«После побоища Игоря Святославича с половцами»: описание произведения, история создания, отзывы

В истории русской культуры велико значение творчества художника Виктора Михайловича Васнецова. Основными темами его творчества был фольклор и русская история. Его многогранность в мастерстве, жанровом плане и технике исполнения способствовала созданию таких шедевров как: «Аленушка», «Три богатыря», «Иван-царевич на Сером Волке», «Снегурочка» и др. Особое место среди многочисленных творений стоит уделить картине В. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 года создания). Предлагаем вам историю написания картины, ее описание, отзывы о ней.

Приобретение картины Третьяковым

Васнецову довелось сотрудничать с крупными российскими меценатами. Одним из них был Савва Иванович Мамонтов. Этот крупный промышленник, скульптор, музыкант, любитель театра часто собирал в своем доме художников, актеров, писателей. Им было заказано у Виктора Михайловича несколько полотен.

Через некоторое время Васнецов познакомился с меценатом Павлом Михайловичем Третьяковым. Он и приобрел в свою галерею картину «После побоища Игоря Святославича с половцами». Многих поклонников искусства радует шедевр в Третьяковской галерее Москвы и в наше время.

Душевная растерянность

Считается, что именно с этой картины Васнецов нашёл своё направление, в котором у него не было предшественников.

Отрицательное отношение к картине «После побоища…» главного «апологета» реализма Владимира Стасова и некоторых художников-передвижников во главе с Григорием Мясоедовым, который выступил против экспонирования картины, заставило Виктора Михайловича Васнецова почувствовать душевную растерянность. Дело дошло до того, что в знак протеста он подал заявление о выходе из Товарищества.

По счастью, Васнецова, тяжело переживавшего столь откровенное неприятие картины и ожесточённые споры, поддержали другие коллеги по творческому цеху, и он забрал своё заявление обратно. По крайней мере, в архивах его обнаружить не удалось.

«Несказанно рад за твоё примирение с Товариществом, — пишет ему Василий Максимов, — наша недогадливость чуть не создала нового выхода, никем не ожидаемого, и тем более мной».

Сюжет картины «После побоища Игоря Святославича с половцами»

Содержание картины Васнецова показывает окончание страшной битвы с половецким войском. Мы видим только мертвых воинов. Жестокое сражение забрало жизни опытных бойцов, а также совсем юных героев. Вражеские стрелы не пощадили никого. Особенность полотна в том, что мертвые воины не вызывают особого ужаса. Художник не рисует реальное опустошение после боя. Мертвые защитники кажутся спящими. Здесь нет окровавленных тел и оторванных частей тела. Смертью уровнялись, успокоились и разрешились все конфликты. Рядом с русскими богатырями лежат и половецкие воины, только на заднем плане полотна. Везде разбросано уже никому не нужное оружие. А у некоторых героев оно еще осталось в зажатых руках.

Многие критики долго спорили после появления картины Васнецова. Многие считали, что невозможно подобным образом трактовать историческое событие. Оно на полотне казалось им не правдивым, ничто не говорило о ярости боя и исходе. Обычно после боя тела воинов сильно изранены, лица искажены, одежда залита кровью и порублена на клочки. Но были у Васнецова и защитники. Так, его поддержал великий мастер Репин. Он увидел в картине совершенно новое направление, первую русскую живопись в подобном исполнении.

Сюжет картины Васнецова

В чистом поле где-то недалеко от берегов Каялы покоится дружина Новгород-Северского князя Игоря Святославича, поверженная половцами. Картина, на которой, казалось бы, торжествует смерть, не вызывает ужаса перед лицом погибших. Напротив, кажется, что воины спят, а с восходом солнца они воспрянут и продолжат битву. Однако же по виду мёртвых половцев, чьи тела изображены более натуралистично, мы понимаем, что никто из них больше не проснётся.

Васнецова называли «богатырём русской живописи»

Разница в изображении русских и половцев позволяет Васнецову провести аллегорию борьбы добра со злом. Однако же в реальности эта разделительная линия не была столь чёткой. В многолетних отношениях Древней Руси и кочевников были периоды не только войны, но и мира. Например, заключались династические браки: сын того же Игоря Святославича Владимир был женат на дочери половецкого хана Кончака. И это далеко не редкий пример.


Автопортрет, 1873. (wikimedia.org)

Самого Игоря Святославича, как и других князей, участвовавших в походе, нет на картине — они были пленены. На поле брани покоятся простые воины, которые могли бы остаться в живых, если бы Игорь не поспешил с походом, а объединил силы с другими русскими князьями.

