В чем проявляется самодурство дикого гроза. Дикой — ‘самодур русской жизни’

Одним из главных героев пьесы А. Н. Островского «Гроза» является богатый провинциальный купец Дикой, ставший в произведении символом грубости, жадности, глупости и невежества. Будучи ярким представителем диких и жестоких нравов, он в полной мере принадлежит «тёмному царству». Характеристика Дикого имеет большое значение для понимания той части общества, что тянуло Россию на самое дно. Люди, подобные Дикому, отвергали прогресс и просвещение, счастье они видели в незыблемости традиций, какими бы ужасными они ни были.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.
Полное имя — Савел Прокофьич Дикой.

Возраст — не указан, мужчина около 50–60 лет.

Род занятий — купец.

Семья — большая семья, есть дети.

Социальное положение — купец.

Происхождение — родом из богатого купеческого семейства.

Воспитание — отсутствует, не имеет никакого представления о культуре поведения.

Образование — отсутствует, малограмотный, невежественный человек.

Внешность — не указано.

Характер — деспотичный, грубый, невежественный, трусливый, жадный, подлый, расчётливый, настойчивый.

Положительные черты — отсутствуют.

Отрицательные черты — агрессивный, грубый, человек настроения, очень жадный, способен уважать только грубую силу, трусливый.

Произведение — «Гроза».

Автор — А. Н. Островский.

Цитатная характеристика

Описание Дикого с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Дикого основан на том, что он является крайне агрессивным, раздражительным человеком и имеет славу первого «ругателя» в родном городе.

«Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще!»

Источник: Действие первое, явление 1

Дикой — семейный человек, у него есть жена и несовершеннолетние дочери.

«…У меня свои дети…»

Источник: Действие первое, явление 3

«…дочери-то у него подростки, больших-то ни одной нет…»

Источник: Действие первое, явление 1

«…столько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут».

Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2

Портретная характеристика Дикого основана на том, что он занимает не последнее место в городе — это богатый и очень влиятельный человек, имеющий большой вес.

«…может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело».

Источник: Действие четвертое, явление 2

Черты характера и поступки

Дикой жить не может без того, чтобы постоянно кого-то не ругать. При этом он никого не стесняется и готов унижать людей где угодно. Особенно сильно страдает от тяжёлого нрава племянник Дикого, Борис, который оказался в полной зависимости от тирана.

«Кудряш. Это? Это Дикой племянника ругает.

Кулигин. Нашел место!

Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит».

Источник: Действие первое, явление 1

Дикой имеет славу первого «ругателя» в родном городе.

«Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет».

Источник: Действие первое, явление 1

«Пронзительный мужик!»

Источник: Действие первое, явление 1

«…а этот как с цепи сорвался!»

Источник: Действие первое, явление 1

«Как не ругать! Он без этого дышать не может».

Источник: Действие первое, явление 1

Никто в городе не в состоянии повлиять на Дикого, смирить его крутой нрав.

«Унять-то его некому, вот он и воюет!»

Источник: Действие первое, явление 1

Дикой — жадный и несправедливый человек. Он не готов выполнить завещание своей матери и выплатить долю наследства племяннику Борису. Для него важно оставить все деньги в своей семье.

«Борис. Ну да. Уж он и теперь поговаривает иногда: “У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен!”»

Источник: Действие первое, явление 3

Ради собственной выгоды Дикой готов ругаться до последнего вздоха. Он обманывает всех, кого может обмануть.

«Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы унялся».

Источник: Действие первое, явление 3

«Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Городничий и стал ему говорить: “Послушай,- говорит,- Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько!

Каждый день ко мне с жалобой ходят!”»Источник: Действие первое, явление 3

«Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, у меня из этого тысячи составляются, так оно; мне и хорошо!»

Источник: Действие первое, явление 3

Особенно сильно разжигает злость в душе Дикого разговоры о деньгах.

«Кабанова. Чем же тебя рассердили-то?

Дикой. Еще с утра с самого.

