- Сочинения
- По литературе
- Гончаров
- Детство Обломова в романе Обломов
Главный персонаж подрастал в наследственной усадьбе Обломовке, великолепной и тихой местности. Весь окружающий мир вслед за тем жил будто бы согласно плану, а общество веровало в народные сказания и злобных домовых.
Паренек был один и почитаемым Ребёнком. Ежедневные приём трапезы являлись мероприятием важным в семье Обломовых. После приема пищи весь дом засыпал. В том числе и нянечка, которая должна была охранять Илюшу, непроизвольно закрывала очи. В подобные минутки ребенок был совершенно независим.
Ребенок обожал убегать с дома, прогуливаться по галерее, пробегать по рощи и части оврага. Туда малыш боялся спускаться, так как овраг считалась небезопасным местом. Мать слишком сильно оберегала сына, никак не позволяла выбираться во двор и гулять под солнцем. Вот так Илья и приучался к размеренному существованию в Обломовке. Он следил за старшими , за их досужими делами и бесполезными беседами, запоминал и обучался.
В 12 лет парня отдали на подготовка Штольцу, в селение Верхлёво. Ни один человек из семь Обломовых не осознавал значимости знаний, всегда ожидали только диплом. Отцу с матерью было жалко сына и они стремились сдержать его дома всеми силами.
Помимо лени, безвольности и абсолютного несогласия с общественной жизнью Обломову присуще излишняя мечтательность. Персонаж большинство времени жил в мечтаниях о вероятном перспективном будущем, выдумывая массу альтернатив благополучного существования в Обломовке. Откровенно переживая любую собственную мечту, Илья никак не осознавал, что все это лишь иллюзии, красивые небылицы, аналогичные историям нянечки, рассказанным в раннем детстве.
Единственным другом Ильича являлся сын его педагога. Андрюша с раннего возраста был целеустремлён, твёрд, он являлся противоположностью Обломова. Штольц стремился послужить причиной товарища в передвижение, принуждал обучаться. Однако правила родимого жилья нравились Илье больше. Взгляд на жизнь у товарищей был разный, но все же теплые чувства они сохранили.
Тайна нрава, повадок Ильи скрывается в его раннем возрасте. Желания и порывы мальчишки никак не находили своего места. Это и привело его к тому, что он стал ленивым и боязливым.
Опека родных
Илья Ильич Обломов провел беззаботное детство в деревне Обломовка. В родовом имении он проживал не только с матушкой и отцом. Кроме слуг там жили многие родственники.
«Он хорошенький, полненький. Такие кругленькие щечки».
Был единственным ребенком в семье. Домочадцы закармливали мальчугана всевозможными сладостями.
«Вся свита дома подхватывала Илюшку на руки, начинала осыпать похвалою и ласкою. Он едва успевал вытирать следы от непрошеных поцелуев».
Не успел младшенький Обломов проснуться, как к нему неслась няня, чтобы помочь встать и одеться. Далее к любимому сыночку из соседней комнаты торопилась мама. Женщина одаривала мальчика нежностью, чрезмерной заботой.
«Она осматривала его жадным взглядом, проверяла, не мутные ли глаза, интересовалась, не болит ли что».
Паренек понимал, что все его прихоти моментально выполнялись. Он превращался в такого же ленивого, равнодушного ко всяческим проявлениям жизни человека, как и окружающие. Если он и пытался делать что-то самостоятельно, то близкие подавляли все его стремления.
«Только захочет чего-нибудь Илья, только мигнет — уж трое-четверо лакеев бросаются исполнять его желания».
Его превращали в экзотическое растение, медленно растущее в теплице.
«Всяческие проявления деятельности и силы обращались внутрь и увядали».
Иногда на мальчика находило непреодолимое желание сбежать из дому, лишиться опеки каждого из домочадцев. Стоило ему спуститься по лестнице, или выбежать во двор, как несколько человек уже спешили вслед за ним с криками и запретами.
Резвость и любознательность
Маленький Илья рос подвижным ребенком. Когда он видел, что взрослые заняты, то вмиг пытался спрятаться от их заботы.
«Ему страсть как хотелось взбежать на окружавшую дом галерею, чтобы посмотреть с высоты на речку».
