Классическая русская народная сказка – самый интересный жанр литературы для детей. Колдовство, загадки, волшебные превращения, чудеса и приключения – всё это присуще русской сказке. Главные герои “Царевна лягушка” – образец лучших человеческих качеств, они учат мудрости и доброте. Такие произведения воспитывают эстетический вкус, любовь к родному языку, учат верить в чудеса, мечтать. “Царевна-лягушка” – это волшебная сказка, так как в ней присутствуют мифические элементы, перевоплощения. Такие сказки – особенно плодотворная почва для детского творчества, развития художественных и литературных способностей.
Главные герои
Царь | Отец трёх сыновей, который приказал им выпустить стрелы в разные стороны, чтобы найти своих будущих жён. Даёт задания своим невесткам, чтобы узнать, кто из них лучшая мастерица, хозяйка, умелица. |
Старший сын | Его стрела упала на боярских двор, оттуда он привёз себе невесту. |
Средний сын | Его стрела попала на купеческий двор, дочь купца стала его супругой. |
Младший сын | Иван нашёл свою судьбу на болоте, оттуда он привёз себе лягушку. Это его расстроило, но пришлось выполнять отцовскую волю. Смелый, ловкий, добрый молодой человек. Благодаря тому, что он пожалел животных (щуку, зайца, медведя), они помогли ему раздобыть яйцо с Кощеевой смертью. |
Дочь купца, дочь боярина | Обе невестки оказались неумелыми хозяйками, завистливыми родственницами: ни хлеба испечь, ни рубаху пошить, ни танцевать не научены. Они карикатурно пытаются повторить чудеса, сделанные Василисой, из-за чего Царь прогоняет их с пира. |
Царевна-лягушка (Василиса Премудрая) |
Заколдованная красавица Василиса, мудрая жена, умелая хозяйка. Ночью снимает шкуру лягушки и выполняет задания царя. Удивляет и радует свёкра, он хвалит её, чему очень завидуют остальные родственники. На пиру у царя Иван царевич впервые видит свою жену в человеческом облике, прибегает домой и бросает шкуру лягушки в печь. Оставалось всего три дня до конца заклятья…Из-за этого Василиса Прекрасная превратилась в кукушку и улетела от любимого к Кощею.
Второстепенные персонажи
Баба-Яга | В поисках своей возлюбленной Иван заходит в избушку Бабы-Яги. Она чудовищно безобразна, зла и хитра, но давняя вражда с Кощеем делает Ивана её союзником. Рассказывает царевичу, где искать жену и как убить Кощея. |
Кощей Бессмертный |
Его смерть была на конце иголки, которая находилась в яйце. Добыть “погибель” оказалось очень сложно, ведь он много столетий прятал её. Иван-Царевич добыл заветную иглу и вернул себе любимую.
В школьной программе сказку “Царевна-лягушка” изучают в 5 классе. Характеристика героев и анализ художественного текста будет необходим для читательского дневника и подготовки к уроку. В сказке “Царевна-лягушка” герои традиционны и привычны, однако они по-своему самобытны и колоритны. Особенно интересны описания тех картин, когда завистливые невестки пытаются удивить царя своими “умениями”, соревнуясь в выпечке хлеба, шитье, танцах.
Популярные сегодня темы
На репродукции картины Г. Нисского можно увидеть описание дорог Подмосковья. Почему же именно Подмосковья, спросите вы? На это указывают несколько составляющих картины, которые художник продумал до мелочей
Особое внимание в романе «Собачье сердце» М.А.Булгаков уделяет описанию современной московской действительности. Образ Москвы появляется перед читателем в самом начале произведения.
Самсон Вырин, является главным персонажем, в произведении Станционный смотритель. Данный персонаж является очень скромным, живет он на небольшое жалованье, также довольствуются небольшими гостинцами
Андрей Болконский и Пьер Безухов – два главных героя, которое постоянно находятся в духовных поисках и поисках себя. Их не устраивает обыкновенная жизнь
Источник
Очень краткое содержание для читательского дневника
По велению царя его сыновья должны были жениться. Приказал он им так выбрать невест: выстрелить в чистом поле из лука. Где стрела упадёт, там и должен каждый был искать себе невесту.
Младший сын, Иван-царевич, нашёл свою стрелу в болоте. Пришлось ему жениться на лягушке.
С заданиями царя лягушка справлялась лучше жён старших сыновей. На пир она приехала в облике красавицы.
Иван царевич сжёг лягушачью кожу, чтобы жена всегда оставалась красавицей. Но из-за этого жена его исчезла. Нашёл её царевич у Кощея Бессмертного, победил этого злодея и освободил свою жену.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
У царя было три сына. Велел он им жениться. Чтобы найти невесту, каждый из сыновей должен был в чистом поле наугад выстрелить из лука. На чей двор стрела прилетит, там и должен был свататься молодец.
