XIX столетие является одним из самых знаменательных в русской литературе. Именно эта эпоха подарила миру имена великих классиков, которые оказали влияние не только на русскую, но и на всемирную культуру. Основными идеями, свойственными литературе этого времени, является рост человеческой души, борьба добра со злом, торжество нравственности и чистоты.
Отличие от предыдущего столетия
Давая общую характеристику русской литературе 19 века, можно отметить, что предшествующий век отличался очень спокойным развитием. На протяжении всего предшествующего столетия поэты и писатели воспевали достоинство человека, старались привить высокие морально-нравственные идеалы. И лишь в конце столетия начали появляться более дерзкие и смелые произведения – авторы начали акцентировать внимание на психологии человека, его переживаниях и чувствах.
Реалистический роман
Во второй половине века происходит развитие реалистической прозы. Романтические идеалы оказались несостоятельными. Возникла потребность показать мир таким, каким он есть на самом деле. Проза Достоевского — неотъемлемая часть такого понятия, как русская литература 19 века. Общая характеристика кратко представляет собой перечень важных особенностей этого периода и предпосылок для возникновения тех или иных явлений. Что касается реалистической прозы Достоевского, ее можно охарактеризовать следующим образом: повести и романы этого автора стали реакцией на настроения, которые в те годы преобладали в обществе. Изображая в своих произведениях прототипов знакомых ему людей, он стремился рассмотреть и решить самые актуальные вопросы социума, в котором он вращался.
В первые десятилетия в стране прославляли Михаила Кутузова, затем романтиков-декабристов. Об этом ярко свидетельствует русская литература начала 19 века. Общая характеристика конца века вмещается в пару слов. Это переоценка ценностей. На первый план вышла не судьба всего народа, а отдельных его представителей. Отсюда и появление в прозе образа «лишнего человека».
Причины расцвета
В процессе работы над домашним заданием или докладом на тему «Общая характеристика русской литературы 19 века» у учащегося может возникнуть закономерный вопрос: а чем же были обусловлены эти перемены, почему литература смогла достичь такого высокого уровня развития? Причиной тому послужили общественные события – это и война с Турцией, и вторжение наполеоновских войск, и отмена крепостного права, и прилюдная расправа над оппозиционерами. Все это послужило тому, что в литературе начали применяться совершенно новые стилистические приемы. Работая над общей характеристикой русской литературы 19 века, стоит обязательно упомянуть, что эта эпоха по праву вошла в историю как «Золотой век».
Ответ
XVII век, был последним веком летописания на Руси. «Новый летописец» описывает события от времени правления Ивана Грозного, и до окончания «смуты». «Новый летописец» четко, лаконично и логично обосновывает права дома Романовых на царский престол.
Главную роль в литературе 17 века, занимали произведения исторической тематики. Особенностью книг исторической тематики эпохи 17 века была яркая публицистичность. Самое большое и известное историческое литературное произведение 17 века – «Сказание Келаря Троице – Сергеевой Лавры Авраама Палицына». В этом произведении, автор рассказывает свое понимании смутного времени, рассуждает о причинах «смуты» и её событиях.
В русской литературе XVII века, проявляется большой, живой интерес к истории. Появляются исторические сочинения обобщающего характера. В 70-ых года XVII века, появилась первая историческая книга «Синопсис» (обозрение). Написал её монах Киевско – Печерского монастыря Иннокентий Гизеля. Труд Гизеля рассказывал истории России и Украины с самого начала, с момента образование Киевской Руси. В XVII-XVIII века, книга «Синопсис» использовалась как учебник по русской истории.
Было в литературе XVII века, ёще несколько ценных рукописных трудов. Книга «Скифские Истории», за авторством А. И. Лызлова описывает борьбу русского народа, и европейцев со «скифами». К «скифам» автор отнес монголо-татар и турок. Ценность труда Лызлова состоит в том, что в книге, он умело связал знания русских и европейских источников, составив достаточно правдивую и ясную картину происходящего.
Литература XVII века включила в себя не только исторические повествования далекого прошло. В этом веке происходили события, которые заслужили внимания современных литераторов. «Повесть об Азовском осадном сидении» рассказывает про Азовские походы. Основой повести послужил захват донскими казаками турецкой крепости. Автор сего замечательно произведения не установлен, но, есть вероятность, что это начальник воинской канцелярии Федор Порошин. Вот такую загадку нам оставила литература XVII века.
Свою нишу в литературе XVII века заняли и книги нравственного содержания. Большое распространение получило «Жития Святых». Так же очень популярна была автобиография идеолога старообрядчества Аввакума – «Житие протопопа Аввакума».
В литературе XVII века активно зарождаются новые жанры для русской литературы. Появляются сатирические повести и книжная поэзия. Впоследствии эти жанры заняли свою, особую нишу, в русской литературе.
План-конспект урока по литературе по теме: Введение. Историко-литературный процесс и периодизация русской литературы. Самобытность литературы.
Организация: Государственное образовательное учреждение Республики Хакасия среднего профессионального образования «Черногорский горно-строительный техникум»
Цели:
- Раскрыть своеобразие русской классической литературы 19 века.
Помочь студенту быть постоянно включенным в процесс мыслительной деятельности.
