- Сочинения
- По литературе
- Грибоедов
- История создания комедии Горе от ума
Комедийная пьеса «Горе от ума» стала настоящим выдающимся достижением Александра Сергеевича Грибоедова, самобытной классикой русской литературы первой половины XIX века. Создание комедии началось в 1821 году, когда Грибоедов находился на военной службе в Тифлисе при генерале А. П. Ермолове. По возвращению в родную Москву Александр Сергеевич продолжил работу над драматургической комедией. Еще далеко до официальной публикации местное читательское общество уже смогли получить первые копии пьесы, которые в те времена называли «списками», то есть, то, что было списано с оригинала. Московское читательское общество получило первые списки с рукописи автора ближе к концу 1824 года.
Первая публикация комедийной пьесы, к сожалению, была уже после кончины Грибоедова. Цензура очень долго медлила с решением об официальном выходе в свет. Вдова автора А. Грибоедова вместе с его сестрой даже подавали несколько раз ходатайство о публикации, которые также откладывали для рассмотрения.
Спустя время, в 1833 году, царь, на просьбу министра Уварова, дал разрешение на печать комедии и уже через несколько недель пьеса Александра Сергеевича «Горе от ума» была впервые напечатана в отдельном издании в типографии Семена при Императорской академии. Спустя 6 лет, в 1839 году, читательское общество увидело второе издание, петербургское, имеющее правки и цензуру.
Грибоедов несколько раз при жизни пытался сделать постановку комедийной пьесы, но каждый из них так и не был успешным. Премьеру спектакля поставили в 1831 году в Петербурге уже после жизни автора.
После официального выхода в свет «Горе от ума», ее спрос был на порядок больше количества тиражных изданий. Печатную книгу было довольно сложно приобрести не в силу ее стоимости, а в ограниченном количестве, поэтому печатное общество начало делать собственные копии. Самое интересное заключается в том, что в данных «списках», общество сохраняло все так называемые «запретные» слова и места, которые были поправлены цензурой.
Полное издание комедии смогло выйти в свет лишь в 1862 году, в своем настоящем, самобытном виде по приказу императора Александра II. Именно эта версия издания известна сегодняшнему читательскому обществу и подобным кругам. Оригинальное издание, то есть авторскую рукопись Грибоедова так и не удалось обнаружить. К нам комедия дошла лишь в виде некоего списка.
Вариант 2
История создания комедии Грибоедова Горе от ума: замысел, постановка, публикация
Произведение Грибоедов «Горе от ума» было опубликовано в 1824 году и представляет собой комедийную пьесу, в которой описывается общество времен крепостного права и охватывает временной промежуток с 1808 по 1824 года. В комедии описываются проблемы общества того времени, а также тема любви. Любовная история хорошо раскрыта в описании жизни главных героев. Герои любовного треугольника — Андрей Чацкий, Софья Фамусова и Алексей Молчалин.
Андрей Чацкий — умный, активный молодой человек, стремившийся к развитию и совершенствованию. При этом Андрей, ярко выраженный романтик. Он нежен, деликатен, тактичен. Чацкий влюблен в Софью. Он видел в ней только положительные качества, несмотря на сложный характер и взбалмошную натуру молодой девушки. Андрей Чацкий идеальная кандидатура для Софьи Фамусовой, но сердце девушки принадлежит другому.
Софья Фамусова яркая представительница молодых дам той эпохи. Софья — богатая барыня, которая томится от безделья и скуки в отцовском доме. Она умна, образована, но из-за юности своих лет, в произведении ей всего 17 лет, она наивна и неопытна. Из-за неопытности ее выбор падает не на умного и скромного Чацкого, а на недалекого Молчалина.
Алексей Молчалин — глуповат, не стремился к саморазвитию. Главной жизненной целью героя является достижение собственного благополучия. Поэтому ему выгодно общение с Софьей с целью вхождения в круг общения Фамусова старшего. Его поведение по отношению к Софье фальшиво и наигранно.