Его догоняли, а он вновь старался ускользнуть на голубятню, в овраг, или в березовый лес, где могли водиться лешие и оборотни. Так рассказывала нянька. Бывало, что она целый день проводила в суматохе и беготне за своим воспитанником.
Обломов рос любознательным.
«Присмиреет, сядет возле няни, смотрит на все так пристально. Наблюдает за всеми совершающимися перед ним явлениями».
Он спрашивает у нее, почему есть свет и темнота, замечает, что от запряженной в поводья лошади на земле образуется тень, сравнивает размеры, понимая, что бочка во много раз больше лакея, везущего ее на телеге.
Выйдя гулять за пределы двора, пока гувернантка прячется в холодке, малыш пристально наблюдает за жуками, ловит стрекоз, садит их на соломинку. Прыгнет в канаву, начнет очищать корешки, есть их вместо сладких яблок.
«Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользнет от внимания ребенка. В душу врезается картина домашнего быта, напитывает детский ум примерами, бессознательно накладывает программу судьбы ребенка на жизнь, его окружающей».
Привычки родителей и близких, сформировавших характер маленького Ильи.
В поместье Обломовых считали, что ремесло вовсе не облагораживает человека.
«Родственники Ильи сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли».
Отец мальчика предпочитал только наблюдать за слугами и родственниками, спрашивать у них об их занятиях, раздавать указания. Мать могла часами разговаривать с лакеями, жильцами дома. Любила бывать в саду, рассматривать, как наливаются плоды.
«Главною заботою семейства была кухня и обед».
Все собирались вместе, бурно обсуждали приготовление блюд. После этого следовал отдых. «В доме воцаряется тишина. Наступает час послеобеденного сна». Подобное состояние овладевало каждым. Со всех уголков дома было слышно сопение и храп.
«Илюша все наблюдал.
Редко кто поднимет голову, глянет бессмысленно, с удивлением перевернется на другой бок, плюнет спросонья, почавкав губами, опять заснет». В это время взрослых совершенно не заботило то, что маленький Илья мог остаться совершенно без присмотра.
Родственники его всегда пребывали в беззаботном настроении, они не стремились к улучшению быта, а радовались тому, что им послано. Их жизнь проплывала тихою рекою. Если в доме что-то выходило из строя, рушилось, то редко когда поломку устраняли. Людям было легче вести разговоры о крестинах, свадьбах, поверьях связанных с ними. Они обсуждали всевозможные рецепты, ходили в гости, играли в карты. Такой образ жизни близких оставил неизгладимый след на формировании характера и привычек юного Обломова. Постепенно, по мере взросления мальчика, всеобщая лень овладела и им.
Детство Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов»
Уважаемые читатели нашего интернет-журнала, предлагаем вам сочинение на тему «Детство Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов», в котором расскажем о детских годах главного героя и определим их роль в формировании и развитии его характера.
Детство – самая прекрасная, яркая, незабываемая пора жизни любого человека. Это время наполнено радостью первых открытий, знакомства с окружающим миром, раскрашено нежными красками всеобщей любви. Детство играет огромную роль в жизни, так как именно в детстве закладывается фундамент личности, прививаются и формируются основные нравственные ценности. Чтобы объяснить характер и поступки героев, многие рассказывают об их детских годах.
В романе «Обломов» главным героем является Илья Ильич Обломов – молодой тридцатитрехлетний барин. Несколько лет назад он переехал в Петербург, чтобы устроиться на службу и сделать блестящую карьеру, однако в департаменте продержался он всего три года, а потом вышел в отставку. С тех пор любимым времяпрепровождением Ильи Ильича стало лежание на широком диване и ничегонеделание. Молодого человека не привлекали ни светские мероприятия, ни встречи с друзьями, ни общение с девушками. Чем больше читатель узнает о главном герое, тем больше задается вопросом, почему Илья Ильич стал таким апатичным, ленивым человеком. Как так получилось, что он сросся со своим диваном, а халат превратился в его вторую кожу?