Усложнение смысловой функции речи студентов.
Научить студентов обобщать и систематизировать материал.
Задача:
Обеспечение эмоциональной сопричастности студентов к собственной деятельности и деятельности других.
Тип урока:
Сообщение знаний и умений.
План:
- Периодизация русской литературы.
Самобытность литературы.
«Только молодые могут называть старость временем покоя»
(С. Лукьяненко)
Ход урока:
- Организационный момент.
- «До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в 19 в., но и поражающее разнообразие их» (М. Горький).
Актуализация опорных знаний и умений:
вопросы по школьной программе.
Как вы понимаете эти слова?
- О каких талантливых поэтах и писателях говорит М. Горький?
(Конечно о таких известных писателях и поэтах, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, которые вошли в «золотой век» русской литературы; И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и др.).
Новая тема. Слово учителя.
- Введение. Словарь:
Вопросы к студентам:
Что обозначает слово интеллигенция?
Что обозначает слово идеал?
Что обозначает слово разночинец?
Что обозначает слово революционер?
Что обозначает слово либерал?
Интеллигенция
– люди умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры.
Идеал
– Совершенное воплощение чего-нибудь (иными словаи – это лучшее, что есть).
Революционер
– человек, который производит переворот, открывает новые пути в какой-нибудь области жизни, в науке, в производстве.
Разночинец
– в дореволюционной России: выходец из мелкого чиновничества, занимающийся умственным трудом. Разные чины: учителя, врачи, инженеры и т.д.
- Историко-литературный процесс.
В России литература всегда была в союзе с освободительным движением. Бесправное положение одной части населения (крестьян) на фоне необременительной жизни дворянского сословия способствовало привлечению внимания к проблеме крепостного права со стороны просвещенных и гуманных представителей образованного слоя, побуждала у них сочувствие и сострадание. В первую очередь это относилось к писателям.
Неизбежные столкновения, идейные конфликты таились в самой сущности русской жизни, и писатель, проникавший в эту сущность, не мог не заметить их. Многие русские писатели не разделяли революционных убеждений. Все, однако, сходились на том, что в России необходимы коренные перемены. Запад успел уже пройти ряд революционных потрясений, а Россия еще не знала их. Революции, отгремевшие на Западе, принесли людям больше разочарований, чем радостей. Лучшие надежды оказались неоправданными.
Величайшее новаторство русской литературы – в сплетении её судеб с судьбами русской революции. Уже к концу 19 столетия Россия накопила такое количество энергии, каким никогда, ни в какое время не располагало человечество. И это было засвидетельствовано русской литературой.
Пушкин придал русской литературе одновременно общенациональный и общечеловеческий характер. Пушкин – единомышленник первого поколения русских революционеров.
Основные положения особенностей литературного процесса второй половины 19 века:
1)
Россия стоит перед выбором дальнейших путей развития, основные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?». Решительная демократизация художественной литературы. Гражданский пафос литературы.
2)
Специализация литературы: Гончаров, Толстой – эпики, Левитов, Успенский – очеркисты, Островский – драматург и др.
3)
Сюжеты романов просты, локальны, семейственны, но через сюжеты художники слова поднимаются до проблем общечеловеческих: взаимосвязь героя с миром, взаимопроникновение стихий жизни, отречение от личного блага, стыд за собственное благополучие, эпический максимализм, нежелание участвовать в несовершенстве мира.
4)
Новый герой отражает состояние личности в эпоху общественных преобразований; он, как вся страна, стоит на пути к самосознанию, пробуждению личностного начала. Герои разных произведений (Тургенева, Гончарова, Чернышевского, Достоевского) полемичны по отношению друг к другу, но эта черта их объединяет.
5)
Повышенные требования к личности человека. Самопожертвование – национальная черта. Благо других – высшая нравственная ценность. Личность, по Толстому, представляет в виде дроби:
нравственные качества
Самооценка
6)
Источник русской силы и русской мудрости и Толстой, и Чернышевский видят в народном чувстве. Судьба человеческая в единстве с судьбой народа не оборачивалась принижением личностного начала. Наоборот, на высшей стадии духовного развития герой приходит кнароду (роман-эпопея «Война и мир»).
3.3. Периодизация русской литературы.
1 период:
1825-1861 – дворянский;
2 период:
1861-1895 – разночинский;
3 период:
1895-… пролетарский.
Крестьянские волнения прокатились по всей стране. Вопрос освобождения крестьян стал очень актуальным. Подъем крестьянского волнения вызвал подъем общественного мнения. С 1859 года
выделяются 2 исторические силы: революционеры-демократы, либералы.
- Самобытность литературы.
Вторая половина 19 века – «золотое» время, но в отличие от первой половины, вторая половина имеет свои особенности, связанные с социальными условиями. В литературе первой половины 19 века герой был дворянин – «лишний» человек, который подошел к великим делам, но был испорчен воспитанием. К началу второй половины 19 века дворянство исчерпало свои прогрессивные возможности, стало возрождаться: Печорин, Онегин превратились постепенно в Обломова.
Дворянство уходит со сцены политической борьбы. На смену им приходят разночинцы. Выход на сцену политической борьбы разночинцев произошел не без заслуги русской литературы. Русская литература – это литература общественной мысли.
