Персонажи[править]
- Гай Монтэг, главный герой. Работает «пожарником» (специалистом по устранению потенциальных пожароопасных мест в мире недалёкого будущего, на деле — книгохранилищ и частных библиотек). После смерти Клариссы Макллелан и женщины, которая отказалась выходить из дома, он пересмотрел свои взгляды. После поворота направо он по совету Фабера примкнул к «живым книгам»
. - Милдред, жена Гая. Актриса, которая участвует в телепьесах и постоянно носит свои «ракушки». Не разделяет мнения Монтэга о том, что надо сохранять книги, а ближе к концу она сорвалась и сдала своего мужа из-за хранения книг
. - Кларисса Макллелан, очень красивая юная девушка, его мечтательная соседка. Её романтические взгляды напоминают поколение хиппи, только зарождавшихся на момент написания романа. Многие считают её сумасшедшей из-за того, что бродит по городку, задают неудобные вопросы, не смотрит телевизор, увлекается природой, стремится говорить о чувствах и мыслях. «Мне семнадцать лет, и я помешанная. Мой дядя утверждает, что одно неизбежно сопутствует другому» Недолгие в общем-то отношения, не увенчавшиеся какой-либо любовной связью, тем не менее полностью изменили жизнь главного героя, который до встречи с ней был верным слугой существующего строя, а затем она погибла под колесами автомобиля
. Дядя такой же, как Кларисса, инакомыслящий, она его постоянно цитирует.
книгу за жизнь (где это указано?) (Об этом говорит сам брандмейстер,
однако потом оказывается, что это всё была просто проверка
), а Битти прямым текстом признаётся — перед сожжением домов заглядывал во многие. Надо полагать, память у брандмейстера эйдетическая. Или как вариант (из необузданных догадок), память просто хорошая, а цитируемые им произведения он сжигал не один раз, а перед уничтожением в очередной раз просматривал-перечитывал некоторые места.
- Самоубийственная самоуверенность — Битти. Он думал, что протагонист шутки с ним шутит. Во всяком случае, так это выглядело. Позже Монтэг приходит к выводу, что Битти целенаправленно совершил самоубийство его руками.
Краткое содержание романа 451 градус по Фаренгейту
Анализ романа составить довольно сложно. Поэтому разбор того, каков в книге 451 градус по Фаренгейту смысл произведения лучше начинать с краткого пересказа сюжета.
Действие книги происходит в недалеком будущем, в котором царит тоталитарный режим. Главный герой романа – пожарный Гай Монтэг. Только в его функции входит не спасение зданий и людей от огня, а наоборот – сжигание книг и домов людей, хранящих их. Помогает в этом пожарным пес-робот, способный определять инакомыслящих по запаху.
Интересно! Идея романа родилась у Брэдбери после просмотра кадров кинохроники, демонстрирующей нацистов, сжигающих книги неугодных авторов.
Гай женат. Его жена Милдрет целыми днями проводит перед телевизорными стенами с наушниками –«ракушками» в ушах.
Гаю нравилась его работа. Он никогда не понимал людей, которые рисковали жизнью и свободой ради книг. Но однажды пожарный познакомился с молодой соседкой Клариссой – любительницей бродить по улицам, размышлять, вдыхать запахи, любоваться растениями. Услышав от девушки, что в прошлом пожарные тушили огонь, а не разжигали его, Гай не сразу поверил в это.
Но разговор с Клариссой вызвал в душе героя смятение. А после того, как на очередном вызове хозяйка дома предпочла сгореть вместе со своей библиотекой, пожарный решил украсть одну книгу, спрятав ее за вентиляционной трубой.
Вскоре исчезла Кларисса. От жены Гай узнал, что девушка попала под машину, а ее семья уехала.
Начальник Монтэга – брандмейстер Битти начинает подозревать своего подчиненного в нарушении закона. Придя к Гаю, он читает ему лекцию о принципах устройства общества. В своей речи Битти разъясняет герою романа «451 градус по Фаренгейту» смысл уничтожения книг. Это необходимо для того, чтобы все люди мыслили одинаково, не выделялись, не чувствовали себя умнее или глупее других. По мнению Битти – в этом и есть счастье.
Перерождение
После ухода брандмейстера Монтэги признается жене в хранении книг. Милдред в панике попыталась сжечь их в печи, но Гай просит ее просто послушать, сев читать вслух.
