«Один день Ивана Денисовича» анализ произведения Солженицына – проблемы, история создания, жанр повести

Рассказ «Один день Ивана Денисовича» – правдивое изображение сибирских будней жертв сталинских репрессий. Произведение позволяет читателю представить, какая судьба ожидала тех, кто не угодил советской власти. В школе его изучают в старших классах. Быстро подготовиться к уроку и освежить знания о рассказе перед ЕГЭ поможет представленный в статье анализ произведения.

Краткий анализ

Год написания – 1959.

История создания – Произведение А. И. Солженицын задумал зимой 1950-1951 гг., когда пребывал в лагере в северном Казахстане. Замысел был реализован только спустя 9 лет в 1959 г. в Рязани.

Тема – В произведении развивается тема лагерной жизни политических заключенных, жертв сталинского режима.

Композиция – А. И. Солженицын описал один день из жизни заключенного, поэтому основой для композиции стали временные рамки от утра до вечера, вернее, от подъема до отбоя. Анализируемое произведение – сплетение рассказов, раздумий, в которых важную роль играют детали.

Жанр – Рассказ, хотя перед публикацией редактор порекомендовал А. Солженицыну назвать свое произведение повестью, и автор прислушался к совету.

Направление – Реализм.

История создания

История создания произведения связана с лагерной жизнью А. Солженицына. Писатель задумал его в 1950-1951. Тогда он отбывал срок в северном Казахстане. Позже Александр Исаевич вспоминал: «Я в 50-м году, в какой-то долгий лагерный зимний день таскал носилки с напарником и подумал: как описать всю нашу лагерную жизнь?». Он решил, что достаточно детального описания одного дня из жизни тех, кто пребывал в «вечной ссылке». К реализации замысла Александр Исаевич приступил спустя 9 лет уже после возвращения из ссылки. На написание рассказа ушло около полутора месяца (май-июнь 1959 г.).

1961 – год написания варианта произведения без некоторых наиболее резких политических моментов. В том же 1961 году Солженицын передал рукопись главному редактору журнала «Новый мир» А. Твардовскому. Произведение автор не подписал, но А. Берзер, сотрудница редакции, добавила псевдоним А. Рязанский. На редактора рассказ произвел «сильнейшее впечатление», о чем свидетельствует запись в его рабочей тетради.

Редакция предложила Александру Исаевичу изменить название: и рукопись была названа «Щ-854. Один день одного зэка». Издатели также внесли коррективы в жанровое определение, предложив назвать произведение повестью.

Автор разослал рассказ коллегам-писателям и попросил составить о нем отзывы. Так он надеялся продвинуть свое произведение к публикации. Однако Александр Исаевич понимал, что произведение может не пройти цензуру. За помощью обратились к Н. Хрущеву, и он добился разрешения на публикацию. Рассказ Солженицена «Один день Ивана Денисовича» увидел мир на страницах журнала «Новый мир» в 1962 г.

Публикация произведения стала грандиозным событием. Во всех журналах и газетах появлялись отзывы о нем. Критика считала, что рассказ стал разрушительной силой для господствующего доселе соцреализма.

По другому пути

Но в «Одном дне Ивана Денисовича» Солженицын еще не поднимался до исторических обобщений, а рассказывал о как писал один из критиков, «лагере глазами мужика».

Для людей, живших в то время, возможность открытого разговора о репрессиях была чрезвычайно важна, ибо они так или иначе затронули многих.

Но вот вопрос — а кому нужен «Иван Денисович» в 2021 году? Особенно такой, напрочь переделаный. Режиссер Панфилов в интервью «Коммерсанту» заявил: «Я пошел по другому пути и придумал свою историю Ивана Денисовича по мотивам рассказа. И получилось: „Пять дней Ивана Денисовича“ — пять ключевых дней его жизни. Начиная с первого — когда накануне парада 1941 года на Красной площади он прибыл в Москву, чтобы получить новую пушку ЗИС-3 и доставить ее в часть на свою батарею под Волоколамск».