А также перед мыслящими людьми постоянно возникали многочисленные «почему», относящиеся к общественной жизни, и к человеческим отношениям. Литература пошла по пути всестороннего исследования жизни.
В литературе 19 века тесно переплетаются стили и взгляды, художественные средства и художественные идеи. В результате взаимодействия всех этих направлений в России начинает формироваться реализм как совершенно новая ступень познания литературой человека и его жизни. Родоначальником этого направления считается А.С. Пушкин.
Его основа – принцип жизненной правды, которым руководствуется художник в своем творчестве, стремясь дать полное и верное отражение жизни.
В основе критического реализма лежали положительные идеалы – патриотизм, сочувствие угнетенным народным массам, поиски положительного героя в жизни, вера в светлое будущее России.
- Закрепление.
Вопросы для закрепления:
- Назовите основные положения особенностей литературного процесса второй половины 19 века?
Назовите периоды русского освободительного движения?
В чем заключается самобытность русской литературы?
Домашнее задание:________________________________________________________________________________________________________________
Оценки, выводы.
В России 19 века происходит небывалый взлет литературы и на равных включается в культурный процесс. Эту эпоху принято характеризовать «золотым веком»,временем расцвета творчества и зарождения философской мысли, формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину. Литературоцентризм — важная особенность. На произведениях литераторов того времени мы учимся человечности, патриотизму, изучаем нашу историю. На этой «классике» выросло не одно поколение людей — Человеков. Романтизм становится ведущим художественным методом, хотя на исходе 30-х годов XIX века ведущее место в литературе займет реализм.
Русская литература отлич своей гуманностью целеустремленностью и человечностью стремится высказать свое мнение. В России философия индивидуальна. Одной из главных проблем является проблема нравственности у каждого автора свои решения этой проблемы. Нравственная проблематика стала основной то и практически все русс писаети сходились в 1м формирование высоких идеалов. Высокое в России это преодоление эгоизма и индивидуализма. И высокое деятельное героическое те для русс писателей св-но самое требовательное отношение. В России никогда невозможно было жить отдельной судьбой. Русское общ-во всегда коллективно. Русс литре характерен нравств выбор за себя и за весь мир. Русс автор показывал жизнь в сообще со всем миром. С этим связана эпичность мышления русс герои всегда общаются с нацией герои гоголя толстого. Эта почва была оч. благоприятна для развития романов. Русс романы оказали большое влияние на запад. Герои были колоссальны они не были привычны зап читателю, русские умели выходить на вопрос бытия. Но суть и обратный момент когда авторы проникали в национальное. Для того чтоб более подробно рассмотреть этот вопрос можно обратится к работе Касьяновой «русский национальный характер» в книге она рассказывает что для русского человека характерна ценностная установка например способность достигнуть цели. У России и запада различные цели в жизни. Идея воспитания высоких чувств и идеалов это высокое а высокое это эгоизм.
Мировое значение литературы тесно связано с национальным своеобразием: романтики обращаются к национальным событиям, поскольку 19 век — это век эпохальных событий мирового масштаба(война 1812), это изменения общественного сознания, выраженный дух патриотизма. Реформы 1861 года приводят к поляризации обществ.сознания и чувство личности находит свое выражения в образах литературы. Например, эпоха декабризма порождает идеал свободной личности, таким образом тема свободной личности становится центральной. Деятельность писателей не ограничивалось их субътективным духовным миром: они активно проявляли интерес к общественной жизни, фольклорными произведениями и взаимодействовали с зарубежными писателями. Поэтому литература 19 века несет глобальный охват всей общественно-политической жизни того времени и отражает мироощущение своей эпохи. Национальное своеобразие находит свое отражение в типологизации портретов людей, обобщения их пороков и ярко выраженных свойств личности: 1)В центре литр. 19 в проблема роста чувства личности:образ молодого человека не удовлетворяет современный уклад жизни 2). А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».
- 3).Национальная атмосфера в литературе, разработка русского национального характера
- 4).Осуждение писателями оторванности интеллигенции от народа, как оторванность от своих корней. 5).идеал личности — соотношение одной личности с бытием всего народа(отсутвие эгоцентризма, своеволия)
- 6)внимание писателя к психологическому и социальному анализу. Также можно обратится к работе Белинского взгляд на русс литру. В школе этот вопрос можно использовать ни вводных уроках русск л 19го века. Например может б такая тема как худ литра как вид искусства
Направленность литературы
Русская литература того времени отличалась очень смелой постановкой вопросов о смысле человеческого бытия, о самых актуальных общественно-политических, нравственных и этических проблемах. Значение этих вопросов она выводит далеко за пределы своей исторической эпохи. Готовя общую характеристику русской литературе 19 века, нужно помнить о том, что она стала одним из мощнейших средств воздействия как на русских читателей, так и на иностранных, приобретя славу влиятельной силы в развитии просвещения.
Феномен эпохи
Если нужно дать общую характеристику русской литературе 19 века кратко, можно отметить, что общей чертой данной эпохи было такое явление, как «литературоцентризм». Это означает, что литература стала способом передачи идей и мнений в политических спорах. Она превратилась в мощный инструмент выражения идеологии, определяла ценностные ориентиры и идеалы.
