От Гильгамеша до Кухулина: 5 древних эпосов, которые читаются на одном дыхании

Иногда хочется почитать чего-то эпичного, крутого, но при этом полезного с точки зрения эрудиции и саморазвития. К счастью, человечество создало множество эпосов: от «Эпоса о Гильгамеше» до «Калевалы», в которых есть множество приключений, лихой сюжет и потрясающие герои. Прочитал такой — и словно снова в детстве провел время за фэнтези, но при этом еще и имеешь право на то, чтобы хвастаться своим культурным багажом. Сплошная польза! Собрали для вас 5 эпических произведений, которые читаются увлекательно. Разумеется, их могло быть больше, так что есть смысл однажды вернуться к этой теме.

«Эпос о Гильгамеше» Вавилонский Конан!

«Эпос о Гильгамеше» — это шумеро-аккадская эпическая история о грандиозном мужике по имени Гильгамеш, который был царем города-государства Урук. Но просто так править ему скучно, он постоянно ищет на свою задницу приключений. В них ему помогает его сайд-кик — йети-биоробот Энкиду, вместе с которым они сражаются с боссами и устраивают оргии с пивом и красотками.

Потом случается нехорошее, и Гильгамеш из мускулистого раздолбая превращается в умудренного мужчину, который пытается побороть кризис среднего возраста, а заодно саму смерть. Он даже отказывается спать с богиней любви Иштар — настолько он бесстрашен и заносчив. За это Иштар обещает наслать на Землю орды зомби. Как ни крути, еще 4500 лет назад люди понимали, что для успешной истории нужно развитие персонажей, а также зомби.

Почему это стоит читать: экзотическая история про брутального мужика. Босс-файты! Одна из лучших историй о дружбе в мировой литературе. Минусы: практическ нет. «О Гильгамеше» — идеальное чтиво на час-полтора.

Список литературы, 6 класс (переходим в шестой класс)

Школьная программа, с которой столкнутся учащиеся, перешедшие в шестой класс, состоит из произведений отечественных писателей XIX и XX веков. Наиболее значительным по объему в школьной внеклассной программе по литературе для шестого класса стало произведение Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы».

Обязательная литература:

  • Абрамов Ф. А. «Собачья гордость», «О чем плачут лошади»;
  • Андреев. Л. Н. «Петька на даче», «Ангелочек»;
  • Астафьев В.П. «Монах в новых штанах», «Зачем я убил коростеля?», «Конь с розовой гривой»;
  • Гарин-Михайловский Н.Г. «Детство Темы»;
  • Гоголь Н.В. «Майская ночь, или Утопленница»;
  • Лесков Н.С. «Человек на часах»;
  • Некрасов Н.А. «Железная дорога»;
  • Платонов А.П. «Корова»;
  • Пришвин М.М. «Таинственный ящик», «Синий лапоть»;
  • Пушкин А.С. «Дубровский»;
  • Тургенев И.С. Рассказы из цикла «Записки охотника»: «Бежин луг»;
  • Чехов А.П. «Толстый и тонкий»;
  • Шергин Б. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин».

Список дополнительной литературы:

  1. Русские народные сказки.
  2. Мифы и легенды народов мира.
  3. Державин Г.Р. «Лебедь».
  4. Аксаков С.А. «Детские годы Багрова — внука»,»Буран«.
  5. Батюшков К.Н. «На развалинах замка в Швеции».
  6. Давыдов Д.В. «Партизан».
  7. Глинка Ф.Н. «Не слышно шуму городского», «Утро вечера мудрее».
  8. Рылеев К.Ф. «Державин».
  9. Баратынский Е.А. «Родина».
  10. Жуковский В. А. «Светлана».
  11. Пушкин А.С. «Жених», «Во глубине сибирских руд…», «Выстрел», «Гробовщик», «Песнь о вещем Олеге».
  12. Гоголь Н.В. «Страшная месть», «Вий».
  13. Языков Н.М. «Родина», «Настоящее», «Две картины».
  14. Тютчев Ф.И. «Сон на море», «Весна», «Как весел грохот летних бурь…».
  15. Лермонтов М.Ю. «Воздушный корабль», «Русалка», «Морская царевна», «Ашик-Кериб».
  16. Одоевский В.Ф. «Отрывки из журнала Маши».
  17. Толстой А. К. «Князь Серебряный».
  18. Майков А.Н. «Боже мой! Вчера — ненастье…». Сенокос.
  19. Островский А.Н. «Снегурочка».
  20. Кольцов А.В. «Не шуми ты, рожь…», «Лес».
  21. Некрасов Н.А. «Влас», «Дедушка».
  22. Тургенев И.С. Рассказы из цикла «Записки охотника»: «Бурмистр», «Певцы», «Хорь и Калиныч».
  23. Достоевский Ф.М. «Мальчик у Христа на елке».
  24. Толстой Л.Н. «Хаджи-Мурат».
  25. Лесков Н.С. «Левша», «Тупейный художник».
  26. Куприн А. И. «Чудесный доктор», «Ю-Ю», «Изумруд», «Белый пудель».
  27. Гаршин В. М. «Сказка о жабе и розе»,»Сигнал«.
  28. Мамин-Сибиряк Д. Н. Рассказы.
  29. Чехов А.П. «Жалобная книга», «Мальчики», «Налим», «Детвора», «Лошадиная фамилия».
  30. Черный С. «Дневник фокса Микки».
  31. Чарская Л. «Начало жизни», «Княжна Джаваха».
  32. Платонов А.П. «Разноцветная бабочка», «Неизвестный цветок».
  33. Паустовский К.Г. «Растрепанный воробей», «Последний черт», «Кот Ворюга», «Стальное колечко», «Мещерская сторона».
  34. Катаев В. П. «Сын полка», «Электрическая машинка».
  35. Астафьев В.П. «Деревья растут для всех».
  36. Железников В.К. «Чудак из шестого «Б», «Путешественник с багажом», «Хорошим людям — доброе утро».
  37. Лиханов А.А. «Последние холода».
  38. Пришвин М.М. «Корабельная чаща», «Лесная капель».
  39. Искандер Ф. «Приключения Чика».
  40. Крапивин В.П. «Брат, которому семь», «Звезды под дождем».
  41. Яковлев Ю.А. «Багульник», «Рыцарь Вася», «Мальчик с коньками», «А Воробьев стекла не выбивал».
  42. Распутин В.Г. «Уроки французского».
  43. Шварц Е.Л. «Два клена».
  44. Рыбаков А. «Кортик», «Бронзовая птица».
  45. Шукшин В.М. «Экзамен».
  46. Булычев К. «Приключения Алисы» «Девочка, с которой ничего не случится», «Заповедник сказок», «Козлик Иван Иванович», «Сто лет тому вперёд».
  47. Гомер «Илиада» (отрывок), «Одиссея» (отрывок).
  48. По Э. «Овальный портрет», «Очки».
  49. Гюго В. «Козетта», «Гаврош».
  50. Уайлд О. «Кентервильское привидение».
  51. О.Генри. «Вождь краснокожих».
  52. Честертон Г. «Тайна отца Брауна».
  53. Верн Ж. «Таинственный остров», «Двадцать тысяч лье под водой», «Дети капитана Гранта».
  54. Уэллс Г. «Человек-невидимка».
  55. Кэрролл Л. «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье».
  56. Додж М. «Серебряные коньки».
  57. Конан Дойл А. «Рассказы о Шерлоке Холмсе».
  58. Твен М. «История с привидением», «Приключения Гекльберри Финна».
  59. Сент-Экзюпери А. «Маленький принц».
  60. Брэдбери Р. Рассказы.
  61. Уайт Т.Х. «Свеча на ветру».
  62. Ирвинг В. «Жених-призрак».
  63. Сетон-Томпсон Э. «Животные-герои», «Рассказы о животных».
  64. Эндэ М. «Бесконечная книга».
  65. Фарджон Э. «Седьмая принцесса».