Влюбленная Софья не замечает недостатков Алексея, воспринимая их за достоинство. Однако Софье не удается связать свою жизнь с Молчалиным. Выбор Алексея падает на молодую барышню Лизу. Фамусов изгоняет Молчалина из дома. Софья тяжело переживает потерю любимого. Она морально разбита и угнетена. Андрей разочарован в дочери Фамусова и перестает с ней общения. Софья остается совершенно одна. Настоящей жертвой любовного треугольника является Андрей Чацкий. Он разочарован в обществе и в жизни в целом. Причиной такого разочарования выступает его романтичная натура и то, что на первый план всегда ставит искренние чувства, а не личную выгоду и карьерный рост, как это делает Молчалин.
Главной целью произведения, является желание автора показать то, что большинству представителей эпохи не нужны, а даже чужды настоящая, искренняя любовь. А те, кому присущи эти качества, становятся лишними в так называемом «обществе Фамусова».
Особенности различных редакций
В Тифлисе в 1820 году были написаны 2 акта пьесы. Отличий от итогового текста немного. Суть замысла не претерпела изменений. Обличительная сатира и показ пороков общества. В имении С.Н.Бегичева Грибоедов написал 3 и 4 акты, но в то время он не считал, что работа над текстом завершена. Пьеса претерпела изменения:
- название «Горе уму» по смыслу стало другим: «Горе от ума»;
- корень фамилии главного персонажа Чадский (чад) стал Чацким;
- монолог главного героя в первом акте;
- диалог служанки с Софией;
- сон хозяйской дочери.
Изменялся текст, все более насыщаясь фразами, ставшими крылатыми. Есть правки А.Пушкина, В.Булгарина.
Интересно, что некоторые диалоги оставались низменными сразу после первой редакции, например, монолог «А судьи кто?».
Рукописи менялись в зависимости от того, для какой публики они читались. Резкие суждения автора пытались смягчить, чем нарушали их смысл. Но изменить суть пьесы не удавалась. Ее сравнивали с бомбой, которая взорвала умы целого поколения.
Замысел, постановка и публикация
Своё знаменитое произведение Александр Сергеевич Грибоедов посвятил расколовшемуся дворянству. Комедия высмеивает светское общество, существовавшее в первой половине девятнадцатого века.
Идея написания пьесы возникла у Грибоедова в 1816 году после приезда в Санкт-Петербург. Оказавшись на светском приёме, Александр Сергеевич возмутился пристрастием русских людей к иностранным вещам. Став свидетелем того, как гости на вечере преклонялись перед иностранцем, Грибоедов весьма гневно отреагировал на происходящее. Кто-то даже высказал предположение о том, что писатель сошёл с ума. Эти слухи стали быстро распространяться, и в конечном счёте подсказали Александру Сергеевичу идею для произведения, обличающего пороки общества, существовавшего в то время. Выходит, что прообразом Чацкого — протагониста пьесы, стал сам драматург. Во время посещения различных мероприятий поэт много наблюдал за людьми, и впоследствии некоторые характеры отразились в «Горе от ума». Свои наработки писатель стал читать в тысяча восемьсот двадцать третьем году в Москве, а закончилась работа над произведением лишь в двадцать четвёртом году под Тифлисом. Первоначально комедия называлась «Горе уму». Из-за цензуры пьеса часто претерпевала изменения. Долгое время комедия находилась лишь в рукописном варианте. В 25 году девятнадцатого века были опубликованы небольшие фрагменты «Горе от ума» в альманахе «Русская Талия».
Надеясь на помощь в публикации произведения, Грибоедов перед отъездом в Персию отдаёт рукопись товарищу Фадею Венедиктовичу Булгарину. Лишь после смерти автора, в 1833 году пьеса выходит в печать. Прежде были опубликованы только отрывки, а постановки в театре сильно искажались цензурой. Без вмешательств цензоров комедия вышла в Москве в 1875 году.
