Русские писатели XVIII века: имена в истории литературы

Литература 18 века стала твердой опорой для дальнейших достижений поэзии и искусства. Произведения русской литературы подготовили фундамент для классики 19 века.

·
Почему Россия стала стремительно развиваться в XVIII веке?
Реформы Петра I привели к укреплению российского самодержавия, сближению России со странами Европы. В ходе преобразований использовались достижения науки и техники, а также культуры и промышленности.

Новый этап развития получила и русская литература. Особых успехов добились деятели культуры и образования.

Петр I и Екатерина II понимали, что печать и просвещение – основные двигатели развития государства. Поэтому они поддерживали эти направления.

Литература 18 века: новые тенденции

·
Что нового в культуре и просвещении появилось в XVIII веке?
В эпоху преобразований были открыты школы и училища, а также Московский университет, Академия наук и Академия художеств. Появился постоянный русский театр. Люди получили возможность высказывать свое мнение.

Литература 18 века обогатилась новыми жанрами.

Какие новые жанры стали популярны с 1760-х годов?

На первый план в литературе выдвинулась гражданская позиция. Новые жанры, появившиеся в 18 веке:

  • сатира;
  • бытовая комедия нравов;
  • ода;
  • классицизм – его формировал Феофан Прокопович, высший иерарх православной церкви.

С 1760 г появляются и другие жанры:

  • слезная драма;
  • повесть;
  • прозаический роман;
  • комическая опера.

Общие особенности развития русской литературы в XVIII веке

Петровские преобразования спровоцировали в определенной степени отказ от русских старых культурных традиций. Однако в области литературы они и не были сколько-нибудь распространенными. Хотя древнерусская литература богата выдающимися произведениями, они никогда не были объектом массового интереса даже в общественных верхах. Многие из них к концу XVII века были основательно забыты. Поэтому новая русская литература создавалась на общеевропейской, античной и, естественно, христианской основе.

Из Европы были заимствованы основные литературные жанры: «высокие» (ода, трагедия, эпопея) и «низкие» (комедия, басня, сатира). В идейном смысле в лучших произведениях русской литературы века ощутим дух Просвещения. Литературные направления также соответствовали общеевропейским тенденциям – сперва это был классицизм, затем сентиментализм.

Изменения в языке (частично введенные официальными решениями, частично произошедшие естественным путем) потребовали изменений чисто технической стороны литературной деятельности. Более всего это отразилось на поэзии, перешедшей от силлабической (подразумевающей учет исключительно количества слогов, но не ударений и их расположения) к силлабо-тонической системе (с привычными ныне строфами, ямбами, хореями…). Однако изменился и стиль прозы – литературный язык начал понемногу приближаться к естественному.

Изменился набор наиболее распространенных литературных тем. Традиционные сказки и былины (а также производные от них) уже не пользовались популярностью – русские читатели предпочитали знакомиться с пересказами из античной литературы, поэмами и «романами», посвященными историческим событиям, любовной лирикой. В петровские времена в русской литературе зародился жанр приключенческого произведения (в котором все события намеренно помещались не в «тридесятое царство», а в реальную географию, и отсутствовали мотивы сверхъестественного).

Количество же и востребованность чисто религиозной литературы уменьшилось. Хотя она продолжала существовать и даже целенаправленно продвигаться, ее в значительной степени потеснила публицистика и полемика. Даже известный сподвижник Петра, священник Феофан Прокопович, стал известен не религиозными творениями, а публицистическими и светскими дидактическими произведениями.

Литература Древнего мира и античности

Период с XXX в до н.э. до III в. н.э. В Древнем мире существовали и активно развивались различные литературные жанры: поучения, священные гимны, сказки, поэмы, биографии, басни, религиозные тексты, пословицы, поэзия, пророчества. Произведения тесно связаны с фольклором. Часто в литературные тексты входили песни из фольклора.

К этому периоду относятся:

  • древнеегипетская литература, Месопотамии (шумерская, ассиро-вавилонская), хеттская, хуритская и угаритско-финикийская литературы;
  • классические литературы Азии: древнекитайская, древнеиндийская, древнеиранская, древнееврейская;
  • древние литературы: китайская, индийская, персидская, еврейская, греческая, римская.