Кабанова. Должно быть, денег просили.

Дикой. Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают».

Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2

«Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому, только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека».

Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2

У Дикого настолько тяжёлый, своевольный характер, что никто не может ему угодить, даже собственная семья.

«На него и свои-то никак угодить не могут; а уж где ж мне?»

Источник: Действие первое, явление 3

«Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве?»

Источник: Действие первое, явление 3

«А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается».

Источник: Действие первое, явление 3

«Кабанова. Что? Ничего. А и честь-то не велика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами. Вот что.

Дикой. Ну, значит, они и должны мне покоряться. А то я, что ли, покоряться стану!

Кабанова. Уж немало я дивлюсь на тебя: столько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут».

Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2

Дикой совершенно не ценит свою семью. Он постоянно ругается с близкими и даже намеренно распаляет свою злость, чтобы уже в таком заведённом состоянии общаться по деловым вопросам.

«Кабанова. Я видала, я знаю. Ты, коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмешь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдет. Вот что, кум!

Дикой. Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!»

Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2

Дикой — большой трус, он обижает только тех, кто слабее его. Если он сам становится объектом ругательства, то впоследствии вымещает всю злость и ярость на близких.

«Борис. А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого не обругать не смеет; тут уж домашние держись!

Кудряш. Батюшки! Что смеху-то было! Как-то его на Волге на перевозе гусар обругал. Вот чудеса-то творил!

Борис. А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам».

Источник: Действие первое, явление 3

Дикого не любят даже члены его семьи. Его длительное отсутствие становится большим облегчением.

«Послали из дому узнать, где он. А коли у вас, так пусть сидит: кому его нужно. Дома-то рады-радехоньки, что ушел».

Источник: Действие третье, сцена 1, явление 3

Дикой — высокомерный человек, не способный уважительно относиться к другим людям, особенно к тем, кто ниже его по статусу.

«Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе — ровный, что ли! Ишь ты, какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать».

Источник: Действие четвертое, явление 2

«Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю… Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».

Источник: Действие четвертое, явление 2

Воспитание

Дикой — глубоко невежественный, тёмный человек, который не принимает просвещение.

«Дикой (топнув ногой) Какое еще там елестричество! Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А, говори! Татарин?»

Источник: Действие четвертое, явление 2

Дикой — невоспитанный, глубоко невежественный человек.

«Уж само собой. Нешто они обращение понимают!»

Источник: Действие первое, явление 3

Подробный образ и характеристика Дикого

Савел Прокофьевич Дикой – это один из главных героев пьесы, чьи действия напрямую влияют на развитие сюжета. Это жестокий и властный купец в городе Калинове (где и происходят все события в пьесе), который думает о себе как о «вершителе» судеб. На самом деле, именно таковым он и является, но в силу своего отвратительного характера он приносит в жизнь окружающих только несправедливость, неприятности, боль и страдания.

Более подробно образ Дикого в пьесе «Гроза» можно рассмотреть на примере деталей его поведения, взаимодействия с окружающими и характеристики его поступков.

Значение купца в произведении

В «Грозе» Савел Прокофьевич Дикой – это властный и деспотичный хозяин всего города, в котором происходит действие. Он не раз демонстрирует свое самодурство, невежество и жестокость, и также безграничное хамство по отношению к людям. Однако такое поведение Дикой позволяет себе только с теми, кто не может дать ему отпор: то есть, на самом деле он является обычным трусом, который упивается своей властью. Он срывает свою злость на тех, кто заведомо слабее (духовно, физически или материально) и наслаждается тем, что может влиять на судьбу человека.

На примере этого персонажа автор показывает негативные черты целого сословия, которое преобладало в период написания пьесы. Эти люди считали, что им все дозволено, только потому, что они имели определенный статус и материальные блага. В то же время, зажиточные и жестокие купцы нередко уступали в уровне образования и широте души обычным крестьянам, которые имели более низкое социальное положение. Этот факт высмеивается как Островским, так и многими другими русскими классиками XVIII и XIX веков.