Ответ на эти вопросы дает сон Обломова, в котором мы видим его сначала семилетним мальчиком, розовощеким, радостным, изнеженным и излюбленным всеми, кто его окружал: родителями, няньками, мамками, крепостными крестьянами. Мальчик жил в имении родителей – Обломовке, тихом, уютном, райском местечке, расположенном вдали от шумного города и больших дорог. Он был единственным сыном в семье, поэтому его все любили, баловали, опекали. С утра няня натягивала на ноги барчонку чулочки, мать целовала сыночка, смотрела, не мутны ли у него глаза, спрашивала у няни, как спал ее Илюша, а за матушкой уже вся свита дома осыпала его ласками и похвалами.
Мальчик был очень резвым, любознательным ребенком. Ему было интересно наблюдать за всем происходящим вокруг. Каждое утро, как в первый раз, он обегал вокруг родительского дома, осматривал запущенный сад; ворота, над которыми деревянная кровля с росшим на ней зеленым мхом, давно уже села; шатающееся крыльцо, различные пристройки. Маленькому Обломову хотелось и побывать на висячей галерее, и взобраться по крутым ступеням на сеновал, на голубятню, однако все его намерения тотчас пресекались няней. Часто он задавал вопросы о различных явлениях природы, а взрослые отвечали ему согласно своим представлениям о них. Он слушал перед сном сказки о молочных реках и кисельных берегах, о Милитрисе Кирбитьевне и добрых молодцах, о той стороне, где целыми днями ничего не делают, а только веселятся и гуляют. Живое, богатое воображение рисовало удивительные картины, населялось странными сказочными призраками. Мир вокруг имения рисовался страшным и пугающим, и только в Обломовке жилось спокойно и счастливо, поэтому и мечтает уже взрослый Илья Ильич вернуться туда, где он был беззаботен и любим.
Целыми днями любознательный Илюша наблюдает за тем, что происходит вокруг него. Он видит, что жизнь в Обломовке течет по своим правилам, здесь царит атмосфера спокойствия и размеренности. Никто никуда не спешит, ни о чем, кроме трапезы, не заботится, не смущает свой ум туманными нравственными вопросами, поэтому все имеют здоровый и цветущий вид и сорокалетние мужчины выглядят юношами. К труду относились, как к тяжкому наказанию, и если была возможность, то избавлялись от этого «наказания», считая, что так и должно быть. Ни одна даже самая мелкая деталь не ускользает от пытливого взора Илюши, зорко наблюдает мальчик за тем, чем заняты взрослые, все запоминает и уже «бессознательно чертит программу своей жизни». Он видит, что отец его, Илья Иванович, в большей степени только обдумывает планы, а не воплощает их в жизнь, поэтому и галерея десятилетиями не ремонтируется, крыльцо шатается, а двери скрипят. День-деньской старший Обломов ходил из угла в угол, курил трубку и сморкался, а матушка переходила от чая к кофе, от кофе к чаю. Взрослые в Обломовке подчиняются культу еды и сна. После обеда все погружается в сон и тишину, только один Илюша бодрствует, но может, тогда уже его детский ум решил, что так, а не иначе следует жить на свете, и постепенно мальчик перенимает семейные ценности.
Потом Илья Ильич видит себя во сне уже тринадцати или четырнадцатилетним подростком, и он уже учится в частном пансионате немца Ивана Богдановича Штольца. Родители Обломова понимали, что сын должен учиться, ибо звания и чины в современном для них мире достаются только благодаря знаниям, а старым дельцам, которые привыкли добиваться различных привилегий другими путями, приходилось очень туго. Обломовы понимали внешнюю выгоду знаний, мечтали о блестящем будущем для своего чада, а о внутренней потребности учения они не имели даже смутных представлений. Илья Иванович изредка брал в руки какую-либо книгу, совершенно неважно какую, чтобы почитать, однако в чтении не видел большой потребности, считал это дело роскошью, а на книги смотрел как на вещи для развлечения. Илья Ильич ездил в пансионат с неохотой, и уже в понедельник, когда наступало время уезжать, на него нападала страшная тоска. Однако он часто пропускал учебу по целым неделям, чему был несказанно рад. Родители выискивали причины, чтобы удержать любимого сына дома: то это были праздники, то холод, то жара, а то и нездоровый вид Илюши. Мальчик рос, и уже стал подростком, однако чулки надевал ему уже Захар, потом натягивал куртку, расчесывал волосы, напоминал о необходимости умываться. Все, что нужно было мальчику, тотчас все исполнялось крепостными. Иногда появлялось у Обломова желание все переделать самому, однако со временем понял, что гораздо лучше, если твои желания исполняет кто-то другой, поэтому и сам выучился раздавать указания.