Главными произведениями древнеиндийской литературы стали Веды – сборник священных гимнов, эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».

Бриллианты древнекитайской литературы – это сборник «Луньюй. Изречения» Конфуция, книга песен «Ши цзин», гадательные надписи на костях и панцирях черепа «Цзягувэнь».

Греческая литература архаического периода – это поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Теогония» и «Труды и дни» Гесиода.

В большинстве классификаций литературу Древнего мира объединяют с античным периодом.

Античная литература включает две национальные литературы: древнегреческую и древнеримскую. Ее ярчайшими представителями являются Эсхил, Вергилий, Софокл, Платон, Еврипид, Аристофан, Аристотель, Овидий, Апулей.

Литература древних греков и римлян произвела множество письменных памятников, созданных на диалектах греческого языка и латыни, которые относятся к I тысячелетию до н. э. и началу I тысячелетия н. э.

В период античности сформировались основные жанры европейской литературы, основы науки о литературе, Аристотель выделил три основных рода: эпос, лирика и драму. Данная классификация актуальна и в наше время.

Наиболее яркие представители русской литературы XVIII века

Писателей в России XVIII века было довольно много. Издавалось несколько журналов, где публиковались художественные и публицистические произведения. Но далеко не вся литература того времени была настолько оригинальной и качественной, чтобы оставить сколько-нибудь заметный след в истории культуры. Известностью в более поздние времена фактически пользовались не более полутора десятков авторов.

Авторы первой половины XVIII века

Для первой половины XVIII века более характерно развитие русской поэзии – в прозе представлены в основном теоретические и дидактические работы. Это был период становления русского языка, поэтики и грамматики, приближенных к современным.

  1. В.К. Тредиаковский (1703-1769) был придворным поэтом и после смерти считался образцом дурного вкуса в поэзии. Однако именно он как теоретик разработал русскую силлабо-тоническую систему стихосложения. Даже свой личный конфликт с Ломоносовым и Сумароковым Тредиаковский использовал для более тонкой проработки русской поэтической теории. Также он известен как отличный переводчик французских работ по римской истории.
  2. М.В. Ломоносов (1711-1765) был не только ученым-энциклопедистом, но и поэтом, и теоретиком литературы. В целом поддерживал поэтическую реформу Тредиаковского. Ломоносов известен как автор торжественных од в честь монархов и выдающихся событий; самая известная из них посвящена воцарению Елизаветы Петровны. Ученый разрабатывал также новую грамматику и теорию ораторского искусства.
  3. А.П.Сумароков (1717-1777) своими спорами с Ломоносовым и Тредиаковским также немало продвинул вперед теорию русской поэзии. Как писатель, он испробовал множество жанров: писал оды, сатиры, элегии, песни, мадригалы, эпиграммы, комические и трагические драматические произведения. Самыми известными стали трагедии «Хорев» и «Димитрий Самозванец».
  4. А.Д. Кантемир (1708-1744) представлял классическую силлабическую русскую школу стихосложения (так как писал еще до реформы Тредиаковского и Ломоносова). Его произведения были изданы в России уже после смерти автора. Кантемир является первым российским сатириком. Самая известная его сатира – «На хулящих учение».

Во второй половине века на основе реформ Тредиаковского и Ломоносова, в условиях развития театра и издательского дела количество литераторов увеличилось. Но главное – увеличилось и количество жанров, популярных у публики и представленных выдающимися произведениями.

Литераторы второй половины XVIII века

Для периода правления Елизаветы Петровны и особенно – Екатерины II и Павла I характерно быстрое развитие драматургии и прозы. Если ранее в русской литературе доминировала поэзия, то к концу XVIII века это прекратилось.

