- Сочинения
- По литературе
- Толстой Лев
- Женские образы в романе Война и мир
Лев Николаевич Толстой, стал великим писателем русской литературы. Его работы, стали известны как в России, так и за рубежом. Наиболее популярная работа «Война и мир», принесла автору, большую славу. Этот роман, стал обсуждением для критиков, которые знали о войне России с Наполеоном, лишь понаслышке. В силу всех обстоятельств, Толстой писал, конкретно то, что чувствовал народ и он сам. Так как, сам автор жил на Руси, он воспевал её в своих произведениях. Он красочно описывал природу, жителей и особенно лиц, женского пола. И эта тема, несомненно, имеет большое значение в этом романе.
Наташа Ростова
Главной фигурой в произведении, является, темноглазая и смелая девчонка, Наталья Ростова. Автор ярко описал все её черты характера и внешности, с малого возраста до её зрелых лет.
Героиня, с детства была, отчаянной, открытой и смелой девочкой, худощавого телосложения. В силу того, что воспитание у девочки не было строгим, она считала, что вся жизнь и весь мир, она практически покорила. Бог подарил ей, шикарную внешность, и сама девочка, умела подчеркнуть её своим прекрасным гардеробом. Манеры и грациозность походки, она вырабатывала уже с детства, и когда она шла по улице, многие мужчины тайком, обращали на неё внимание. Особенно ярким моментом в романе, писатель, выражает её идущей по улице, в светлом платье с кружевными краями. Помимо этого, девочка. С ранних лет, была талантливой натурой, её желание петь и танцевать, возвышали Наталью в обществе. Главной чертой героини, оказывается её самоуверенность и недоступность.
Спустя годы, простая жизнь Натальи закончилась, и однажды на балу, она встречает прекрасного кавалера. Не разобравшись в своих чувствах, девушка признаётся в любви Андрею Балканскому. Этот роман продлился не долго, и девушка, в силу своего возраста и неопытности, понимает, что это не любовь, и засматривается на других мужчин. Посетив очередной бал, она поддаётся влиянию флирта Анатолия Курагина, и тем самым, рушит все отношения с Болконским.
Все эти действия, начинают происходить на фоне войны с Наполеоном, и это сильно закаляет чувства и жизнь девушки. Она становиться более терпеливой, и мудрой. Она уже не подаётся своим фантазиям и мечтам. И в этом тяжёлом времени, её судьба сводит с Андреем Болконским. На неё нахлынули настоящие чувства любви, она понимала, что на тот момент причинила ему, огромную душевную боль. Сам Болконский, находился в тяжёлом состоянии. Наталья, всячески за ним ухаживала, и понимала, что это её настоящая любовь, которую она скоро потеряет. В итоге так и происходит, но это не последняя её потеря. Фон войны, забирает у неё брата и дом. В отчаянных чувствах, девушка становиться сильнее духом, и продолжает жить. На её жизненном пути, встречается мужчина, с которым он понимает, что семья и любимый человек, это самое дорогое в отношениях. Этим человеком стал Пьер Безухов. С ним, Наталья, становиться типичной семейной дамой, у которой уже нет тех красивых форм, она не горит чувствами к жизни. Именно с этим человеком, девушка переросла в сильную женщину. Они оба понимали, что быть вместе, это их счастье.
Второстепенные героини
Некоторые девушки, изображенные в романе, имеют множество общих черт и являются едва ли не двойниками. Так, жена Андрея Болконского и компаньонка его сестры очень похожи, хотя родились в разных странах и социальных слоях. Лиза и мадмуазель Бурьен — легкомысленные кокетки, которые заостряют внимание лишь на внешней стороне мира. Они красивы, грациозны, но пусты внутри. Однако если с внешним обликом девушке не везло, она из ветреной кокетки становилась мнимой умницей и рассуждала только о высоком, как, например, Жюли Карагина. В высшем свете было модно подражать иностранцам, эту тенденцию автор показал на примере Жюли. Она не блистала красотой, зато пыталась придать себе видимость оригинальности. Она читала, но не понимала европейских авторов, и просто пересказывала их мнения, дабы прослыть мудрой. Мотивом притворства связаны и другие героини. Например, Анна Друбецкая тоже притворялась, но для того, чтобы устроить сына на выгодную службу. Она льстила, лицемерила, угождала, лишь бы добиться своего. Также искусственно ведет себя Анна Шерер. Показной патриотизм, пуританская, но ненастоящая нравственность, модные, но неискренние мнения о политике — вот вся ее сущность. Анна была общественным флюгером, указывающим направление ветра при дворе.
Проанализировав эти образы женщин в романе «Война и мир», можно сказать, что автор показал самые распространенные типажи женских характеров того времени. Мы сами видим, какие качества ведут девушку к счастью и процветанию, а какие лишают ее возможности жить честно и нравственно. Семейные ценности, традиционные устои, доброта, отзывчивость и жертвенность характера, богатый духовный мир, принципиальность и сила духа — вот то, что делает женщину добродетельной и счастливой. А вот алчность, легкомыслие, подражание моде, неискренность, тщеславие, ветреность — все это губит хорошие задатки девушки и превращает ее в порочную женщину, неспособную на материнство и супружество.