Васнецов не ставит перед собой задачу изобразить сечу или её последствия. Он хочет показать, в каком виде эти события остались в народной памяти, передать народное понимание долга, красоты, добра. События 12-го века перестают быть исторической хроникой, но становятся частью процесса мифотворчества и миропонимания.

Особенности композиции

О чем же говорит необычная композиция полотна «После побоища…»? Сразу можно сделать вывод, что воины боролись до последнего издыхания. Кульминацией картины является богатырь, лежащий в ракурсе и раскинувший руки. Художник показал его могучим, красивым, полным воинской доблести. Зритель сразу представляет его живим, в виде могучего воина в доспехах. По всему видно, что непобедимый герой не сразу погиб, а долго боролся с врагом. В живых не осталось никого. Васнецов особенно тщательно разработал образ этого опытного воина.

Рядом с могучим богатырем лежит красивый молоденький воин. Его сердце пронзила вражеская стрела. На этих двух образах художник показывает, что на защиту Отечества вставали как бывалые бойцы, так и молодые. Они отдавали свою жизнь за свободу родной земли.

На заднем плане видно еще одного русского воина, в руках которого остался зажатый лук, из которого он собирался стрелять в последний момент. Эти герои наполнены величественным духом русичей, отдавших свою жизнь за великое дело. На заднем плане полотна видны сраженные тела половцев, которые погибли мучительной смертью. Изображению их тел художник не уделял особого внимания. Один половец лежит на боку, другой изогнут, третий — упал на спину и запрокинул голову назад.

Вариант 3

Здесь можно увидеть большое поле, на котором лежат умершие на войне солдаты. Кровь пропитала всю землю и от этого она стала красной.

Наши русские солдаты пытались защитить свою землю и поэтому до последней капли крови бились со своими врагами. Вот только теперь и они, и их враги лежат на земле, а земля, за которую бились, покрыта телами умерших солдат. А над их головами летают большие птицы с целью отыскать что-нибудь съестное. Они рады, что добыча досталась практически просто так. Конечно, картина не впечатляющая, а наоборот наводит тоску и сумрак. Немного наверху можно разглядеть заходящую луну, которая практически скрылась за горизонтом. Здесь можно сравнить уходящее солнце и уходящую жизнь солдат.

Если посмотреть в самый центр картины, то там можно увидеть двух молодых мужчин, которые отдали свою жизнь за спасение русской земли.

Один из воинов повернул голову прямо к зрителю и поэтому нам очень хорошо его видно. На голове у него находится шлем, который покрывает голову и спасает от ранений. А из груди торчит большая и длинная стрела, которая проткнула сердце и смерть пришла мгновенно. Рядом с ним находятся и другие войны, которые также не пожалели своей жизни и смерть забрала их также быстро. Если посмотреть на лицо, то там даже нет никаких эмоций. Чего нельзя сказать про воинов, которые находятся немного подальше. Они наоборот злы и им хочется убивать и убивать, вот только убили их.

Кроме этого на картине встречаются и красные оттенки цвета. Они имеются на шлеме, груди, сапогах или на земле возле убитых воинов. А на земле расцветают маленькие и очень красивые цветы. Это говорит о том, что жизнь для одних заканчивается навсегда, а вот для других она продолжается.

Природа вокруг павших солдат плачет по ним и сожалеет, что все так получилось. По небу ходят темные тучи. А в левой части картины можно увидеть птицу, которая уже наелась и напилась крови, а теперь ждет когда прилетят остальные ее сородичи.

Солдаты исполнили то, к чему стремились так долго. И они сделали все для того чтобы защитить свою родину и не дать невинным людям погибнуть. Они показали себя храбрыми и могущественными и доказали всем, что они патриоты своей Родины.

Я считаю, что каждый человек должен любить свою страну. Это важно для существования нашей Родины.

Природа в сюжете

Особое место Васнецов уделил изображению природы на картине. Зритель наблюдает за боем двух орлов в воздухе. Они символизируют дух свободы. Еще один орел сидит слева и поправляет клювом свое оперение. Грозную картину после боя дополняют надвигающиеся грозовые тучи. Степь медленно закрывается под их тенью. За тучами проглядывается покрасневшая зловещая луна.

Последним пристанищем воинов стало поле битвы, украшенное полевыми цветами и зеленой травой. Зритель чувствует, что на картине наступают сумерки. Также нужно отметить изображенные художником доспехи воинов, декорированные традиционным орнаментом.