В романе описание детства Обломова является тем ключом, который позволяет лучше понять и характер героя, и его психологию. На примере главного героя писатель показал, что излишняя опека и всяческое потакание могут погубить живой ум, яркий талант и превратить любознательного ребенка в совершенно аморфное существо. Поэтому тысячи раз прав Андрей Штольц, который сказал о своем друге Обломове: «Началось с неумения надевать чулки, кончилось неумением жить».
Образование
Родители считали, что обучение грамоте это весьма изнуряющее и ненужное занятие. Им хотелось, чтобы их сын получил аттестат как можно быстрее, не прикладывая к этому особых усилий. В тринадцать лет «отец и мать усадили баловника за книги». Это стоило им слез, капризов и воплей. Его отправили в поселок Верхлево, в пансион.
Сын не обладал особым рвением к учебе. Когда приезжал домой, пытался под любым предлогом остаться в имении как можно дольше.
«Печальный он приходил к матери. Та знала почему. Тайком вздыхала о разлуке с ним на целую неделю».
Родители поощряли каждую его просьбу. Они искали оправдание своему безвольному поведению. Причины, из-за которых паренек оставался в поместье были разнообразны. Проблемой для них могла стать жара или холод, родительская суббота, праздник, предстоящее приготовление блинов. Мать с отцом не думали о негативных чертах подобного воспитания. Взрослому Илье Обломову еще не раз придется столкнуться с последствием чрезмерной родительской любви.
Меню статьи:
Период детства и события, произошедшие с нами в этот период развития, существенно влияют на формирование личности человека Исключением не становится и жизнь литературных персонажей, в частности, Ильи Ильича Обломова.
Родное селение Обломова
Все детство Илья Ильич Обломов провел в родном селении – Обломовка. Прелесть этого селения состояла в том, что оно находилось далеко от всех населенных пунктов, и, что самое важное, очень далеко от крупных городов. Такое уединение способствовало тому, что все жители Обломовки жили как бы в консервации – они редко куда выезжали и к ним практически никто никогда не приезжал.
Предлагаем ознакомиться с характеристикой Андрея Штольца в романе Ивана Гончарова “Обломов”
В былые времена Обломовка могла вполне называться перспективным селением – в Обломовке изготавливали холсты, варили вкусное пиво. Однако, после того, как хозяином всего стал Илья Ильич – все это пришло в запустение, и со временем Обломовка стала отсталой деревней, из которой периодически сбегали люди, так как условия жизни там были ужасны. Причиной такого упадка стала лень его владельцев и нежелание проводить даже минимальные изменения в жизни селения: «Старик Обломов как принял имение от отца, так передал его и сыну».
Однако в воспоминаниях Обломова его родное селение так и осталось раем на земле – он после своего уезда в город так никогда и не приехал в родное селение больше.
В воспоминаниях Обломова селение осталось как бы застывшим вне времени. «Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их».
Родители Обломова
Воспоминания детства любого человека неотрывно связаны с образами родителей или воспитателей. Илья Иванович Обломов был отцом главного героя романа. Он был сам по себе человеком хорошим – добрым и искренним, но абсолютно ленивым и бездейственным. Илье Ивановичу не нравилось заниматься каким-либо делом – вся его жизнь была фактически посвящена созерцанию действительности.
Все необходимые дела им откладывались до самого последнего момента, в результате в скором времени все постройки имения начали рушиться и были похожи больше на развалины. Такой участи не минул и господский дом, который существенно перекосило, но исправить это никто не спешил. Илья Иванович не модернизировал свое хозяйство, он понятия не имел о фабриках и их устройствах. Отец Ильи Ильича любил долго поспать, а потом долго смотреть в окно, даже если за окном ничего ровным счетом не происходило.