Нельзя сказать однозначно, хорошо это или плохо. Конечно, давая общую характеристику русской литературы XIX века, можно упрекать литературу того времени в том, что она была слишком «проповеднической», «наставнической». Ведь нередко говорят о том, что стремление стать пророком может привести к неуместному опекунству. А это чревато развитием нетерпимости к инакомыслию любого рода. Конечно, в таких рассуждениях есть доля истины, однако, давая общую характеристику русской литературе 19 века, необходимо учитывать исторические реалии, в которых жили тогдашние писатели, поэты, критики. А. И. Герцен, когда оказался в эмиграции, описывал этот феномен так: «У народа, которого лишили свободы слова и самовыражения, литература остается чуть ли не единственной отдушиной».
Роль литературы в обществе
Практически то же самое говорил и Н. Г. Чернышевский: «Литература у нас пока сосредоточивает всю умственную жизнь народа». Здесь стоит обратить внимание на слово «пока». Чернышевский, который утверждал, что литература является учебником жизни, все равно признавал, что умственная жизнь народа не должна в ней сосредотачиваться постоянно. Однако «пока», в тех условиях русской действительности, именно она взяла на себя эту функцию.
Современное общество должно быть благодарно тем писателям и поэтам, которые в тяжелейших социальных условиях, несмотря на преследования (стоит вспомнить о том же Н. Г. Чернышевском, Ф. М. Достоевском и других), с помощью своих трудов содействовали пробуждению в человеке светлого, духовного начала, принципиальности, активного противостояния злу, честности и милосердия. Учитывая все это, можно согласиться с тем мнением, которое выражает Н. А. Некрасов в своем послании ко Льву Толстому в 1856 г.: «Роль писателя у нас прежде всего – это роль учителя».
Литература второй половины 19 века в России
В это в время в России наметились общественные течения — славянофилы и западники. Западники считали, что развитие страны началось с реформ Петра I и по этому пути необходимо идти дальше. Следует отметить, что отношение к допетровской Руси у них было пренебрежительное, они отмечали, что в то время отсутствовали достойные уважения культура и история.
Славянофилы выступали против ориентации на Запад, за самостоятельное развитие России.
Популярным движением среди западников, было радикальное. Оно было основано на утопическом учении Сен-Симона и Фурье с уклоном в социализм. Это движение, самое радикальное его крыло, придерживалось мнения, что революция, это единственный способ, с помощью которого, можно что-то изменить в стране. Славянофилы же, считали, что история России богата не менее, чем западная цивилизация, которая страдала от безверия, индивидуализма и разочаровалась в духовных ценностях.
В 1860 году зародилось движение почвенников, оно пыталось преодолеть полярность мнений. Его идеологами стали Ф. Достоевский, А. Григорьев, Н. Страхов. Они отвергали западную буржуазную демократию и самодержавно-демократический строй. Обвиняя Запад в бездуховности, Достоевский говорил, что «просвещенное общество» должно слиться с «народной почвой», это поможет низам и верхам обогатить друг друга. Отрицательное отношение к материализму и к революции, подчеркивание нравственно-религиозного начала — основные принципы почвенников. А.С. Пушкин был для них олицетворением русского духа.
Литературу второй половины 19 века отличает такая особенность, как нигилизм. Почвенники в нем видели главную угрозу действительности. В русском обществе нигилизм был крайне популярен. Приверженцы нигилизма отрицали принятые нормы поведения и культурные ценности. Подменялись моральные принципы, выше всего ставились собственные удовольствия. Базаров, в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», самый яркий представитель нигилизма.
На отечественных писателей оказывают влияние зарубежные авторы, в первую очередь реалистическими романами: О.Бальзак «Шагреневая кожа», Шарлотта Бронте «Джейн Эйр», У. Теккерей «Ярмарка тщеславия», Ч.Диккенс «Оливер Твист» и др.
Общая характеристика русской литературы 19 века: таблица
«Золотой век» — это время писателей совершенно разных литературных направлений. Для начала рассмотрим их в сводной таблице, после чего каждое из направлений будет рассмотрено подробнее.
