Литературные произведения для итогового сочинения 2021-2022


Литературные произведения для итогового сочинения 2021-2022

ПОДЕЛИТЬСЯ

Лучший список литературных произведений для подготовки к итоговому декабрьскому сочинению 2021-2022 учебного года по литературе для допуска к ЕГЭ 2022.

Ссылка для скачивания списка литературы:

Аргументы к направлениям:

  • Аргументы для направления «Кому на Руси жить хорошо?
  • Аргументы для направления «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
  • Аргументы для направления цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Литература к направлению итогового сочинения человек путешествующий: дорога в жизни человека

  • А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин «Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Метель»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»
  • Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор»
  • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога»
  • А.П. Чехов «Остров Сахалин»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
  • Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • М. Горький «Фома Гордеев», «На дне», трилогия «Детство. В людях. Мои университеты», «Старуха Изергиль»
  • И.А. Гончаров «Обломов», «Паллада»
  • И.С. Тургенев «Записки охотника»
  • Н.С. Лесков «Левша», «Очарованный странник»
  • И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар»
  • Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника»
  • М.А. Шолохов «Тихий дон», «Судьба человека»
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
  • В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
  • Ч.Т. Ай, «И дольше века длится день»
  • В.А. Обручев «Земля Санникова»
  • В.К. Арсеньев «Дерсу Узала»
  • И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Одноэтажная Америка»
  • Д.С. Лихачев «Путями добра», «Письма о добром и прекрасном»: «Путешествуйте» (письмо 29)
  • М.М. Пришвин «Путешествие»
  • А.П. Платонов «Жена машиниста»
  • В.А. Каверин «Два капитана»
  • К. Булычёв цикл «Приключения Алисы»
  • А. Грин «Алые паруса»
  • Н.Н. Миклухо-Маклай «Путешествия»
  • Гомер «Одиссея», «Илиада»
  • А. Данте «Божественная комедия»
  • Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
  • Д. Дефо «Робинзон Крузо»
  • Дж. Керуак «В дороге»
  • О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»
  • Дж. Толкин трилогия «Властелин колец»
  • А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
  • К. Льюис серия книг «Хроники Нарнии»
  • Л. Кэролл «Алиса в стране чудес»
  • Ж. Верн «Вокруг света за 80 дней», «Дети капитана Гранта», «Путешествие к центру земли»
  • Ф. Купер «Следопыт», «На суше и на море»
  • Дж. Даррелл (любое произведение, например, «Моя семья и другие животные»)
  • Дж. Лондон «Мартин Иден», «Морской волк», «Дорога», «Сердца трёх» и многие другие.
  • Дж. Барри серия «Питер Пэн»
  • Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»
  • М. Сервантес «Дон Кихот»
  • У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
  • Ч. Диккенс «Рождественская песнь», «Большие надежды»
  • У. Грум «Форрест Гамп»
  • Д. Митчелл «Облачный атлас»
  • Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Литература к направлению итогового сочинения цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

  • М.А. Булгаков «Роковые яйца», «Собачье сердце»
  • Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе»
  • В.П. Астафьев «Царь-рыба»
  • Е.И. Замятин «Мы»
  • И.А. Ефремов «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы»
  • Т.Н. Толстая «Кысь»
  • Ч.Т. Ай
  • В.О. Пелевин «Generation “П”»
  • А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом», «Пикник на обочине», «Полдень, XXII век»
  • А. Азимов «Позитронный человек», цикл «Основание»
  • Лю Цысинь трилогия «В память о прошлом Земли»
  • Г. Каспаров «Человек и компьютер»
  • А.Р. Беляев «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»
  • О. Хаксли «О дивный новый мир»
  • Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «Лето, прощай», «И грянул гром», «Все лето в один день» и др.
  • К. Воннегут «Колыбель для кошки»
  • С. Лем «Солярис»
  • Дж. Оруэлл «1984»
  • К. Исигуро «Не отпускай меня»
  • Э. Вейер «Марсианин»
  • Д. Киз «Цветы для Элджернона»
  • В. Рот «Дивергент»
  • Ф. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах», «Убик»
  • Ю. Харари «21 урок для XXI века»
  • Т. Чан «История твоей жизни»
  • Дж. Дэшнер «Бегущий в лабиринте»
  • О.С. Кард «Игра Эндера»
  • С. Коллинз «Голодные игры»
  • Д. Митчелл «Облачный атлас»
  • Ж. Верн «20000 лье под водой»
  • Г. Уэллс «Машина времени»
  • М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»
  • Р. Стивенсон «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»