Илья Иванович не стремился ни к чему, его не интересовал заработок и увеличение своих доходов, он также не стремился и к развитию личности – время от времени отца можно было застать за чтением книги, но это делалось для галочки или от скуки – Илье Ивановичу было все-равно что читать, порой он даже не особо вникал в текст.
Имя матери Обломова неизвестно – она умерла намного раньше отца. Несмотря на то, что фактически Обломов знал мать меньше, чем отца, он все же горячо ее любил.
Мать Обломова была под стать своему мужу – она также лениво создавала видимость ведения хозяйства и предавалась этому делу только в случае крайней необходимости.
Воспитание Обломова
Так как Илья Ильич был единственным ребенком в семье, то вниманием он не был обделен. Родители баловали мальчика с самого детства – они его излишне опекали.
За ним было закреплено много слуг – настолько много, что маленький Обломов не нуждался ни в каких действиях – все, что было необходимо, ему приносилось, подавалось и даже одевалось: «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание».
В результате Илья Ильич даже не одевался самостоятельно – без помощи своего слуги Захара он был абсолютно беспомощен.
В детстве Илью не пускали играть с ребятами, ему запрещали все активные и подвижные игры. Сначала Илья Ильич сбегал без разрешения из дому, чтобы пошалить и побегать вдоволь, но затем за ним стали смотреть более усиленно, и побеги стали сначала трудным делом, а потом и вовсе невозможным, поэтому в скором времени его естественная любознательность и активность, которая присущая всем детям, угасла, ее место заняла лень и апатия.
Родители Обломова старались уберечь его от любых сложностей и неприятностей – они хотели, чтобы жизнь ребенка была легкой и беззаботной. Это им удалось вполне совершить, однако такое положение вещей стало губительным для Обломова. Период детства быстро прошел, а Илья Ильич не приобрел даже элементарных навыков, позволяющих приспособиться к реальной жизни.
Образование Обломова
Вопрос об образовании также неотрывно связан с детством. Именно в этот период дети приобретают элементарные навыки и знания об окружающем мире, что позволяет им в дальнейшем углубить свои знания в той или иной отрасли и стать успешным специалистом в своем деле.
Родители Обломова, так усилено опекавшие его все время, не придавали значения образованию – они считали его больше мучением, чем полезным занятием.
Обломова отдали на обучение только потому, что получение хотя бы элементарного образования было необходимым требованием в их обществе.
Качество знаний их сына их также не волновало – главное было получить аттестат. Для разнеженного Ильи Ильича обучение в пансионе, а потом университете было каторгой, это было «наказание, ниспосланное небом за наши грехи», которое, впрочем, периодически облегчали сами родители, оставляя сына дома в то время, когда процесс обучения был в полном разгаре.
Ответ от Лилия Аминова[гуру] Большую часть своей жизни главный герой романа И. А. Гончарова «Обломов» проводит на диване. Он не устал и не болен, лежание — его нормальное состояние. Обломов не видит смысла вставать, деловая или светская жизнь его не привлекают, он жалеет знакомых, захваченных ежедневной суетой. Обломов умен, добр, благороден, но есть в его душе темная сторона, которую сам герой называет «обломовщина». В это понятие входят непобедимая лень, апатия, безволие, обжорство, пустое мечтательство, избалованность. Истоки «обломовщины» Гончаров видит в воспитании героя. Писатель вводит отдельную главу, в которой рассказывает о детстве Обломова. Гончаров использует прием сна: задремавший Обломов словно возвращается в детство. Попробуем проанализировать эту главу и выяснить, как формировался характер Обломова. Гончаров рисует развернутый пейзаж «чудного края» , в котором вырос главный герой. Автор с любовью описывает глубинную Россию. Здесь «нет ничего грандиозного» , все элементы пейзажа обладают мягкими и спокойными очертаниями. Природа словно смиряет в «благословенном уголке» свою стихийную силу, климат ровный, смена времен года происходит «правильно и невозмутимо». На фоне идиллической природы нет места человеческой суете и страстям: «Все сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную сну подобную смерть». Гончаров изображает размеренный быт помещичьей усадьбы, в которой вырос Обломов. Детство героя прошло во времена