«Ледовое побоище» в образах и картинах

А.Д. Кившенко. «Князь Александр ранит ярла Биргера», 1888 г. Ну тут что скажешь? Живого места в этой картине нет с точки зрения исторического реализма. Ни единого! Надо же было так суметь… А еще «Совет в Филях» нарисовал…

Тогда выступил князь Александр и с ним многие другие русские из Суздаля. Они имели бесчисленное количество луков, очень много красивейших доспехов. Их знамена были богаты, их шлемы излучали свет. Старшая Ливонская рифмованная хроника

Искусство и история.

«А где «Побоище»? Такие пошли ко мне обращения читателей «ВО» после публикации материала про Куликовскую битву в образах и картинах. А с «Побоищем» так: было время, когда его очень даже неохотно писали. Потом, напротив, разве что ленивый его не писал. Так что давать анализ всем картинам, на которых оно изображено, просто физически невозможно. Но тема, безусловно, очень интересная, поэтому пришло время рассмотреть и ее. Но начать придется нам… опять-таки с газеты «Правда», которая 5 апреля 1942 года, то есть как раз к юбилею, опубликовала статью, посвященные этому событию. Другой материал, причем даже с картинкой, напечатала газета «Московский большевик».

Передовица из «Правды» за 5 апреля 1942 года. Обратите внимание, что в тексте нет упоминания потопления рыцарей в озере. А почему? Да потому, что этого нет в самых ранних и достоверных летописных текстах. Вот журналисты «Правды» и составили «правдистский» материал, к которому ни один историк придраться бы не мог, ни наш, ни зарубежный, потому что «Правда» всегда пишет… правду!

Статья в газете «Московский большевик». А вот газете «московских большевиков» никто в ЦК ВКП(б) запретить фантазировать не мог, и уж ее-то журналисты «оттянулись» по полной! А на рисунке и латы, и рога – словом, полный джентльменский набор «закованных рыцарей», которые в итоге, конечно же, тонут!

К этому времени на экранах СССР уже повсеместно шел кинофильм Эйзенштейна «Александр Невский», который сначала был выпущен в прокат, затем, после 23 августа 1939 года, убран из проката и положен на полку, но после 22 июня 1941 года вновь увидел свет, хоть и не сразу, а лишь после слов Сталина о том, что нам в борьбе с врагами нашей Родины надобно равняться на наших героических предков.

Н.К. Рерих. «Александр поражает копьем ярла Биргера», 1904 г. Вообще-то, сначала даже как-то чаще рисовали князя Александра, «возложившего печать копьем на лицо Биргеру». Вот и Н. Рерих отдал дань этому сюжету и в свой декоративной манере написал… чисто декоративную картину. Интересно, что Александр на ней держит копье двумя руками, «по-сарматски», что в 1240 году не практиковалось уже лет 500 как минимум

Второе его полотно, «Русская война», на эту же тему, но написанное в 1942 году столь же декоративно и экзотично

Ну а дальше картины на эту эпическую тему посыпались как из рога изобилия. И ясно почему…

В. А. Серов написал две картины. Первая – собственно битва и вторая: «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища». Интересно, что последняя как-то очень перекликается… с «Боярыней Морозовой». И тут нам, по сути нечего искать. Князь есть, пленные немцы у стремени есть, народ присутствует и ликует… Тут придраться не к чему.

Но вот там, где битва…

«Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища» В. А. Серова

«Ледовое побоище». В. А. Серов, 1942 год. Тут, конечно, все интереснее. Не будем о лицах, позах – они «гневом и решимостью полны», как и положено. Но это, наверное, в первый раз было так, чтобы художник рисовал шлемы… из кинофильма. Да-да, посмотрите на «чудинца» в центре полотна, с круглым щитом и мечом. На голове у него «каска» ну точь-в-точь из кинофильма «Александр Невский». Тут же валяется и топфхельм с рогами, ну как же без них. И так и хочется спросить: в каком из филиалов Мосторга, торгующего скобяными изделиями, автор присмотрел тот топор, что в руке у парня в тулупе, которым тот рубит немца в снегу? Ну ведь Оружейная же палата в Москве, ГИМ – в Москве, и разница между топорами боевыми и рабочими, что были в ходу в XIII веке, известна уже была. Но нет, не стал он всем этим заморачиваться. Чем проще, тем «лучшее»!