Литература к направлению итогового сочинения преступление и Наказание – вечная тема

  • 1. А. Дюма «Граф Монте-Кристо»
  • 2. А. Камю «Посторонний»
  • 3. А. Кристи «Убийство в Восточном экспрессе»
  • 4. А. Островский «Гроза»
  • 5. А.А. Ахматова «Реквием»
  • 6. А.А. Блок «Двенадцать»
  • 7. А.В. Иванов «Тобол»
  • 8. А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
  • 9. А.И. Солженицын «Архипелаг «ГУЛАГ»
  • 10. А.И. Солженицын «В круге первом»
  • 11. А.М. Адамович, Д.А. Гранин «Блокадная книга»
  • 12. А.Н. Островский «Гроза»
  • 13. А.Н. Островский «Свои люди-сочтемся»
  • 14. А.Н. Толстой «Петр I»
  • 15. А.П. Платонов «Чевенгур»
  • 16. А.П. Чехов «Злоумышленник»
  • 17. А.С. Пушкин «Два чувства дивно близки нам»
  • 18. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • 19. А.С. Пушкин «Медный всадник»
  • 20. А.С. Пушкин «Памятник»
  • 21. А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
  • 22. А.Т. Твардовский «По праву памяти»
  • 26. Б.Л. Васильев «Завтра была война»
  • 27. Б.Л. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»
  • 28. Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  • 29. В. Быков «Обелиск».
  • 30. В. Гюго «Отверженные»
  • 31. В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
  • 32. В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов»
  • 33. В.А. Каверин «Два капитана»
  • 34. В.А. Каверин «Открытая книга»
  • 35. В.А. Чивилихин «Память»
  • 36. В.В. Быков «Обелиск»
  • 37. В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»
  • 38. В.Г. Ян «Чингиз-хан. Батый. К последнему морю»
  • 39. В.Д. Дудинцев «Белые одежды»
  • 40. В.И. Аксенов «Таинственная страсть»
  • 41. В.К. Арсеньев «Дерсу Узала»
  • 42. В.П. Астафьев «Царь-рыба»
  • 43. В.П. Катаев «Трава забвения»
  • 44. В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда»
  • 45. В.С. Гроссман «Жизнь и судьба» «Мама»
  • 46. В.Т. Шаламов «Колымские рассказы»
  • 47. Ги де Мопассан «Пышка»
  • 48. Д. Митчелл «Облачный атлас»
  • 52. Дж. Лондон «Мартин Иден»
  • 53. Дж. Оруэлл «1984»
  • 54. И. Стоун «Жажда жизни»
  • 55. И. Тургенев «Муму»
  • 56. И.А. Бродский «Посвящается стулу»
  • 57. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • 58. И.С. Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями»
  • 59. К. Булычев «Город без памяти»
  • 60. Л. Андреев «Иуда Искариот»
  • 61. Л. Андреева «Предстояла кража»
  • 62. Л. Лоури «Дающий»
  • 63. Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика ШКИД»
  • 64. Л.Н. Андреев «Рассказ о семи повешенных»
  • 65. Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • 66. М.А. Булгаков «Белая гвардия»
  • 67. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • 68. М.А. Шолохов «Поднятая целина»
  • 69. М.А. Шолохов «Родинка»
  • 70. М.А. Шолохов «Тихий Дон»
  • 71. М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
  • 72. М.Ю. Лермонтов «Бородино»
  • 73. М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта»
  • 74. Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Литература к направлению итогового сочинения книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