крепостного права, но автор сознательно избегает любого упоминания об ужасах крепостничества. В Обломовке все: и помещики, и крестьяне — живут в довольстве и покое. Время здесь словно замерло. Даже умирают в Обломовке редко: «В последние пять лет из нескольких сот душ не умер никто… » Наиболее распространенным «преступлением» является кража гороху, моркови и репы по огородам. Обитатели Обломовки знают друг друга и боятся чужаков. В барском доме происходит переполох, когда один из мужиков вдруг привозит из города письмо. Лишь на четвертый день его со страхом распечатывают и с облегчением узнают, что знакомый помещик просит прислать ему рецепт варки пива. Обломовцы верят приметам и часто ждут беды после дурного знака. Главной заботой обитателей Обломовки является пища. От голода никто не страдает, но о еде думают постоянно. Деревенское изобилие заставляет помещиков ежедневно совершать «нелегкий» выбор пищи: «Об обеде совещались целыми домом… Всякий предлагал свое блюдо… » После обеда в усадьбе воцарялся всеобщий сон, «истинное подобие смерти». В таком «сонном государстве» и вырастает Обломов. Стоит ли удивляться, что он превратился в бесполезного лежебоку? Детство Обломова прошло в атмосфере беспечности и безделья. Родители и многочисленные няньки сверх всякой меры опекали и баловали ребенка. Взрослые волновались лишь о том, чтобы дитя было здорово и сыто. Им в голову не приходило, что Обломов вырастет неприспособленным к жизни. Вековой помещичий уклад не требовал от барина практических навыков: ведь все всегда делалось за него. Обломов рано начал жить созерцательной жизнью. Он видел, что безделье — обычное состояние взрослых, и сам привыкал ничего не делать. Природная детская живость находила себе выход в игре воображения. Обломов «страстно впивался» в нянины сказки, а после давал волю собственным фантазиям. Все это привело к тому, что взрослый Обломов превратился в мечтателя: «сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». От раннего детства Гончаров переходит к школьным годам Обломова и замечает, что, может быть, «Илюша и успел бы выучиться чему-нибудь хорошенько, если б Обломовка была верстах в пятистах от Верхлева». Но пансион, где учился Обломов, находился рядом с родительской деревней, и Илюшу постоянно забирали домой, чтобы дитя не перетруждалось. Кроме того, сын немца-учителя, Андрей Штольц, частенько выполнял задания за Обломова и продолжал помогать школьному другу во взрослой жизни
Илья Ильич Обломов – главный герой романа “Обломов”, апатичный и ленивый мужчина тридцати с лишним лет, все свое время проводящий лежа на диване и строя несбыточные планы о своем будущем. Тратя дни в безделье, герой так и не начинает ничего делать, так как не способен
Осуществить над собой волевое усилие и приступить к реализации собственных планов. Причины беспросветной лени и пассивности героя автор раскрывает в главе “Сон Обломова”, где через воспоминания ребенка читатель знакомится с детством Обломова в романе “Обломов”.
Маленький Илья предстает очень живым и любознательным ребенком. Его очаровывают живописные пейзажи Обломовки, ему интересно наблюдать за животными и общаться со сверстниками. Мальчику хотелось бегать, прыгать, взбираться на висячую галерею, где можно было находиться только “людям”, хотелось узнавать как можно больше об окружающем мире,
И он всячески стремился к этому познанию. Однако чрезмерная родительская забота, постоянный контроль и опека становились непреодолимой стеной между активный ребенком и интересным, увлекающим миром. Герой постепенно привыкал к запретам и перенимал устаревшие семейные ценности: культ еды и безделья, боязнь труда и непонимание важности обучения, постепенно погружаясь в болото “обломовщины”.
В семье Обломовых за несколько поколений помещиков сложился свой особый уклад, определявший жизнь не только барской семьи, но и всей деревни, предопределяющий течение жизни даже крестьян и слуг. В Обломовке время текло замедленно, никто за ним не следил, никто никуда не спешил, да и деревня была словно отделена от внешнего мира: даже когда им пришло письмо из соседнего поместья, его несколько дней не хотели читать, так как опасались плохих новостей, которые бы нарушили умиротворяющее спокойствие “обломовской” жизни. Общую картину дополнял мягкий климат местности: здесь отсутствовали сильные морозы или жара, не было высоких гор или своенравного моря.