Внешность Савела Прокофьевича

Внешние данные Дикого автором намеренно почти не упоминаются в течение всего действия пьесы. Дело в том, что вся колоритность образа создается благодаря репликам и поступкам персонажа, а не его описанием. Читатель же может представить себе героя через отметки автора о постоянном пьянстве, ругани и рукоприкладстве Дикого. Таким образом, о нем создается впечатление как о неухоженном, громком и достаточно крупным физически человеке… что идет в резкий контраст с тем, насколько маленькой и незначительной оказывается его душа.

Семья

В своем произведении Островский описывает семью Дикого очень мало. Тем не менее, он обращает внимание на то, что жена героя испытывает перед ним сильный страх и регулярно просит окружающих «не разгневать батюшки!». Упоминает также, что после одного из приступов агрессии Дикого вся семья две недели пряталась от него по чердакам на чуланам.

У Савела есть и свои дети – две дочери, которые еще не достигли совершеннолетнего возраста. В пьесе они почти не появляются, но автор рассказывает читателю, что из-за своего отца девушки никак не могут выйти замуж, а окружающие относятся к ним замуж.

Показательным является отношение Дикого и к своему племяннику Борису. Он не торопится рассчитываться его законно причитающимся наследством и отдает тому приказ отправлять в Сибирь, что окончательно ломает жизнь и Борису, и его возлюбленной, не оставляя им ни единого шанса на счастливый финал.

Характер Савела

В характере Савела Прокофьевича можно ясно проследить следующие черты:

  • алчность (он хочет денег больше и больше несмотря на то, что уже имеет неплохое состояние);
  • жестокость;
  • отсутствие культуры (он легко может обругать окружающих людей, даже если они этого не заслужили);
  • страх перед более сильными мира сего;
  • эгоизм;
  • напускная уверенность в себе.

Дикой – типично отрицательный персонаж, который за величиной своего самодурства не в состоянии разделить реального положения дел.

Нюансы образа

Показательным нюансом образа персонажа является его искренний страх перед грозой. Дикой боится этого погодного явления, ведь гром и молнию ему не удастся запугать своей властью и состоянием. При этом он искренне понимает, что не является хорошим человеком. В грозе Дикой видит потустороннюю силу, которая может наказать его за деяния, поэтому он прячется от грозы, чтобы его не разразил гром.

Рефлекторная ярость

Савел Прокофьевич манипулирует людьми через страх, о чем сам открыто заявляет. Он получает материальную выгоду, когда окружающие его боятся, и тем же самым Дикой оправдывает себя в собственных глазах. Сэкономленные на человеческом страхе деньги он видит как собственные и заработанные.

Некоторые действия людей приводят его в такое бешенство, что он буквально готов удавить человека. Так, например, Савел сам рассказывает, как однажды он чуть не «пришиб до смерти» одного просителя.

Опасность психического расстройства

На примере поступков Дикого в пьесе можно проследить, насколько опасным для общества может быть психическое расстройство, выражающееся в неконтролируемой агрессии и полном эгоизме. Ведь из-за своего самодурства Дикой отправляет Бориса в судьбоносную поездку в Сибирь, из-за чего Катерина бросается в Волгу.

Свою агрессию Дикой, в первую очередь, направляет на женщин. Даже собственная жена находится в постоянном страхе, что ее мужа кто-нибудь разгневает, что никак нельзя назвать счастливым браком. Из-за своего незащищенного положения женщины страдают от поступков Дикого, и только одной особе удается избежать его пагубного влияния – еще более властной, сильной и деспотичной Кабанихе.

Деньги правят миром

Для Савела Прокофьевича деньги представляют единственную ценность в мире, и только их он способен искренне любить. Кроме денег и преумножения своего состояния Дикой ничем не интересуется, а науку и образование считает даже вредными.