Стрела старшего брата упала на боярский двор к боярышне. Среднего брата стрела прилетела на двор купца к купеческой дочери.
- Описание Ивана Царевича в сказке «Царевна-лягушка»
А стрела младшего брата, которого звали Иваном-царевичем, долетела до болота. Там её поймала лягуша-квакуша.
Иван царевич огорчился, но отец заставил его жениться на лягушке.
Когда сыновья женились, царь приказал, чтобы их жёны испекли ему к завтрашнему дню хлеб.
Пришёл Иван-царевич домой невесел и рассказал лягушке о приказе отца. Та его успокоила, уложила спать, а сама сбросила кожу лягушачью и превратилась в красавицу Василису Премудрую. Вышла она на крыльцо, позвала мамок-нянек и велела им испечь такой хлеб, какой она ела, живя у батюшки.
Утром Иван-царевич увидел прекрасный хлеб и отнёс его отцу. Царю очень понравился этот хлеб. Отдал он сыновьям новый приказ: чтобы их жёны соткали по ковру за одну ночь.
Иван-царевич огорчился и поведал о приказе лягушке. Снова она успокоила его да спать уложила.
Мамки-няньки за ночь соткали ковёр, изукрашенный узорами и златом-серебром.
Очень был доволен царь, поблагодарил Ивана-царевича за ковёр. И сразу же приказал, чтобы все три сына пришли к нему вместе с жёнами, чтобы люди на них посмотрели.
Пришёл Иван-царевич домой грустный, сообщил лягушке о приказе отца. Лягушка сказала, чтобы он один шёл в гости к царю. Велела она, чтобы царевич, услышав стук-гром, сказал, что «это лягушонка в коробчонке едет».
Так он и сделал. Подъехала к дворцу красивая карета, запряжённая в шесть лошадей. Вышла из неё красавица — Василиса Премудрая.
Когда гости пировали, Василиса Премудрая остатки питья из стакана вылила себе в рукав, поела, а косточки лебединые спрятала в другой рукав.
Жёны старших царевичей сделали то же самое.
Стала Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула она рукой — появилось озеро, махнула другой — поплыли по нему лебеди.
И жёны братьев Ивана-царевича начали плясать и махать руками, но из рукавов только брызги воды летели да кости. Одна в глаз царю угодила. Разгневался он и прогнал жён старшего и среднего сына.
Иван-царевич поторопился первым прийти домой. Нашёл кожу лягушачью и сжёг её. Приехала жена, не нашла кожу. Опечалилась Василиса Премудрая и сказала царевичу, что если бы он подождал немного, была бы она вечно его женой. Попрощалась и сказала, чтобы искал Иван-царевич её «за тридевять земель, в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного».
Превратилась она в белую лебедь и вылетела в окно.
Закручинился Иван-царевич и пошёл куда глаза глядят. Встретился ему старичок, узнал о несчастье царевича и сказал, что отец Василисы Премудрой сердился, что она умнее его и велел, чтобы она была лягушкой три года.
Дал старичок царевичу клубочек и велел идти туда, куда он покатится. Иван-царевич так и сделал.
Встретился ему в поле медведь, хотел убить его царевич. Медведь попросил оставить его в живых и обещал пригодиться когда-нибудь. Пожалел царевич медведя.
Встретились ему в пути селезень и заяц, они тоже просили их не убивать и обещали пригодиться. Пожалел их Иван-царевич.
На морском берегу увидел он щуку. Попросила она пустить её в море. Иван-царевич бросил её в воду и пошёл снова за клубочком. Привёл клубок его к избушке на курьих ножках. Попросил царевич, чтобы избушка встала к нему передом, а к морю задом. Когда избушка повернулась, царевич зашёл в неё.
Увидел он на печи бабу-ягу. Спросила баба-яга, зачем добрый молодец к ней пожаловал. Иван-царевич сказал, чтобы сначала его напоила-накормила, выпарила в бане, а потом и спрашивала.
Когда баба-яга всё это сделала, царевич поведал ей, что ищет Василису Премудрую. Баба-яга сказала, что Василиса Премудрая сейчас у Кощея Бессмертного, которого победить очень трудно. Смерть его на кончике иголки, иголка в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук — на дубу. Дуб охраняет Кощей Бессмертный.
Сказала баба-яга, где это дерево растёт. Дошёл Иван-царевич до дуба, не зная, как достать с него сундук. Прибежал медведь, выворотил дуб из земли, сундук разбился.
Выскочил оттуда заяц — да наутёк. За ним погнался другой заяц, разорвал первого в клочки.