«Сага о Греттире»ЧИСТАЯ ЯРОСТЬ!

«Сага о Греттире» — это история о головорезе и психопате с неудержимой тягой к насилию. Может показаться, что речь идет о типичном викинге, но нет. Даже суровые норманны, глядя на Греттира охреневали настолько, что сложили о его приключениях-злодеяниях удивительную сагу.

Уже в подростковом возрасте он начинает убивать, и делает это буднично — как воды попить. В итоге его изгоняют из общины, потом и из страны, а потом и вовсе объявляют вне закона. То есть фактически любой имеет право убить его, ограбить, и ничего ему за это не будет. Но Греттиру, кажется, только того и надо — ублюдок косит отправленных по его душу наемников направо и налево. Еще он много сквернословит, нагло лжет, шутит про свой пенис, занимается сексом с селянками в геотермальном источнике, а также изображает из себя берсерка. В конце его, конечно, убивают, но только с помощью паскудного колдовства, так что сага оставляет нам много моральных вопросов. Можно ли одолеть зло (то есть Греттира) другим злом (то есть магией)? Злодей он или антигерой? Такой, в общем-то, скандинавский Дэдпул.

Почему это стоит читать: кровавая история о редкостном мерзавце, нордический дух и драки похлеще, чем в «Блоке 99». Минусы: немного сложный стиль и тяжело запоминающиеся скандинавские имена.

Эпос эпосы греттир

Специфика изучений эпических произведений

Введение.

Эпические произведения составляют значительную часть школьной программы. Так, в учебной программе «Литература. 5 класс» под редакцией В.Я.Коровиной на изучение прозаических произведений отводится 63% урочного времени, тогда как лирика занимает 18%, драма – 3%. Цель данной работы – определить специфику изучения эпических произведений в 5 – 7 классах. Отсюда вытекают задачи: 1) проанализировать теоретические и методические источники по исследуемому вопросу; 2) проанализировать используемые в современной школьной практике учебники и учебные программы на примере представленных в них систем уроков литературы по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (5 класс); 3) представить конспекты уроков по данной теме.

Специфика изучения эпических произведений в 5-7 классах

Эпические произведения составляют значительную часть школьной программы. Эпос представлен в школе разнообразными жанрами: басня, рассказ, роман, эпопея. Но жанровые различия не должны снимать при изучении того общего, что составляет существо эпического рода литературы, — его повествовательности и способности охватить жизнь в ее объективной полноте. Эта особенность эпических произведений сказывается на целях, путях и способах работы над ними в школе. При изучении их внимание неизбежно будет концентрироваться на тех компонентах художественного текста, которые существенны для эпического рода. В школьных условиях ими обычно оказываются:

1. Тема, проблематика, сюжет. Рассматривая их, ученики осмысливают произведение как эстетическую реальность, как преображенную действительность.

2. Образы героев (знакомясь с ними, учащиеся постигают разнообразие человеческих характеров и типов).

3. Автор как творец, как создатель особого художественного мира данного произведения.

На разных этапах обучения в поле зрения учащихся будут находиться не все компоненты, да и вообще полнота анализа больших эпических произведений в школе недостижима. Поэтому важно в каждом случае искать основные линии, доминанты анализа, через которые бы ученик шел к пониманию идейно-художественного смысла произведения на доступном для его возраста уровне. Выбор этих линий определяется и возрастом учеников, и сложностью произведения, его жанром. При поиске или выборе трактовки произведения в школе учитывается и психологический аспект — необходимость вызвать интерес учащихся, их потребность в активном соучастии при работе с текстом. Поэтому так существенно для преподавателя знать мнения учеников о произведении, учитывать их восприятие. Как правило, учитель сосредотачивает внимание школьников на том содержательном слое произведения, какой был им труднодоступен при самостоятельном чтении.

На уроках изучения рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» Это могут быть следующие эпизоды: «В ауле»,
фрагмент, в котором Дина пытается сбить колодку пленника,«Жилин на горе»,Жилин и Дина в момент расставания.
Важно научить учащихся осознавать впечатления, понимать авторский замысел. Поэтому основное внимание уделяется отбору материала, расставлению акцентов в работе над ним: 1) какие эпизоды рассмотреть детально, какие опустить, 2) что в характере героя выделить как основное, 3) как подойти к авторской позиции, 4) на чем делать акцент.

При анализе надо уделять особое внимание: 1) анализу сюжетно-композиционной основы произведения, 2) работе над образами 3) выявлению авторской позиции и своеобразию поэтики произведения.

Анализ сюжета и композиции следует начинать в 5 классе. Сюжет школьники должны воспринимать как выстроенные в определенной последовательности события, композиция — расположение событий, взаимодействие образов. Для анализа сюжета и композиции надо использовать приемы: 1) чтение и перечитывание отдельных фрагментов текста 2) составление планов 3) пересказ 4) озаглавливание частей произведения 5) анализ эпизодов произведения.

Анализ эпизода занимает особое место в школьном изучении эпических произведений как по своей значимости, так и сложности его осуществления. Освоение сюжетно-композиционной основы и художественного мира произведения служит работа над отдельными его частями:главами, эпизодами.

При этом нужно стремиться, чтобы в выделенной части присутствовало все произведение. Эпизод всегда звено в событийной цепи. Каждый из них связан с другими. В средних классах при разборе их на первый план чаще выступают события, в старших — герои и авторская позиция. Чтобы эпизод не заслонил всего произведения и чтобы оно не рассыпалось в сознании учеников на несвязанную цепочку эпизодов, нужно, во-первых, строго отбирать их для подробного разбора, во-вторых, постоянно связывать часть и целое, эпизод и все произведение, в-третьих, варьировать приемы анализа при рассмотрении разных эпизодов одного произведения. Будем иметь в виду, что одна и та же сцена может быть повернута к ученику различными гранями в зависимости от того, в какой путь анализа она включена.