  1. Г.Р. Державин (1743-1816) стал едва ли не самым известным русским поэтом столетия. Поэтический классицизм Ломоносова Державин довел до совершенства. Известность он получил благодаря оде «Фелица», посвященной Екатерине II. Державин известен также как автор стихотворений «Водопад», «Властителям и судиям», а его «Памятник» позже использовал в своем творчестве А.С. Пушкин.
  2. Я.Б. Княжнин (1740-1791) достиг высот в драматургии в духе классицизма. При этом сюжеты свои он предпочитал брать из русской истории. Самые известные произведения драматурга – «Вадим Новгородский», «Владимир и Ярополк».
  3. Д.И. Фонвизин (1745-1792) работал в ином жанре – он является основоположником русской бытовой комедии. Самым известным его произведением является сатирическая пьеса «Недоросль». Фонвизин был также автором сатирических стихотворений.
  4. М.М. Херасков (1733-1807) своим творчеством представляет переходной этап от классицизма к сентиментализму. В его творчестве представлены многие жанры, но преобладают эпические поэмы («Россиада», «Чесменский бой», «Владимир Возрожденный») и дидактические романы (Нума, или процветающий Рим», «Кадм и Гармония») на русские и античные темы.
  5. Н.П. Осипов (1751-1799) известен как автор дидактических статей и повестей, издатель и переводчик, но особенно – как автор поэмы «Вергилиева Энеида, вывернутая наизнанку». Появление этого произведения ознаменовало отказ русской литературы от свойственного классицизму безусловного преклонения перед античными образцами.
  6. А.Н. Радищев (1749-1802) известен как автор «Путешествия из Петербурга в Москву» – жесткого, по сути публицистического, произведения, раскрывающего темные стороны русской жизни того времени. Однако Радищеву принадлежат еще и философские трактаты, и произведения дневникового стиля. В XIX веке его высоко ценили литературные авторитеты как один из образцов русского стиля.

К XVIII веку можно отнести и деятельность в качестве литератора Н.М. Карамзина (1766-1846). «Историком государства Российского» он стал в XIX веке, а самая известная его повесть «Бедная Лиза» вышла в 1792 году.

В XVIII веке впервые проявили себя в России литераторы-женщины. Но в большинстве случаев они вынуждены были публиковаться под псевдонимами, а по уровню еще не могли сравняться с авторами-мужчинами. Женская литература представлена в основном небольшими поэтическими произведениями и переводами.

Средневековая литература

Это период охватывает III-XIII и даже XV вв. и содержит несколько направлений:

  • клерикальное – религиозные тексты: жития, сочинения церковников, толкования древних сочинений;
  • придворное – тексты для аристократии: рыцарские романы, советы, хроники, наставления, лирическая поэзия;
  • городская литература: театр, новеллы.

При этом произведения делятся на высокие (клерикальные, придворные) и низкие (городские).

Самыми ранними текстами, которые оказали влияние на формирование всей средневековой литературы, являются христианские Евангелия (I век), религиозные гимны Амвросия Медиоланского (340–397), труды Августина Блаженного («Исповедь», 400 год; «О граде Божием», 410–428 годы), перевод Библии Иеронимом на латинский язык (до 410 года), работы Латинских Отцов Церкви и философов ранней схоластики.

На зарождение и развитие литературных произведений Средневековья повлияли три основных фактора: традиции народного творчества, культурные влияния античного мира и христианство.

Значение русской литературы XVIII века

В XVIII веке русская литература еще не достигла того уровня, на который она вышла в «золотом» веке. Однако «золотой век» был бы невозможен без реформ Ломоносова и Тредиаковского и творческих проб Фонвизина, Державина и Осипова.

В XVIII веке были заложены основы для развития русской литературы на новой основе – общей со всей Европой. Поскольку это было время «проб и ошибок», многие авторы этой эпохи показались на более поздних этапах развития литературы откровенно устаревшими и даже смешными (Пушкин, к примеру, уже критиковал Державина). Но это не означает, что оно не имело особой ценности – анализ этих ошибок помог двигать русскую литературу далее. В этом плане показательно, что Н.М. Карамзин в качестве зрелого литератора возглавил очередную «языковую революцию», объединив вокруг себя новое поколение литературных новаторов и предопределив будущий расцвет литературы «золотого века».

Выбери ответ

Читать далее >>

Литература Барокко

Литературные произведения, созданные в XVII в. Объединение черт прекрасной эпохи античности и мрачного средневековья.