Если Дикому достаются деньги, то он сделает все, чтобы с ними не расставаться. Он может подолгу не платить людям их заслуженное жалование и буквально едва ли не «пришибить до смерти» просителя, осмелившегося к нему обратиться. Для Дикого деньги представляют главный смысл существования.

Речевая характеристика Дикого

В своей речи Дикой никак не стесняется в выражениях, пользуясь своей вседозволенностью. В такой цитате персонажа, как «Ты червяк, захочу – помилую, захочу – раздавлю!» полностью видно отношение его ко всем окружающим. Он абсолютно не ценит человеческую жизнь и намеренно унижает людей, упиваясь своим более высоким положением.

Дикой часто оскорбляет людей, а в его речи регулярно встречаются такие слова как «дармоед», «аспид» или «езуит», но нападает он только на тех, кто не может ответить ему тем же. Например, своего контрощика, Кудряша, который слывет еще большим грубияном, Дикой побаивается и предпочитает с ним не связываться.

Действующие лица и отношения с ними

Дикой – это эпизодический персонаж, который появляется в пьесе не слишком часто. Описания его внешности практически нет, поэтому все собирательные части образа этого человека читатель может понять, основываясь только на нюансах обращения Дикого с окружающими его людьми.

Взаимоотношения с действующими лицами

В главными героями пьесы отношения Дикого складываются следующим образом:

  1. Катерина – сначала купец относится к ней нейтрально и неуважительно, а потом начинает открыто презирать.
  2. Борис – с племянником Дикого ссорит необходимость делиться наследством, купец часто грубит Борису.

Среди всех персонажей «Грозы» нет ни одного, к кому Савел Прокофьевич испытывал бы искренние теплые чувства.

Семейство Кабанихи

С семейством Кабановых Дикого связывают почти что дружеские отношения. Он хорошо относится к Кабанихе, хоть и немного побаивается ее более сильного нрава. Их объединяет общее невежество и алчность, поэтому они охотно помогают друг другу.

К Тихону Савел Прокофьевич испытывает нечто похожее не отеческие чувства. Он учит молодого человека своему невежеству и ценности денег, радуется его подчинению собственным нравам и влиянию Кабанихи.

Другие персонажи

Среди горожан перед Савелом Прокофьевичем распространяется страх. Он готово обругать и оскорбить каждого, кто не способен ему ответить. А вот, например, Кудряща, обладающего еще более крутым нравом, купец побаивается, так как может встретить жесткий отпор на свои слова.

Характеристика Дикого другими героями

Кудряш

Кудряш, как и все в городе, знает, что Дикой — человек агрессивный, без нравственных принципов и представлений о чести.

«Кудряш. Это? Это Дикой племянника ругает.

Кулигин. Нашел место!

Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит.

Шапкин. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.

Кудряш. Пронзительный мужик!»

Источник: Действие первое, явление 1

«Как не ругать! Он без этого дышать не может».

Источник: Действие первое, явление 1

Кудряш замечает, что главным поводом для ругательства со стороны Дикого являются деньги — ни одна сделка у него не проходит без страшной ругани.

«Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы унялся. А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается».

Источник: Действие первое, явление 3

По мнению Кудряша, Дикой — человек ограниченный, невоспитанный, который не имеет ни малейшего представления о культуре поведения.

«Кудряш. Уж само собой. Нешто они обращение понимают!»

Источник: Действие первое, явление 3

Подробная характеристика Кудряша.

Борис

Борис отмечает жадность своего дяди, который не намерен отдавать ему положенную часть наследства.

«Уж он и теперь поговаривает иногда: “У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен!”»

Источник: Действие первое, явление 3

Борис понимает всю тщетность как-то угодить вечно всем недовольному и раздраженному Дикому.

«В том-то и дело, Кулигин, что никак невозможно. На него и свои-то никак угодить не могут; а уж где ж мне?»

Источник: Действие первое, явление 3

Жизнь под одной крышей с дядей открывает глаза Борису на его манеру общения с близкими, которых он совершенно не ценит. Дикой привык при каждом удобном случае срывать свое раздражение на членах семьи.