Все это не могло не повлиять на еще совсем юную, не сформировавшуюся личность Обломова, отгороженную от всяческих испытаний и стрессов: как только Илья пытался совершить шалость или пойти гулять в запрещенные места, появлялась няня, которая либо внимательно за ним присматривала, либо уводила обратно в покои. Все это воспитывало в герое полную безвольность и подчинение чужому, более компетентному и важному мнению, поэтому уже в зрелом возрасте Обломов мог делать что-то только из-под палки, не желая ни учиться в университете, ни работать, ни выходить в свет, пока его не заставят.
Отсутствие стрессов, ситуаций, когда нужно отстаивать свое мнение, чрезмерная и постоянная забота, тотальный контроль и множество запретов, по сути, сломали естественную личность Обломова – он стал идеалом родителей, но перестал быть самим собой. Более того, все это было подкреплено мнением о труде как о повинности, которая не может приносить удовольствия, а является неким подобием наказания. Именно поэтому уже в зрелом возрасте Илья Ильич всячески избегает любой деятельности, ожидая, пока придет Захар и сделает все за него – пускай из рук вон плохо, но самому герою не нужно будет вставать с постели, отрываясь от своих иллюзий.
Как ребенок, или В чем обаяние образа Обломова?
Существует такое суждение, что лень — это русская национальная черта. Миф это или правда, сказать трудно, мнения на этот счет есть разные. Но интересно, что если взять русские пословицы, то кроме восхваления труда а-ля «терпение и труд все перетрут» наш народ придумал и противоположные, оправдывающие лень, вроде «Работа не волк, в лес не убежит». Все они наполнены ироническим отношением к трудолюбию: «работа дурака любит», «хоть три дня не есть, а с печи не слезть», «лень одёжу бережет», «от работы не будешь богат, а будешь горбат», «нам бы так пахать, чтоб мозоли не набивать».
Наверное, все же есть в нашем менталитете некоторая любовь к праздности, созерцанию, а также восприятие труда как тяжкой обузы. В числе наших «популярных» персонажей — Емеля и Обломов. О последнем сегодня и поговорим подробнее.
Очень много критики в адрес героя — ее мы запомнили еще со школьной скамьи. Но обоснована ли она? Чтобы осудить или оправдать Обломова, нужно понять причины его бездействия.
Конечно, во многом повлияло на него воспитание. Обломовцам-дворянам труд был неведом и воспринимался как некая кара небесная. Всюду царствовали покой и праздность. Мать с неохотой отпускала его учиться, все время находя какой-то предлог, жалея сына.
Обломов мечтателен, погружен в свой внутренний мир и в нем проживает несколько жизней. Получается, что он бежит от реальности, которая его не устраивает: «Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая — из покоя и мирного веселья». Он тоскует по потерянному раю, по всеобщей любви и радости, поэтому его грезы — способ прикоснуться к той действительности.
Удивительно, что в ничегонеделании Обломов находит даже собственное человеческое достоинство: «Он не какой-нибудь мелкий исполнитель чужой, готовой мысли; он сам творец и исполнитель своих идей». Обломов действительно считает, что по-настоящему трудится, лежа на диване, ведь он «…думает до тех пор, пока не утомится и решит: “довольно сделано сегодня для общего блага”». Очевидно, что автор не осуждает героя, он, скорее, сочувствует ему. Он пишет о своем герое с теплой иронией и любовью, которая невольно передается и читателю.
Есть точка зрения, что И. А. Гончаров в своем романе хотел показать два пути развития: русский (который он воплотил в Обломове) и европейский (представил в его друге Штольце). Писатель мечтал о синтезе этих двух начал, но пришел к тому, что это невозможно. На самом деле, еще большой вопрос, у кого из двух героев деятельность более осмысленна. Штольц все время в движении и труде, но он не знает своей конечной цели, а Обломов при своем бездействии все же понимает, к чему стремится — к тому самому потерянному раю. «Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое», — признается он лучшему другу. «Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?» — часто спрашивает Илья Ильич, переживая о людских судьбах.
