Краткое содержание А тем временем где-то Алексина для читательского дневника


Алексин. Краткие содержания произведений

  • А тем временем где-то
  • Безумная Евдокия
  • В стране вечных каникул
  • В тылу как в тылу
  • Домашнее сочинение
  • Домашний совет
  • Звоните и приезжайте
  • Как ваше здоровье?
  • Коля пишет Оле. Оля пишет Коле
  • Мой брат играет на кларнете
  • Очень страшная история
  • Подумаешь, птицы
  • Раздел имущества
  • Самый счастливый день
  • Саша и Шура
  • Сердечная недостаточность
  • Сигнальщики и горнисты
  • Третий в пятом ряду

Урок литературы «А.Алексин «А тем временем где-то» 8 класс

Филиал в с.Никольское

План-конспект

урока литературы для 8 класса по повести А. Алексина

«А тем временем где-то»

Учитель: Стрельцова Татьяна Сергеевна

2017г.

«Чувствовать себя в ответе за каждую человеческую судьбу, в ответе за каждый поступок и за каждый проступок товарища – это чудесное качество».

А. Алексин

Тема: Урок – диспут по повести Анатолия Алексина «А тем временем где-то».

Каким быть человеку среди людей?

Цель урока

:

  1. Педагогическая (воспитательная) – пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека.
  2. Методическая – создавать на уроке проблемные ситуации для размышления учащихся.

Оборудование для урока

: выставка книг Алексина, плакат с вопросами для обсуждения, листок со словарными словами.

На доске: число, тема урока и темы сочинений-миниатюр — домашнее задание: «Кто я и что я?» «Что такое доброта?» «Что такое совесть?» «Что такое долг?»

Учитель:

Тема нашего урока – диспут по книге Алексина “А тем временем где — то”. Что же такое диспут? Посмотрите в своих тетрадях значение этого слова. Так вот сегодня нам предстоит публичный спор на литературную тему. В ходе спора мы решим ряд проблем, поставленных автором произведения. Что же такое проблема? – сложный теоретический вопрос требующий разрешения, исследования.

Прежде всего, давайте поговорим, об авторе, что вы знаете о нем и его произведениях?

Анатолий Алексин – талантливый советский писатель. В книгах Алексина живут активные, энергичные люди в основном от двенадцати до шестнадцати лет, его герои ни на минуту не остаются без дела, всегда переполнены захватывающими планами переделки, но, главное, в произведениях писателя не занимательность сюжета, а то душевное состояние, которое испытывают его герои, решая важные жизненные проблемы. Жизнь всячески испытывает героев, читателю интересно, какие душевные качества проявит герой, каким он выйдет из этих испытаний, сохранит ли душевную чистоту, благородство? И мы вместе с автором наблюдаем, анализируем, спорим.

И героям повести “А тем временем где — то” Шурику и Серёже тоже пришлось пройти жизненные испытания .

Какие испытания ставит перед Серёжей и Шуриком жизнь?

*ответы учеников*

Учитель:

Сережа-мальчик из благополучной “образованной ”семьи. И вдруг в это благополучие врывается сигнал о бедствии, у чужого человека беда. Как он поступит? Каким путем пойдет?

Он мог не думать об этой чужой женщине, забыть. Но его спасла способность к пониманию другого человека, способность к состраданию.

Все развитие человечества вытекает из сострадания к угнетенным , несчастным, обиженным.

*ответы учеников*

Учитель:

Шурик: Уйти или остаться у Нины Георгиевны?

Если уйти, то как уйти; ведь и это можно сделать поразному. Давайте поразмышляем об этом, взяв слова Нины Георгиевны: «Тогда много лет назад, мне было трудно. Но сейчас ещё хуже. Всетаки он был моим сыном. А теперь оказалось, что он не мой. Втораяпотеря в жизни. Тогда я была еще молодой, были надежды. А теперь ничего уже нет. Приговор окончательный: одиночество».

И можно ли было уйти от одинокой, доброй, слабой, беззащитной женщины?

Шурикчеловек для себя (класс делает вывод).

*ответы учеников*

Учитель

: Сергей пришел на помощь Нине Георгиевне, но это произошло не сразу.Какие признаки душевной глухоты проявляет Сергей в самом начале рассказа?

*ответы учеников*

Сергей решает, получив письмо, что он зайдет по указанному адресу и, приняв гордую позу, вернет письмо. Готовясь к встрече с незнакомой женщиной покушавшейся на спокойствие Емельяновых, предполагая борьбу, уговоры, Сергей за весь день ни разу не подумал о строчках которые были главными и ради которых и было написано письмо:

«Мне сейчас очень худо, Сережа! Хуже, чем было в тот мартовский день. Со мной случилась беда». Сергей решает просто сказать незнакомой Н. Емельяновой, что «Отца в Москве нет и все. Чтоб не ждала». Но так было только вначале.

А Шурик? Как вы оцениваете его поведение?

*ответы учеников*

Шурик, 14летний парень, уходит от Нины Георгиевны. Она его растила и воспитывала 14 лет. Взяла его в детском доме усыновила и после ухода Сергея Емельянова-старшего был для нее единственно близким человеком. Но приемный сын Н. Г. вырос мелким, подленьким человеком. Страшен эгоизм Шурика.

Согласны ли вы с мнением Шурика о Нине Г., что она “не от мира сего”, а он вроде такой, как надо. Что якобы и его она могла бы испортить добротой.Можно ли испортить человека добротой?

*ответы учеников*

Учитель

: “Это можно понять”,говорит очень часто Н. Г. Онато старается всех понять, помочь, посочувствовать, доброта ее безмерна, ее великолепная душевность привлекает читателя.Сергей стал человеком, когда проникся жалостью, состраданием к Н. Г. Теперь давайте обратимся к эпиграфу и стихам Олега Шестинского о доброте.

Проблемная ситуация.Но как надо действовать, сострадая?Ведь и Шурик сочувствует: все забирает, убегает, чтоб не встретиться с Н. Г., не волновать ее не беспокоить, но это жестоко.Как поступает Серёжа, когда получает письмо от Нины Г.?

*ответы учеников*

Какая доброта важнее? Активное вмешательство или на словах?

*ответы учеников*

Каким вы представляете Шурика во взрослой жизни? Кем, на ваш взгляд, он мог бы стать во взрослой жизни? Инженером, врачом, учителем, рабочим?

*ответы учеников*

Как вы относитесь к тому, что Серёжа скрывает свою доброту. За что вы? – за то, чтобы вслух говорить о своей доброте или надо молчать о ней?

*ответы учеников*

Как вы относитесь к словам отца Сергея, что жизнь нужно прожить по расписанию, никогда не нарушая его?

*ответы учеников*

А теперь давайте подумаем над словами отца: «Жизнь человека – это маршрут со станции Рождения до станции Смерь со многими остановками и событиями в дороге. Надо совершить этот маршрут, не сбиваясь с пути и не выходя из графика».

*ответы учеников*

Как вы понимаете смысл названия повести?

*ответы учеников*

Учитель

: Автор говорит, что если ты живешь по расписанию и безразличен к судьбам других людей, не замечаешь их бед и несчастий, пока ты так живешь, тем временем где-то … (люди нуждаются в твоей помощи).

Когда-то на эту тему Чехов сказал очень мудрые слова: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, рано или поздно жизнь покажет ему свои когти, стрясется беда, болезнь, бедность, потери и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других….»

Итог диспута:Учитель

: В чем же состоял важный жизненный урок, извлеченный Сергеем Емельяновым из знакомства и дружбы с Ниной Георгиевной?

  • Сергей вышел, вырвался из ограниченного круга эгоистических чувств, мыслей, открылся людям всему миру как личность, принимающая заботы и тревоги других людей. В одной из последних глав повести герой ощущает в себе знаменательные, душевные перемены: «Из моей жизни ушла беспечность».
  • Эти размышления Сергея позволяют нам думать, что во взрослой жизни он будет настоящим человеком.

Учитель

: В центре повестей Алексина семья. В ней растущий человек получает начальные, быть может, самые впечатляющие уроки нравственности, морали. И, словно круги по воде, распространяются волны внутрисемейных зависимостей на окружающих, неся в одних случаях добро, в других – зло. Алексин на стороне тех людей, кто сопереживает чужой боли и умеет вовремя прийти на помощь. Когда-то Сухомлинский произнес замечательные слова: «Три бедствия есть у человека: смерть, старость, плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1»

урока для 8 класса по повести А. Алексина

«А тем временем где-то»

Учитель: Сизых Любовь Николаевна

Эпиграф

: «Чувствовать себя в ответе за каждую человеческую судьбу, в ответе за каждый поступок и за каждый проступок товарища – это чудесное качество.

Тема

: Урок – диспут по повести Анатолия Алексина «А тем временем где-то». Каким быть человеку среди людей?

Педагогическая (воспитательная) – пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека.

Методическая – создавать на уроке проблемные ситуации для размышления учащихся.

Оборудование для урока

: выставка книг Алексина, плакат с вопросами для обсуждения, листок со словарными словами.

В 8 классе на уроке внеклассного чтения предлагаю учащимся для обсуждения повесть Анатолия Алексина «А тем временем где-то»… Анатолий Алексин как писатель обладает обостренным чувством времени, одним из первых он поднимает проблемы, волнующие молодежь. В частности, в данной повести в центре внимания автора – отсутствие чуткости, «сердечная недостаточность», прагматизм. И одновременно – рост молодой души, развитие характера, становление человека, вступающего в конфликт с миром взрослых, с семьей. Подготовка к уроку шла тщательно: была устроена выставка произведений Анатолия Алексина, оформлен список статей о его творчестве, подготовлены плакаты с изречениями, которые, по мнению ребят, могли служить эпиграфом к уроку, учащимися были прочитаны произведения «Сердечная недостаточность», «Раздел имущества», «Безумная Евдокия».

Прежде всего, давайте поговорим, об авторе, что вы знаете о нем и его произведениях?

Анатолий Алексин – талантливый советский писатель. В книгах Алексина живут активные, энергичные люди в основном от двенадцати до шестнадцати лет, его герои ни на минуту не остаются без дела, всегда переполнены захватывающими планами переделки, но, главное, в произведениях писателя не занимательность сюжета, а то душевное состояние, которое испытывают его герои, решая важные жизненные проблемы. Жизнь всячески испытывает героев, читателю интересно, какие душевные качества проявит герой, каким он выйдет из этих испытаний, сохранит ли душевную чистоту, благородство? И мы вместе с автором наблюдаем, анализируем, спорим.

Урок литературы в 7 классе по теме «А. Алексин. «А тем временем где-то…»

А.Г.Алексин. «А тем временем где-то…»

Цели: познакомить учащихся с фактами биографии писателя и с героями его повести; развивать воссоздающее воображение; воспитание человечности и добра.

С добром надо спешить, а то оно может

остаться без адресата.

А. Алексин

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания

Трое учащихся высылают фото записанных в тетради «зарубок на сердце» по рассказу Паустовского «Телеграмма» : 7 «А» Яцкевич Матвей, Стока Алина, Бутрим Дмитрий; 7 «В» Олехнович Илья, Лебедь Ксения, Савосик Кирилл.

  1. Введение в тему

Поразмышляйте над предложенными вопросами, можете ответить на них вслух родителям. Даже если вы будете размышлять сами с собой, это тоже неплохо. В своих ответах вы, может быть, будете более искренними.

— Как вы понимаете выражение «счастливая семья»?

— Для любого ребёнка его семья самая лучшая, потому что… (продолжите эту фразу)

Вы видите, ребята, что наш разговор сегодня начался с размышлений о добре (обратим внимание на эпиграф, зафиксируем тему и эпиграф в тетради) и о счастливых семьях. Потому что это очень нужные и важные вещи как для детей, так и для взрослых. Но в жизни не всё бывает гладко и правильно. Взрослые тоже совершают ошибки. Почему умные, казалось бы, образцовые люди, отходят от идеала? Об этом часто задумываются подростки. Об этом пишет в своей повести «А тем временем где-то…» Анатолий Алексин.

Повесть включена для обязательного изучения в школьную программу только в этом учебном году. Значит, автор высказывает в произведении идеи, актуальные для современных ребят. А кто же он, Анатолий Алексин?

  1. Сведения о писателе

Можно воспользоваться материалом ресурса «Виртуальная школа

» ГрОИРО, в меню выбрать учебный предмет «Русская литература» 7 класс, повесть А.Алексина «А тем временем где-то…» и прослушать урок, предложенный учителем-методистом Н.И.Черкес (

, это займёт у вас минут 20)

Дополнительные сведения о писателе.

Вначале прочитайте статью учебника на стр. 137-138.

Настоящая фамилия Анатолия Алексина – Гоберман. Его мать была актрисой, Алексина – её сценический псевдоним. Им воспользовался писатель, подписывая свои литературные произведения.

Будущий писатель родился в Москве в 1924 году. Подростком дебютировал в газете «Пионерская правда», куда посылал свои стихи. Позже публиковался в газете «Комсомольская правда». В 1950 году Алексин окончил Московский институт востоковедения. На последних курсах он активно посещал литературные вечера, где молодые писатели читали и обсуждали свои произведения. На одном из таких вечеров Самуил Маршак прослушал небольшое стихотворение А.Алексина и остался недоволен им, о чём не преминул сказать молодому автору. У Алексина случайно оказался с собой один из собственных рассказов (он писал и прозу), и после гневной рецензии автора «Двенадцати месяцев» писатель решил взять реванш. Рассказ понравился Маршаку. Его одобрил и Паустовский, неожиданно оказавшийся на литературном вечере.

В 1970-1989 годах Алексин был секретарём Союза писателей РСФСР, членом редколлегии литературного журнала «Юность», президентом ассоциации «Мир – детям мира» и др. Почти 10 лет вёл популярную телепередачу «Лица друзей». А затем эмигрировал в Израиль. 1 мая 2021 года на 93-ем году жизни скончался в Люксембурге.

Автор в эпиграфе призывает нас спешить делать добро. А сам он умел его делать?

  1. Комментированное чтение «Повесть и её герои»

Перечитайте главы 1 и 2. Подумайте над вопросами:

-Как жилось Сергею-младшему в семье? Считал ли он себя взрослым? Как эта взрослость проявлялась?

— Заметили ли вы признаки душевной глухоты у Сергея в самом начале рассказа?

— Почему Сергей Емельянов «своим поведением… опрокидывал все законы наследственности»?

— Как называет автор семью Серёжи? Что значит «образцовый»?

— Кого автор называет неправильными людьми? Так ли уж плохи эти «неправильные люди»?

— С кем дружил Сергей-младший? С положительной или с отрицательной стороны раскрывает его дружба с Антоном?

Прочитайте отрывок на стр. 185-186, содержащий размышления Емельянова-старшего о жизни.

— Как вы относитесь к словам отца Сергея о том, что жизнь нужно прожить по расписанию, никогда не нарушая его?

— Все ли жизненные ситуации можно предугадать?

  1. Обращение к эпиграфу

Озвучьте ещё раз эпиграф. После прочтения отрывков из повести А.Алексина «А тем временем где-то…» вы уже почувствовали, кто из героев делает добрые дела. Кто? И как?

  1. Задание на дом

    : прочитать текст повести до конца, нарисуйте в тетради кластер «Емельянов-младший».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]