На уроках изучения рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» ситуация выкупа может быть рассмотрена и при сравнительной характеристике Жилина и Костылина (ведут себя по-разному), и при характеристике горцев (меняется их отношение к Жилину).

Работая над эпизодом, надо стремиться сохранить эмоциональное отношение учащихся к героям и событиям. Надо предусматривать такие задания, которые бы создавали установку на эмоциональный отклик и помогали бы проявиться возникающему у школьников переживанию. Наиболее типичными из заданий подобного рода являются следующие: подготовка учащихся к выразительному чтению эпизода в целом или его фрагментов, а также само чтение в лицах, например, диалога.

Не менее, чем за событиями повествования, читатель любит следить за действиями персонажей, за судьбами героев. Литературный герой — одна из тех художественных реальностей, без которой нельзя понять ни мира произведения, ни авторской позиции. Создавая образ человека, писатель исследует его «как цельную личность» — в единстве умственных, эмоциональных и телесных качеств. Поэтому трудно признать правомерным долго бытовавшее в школе выделение «черт» героя и составление его суммарной характеристики. Такой подход к образу разрушителен для него. Значительно целесообразнее тот путь изучения, когда рассматривается поведение персонажа в единстве с действием. Для изучения в школе особенно важно, что персонаж всегда несет в себе этическую авторскую оценку и тем самым помогает читателям выработать ценностные ориентации.

В разных классах процесс знакомства с литературным героем не может быть одинаков, так как осваивать образ каждый раз будут школьники разного возраста и разной литературной подготовленности. Известно, что ученики IV — VI, а иногда и VII-VIII классов видят в литературных героях живых людей. Чтобы поддержать этот «эффект уподобления», методисты рекомендуют постоянно выявлять читательское впечатление о персонаже. В этом плане полезно побуждать ребят мотивировать поведение героев.

При изучении рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» этой цели могут послужить вопросы:

*
Как на месте Жилина вы бы отнеслись к человеку, подобному Костылину?
* Что можно посоветовать человеку, похожему на Костылина, чтобы научиться не сдаваться, преодолевать себя? * Какими качествами характера Жилина вы хотели бы обладать?

В старших классах мотивируется и объясняется не столько поведение, сколько нравственная позиция героя, его психология.

Разные стороны личности героя и его поведения отлично обнаруживаются через сопоставление персонажа с другим действующим лицом в аналогичной ситуации.

В системе уроков изучения рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» при сравнительной характеристике Жилина и Костылина уместно провести это сравнение по такому, например, плану:

1. Портрет героя. 2. Особенности характера. 3. Отношение к близким, окружающим, миру. 4. Отношение к нему окружающих. 5. Поведение в плену. 6. Отношение автора к герою. «Говорящая» фамилия. 7. Вывод о жизненной позиции героя и о его роли в произведении.

Подобная работа ориентируют школьников на восприятие изображенного человеческого характера и соотнесение его с собственным жизненным опытом, собственными идеалами. Постепенно следует воспитывать способность к такому восприятию, когда над первичным слоем понимания (герой- это человек) надстраивается второй: это образ, созданный фантазией художника и выражающий авторскую идею. Чем старше становятся школьники, тем глубже осмысляется авторская позиция в отношении персонажа, и она должна становиться на уроках важнейшим аргументом в спорах, прав или не прав герой. В 7 и особенно в старших классах вопросы об авторской позиции при рассмотрении образа героя становятся уже постоянными (анализируется авторский замысел, авторская концепция характера). В результате, у старшеклассников появляется способность воспринимать героя и в его реальном содержании (как человека), и в художественно-условном (как создание автора, несущее идею). Большая роль принадлежит здесь обобщающим моментам, они присутствуют в работе над персонажем и тогда, когда он наблюдается в конкретной ситуации, и когда ученику предлагается мотивировать свое отношение к герою. В старших классах на обобщающей стадии целесообразны задания проблемного характера, ориентирующие ученика на поисковый характер деятельности.

В работе над образом литературного героя есть еще одна важная сторона: в процессе наблюдений, оценок, обобщений ученик осознает приемы создания образа-персонажа и постепенно овладевает умением самостоятельно его анализировать. М.А. Рыбникова писала: «В эпическом произведении персонаж — это действующее лицо, им движется действие. На него обрушиваются события, он является предметом высказывания о нем автора и других героев, он окружен обстановкой, природой, он высказывается по поводу происходящего, и эти его высказывания характерны и по содержанию, и по языку» [2, с.112].

Значит, целостно воспринимая героя, нужно видеть его портрет, взаимоотношения с другими персонажами, поступки, речь, пейзажные зарисовки и т.д.

Не только не обязательно, но и вредно в работе над каждым персонажем «фиксировать» всю систему приемов, однако учить школьников их распознаванию необходимо.

На уроках изучения рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
работа ведется со следующими понятиями: художественный образ, характеристика героя, рассказ-быль, портрет, характеристика героя, внутренняя речь героя, пейзаж и т.д.
Вводя в процессе беседы эти термины, преподаватель приучает учащихся обращать внимание на те компоненты текста, которые создают образ героя. Представления школьников постепенно систематизируются, и они учатся видеть, например, роль психологического портрета в создании характера героя или отражение в речи персонажа в художественной системе произведений разных авторов становятся основными ракурсами анализа.

Нельзя полноценно воспринять эпическое произведение, если не видеть авторской позиции в нем. Когда ученики не понимают художественной условности и уподобляют произведение действительности, они игнорируют роль автора. Правда, даже четвероклассники и пятиклассники знают, что есть писатель Пушкин, Катаев, Пришвин, написавшие те повести, которые читаются в классе. Однако чаще всего подростки как бы отделяют автора от произведения и не умеют видеть его «присутствие» в тексте. Следовательно, этому надо учить. Вполне реально показывать уже в IV -V классах, что Тургенев (автор) заставляет нас сочувствовать Герасиму и осуждать барыню, а Пришвин заражает желанием открывать в природе ее «живую душу» и т.д. Необходимо обращать внимание школьников к интонации повествования, к изобразительно-выразительным средствам языка, которыми писатель передает свою оценку происходящего. Это формирует у них привычку следить не только за событиями в произведении, но за авторской мыслью, видеть за литературными героями создавшего их автора. Затем понятие это начинает усложняться: в VII классе ученики знакомятся с персонажем, выдающим себя за автора произведения — это рассказчик, от лица которого ведется повествование. Начиная с VIII класса, у школьников формируется более сложное представление об авторе как лице, которое создает особый художественный мир, выражая этим свое понимание жизни и свою оценку ее.

Учебная программа не требует теоретически знакомить учеников с формами выражения авторского сознания в эпических произведениях, но учить видеть само это сознание необходимо. Вначале следует добиваться, чтобы учащиеся увидели, представили ту картину или то настроение, какое рождается под влиянием авторского описания природы. Зарисовки ее всегда отличаются по характеру видения писателя, по месту, какое она занимает в повести, романе или рассказе, по богатству ассоциаций, какими художник связывает ее с человеческой жизнью. Поэтому работа над пейзажем оказывается существенным моментом в постижении авторской концепции жизни, в понимании авторской позиции.

В рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» анализируется
эпизод «Жилин на горе». Герой наблюдает волшебную красоту Кавказа, но тоскует по близким его сердцу картинам русской природы.
Таким образом, произведения эпического рода рассматриваются в школе с многих точек зрения, вбирают работу над разными компонентами художественного текста. Чтобы разносторонне и содержательно проанализировать со школьниками рассказы, повести, романы, полезно помнить слова М.А. Рыбниковой: «Мы ведет работу по многим линиям, но эти линии не могут везде и всюду выдерживаться в равной мере. Иногда внимание к сюжету вытесняет внимание к персонажу, иногда берем одного героя, а иногда характеризуем их рядом и сравнительно; иногда, взяв язык, говорим о сравнении, в другой раз об эпитетах… так мы перебираем все клавиши нашей громадной клавиатуры, касаясь то одного ее места, то другого, с расчетом на постепенную мобилизацию всех нужных нам вопросов и всех необходимых приемов работы над усвоением произведения» [2, с.187].

Система уроков по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» в 5-ом классе.

Система уроков по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» представлена практически во всех школьных программах по литературе в 5 классе. Исключение составляет программа под редакцией Бунеева Р.Н. На изучение этого произведения отводится от трех (Рабочая программа под редакцией В.Я.Коровиной) до пяти уроков (Рабочая программа под редакцией Г.И.Беленького). При разных подходах к изучению рассказа программы содержат и общие моменты. Таким является наличие анализа сюжета и композиции. Так, в системе уроков, предложенной коллективом под руководством В.Я.Коровиной .[1, с.30-32], уже на первом уроке «Л.Н.Толстой. Слово о писателе» в качестве ожидаемых результатов обозначено: уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения. Наблюдение за сюжетом и проблематикой организовано на уроках, разработанных программой под редакцией В.Ф.Чертова [4]. Отдельный урок «О сюжете и героях», посвященный работе с теоретико-литературной статьей, выделен в программе под редакцией Г.И.Беленького [5]. Также все авторы в систему уроков включили тему «Жилин и Костылин». В программе под редакцией В.Я.Коровиной эта тема изучается в системе уроков развития речи. Цель: обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к сочинению «Жилин и Костылин: разные судьбы». В программе под редакцией Г.И.Беленького на уроке по данной теме также проходит обучение сравнительной характеристике персонажей на основе изобразительных средств. В программе под редакцией В.Ф.Чертова задачи почти такие же: сформировать первоначальные навыки сопоставительной характеристики литературных героев; показать на примере анализа образов Жилина и Костылина два разных отношения к жизни. Авторы считают, что этот путь поможет подвести учащихся к осмыслению нравственной проблематики рассказа, его идеи. Подобная же ориентация на осмысление жизненных позиций персонажей с выходом на художественную идею рассказа отличает и программу под редакцией Г.С.Меркина [3].

Анализ программ позволил увидеть разные пути и подходы к работе с прозой на уроках литературы по рассказу Л.Н.Толстого. Так, В.Я.Коровина отправным моментом анализа произведения считает идею рассказа, предлагая следующую формулировку темы: «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды». Г.И.Беленький в анализе произведения акцентирует внимание на важной роли описаний в его структуре: описания природы Кавказа, описания селения и жилищ, воссоздающих обычаи, нравы горцев. Детальная работа над описаниями позволяет логически подвести учащихся к пониманию одной из важнейших проблем – проблемы взаимоотношений пленных офицеров и горцев. В.Ф.Чертов для более внимательного вчитывания в текст на уроке развития речи предлагает провести работу по составлению цитатного плана.

При разработке уроков за основу была принята система уроков изучения рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», предложенная в учебнике Чертова В.Ф.[4].

Конспекты уроков по литературе по

рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» в 5-ом классе.

Урок 1.

Тема: «Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

Цели:1) обучающие —

продолжить знакомство учащихся с произведениями Л. Н. Толстого; познакомить учащихся с фактами биографии писателя, связанные с войной на Кавказе, с историей создания рассказа; раскрыть содержание основных понятий и терминов, научить ими оперировать при анализе прозаического произведения; начать подготовку к осмыслению проблематики рассказа и авторской позиции.

2)
развивающие –
развивать культуру читательского восприятия текста, устную и письменную речь, способность определять авторскую позицию.

3) воспитывающие –

формировать гуманистическое мировоззрение, национальное самопознание и гражданскую позицию.

Тип урока:

урок изучения нового материала.

Основные виды деятельности:

чтение вступительной статьи; ответы на вопросы учебника; устное словесное рисование; сочинение-миниатюра; чтение фрагментов рассказа.
Термины:
рассказ-быль, портрет, характеристика героя, внутренняя речь героя, пейзаж.

Оборудование:

портрет Л.Н.Толстого кавказского периода его жизни.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителяо Л. Н. Толстом, рассказ о Ясной Поляне, малой родине писателя, представление слайдов с видами Ясной Поляны. II. Чтение и обсуждение вступительной статьио писателе. Сначала читается первая часть статьи (до слов «Юность писателя прошла в Казани»). Пятиклассники вспоминают изученные в начальной школе басни, сказки, рассказы Л. Н. Толстого («Филиппок», «Акула», «Прыжок», «Косточка», «Лев и собачка» и др.). Вопросы для беседы: 1. О каких новых для себя произведениях писателя вы узнали из статьи? 2. Где прошли детство и большая часть жизни писателя? 3. Воссоздайте картину яснополянской усадьбы (нарисуйте словесный образ усадьбы). Можно предложить пятиклассникам написать небольшое сочинение-миниатюру на тему, сформулированную в виде цитаты: «Счастливая, счастливая пора детства!» (Л. Н. Толстой). Далее продолжается чтение статьи учебника. Затем проводится краткая беседа о видах и сферах деятельности, которые определили жизнь Л. Н. Толстого. III. Чтение и комментирование рассказа.После чтения первой главы следует провести небольшую беседу, выявляющую уровень восприятия и понимания текста, касающуюся преимущественно вопросов о времени и месте действия, изображенных в рассказе событиях. Кроме того, важно заинтересовать пятиклассников (в особенности тех, кто еще не прочитал рассказ до конца). После беседы необходимо обратиться к комментариям, помещенным после текста рассказа. Дополнительная информация:

Дополнительная информация:

«При Петре I по Тереку (реке на Кавказе) создавалась оборонительная линия от нападений горцев. Здесь стояли станицы, кордоны, крепости. Во второй половине XIX века на Кавказе шла война. В апреле 1851 года 22-летним молодым человеком Толстой уезжает вместе со старшим братом служить артиллерийским офицером на Кавказ. Здесь писатель увидел войну и людей на войне, был потрясен разным отношением людей к себе, окружающим, происходящему с ними, поражен красотой природы, необычностью горцев, их образа жизни, быта, привычек, песен».

