Краткое содержание «Похвала Глупости» Роттердамского Э.


О произведении

Энкомий «Похвала глупости» Роттердамского был написан в 1509 году. Произведение преподносится от лица Глупости и представляет собой критику уклада общественной и частной жизни европейского общества. Под прицел автор попадают убеждения, традиции, суеверия, а также церковный быт и обычаи современников.

Для подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Похвалы глупости» на нашем сайте. Пересказ сатиры будет полезен и для читательского дневника.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Корощуп Любовью Александровной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Краткое содержание

Главы 1–10

Глупости нет никакого дела, что о ней толкуют «грубые смертные». Одним своим присутствием она способна веселить «богов и людей». В этот раз она хочет выступить перед публикой, подражая «тем древним грекам, которые, избегая позорной клички мудрецов, предпочли назваться софистами». Глупость принимается себя хвалить – «Сам выхваляйся, коли люди не хвалят». И этому есть причина – люди на протяжении многих веков усердно пользуются ее благодеяниями.

Отцом Глупости является Плутос – «единственный и подлинный отец богов и людей». По мнению Глупости, во все времена по желанию этого бога «свершалось и свершается все — и священное и мирское». Тот, кому он благоволит, может не бояться самого Юпитера с его молниями и громами. Рождена Глупость на «тех Счастливых островах, где не сеют, не пашут, а в житницы собирают». В тех местах нет ни старости, ни болезней, ни изнурительного труда.

Вскормили Глупость две прекрасные нимфы – Метэ (Опьянение) и Апедия (Невоспитанность). В свите Глупости можно встретить Колакиию (Лесть), Лету (Забвение), Мисопонию (Лень), Гедонэ (Наслаждение), Анойю (Безумие), Трифэ (Чревоугодие), а также попали в этот хоровод Космос (Разгул) и Негретос Гипнос (Непробудный сон). Благодаря своей верной свите Глупость подчиняет себе весь род людской и отдает приказы самим императорам.

Главы 11–21

Глупость утверждает, что лишь благодаря ей и ее верным помощникам люди соглашаются создавать семьи, рожать и воспитывать детей. Если бы мужчины и женщины как следует поразмысли бы перед тем, как вступить в брак, вряд ли бы они решились на этот шаг.

Также Глупость уверена, что лишь благодаря ей детство и юность являются самыми прекрасными порами в жизни каждого человека. Все потому, что «мудрая природа окутала младенцев привлекательным покровом глупости, который, чаруя родителей и воспитателей, вознаграждает их за труды, а малюткам доставляет любовь и опеку, для них необходимые». Особой прелестью обладает даже старость, которая имеет много общего с детством – «те же белые волосы, беззубый рот, малый рост, пристрастие к молоку, косноязычие, болтливость, бестолковость, забывчивость, опрометчивость».

Только Глупость способна подарить счастье и веселье, благодаря ей женщины нравятся мужчинам, друзья закрывают глаза на недостатки своих товарищей, супруги мирятся после ссоры. Словом, Глупость является основой любого человеческого общества. Без нее «никакое сообщество, никакая житейская связь не были бы приятными и прочными».

Главы 22–30

Глупость уверена, что без нее не проживет ни один человек. Если ее отвергнуть, то «не только все прочие люди станут вам несносны, но и каждый из вас себе самому сделается мерзок и ненавистен».

По мнению Глупости, война представляет собой нелепое «состязание, во время которого каждая из сторон обязательно испытывает гораздо больше неудобств, нежели приобретает выгод». Лишь благодаря ей и происходят войны на земле.

Глупость создает государства, питает власть, суды, религию. По сути, вся жизнь представляет собой забаву Глупости.

Главы 31–39

По мнению Глупости, все науки появились «по вине тех, от кого происходят все наши напасти, а именно — по вине демонов». Золотым веком она считает тот период, когда «человеческий род, не вооруженный никакими науками, жил, следуя указаниям одной природы». Среди людей самыми счастливыми являются глупцы и юродивые. Они не стремятся быть богами, им не страшна смерть и прочие опасности, у них нет никакой цели в жизни. Безумие является настоящим даром богов.

Главы 40–54

Даже Глупость поражается тем людям, которые «верят в волшебные амулеты и наговоры, выдуманные каким-нибудь благочестивым обманщиком для потехи или выгоды ради, и тешат себя надеждами на богатство, почести, наслаждения, избыток во всем, вечно цветущее здоровье, долгую жизнь, бодрую старость и, наконец, место в царствии небесном поближе к самому Христу».

К особому разряду людей Глупость относит актеров, певцов, ораторов, поэтов. Многие из них напрочь лишены таланта, но при этом переполнены тщеславием. Глупость констатирует факт, что «чем бездарней такой человек, тем больше у него почитателей».

