Взгляды Пушкина и Онегина: сравнение
В стихотворном романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» главный герой, чье имя вынесено в заглавие произведения, предстает читателю живым, реально существующим человеком, близким приятелем автора.
Они во многом похожи, потому и дружат, но некоторые взгляды у этих двух неординарных личностей не совпадают. Какие же?
Начнем с того, что Онегин – прагматик, экономист, «ученый малый, но педант», как отзывался о нем свет. Он «не мог ямба от хорея отличить», бранил великих поэтов древности Гомера и Феокрита, но зато читал Адама Смита – знаменитого шотландского экономиста.
Онегин был остер на язык, довольно прямолинеен в суждениях, едок в высказываниях – и потому не имел друзей, являясь, по сути, одиноким и непонятным.
Конечно, во многом герой романа разительно отличался от своего создателя – личности творческой, горячей, увлекающейся, вдохновенной, окруженной многочисленными друзьями.
Взгляды на жизнь, общество, отношения у Онегина формировались под влиянием черт характера, как и у любого другого человека. Он гораздо более хладнокровен и спокоен, чем Пушкин.
В силу этих отличий, герой не такой, как его создатель, но это не мешает им дружить. Видимо, именно непохожесть характеров и взглядов привлекала Пушкина в персонаже, созданном его воображением.
Онегину чужда природа, он – городской житель, франт, педантичный в одежде:
Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей: К чему бесплодно спорить с веком? Обычай деспот меж людей. Второй Чадаев, мой Евгений, Боясь ревнивых осуждений, В своей одежде был педант И то, что мы назвали франт.
И хотя этот человек так трепетно относился к своему внешнему виду, в жизни он был глубоко разочарован и ничем искренне не заинтересован. Ему все надоело и наскучило: творчество не притягивало Онегина, природа не радовала, романтика не вызывала никакого душевного отклика.
В этом его взгляды разительно отличались от пушкинских. Великий поэт любил природу, тонко чувствовал ее состояние, был готов и способен любить.
Однако во многом они похожи как братья-близнецы, две капли воды. Например, оба разочарованы в людях и не могут не презирать их:
Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей; Кто чувствовал, того тревожит Призрак невозвратимых дней: Тому уж нет очарований, Того змия воспоминаний, Того раскаянье грызет. Все это часто придает Большую прелесть разговору. Сперва Онегина язык Меня смущал; но я привык К его язвительному спору, И к шутке, с желчью пополам, И злости мрачных эпиграмм.
Они оба скучают, томятся, устали от окружающего общества.
Острый ум, высокие мыслительные способности, жажда чего-то нового объединили этих двух людей, даже более того – сделали их добрыми приятелями, получающими настоящее удовольствие от общения друг с другом.
И пусть Онегин – совершенно не творческая личность, истинный прагматик с полным разочарованием в «науке страсти нежной», а Пушкин – великий поэт, тонко чувствующий прекрасное и жаждущий любви, во многом их отношение к жизни одинаково.
Наверное, именно поэтому автор так сильно и искренне любил своего противоречивого героя.
Образ Евгения Онегина в романе Пушкина «Евгений Онегин»
Статья для подготовки к написанию сочинения на тему: Образ Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Роман «Евгений Онегин» – первый образец русского реалистического социально-бытового романа, в котором многосторонне отражено русское общество 10–20-х годов XIX века. Для него характерны глубина раскрытия типических характеров в их эволюции, полнота изображения картин русской действительности: Москва и Петербург, столичный и поместный быт дворянства, духовные искания передовой интеллигенции.
Онегин – главный герой романа, молодой франт, богатый наследник. Он показан в романе как человек с очень сложным и противоречивым характером. Первоначально Пушкин хотел сатирически изобразить своего героя как бездельника и щеголя. Однако уже к концу первой главы его замысел меняется, и Онегин становится человеком, близким по духу самому автору. На протяжении всего романа пушкинский герой взрослеет, страдает, теряет друга, приобретает жизненный опыт. Он изображен в сложной перспективе: от бытовых причуд столичного денди через хандру и индивидуалистическую оппозиционность Пушкин приводит героя к скептическому неприятию явлений русской действительности.
Как же показаны этапы жизни героя в произведении?
В начале первой главы Онегин, достигший совершеннолетия, светский молодой человек, столичный аристократ, получивший обычное для того времени воспитание под руководством француза-гувернера и образование, благодаря которому он принят в свете. Он ведет образ жизни, свойственный «золотой молодежи»: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театра. Как неслужащий дворянин, в своем поведении он сочетает черты «лондонского денди» и французского щеголя. Владение французским языком, умение непринужденно кланяться, танцевать, вести светскую беседу и модное равнодушие ко всему, свойственное его манере поведения, обеспечили ему несомненный успех в обществе. Постоянное выражение некоторой презрительной скуки в начале его жизненного пути – это пока только дань моде.