IV. Беседа по вопросам учебникаоб исторической основе рассказа, его сюжете и героях, основных эпизодах: 1. Где разворачивается действие рассказа? 2. О чем повествует Толстой? 3. Какие события составляют основу сюжета рассказа? Назовите основные эпизоды. Внимание пятиклассников обращается на заголовочный комплекс и авторское указание на то, что перед нами быль. V. Чтение описаний кавказской природыв рассказе «Кавказский пленник», представление иллюстраций к рассказу. Возможно обращение к рисункам М. Ю. Лермонтова «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби», «Военно-Грузинская дорога близ Мцхета». Учащимся предлагается нарисовать свои иллюстрации к рассказу, подобрать к ним названия. VI. Домашнее задание:дочитать рассказ «Кавказский пленник» и составить его цитатный план. Индивидуальные задания:выполнить индивидуальные задания 1, 2, 4 учебника (по выбору учащихся).

Урок 2.

Тема: «Образы горцев. Мысль писателя о дружбе разных народов как естественном законе человеческой жизни».

Цели:1) обучающие —

рассмотреть средства раскрытия образов горцев в рассказе; раскрыть смысл представления читателю подробных описаний быта и традиций горцев.

2)
развивающие –
развивать культуру читательского восприятия текста, устную и письменную речь, способность определять авторскую позицию.

3) воспитывающие –

формировать гуманистическое мировоззрение, национальное самопознание и гражданскую позицию.

Тип урока:

урок комплексного применения знаний.

Основные виды деятельности:

чтение фрагментов рассказа; ответы на вопросы учебника; представление иллюстраций к рассказу.
Термины:
собирательный образ, пейзаж.

Оборудование:

рисунки М. Ю. Лермонтова «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби», «Военно-Грузинская дорога близ Мцхета».

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания(цитатный план рассказа, словесные портреты Жилина, Костылина и Дины) подготовит учащихся к устным рассказам о главных персонажах. II. Чтение и анализ фрагмента«В ауле» (от слов «Приехали в аул…») и других описаний быта и жизни татар. Дополнительные вопросы для беседы: 1. Подумайте, почему не спалось Жилину. Почему Жилин постоянно наблюдает за жизнью татар? 2. Что необычного видит Жилин в жизни, быте татар? 3. В чем различие русской и татарской культур? Как это различие показано в рассказе? 4. Как относятся татары к Жилину и Костылину? Как проявляют себя герои в ситуации с выкупом? Подумайте, как и почему меняется отношение татар к Жилину. III. Анализ образовгорцев следует предварить пояснением значения слова «горцы» («горец», «горянка») — жители гор. Подбор материала по темам «Жизнь татарского аула», «Быт и традиции татар», «Национальная одежда горцев», «Дина» поможет начать обсуждение вопроса 6 учебника — об образе татарского аула, вопросов 9—10 — об образе Дины, вопроса 11 — об образе старика-татарина. IV. Краткая самостоятельная характеристика (устная или письменная) учащимисяодного из горцев, например Абдул-Мурата (работящий, гостеприимный, экономный, заботящийся о благополучии своей семьи, способен понять и оценить хорошего человека), старика-татарина, потерявшего своих детей (сильный характер, волевой человек, многое перенес, его уважают окружающие, готов принять смерть детей и найти силы для жизни, непримиримость к врагу, любовь к своей земле), Дины (добрая, заботливая, отзывается на доброе отношение, открыта к любви и к участию в судьбе русского пленного, непосредственная, способна на самопожертвование, стремится помочь Жилину, спасти его). V. Проверка домашнего задания(индивидуальное задание 2 учебника). Здесь же возможно сопоставление двух описаний, родного пейзажа и кавказской природы, в эпизоде «Жилин на горе» (задание 12 учебника). Герой наблюдает волшебную красоту Кавказа, но тоскует по близким его сердцу картинам русской природы.

VI. Чтение и анализ эпизодов, посвященных Жилину и Дине, обсуждение вопросов 9, 10 учебника. Дополнительные вопросы: 1. Почему Дина помогает Жилину? Чем Жилин вызывает расположение к себе дочери хозяина? 2. Почему Дина привязалась именно к Жилину, а не к его товарищу по несчастью? 3. Чем рискует Дина? Вспомните историю одного из сыновей старика. 4. Какие чувства вызывает у вас Дина? 5. Как изменилось после побега отношение татар к пленникам? Обратите внимание на чередование мотивов вражды и согласия в рассказе (сцена битвы, прощание татар с погибшим — ужас войны; помощь Жилина горцам, изготовление кукол — мотив согласия). 6. В чем причина того, что Дина не меняет своего отношения к Жилину, а, наоборот, еще больше переживает за него? 7. Найдите фрагмент, в котором Дина пытается сбить колодку пленника. Что она в этот момент чувствовала? 8. Почему Дина рассказывает Жилину о давлении стариков на ее отца? Обратите внимание, что в момент этого разговора с Жилиным Дина отказывается от игрушек, сделанных для нее. Для чего Толстой пишет об этом? Куклы героя — символ мира, очага, уюта, семьи. Учащиеся подводятся к мысли о том, что мир ребенка чужд национальным розням и далек от вражды, наживы, войны. Между татарами и Жилиным оказывается возможным согласие, между Жилиным и Диной возникает взаимная симпатия, дружба. После обсуждения вопроса 15 учебника следует остановиться на проблеме милосердия и жестокости в условиях военных действий. Судьба старика-татарина, потерявшего сыновей, во многом поможет объяснить жестокость татар по отношению к пленникам. Однако в условиях войны это вполне объяснимая жестокость. VII. Обобщение и подведение итогов урока.Два русских офицера оказываются во враждебной им среде. Однако татарский аул не военный лагерь, а очаг мирной жизни. Татары соблюдают обычаи, любят своих детей, жен. Трогательный образ Дины, решившейся на отчаянный поступок во имя спасения хорошего человека, воплощает в себе идею примирения, согласия, братства. Писатель подчеркивает противоестественность войны. VIII. Домашнее задание:1) перечитать последнюю главу рассказа «Кавказский пленник»; 2) подготовить пересказ эпизода рассказа от лица одного из персонажей (Жилина, Костылина, Дины). Индивидуальное задание:составить киносценарий «Жилин и Дина», выделить основные эпизоды, представить один из них (фон, портрет, диалог), при рассказе об этом фрагменте использовать словосочетания «на переднем плане», «на заднем плане», «в (данное творческое задание может выполняться в группе).

Урок 3.

Тема: «Образы Жилина и Костылина».

Цели:1) обучающие —

сформировать первоначальные навыки сопоставительной характеристики литературных героев; научить видеть в тексте средства раскрытия характеров действующих лиц и выявлять их роль в художественной ткани произведения.
2)развивающие –
развивать культуру читательского восприятия художественного текста, образное и аналитическое мышление.

3) воспитывающие –

показать на примере анализа образов Жилина и Костылина два разных отношения к жизни; подвести учащихся к осмыслению нравственной проблематики рассказа, его идеи.