«Сталин не ведал, что творится»? 50 лет и «Один день» Подробнее

Тема

Для лучшего усвоения материала по рассказу А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» анализ его следует начинать с характеристики мотивов.

В литературе «послесталинского» времени активно развиваются мотивы репрессий, ссылок. Особенное место они занимают в творчестве писателей, которым довелось побывать в лагерях. В анализируемом произведении раскрывается тема жизни политических заключенных в ссылке. Основные герои рассказа – заключенные и надзиратели.

А. Солженицын описывает всего один день из жизни сосланного в северные края мужчины, Шухова Ивана Денисовича, что определило и смысл названия.

Это крестьянин, который честно защищал Родину на фронте. Шухова взяли в плен, но он сумел сбежать, за что и попал в ссылку. Нечеловеческие условия жизни не смогли убить истинно крестьянскую душу. Иван Денисович сохранил простодушие, доброту. В то же время, он был хитер. Внутренний стержень помог ему выжить.

Кроме Ивана Денисовича в произведении есть и другие образы заключенных. С нескрываемым восхищением А. Солженицын рассказывает об Алеше-баптисте, который под давление условий не отказался от своих взглядов, об украинцах, молящихся перед едой. Также читатель может понаблюдать за командиром, который заботился о своих подопечных, как настоящий отец.

Каждый образ – инструмент для раскрытия определенной грани лагерной жизни. В контексте главной темы формируется проблематика рассказа. Особое внимание следует обратить на такие проблемы: человеческая жестокость, несправедливость режима, взаимопомощь как способ выживания, любовь к ближнему, вера в Бога. Автор только поднимает острые для его эпохи вопросы, выводы же читатель должен сделать сам.

Идея рассказа – показать, как политический режим может разрушать судьбы, калечить человеческие тела и души. А. Солженицын осуждает репрессии, чтобы потомки не совершали таких ошибок.

Произведение «Один день Ивана Денисовича»: анализ рассказа

В произведении «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицын правдиво и честно изобразил повседневную жизнь жертв сталинского режима. В рассказе описаны сибирские будни. Ознакомившись с произведением, читатель может сделать собственный вывод о том, в каких условиях жили люди, не угодившие советской власти. Их ждала тяжелая участь.

Автор решил написать рассказ, находясь в лагере в Казахстане. Это произошло зимой в 50 гг. ХХ столетия. Через 9 лет Александр Солженицын воплотил свою задумку в жизнь. В произведении «Один день Ивана Денисовича» автор затронул тему лагерной жизни политических заключенных. А. Солженицына глубоко волновало существование жертв сталинских репрессий.

В работе читатель столкнется лишь с одним днем из жизни заключенного. Произведение состоит из нескольких рассказов, которые переплетаются между собой. Особое внимание уделено мыслям, эмоциям, чувствам. Александр Солженицын делает акцент на деталях. Он следит за движениями своего героя, его рассуждениями.

Некоторые критики считают, что произведение «Один день Ивана Денисовича» принадлежит к жанру рассказа. Однако перед опубликованием работы редактор посоветовал писателю переименовать свое творение в повесть. А. Солженицын согласился с этим мнением.

В произведении автор анализирует мотивы ссылок, репрессий. Эта тема была близка писателю, он знал о ней не понаслышке. Персонажи А. Солженицына находятся в ссылке. Они политические заключенные. Также в работе описаны и надзиратели. Главный герой, один день из жизни которого читатель проживает вместе с ним, является крестьянином. Персонаж искренне и честно служил своей Родине. Он воевал на фронте, защищал свое Отечество. Но Шухов Иван Денисович попал в плен. Герою удалось совершить побег. Именно это событие и стало поводом для его ссылки. Персонаж оказался в нечеловеческих условиях. Однако даже несправедливость не сломила в нем силу воли, не убила искреннюю любовь к родному краю.