Жанр | Когда и где возник | Типы произведений | Представители | Основные черты |
Классицизм | XVII век, Франция | Ода, трагедия, эпопея | Г. Р. Державин («Анакреотические песни»), Херсаков («Бахариана», «Поэт»). | Преобладает национально-историческая тематика. Преимущественно развит жанр оды. Присутствует сатирическая направленность |
Сентиментализм | Во второй половине XVIII в. в Западной Европе и России, наиболее полно оформился в Англии | Повесть, роман, элегия, мемуары, путешествия | Н. М. Карамзин («Бедная Лиза»), раннее творчество В. А. Жуковского («Славянка», «Море», «Вечер») | Субъективность в оценке событий мира. На первое место поставлены чувства, переживания. Немаловажную роль играет природа. Выражается протест против испорченности высшего общества. Культ духовной чистоты и нравственности. Утверждается богатый внутренний мир низших социальных слоев. |
Романтизм | Конец XVIII — первая половина XIX века, Европа, Америка | Рассказ, поэма, повесть, роман | А. С. Пушкин («Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Маленькие трагедии»), М. Ю. Лермонтов («Мцыри», «Демон»), Ф. И. Тютчев («Бессонница», «В деревне», «Весна»), К. Н. Батюшков. | Субъективное преобладает над объективным. Взгляд на реальность через «призму сердца». Склонность к отражению бессознательного и интуитивного в человеке. Тяготение к фантастике, условности всяких норм. Склонность к необычному и возвышенному, смешение высокого и низкого, комичного и трагичного. Личность в произведениях романтизма устремляется к абсолютной свободе, нравственному совершенству, к идеалу в условиях несовершенного мира. |
Реализм | XIX в., Франция, Англия. | Повесть, роман, поэма | Поздний А. С. Пушкин («Дубровский», «Повести Белкина»), Н. В. Гоголь («Мертвые души»), И. А. Гончаров, А. С. Грибоедов («Горе от ума»), Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Преступление и наказание»), Л. Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина»), Н. Г. Чернышевский («Что делать?»), И. С. Тургенев («Ася», «Рудин»), М. Е. Салтыков-Щедрин («Пошехонские рассказы», «Господа Гоголевы»), Н. А. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо?»). | В центре литературного произведения – объективная реальность. Реалисты стремятся выявить причинно-следственные связи в событиях. Используется принцип типического: описываются типические герои, обстоятельства, конкретное время. Обычно реалисты обращаются к проблемам настоящей эпохи. Идеалом является сама действительность. Повышенное внимание к общественной стороне жизни. |
Русская литература этой эпохи стала отражением того скачка, который был сделан в предшествующем столетии. Начался «Золотой век» главным образом с расцвета двух течений – сентиментализма и романтизма. С середины столетия все большую мощь обретает направление реализма. Такова общая характеристика русской литературы 19 века. Табличка поможет учащемуся сориентироваться в основных течениях и представителях «Золотого века». В процессе подготовки к уроку нужно упомянуть, что дальнейшая социально-политическая обстановка в стране становится все более напряженной, растут противоречия между угнетенными классами и простым народом. Это приводит к тому, что в середине века несколько затихает развитие поэзии. А завершение эпохи сопровождается революционными настроениями.
Размышляя о роли литературы в судьбах человечества, великий пролетарский писатель М. Горький утверждал, что ни одна литература Запада не возникала с такою силою и быстротой, в таком мощном, ослепительном блеске таланта, как литература русская, никто в Европе не создавал столь крупных, всем миром признанных книг, никто не творил столь дивных красот при таких неописуемо тяжких условиях, как писатели русские. И стремительное развитие русской литературы, и ее исключительно высокий идейно-художественный уровень, и ее мировое влияние -все это, как вы знаете, стало возможным благодаря ее связям с освободительным движением, ее деятельному участию в этом движении.
В обстановке вопиющего социального гнета средоточием освободительных, гражданственных идей должна была стать и действительно стала литература. Еще раз восстановите в памяти хорошо известные вам произведения русских классиков: Горе от ума, лирику Пушкина и Лермонтова, Мертвые души, Отцы и дети, Что делать? и другие. При всех своих различиях они вобрали в себя передовые идеи времени. Черпая силу в освободительном движении, великие русские писатели, как вы убедились, сами оказывали огромное воздействие на его развитие, на жизнь общества в целом. В нашем умственном движении,- говорил Чернышевский о русской литературе,- играет она более значительную роль, нежели французская, немецкая, английская в умственном движении своих народов, и на ней лежит более обязанностей, нежели на какой бы то ни было другой литературе… Поэт и беллетрист не заменимы у нас никем… Это осознавали и сами писатели. Отсюда — то глубокое чувство ответственности перед народом, перед Россией, которое было им свойственно: именно в нашей стране сложился тип писателя — гражданина, борца, человека непреклонных, нередко выстраданных убеждений, высоких нравственных принципов.
Лучшие русские писатели сознательно становились на путь служения обществу, видя в этом высшее назначение искусства. Не случайно через всю русскую литературу проходит тема поэта и поэзии. Вам памятны многочисленные стихи на эту тему (Рылеева, Пушкина, Лермонтова, Некрасова). Мысль о высоком назначении искусства, об ответственности писателя великолепно выразил Чехов. Для него истинный писатель — это человек обязанный, законтрактованный сознанием своего долга и совестью.
Когда русская литература получила мировое признание, зарубежные читатели остро ощутили ее своеобразие и непревзойденную силу. Она покорила их своим смелым вторжением в жизнь, напряженными исканиями истины, своими героями, преисполненными высоких целей, всегда неудовлетворенными собой. Поразило то чувство ответственности за будущее своей страны и человечества, которое ни на минуту не покидало ни Андрея Болконского, ни Пьера, ни Раскольникова, ни князя Мышкина. Русские писатели,- сказал один турецкий критик,- требуют очень много от людей, они не согласны с тем, чтобы люди ставили на первый план свои интересы и свой эгоизм.
Передовая русская литература всегда жила самыми важными, жгучими проблемами века.
Больные вопросы, проклятые вопросы, великие вопросы — так характеризовались на протяжении десятилетий те социальные, философские, нравственные проблемы, которые поднимали лучшие писатели прошлого.