Тип урока:

урок комплексного применения знаний.

Основные виды деятельности:

пересказ от лица одного из персонажей; сопоставительная характеристика образов; литературная игра, ответы на вопросы учебника.
Термины:
художественный образ, характеристика героя.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания:1) творческий пересказ эпизода рассказа от лица одного из персонажей (Жилина, Костылина, Дины); 2) представление киносценария «Жилин и Дина» (индивидуальное задание). II. Сопоставительная характеристикаЖилина и Костылина по следующему примерному плану, который может быть записан в тетради: 1. Портрет героя. 2. Особенности характера. 3. Отношение к близким, окружающим, миру. 4. Отношение к нему окружающих. 5. Поведение в плену. 6. Отношение автора к герою. «Говорящая» фамилия. 7. Вывод о жизненной позиции героя и о его роли в произведении. Вопросы 13—16 учебника помогут остановиться на проблеме разных судеб героев, подойти к рассмотрению нравственной проблематики рассказа. Возможны дополнительные вопросы: 1. Почему герои оказались в плену? 2. Как Жилин относится к Костылину? 3. Как ведет себя Костылин по отношению к Жилину? 4. В чем причина подобного поведения Костылина? 5. Почему Жилин уговаривает Костылина бежать вместе? 6. Докажите, что Жилин, даже проявив малодушие («Так я же один уйду, — прощай…»; «И черт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел…»), раскаивается и находит в себе силы, чтобы не бросить товарища.

7. Какие чувства вызывают у вас Жилин, Костылин, Дина? 8. Как на месте Жилина вы бы отнеслись к человеку, подобному Костылину? 9. В чем схожесть позиций Дины и Жилина в рассказе? 10. Какие чувства испытывают Жилин и Дина в момент расставания? Как данный эпизод раскрывает образы героев? Какую роль играет сцена расставания героев в понимании замысла писателя, идеи произведения? III. Литературная играпо карточкам активизирует работу пятиклассников с текстом, поможет в создании устной (или письменной) характеристики персонажа. Учитель готовит карточки, в которых обозначены некоторые черты характеров Жилина и Костылина. Карточки перемешиваются. Учащимся необходимо прокомментировать то, что отмечено в доставшихся им карточках, используя для аргументации примеры (цитаты) из текста. Оценивается полнота и правильное построение ответа, удачный выбор примеров из текста для аргументации и вывода. Жилин:Карточка 1. Добрый. Карточка 2. Любит мать. Карточка 3. Работящий. Карточка 4. Верит в свои силы. Карточка 5.Обладает сильным характером. Карточка 6. Решительный. Карточка 7. Надежный. Карточка 8. Отважный. Костылин:Карточка 1. Думает только о себе. Карточка 2. Эгоистичен. Карточка 3.Равнодушен к другим. Карточка 4. Слаб духом и физически. Карточка 5. Пасует перед жизненными трудностями. Карточка 6. Изнеженный. Карточка 7. Трусливый.Карточка 8.Несамостоятельный. В заключение работы необходимо сделать вывод о том, что два главных героя явно противопоставлены друг другу. При их характеристике часто используются слова-антонимы, которые в художественном произведении обычно подтверждают наличие приема антитезы (на данном этапе работы возможно и введение термина «антитеза», объяснение его происхождения). IV. Обсуждение смысла названия рассказа, которое могут направить следующие вопросы: 1. Пленник — человек, находящийся в плену. Какой образ и какие ассоциации возникают у вас при произнесении названия рассказа Л. Н. Толстого? 2. Кто из героев больше похож на кавказского пленника и почему? 3. Обратите внимание на употребление писателем слова «пленник» в единственном числе. Как это можно объяснить? 4. Почему Костылин не в состоянии бежать из плена? Как это характеризует его жизненную позицию? 5. В чем поучительный смысл рассказа? Как в названии рассказа проявилось отношение автора к героям? 6. Что можно посоветовать человеку, похожему на Костылина, чтобы научиться не сдаваться, преодолевать себя? 7. Какими качествами характера Жилина вы хотели бы обладать? V. Домашнее задание:подготовить цитатный план характеристики одного из героев

Урок 4.

Тема: «Итоговый урок. Анализ письменных работ учащихся».

Цели:1) обучающие —

закрепить навыки устной и письменной характеристики заглавного образа литературного произведения.

2)
развивающие –
развивать культуру читательского восприятия текста, устную и письменную речь, способность анализировать чужое устное или письменное высказывание.

3) воспитывающие –

формировать гуманистическое мировоззрение, национальное самопознание и гражданскую позицию.

Тип урока:

урок развития речи.

Основные виды деятельности:

устные рассказы о литературном персонаже; анализ письменных работ.
Термины:
заключение, тезис, цитата.

Этапы урока

I. Представление темы урока и его основных целей.Следует еще раз остановиться на требованиях к устному и письменному ответу на вопрос и на этапах подготовки к письменной работе. II. Коллективная работа над письменным ответом на вопрос с использованием цитирования.Примерные вопросы: 1. Почему Жилин предлагает Костылину бежать вместе? 2. Какие качества Костылина отличают его от Жилина? 3. Почему возможно взаимодействие и согласие между Жилиным и татарами? Важно обратить внимание учащихся на вопросительное слово в задании; предложить им устно (или письменно) дать свой вариант ответа на вопрос; попросить записать основную мысль (вывод); напомнить о необходимости к каждому тезису основной части ответа подобрать, по возможности, цитату. Попутно закрепляются правила оформления цитаты в тексте работы, говорится о необходимости комментирования цитаты — ее пояснения, напоминается об обязательности вывода. Вместе с учителем составляется вступление (представление героя и произведения, описание ситуации или проблемы, о которой пойдет речь). Заключение готовится учащимися самостоятельно, после чего обсуждаются его возможные варианты, выбираются наиболее удачные из них. Самые интересные письменные работы можно зачитать, выделив среди них наиболее оригинальные по содержанию и сделанным в них выводам.

Список использованной литературы

1. Рабочие программы по литературе. 5-9 классы (по программе пол редакцией В.Я.Коровиной): Методическое пособие. – М.: Глобус, 2009. – 269 с.

2. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения.- М.: Просвещение, 1963. – 315 с.

3. УМК «Литература Г.Меркина. 5 класс.

4. Уроки литературы. 5 класс: Методическое пособие к учебнику Чертова В.Ф.

5. Учебник. Литература. 5 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 4 частях/ под редакцией Г.И.Беленького. – м,: Мнемозина, 2008.

6. Учебник. Литература. Начальный курс. 5 класс./сост. Снежневская М.А., Хренова О.М. – М.: Мнемозина,2011.

7. www.superinf.ru Методика преподавания литературы в школе (курс лекций).