Для трудов этого времени характерны:

  • восприятие всего мира как произведения искусства;
  • воссоздание новой действительности в причудливой, усложненной форме;
  • противостояние между личностью и обществом, идеальным и реальным (романтизм);
  • внутренние противоречия человека;
  • патетичность, пышность, метафоричность.

В эпоху Барокко расцветает театр, широко ставятся драмы Тирсо де Моли, У.Уэбстера, П. Кальдерона, общество зачитывается поэзией Т. Тассо и Дж. Марино.

Барокко просуществовало вплоть до середины 18 века и в национальных литературах проявилось по-разному:

  • гонгоризм (Испания);
  • маринизм (Италия);
  • прециозная литература (Франция).

Примеры: П. Кальдерон «Жизнь есть сон», Г. Гриммельсгаузен «Симплициссимус», Луис де Гонгора-и-Арготе «Поэмы уединения», Я. Пасек «Мемуары», Ф. Прокопович «Владимир».

Вторая половина XIX в

Для этого периода характерно многообразие литературного процесса. «Золотой период» русской и норвежской литературы. Интенсивные связи с восточными произведениями. Происходит становление такого метода как реализм.

Литературные труды стали великой силой общественного движения, средством борьбы народа за свободу и справедливость, за ликвидацию строя насилия и нищеты. Для этого периода свойственен особый язык, яркость образов, глубокое вникание в жизнь и переживания личности, постановка важнейших проблем общества, поиск ответов на волнующие жизненные вопросы.

Примеры: Ф. Достоевский «Преступление и наказание», творчество Пушкина, М. Лермонтов «Герой нашего времени», Л. Толстой «Война и мир», И. Тургенев «Отцы и дети», И. Гончаров «Обломов», Г. Флобер «Мадам Бовари», Мопассан «Ожерелье».

Конец XVIII до середины XIX в

Это период от Великой Французской революции до середины XIX в, для которого свойственно возникновение разнохарактерных литературных процессов:

  • бельгийская, молдавская, словацкая, ирландская литературы – в Европе;
  • бенгальская, непальская – в Азии.

Во французской, русской, итальянской, немецкой и английской литературе формируются романтизм и реализм.

В первой половине 19 века происходит становление национальной самобытности финской, испанской, словацкой литератур.

Примеры: финская «Калевала», молдавская «Миорица», испанская «Романсеро», словацкие «Национальные песни».

Модернизм или рубеж веков

Охватывает период от 1890‑х до Первой мировой войны и 1930 гг. Это «Серебряный век» – в России, «поворот веков» – в немецкоязычной литературе, «конец века» – во французский сочинениях.

Для модернизма характерен отход от классического романа, радикальный пересмотр литературных форм, поиск новых стилей, стремление к решительному обновлению мироощущения и поэтики, возникновение декаданса (неприятие реальности, безнадежность, безысходность, индивидуализм).

Важное место в произведениях модернизма занимает тема потерянного поколения и осмысления войны.

Литература периода модернизма становится чистым отражением реальности или ее полной противоположностью. Автор ставит под сомнение абсолютные истины. В результате целостность мира рушится: на смену линейному повествованию приходит обрывочное, раздробленное на небольшие эпизоды и подаваемое через нескольких героев с разными взглядами на события и факты.

Формируется «новая драма», представителями которой являются Г. Ибсен (Норвегия), А. Чехов и М. Горький (Россия), М. Метерлинк (Бельгия), Э. Золя и А. Бек (Франция), Б. Шоу (Англия).

Модернизм проявляется в новых направлениях: символизме, акмеизме, футуризме, экспрессионизме, сюрреализме, но существует и вне их. Появился стиль «поток сознания», который характеризуется глубоким проникновением во внутренний мир героев.

Период модернизма завершился к концу 1930‑х годов, на смену ему пришли тексты постмодернизм.

Примеры: Э. Хемингуэй «И восходит солнце (Фиеста)», творчество А. Ахматовой, В. Маяковского, Ф. Фицджеральд «Великий Гэтсби», А. Платонов «Котлован», С. Беккет ««Мечты о женщинах, красивых и так себе».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]