«Борис. А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого не обругать не смеет; тут уж домашние держись!

Кудряш. Батюшки! Что смеху-то было! Как-то его на Волге на перевозе гусар обругал. Вот чудеса-то творил!

Борис. А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам».

Источник: Действие первое, явление 3

Подробная характеристика Бориса.

Кабаниха

Кабанова удивляется, что никому из домашних Дикого не удаётся угодить ему — настолько капризным и раздражительным является мужчина.

«Кабанова. Что? Ничего. А и честь-то не велика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами. Вот что.

Дикой. Ну, значит, они и должны мне покоряться. А то я, что ли, покоряться стану!

Кабанова. Уж немало я дивлюсь на тебя: столько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут».

Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2

Кабанова замечает, что перед тем, как с кем-то переговорить по делу, Дикой намеренно ругается со своими близкими, чтобы уже в сердитом расположении духа вести дальнейшие переговоры. При этом Дикому совершенно не жаль понапрасну ругаться с членами семьи.

«Кабанова. Я видала, я знаю. Ты, коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмешь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдет. Вот что, кум!

Дикой. Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!»

Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2

Подробная характеристика Кабанихи (Марфа Игнатьевна Кабанова).

Кулигин

Честный и порядочный Кулигин глубоко возмущён отношением Дикого к людям, которых он постоянно обманывает, обсчитывает, и таким образом приумножает свое состояние.

«А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Городничий и стал ему говорить: «Послушай,- говорит,- Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!» Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу да и говорит:

“Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, у меня из этого тысячи составляются, так оно; мне и хорошо!”»

Источник: Действие первое, явление 3

Кулигин признает в Диком человека не только богатого, но и влиятельного в городе. Он обращается к нему в надежде, что тот расщедрится и сделает что-то полезное для горожан.

«…говорю вам потому, что, может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело».

Источник: Действие четвертое, явление 2

Подробная характеристика Кулигина.

Дикой и Кабаниха — основные черты самодурства

Написав “Грозу”, А. Н. Островский как бы включил себя в ряд таких писателей, как Н. В. Гоголь и М. Ю. Лермонтов. Он создал еще одну, свою модель города, где царит традиционный уклад жизни. Но в отличие от гоголевского города Калинов показан Островским неоднозначно. С одной стороны, прекрасная природа (“Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется”), а с другой — черствость людей, невежество, царящее в городе, злоба и так далее. Всех жителей этого города можно условно разделить на две группы: деспоты и те, кто им подчиняется. К деспотам можно смело отнести двух самых влиятельных людей города: Дикого и Кабанову, которую все в городе зовут Кабанихой. Фамилии этих людей говорят многое об их характерах. Ведь недаром никто (кроме Феклуши) не называет Дикого Савелом Про-кофьевичем, а Кабаниху — Марфой Игнатьевной. И Дикой, и Кабаниха чувствуют себя в городе полноправными хозяевами. Все им подчиняются: одни охотно (“Уж лучше терпеть”), другие же нет, но все их протесты выражаются только на словах (“Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили”). И именно поэтому они делают что хотят, и никто не смеет возразить им. Главная черта, объединяющая этих купцов, — любовь к деньгам. Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве. Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив. (“Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!”) Еще одна черта, которая объединяет их, — это религиозность. Но Бога они воспринимают не как кого-то, кто прощает, а как того, кто может лишь наказывать. Но чтобы лучше понять этих персонажей, рассмотрим каждого в отдельности. Савел Прокофьевич Дикой — жадный и очень грубый человек. Его можно сравнить с гоголевским Плюшкиным. Он так же торгуется буквально за каждую копейку. (“… Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю”.) Дикой делает все, что в его силах, лишь бы накопить побольше денег. (“Недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются”.) Но главный недостаток его в том, что он считает себя таким же, как все. (“Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко?”) Дикой — очень расчетливый. Он никогда -не позволит себе нагрубить кому-нибудь, кто сильнее и могущественнее его (“…воюешь-то ты всю жизнь с бабами”). Об этом же свидетельствует история с гусаром (Дикой молча слушал, как его ругают, и ничего не возразил). Характер же Кабанихи немного другой. Его довольно четко сформулировал Кудряш; на утверждение Шапкина “Хороша тоже и Кабаниха” он отвечает: “Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия”… Кабанова, как никто, отражает всю приверженность этого города к старым традициям. (Она учит Катерину, Тихона и других, как надо жить вообще и как вести себя в конкретном случае.) Кабанова пытается казаться доброй, чуткой, искренней, а главное, несчастной женщиной. Пытается оправдать свои поступки возрастом: “Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать”. Но это утверждение больше похоже на иронию, чем на искреннее признание. Кабанова считает себя центром вселенной, она не может представить себе, что будет со всем миром после ее смерти. В своем произведении Островский показал город, жители которого невежественны (они не хотят читать книги и что-либо учить, но с удовольствием слушают странниц, которые сами нигде не были). Им чужды такие понятия, как любовь, дружба, взаимопомощь. (“Я потрачусь, да уж и ему станет в копейку”.)’ Но этот мир не так безмятежен. Протест Катерины, т. е. ее самоубийство, колеблет их устоявшуюся тихую жизнь. И уход Катерины из жизни не случаен, ведь она была единственным “лучом света в темном царстве”.