Герой пьесы Чацкий имеет немало общего с историей создания произведения. Он был беспомощен в борьбе с устоями общества, в котором ему приходилось находиться. Чацкий не убедил дворянство в необходимости изменений. Точно так же и Грибоедов не добился кардинальных перемен в прежнем обществе своей обличающей комедией. Однако, «Горе от Ума» получила отклик среди нового поколения светских людей.
Произведение преодолело все испытания, возникшие при публикации, и, благодаря лёгкости слога, довольно быстро разошлось на цитаты. Грибоедову удалось написать комедию, которая актуальна и по сей день, ведь столкновение противоположных взглядов является неотъемлемой частью общества.
Конспект урока литературы «А. С. Грибоедов. История создания «Горе от ума».
Литература 9кл. 24.10.16г
Тема:«А. С. Грибоедов. История создания «Горе от ума».
Цель:
проследить историю создания комедии; познакомиться с галереей образов пьесы; проанализировать, как завязываются в комедии любовный и общественный конфликты.
Ход урока:
- Орг. момент
- Проверка д/з
— Опрос учащихся
— Индивид.раб.со слабыми уч-ся(карт)
Новая тема
1) Вступительное слово учителя.
Сегодня мы начинаем знакомство с замечательным, великолепным по замыслу и исполнению произведению А.С.Грибоедова «Горе от ума». Эта пьеса относится к ряду произведений «на все времена». В течение почти двухсот лет оно является бессменным в репертуарах разных театров. Почему? Чем оно привлекает зрителя и читателя? Почему до сих пор никто из критиков не даёт полного и цельного анализа этого произведения? Эти и другие вопросы будут стоять перед нами на протяжении нескольких уроков изучения бессмертной комедии.
Ну что, в добрый путь?!
2) Теория литературы.
— Вспомните, чем драматические произведения отличаются от других жанров? (от лирики и эпоса)?
(Они предназначены для исполнения на сцене)
— Что представляет собой содержание драматического произведения?
(Содержание составляют реплики действующих лиц в форме диалога и монолога. Реплики героев сопровождаются ремарками и актёрской игрой. Сценическая обстановка (декорации, костюмы, музыка) усиливают впечатление от спектакля.
— Что такое диалог и монолог? Ремарка?
— Назовите виды драмы.
( Трагедия, драма, комедия)
— Каковы отличительные признаки комедии?
( В комедии осмеиваются те или иные стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства характеров людей)
Драматические произведения отличаются от лирики и эпоса прежде всего тем, что предназначены для исполнения на сцене. Их содержание составляют речи, разговоры действующих лиц в форме диалога и монолога. Речи действующих лиц сопровождаются ремарками, т.е. авторскими указаниями об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах.
Учитель.
Грибоедов создал комедию. Какие стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства характеров людей в ней осмеиваются, мы узнаем в ходе анализа произведения, а вот какова история её создания.
3) История создания комедии «Горе от ума».
Комедия задумана ещё в Петербурге около 1816 года. Грибоедов, вернувшись из-за границы, оказался на одном из светских вечеров и был поражён тем, как вся публика раболепствует перед всем иностранным. В тот вечер она окружила вниманием и заботой какого-то болтливого француза. Грибоедов не выдержал и сказал пламенную обличительную речь. Пока он говорил, кто-то из публики заявил, что Грибоедов сумасшедший и, таким образом, пустил слух по всему Петербургу. Грибоедов же, дабы отомстить светскому обществу, задумал написание комедии по этому поводу.
Существует и такая версия, что сюжет комедии приснился Грибоедову. Причём сам автор подтверждает её в одном из писем: «Когда же должно быть готово? – Через год, клятву дайте… И я дал её с трепетом…Я пробудился…ночная стужа развеяла моё беспамятство, сажусь писать и живо помню моё обещание: ВО СНЕ ДАНО, НАЯВУ ИСПОЛНИТСЯ!»
