- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Дикой и Кабаниха в пьесеГроза
Одними из основных персонажей произведения являются представители темного царства Дикой и Кабаниха, создатели и хозяева мира самодурства.
Савел Прокофьевич Дикой, немолодой зажиточный купец, держащий в страхе весь город, занимается выдачей денег под грабительские проценты и обманом простых обывателей. Характерными чертами Дикого являются грубость, жестокость и бесцеремонность, о которых среди местных жителей ходят легенды. Жизненный принцип Дикого – самоутверждение за счет унижения и оскорбления простых обывателей, которые боятся купца и не могут ему ответить тем же. Ощущая свою безнаказанность Дикой лишь повышает степень жестокого отношения к окружающим. Однако глумится купец только перед знакомыми людьми, не способными дать ему достойный отпор, а при встрече более сильного по духу человека дикой сразу же отступает.
Речь купца-самодура наполнена грубыми словами и бранными выражениями, иллюстрирующими его превосходство над другими людьми и ощущение полной безнаказанности.
Кабанова Марфа Игнатьевна представляет собой сильную и властную натуру, являясь богатой купчихой, выразителем принципиальных идей темного мира самодурства, заключающихся в полной покорности всех неимущих. Убивая волю своих домочадцев, она, используя иезуитскую изощренность, унижает их человеческое достоинство, пресекая любую возможность к сопротивлению и непокорности.
Оба героя выражают негативное отношение к любым переменам в их жизни и ратуют за сохранение старых домостроевских традиций. Дикой и Кабаниха являются набожными и религиозными людьми, однако забывают о том, что вера должна быть в сердце человека, а не в ежедневных посещениях церковных храмов и проявлении языческого суеверия, когда природное явление в виде грозы Дикой воспринимает как небесную кару, возмездие.
Между собой Кабаниха и Дикой ведут себя как хорошие и добрые приятели, находящиеся в дружеских отношениях, грубить и хамить Кабанихе Дикой опасается, поскольку понимает силу характера кумы. Поэтому в ее присутствии ведет себя спокойно и миролюбиво.
Характеризующие героев поступки выражают основные черты самодурства купцов. Дикой проявляется в агрессивной грубости и прямолинейности, способный на неоправданное буйство к окружающим, тогда как Кабаниха, слепо поклоняясь давним традициям и суевериям, заставляет домашних выполнять ее прихоти и глупые приказы. Решив, что именно они являются наставниками в городе, Дикой и Кабаниха устанавливают свои негласные порядки, которые невыносимы окружающим и следствием которых становится самоубийство людей либо беспробудное пьянство. Но самодуры уверены в своей правоте и считают себя истиной в последней инстанции.
Раскрывая образы деспотичных представителей самодурства, писатель развенчивает пошлость и низость человеческих поступков, не желающих видеть вокруг себя никого и ничего, кроме себя любимых. Этим людям неизвестны понятия любви, чести, сострадания, взаимоуважения, они погрязли в своей невежественности и не желают менять свою жизнь, но в обществе уже зреет протест против существующих порядков Дикого и Кабанихи в виде лучика в темном царстве.
Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи
В драме А.Н. Островского «Гроза» есть два отрицательных персонажа – Марфа Игнатьевна Кабанова и Савел Прокофьевич Дикой, живущие по старому укладу жизни.
Их отношение к окружающим можно назвать деспотичным, они любят власть и это для них главное.
Дикой постоянно гневается на свою семью, а племянника Бориса принудил прислуживать, угрожая оставить без бабушкиного наследства. Тихон и Варвара – дети Кабанихи живут в постоянном страхе, боятся разгневать мать. Она также не любит свою невестку и презирает ее. Марфа и Савел не дают своим близким жить спокойно и беззаботно.
Они привыкли находиться в центре событий. Чувство власти и вседозволенности не покидают их ни дома, ни в городе. Их поступки остаются безнаказанными, ведь никто не может осмелиться сказать слово против них. Дикой видит в окружающих червяков и в любой момент может их уничтожить.
Еще одной общей чертой персонажей является страсть к материальному благу. Они не хотят расставаться с деньгами, поэтому не платят честно заработанные деньги крестьянам.
Их образ жизни схож, они оба самодуры, без каких-либо высоких нравственных принципов и уважения к людям.
Дикого не волнует мнение людей, он не пытается что-либо скрывать. Открыт для всех, даже городничий для него не авторитет. Кабаниха же прячет свое истинное лицо за маской порядочной и отзывчивой женщины. Ей очень важно, что скажут люди, поэтому пытается для всех быть хорошей, показывая себя, исключительно, с лучшей стороны. А о том, что происходит в стенах ее дома, она старается умалчивать.