Проведя целый день за чтением книг, Монтэг мало что понял. Поэтому решил обратиться за помощью к профессору Фаберу. Герой давно знал о чтение книг профессором, но так и не донес на него.
Профессор дал Гаю для связи специальные наушники, передающие и принимающие сигнал.
Интересно! В романе Брэдбери описаны новшества, отсутствующие на момент написание книги. «Ракушки», 3D-изображения, банкоматы появились много позже выхода произведения.
Вернувшись домой, пожарный узнал о начале войны и мобилизации. Бессмысленная болтовня жены с подругами вывела героя из себя и он, забыв о риске, начал читать им книгу.
На следующий день Гая отправили на очередной вызов. Объектом для сожжения оказался его собственный дом, а донесла на пожарного жена.
Уничтожив дом, Монтэг направил огнемет на Битти и сжег его. Оглушив коллег, Гай сбежал. Но механическому псу удалось попасть иглой в ногу героя.
Монтэг добрался до дома Фабера. Профессор дал пожарному координаты людей – приверженцев книг, скрывающихся от полиции.
Чтобы сбить робота-пса со следа, Гаю пришлось нырнуть в реку. Выбравшись из реки, Монтэг набрел на нескольких членов организации, состоящей из нескольких тысяч людей. Они хранили в своей памяти прочитанные книги, надеясь, что однажды их знания пригодятся.
На следующий день началась война, которая очень быстро закончилась. На глазах Гая и его товарищей город был мгновенно уничтожен.
Герои решили вернуться, чтобы помочь уцелевшим. По дороге бывший пожарный пытался вспомнить прочитанное, чтобы передать другим.
Сюжет[править]
Испортившиеся отношения с женой и неудовлетворённость жизнью на фоне жестокости, встречаемой на работе, заставляют его по-другому относиться к собственному месту в мире. Однажды он знакомится с Клариссой и начинает понимать, что есть иная жизнь. Знакомство с Фабером окончательно расшатывает его веру в сложившийся порядок вещей. Он ворует во время работы несколько книг и втайне читает, что не остается незамеченным его женой, которая жалуется сначала его начальнику, а после проведённой им неудавшейся перевоспитательной работы и вовсе делает официальный донос. Также мировосприятие Монтэга формирует встреча с подругами жены, ярыми сторонницами абортов, кесаревых сечений и являющихся чем-то вроде образов «идеальной жены солдата». Этот момент нередко попадает под цензуру в самых разных странах, однако, как ни странно, в СССР роман был издан без сокращений. Затем происходят гибель Клариссы, которую, со слов Битти, сбил автомобиль, встреча с женщиной, которая отказывалась выйти из дома, залитого керосином, и сама чиркает спичкой, чтобы сжечь вместе с книгами себя, появление кибермонстра-пса, охотящегося за преступниками. После этих событий Гай замыкается в себе и с головой уходит в чтение и диалоги с Фабером.
Однажды, приезжая по вызову, он в ужасе узнаёт, что приехал сжечь собственный дом с книгами, которые приносил к себе. После сожжения дома Гай сжигает брандмейстера и робопса, оглушает двух других пожарников и этим для всех переходит моральный горизонт событий, фактически оказываясь вне закона. На него ведется охота с трансляцией по телевидению, однако помощь Фабера позволяет ему невредимым покинуть город (по иронии судьбы уничтоженный немного позже, буквально через несколько часов, ядерной бомбардировкой). Поехав по железной дороге, Гай находит группу маргиналов-путешественников, каждый из которых по сути является «живой книгой», дословно помнящих содержание одной книги для потомков, к которой и присоединяется.
Является самоиронией автора по поводу того, как в будущем «нахватавшиеся вершков» авторы являются авторитетами для новых поколений, своеобразными «карликами на плечах гигантов» по Свифту.
Тропы[править]
- Костры из книг — кодификатор в искусстве. Когда-то пожарные тушили огонь, сейчас они его разводят…
- Америка захватит мир — Америка развязала и выиграла шесть атомных войн. Всё захватить не получилось — уцелевшие набрали сил на ответку. Третья мировая война: для Соединенных Штатов локальные атомные войны — привычное дело. Но последняя, действительно мировая, оказалась не по зубам даже им.