Поделиться

Похожие материалы:

  1. Характерные черты казачества в личности Тараса Бульбы Характерные черты казачества выражены в личности Тараса Бульбы. В редакции «Миргорода» его образ выступал в романтическом ореоле. Бульба явственно выделялся среди других персонажей титаническими размерами….
  2. Взаимосвязь персонажей: Катерина и Кабаниха Катерина внешне хрупкая, нежная и открытая для чувств молодая женщина, вовсе не такая беззащитная, как кажется на первый взгляд. Внутри она сильная, она является борцом…
  3. Основные черты лирического героя М. Ю. Лермонтова Мучительные переживания одиночества, ощущение бесприютности, бесплодности существования, мертвая скука, жгучая и бессменная, «как пламень», печаль — вот основные черты лирического героя М. Ю. Лермонтова. Многие…
  4. Сравнение образов: Дикой и Кабаниха Что представляют собой персонажи драмы Островского «Гроза» Дикой и Кабаниха? Прежде всего следует сказать об их жестокости и бессердечии. Дикой ни во что не ставит…
  5. Дикой и Кабаниха Создается впечатление, будто Калинов отгорожен от всего остального — мира высочайшим забором и живет какой-то особенной, замкнутой жизнью. Островский сконцентрировал внимание на самой важном, показав…
  6. «Темное царство» в драме А.Н.Островского «Гроза»: Дикой и Кабаниха Наивысшим художественным достижением А.Н.Островского в предреформенные годы стала драма » Гроза».Действие драмы А.Н Островского «Гроза» происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги .»Вид…
  7. Тёмное царство в драме Островского «Гроза»: Дикой и Кабаниха Имя Александра Николаевича Островского — одно из славнейших в истории русской литературы и русского театра. В. 1812 году великий русский писатель А.И. Гончаров, приветствуя Островского…
  8. Дикой и Кабаниха (исключение в русском купечестве или они типичны?) Что представляют собой персонажи драмы Островского “Гроза” Дикой и Кабаниха? Прежде всего следует сказать об их жестокости и бессердечии. Дикой ни во что не ставит…
  9. Тёмное царство в драме Островского «Гроза»: Дикой и Кабаниха Имя Александра Николаевича Островского — одно из славнейших в истории русской литературы и русского театра. В. 1812 году великий русский писатель А.И. Гончаров, приветствуя Островского…
  10. Дикой и Кабаниха — «Самодуры русской жизни» А. Н. Островский в пьесе “Гроза”, написанной им в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и…

Речевая характеристика Дикого

Речь Дикого, его манера разговаривать с людьми, общая интонация наглядно демонстрирует все негативные качества персонажа: жадность, глупость, невежество, полное отсутствие культуры и уважения к собеседнику.