Марфа Игнатьевна, как личность, не особо образованна и умна, но любит всех поучать и раздавать советы, ставя себя выше других. Считает, что права в любой ситуации. Женщина не способна признавать свои ошибки и тем более перед кем-либо извиняться.
Савел Прокофьевич же может видеть и признавать собственные ошибки. Для него не составит труда попросить прощения у родного человека или у обычного крестьянина. Он не скрывает напряженную обстановку в своем доме, никого и ничего не боится. Будучи эгоистом, Дикой живет только для себя. Верит в свою вседозволенность и чувствует себя хозяином жизни.
Грубость и невежество Савела кажутся не такими страшными на фоне подлости и деспотии Кабанихи. Она не способна держать в себе гнев и злобу, поэтому постоянно выплескивает ее на детей, материнских чувств в ней нет. В итоге ее сын вырастает бесхарактерным юношей, дочь решается на побег, а невестка сводит счеты с жизнью.
Дикой и Кабаниха – основные черты самодурства (По пьесе А. Н. Островского “Гроза”)
Написав “Грозу”, А. Н. Островский как бы включил себя в ряд таких писателей, как Н. В. Гоголь и М. Ю. Лермонтов. Он создал еще одну, свою модель города, где царит традиционный уклад жизни. Но в отличие от гоголевского города Калинов показан Островским неоднозначно. С одной стороны, прекрасная природа (“Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется”), а с другой – черствость людей, невежество, царящее в городе, злоба и так далее. Всех жителей этого города можно условно разделить на две группы: деспоты и те, кто им подчиняется. К деспотам
можно смело отнести двух самых влиятельных людей города: Дикого и Кабанову, которую все в городе зовут Кабанихой. Фамилии этих людей говорят многое об их характерах. Ведь недаром никто (кроме Феклуши) не называет Дикого Савелом Прокофьевичем, а Кабаниху – Марфой Игнатьевной. И Дикой, и Кабаниха чувствуют себя в городе полноправными хозяевами. Все им подчиняются: одни охотно (“Уж лучше терпеть”), другие же нет, но все их протесты выражаются только на словах (“Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили”). И именно поэтому они делают что хотят, и никто не смеет возразить им. Главная черта, объединяющая этих купцов, – любовь к деньгам. Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве. Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив. (“Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!”) Еще одна черта, которая объединяет их, – это религиозность. Но Бога они воспринимают не как кого-то, кто прощает, а как того, кто может лишь наказывать. Но чтобы лучше понять этих персонажей, рассмотрим каждого в отдельности. Савел Прокофьевич Дикой – жадный и очень грубый человек. Его можно сравнить с гоголевским Плюшкиным. Он так же торгуется буквально за каждую копейку. (“… Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить – обругаю”.) Дикой делает все, что в его силах, лишь бы накопить побольше денег. (“Недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются”.) Но главный недостаток его в том, что он считает себя таким же, как все. (“Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко?”) Дикой – очень расчетливый. Он никогда – не позволит себе нагрубить кому-нибудь, кто сильнее и могущественнее его (“… воюешь-то ты всю жизнь с бабами”). Об этом же свидетельствует история с гусаром (Дикой молча слушал, как его ругают, и ничего не возразил). Характер же Кабанихи немного другой. Его довольно четко сформулировал Кудряш; на утверждение Шапкина “Хороша тоже и Кабаниха” он отвечает: “Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия”… Кабанова, как никто, отражает всю приверженность этого города к старым традициям. (Она учит Катерину, Тихона и других, как надо жить вообще и как вести себя в конкретном случае.) Кабанова пытается казаться доброй, чуткой, искренней, а главное, несчастной женщиной. Пытается оправдать свои поступки возрастом: “Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать”. Но это утверждение больше похоже на иронию, чем на искреннее признание. Кабанова считает себя центром вселенной, она не может представить себе, что будет со всем миром после ее смерти. В своем произведении Островский показал город, жители которого невежественны (они не хотят читать книги и что-либо учить, но с удовольствием слушают странниц, которые сами нигде не были). Им чужды такие понятия, как любовь, дружба, взаимопомощь. (“Я потрачусь, да уж и ему станет в копейку”.) Но этот мир не так безмятежен. Протест Катерины, т. е. ее самоубийство, колеблет их устоявшуюся тихую жизнь. И уход Катерины из жизни не случаен, ведь она была единственным “лучом света в темном царстве”.