Вы могли убедиться, что, начиная с Радищева и кончая Чеховым, русские писатели XIX века с беспощадной откровенностью говорили о нравственном вырождении господствующих классов, о произволе и безнаказанности одних и бесправии других, о социальном неравенстве, о материальном и духовном порабощении человека. Вспомните такие произведения, как Мертвые души, Преступление и наказание, сказки Щедрина, Кому на Руси жить хорошо, Воскресение. К решению острейших проблем современности авторы их подходили с позиций подлинного гуманизма, с позиций интересов народа. Вы знаете, какую ненависть к угнетателям, к тирании, к виновникам социальных бедствий и личных человеческих трагедий питали лучшие русские писатели.
Каких бы сторон жизни они ни касались, со страниц их творений всегда слышалось: кто виноват?, что делать? Эти вопросы звучали в Евгении Онегине и в Герое нашего времени, в Обломове и в Грозе, в Преступлении и наказании, в рассказах и драматургии Чехова.
Выявляя роль среды и исторических условий в формировании человека, писатели вместе с тем старались понять, может ли человек противостоять воздействию окружающих его обстоятельств жизни. Свободен ли он в выборе жизненного пути или во всем повинны обстоятельства? В конечном счете, несет ли человек ответственность за то, что совершается в окружающем его мире, или нет? Все эти вопросы чрезвычайно сложны, и писатели мучительно искали на них ответа. В этой связи задумайтесь еще раз над Евгением Онегиным, Героем нашего времени, над романом Что делать?, над Ионычем. Вам, наверное, памятны слова Базарова: Всякий человек сам себя воспитать должен… А что касается до времени — отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня.
Кто виноват?, что делать? — эти вопросы будоражили сознание и побуждали к активному действию русских и зарубежных читателей. Сами писатели могли находить решения разные, порой даже ошибочные, по поиски этих решений говорили об их глубокой заинтереевванности в судьбах страны и всего человечества.
Мысль о благе народа постоянно звучала в произведениях русских классиков. Под этим углом зрения они смотрели на все окружающее, на прошлое и будущее. Изображение жизненных явлений, особенно значимых для народа, и оценка их с точки зрения его интересов порождали то свойство литературы, которое, как вы помните, называется народностью . Народность нашей литературы, обусловленная связью писателей с освободительным движением, составляет одно из высших ее идейно-эстетических достижений. Сами писатели ощущали себя плотью от плоти народа, и это придавало их творчеству отчетливо выраженную демократическую направленность. И неподкупный голос мой был эхо русского народа,- говорил молодой Пушкин. Голос Лермонтова звучал, как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных. И Некрасов, как бы подводя итоги своей творческой деятельности, сказал на склоне лет: Я лиру посвятил народу своему.
Народность русской классической литературы неразрывно связана с другой ее характерной особенностью — патриотизмом. Тревога за судьбы родной страны, боль, вызванная бедами, которые она претерпевала, стремление заглянуть в будущее и вера в него -все это присуще было великим писателям земли русской, при всем различии их идейных позиций, их творческих дарований.
Для передовых русских писателей любовь к родине — это прежде всего любовь к народной России, к тем духовным ценностям, которые создавал народ. Литература издавна находила вдохновение в устном народном творчестве. Вспомните сказки Пушкина и Щедрина, Вечера на хуторе близ Диканьки Гоголя, Кому на Руси жить хорошо Некрасова. Вместе с тем истинные патриоты всегда ненавидели душителей передовой мысли, палачей Свободы, Гения и Славы. С какой сокрушительной силой выразил эти чувства Лермонтов в своих стихах Прощай, немытая Россия… и Родина! Как иронически-зло говорит об антинародной России Толстой в Войне и мире и какой любовью к народу проникнуты посвященные ему страницы этой эпопеи! Своим высшим патриотическим долгом лучшие русские писатели считали борьбу за переустройство жизни, за благо народа, за человеческое достоинство.
Все эти идейные устремления с неизбежностью толкали русских писателей на путь всестороннего познания жизни. Надо было понять внутренний смысл происходящего, уяснить причины сложных и противоречивых процессов, совершающихся в мире социальных отношений и в человеческой психике. И конечно же, чем полнее в процессе познания открывалась писателям жизнь, тем острее они ощущали необходимость ее переустройства.
Настоятельная потребность познать жизнь определила основное направление в развитии русской литературы XIX века — направление критического реализма . Стремление к истине всецелой (Тургенев) полностью владело талантом и совестью великих писателей века. Именно это стремление определило характер русского реализма-его бесстрашие в раскрытии самых сложных явлений жизни, бескомпромиссность в обличении социального зла, проницательность в выяснении его причин.
Разнообразные стороны действительности попадали в сферу внимания писателей-реалистов (как говорил Чернышевский, все общеинтересное в жизни): от событий исторической жизни народов и государств (Полтава, Война и мир) до судьбы маленького человека (Шинель, Бедные люди); от процессов всемирно-исторического значения (Отечественная война 1812 г.) до самых сокрешенных душевных переживаний. И все подвергалось анализу, все составляло предмет напряженных раздумий. Недаром Горький отмечал, что в поле зрения старых писателей лежал весь необъятный мир, тот мир, который они во что бы то ни стало хотели освободить от зла.