Язык Дикого отличается грубостью, он насыщен бранными, оскорбительными эпитетами и выражениями: «дурак», «дармоед», «проклятый», «червяк». Будучи представителем богатого купечества, Дикой считает себя гораздо выше и «именитее» окружающих его людей. Он уверен, что все вокруг должны пресмыкаться перед ним, и каждый раз при общении намеренно унижает людей: «Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе — ровный, что ли! Ишь ты, какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать».

Дикой — человек темный, невежественный, и его необразованность постоянно проскальзывает в разговоре. Это особенно заметно при использовании иностранных слов, которые он искажает: «елестричество», «езуит».

Речевая характеристика Дикого красноречиво свидетельствует о том, что герой является глупым, бескультурным, невежественным человеком.

Речевая характеристика Кабанихи

Кабанова — необразованная, невежественная женщина, которая в своем разговоре использует просторечные слова и выражения, также часто встречаются пословицы и поговорки: «Никому не закажешь говорить», «Не заступайся, матушка, не обижу небось!», «…у меня об вас сердце болит», «Чужая душа — потемки». Её речь максимально проста и понятна для восприятия.

Кабанова способна оскорблять даже самых близких людей, не особенно выбирая выражения: «Дурак! (Вздыхает.) Что с дураком и говорить! Только грех один!», «Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж?»

Кабаниха — религиозная женщина, и в её речи часто проскальзывают выражения церковно-житейского характера: «Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!», «Полно, полно, не божись! Грех!»

Размеренный характер речи Кабанихи придают повторы просторечных слов, словосочетаний: «…кабы своими глазами не видела да своими ушами не слыхала», «…что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает…»

Биография

Савел Прокофьич Дикой — богатый и влиятельный купец, проживающий в вымышленном русском городе Калинове. У него большая семья: жена и несовершеннолетние дочери.

Дикой — успешный делец, который смог сколотить немалый капитал не столько благодаря своим качествам, сколько за счёт обмана крестьян и работающих на него мужиков.

Савел Прокофьич является родным дядей Бориса, чей отец ушел из семьи из-за любви к девушке из «благородных». Согласно условию завещания бабушки Бориса, тот сможет получить часть наследства, если будет почтителен к дядюшке. Дикой берет племянника к себе на работу, но денег не платит и всячески издевается над Борисом, чтобы тот в какой-то момент сорвался и нарушил условие завещания. Самым страшным ударом для него является потеря денег.

Дикой — человек необразованный, который пренебрежительно относится к науке, просвещению, культуре, политике.

Образ Дикого

Савел Прокофьич Дикой является ярким отрицательным персонажем, представителем «тёмного царства». Основными его качествами являются грубость, жадность и невежество.

Дикой недаром получает прозвище главного «ругателя» в городе: он ругается с утра и до вечера, со всеми, кто подвернется ему под руку. Особенно сильно достается тем, кто вынужден решать с Диким финансовые вопросы. Герою очень тяжело расставаться с деньгами, и он старается всячески обмануть или запугать людей, чтобы в итоге оставить их в дураках. Каждый, кто приходит к Савелу Прокофьичу за платой, неизменно будет унижен и оскорблен.

При этом сам Дикой — трусливый человек с низкой самооценкой. Когда приходится вступать в конфликт с человеком, который по статусу является равным или даже выше, Дикой тушуется, утрачивает всю свою привычную злость и резкость. Но он обязательно отыгрывается на более слабых и зависимых, чаще всего достается членам его семьи.

Всё, что интересует Дикого, — это деньги. Живя потребительски, он ничем не интересуется, у него нет каких-либо целей, желаний, хотя с его финансовыми возможностями он мог бы сделать много чего по-настоящему полезного.