Дикой и Кабаниха — «Самодуры русской жизни»
А. Н. Островский в пьесе “Гроза”, написанной им в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, которые мы и попытаемся рассмотреть, показав главные черты самодурства некоторых персонажей пьесы. В данном случае имеет смысл взять двух наиболее ярких представителей общества времен Островского — Дикого и Кабаниху. Рассматривая этих персонажей по отдельности и сравнивая их, мы сможем выявить основные черты самодурства и также некоторые пороки и недостатки.
Очень часто характер героя может четко отразиться в реакции окружающих на его поведение и в репликах, относящихся к нему. Так произошло и в данном случае. Жители Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это дает возможность получить о них богатый материал. В разговоре с Кудряшом Шапкин называет Дикого “ругателем”, Кудряш же называет его (Дикого) “пронзительным мужиком”. Кабаниха называет Дикого “воином”. Все это говорит о сварливости и нервозности его характера, потому что Шапкин и Кудряш ругают его между собой не просто так, видя, как Дикой отчитывает Бориса. Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет ее “ханжой” и говорит, что она “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Это характеризует купчиху с плохой стороны. Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать его речь, то есть привычные и специфические выражения, присущие только данному герою. Мы можем увидеть, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он говорит Борису: “Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом”. Из этой его фразы мы видим, что он безграмотен (говорит “с езуитом” вместо “с иезуитом”), так он еще и сопровождает свою речь плевком, что окончательно показывает его бескультурье. Вообще, на протяжении всей пьесы мы видим его пересыпающим свою речь бранью (“Ты еще что тут! Какого еще тут черта водяного!”), что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным. Взять хотя бы пример, когда он как-то вечером зашел к Кабанихе и накричал на нее… Кабаниха же в своей речи пытается прикинуться доброй и ласковой, хотя иногда именно речь обнаруживает отрицательные черты ее характера, например страсть к деньгам. Иногда купчиха становится в позу: “Ну, ты не очень горло-то распускай!” — обращается к Дикому.
Поступки же, характеризующие самодурство Дикого и Кабанихи, представляют особый интерес. Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, и в буйстве своем способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.
Кабаниха же до абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.
Остается заметить, что и Дикой, и Кабаниха очень набожны и религиозны. Дикой, например, в грозе видит возмездие.
Итак, мы рассмотрели основные черты самодурства героев. Остается выяснить вопрос: кто же из них страшнее в своей жизненной концепции и принципах? С одной стороны, кажется, что Дикой грубе’е, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись поближе, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Зато перед нами приоткрывается страшная и деспотичная сущность Кабанихи. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что и приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает ее более страшной.
Итак, все вышеприведенное, на мой взгляд, не только показывает основные черты самодурства Кабанихи и Дикого, но в целом может отражать проблемы и недостатки русского общества того врем
Информация о работе «Дикой и Кабаниха — «Самодуры русской жизни»»
Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 3899 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0
Похожие работы
Русская и зарубежная литература. Мольер, «Скупой». А.Н.Островский, «Гроза»
85646
0
0
… и П.С. Мочалова. Большое влияние на формирование мировоззрения молодого Островского оказали статья В.Г.Белинского и А.И.Герцена. Уже в своих первых произведениях Островский показал себя последователем «гоголевского направления» в русской литературе, сторонником школы критического реализма. Свою приверженность к идейному реалистическому искусству, стремление следовать заветам В.Г.Белинского …
Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века
876679
0
0
… гнезда», «Войны и мира», «Вишневого сада». Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею «лишних людей» в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов. Анализируя роман «Евгений Онегин», Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, «в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества», и что в «Онегине» Пушкин «решился …
Идея обреченности «темного царства» в драме «Гроза»
5142
0
0
… смыслом жизни героини. Катерина вступает в конфликт не только с окружающей федой, но и самой собой. В этом трагизм положения героини. Если бы сценой покаяния завершалась драма, в ней была бы показана непобедимость “темного царства”. Но драма завершается нравственной победой Катерины и над силами, сковывавшими ее свободу, и над тем, что сковывало ее волю и разум. Катерина решается на самоубийство. …
Идея обреченности «темного царства» в драме «Гроза»
4278
0
0
… жизни героини. Катерина вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и самой собой. В этом трагизм положения героини. Если бы сценой покаяния завершалась драма, в ней была бы показана непобедимость «темного царства». Но драма завершается нравственной победой Катерины и над силами, сковывавшими ее свободу, и над темными представителями, сковывавшими ее волю и разум. Катерина решается на …