Пальму первенства среди самодовольных глупцов Глупость отдает юристам. Следом идут софисты, диалектики, философы, богословы. Последние считают «себя небожителями, а на прочих смертных глядят с презрением и какой-то жалостью, словно на копошащийся в грязи скот». Сильнее всего они пекутся о том, чтобы не походить друг на друга. Задачу свою они видят «не в том, чтобы возможно более уподобиться Христу, их цель, но в том, чтобы возможно сильнее отличаться от монахов других орденов».

Главы 55–60

Глупость с большим удовольствием принимается обсуждать королей и знатных придворных. Жизнь их была бы непомерно скучна и печальна, если бы у них «завелось хотя бы на пол-унции здравого смысла». Если говорить о придворных вельможах, то «нет, пожалуй, ничего раболепнее, низкопоклоннее, пошлее и гнуснее их». Они во всем стремятся быть первыми, но при этом являются полными ничтожествами. Украшая себя золотом, драгоценными камнями и пурпуром, они пытаются как-то оправдать собственную никчемность, но безуспешно. Со знатными вельможами и самими государями соперничают в пышности «папы, кардиналы и епископы». При этом вряд ли кто-то вспомнит, что «самое слово «епископ» означает труд, заботу и прилежание».

Главы 61–68

Глупость отрицает ценность мудрости для человечества. Мудрецы живут в бедности, в грязи, голоде. Их мало кто почитает и любит, а «к дуракам же плывут деньги, они держат в своих руках кормило государственного правления и вообще всячески процветают».

В качестве доказательства своей состоятельности Глупость приводит популярные пословицы и высказывания ученых мужей. Она поясняет, «какое великое благо — глупость, если даже обманчивая тень ее и простое подражание удостоились таких похвал из уст людей ученых».

Билеты. Вариант 3. Билет 19. Эразм Роттердамский. Похвала Глупости.

В начало сайта

Билет 19. Эразм Роттердамский. Похвала Глупости.

Мировую славу нидерландскому гуманизму принес Эразм Роттердамский. Это псевдоним Герта Гертсена (1466 — 1536), писавшего на латыни и бывшего одним из лучших мастеров латинской прозы эпохи Возрождения.

Эразм был гражданином мира (космополитом), он жил и учился в разных странах Европы: во Франции и Англии, Швейцарии и Германии; он был одним из лидеров общеевропейского гуманизма, а уж для немецкого — имел значение исключительное.

В 1500 г. в Париже выходит сборник Эразма «Пословицы» — книга изречений и притч древних авторов, библейских текстов, «отцов церкви».

Эту книгу дополнили сборники античных афоризмов «Параболы» и «Апофтегмата».

Основные труды зрелого Эразма следующие: сатирический шедевр «Похвала глупости», большой том диалогов на разнообразную тематику «Разговоры запросто» (другое название «Домашние беседы»), трактаты «Воспитание христианского князя», «Язык, или Об употреблении языка на благо и во вред». Необыкновенный успех имела его книга «Христианский воин».

В 1517 г. Эразм впервые осуществил издание греческого текста Нового Завета с учеными комментариями параллельно с собственным новым переводом его на латынь, значительно уточненным по сравнению с предыдущими.

Все его труды поистине бесценны, но главный успех писателя выпал на долю маленькой книжки, которую сам он считал милым пустячком. Именно этот пустячок принес ему литературное бессмертие, более того актуальность в читательских кругах на все времена. Речь идет о написанной в 1509 г. «Похвале глупости», в которой с непередаваемым юмором рассматривается общество во всех его проявлениях, вскрывается суть жизни, счастья, знания, веры.

Это одновременно художественное произведение, философский трактат, психологическая и богословская работа. Композиционно же «Похвала глупости» — строгий образец ораторского искусства, блестящая пародия на схоластику и — неожиданно для ученого латиниста — высоко поэтический текст.

Осмеяно в ней, конечно, всё — от постели до веры. Это понятно. А вывод? А вывод таков: человек двойствен — наполовину от Бога, наполовину от черта, значит и выход для него в симбиозе глупости и мудрости, чего может достичь только просветленная душа, пользующаяся по своему усмотрению телесными органами, ибо ведь ничто человеческое ей не чуждо.

1) Э. как представитель христианского гуманизма. См. билет 1.

2) Античная и народная традиция в “Похвале Глупости”. Народная традиция – это традиция книг о глупцах (нар. книга о Тиле Эйленшпигеле), карнавальные шествия дураков во главе в Князем дураков, Папой-Дураком и Дурацкой Матерью и т.д. Античная традиция – форма панегирика.

3) Образ Глупости. Основной тезис здесь – переход глупости в мудрость и наоборот. Основываясь на этом, попытайтесь понять нижеследующее.