- Политкорректность:
« | Возьмём теперь вопрос о разных мелких группах внутри нашей цивилизации. Чем больше население, тем больше таких групп. И берегитесь обидеть которую-нибудь из них — любителей собак или кошек, врачей, адвокатов, торговцев, начальников, мормонов, баптистов, унитариев, потомков китайских, шведских, итальянских, немецких эмигрантов, техасцев, бруклинцев, ирландцев, жителей штатов Орегон или Мехико. Герои книг, пьес, телевизионных передач не должны напоминать подлинно существующих художников, картографов, механиков. Запомните, Монтэг, чем шире рынок, тем тщательнее надо избегать конфликтов. Все эти группы и группочки, созерцающие собственный пуп, — не дай бог как-нибудь их задеть! Злонамеренные писатели, закройте свои пишущие машинки! <�…> Цветным не нравится книга «Маленький чёрный Самбо». Сжечь её. Белым неприятна «Хижина дяди Тома». Сжечь и её тоже. Кто-то написал книгу о том, что курение предрасполагает к раку лёгких. Табачные фабриканты в панике. Сжечь эту книгу. Нужна безмятежность, Монтэг, спокойствие. Прочь всё, что рождает тревогу. В печку! | » |
— Из речи Битти |
- Кстати, журналы разрешены (газеты вроде как тоже), о чем говорится в той же сцене, где Битти произносит вышеназванный монолог. Но журналы, грубо говоря, трех видов — эротические, женские и комиксы, т. е. под стать радио и телевидению. Слова брандмейстера: «Но читатель прекрасно знал, что ему нужно, и, кружась в вихре веселья, он оставил себе комиксы. Ну и, разумеется, эротические журналы». Из разрешенной литературы ещё устав пожарной службы. В британском фильме показано, как Монтэг читает газету, представляющую собой не то комиксы, не то графический роман.
- Ну да, а эротические журналы никого оскорбить, конечно, не могут.
- Как вариант из серии необузданных догадок — почти некого оскорблять. Большинство предпочитает развлекаться.
- Всё пошло слишком так. Дали в руки заряжённый огнемёт и приказали сжечь. Он и сжёг: книги, дом и ещё кое-кого.
- Говорить цитатами — брандмейстер Битти. Что ни речь, то цитирование. Ирония в том, что в мире безмозглого потребления лишь пожарные имеют право взять и почитать одну
книгу за жизнь, а Битти прямым текстом признаётся — перед сожжением домов заглядывал во многие. Надо полагать, память у брандмейстера эйдетическая… Брандмейстер «весь набит цитатами» и не скрывает этого. Кроме того, «только брандмейстеры ещё помнят историю пожарного дела».
, тем самым став наглядным образцом того, что творят книги с людьми.
- Хотя для самого Монтэга — это направо кругом.
« | — Она сказала «Ридли». Она что-то странное говорила, когда мы вошли в дом: «Будьте мужественны, Ридли». И ещё что-то… Что-то ещё… — «Божьей милостью мы зажжём сегодня в Англии такую свечу, которую, я верю, им не погасить никогда», — промолвил Битти. …Человек по имени Латимер сказал это человеку, которого звали Николас Ридли, когда их сжигали заживо на костре за ересь в Оксфорде шестнадцатого октября тысяча пятьсот пятьдесят пятого года. | » |
— Латимер и Ридли — протестанты, сожженные при Марии I, когда она восстанавливала в Англии католическую веру. |
- Упростили и опошлили — всё то, что становится массовым, то сокращается.
« | — Постарайтесь представить себе человека девятнадцатого столетия — собаки, лошади, экипажи — медленный темп жизни. Затем двадцатый век. Темп ускоряется. Книги уменьшаются в объёме. Сокращённое издание. Пересказ. Экстракт. Не размазывать! Скорее к развязке! — Скорее к развязке, — кивнула головой Милдред. — Произведения классиков сокращаются до пятнадцатиминутной радиопередачи. Потом ещё больше: одна колонка текста, которую можно пробежать за две минуты, потом ещё: десять — двадцать строк для энциклопедического словаря. Я, конечно, преувеличиваю. Словари существовали для справок. Но немало было людей, чьё знакомство с «Гамлетом» — вы, Монтэг, конечно, хорошо знаете это название, а для вас, миссис Монтэг, это, наверно, так только, смутно знакомый звук, — так вот, немало было людей, чьё знакомство с «Гамлетом» ограничивалось одной страничкой краткого пересказа в сборнике, который хвастливо заявлял: «Наконец-то вы можете прочитать всех классиков! Не отставайте от своих соседей». Понимаете? Из детской прямо в колледж, а потом обратно в детскую. Вот вам интеллектуальный стандарт, господствовавший последние пять или более столетий. | » |
— Битти объясняет суть Монтэгу. |
- Хранение запретной информации — такой информацией стали книги, за хранение которых (независимо от содержания) следует суровое наказание.