Роман, по сути, посвящен тому, как разные люди хотели поднять Обломова с дивана. Но им это в итоге не удалось. Я имею в виду, конечно, не в буквальном смысле, а о том, что герой так и не стал активным и трудолюбивым. Слишком сильна оказалась сила инерции, апатии. Непроста говорят, что лень — это отсутствие мотивации, понимания, зачем тебе нужно трудиться. Человек живет в соответствии со своими идеалами, и если идеал Обломова довольно-таки абстрактен, то ему и неясно, как его достичь. И, пожалуй, прав публицист Александр Ткаченко, когда писал, что если герой мечтает о рае, то его путь должен быть в работе над собой и преображении своей души. Но, увы, Илья Ильич себя загубил. Метко отметил Штольц, когда сказал другу, что у него «началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить».
У самого героя порой просыпалась совесть: «…он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы, и давно бы пора этому золоту быть ходячей монетой». Описание очень напоминает евангельскую притчу о талантах, в которой нерадивый раб закопал в землю серебряную монету. Но это случалось ненадолго.
Его не смогла вывести из апатии даже сильная влюбленность. Да и сама Ольга не любила Обломова: «Жизнь — долг, обязанность, следовательно, любовь — тоже долг: мне как будто Бог послал ее… и велел любить». Любовь не может быть долгом! Ольга самолюбива и потому страдает, но не от сильных чувств. Она хотела кардинально изменить Илью Ильича, и только таким она была готова его полюбить. Чего стоит одна ее фраза: «Будешь ли ты для меня тем, что мне нужно?» Но он не оправдал ее ожиданий. Это вполне закономерный итог: не могла так глобально поменяться уже сложившаяся личность Обломова, чтобы из лежебоки он превратился в активного деятеля.
Обломов очень чист и целомудренен, потому что боится страстей и взрыва чувств, они его разрушают. Герою ближе спокойное, тихое чувство женщины к нему, сродни материнскому. Ольга не могла ему этого дать, это не соответствует ее характеру. Илья Ильич оказался очень проницательным, чутко ощутил особенность ситуации, в которую попал, заранее предупредил Ольгу, что он «не герой ее романа» — и оказался прав.
Помню, что когда я еще в школе читала роман, то удивлялась тому, как Обломов тянул время до свадьбы, недоумевала, что они с Ольгой не смогли быть вместе. Но, перечитывая позже, поняла: их союз невозможен. Конечно, противоположности притягиваются, но ведь не такие, у которых нет вообще ничего общего!
Интересно, что о факте брака Обломова и Агафьи мы узнаем позже из диалога героя со Штольцем. Их отношения и свадьба вынесены за рамки повествования. В Агафье он нашел то, что искал в любви: покой и созерцание. Но это чувство и жизнь с ней не дало ему внутреннего развития, и он медленно угас.
Что же неизменно притягивает читателя к герою? Штольц очень точно выразил сущность Обломова: он любит в нем «то, что дороже всякого ума: честное, верное сердце! Это его природное золото, он невредимо пронес его сквозь жизнь». Друг замечает, что Обломов никогда не обманывал, он не любит фальши и лжи: «Это хрустальная, прозрачная душа, таких людей мало, они редки, это перлы в толпе!.. Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще, многих любил я, но никого так прочно и горячо, как Обломова. Узнав раз, его разлюбить нельзя».
Да, действительно, Обломов чист душой, как ребенок. Но прекрасные «детские» качества его характера имеют и оборотную сторону: инфантилизм, бегство от ответственности, страх перемен, боязнь чужого мнения. Поэтому обломовщину все же нужно перерасти для того чтобы стать зрелым, самодостаточным человеком.
Зачем читать «Обломова»? Чтобы отрешиться от суеты, которая повсюду: и внутри нас, и снаружи. Для того чтобы научиться неторопливости и созерцательности. Даже деятельный Штольц любил отдыхать у друга, находить у него в гостях успокоение от своих дел. И иметь какую-то частичку Обломова в душе не помешает каждому из нас.
В материале использованы кадры из фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979 год, реж. Никита Михалков).