Дикой является глупым, необразованным человеком, привыкшим жить в плену суеверий и предрассудков. Он не открыт знаниям, прогрессу, всё новое настораживает его. Глупость героя порождает его агрессивность, раздражительность. Изменить его способна лишь сила, еще более грубая, чем он сам, однако никто не может найти на Дикого управу.

Воспитание методами Марфы Игнатьевны

Порядок в устах Кабанихи — это беспрекословное подчинение младших старшим. По её мнению, жена должна бояться мужа. Видимо, своего мужа при жизни героиня не слишком боялась, ведь после его смерти ей удалось стать тираном. Возможно, она помогла ему умереть, как и Катерине:

Кабаниха стремится подавлять волю других, прикрываясь заботой и религией. Даёт милостыню нищим, но своих близких обижает. Она лишь пытается создать видимость доброты. Это очень глупо, учитывая, что все знали, какой она человек на самом деле:

Марфа Игнатьевна убеждена в непревзойдённой мудрости представителей своего поколения, поскольку те следуют традициям и верят приметам. Своими монологами она неоднократно подчёркивает их значимость:

Женщина уверена, что молодые люди глупы и беспомощны:

Они не следуют устаревшим традициям и глупым приметам только потому, что не уважают старших:

Скудоумие непробиваемое. Похоже, уважение, с точки зрения Кабанихи, это молчаливое выслушивание безосновательных оскорблений и упрёков от «мудрецов».

То, что Кабаниха сама когда-то была молодой, а её оболванивали «умные старшие», некоторые из которых, возможно, были такими же тиранами, она, похоже, забыла. Видимо, её интеллект настолько ограничили в молодости, что ей даже в голову не приходила мысль о существовании таких вещей, как любовь, искренняя забота, ласка, и они вовсе не являются признаками слабости.

Когда Тихон уезжает из дома, Кабаниха требует, чтобы Катерина провожала мужа, как положено в других семьях. Она обращается к Катерине:

У жены Тихона были добрые родители, поэтому она также с добротой относилась к нему, но Кабаниха всегда осуждала проявления любви.

Варвара, дочь Кабанихи, считает, что для выживания под одной крышей со столь неадекватной женщиной необходимо врать:

Хорошо, что у старухи не получилось сделать всех родственников безумными. Но она всё же довела невестку до самоубийства.

Предел своего ужасающего всеобъемлющего бессердечия сумасшедшая женщина показывает, когда Катерина рассказывает о своих встречах с Борисом. Старуха злобно радуется и говорит, что такую жену жалеть нельзя, следует закопать её в землю. Воистину воплощение сатаны. Но при этом она ещё умудряется верить в Бога или создавать иллюзию веры в глазах окружающих.

Тихон же не разделял убеждений матери, хотя ему порой приходилось ублажать её, ругать супругу, чтобы мать просто заткнулась. Он искренне любил Катерину, но никак не мог защитить её, потому что сам находился в заложниках и был слишком слаб, чтобы перечить матери.

Таким образом, жизнь в доме Кабанихи была бесконечной чередой конфликтов и унижений, полнейшим адом, выход из которого был только один: Катерина утопилась. Когда её тело вытащили из воды, Тихон посмотрел на него и сказал:

Вывод

В пьесе А. Н. Островского «Гроза» Дикой является одним из ключевых мужских персонажей. Нет никаких сомнений по поводу того, какой литературный тип изображен в образе Дикого. В произведении он играет отрицательную роль и наряду с Кабанихой символизирует «тёмное царство» провинциального городка, они оба являются его лидерами. Своими поступками он вызывает лишь негативное отношение.

Роль героя заключается в том, чтобы продемонстрировать всё несовершенство среды, в котором власть принадлежит людям, подобным Дикому. Общество, в котором царят злоба, жадность и невежество, обречено на гибель. Цитатная характеристика Дикого позволит лучше подготовиться к уроку по литературе, кратко составить анализ или написать сочинение на заданную тему.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]