В первой части «Похвального слова» пародоксально заострена мысль: Глупость неопровержимо доказывает свою власть над всей жизнью и над всеми ее благами. Все возрасты и все сословия, все чувства и все интересы, все формы связей между людьми и всякая достойная деятельность обязаны ей своим существованием и своими радостями. Она основа всякого процветания и счастья. И тут невольно возникает вопрос: это в шутку или всерьез? Но весь облик гуманиста Эразма, во многом как бы прототипа Пантагрюэля Рабле, исключает безрадостный взгляд на жизнь как на сцепление глупостей.

Через всю первую «философскую» часть речи проходит сатирический образ «мудреца» и характеристика этого антипода Глупости оттеняет основную мысль Эразма. Отталкивающий и дикий внешний вид, волосатая кожа, дремучая борода, облик преждевременной старости (гл. 17). Строгий, глазастый, на пороки друзей зоркий, в дружбе пасмурный, неприятный (гл. 19). На пиру угрюмо молчит и смущает неуместными вопросами. Одним своим видом портит публике всякое удовольствие. Если вмешается в разговор, напугает собеседника, не хуже, чем волк. Если надо что-либо купить или сделать — это тупой чурбан, ибо он не знает обычаев. В разладе с жизнью рождается у него ненависть ко всему окружающему (гл.25). Враг всякой чувствительности, некое мраморное подобие человека, лишенное всех людских свойств. Не то чудовище, не то привидение, не знающее ни любви, ни жалости, подобно холодному камню. От него якобы ничто не ускользает, он никогда не заблуждается, все взвешивает по правилам своей науки, все знает, всегда собой доволен, один он свободен, он — все, но лишь в собственных помышлениях. Все, что случается в жизни, он порицает, словно безумие. Не печалится о друге, ибо сам никому не друг. Вот образ совершенного мудреца! Кто не предпочтет ему последнего дурака из простонародья (гл.30)

Это законченный образ схоласта, средневекового кабинетного ученого, загримированный согласно литературной традиции этой речи — под античного мудреца — стоика. Это рассудочный педант, ригорист и доктринер, принципиальный враг человеческой природы. Но с точки зрения живой жизни его книжная обветшалая мудрость — скорее абсолютная глупость.

Все многообразие человеческих интересов не сводится к одному знанию, тем более отвлеченному, оторванному от жизни книжному знанию. И если рассудок себя противопоставляет жизни, то его формальный антипод — глупость — совпадает со всяким началом жизни. Эразмова Мория есть поэтому сама жизнь. Она синоним подлинной мудрости, не отделяющей себя от жизни, тогда как схоластическая «мудрость» — синоним подлинной глупости.

Мория первой части — это сама Природа, которой нет нужды доказывать свою правоту «крокодиллитами, соритами, рогатыми силлогизмами и прочими диалектическими хитросплетениями» (гл.19). Желанию быть счастливыми люди обязаны любовью, дружбой, миром в семье и обществе. Воинственный угрюмый «мудрец», которого посрамляет красноречивая Мория, — это в своем роде весьма развитый псевдорационализм средневековой схоластики, где рассудок, поставленный на службу вере, педантически разработал сложнейшую систему регламентации и норм поведения. Убогому рассудку схоластов противостоит Мория — новый принцип Природы, выдвинутый гуманизмом Возрождения.

У Эразма наслаждение и истинная мудрость идут рука об руку. Похвала Глупости — это похвала разуму жизни. Чувственное начало природы и мудрость разума в цельной гуманистической мысли Возрождения не противостоят друг другу. Стихийно-материалистическое чувство жизни уже преодолевает христианский аскетический дуализм схоластики.

и волнения направляют, служат хлыстом и шпорами доблести и побуждают человека ко всякому доброму делу.

Мория, как «поразительная мудрость природы» (гл.22), — это доверие жизни к самой себе, противоположность отвлеченной мудрости схоластов, которые навязывают жизни свои предписания. Поэтому ни одно государство не приняло законы Платона, и только естественные интересы (например, жажда славы) образовали общественные учреждения.

Мория природы на самом деле оказывается истинным разумом жизни, а отвлеченный «разум» официального учения — это безрассудство, сущее безумие. Мория — это мудрость, а казенная «мудрость» — худшая форма Мории, подлинная глупость. Чувства, которые нас обманывают, если верить фолософам, приводят к разуму; практика, а не схоластические писания, — к знанию; страсти, а не стоическое бесстрастие, — к доблести. Вообще «Глупость ведет к мудрости» (гл.30). Уже в заголовке и в посвящении (где сближены Мория и «столь далекий от ее существа» Томас Мор, Глупость и гуманистическая мудрость) проявляется вся парадоксальность «Похвального слова,» основанная на диалектическом взгляде автора, согласно которому все вещи сами по себе противоположны и «имеют два лица».

Вторая часть «Похвального слова» посвящена «различным видам и формам Глупости. Но легко заметить, что здесь незаметно меняется не только предмет, но и смысл, вкладываемый в понятие «глупость», характер смеха и его тенденция. Меняется разительным образом и самый тон панегирика. Глупость забывает свою роль, и, вместо того, чтобы восхвалять себя и своих слуг, она начинает негодовать на служителей Мории, возмущаться, разоблачать и бичевать «моринов». Юмор переходит в сатиру.

Мория там совпадала поэтому с самой Природой и была лишь условной Глупостью — глупостью с точки зрения отвлеченного рассудка. Но все имеет свою меру, и одностороннее развитие страстей, как и сухая мудрость, переходит в свою противоположность. Уже глава 34, прославляющая счастливое состояние животных, которые не знают никакой дрессировки, никаких знаний и «подчиняются одной природе»,- двусмысленна. Значит ли это, что человек не должен стремиться «раздвинуть границы своего жребия», что он должен уподобиться животным? Не противоречит ли это как раз Природе, наделившей его интеллектом? Поэтому счастливое состояние, в котором пребывают дураки, юродивые и слабоумные, не убеждает нас следовать «скотскому бессмыслию» их существования (гл.35). «Похвальное слово Глупости» незаметно переходит от панегирика природе к сатире на невежество, отсталость, косность общественных нравов.

страсти: мания охотников, для которых нет большего блаженства, чем пение рогов и тявканья собак, мания алхимиков, азартных игроков (гл.39), суеверов, паломников ко святым местам (гл.40) и т.д. Здесь Мория жизни уже показывается с такими своими спутниками, как Анойя (Безумие), Мисопония (Лень), Комос (Разгул), Нигретос — Гипнос (Непробудный Сон), Трюфе (Чревоугодие) и т.д. (гл.9). И теперь мы вспоминаем, что она еще во вступлении отрекомендовалась как дочь паразитического Богатства и невежественной Юности, плод вожделения, зачатая в состоянии похмелья на пиру у богов (гл.7), вскормленная нимфами Опьянение и Невоспитанность (гл.8).

В первой части речи Мория как мудрость природы гарантировала жизни разнообразие интересов, движение и всестороннее развитие. Там она соответствовала гуманистическому идеалу «универсального» человека. Но безумствующая односторонняя глупость создает фиксированные, косные формы и виды человеческой жизни: сословие родовитых скотов, которые кичатся благородством происхождения (гл.42), или купцов — накопителей, «породу всех глупее и гаже» (гл.48), разоряющихся сутяг или наемных воинов, мечтающих разбогатеть на войне, бездарных актеров и певцов, ораторов и поэтов, грамматиков и правоведов. Филавтия, родная сестра Глупости, теперь показывает другое свое лицо. Она порождает самодовольство разных городов и народов, тщеславие тупого шовинизма и самообольщения (гл.43). Счастье лишается своего объективного основания в природе всего живого, оно уже теперь «зависит от нашего мнения о вещах… и покоится на самообмане» (гл.45). Как мания, оно уже субъективно и всяк по-своему с ума сходит, находя в этом свое счастье. Как мнимая «глупость» природы, Мория была связью всякого человеческого общества, теперь, как доподлинная глупость предрассудков, она, напротив, разлагает общество. Особенно достается в этой части церковникам.

4) Особенности смеха. Смех = народно-карнавальный смех + сатира (о сатире см. выше, она во второй части произведения). Народно-карнавальный смех – в первой. Народно-карнавальный смех направлен не на дискредитацию, а на комическое удвоение мира.

Тест по энкомию

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. /10
    Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Похвала глупости»?

    Начать тест

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Марина Белоус

    10/10

  • Denis Majdaniuk

    10/10

История создания

Эразм Роттердамский «Похвалу глупости» написал во время путешествия из Италии в Англию. Писатель был вынужден бездельничать в дороге, поэтому он решил заняться созданием новой работы. Сочинение было отредактировано в доме Томаса Мора — друга Эразма. Именно он побуждал Роттердамского заняться писательским трудом.

Автор произведения «Похвала глупости» быстро стал популярным. Сатирический текст был переведен на разные языки и неоднократно переиздан, но создатель считал собственную работу слабой и откровенной безделицей. Он больше ценил свои научные труды.

В современном мире энкомий Роттердамского не теряет своей актуальности. Настоящие поклонники читают текст в оригинале — на латыни, но остальные могут наслаждаться переводом. В произведение автор вложил свои гуманистические идеи и взгляды, поэтому работа остается до сих пор популярной.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]