэмы, повествующая о наводнении и судьбе главного героя, звучит горько и печально. Здесь А. С. Пушкин вводит тип «маленького человека» – мелкого чиновника Евгения, у которого Петербург отобрал возлюбленную, смысл жизни, разум и даже жизнь. Так, с одной стороны, «Петра творенье» – город величественный и красивый, с другой – жестокий и лицемерный.
Столь же неблагосклонен Петербург к простому и искреннему человеку в повести «Станционный смотритель». Город поглощает Дуню – дочь главного героя, Самсона Вырина, а тот, пытаясь спасти её, сталкивается с обманчивым, подлым, грязным Петербургом. Укравший Дуню гусар Минский – красивый и хорошо одетый молодой человек, но внешность и личные качества героя совершенно противоположны: Минский показывает свою жестокость и бездушность, выгоняя Вырина на улицу. А. С. Пушкин показывает Петербург местом лжи и разврата.
Мистическим и даже враждебным предстаёт перед читателем Петербург в повести «Пиковая дама». Столица наполнена абсурдом, безумием; обитатели города также сходят с ума, идут на самые низкие и бесчеловечные поступки – как, например, Германн, желающий узнать тайну трёх карт.
Несколько по-другому показан город читателям в романе в стихах «Евгений Онегин». В первой главе поэт превозносит Петербург, пишет о декабристах; Северная столица становится оплотом свободы мысли и высоких стремлений. Но затем Александр Сергеевич, как часть российской интеллигенции, рассказывает о жизни аристократов Петербурга. День столичного дворянина проходил совершенно праздно, ночь же – время бала и маскарада. В целом петербургский аристократ – человек, прежде всего, скучающий, живущий без цели и духовно разлагающийся – создания именно такого образа добивался поэт.
Таким образом, именно А. С. Пушкин создал противоречивый литературный облик Северной столицы, на который впоследствии опирались многие русские классики: Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и другие.