Из зайца выпорхнула утка, её догнал в небе селезень, ударил, яйцо утка и выронила прямо в море.
Заплакал Иван-царевич, но вынырнула из моря щука и дала ему яйцо. Разбил царевич яйцо, достал иголку, обломил её кончик — и помер Кощей.
А Иван-царевич с Василисой Премудрой вернулись домой и долгие годы жили счастливо.
Анализ сказки “Царевна-лягушка”. Часть 1
Все мы в детстве любили сказки, да и сейчас ещё любим, правда, они называются несколько иначе – мифы, фантастика, мистика, детективы. Сказка – ложь, да в ней намёк…
Анализ сказок
– удивительно интересное занятие, им увлекались учёные ещё в ХIX веке, а в ХХ продолжили филологи и психологи. Известный психолог и философ Карл Юнг считал, что в сказках выражается жизнь человеческого духа. В образной форме сказка рассказывает о борьбе, происходящей в душе человека.
Что это за борьба и в чём её смысл? Попробуем разобраться на конкретном примере знаменитой сказки про Ивана-царевича и царевну-лягушку. Давайте прочтём её с точки зрения аналитической психологии. Сказка начинается с очень важного события – царские сыновья должны жениться.
Делается это, с точки зрения современного человека, довольно странно: молодцы пускают стрелы. У старшего брата стрела летит на крыльцо боярышни, у среднего – на двор купеческой дочери, ну а у младшего улетела аж на болото, в лес.
Этот факт для нас интересен тем, что стрелы старших братьев попадают в пространство окультуренное, в пределы городской черты, а у младшего – далеко от цивилизации, в лес. Лес – это стихия дикой природы, место, в котором господствуют силы инстинкта.
С точки зрения Юнга, лес – символ бессознательного, сил стихийных и иррациональных, чья власть над человеком и его душой достаточно велика. Следовательно, младший брат избран в герои сказок не случайно, а в силу каких-то качеств натуры и характера, которые ему удаётся реализовать в дальнейшем. А ещё современные психологи утверждают, что младший ребёнок в семье обладает большей креативностью, то есть творческими способностями.
Продолжая наш анализ сказки “Царевна-лягушка”, вспомним диалог главных героев: “- Ква-ква, Иван-царевич! Поди ко мне, бери свою стрелу, а меня возьми замуж.Опечалился Иван-царевич и говорит:- Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!- Возьми, жалеть не будешь!Подумал-подумал Иван-царевич, взял лягушку-квакушку, завернул её в платок и принёс во дворец”.
Вот так он и женился на зверушке. Только не так уж глупо поступил, не зря же подумал сначала. Дело в том, что лягушка – это не простая зверушка: в древности она воспринималась как животное-воплощение духа воды.
В древнекитайской мифологии есть божественная пара, предшествующая появлению богов и людей, зооморфные существа Фу-си и его жена-сестра Нюй-ва (Нюй-гуа).
Из этимологии имён мы узнаём, что Нюй означает “дева”, “женщина”, а ва/гуа – “улитка”, “углубление”, “лягушка”, “стоячая вода”. Такая многозначность имени свидетельствует о его древности.
Исследователи предполагают, что Нюй-ва могла быть духом дождевых луж, представляемым в виде скользких тварей в сырых местах. Скорее всего, Нюй-ва была лягушкой-богиней. И теперь понятно, что Иван-царевич поступил мудро, решив жениться на лягушке, тем самым связывая свою жизнь с существом божественным и могущественным, обещавшим интересные события и превращения.
Так оно и получилось, потому что лягушка оказалась прекрасной женщиной и великой искусницей. Но в сказке, как и в жизни, что легко даётся, то и легко теряется. К сожалению, борьба и испытания неизбежны. По мнению Юнга, это является необходимым условием духовного становления человека, его личности. Юнг назвал это “законом индивидуации”. “Через тернии к звёздам” – так вкраце можно сформулировать суть этого закона.Нарушение неизвестного Ивану запрета (Василиса должна носить лягушачью шкуру строго определённое время) привело к несчастью и испытаниям. Причём ошибка героя была типична для молодого человека – излишняя самонадеянность. Не посоветовавшись с женой, он спалил её шкуру. “Не ты её надевал, не тебе её и снимать”.
Чтобы подчеркнуть тяготы и длительность поисков Василисы, сказка прибегает к символическим деталям: три пары железных сапог надо сносить, три железных хлеба сглодать. Иван преодолевает этот долгий путь лишений и страданий. Ему помогают старичок, Баба-Яга и животные.
Кто же эти сказочные персонажи и какие силы психики они собой представляют? Читайте далее в “Анализе сказки Царевна-лягушка” ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