Теснейшим образом связанная с действительностью, литература критического реализма улавливала все изменения, происходившие в жизни России, в человеческой психологии. С течением времени менялся облик центрального героя. Вы безошибочно определите, печать какого времени лежит на Чацком, Онегине, Печорине; для вас очевидно, что при всех своих различиях Базаров, Рахметов, Раскольников принадлежат приблизительно одной и той же эпохе; исторически точно запечатлел Тургенев в своих романах тип русского передового деятеля на разных этапах общественного развития.
Двигаясь от десятилетия к десятилетию, вы не могли не заметить, какие новые грани, новые оттенки приобретали темы, проходившие через всю русскую литературу XIX века. Так, в эпоху 20-30-х годов о роли народа в истории, о свободолюбии народа (всегда народ к смятению тайно склонен) говорил Пушкин. На грани 40-50-х годов Тургенев в Записках охотника выступил со страстной защитой закрепощенного народа, показал его нравственное превосходство над душевладельцами.
В условиях нарастания народно-освободительного движения 50-60-х годов писатели революционной демократии (Некрасов, Щедрин) стремились показать не только силу народа, но и его слабость. Они ставили перед собой задачу помочь народу преодолеть инертность, пассивность, порожденные веками рабства, поднять народ до осознания им своих коренных интересов. Вы знаете, какое негодование вызывает у Некрасова рабье сознание человека из народа, как горек смех Щедрина над мужиком, свившим для себя веревочку.
В эпоху ломки общественных отношений, когда старое бесповоротно, у всех на глазах рушилось, а новое только укладывалось (Ленин), в условиях нарастания освободительного движения отчетливо раскрывалась роль народных масс в истории. Опираясь на художественные достижения Пушкина, Некрасов и Толстой показали, что решающей силой в судьбах страны является народ. И Война и мир, и Кому на Руси жить хорошо рождены именно этим взглядом на роль народных масс в истории.
Одной из сквозных тем русской литературы XIX века является, как вы знаете, тема маленького человека. Смелым новаторством литературы критического реализма было появление среди героев Пушкина и Гоголя человека ничем не примечательного, как бы выхваченного из самой жизни. Вы помните, конечно, и Самсона Вы-рипа (Станционный смотритель), и Акакия Акакиевича (Шинель), Сочувствие этому беззащитному человеку, не принадлежащему к привилегированным классам, — одно из ярких выражений гуманизма лучших писателей прошлого, их непримиримого отношения к социальной несправедливости.
Однако во второй половине века маленький человек, лишенный чувства собственного достоинства, безропотно несущий на себе бремя социальных невзгод, человек униженный и оскорбленный (Достоевский) вызывает у передовых писателей не только сострадание, но и осуждение. Видимо, в этой связи вы раньше всего назовете рассказы Чехова (Смерть чиновника, Толстый и тонкий), писателя, для которого утрата человеком чувства собственного достоинства была равносильна нравственной смерти. Не только Чехов, но и Островский и Достоевский были убеждены, что человек не должен мириться с положением затертой ветошки.
Социальные сдвиги, происходившие во второй половине XIX века, рождали потребность охватить художественной мыслью Россию в ее движении от прошлого к настоящему и будущему. Отсюда появление широчайших исторических обобщений, глубоких исторических концепций. Без этого не могли бы быть созданы ни Былое и д.. мы, пи поэма Кому на Руси жить хорошо, ни роман Что делать?, ни Война и мир. По авторы этих произведений многим обязаны опыту своих предшественников, таким произведениям, как Медный всадник и Мертвые души, которые полны размышлений о судьбах России. О чем бы ни говорили русские писатели, они всегда утверждали веру в возможность справедливых социальных отношений, в осуществимость своих высоких общественных идеалов, которые они стремились сделать достоянием читателей. По словам Некрасова, литература не должна ни на шаг отступать от своей цели — возвысить общество до своего идеала — идеала добра, света, истины. И такой полный гнева писатель, как Салтыков-Щедрин, сокрушавший своим негодующим смехом, кажется, все, к чему ни прикасался, призывал к утверждению положительного идеала.
Отсюда такая тяга русских писателей к изображению лучших людей своего времени, таких, как Чацкий, Татьяна Ларина, Инсаров, Рахметов. Самое понятие красоты в искусстве, прекрасного в искусстве сливалось у русских писателей с представлением о добре, истине, справедливости, к борьбе за торжество которых они звали своим творчеством.
РАЗНОСТЬ ЛИЦ, ПРИЕМОВ ТВОРЧЕСТВА. → |
Еще по данной теме::
- РАЗНОСТЬ ЛИЦ, ПРИЕМОВ ТВОРЧЕСТВА.