24

«Похищение быка из Куальнге»Приключения «ирландского Геракла» — Кухулина

«Похищение быка из Куальнге» — это эпос, созданный ирландцами раннего Средневековья, так что здесь много кельтской экзотики и размашистой удали. Если описывать сюжет одним предложением, то куча людей дерется из-за того, что не может поделить скотину. Звучит как рассказ твоего деда про обычную деревенскую драку. В общем-то, почти так и есть, но за сотни лет история обросла множеством фантастических деталей, которые делают ее эпичной. А главное, здесь блистает герой Кухулин — настоящая рок-звезда древней Ирландии.

В 7 лет он уже махал мечом, в 17 совершал великие подвиги, а в 27, как и положено рок-звезде, умер. Драка за быка из Куальнге, которую ведут два королевства — лишь повод для проявления блистательных деяний Кухулина. Он в одиночку сражается с целыми армиями, беря их на старое доброе «подходите по одному!», спит с воинственными девами-богатыршами, владеет эпическим копьем по имени Га-Болга. В перерывах между раскидыванием армий он выполняет квесты в стиле Геракла, меряется силой с другими героями, а также отвергает сексуальные приставания самой богини войны, Морриган. История о его смерти стала символом ирландского сопротивления и полюбилась солдатам из ИРА. Полюбится и вам!

Почему это стоит читать: Кухулин — настоящая рок-звезда средневековой Ирландии; кельтская экзотика; крутые артефакты. Минусы: сложноватый язык эпоса при довольно большом объеме, а также бесконечные вступления и предыстории (ох уж эти сказители-филиды!).

Список литературы, 7 класс (переходим в седьмой класс)

Школьная программа, с которой столкнутся учащиеся, перешедшие в седьмой класс, делится на 4 части:

  • русская фольклорная литература;
  • произведения отечественных писателей XIX- XX века;
  • произведения отечественных писателей XX века (советский период);
  • классические зарубежные детские произведения.

Представленные литературные произведения относятся к различным жанрам и имеют разный объем. Наиболее значительными по объему в школьной внеклассной программе по литературе для седьмого класса стали повесть М.Горького «Детство» и повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Обязательная литература:

  • Былины: Илья Муромец. Садко;
  • Абрамов Ф. «Безотцовщина», «Трава-мурава»;
  • Андреев Л. «Кусака»;
  • Бунин И. «Цифры»;
  • Гоголь Н.В. «Тарас Бульба»;
  • Горький М. «Детство», «Старуха Изергиль»;
  • Казаков Ю. «Тихое утро»;
  • Лермонтов М. Ю. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»;
  • Лихачев Д. «Земля родная»;
  • Носов Е. «Кукла», «Живое пламя»;
  • О. Генри. «Дары волхвов»;
  • Олдридж Дж. «Отец и сын»;
  • Платонов А. «Юшка», «Неизвестный цветок»;
  • Пушкин А.С. «Полтава», «Станционный смотритель»;
  • Салтыков-Щедрин М.Е. «Сказки», «Дикий помещик»;
  • Толстой Л. Н. «Детство»;
  • Чехов А. П. «Размазня», «Хамелеон», «Злоумышленник»;
  • Шергин Б. «Для увеселения».

Список дополнительной литературы:

Детям о детях

  • В. Богомолов. Повесть «Иван»;
  • Л. Пантелеев. Повесть «Лёнька Пантелеев»;
  • Ю. Нагибин. Рассказ «Эхо»;
  • А. Маршалл. Повесть «Я умею прыгать через лужи»;
  • Р. Погодин. Рассказы «Послевоенный суп», «Хлеб с солью» и др.;
  • В. Железников. Повесть «Путешественник с багажом»;
  • А. Свирский «Рыжик»;
  • Р. Погодин «Сколько стоит долг»;
  • Е. Носов «Кукла»;
  • Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»;
  • В. Крапивин «Дети синего фламинго», «Мальчик со шпагой».

О природе и животных

  • В. Бианки. Рассказы «Одинец», «Мурзик», «Аскыр» и др.
  • Г. Троепольский. Повесть «Белый Бим Чёрное ухо»;
  • Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»;
  • Дж. Даррелл «Моя семья и звери».

Классика отечественной литературы

  • А. Куприн. Рассказ «Воробей», «Игрушка», «Изумруд», «Страшная минута», «Странный случай», «Друзья», «Чужой хлеб» и др;
  • А.П. Чехов. Рассказы «Жалобная книга», «Налим», «Ванька» и др;
  • Н. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба»;
  • А. Пушкин «Повести Белкина»;
  • Л. Толстой «Детство».

Классика зарубежной литературы

  • Ч.Диккенс. Романы «Приключения Оливера Твиста», «Дэвид Копперфильд»;
  • Ш. Бронте. Роман «Джен Эйр»;
  • В. Скот. Роман «Айвенго»;
  • М. Твен. Роман «Принц и нищий»;
  • Майн Рид. Роман «Всадник без головы»;
  • Л.Пиранделло. Новелла «Черепаха»;
  • А. Дюма «Три мушкетера»;
  • Ф. Шиллер «Вильгельм Телль»;
  • М. Рид «Всадник без головы»;
  • Д. Олдридж «Последний дюйм»;
  • Д. Лондон «Любовь к жизни»;
  • П. Мериме «Маттео Фальконе».

О приключениях

  • А. Беляев. Роман «Ариэль»;
  • Ж.Верн. Романы «Таинственный остров»;
  • И. Ефремов. Роман «На краю Ойкумены»;
  • Ф. Купер. Роман «Последний из могикан»;
  • Г. Уэллс. Роман «Человек-невидимка»;
  • К. Булычев. Роман «Миллион приключений»;
  • Р. Бредбери. Рассказ «Ржавчина» и др;
  • Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада»;
  • В. Скотт «Айвенго», «Квентин Дорвард»;
  • Г. Хаггард «Копи царя Соломона», «Дочь Монтесумы»;
  • В. Каверин «Два капитана»;
  • А. Толстой «Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита»;
  • О.Генри «Вождь краснокожих», «Трест, который лопнул», «Короли и капуста».

«Песнь о Роланде»Эпичность и Превозмогание

Если вам любопытно, откуда берет свои истоки бьющая через край патетика Warhammer, то вот вам один из ее главных вдохновителей. «Песнь о Роланде» — это невозможно пафосная история про Великий Долг, Превозмогание и Святой Гнев. Но тем она и крута, здесь все так лихо и просто — вот наши, вот враги, вот добро, вот зло. Бери меч и круши зло во имя Императора!

История рассказывает про последнюю битву могучего (так и хочется сказать «паладина») по имени Роланд. Он — племянник Карла Великого, которому не повезло попасть в засаду к маврам. Роланд и его товарищи сдерживают неимоверные полчища врагов, сражаясь по колено в крови, но не зовут подмогу, потому что вот настолько гипермаскулинны и боятся, что в засаду может попасть их любимый император. «Песнь о Роланде» может выглядеть наивно, но в ней есть рыцарское очарование. К слову: в поэме герои сражаются с безбожными маврами, хотя в действительности та самая битва в Ронсевальском ущелье шла с христианами-басками. Но ради политической пропаганды авторы решили немного пожертвовать достоверностью.