Комедия была завершена к осени 1824 года. Грибоедов очень хотел увидеть комедию…Комедия произвела неописуемое действие… Только после смерти автора комедия появилась на профессиональной сцене. Первое отдельное издание «Горя от ума» вышло в Москве в 1833 году. Первоначальное название комедии было «Горе уму». Затем автор меняет его на «Горе от ума».
4) Галерея образов пьесы.
— Назовите действующих лиц комедии.
Одной из характерных особенностей данной пьесы являются «говорящие фамилии».
ФАМУСОВ (от лат. Fama – «молва»). Его зависимость от общественного мнения, молвы подчёркивает его «говорящая фамилия».
МОЛЧАЛИН – он робок и молчалив с Софьей и Фамусовым, но с Лизой и Чацким он превращается в «говоруна». Очевидно, его фамилия несёт намёк на скрытые и важные свойства натуры.
ЧАЦКИЙ – несёт намёк на имя интереснейшего человека той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. Его взгляды, идеалы, убеждения – словом, все его мировоззрения оказались неприемлемы для царской России, поэтому его постигло небывалое и страшное наказание. Высочайшим (императорским) указом он был объявлен сумасшедшим. Так получилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал её.
Софья, Фамусов и Молчалин. Фамусов и Чацкий. Скалозуб.
Фамусов, Чацкий и Скалозуб.
Завязка любовного и общественного конфликтов в комедии.
Сюжетную основу пьесы составляет драматический конфликт.
— Что такое конфликт драматического произведения?
(острое противоречие, столкновение противоположных взглядов, мировоззрений)
Учитель. Конфликт является основной пружиной, источником напряжения литературного произведения, обеспечивающим развитие сюжета.
Беседа с учащимися:
— Почему Софья находится в замешательстве?
(Она не ждала Чацкого. За три года его отсутствия увлеклась другим)
— Что Чацкий вспоминает из детства?
(игры, детские шалости с Софьей в доме Фамусова)
— Что задело Софью? В чём завязка любовного конфликта?
(задели насмешки над Молчалиным. Образовался любовный треугольник: Чацкий – Софья – Молчалин)
Куртаг – приёмный день при дворе.
Тупей – причёска в виде сбитого хохла.
— Кого ставит в пример Фамусов?
— Могут ли Фамусов и Чацкий найти общий язык?
(Нет. У них противоположные взгляды на службу, образование, воспитание и т.д. Поэтому между ними возникает противоречие, а следовательно – конфликт)
4. Рефлексия.
— Сегодня на уроке я узнал…
-Сегодня на уроке я понял…
— Я хотел бы узнать на следующем уроке…
5.
Домашнее задание
1) Прочитать 1 и 2 действия комедии.
Дом матери: начальное образование
Новинский бульвар, дом 17
Детство и юность Александр Грибоедов провел в доме матери Анастасии Федоровны (в девичестве также Грибоедовой), представительницы известного дворянского рода. Усадьбу на Новинском бульваре она получила по наследству от брата, Алексея Грибоедова.
Будущий автор «Горя от ума» получил домашнее образование. Особое внимание уделялось иностранным языкам: еще ребенком он учил французский, английский, немецкий и итальянский. Обучали его лучшие преподаватели, среди которых был и Богдан Ион, выпускник Геттингенского университета.
В 1812 году Грибоедов записался добровольцем в Московский гусарский полк. На войну ушел прямо из дома — тогда он видел его в последний раз, в том же году усадьба сильно пострадала от пожара.
На этом участке построили другой дом, который писатель сразу невзлюбил. После смерти Грибоедова мать продала особняк, а новые хозяева не раз его перестраивали. Сегодня на этом месте находится здание, возведенное уже в 1970-е годы.