РАЗНОСТЬ ЛИЦ, ПРИЕМОВ ТВОРЧЕСТВА. Исключительно широкий охват жизненных явлений, обилие и слож…
- МИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
МИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Вот мы и подошли к концу XIX века. Попробуем огл…
- МЕСТО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В МИРОВОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ, ЕЕ НЕПРЕХОДЯЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
МЕСТО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В МИРОВОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ, ЕЕ НЕПРЕХОДЯЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ. Глубоко са…
Классицизм
Данное направление стоит упомянуть, давая общую характеристику русской литературы начала 19 века. Ведь классицизм, возникший столетие назад до начала «Золотого века», в первую очередь относится к его началу. Этот термин в переводе с латинского языка означает «образцовый» и непосредственно связан с подражанием классическим образам. Возникло это направление во Франции в XVII веке. По своей сути оно было связано с абсолютной монархией и утверждением дворянства. Для него характерны идеи высокой гражданской тематики, строгое соблюдение норм творчества, установленных правил. Классицизм отражает реальную жизнь в идеальных образах, которые тяготеют к определенному образцу. Данное направление строго придерживается иерархии жанров – высшее место среди них занимают трагедия, ода и эпопея. Именно они освещают самые важные проблемы для общества, призваны отображать наивысшие, героические проявления человеческой натуры. Как правило, «высоким» жанрам противопоставлялись «низкие» — басни, комедии, сатирические и другие произведения, которые также отражали действительность.
Реализм литературы второй половины 19 века
Классические формы реализм приобретает во Франции в тридцатых годах 19 века, а затем распространяется в других странах. Сам термин, реализм, употреблять стали позже, чем появилось само явление. Теоретически обосновали это направление Стендаль в произведении «Расин и Шекспир» и Бальзак в «Человеческой комедии».
К главным особенностям реализма относятся:
- объективность и действительность;
- отход от каноничности, индивидуальные стили преобладают над общими;
- познавательность, связь с историей, естествознанием, психологией, социологией;
- попытка воссоздания мира, как сложного единства;
- интерес к взаимодействию среды и человека, типовые характеры в типовых обстоятельствах;
- центром внимания становится социальная сфера;
- появление индивидуальных стилей, сочетающих романтические и реалистические элементы.
Стендаль, в своем трактате «О любви», сначала изучает чувство как ученый, а затем описывает этапы зарождения.
Сентиментализм
Давая общую характеристику развития русской литературы 19 века, нельзя не упомянуть и о таком направлении, как сентиментализм. В нем большую роль играет голос рассказчика. Данное направление, как было указано в таблице, отличается повышенным вниманием к переживаниям человека, к его внутреннему миру. В этом и состоит новаторство сентиментализма. В русской литературе особое место среди произведений сентиментализма занимает «Бедная Лиза» Карамзина.
Примечательны слова писателя, которые могут охарактеризовать данное направление: «И крестьянки любить умеют». Многие утверждали, что обычный человек, простолюдин и крестьянин, в нравственном отношении во многом превосходит дворянина или представителя высшего общества. Немаловажную роль в сентиментализме играет пейзаж. Это не просто описание природы, а отображение внутренних переживаний героев.
Особенности литературы второй половины 19 века
Литература 2-ой половины девятнадцатого века заслуживает особого внимания. Известные писатели этого периода создавали свой мир, где герои решали социальные проблемы и переживали свои маленькие трагедии. Главной задачей авторов была отражение событий века, который был богат на политические и социальные события.
Во второй половине 19 столетия усиливаются связи между писателями на международном уровне. В то же время проявляется самобытность национальных литератур. Ведущим жанром худ.литературы становится роман, а драматургия и поэзия уходят на второй план.
Не смотря на то, что велась постоянная литературная полемика, в творчестве многих писателей все еще ощущаются склонность к романтическому стилю. Это было своеобразное сосуществование романтизма и реализма, «проникновение» стилей друг в друга. Но, это обогащало литературу. Даже творчество таких реалистов, как Бальзак, Стендаль, Диккенс, Тургенев имело такую тенденцию.
Романтизм
Это одно из самых противоречивых явлений русской литературы «Золотого века». Уже более полутора столетий ведутся споры о том, что же лежит в его основе, и сколько-нибудь признанного определения этому течению пока никто не дал. Сами представители данного направления делали акцент на своеобразии литературы каждого отдельно взятого народа. С этим мнением нельзя не согласиться – в каждой стране романтизм приобретает свои черты. Также, давая общую характеристику развития русской литературы 19 века, стоит отметить, что практически все представители романтизма ратовали за общественные идеалы, однако делали это по-разному.
Представители этого течения мечтали не о том, чтобы улучшить жизнь в ее частных проявлениях, а о полном разрешении всех противоречий. У многих романтиков в произведениях преобладает настроение борьбы со злом, протеста против царящей в мире несправедливости. Также романтикам свойственно обращение к мифологическому, фантастике, народным сказаниям. В противовес направлению классицизма серьезное влияние уделяется внутреннему миру человека.
Направления литературы второй половины 19 века
Вторая половина 19 века характерна развитием реализма в искусстве и литературе, который приходил на смену романтизму.
- романтизм — этому направлению присуще чувственно-интуитивное мировосприятие, обращение к внутреннему миру человека, отрицание обыденности, конфликт действительности и желаний, возвеличивание духа, обращение к мифологии и фольклору;
- реализм — всесторонне отражает взаимоотношение среды и человека, влияние исторических и социальных обстоятельств на духовный рост и формирование личности человека.