То есть вот с этого началось, а затем образцы вопиющей небрежности, вовсе недостойной отечественной истории, начали множиться и множиться, и множиться. Вот, например, художник Костылев Дмитрий Павлович. И закончил, и член престижных союзов, и на пленэр во Францию ездил… Словом, мастер. Сам про себя пишет: «Творчество для меня — это попытка найти ответы на вечные вопросы бытия человека… И обращение к достойным и сильным личностям прошлого и современности — таким, как Св. Петр, митрополит Московский или Петр I, император российский, и другим, происходит из желания на примерах их жизни несколько приблизиться к этой цели…» Замечательно! И вот как это решено в цвете…

Князь выписан как надо. Орел князь (фигура слева), что и говорить. Но что же мастерства-то на его противника художнику не хватило? Это что на нем за шлем такой? На голову микроцефала надет, не иначе? А ведь там еще и волосы, и подшлемник… А тут еще и рожки в виде лиры… Ну, известно ведь, что рыцари св. Марии Тевтонской имели устав тамплиеров и им запрещалось украшать свое оружие (и шлемы в том числе), а уж тем более цеплять на них рога нечистого! В Ливонской летописи сказано: «братья в богатых шлемах», то есть позолоченных, потому как позолота это и богатство знаменует, и от ржавчины защищает. Плечо… и спина – это явно латы. Но какие латы в 1242 году? И, кстати, а куда дальше от плеча рука-то идет, или ее щитом и обрезало? Нет руки-то, а ведь художник! И ведь когда рисует голых девок, то все у тех на месте

«Побоище» работы В. М. Назарука. Тут опять-таки одна сплошная эпичность. И вообще-то, ей куда больше подошло бы название «Всемирный потоп»!

«Побоище» Присекина С. Н.

Тут мы видим прямо-таки буйство безграничной фантазии автора. Начнем слева направо и уж посмеемся вдосталь. Прежде всего лучник в кирасе и шлеме бургиньот, то есть в доспехах где-то середины XVI века. Тут же опять куча касок из «Невского…», и на самом виду стоит арбалетчик и крутит «нюрнбергский вороток», который тоже в 1242 году еще не изобрели. Князь Александр куда-то шлем потерял, но боя не бросил, ну, это бывает, но смешит другое: мужик в исподней рубахе с вилами-тройчаткой. А немцы-то и с алебардами одна другой чудней. Видно, у швейцарских наемников одолжили после битвы при Земпахе. Да и те тогда проще были. А те, что здесь, на картине, — это уж век XVII, ничуть не менее! Ну и на переднем плане, разумеется, кто? Мужик в лаптях! Но лапти были рабочей обувью крестьян, причем летней. По вопросу истории распространения лаптей на Руси существует богатая историография и целый спектр мнений, часто взаимно противоположных. Известно и то, что на войну надевали все лучшее, чтобы произвести на врага впечатление. Так что хотя единого мнения о лаптях и не существует, я бы не стал рисовать лапотника на первом плане. Что за странное желание нашу посконность-то выпячивать? Зачем? Уж надел бы на него какие-нибудь опорки из кожи козла. Делали ли же тогда такие. И хуже картина от этого бы не стала!

Картина В. В. Маторина удивляет другим. Масса пехоты в белом… А где всадники-то? Ведь сказано: «свиньей» братья пошли. Но это же строй конницы. Или пехотинцы ордена, одетые в кольчуги, бежали столь резво, что оказались на линии боевого соприкосновения одновременно со всадниками?

Картина А. И. Борисова выполнена в лучших традициях самого плохого соцреализма. Все рыцари в латах XVI в. а пехота прет, выставив вперед алебарды

В 90-е годы множество батальных картин написал художник Игорь Дзысь. И среди его работ есть и «Побоище». И эта его работа (см. ниже) — отличный пример того, что может сделать художник, который, во-первых, умеет рисовать, а во-вторых, знает исторические реалии, то есть материальную составляющую культуры, уставы рыцарских орденов, а главное — понимает разницу между единичным и массовым. И вот на этом его полотне есть и единичное, и массовое, и соответствующее эпохе, и могущее соответствовать – словом это, пожалуй, единственная работа которую можно поставить другим художникам в пример.