Почему это стоит читать: пафос в духе Warhammer, эпическая битва в подробностях, приятный слог поэмы. Минусы: немного картонные (даже для эпики) герои, слегка предсказуемый сюжет.

Учебники и УМК по литературе в 5 классе

Список литературы будет зависеть от того, по какой программе обучаются в школе. Министерством науки на сегодняшний день одобрено три программы по литературе. Определить их можно по авторам учебников литературы:

  • Авторы В.Я. Коровина и др. Последняя редакция — 2014 г. Эта программа рекомендована для школ, работающих по ФГОС.
  • Учебник под ред. Г.С. Меркина.
  • Учебник-хрестоматия, где авторами указаны М.А. Снежневская, О.М. Хренова, под ред. Г.И. Беленького.
  • Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.

В программах есть существенные различия. Поэтому удобнее предложить список литературы для каждой программы отдельно.

«Калевала»Настоящее bizarre-фэнтези

Джон Рональд Руэл Толкин весьма уважал «Калевалу» и взял финский за основу для созданного им эльфийского языка. Так что любого, кто читал книги великого профессора, ждет легкое дежавю. Однако это далеко не единственное, чем крута «Калевала». В ней вы найдете совершенно сумасшедший и экзотичный мир. Финский эпос странен, полон шаманских образов и малопонятных для остального мира нарративов. Главный герой — Вяйнямёйнен, первочеловек, колдун, воин, труженик, мудрец и великий музыкант. В общем, он в своей невероятной крутости почти дотягивает до Одина.

Дорога приключений мотает его между реальными и вымышленными странами. Он то сражается в шаманских дуэлях, то пытается завоевать прекрасных дев, то играет на гуслях-кантеле так, что вся вселенная теряет дар речи. Попутно он много колдует, встречает крайне странных персонажей, вроде морского карлика с топором или ведьмы, которая похищает солнце и луну. При этом в эпосе есть много трагических моментов, некоторые герои, например, кончают жизнь самоубийством, похлеще, чем в трагедиях Софокла. Однако есть и эпичные космогонические моменты, вроде рассказа о происхождении мироздания, с которого начинается «Калевала»

Почему это стоит читать: много экзотики и странностей, нетипичный герой, который больше напоминает шамана, чем воителя. Минусы: чертовски сложновыговариваемые имена. Иногда мотивации героев и контекст оказываются просто непонятны («что, черт возьми, происходит?»).

Список литературы, 5 класс (переходим в пятый класс)

Школьная программа, с которой столкнутся учащиеся, перешедшие в пятый класс, делится на 4 части:

  • мифы Древней Греции,
  • русские народные сказки (УНТ),
  • произведения отечественных писателей XIX века,
  • произведения отечественных писателей XX века (советский период),
  • классические зарубежные детские произведения.

Представленные литературные произведения относятся к различным жанрам и имеют разный объем. Наиболее значительным по объему в школьной внеклассной программе по литературе для пятого класса стал роман английского писателя Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо». По количеству страниц произведение составляет примерно одну треть от всего списка книг для чтения на лето.

Обязательная литература:

1. Мифы народов мира («Мифы Древней Греции», «Славянские мифы» и др.).

2. Русские народные сказки («Царевна-лягушка», «Три царства», «Марья-Маревна» и др.).

3. Сказки «Тысяча и одной ночи» («Путешествия Синдбада-морехода»).

4. И. А. Крылов. Басни.

5. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила».

6. Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» («Ночь перед Рождеством»).

7. Э.Т. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король».

8. В.Г. Короленко «В дурном обществе».

9. И.С. Тургенев «Муму».

10. О´Генри «Вождь краснокожих».

11. М.Ю. Лермонтов «Бородино».

12. А.П. Платонов «Волшебное кольцо».

13. Ш. Перро «Сказки» (полный вариант, с моралью после сказок).

14. Г.Х. Андерсен. Сказки. «Снежная королева», «Соловей».

15. Дж. Родари «Сказки по телефону».

16. Л. Кэррол «Алиса в стране чудес».

17. Дж.Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно».

18. Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке».

19. Рассказы о животных (Б. Житков, Сетон-Томпсон, Дж. Даррелл).

20. В.П. Астафьев «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой».

21. К. Булычев «Приключения Алисы» («Девочка с Земли», «Заповедник сказок», «Козлик Иван Иванович» и др.).

22. Т. Янссон «Последний в мире дракон».

23. Д. Дефо «Робинзон Крузо».

24. Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена».

25. А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста».

26. М.Твен «Приключения Тома Сойера».

Список по ФГОС

Список русской и зарубежной литературы, рекомендованный ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт):

Русская литература:

  1. Русские народные сказки .
  2. Барто А. «Думай, думай…» (стихи).
  3. Волков А. «Волшебник Изумрудного города».
  4. Голицын С. «Сорок изыскателей».
  5. Григорьев О. «Говорящий ворон» (стихи).
  6. Гераскина Л. «В Стране невыученных уроков».
  7. Дик И. «В дебрях Кара-Бумбы».
  8. Драгунский В. «Денискины рассказы».
  9. Заходер Б. Избранное.
  10. Зощенко М. «Ёлка».
  11. Кассиль Л. «У классной доски».
  12. Ким Ю. «Летучий ковёр» (стихи).
  13. Крылов И. Басни.
  14. Коринец Ю. «Там вдали, за рекой».
  15. Куликов Г. «Как я влиял на Севку».
  16. Мамин-Сибиряк Д. Рассказы и сказки.
  17. Маяковский В. «Тучкины штучки» и другие стихи для детей.
  18. Михалков С. Басни.
  19. Мориц Ю. «Малиновая кошка» (стихи).
  20. Носов Н. «Витя Малеев в школе и дома», рассказы.
  21. Пантелеев Л. «Честное слово».
  22. Паустовский К. «Золотой линь», «Мещерская сторона», «Корзина с еловыми шишками», «Заячьи лапы».
  23. Пришвин М. «Золотой луг».
  24. Сапгир Г. «Четыре конверта» (стихи).
  25. Толстой А.Н. «Детство Никиты».
  26. Толстой Л. Басни.
  27. Тургенев И. «Воробей».
  28. Успенский Э. «Дядя Федор, пес и кот», «Школа клоунов»; стихи.
  29. Фраерман Р. «Девочка с камнем».
  30. Цыферов Г. «Тайна запечного сверчка».
  31. Чехов А. «Ванька».

Зарубежная литература:

  1. Мифы Древней Греции: «Герои Эллады».
  2. Андерсен Г.-Х. Сказки.
  3. Перро Ш. «Волшебные сказки».
  4. Твен М. «Приключения Тома Сойера».

Познавательная литература:

  1. Губарев В. «В открытом космосе».
  2. Кун Н. «Олимп».
  3. Сегал Е., Ильин М. «Что из чего».
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]