Автор: Виктория Комарова
Марья Болконская
Другим женским персонажем в данной работе, является, Болконская Марья. Это полный противоположный персонаж от Натальи. Эта особа, является полностью духовной чистотой, любящей всё живое. Марья, была тихая и замкнутая фигура в обществе. Она не имела светских манер, и судьба была не лёгкой. Занимаясь воспитанием племянника, девушка ухаживала за стареньким отцом. Тяготы жизни, изматывали героиню, но она держалась из последних сил. Война, сильно закалила характер героини, но в отличие от Натальи, она обрела настоящую духовную любовь, без пылких эмоций и страстей. Николай Ростов, именно так звали человека, с которым свела судьба Марью. В знак благодарности, судьба подарила ей душевный покой. (Подробнее)
Элен Курагина
Несомненно, в романе фигурирует и другой женский персонаж, такой как, Элен Курагина по мужу Безухова. Это разница, между Наталей и Марьей. В этом персонаже, автор заложил, женскую хитрость, сочетаемую с роскошными одеждами. В силу своего статуса в обществе, девушка, живёт слухами, мало во что вникает. Её измена мужу, чревато оказывается последствиями, и она в скором времени уходит в мир иной.
Все три особы, и стали «начинкой» романа. Лев Николаевич, старался указать на тот идеал женщины, который мог бы сочетать в себе, частички этих трёх героинь. Возможно таким, он видел идеал настоящей русской женщины, с флиртом, с чувством, и с переживаниями. (Подробнее)
Сочинение Женские образы в романе Война и мирТолстого
Л. Н. Толстой написал одно из самых известных и уникальных творений русской литературы, в нем были затронуты все «вечные» аспекты бытия: добро и зло, любовь и ненависть, честь и низость. Автор освещает жизнь, ярко описывая все контрасты и тонкости. В этом эпохальном романе Толстой создает целую галерею образов. В произведении насчитывается более 550 героев и у каждого собственные, исключительные особенности характера. Кому то Толстой уделяет больше внимания и описывает их более тщательно, их радости и горести, взлеты и падения. Читателю раскрываются множество и женских образов в произведении. Исключительно тонко и точно передает Толстой мысли и чувства героев на страницах произведения.
Толстой являлся мастером изображать людские души. Поэтому очень тонко чувствовал психологию юной Натальи Ростовой, когда она сломала куклу, а также взрослой героини, когда она потеряла сына. Все чувства и мысли читатель видит глазами героев. Одним из яркий дамских образ достался Наталье Ростовой. Толстой объединил в героине исключительные черты характера, контрастно сыграв на невзрачной ее внешности. Он не изображал ее расчетливой и умной, бездушной и приспособленной к судьбе, как другой женский образ — Элен Курагину. Наталья простая и одухотворенная, что придает ее большей привлекательности, чем красотке Элен, с ее светскими манерами и острым умом.
Полной противоположность Наталья стала Мария Болконская, она также не отличается привлекательной внешностью, но не вызывает таких теплых чувств у автора, у нее хороши только газа говорит он.
Также в романе присутствуют такие образы как Элен Курагина и Жюли Курагина, эти образы очень схожи между собой. Жюли — светская личность, завидная и богатая невеста России, богатство она получила после гибели братьев. На ее лице всегда маска благополучия и непоколебимости. Она меланхолична и кажется разочарованной во всем, она говорит, что у нее нет ни в дружбу, ни в любовь и только «там» ее ждет успокоения. Борис очень озабочен поисками невесты с достатком, но и он уверен в ее искусственности, наигранности поведения.
Анна Павловна один из женских образов произведения. Ее характерная черта — стабильности и действий, и дум и поведения: «Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может, не находит нужным избавляться». За таким описанием героини автор тщательно прятал свою иронию и неприязнь к ней.
Л.Н.Толстой рисует в произведении свой идеал женского образа. Идеал объединяет в себе некоторые черты Марии и Натальи и даже капельку Элен Курагиной. В приоритете у автора духовность и чуткость среди человеческих качеств. Именно такая женщина может, подарить гармонию и счастье, не смотря на трудности жизни. Забывая о душе, создавая благополучную картинку существования, презирает Толстой и видит в этом путь, ведущий в пропасть.
Женские образы в романе «Война и мир» в аспекте экофеминистской литературной критики
Предмет статьи составляют отношения между женщинами и природой, женщинами и мужчинами, мужчинами и природой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Рассматриваются женские образы в романе, выявляется тесная связь между женщинами и природой в свете экофеминистской литературной критики.
Ключевые слова: экофеминизм, Л. Н. Толстой, «Война и мир», женские образы, природа.