У персонажа было доброе сердце, настоящая крестьянская душа. Несмотря на произошедшие события, Иван Денисович смог сохранить простодушие, веру в лучшее. Но персонаж был не так прост, как казался на первый взгляд. Он обладал крепким внутренним стержнем, имел свое мнение. Герой отстаивал свою позицию. Именно эти качества помогли заключенному выжить в тяжелых условиях.

Александр Солженицын в произведении показал и других заключенных. Некоторыми персонажами автор восхищается. Это те герои, которые смогли отстоять свои взгляды и убеждения. На страницах книги читатель встречает командира, который уважает своих подопечных, заботится о них. В герое нет озлобленности. Он понимает, что на месте этих заключенных могли оказаться и другие люди.

Через образы персонажей автор раскрывает многогранность жизни в лагере. Среди основных проблем, поднятых в произведении «Один день Ивана Денисовича», можно выделить проблему человеческой жестокости, взаимопомощи, несправедливости существующего режима. Автор уверен, персонажам помогла выжить любовь к ближнему, сопереживание и поддержка. Александр Солженицын не дает собственную оценку происходящих событий. Автор лишь повествует о жизни героев. Читатель должен самостоятельно сделать для себя важные выводы.

А. Солженицыну в своем творении удалось передать чувства и эмоции тех, кто столкнулся с тяготами судьбы. Основная идея произведения «Один день Ивана Денисовича» заключается в том, чтобы читатель понял, какое влияние на людей мог оказать политический режим. У некоторых он разрушил судьбы, искалечил не только тела, но и души.

Композиция

Строение рассказа продиктовано его содержанием и временными рамками описываемых событий. Сначала А. Солженицын рассказывает о подъеме в пять часов утра. Это и есть экспозиция, которая переносит читателя в лагерный барак и знакомит его с главным героем.

Развитие событий – все передряги, в которые Иван Денисович попадает за день. Сначала его застают лежащим после «подъема», потом отправляют мыть полы в надзирательской. Разговоры с Алексеем баптистом и сговор с заключенным, получившим богатую посылку, тоже относятся к развитию событий.

Кульминаций в произведении минимум две – эпизод, когда надзиратель ведет Шухова отбывать наказание и сцена, где Цезарь прячет еду от надзирателей. Развязка – отбой: Шухов засыпает, понимая, что прожил день счастливо.

Сталин — дурак, курит табак…

Хотите серьезного разговора о том времени? Не дождетесь — Панфилов крутит вам дулю в лучших традициях «Огонька» конца 1980-х. Снова перед нами настоящий герой, ставший безвинной жертвой советской тирании, которая готова стереть в лагерную пыль всех и вся.

Казалось бы, давно уже установлено, что никакого повального обвинения военнопленных в измене Родине не было, и те, кто оказался в советском лагере, составляли абсолютное меньшинство. Да и сам система ГУЛАГа в разные годы и в разных местах выглядела по-разному, и не имела она ничего общего с гитлеровской системой уничтожения.

Как быть, к примеру, с тем, что сам автор «Одного дня Ивана Денисовича» в этой самой системе тотального уничтожения, которой рисует ГУЛАГ, был вылечен от онкологического заболевания? Как это вписывается в те картинки, нарисованные им самим и рисуемые теми, кто ставит фильмы по его произведениям?


Дело профессора Курганова. Кто придумал 110 миллионов жертв Сталина? Подробнее

Жанр

А. И. Солженицын по настоятельству редакции определил произведение как повесть. На самом деле – это рассказ. В нем можно заметить такие признаки малого литературного жанра: небольшой объем, внимание автора сконцентрировано на сюжетной линии Шухова, система образов не очень разветвленная. Направление произведения – реализм, так как автор правдиво описывает человеческую жизнь.

Предыдущая

Сочинения«Доктор Живаго» анализ произведения Пастернака – проблемы, история создания, жанровое своеобразие, смысл названия романа

Следующая

Сочинения«Дама с собачкой» анализ произведения Чехова – проблематика, тема, проблемы, основная мысль рассказа

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]