Картина И. Дзыся

А вот художник Е. Емельянов работал над своим масштабным полотном почти 10 лет. И в этого у него вышла огромная диорама, выставленная им в Артиллерийском музее в Санкт-Петербурге. И вроде бы все хорошо: орденский флаг с тремя косицами, и рыцари словно из издания «Оспрей», узнаваемы, но… все равно лед ломается, рыцари тонут — и где? В озере, где воробью по колено! За 10 лет можно было бы уж найти ответ на этот «больной вопрос» современности…

Работа Д. Гордеева

Если посмотреть его блог, то по отдельности воины будут смотреться очень даже неплохо. Но на картине мы видим, что и рыцари, и наши воины совершенно неправильно используют копья. Так они пользовались на «Гобелене из Байё». Но затем доминантным приемом стало куширование копья (то есть когда его зажимают под мышкой!), поскольку сами копья сделались длиннее! И почему-то все они принадлежат к ордену Добжиньских братьев. Может быть, здесь показана их битва с Даниилом Галицким, который разбил их в 1237 году? Потому как на Чудском озере рыцари-то были с черными крестами. Ну и зачем рыцарь в рогатом шлеме так «буйну голову» склонил? Чтобы ничего в щели шлема не увидеть? То есть мало знать, кто как был в то время одет. Надо еще иметь и представление о тактике и не мешать в первых рядах конницу с пехотой!

А вот и творение А. Ежова (2009 г.)

К этому времени, как говорится, ну все, все стало известно, все есть, работает Интернет – бери и пиши. Или… срисовывай. Так нет же! Смотрим на «это» внимательно. Уж бог с ним, с рыцарем, что вылезает из проруби. Но вы посмотрите, как князь Александр, находясь на коне несколько позади от немецкого рыцаря в центре, умудряется тем не менее поразить его копьем в грудь! Ну не бывает так и не нужно было так рисовать! А уж нарисовал, увидел, что ошибся, так можно и нужно было перерисовать, а не смешить людей, которые на такие вот «откровения» наших «художников» смотрят!

А вот это метро в Питере. Мозаика «Ледовое побоище» на станции метро «Площадь Александра Невского». И для мозаичного панно очень даже неплохо. Непонятно только, почему крест ордена красный, а не черный, и как это всадник двумя руками замахивается на своего противника мечом, а так… вполне ничего. Ну и рога-то немцу зачем? Чай, не корова…

Идея создания полотна

Живя в Петербурге, Васнецов интересовался жанром народных преданий. Это навеяло ему мысль о создании описываемого шедевра. Для создания сюжета монументального полотна он взял подлинные события. В нем прослеживаются традиции русского народного эпоса. Художник изобразил славный подвиг русских воинов по мотивам «Слово о полку Игореве». Его идеей является показать сражение, воспетое народом и летописцами, чтобы у потомков сохранилась память о величественных образах защитников родной земли.

Отзывы о картине

Сегодня картина Великого мастера Васнецова — народное достояние, хранящееся в Государственной Третьяковской галерее. Часто сюда приходят старшеклассники после изучения «Слова о полку Игореве». А потом им задают писать сочинение «После побоища Игоря Святославича с половцами» по сюжету картины. Отзывы о полотне довольно положительные, ведь на нем изображены важнейшие события русской истории. Васнецов прославил отважных русских героев, поспел их подвиг. Высота картины 2 м, а ширина — 4 м. Многие отмечают особый патриотизм картины.

Другие полотна Васнецова, посвященные далекому прошлому

Виктора Михайловича еще называют «богатырем» русской фольклорной живописи. Он сполна раскрыл направление русской истории, фольклора. Художник тщательно прорисовывал каждую деталь. Многие работы Васнецова вызывают у зрителей особый патриотический дух: «Богатыри», «Богатырский галоп», «Нестор-летописец». Некоторое время художник занимался расписыванием церквей. Религиозной тематике посвящены полотна: «Богоматерь с младенцем», «Христос Вседержитель», «Бог Саваоф». Многие сюжеты Васнецова выполнены особыми художественными приемами, присущими только великому мастеру кисти.

Третьяков картину купил

Владимир Стасов упрекнул «После побоища…» в академизме, а её создателя – в увлечении условностями.

Естественно, Васнецов не остался в долгу, съязвив, что «художественная правда для Стасова непременно однобока и, извините, без штанов». Как бы ни скрывал Виктор Михайлович свои чувства, но он был очень расстроен столь холодным приёмом работы, в которую вложил много сил. В газетах выходили рецензии одна разгромнее другой, где художнику ставили в вину «воспевание трупов» и что саму-то битву он не написал!

Проницательный же Иван Крамской, к мнению которого прислушивались абсолютно все, сразу оценил необычное творение Васнецова и даже предугадал её будущее значение для русской культуры: «…трудно Васнецову пробить кору рутины художественных вкусов. Его картина не скоро будет понята. Она то нравится, то нет, а между тем вещь удивительная».

А вот Павел Михайлович Третьяков, который никогда не считался с мнением критиков и полагался только на своё собственное чутье тут же приобрёл «После побоища…» за 5 тысяч рублей. Эта картина ныне одно из главных сокровищ «васнецовского» зала в Третьяковке.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]