Однако если в начале романа Онегин представляется как общественный тип, далекий от декабристских идеалов и от позиции самого автора, то уже в конце первой главы устанавливается единство взглядов автора и героя. Тон иронии по отношению к Онегину, присутствующий вначале, исчезает. Это объясняется эволюцией воззрений Пушкина, которая приводит к изменениям замысла в изображении характера героя романа. Благородство души, «резкий охлажденный ум» выделяют Онегина из среды аристократической молодежи и постепенно приводят к разочарованию в жизни и интересах светского общества: «Рано чувства в нем остыли, ему наскучил света шум». В начале романа Онегин, несмотря на разочарование, не придает особого значения возвышенным идеалам, которые все-таки живут в глубине его души. Своим умом, склонностью к «язвительным спорам» и «шуткам с желчью пополам» Онегин очень похож на Чацкого, но, в отличие от последнего, у него нет ясно выраженного гражданского идеала, во имя которого он мог бы обличать «молчалиных» и «скалозубов» и благодаря которому он смог бы стать членом тайного общества. Поэтому свою враждебность к свету.к толпе он переживает индивидуалистически, реализуя себя в сфере любви и дружбы. Его разочарование высшим обществом переходит в разочарование жизнью вообще, в мизантропию, прикрываемую «Гарольдовым плащом» и байронической позой. Эта пустота жизни мучает Онегина, им овладевает хандра, скука, и он покидает светское общество, пробуя заняться полезной деятельностью. Однако барское воспитание, отсутствие привычки к труду играют свою роль, и герой не доводит до конца ни одного из своих начинаний. Так он живет «без цели, без трудов».
Во второй главе романа Онегин оказывается в деревне. Он, по примеру многих передовых людей своего времени, поступает гуманно по отношению к своим крестьянам, заменив барщину оброком. Но и там он продолжает мучиться от скуки и ощущения пустоты жизни. В деревне он встречает Татьяну – воспитанную, благородную, чуткую девушку, которая так страстно и искренне полюбила его. Однако мимо этого святого чувства любви Онегин проходит с мертвым сердцем. В ответ на искреннее признание простодушной уездной барышни он дает ей наставления с высокомерным сознанием своего культурного превосходства.
Онегин, несомненно, близок к передовым идеям своего времени. Весь круг его мыслей и раздумий отражает атмосферу и дух эпохи. Пушкин подчеркивает сложную взаимосвязь героя и сформировавшего его общества, повествуя о «резком, охлажденном уме» Евгения, о его во многом прогрессивных взглядах и о разочарованности в «свете». Сблизившись в деревне с Ленским, юным и наивным романтиком, отвернувшимся от реальной действительности, противоречащей его высоким идеалам, и ушедшим в мир возвышенных представлений, философии и ис-кусства, Онегин совершает необдуманный поступок. От скуки он раззадоривает своего друга на именинах Татьяны, но это воспринимается Ленским как намеренное коварство. Юный поэт, приревновав своего друга к Ольге, вызывает его на дуэль. Онегин, приняв вызов и не сделав ни одной попытки извиниться перед юношей, показал себя «не мужем с честью и умом», а «мячиком предрассуждений», он испугался «мненья света», которое так презирал. Гибель друга потрясла «себялюбивую и сухую» душу Евгения, он почувствовал себя одиноким и опустошенным, потерял уважение к себе. Это мучительное состояние потерянности пробудило в нем «охоту к перемене мест», он понял, что не способен ни к любви, ни к дружбе, ни к истинной свободе. Он, как и лермонтовский Печорин, «страдающий эгоист», «эгоист поневоле», живущий в обществе, с которым не разделяет «ни общих мнений, ни страстей».
В подавленном состоянии духа Онегин покидает деревню и начинает странствовать по России. Эти странствия дают ему возможность взглянуть по-другому на жизнь. За два года изменился масштаб мироощущений Онегина, он вернулся другим человеком, стал гораздо серьезнее, внимательнее ко всему. Встретившись с Татьяной, уже замужней, богатой светской дамой, Онегин влюбляется в нее «как дитя», страстно и глубоко. Однако, разгадав себялюбие и эгоизм, лежащие в основе чувства к ней, Татьяна не отвечает на любовь Онегина. Она остается верной своим высоким идеалам и предстает лишь жертвой внешних неблагоприятных условий, тогда как плачевный итог судьбы Онегина объясняется в первую очередь его собственной отрицательной нравственной позицией, а затем уже условиями окружающей среды. Хотя он на голову выше светского общества, он настолько им же испорчен. Преодолеть это влияние, начать другую, более достойную и осмысленную жизнь он не в состоянии. Все это делает героя Пушкина «лишним человеком».