- Эпидемия самоубийств — санитары упоминают, что не только с женой протагониста произошел инцидент с выпиванием всей баночки снотворного.
- Ядерный взрыв — это страшно — финал давит педаль в пол: пусть с технической точки зрения и абсолютно неправдоподобен, но по нервам бьёт эпично.
Битти и прочие персонажи
Битти — персонаж, который погиб от выстрела огнемета Гая. Он был начальником Гая, приспособленным и очень рассудительным человеком. Как и Фабер, герой ненавидит книги.
Подруга Милдред — женщина, которая доносит обо всех преступлениях Гая властям совместно с его супругой. Сама она не замужем.
Произведение показывает мир, который полон необычных событий. Все кругом утопает в безумии. Живущим в нем людям строго запрещается прикасаться к книгам. Решившийся нарушить запрет получает наказание. Работники пожарных служб тоннами уничтожают книги в огне, чтобы ни у кого не возникло желания их взять в руки и прочитать. Спасение людей из горящих домов отходит на задний план. Мир в романе описан, как нечто страшное. Нелепость и безумные вещи происходят в нем постоянно.
Адаптации[править]
- Одноименный англо-французский фильм 1966 г. Здесь Джули Кристи играла Клариссу и Линду. Авторы хотели показать некий контраст между ними, но Брэдбери эта идея не понравилась. Доносчик — в специальных местах установлены ящики для доносов. Монтэг и Кларисса наблюдают за неким человеком, пытающимся бросить донос. Заодно и размышляют — что им движет: любовь к закону или желание кому-то напакостить.
- Окрутеть в адаптации — Монтэг более опытный пожарный (майор — если не так, подправьте), Кларисса с семьей — достаточно активные подпольщики.
- Крутая бабуля — старушка, которая сожгла себя вместе с книгами. Тут она активная подпольщица.
- Ради фишки — начальные титры не появляются на экране в виде надписей, а читаются голосом диктора.
- Ослабеть в адаптации — не совсем так, несколько «ослабели» их обязанности. Тут пожарные не столько сжигают дома, сколько находят книги и показательно уничтожают их. По крайней мере, в многоквартирных (естественно, если один в доме преступник с точки зрения режима, не портить же жизнь соседям — если дом и несгораемый, то не значит, что пламя не повредит чего-то соседского, да и про дым забывать нельзя). Но вот частный дом могут спалить и не поморщиться. С другой стороны, пожарные в любой момент могут обыскать любого прохожего — вдруг что-то запрещенное прячет. В книге сеттинг был в эстетике «белого заборчика» — педаль в пол и одновременно деконструкция: все живут в частных домах, но думают только о том, о чем можно думать. Поэтому в книге проблемы с жителями многоквартирных домов и не появлялись.
- Киберпанк — внешне смотрится киберпанком. Информационное общество по полной программе. СМИ вещают из каждого утюга.
- Безымянный герой — некоторые персонажи, не совсем второстепенные, лишились имен. См. в титрах. Причем у некоторых имя нигде не фигурирует. Или названо один-два раза, как с Клариссой.
Жанровая принадлежность
Это уникальное произведение, вошедшее в золотой фонд мировой фантастики. Оно написано Рэем Дугласом Брэдбери и отнесено к жанру повести. Мир в книге показан таким, каким, по мнению автора, он будет через несколько столетий. Он:
- полностью пропитан научными и техническими инновациями;
- попал в бездну нелепых замыслов, которые породили не менее глупые поступки;
- состоит из страшных вещей и явлений.
Примечательно, что внешности персонажей в романе почти не уделено внимания, тогда как их действия приобретают ключевую важность. Это наглядно видно по обзору, приведенному в Википедии.
Мир, согласно описанию книги «451 градус по Фаренгейту», утопает в сумасшествии. Все в нем автоматизировано. Чтение под запретом для всех без исключения, а нарушивший это предписание строго наказывается властями. Его могут отправить в больницу для душевнобольных людей. Вместо спасения сгорающих зданий и тушения пожара огнеборцы занимаются уничтожением книг. Для них первоначальной задачей является недопущение попадания любого источника печатной информации в руки людей.