  • А.С. Пушкин «Об искусстве», «Моцарт и Сальери»
  • М.И. Цветаева «Об Искусстве»
  • М.Ю. Лермонтов: Творческое наследие и современная театральная культура
  • В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
  • Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • А.И. Куприн «Гамбринус»
  • К.Г. Паустовский «Золотая роза»
  • Н.В. Гоголь «Портрет»
  • А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»
  • Л.Н. Толстой «Альберт»
  • М.А. Осоргин «Записки старого книгоеда»
  • Д.А. Гранин «Картина»
  • В.В. Набоков «Дар»
  • М. Горький трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты»
  • Д. Быков «Советская литература»
  • З. Прилепин «Книгочет», «Именины сердца. Разговоры с русской литературой»
  • Е.И. Замятин «Мы»
  • Д. Мережковский «Вечные спутники»
  • У. Эко «О литературе»
  • С. Моэм «Искусство слова: о себе и других»
  • Г. Юзефович «Таинственная карта. Неполный и неокончательный путеводитель по миру книг»
  • П. Вайль, А. Генис «Родная речь: Уроки изящной словесности»
  • С. Лем «Мой взгляд на литературу»
  • П. Зюскинд «Литературная амнезия»
  • Ф. Бегбедер «Конец света: первые итоги»
  • Р. Брэдбери «Дзен в искусстве написания книг»,«451 градус по Фаренгейту»
  • М. Зусак «Книжный вор»
  • О. Уайльд «Портрет Дориана Грея», «Об искусстве «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве»
  • Г. Миллер «Книги в моей жизни»
  • Г. Гессе «Магия книги»

Литература к направлению итогового сочинения кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

  • М.Ю. Лермонтов «Песнь о купце Калашникове…»
  • Н.С. Лесков «Левша»
  • Н.Г. Чернышевский «Что делать?»
  • А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин цикл «Повести Белкина», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир», «После бала»
  • Н.В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души», «Шинель»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин», «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Господа Головлевы»
  • А.Н. Островский «Лес», «Свои люди-сочтемся», «Бедность не порок»
  • И.С. Тургенев «Записки охотника», «Отцы и дети»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы», «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Мальчик у Христа на ёлке», «Братья Карамазовы» др.
  • В.Г. Короленко «В дурном обществе»
  • М. Горький «На дне», «Детство», «Бывшие люди»
  • Н. Носов серия книг о Незнайке
  • И.А. Гончаров «Обломов»
  • А.П. Чехов «Маска», «Дуэль», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Злоумышленник», «Смерть чиновника», «Тоска», «Человек в футляре»
  • И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
  • М.А. Булгаков «Собачье сердце»
  • А.Н. Толстой «Петр Первый»
  • Е.И. Замятин «Мы»
  • Стихотворения Ахматовой, Цветаевой, Блока, Есенина, Маяковского, Пушкина, Некрасова, Тютчева, Фета и др.
  • Ч.Т. Ай
  • А.П. Платонов «Котлован»
  • Т. Мор «Утопия»
  • Платон «Государство»
  • Дж. Оруэлл «1984», «Скотный двор»

Аргументы из зарубежной литературы по направлению «Доброта и жестокость»

Несмотря на то, что все только-только перевернули страницу календаря и встретили пока еще теплую осень, за спиной уже чувствуется дыхание великого и ужасного ЕГЭ. Время пробежит очень быстро, начать готовиться надо уже сейчас! Для написания сочинений необходимы аргументы, и команда «Литерагуру» предоставляет примеры из зарубежной классики по направлению «доброта и жестокость», чтобы на экзамене была возможность блеснуть знаниями не только отечественной литературы.

  1. Данте, «Божественная комедия». В «Божественной комедии» Данте представляет человечеству собственное видение загробной жизни, подробно описывая Ад, Чистилище и Рай. В самой страшной части произведения описаны грехи мучеников, страдания душ и наказания за проявление какой-либо жестокости в жизни. Например, убийцы попадают в седьмой круг Ада. За такие беспощадные поступки грешники кипят в кровавом кипятке. Данте подробно расписывает свою «экскурсию» по Аду и вместе с Вергилием наблюдает над вечно повторяющимся хаосом на каждом кругу. Седьмой круг так же ярок жестокими наказаниями в виде охотящихся гарпий и огненного дождя. Таким образом, автор доказывает, что жестокие люди, совершавшие, например, убийства, так же столкнутся только с жестокостью и беспощадностью, даже если это произойдет после смерти.
  2. Шекспир, «Король Лир». Порой некоторые проявляют жестокость даже к самым родным людям, не задумываясь о том, с чем они могут столкнуться в ответ. Нужно ли ставить обиду выше милосердия или правильнее будет закрыть глаза на прошлое и проявить доброту? В своей трагедии «Король Лир» Шекспир пишет о том, как главный герой – король Лир – отрекается от собственной дочери Корделии, потому что та отказалась льстить отцу. Две другие дочери не упустили такой шанс, ведь таким образом король решал вопрос о разделении королевства. Однако впоследствии король Лир осознает, насколько лицемерны были его дочери, твердившие ему о высокой любви. Лишь Корделия оказалась добра к отцу и приютила его, когда тот был выгнан ее сестрами из королевства. Уильям Шекспир в своей пьесе показывает, что быть злопамятным и бессердечным в ответ на жестокость – не выход, напротив, нужно отпустить прошлые обиды и проявить доброту. Только так можно разорвать порочный круг взаимных обид.
  3. Гете, «Страдания юного Вертера». Можно ли назвать влюбленного человека добрым? Или напротив, повесить на него клеймо жестокой личности только потому, что чувства встают во главе всего? В эпоху сентиментализма считалось, что хороший человек был эмоционален, и если ты способен плакать, кричать, страдать, то у тебя доброе сердце. Обратимся к одному из самых сентиментальных героев – персонажу из произведения Гете «Страдания юного Вертера». На протяжении всего романа Вертер мучается от несчастной любви к замужней женщине, и, в конце концов, не выдерживает накала страстей. В финале произведения Вертер совершает жестокий поступок, но, прежде всего, по отношению к себе – герой совершает самоубийство, чтобы избавиться от страданий. Однако, несмотря на это, персонажа трудно назвать жестоким и злобным, напротив, у него доброе сердце, наполненное только искренней любовью.
  4. Лессинг, «Эмилия Галотти». Жизнь, как и литература, иногда настолько запутана, что противоположные понятия, такие как «доброта» и «жестокость» могут смешаться и пересечься в одном поступке. Подобное можно наблюдать в трагедии Лессинга «Эмилия Галотти». Принц Этторе Гонзага устраивает нападение на жениха Эмилии и похищает саму девушку. Оказываясь со своим похитителем наедине, Эмилия понимает, что она испытывает к нему чувства. Несчастный отец добивается встречи с дочерью, и та сообщает ему, что думает о самоубийстве, лишь бы не поддаваться искушению. Но самоубийство – грех, за который попадаешь в Ад, поэтому отцу ничего не остается, как самому убить свою дочь. Совершая такой, на первый взгляд, жестокий поступок, отец спасает Эмилию от бесчестия, понимая, что лучше – смерть, и девушка умирает невинной. Эмилии обеспечена жизнь в Раю, так как она не сдалась неуместным чувствам и не убила себя, а душа отца после убийства дочери направится исключительно в Ад. Иногда люди совершают жестокие поступки, руководствуясь исключительно добрым намерением и желанием помочь и спасти других.
  5. Гофман, «Крошка Цахес». Одно из проявлений жестокости – это неблагодарность. Некоторые нагло пользуются тем, что добрые люди идут им навстречу, и иначе расценивают помощь. В повести Гофмана «Крошка Цахес» добрая фея пожалела главного героя – уродца-карлика – и наградила его магическим свойством: окружающие были уверены, что Цахес обладает талантом того, кто находится в его поле зрения. Таким образом, Крошка Цахес вводил всех в заблуждение, и люди оставались обманутыми. Фея – пример доброты в сказке Гофмана, ведь она сжалилась над Цахесом и помогла ему, так как он жил неполноценной жизнью. Более того, она хотела, чтобы Цахес равнялся на тех, за счет которых поднимался, но он лишь жестоко пользовался этим. К сожалению, не каждый способен по достоинству оценить добрый поступок.
  6. Бальзак, «Отец Горио». К сожалению, многие люди, бесчеловечно пользуясь мягкостью добрых помощников, относятся к ним жестоко. Ту же ситуацию мы встретим в романе Бальзака «Отец Горио». Дочери главного героя Анастази и Дельфина бросили отца. Отец Горио очень любил своих дочерей и прощал им их равнодушие и циничность, но девушки абсолютно не ценили доброе сердце своего старика. Как только они удачно выходят замуж, то словно забывают о своем отце, они даже стыдятся его: ведь они теперь стали крутиться в высших кругах, а Горио был макаронщиком. Анастази и Дельфина не посетили Горио, даже когда он умирал, и на его похороны цинично прислали пустые кареты. Отец Горио – добрый и великодушный герой, прощающий своим дочерям любую жестокость, но так и не встретивший отзывчивость с их стороны. К сожалению, доброта – вовсе не гарант личного счастья, а иногда даже и условие, при котором счастье недостижимо.
  7. Уайльд, «Портрет Дориана Грея». Часто случается, что люди с большим сердцем закрывают глаза на жестокость любимых и близких, мирясь с различными обстоятельствами. В романе Уайльда «Портрет Дориана Грея» мы встречаем именно такого героя – художника Бэзила, нарисовавшего тот самый судьбоносный волшебный портрет. Бэзил искренне любил Дориана Грея, а тот, осознав, что все его проступки будут спрятаны на портрете, превратился в развязного и порочного человека. О Дориане Грее ходили ужасные слухи, но Бэзил старался не верить им из-за любви к юноше. Художник по-доброму отнесся к герою, но Дориан совершенно не видел в Бэзиле того ангела, которого, возможно, разглядел читатель. Доброта Бэзила столкнулась лишь с невозмутимой жестокостью Дориана, решившего, что именно художник виноват во всех его грехах. В итоге юноша, так и не оценив великодушия и чувств Бэзила, убил создателя картины, на которой отражается душа героя. К сожалению, не все люди могут ответить добром на добро, поэтому даже добронравный человек не застрахован от жестокого и несправедливого обращения.
  8. Ремарк, «На западном фронте без перемен». Во время войны солдаты не могут обходиться без жестокости – это та обстановка, где доброе сердце может свести с ума. Если эмоционально реагировать на каждую смерть на фронте, не продержишься и дня, поэтому может создаваться впечатление, что все люди, побывавшие на войне, циничны. Но на самом деле, они просто не позволяли себе чрезмерную чувствительность, а у многих еще остается чувство стыда. Например, у главного героя романа Ремарка «На западном фронте без перемен» Пауля. Оставшись с мертвым врагом один на один, он осознает, что убил человека, такого же, как и он, и тогда-то читатель и понимает, какое на самом деле доброе сердце у мальчика, так рано оказавшегося на войне. Но герой не может пойти против системы, военные будни захлестывают его кровью, и в финале он – уже не мальчик, а опустошенный и апатичный мужчина, который погибает также незаметно, как и его противник.
  9. Оруэлл, «1984». Можно ли человеку навязать какое-либо мнение, скажем, путем жестокости? В своей антиутопии «1984» Оруэлл рисует государство, в котором каждый должен придерживаться взглядов партии и превозносить господство Большого Брата. В Океании многое под запретом, в том числе и любовные отношения. Поэтому у Уинстона Смита – главного героя – имеется множество причин всей душой ненавидеть власть. Однако когда героя все же «ловят», его постепенно пытаются переубедить и принуждают отречься от собственного мировоззрения. О’Брайен жестоко мучает героя, побуждая его отказаться даже от любви к Джулии. В конце романа Уинстон приходит к осознанию того, что он предал все, во что верил, и теперь он придерживается идеологии партии. О’Брайен и все государство – образ беспощадных персонажей, готовых на все ради собственной выгоды, а история, описанная в антиутопии Оруэлла – пример того, как жестокость способна сломать добро, живущее в людях.
  10. Голдинг, «Повелитель мух». С виду человек может быть добрым, прилежным и воспитанным, но нет никакой гарантии того, что в экстремальной ситуации он не превратится в жестокого дикаря. В романе Голдинга «Повелитель мух» дети оказываются на необитаемом острове. Все мальчишки из хороших семей, они – юные джентльмены, которые еще никак не могли узнать о жестокости. Однако на острове некоторые ребята становятся настоящими монстрами, готовыми пойти на убийство одноклассников. В мире не так много людей, которые, оказавшись в чрезвычайном положении, смогут ставить нравственность превыше эгоизма и добро превыше жестокости. К сожалению, иногда порядочность и милосердие – это лишь маска, под которой спит темное нутро человека.
  11. Сэлинджер «Над пропастью во ржи». Некоторые люди кажутся циничными и жестокими, хотя на самом деле у них доброе сердце. В своем романе «Над пропастью во ржи» Сэлинджер представляет шестнадцатилетнего Холдена, полного юношеского максимализма. Герой пытается понять, что такое взрослая жизнь, но в то же время он считает старших немного скучными и холодными. Мир детства полон добра, а Холден ищет способ повзрослеть, не потеряв красочное восприятие. В финале произведения юный герой находит ответ, и читатель понимает, что в демонстрирующем себя взрослым и порой циничным герое скрывается добрая душа. Жестокость – это всего лишь маска подростка, который боится проявить истинные чувства.
  12. Камю, «Посторонний». Чем руководствуются люди, когда совершают жестокие поступки? Неужели их сердце молчит, сострадание выключается, и им просто-напросто все равно? В повести Камю «Посторонний» перед читателями встает равнодушный герой, у которого, на первый взгляд, ничто не вызывает эмоции. Мерсо без особого мотива убивает незнакомого человека, а на суде его обвиняют в жестокости, аргументируя это еще и тем, что он не плакал на похоронах своей матери. Герой приговорен к казни, но и это не вызывает в нем эмоций. Он – не машина, просто понимает, что нужно принять то, чего изменить он уже не может. На самом деле он не равнодушный человек, как может показаться, и убийство совершает не из-за жестокости, но остальные люди именно так оценивают поступок «постороннего». А причина его поступка кроется в том, что он повинуется инстинктам, естественному ходу вещей. Звери же убивают друг друга не от жестокости, просто так они устроены, их мир зиждется на законах естественного отбора. Значит, Мерсо уж точно нельзя назвать жестоким человеком, ведь жестокость – это сознательное решение, а наш герой действовал не осознанно, не подвергая свои действия анализу.

Автор: Мария Воробьева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Летом готовимся к ЕГЭ! Русский язык. Сочинение по литературе в декабре. СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

Лето – прекрасное время для отдыха, восстановления сил после учебного года. Но в 11-ом класс не нужно забывать, что ЕГЭ не за горами, поэтому в свободное время надо читать произведения, вспоминать те, с которыми знакомились ранее.

Предлагаю список произведений по конкретным темам. Конечно, эти книги можно заменить другим по данным же темам, ведь выбор такой огромный. Просто вам, ребята, будет проще готовиться, если перед вами будет этот список.

Ведите читательские дневники. Записывайте в них имена героев, краткую информацию об их поступках, интересные фразы, высказанные ими.

Тема природы.

Бережное отношение к природе.

  • А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

Негативное влияние человека на природу.

  • В. Астафьев «Царь-рыба».

Определение сути характера человека через его отношение к природе.

  • Распутин. «Не стреляйте в белых лебедей».

Влияние природы на человека.

  • Л. Толстой. «Война и мир» (встречи Андрея с дубом, небо Аустерлица, ночь в Отрадном).

Тема войны и мира.

  • Л. Толстой. «Война и мир» (истинный и ложный патриотизм, единение народа в годы войны, патриотизм и героизм, проявление характера человека в годы войны).
  • М. Шолохов. «Судьба человека» (патриотизм, истоки подвига в годы войны, героизм и предательство, сохранение человечности в годы испытаний).
  • Б. Васильев. «А зори здесь тихие» (ужас войны, «у войны не женское лицо», проблема исторической памяти).

Тема любви.

  • А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» (сила любви, готовность преодолеть все трудности ради любимого).
  • М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (игра чувствами других, неумение любить искренне, боль, разочарование в любви).
  • Л. Толстой. «Война и мир» (любовь как основа жизни человека, истинные и показные чувства).
  • А. Куприн. «Гранатовый браслет (сила любви, важность любви в жизни человека, безответная любовь).
  • И. Бунин. «Тёмные аллеи» (верность в любви, важность искреннего чувства в жизни человека).

Тема дружбы.

  • М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» («Из двух друзей один всегда раб другого»).
  • В. Короленко. «Дети подземелья» (искренность дружеских отношений).

Тема детства.

  • А.М. Горький. «Детство» (детство как период становления личности, формирования его характера, ценностей).
  • В. Астафьев. «Конь с розовой гривой» (важность правильного воспитания ребёнка).

Тема искусства.

  • Л. Толстой. «Война и мир» (воздействие искусства на душу человека, пение Наташи).
  • И.С. Тургенев. «Певцы» (воздействие музыки на человека).
  • К. Паустовский. «Старый повар» (сила воздействия музыки на душу человека).

Тема знаний, учения, чтения.

  • Н.В. Гоголь. «Мёртвые души» (отсутствие чтения как один из путей опустошения души, Манилов).
  • А.М. Горький. «Детство» (роль книг в жизни человека, особенно ребёнка).

Тема материнской любви.

  • Д.И. Фонвизин. Недоросль» (отрицательные последствия «слепой» любви матери, Митрофанушка и Простакова).
  • Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» (сила любви матери, переживание матери за судьбу детей).
  • Л.Н. Толстой. «Детство» (роль матери в формировании лучших нравственных качеств детей).
  • В. Закруткин. «Матерь человеческая» (роль матери в годы испытаний).
  • Г. Паустовский. «Телеграмма» (чёрствое отношение детей к матерям, последствия этого).

Тема смысла жизни, выбора пути.

  • А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» (верность долгу, честь и бесчестье).
  • А.С. Грибоедов. «Горе от ума» (истинные и ложные ценности героев комедии).
  • Н.В. Гоголь. «Мёртвые души» (власть денег, подчинение жизни цели обогащения).
  • Н. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо?» (жизнь во имя счастья народа, Гриша Добросклонов).
  • А.М. Горький. «На дне» (проблема ответственности человека за свою судьбу).
  • И. Бунин. «Господин из Сан-Франциско» (неверный путь в жизни, накопительство как путь к душевному опустошению).

Тема верности профессии.

  • А.П. Чехов. «Ионыч» (предательство идеалов юности).

Тема науки, техники, прогресса.

  • М. Булгаков. «Собачье сердце» (смысл научной деятельности, открытий, необходимость пользы для общества).

Тема семьи.

  • Л. Толстой. «Война и мир» (важность правильного семейного воспитания, семьи Ростовых, Болконских, Курагиных).

Тема связи поколений.

  • И.С. Тургенев. «Отцы и дети (конфликт старшего и младшего поколений, тема взаимопонимания поколений в семье).

Тема учителя.

  • В. Распутин. «Уроки французского» (нравственные качества учителя).

Тема чистоты языка, речи.

  • Л. Толстой. «Война и мир» (речь героев произведения).
  • И. Ильф и Е. Петров. «Двенадцать стульев» (бедность языка- бедность души, речь Эллочки- людоедки).

Нравственные темы.

  • Н.В. Гоголь. «Толстый и тонкий» (проблема чинопочитания, раболепия, отсутствия человеческой гордости).
  • Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» (честь и бесчестие).
  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Пропала советь» (советь как основа человеческого характера, последствия отсутствия совести).
  • Л.Н. Толстой. «Война и мир (милосердие, сострадание, поведение Ростовых в момент оставления Москвы).
  • А.М. Горький. «Старуха Изергиль». Легенда о Ларре (проблема эгоизма).
  • А. Солженицын. «Матрёнин двор» (нравственны ценности человека).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]