Показав всю сложность и противоречивость характера Онегина, наделив его как положительными, так и отрицательными качествами, Пушкин оставляет его на распутье, в поисках смысла жизни и священной свободы.
Таким образом, в романе ставится важнейший вопрос эпохи: по какому пути идти просвещенной передовой дворянской интеллигенции, которая порывает с невежественным и консервативным большинством своего класса, но не знает реальных способов изменения общественного устройства. В лице Онегина Пушкин запечатлел драматическую судьбу лучших людей времени, чья общественная роль стала снижаться после поражения декабристов. Из общей массы дворян Онегин выделяется своим умом, образованностью, критическим отношением к окружающей действительности, нежеланием служить ради карьеры. Отсутствие дела и цели в жизни – «недостаток» Онегина, обусловленный принадлежностью его к дворянскому сословию, поэтому разочарованность героя предстает как характерное явление времени.
В.Г. Белинский в своей статье о романе дает социологический и психологический анализ образа героя: «Онегин – характер действительный в том смысле, что в нем нет ничего мечтательного, фантастического… он мог быть счастлив или несчастлив только в действительности и через действительность».
Образ Онегина
Герои романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» не делятся на положительных отрицательных, все образы весьма неоднозначны:
- Евгений Онегин
- Татьяна Ларина
- Владимир Ленский
- Ольга Ларина
- Мать Татьяны и Ольги
- Зарецкий
- Няня Татьяны
- Князь N
- Княжна Алина.
Главный герой романа А. С. Пушкина – уникальный персонаж, в котором сочетаются положительные и отрицательные качества. Евгений Онегин – потомственный дворянин. Молодой человек родился в Петербурге, где прожил большую часть жизни. К моменту повествования, родители Евгения уже умерли. Евгений был единственным ребенком в семье. К тому же, у него нет и двоюродных братьев и сестер, все ближайшие родственники молодого человека бездетны, а потому он был «наследник всех своих родных». Однако в наследство от родителей Онегин получил не только титул, но и множество долгов. Поправить положение могло наследство дяди, который был тяжело болен. И Евгений едет к умирающему родственнику. Ухаживания за дядей наводят уныние и тоску на Онегина:
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
«Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!»
После смерти дяди Онегин избавляется от долгов. Молодой холостой дворянин получает возможность начать жизнь с чистого листа.
Как и все дворяне, Онегин был образован. Но его базовые знания оставляют желать лучшего. Однако Евгений хорошо владел французским языком, немного знал латынь. Известно также, что он не любил историю. Молодой человек жил беззаботной жизнью, не испытывая совершенно никаких трудностей. Не было у него какой-либо определенной цели в жизни – он жил одним днем, проводя все свое время в развлечениях.
Завсегдатай званых обедов и балов, Онегин ведет активную светскую жизнь. Выглядит он соответствующе – «как денди лондонский одет». Костюм Онегина соответствует последним модным веяниям. Молодой человек тщательно следит за своей внешностью:
«Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил».
Выход в общество для Онегина – повседневное развлечение, и поэтому он хорошо знает все типы поведения аристократов. В скором времени выходы в свет ему надоели и стали наводить скуку и даже утомлять. Ему надоело все – и балы, и театр, и званые обеды. Он ищет способ отстраниться от любого общения и стремится к уединению.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Образ Евгения Онегина 490 ₽ Реферат Образ Евгения Онегина 240 ₽ Контрольная работа Образ Евгения Онегина 250 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Замечание 1
В целом, Онегин не любил ни общество, ни людей. Единственным, кого он уважал и кому завидовал, был его друг, Владимир Ленский.
В глазах аристократов Евгений Онегин был заметной личностью. Его молодость, привлекательная внешность, хорошие манеры в глазах женщин делают его фаворитом. Однако если в начале романа такое внимание ему льстило, то в скором времени оно ему надоело. На взаимоотношения с женщинами негативный отпечаток накладывает то, что женщины, по мнению Онегина, непостоянны и с легкостью могут поменять своей решение.
В деревне Онегин знакомится с Владимиром Ленским, молодым помещиком. Романтик-поэт Ленский знакомит Онегина с семьей Лариных. Старшая дочь Лариных, Татьяна, влюбляется в Онегина. Однако девушка не вызывает интерес у Евгения. В ответ на письмо Татьяны Евгений при личной встрече говорит о том, что ее чувства не взаимны, и пытается дать ей совет не открывать свое сердце малознакомым людям:
Но обмануть он не хотел
Доверчивость души невинной.
Отказ Онегина причиняет Татьяне душевную боль и приносит разочарование. С одной стороны, такой прямолинейный и даже грубоватый ответ Евгения характеризует его как бесчувственного, холодного человека. Но с другой стороны, он предпочел сказать Татьяне правду в лицо, не увиливая, не уходя от ответа. И его совет девушке выглядит даже как проявление заботы.
Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет».