Анализ эпизода в произведении судьба человека. Сочинение: Диалог Андрея Соколова с Мюллером как один из кульминационных эпизодов рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека. Характеристика главных героев

1. Поведение главного героя как отражение его внутренней сущности. 2. Нравственный поединок. 3. Мое отношение к поединку Андрея Соколова и Мюллера. В рассказе Шолохова «Судьба человека» есть много эпизодов, которые позволяют нам лучше понять особенности характера главного героя. Один из таких моментов, заслуживающих нашего, читательского, пристального внимания — сцена допроса Андрея Соколова Мюллером. Наблюдая за поведением главного героя, мы можем оценить русский национальный характер, отличительной чертой которого является гордость и самоуважение. Военнопленный Андрей Соколов, измученный голодом и тяжелой работой, в кругу братьев по несчастью произносит крамольную фразу: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». Об этой фразе стало известно немцам. И далее следует допрос героя. Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером — это своеобразная психологическая «дуэль». Один из участников поединка — слабый, изможденный человек. Другой — сытый, благополучный, самодовольный. И, тем не менее, победил слабый и изможденный. Андрей Соколов по силе своего духа превосходит фашиста Мюллера. Отказ от предложения выпить за победу немецкого оружия показывает внутреннюю силу Андрея Соколова. «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!» Сама мысль об этом показалась Андрею Соколову кощунственной. На предложение Мюллера выпить за свою погибель, Андрей соглашается. «А что мне было терять? — вспоминает он впоследствии. — За свою погибель и избавление от мук я выпью». В моральном поединке Мюллера и Соколова последний одерживает победу еще и потому, что абсолютно ничего не боится. Андрею нечего терять, он уже мысленно простился с жизнью. Он откровенно издевается над тем, кто в данный момент наделен властью и обладает значительным преимуществом. «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость, и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Силу духа Андрея фашисты оценили. Комендант сказал ему: «Вот что, Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я — тоже солдат и уважаю достойных противников». Я думаю, что сцена допроса Андрея Соколова Мюллером показала немцам всю выносливость, национальную гордость, достоинство и самоуважение русского человека. Для гитлеровцев это был хороший урок. Несгибаемая воля к жизни, которая отличает русский народ, позволила выиграть войну, несмотря на техническое превосходство противника. В годы Великой Отечественной войны Шолохов в военных корреспонденциях, очерках, рассказе «Наука ненависти» разоблачал античеловеческий характер развязанной гитлеровцами войны, раскрывал героизм советского народа, любовь к Родине. А в романе «Они сражались за Родину» был глубоко раскрыт русский национальный характер, ярко проявившийся в дни тяжелых испытаний. Вспоминая, как в годы войны гитлеровцы с насмешкой называли советского солдата «русский Иван», Шолохов писал в одной из статей: «Символический русский Иван — это вот что: человек, одетый в серую шинель, который не задумываясь отдавал последний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахару осиротевшему в грозные дни войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины».

Таким скромным, рядовым воином предстает перед нами Андрей Соколов в рассказе «Судьба человека». Как о деле самом обычном Соколов говорит о своих мужественных поступках. Храбро выполнял он на фронте свой воинский долг. Под Лозовеньками ему поручили подвезти снаряды к батарее. «Надо было сильно спешить, потому что бой приближался к нам… — рассказывает Соколов. — Командир нашей части спрашивает: «Проскочишь, Соколов?» А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? Какой разговор! — отвечаю я ему. — Я должен проскочить, и баста!» В этом эпизоде Шолоховым подмечена основная черта героя — чувство товарищества, способность думать о другом больше, чем о себе. Но, оглушенный разрывом снаряда, очнулся он уже в плену у немцев. С болью смотрит он, как идут на восток наступающие немецкие войска. Познав, что такое вражеский плен, Андрей с горьким вздохом говорит, обращаясь к собеседнику:

«Ох, браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей воле в плену. Кто этого на своей шкуре не испытал, тому сразу в душу не въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука». О том, что пришлось ему пережить в плену, говорят его горькие воспоминания: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, — сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать…»

Будучи в плену, Андрей Соколов все свои силы прилагал к тому, чтобы сохранить в себе человека, не разменять ни на какие облегчения участи «русское достоинство и гордость». Одна из самых ярких сцен в рассказе — сцена допроса пленного советского солдата Андрея Соколова профессиональным убийцей и садистом Мюллером. Когда Мюллеру донесли, что Андрей позволил проявить недовольство каторжной работой, то он вызвал его в комендантскую на допрос. Андрей знал, что на смерть идет, но решил «собраться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю минуту, что ему с жизнью расставаться трудно…»

Сцена допроса превращается в духовный поединок Пленного солдата с комендантом лагеря Мюллером. Казалось бы, силы превосходства должны быть на стороне сытого, наделенного властью и возможностями унизить, растоптать человека Мюллера. Поигрывая пистолетом, он спрашивает Соколова, действительно ли четыре кубометра выработки — много, а одного на могилу хватит? Когда Соколов подтверждает свои ранее произнесенные слова, Мюллер предлагает перед расстрелом выпить ему стакан шнапса: «Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия». Соколов вначале отказался пить «за победу немецкого оружия», а потом согласился «за свою погибель». Выпив первый стакан, Соколов отказался закусить. Тогда ему подали второй. Только после третьего он откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Рассказывая об этом, Соколов говорит: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Смелость и выдержка Соколова поразили немецкого коменданта. Он не только отпустил его, но и напоследок дал небольшую буханку хлеба и кусок сала: «Вот что, Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я — тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом. Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь. Ступай в свой блок…»

Рассматривая сцену допроса Андрея Соколова, можно сказать, что она является одной из композиционных вершин рассказа. У нее своя тема — духовное богатство и нравственное благородство советского человека, своя идея: нет на свете силы, способной духовно сломить истинного патриота, заставить его унижаться перед врагом.

Многое преодолел на своем пути Андрей Соколов. Национальная гордость и достоинство русского советского человека, выносливость, душевная человечность, непокоренность и неистребимая вера в жизнь, в свою Родину, в свой народ — вот что типизировано Шолоховым в поистине русском характере Андрея Соколова. Автор показал несгибаемую волю, мужество, героизм простого русского человека, который в годину тягчайших испытаний, выпавших на долю его Родины, и непоправимых личных утрат смог подняться над своей исполненной глубочайшего драматизма личной судьбой, сумел жизнью и во имя жизни одолеть смерть. В этом пафос рассказа, его основная мысль.

Великая Отечественная война даже спустя много десятилетий остается величайшим ударом для всего мира. Какая же это трагедия для сражающегося советского народа, потерявшего больше всего людей в этом кровавом поединке! Жизни многих (и военных, и штатских) оказались сломаны. Рассказ Шолохова «Судьба человека» правдиво живописует эти страдания, не отдельного человека, а всего народа, вставшего на защиту своей Родины.

Рассказ «Судьба человека» основан на реальных событиях: М.А. Шолохов встретил мужчину, рассказавшего ему свою трагическую биографию. Эта история была практически готовым сюжетом, но не сразу превратилась в литературное произведение. Писатель вынашивал свою идею 10 лет, но изложил ее на бумаге всего за несколько дней. И посвятил Е. Левицкой, которая помогла ему напечатать главный роман его жизни «Тихий Дон».

Рассказ вышел в газете «Правда» накануне нового, 1957 года. А вскоре был прочитан на Всесоюзном радио, услышан всей страной. Слушатели и читатели были потрясены силой и правдивостью этого произведения, оно завоевало заслуженную популярность. В литературном отношении эта книга открыла для писателей новый способ раскрывать тему войны – через судьбу маленького человека.

Суть рассказа

Автор случайно встречается с главным героем Андреем Соколовым и его сыном Ванюшкой. В ходе вынужденной задержки на переправе мужчины разговорились, и случайный знакомый поведал писателю свою историю. Вот, о чем он рассказал ему.

До войны Андрей жил как все: жена, дети, хозяйство, работа. Но тут грянул гром, и герой ушел на фронт, где служил водителем. В один роковой день машина Соколова попала под обстрел, его контузило. Так он попал в плен.

Группу пленных привели в церковь на ночевку, в эту ночь произошло много происшествий: расстрел верующего, который не смог осквернить церковь (не выпускали даже «до ветру»), а с ним и несколько случайно попавших под автоматную очередь людей, помощь врача Соколову и другим раненым. Также главному герою пришлось задушить другого пленного, так как тот оказался предателем и собирался выдать комиссара. Еще во время очередного перегона в концлагерь Андрей пытался бежать, но был пойман собаками, которые лишили его последней одежды и всего искусали, что «кожа с мясом полетели клочьями».

Потом концлагерь: нечеловеческая работа, почти голодное существование, побои, унижения – вот что пришлось пережить Соколову. «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит!» — неосмотрительно произнес Андрей. И за такое предстал перед лагерфюрером Мюллером. Главного героя хотели пристрелить, но он переборол страх, храбро выпил три стопки шнапса за свою погибель, за что заслужил уважение, буханку хлеба и кусок сала.

Ближе к концу военных действий Соколова назначили шофером. И, наконец, появилась возможность для побега, да еще вместе с инженером, которого герой возил. Не успела утихнуть радость от спасения, подоспело горе: он узнал о гибели семьи (в дом попал снаряд), а ведь все это время жил лишь надеждой на встречу. В живых остался один сын. Анатолий тоже защищал Родину, с Соколовым одновременно подошли они к Берлину с разных сторон. Но прямо в день победы убили последнюю надежду. Остался Андрей совсем один.

Действующие лица

  • Андрей Соколов — главный герой рассказа, который рассказывает историю своей жизни. Во время войны был шофёром. Попал в плен к немцам. В плену был 2 года. Звали его тогда «номер 331».
  • Анатолий Соколов — сын Андрея. Воевал; погиб от немецкой пули в День Победы.
  • Настя и Оля — дочери Андрея Соколова.
  • Ваня — приёмыш Андрея Соколова.
  • Ирина Соколова — жена Андрея.
  • Иван Тимофеевич — сосед Соколова.
  • Крыжнев — предатель.

Тематика

Главная тема рассказа – человек на войне. Эти трагические события – индикатор личностных качеств: в экстремальных ситуациях раскрываются те черты характера, которые обычно скрыты, понятно, кто есть кто на самом деле. Андрей Соколов до войны ничем не отличался особенно, был как все. Но в бою, пережив плен, постоянную опасность для жизни, он показал себя. Раскрылись его поистине героические качества: патриотизм, смелость, стойкость, воля. С другой стороны, такой же пленный, как Соколов, вероятно, также ничем не отличающийся в обычной мирной жизни, собирался предать своего комиссара, чтобы выслужиться перед врагом. Так, в произведении находит свое отражение и тема нравственного выбора.

Также М.А. Шолохов касается темы силы воли. Война отняла у главного героя не только здоровье и силы, но и всю семью. У него нет дома, как же продолжать жить, что делать дальше, как найти смысл? Этот вопрос интересовал сотни тысяч людей, переживших похожие потери. И для Соколова новым смыслом стала забота о мальчике Ванюшке, который также остался без дома и семьи. И ради него, ради будущего своей страны нужно жить дальше. Вот и раскрытие темы поиска смысла жизни – его настоящий человек находит в любви и надежде на будущее.

Глава 2. Жизнь до войны

«Вначале жизнь у меня была самая обычная», – рассказывал незнакомец. «Когда случился голодный 22 год, решил податься на Кубань, чтоб работать на кулаков – это единственный фактор, который позволил мне остаться в живых. А отец, мать, сестренка остались дома, и умерли из-за голодовки. Я остался совсем один, никакой родни нет. Через год решил вернуться с Кубани, дом продал, отправился в Воронеж. Вначале работал плотником, после чего отправился на завод, решил выучиться на слесаря. Потом женился. Жена – сиротка, выросла в детдоме. Веселая, но при этом скромная, умница – совсем не чета мне. Она с самого детства уже знала, какая жизнь тяжелая, и это ощутимо отобразилось на ее характере. Со стороны посмотреть – не такая уж и видная, но я смотрел в упор. И не было женщины для меня красивее, умнее, желаннее, и теперь уже никогда не будет».

«Прихожу другой раз с работы – уставший, иногда и жутко злой. Но никогда она не грубила мне в ответ – даже если грубил я. Спокойная и ласковая, все делала для того, чтобы при минимальном достатке мне вкусный кусочек хлеба приготовить. Смотрел я на нее – и чувствую, тает мое сердце, и вся злость куда-то испаряется. Отойду немного, подойду, прощения просить начинаю: «Прости, моя ласковая Иринка, нахамил. Не срослось у меня сегодня с работой, понимаешь?» — и вновь у нас покой, уют и у меня на душе хорошо».

Дальше Соколов опять говорил о своей жене, о том, как она его безмерно любила и никогда не упрекала, даже в том случае, если ему приходилось где-то с друзьями выпить лишнего. Потом дети пошли – сын, после него две дочки. После рождения детей с выпивкой было окончено, разве что одну чашку пива выпивал в воскресный день. Жили хорошо, дом свой отстроили.

В 1929 увлекся автомобилями. Так и стал водителем грузовика. И все бы хорошо, но началась война. Пришла повестка, в скором времени забрали на фронт.

Проблематика

  1. Проблема выбора занимает важное место в рассказе. Каждый человек стоит перед выбором каждый день. Но не всем приходится выбирать под страхом смерти, зная, что от этого решения зависит твоя судьба. Так, Андрею приходилось решать: предать или остаться верным присяге, согнуться под ударами врага или бороться. Соколов смог остаться достойным человеком и гражданином, потому что определял свои приоритеты, руководствуясь честью и моралью, а не инстинктом самосохранения, страхом или подлостью.
  2. Во всей судьбе героя, в его жизненных испытаниях, отражается проблема беззащитности простого человека перед лицом войны. От него мало что зависит, на него наваливаются обстоятельства, из которых он пытается выйти хотя бы живым. И если себя Андрей смог спасти, то свою семью — нет. И он чувствует себя виноватым за это, хотя это и не так.
  3. Проблема трусости реализуется в произведении посредством второстепенных героев. Образ предателя, который ради сиюминутной выгоды готов пожертвовать жизнью однополчанина, становится противовесом образу отважного и сильного духом Соколова. И такие люди были на войне, говорит автор, но их было меньше, только поэтому мы одержали победу.
  4. Трагедия войны. Многочисленные потери понесли не только солдатские части, но и мирные жители, которые никак не могли защитить себя.

Эпизоды, наиболее важные для раскрытия характера Андрея Соколова «Судьба человека»

Сегодня на уроке мы продолжили изучать творчество Шолохова и рассмотрели его рассказ эпопею под названием Судьба человека. Знакомясь с рассказом, мы возвратились к трагическим событиям, что происходили в нашей стране, а именно, вернулись в годы Великой Отечественной войны. В работе мы следим за судьбой Андрея Соколова. При этом, описывая его судьбу, автор описывал судьбу всего народа, что выстоял в войне. Народа, который выявил все свои сильные стороны в своем характере, что раскрылись в трудный жизненный период.

Прочитав произведение Шолохова, мы можем выделить главного героя, дав ему полную характеристику. Теперь мы можем описать характер Андрея Соколова из рассказа Судьба человека, выделяя отдельные эпизоды из жизни героя, которые наиболее ярко раскрывают судьбу и образ персонажа.

Как вы уже поняли, главным героем работы Шолохова является Андрей Соколов — обычный русский работяга, у которого была жена, дети, то есть полноценная семья. Была крыша над головой, обычные будни. Во всем этом он видел свое счастье, а в семье он видел смысл жизни. Но нагрянула война, и все изменила.

Характер Андрея Соколова в рассказе Судьба человека

На долю героя выпали настоящие испытания пленом. Однако Андрей не сломился, он оставался до конца истинным патриотом своей страны, сильным, смелым и мужественным. Очень сильно запомнился эпизод при чтении рассказа о том, как не смог он закрыть глаза на предательство. Зная, что один из солдат собирается предать своего командира и выдать его врагам, он идет на убийство. Этот эпизод показывает силу воли героя, его справедливость. Нельзя не отметить эпизод, когда Андрей Соколов получил буханку хлеба и кусок сала. Он не съел все самостоятельно, он по-товарищески разделил каждый кусочек еды между остальными пленными. Это говорит о его заботе о ближнем, о его щедрой душе.

Вспоминается и его эпизод побега, где Соколов проявляет себя смелым и мужественным.

Однако не плен стал для него сильнейшим испытанием. Его он выдержал, как и выдержал другое известие. Он узнал, что война забрала не только дом, но и жизни его родных, забрала жену и сына. Она забрала смысл его жизни.

Его душа опустошена. Он возвращается с войны в места, где его уже никто не ждет и эту боль невозможно до конца почувствовать. Можем только ее представить. Соколов теперь не живет, а существует. Он ходит на работу, стал выпивать. Однако не спился, как это часто происходило. Нашел в себе силы не упасть лицом в грязь. Читая работу, мы видим герой несмотря ни на что, не очерствел. Ему встретился мальчишка, которого война также сделала сиротой. Андрей берет мальчика к себе на воспитание и это говорит о его человечной натуре, о его сердечности и доброте. Теперь у него новый смысл жизни — вырастить этого человечка достойным того будущего, за которое он проливал свою кровь во время войны.

Характеристика главных героев

  1. Андрей Соколов – обычный человек, один из многих, которым пришлось оставить мирное существование ради того, чтобы отстоять Родину. Простой и счастливый быт он меняет на опасности войны, даже не представляя, как можно остаться в стороне. В экстремальных обстоятельствах он сохраняет душевное благородство, проявляет силу воли и стойкость. Под ударами судьбы он сумел не сломаться. И найти новый смысл жизни, что выдает в нем доброту и отзывчивость, ведь он приютил сироту.
  2. Ванюшка – одинокий мальчик, которому приходится ночевать, где придется. Мать его убили при эвакуации, отца на фронте. Оборванным, пыльным, в арбузном соке – таким он предстал перед Соколовым. И Андрей не мог оставить ребенка, представился его отцом, дав шанс на дальнейшую нормальную жизнь и себе, и ему.

Краткое содержание

Наступила первая послевоенная весна. Дороги размыла оттепель. Рассказчику нужно было перебраться на другой берег. Лодку обещали прислать через два часа. В это время к переправе подошёл мужчина с маленьким мальчиком. Мужчина (это был Андрей Соколов) и рассказчик разговорились.

До войны

Ещё юным Андрей уехал на Кубань на заработки. А в это время в Воронеже был голод, и все родные Андрея умерли.

Вернувшись в Воронеж, Андрей продал дом родителей и женился на Ирине, сироте. У них родился сын Анатолий, потом две дочки — Оля и Настя. Жили хорошо: Андрей перестал пить с друзьями, всё стремился домой, к жене и детям. Так прошло десять лет. И тут — война. Соколову приходит повестка, и он едет на фронт.

Война

Семья провожает Андрея. У Ирины плохое предчувствие.

На фронте Андрей становится шофёром, поставляет боеприпасы. Через некоторое время он попадает в плен к немцам. Пленных осматривает врач. Он вправляет Соколову вывихнутую руку. На ночь пленных запирают в храме. По нужде их не выпускают, а тех, кто из религиозных соображений не может справить естественные потребности в церкви, расстреливают.

Пленные переговариваются между собой. Соколов случайно слышит, как один человек (потом выясняется, что это Крыжнев) угрожает донести немцам, что его товарищ — не просто рядовой, а коммунист. Андрей Соколов преисполняется ненависти к предателю и убивает его.

Плен

Попав в лагерь, Андрей Соколов сразу же замыслил побег. Когда он всё-таки бежал, по его следам пустили служебных собак. Собаки искусали Соколова, а немцы отправили его на месяц в карцер.

После отбывания наказания Соколова направили на тяжёлые работы в каменный карьер. Однажды Андрей в сердцах сказал, что такие работы хуже могилы. В лагере тоже был предатель, и он донёс немцам. Соколова должны были расстрелять.

Издеваясь над ним, герр Мюллер предложил Андрею выпить перед смертью за победу немцев и закусить как следует (понятно, что пленные постоянно были голодны и измучены). Соколов отверг это предложение. Тогда Мюллер предложил Андрею выпить за свою смерть. Андрей Соколов выпил, но к закуске не прикоснулся. Ему налили второй стакан. Соколов выпил снова, но закусывать не стал: сказал, что и после второй рюмки не привык закусывать. Немцев это очень позабавило. Соколова оставили в живых — и даже дали ему буханку хлеба и кусок сала. Едой он впоследствии поделился с другими пленными.

Бегство

1944 год. Германия понемногу сдаёт позиции. Андрей Соколов всё ещё в плену.

Немцы узнали, что Соколов был шофёром. Его сделали личным водителем одного майора. Соколов стал готовиться к побегу: как-то снял форму с пьяного немца, потом припрятал гирьку. И когда унтер-офицер пожелал поехать за город, Соколов осуществил задуманное: оглушил немца гирей, высадил, а сам переоделся в немецкое и рванул на автомобиле на фронт.

Его встретили радостно и даже дали месяц отдыха — с родными повидаться. Соколов написал жене. Ответ пришёл через две недели, но не от Ирины, а от соседа. Страшная весть: жена и обе дочери погибли, дом их разрушен, и вместо него — яма с ржавой водой.

Сын

Соколов очень тосковал по жене и дочерям. Весь его мир составил сын Анатолий. Они с Анатолием стали переписываться, и Андрей узнал, что сын — командир дивизии. Старший Соколов представлял, как война окончится, и они заживут с Анатолием — Андрей внуков будет нянчить…

9 мая война окончилась. Но Победа принесла Андрею Соколову не только радость: 9 мая немецкий снайпер убил его сына Толю. Мир рухнул.

Жизнь после войны

Соколов не смог вернуться в Воронеж — поехал к другу в Урюпинск. Там устроился работать шофёром. Подобрал и усыновил пятилетнего беспризорника Ванюшку. Мальчик очень полюбил Андрея, ни за что не соглашался оставаться дома без него, поэтому они ездили вдвоём в каждый рейс.

Недавно, правда, произошла неприятность: машину занесло, и Андрей сбил корову. Корова не пострадала, но Соколова лишили водительских прав. Он нашёл новую работу в Кашарах и теперь едет с сыном туда. Всё бы хорошо, только сердце шалит и мучают воспоминания о жене, о дочерях, о сыне.

Пришла лодка, и Андрей Соколов попрощался. Ванюшка тоже помахал лирическому герою на прощанье.

В чем смыл произведения?

Одна из главных идей рассказа – необходимость учесть уроки войны. На примере Андрея Соколова показано не то, что может сделать война с человеком, а что может сотворить со всем человечеством. Замученные концлагерем пленные, осиротевшие дети, разрушенные семьи, выжженные поля – это не должно повторяться никогда, поэтому и не должно забываться.

Не менее важна идея того, что в любой, даже самой страшной ситуации, надо оставаться человеком, не уподобляться животному, которое от страха действует только на основании инстинктов. Выжить – главное для любого, но если это дается ценой предательства себя, своих товарищей, Родины, то спасшийся солдат — уже не человек, он не достоин этого звания. Соколов не предал своих идеалов, не сломался, хотя прошел через то, что современному читателю даже представить сложно.

Жанр

Рассказ – короткий литературный жанр, раскрывающий одну сюжетную линию и несколько образов героев. «Судьба человека» относится именно к нему.

Однако если присмотреться к композиции произведения, то можно уточнить общее определение, ведь это – рассказ в рассказе. Вначале повествует автор, который волею судьбы встретился и разговорился со своим персонажем. Андрей Соколов сам описывает свою трудную жизнь, повествование от первого лица позволяет читателям лучше проникнуться чувствами героя и понять его. Авторские ремарки вводятся, чтобы характеризовать героя со стороны («глаза, словно присыпанные пеплом», «ни единой слезинки не увидел в его словно бы мертвых, потухших глазах… только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые губы») и показать, как глубоко страдает этот сильный человек.

История создания

Рассказ «Судьба человека» Шолохов написал очень быстро, буквально за несколько дней. В его основу лёг рассказ случайного знакомого Михаила Александровича. Писатель впоследствии очень сожалел, что не узнал имени человека, рассказавшего ему эту историю.

Возможно, история неизвестного путника так и не стала бы литературным произведением: с момента встречи до написания «Судьбы человека» прошло десять лет.

Итак, прошли годы, Шолохов читал Ремарка и Хемингуэя. И писателя очень смущал тот сквозной образ человека, который он мог наблюдать у зарубежных писателей, — человека обречённого, слабого. Писателю хотелось как-то оспорить это суждение — и его ответом стала «Судьба человека».

Рассказ был опубликован и прочитан по радио. И отзыв, который «Судьба человека» нашла у слушателей, нельзя сравнить ни с чем. Шолохову приходили сотни тысяч писем. Люди рассказывали писателю о своей судьбе — судьбе человека. И хотя не было никакой физической возможности ответить на все эти письма, такая беспрецедентная отзывчивость народа произвела огромное впечатления на писателя.

Проблематика:

  • человек и война;
  • судьба и Родина;
  • нравственный выбор (убийство во избежание предательства; поведение в плену: не пойти на сговор с врагом, не предать товарищей, пережить все муки, чтобы остаться человеком).

Смысл названия: название рассказа позволяет выйти на уровень максимального, почти космического, обобщения. Андрей Соколов — обычный русский человек, и в то же время — Человек с большой буквы.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: рассказ.

Жанровые особенности: к сожалению, стандартные определения не дают нам возможности назвать «Судьбу человека» рассказом-эпопеей, хотя такое определение как нельзя лучше подошло бы для рассказа, вмещающего всю жизнь человека и открывающего панорамную картину жизни русского народа. Исследователи называют «Судьбу человека» панорамным рассказом.

Необходимо также обратить внимание на то, что Шолохов использует композицию рассказ в рассказе: лирический герой — автор — появляется лишь в начале и в конце рассказа. Основное повествование принадлежит Андрею Соколову.

Время и место действия: Андрей Соколов рассказывает свою историю автору в первую послевоенную весну. Сама же его история описывает времена Великой Отечественной войны.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]