XX век ознаменовался расцветом феминизма и экологического движения. Их общность состоит в том, что феминистки надеются получить теоретическое оружие и новые теоретические перспективы, а экологи стремятся к более практическим шагам, направленным на защиту природы. Сочетание двух этих социальных сил создало экофеминизм. Этот термин был введен французской исследовательницей-феминисткой Франсуа де Оппони в 1974 году в книге «Женщины или смерть». Де Оппони увидела общность между женщинами и землей благодаря их способности к размножению-плодородию. Она обвинила патриархальное общество в нанесении вреда окружающей среде и угнетении женщин.
Другой защитник экофеминизма, Патрик Д. Мерфи, также призывает прислушаться к голосам женщин, которые выступают за сохранение природы и культуры. В целом, экофеминизм исследует экологические проблемы, рассматриваемые с гендерной точки зрения. Актуализация гендерной позиции объясняется тем, чем женщина ближе к природе, чем мужчина. Женщины критикуют андроцентризм и антропоцентризм, выступают против дискриминации по половому признаку. Противодействуя различным формам господства и угнетения, они пытаются восстановить мир, в котором люди и природа находятся в гармонии. Некоторые экофеминистские идеи родственны взглядам Л. Н. Толстого.
Глава 1. Естественная женщина в «Войне и мире»
По-мнению представителей экофеминизма, женщина и природа несут ответственность за сохранение жизни на земле. Они всегда жертвуют собой. Кроме того, женщины активнее чем мужчины проявляют нравственную чистоту, искренность и доброту. В романе «Война и мир» Толстой создал несколько женских персонажей: импульсивная, жизнерадостная Наташа Ростова, блестящая светская красавица Элен Курагина, скрытная тихоня Сонечка, стеснительная умница Марья Болконская и т. д.
- Невинная Наташа
Наташа в подростковом возрасте показана черноглазой девочкой с большим ртом. Она не красавица. Дружелюбная атмосфера семьи Ростовых воспитала её веселой, активной и своенравной. Юная Наташа не разбирается в условностях высшего света. Она чистый нефрит, не вырезанный искусственно, ни оскверненный ничем мирским. Андрей Болконский называет ее человеком, на котором не стоит клеймо высшего общества.
Наташа близка к природе. В сцене охоты у дядюшки она кажется маленьким зверем в родной стихии. Она любит верховую езду, проявляет интерес к охоте. Сосед Ростовых, помещик Илагин, называет ее Дианой — именем древнегреческой богини охоты и животного мира. Наташа действительно принадлежит природе. В гостях у дядюшки Наташа быстро знакомится с деревенскими женщинами. Она любит деревенскую еду, игру на балалайке. Кульминационным моментом становится исполнение Наташей русского танца под гитару. Она «умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке» [7].
В условиях высшего света поведение Наташи выглядит противоречивым. С одной стороны, она любит, когда на нее смотрят, хочет привлечь к себе внимание. Наташа огорчается, когда ее не приглашают танцевать, но, оказавшись среди танцующих пар, вновь испытывает радость. С другой стороны, среди чопорных аристократов она выглядит чужой: «она знала, что всё это должно было представлять, но всё это было так вычурно-фальшиво и ненатурально, что ей становилось то совестно за актеров, то смешно на них. Она оглядывалась вокруг себя, на лица зрителей, отыскивая в них то же чувство насмешки и недоумения, которое было в ней; но все лица были внимательны к тому, что происходило на сцене и выражали притворное, как казалось Наташе, восхищение» [2, с.327]. Наташа невинна и естественна. Она наблюдательна. Замечая уродливость актеров, Наташа видит восхищение на лицах других зрителей. Так происходит столкновение героини с лицемерием высшего общества.
2. Скромная Марья
Дочь Николая Андреевича Болконского княжна Марья вместе с отцом живёт в деревне и ведёт почти монашескую жизнь. Внешность княжны Марьи отличается от облика Наташи Ростовой: у неё худое лицо, она выглядит физически слабой и непривлекательной. Единственное, что отмечают все в ее облике — это глаза: глубокие, лучистые, спокойные и нежные. Они позволяли увидеть её прекрасное сердце и чистую душу. Кто бы ни смотрел в эти глаза, сразу забывал о внешней непривлекательности девушки.
Княжна Марья — добра и религиозна, в тайне от отца она принимает в доме «божьих людей». Девушка чтит Библию и её законы, основанные на любви, милосердии, терпении, всеобщей гармонии. В письме к Жюли Карагиной княжна Марья пишет: «Мне кажется только, что христианская любовь к ближнему, любовь к врагам, достойнее, отраднее и лучше, чем те чувства, которые могут внушить прекрасные глаза молодого человека молодой девушке, поэтической и любящей, как вы» [1, с.113]. Марья всегда с величайшей добротой относится к другим людям: с терпимостью к странному упрямому отцу, заботится о брате и беременной невестке, заботится о подруге, потому что, по её мнению, в этом состоит счастье.
Христианская вера делает княжну Марью проницательной в оценке людей. В то время как другие унижают Пьера, видя в нём лишь незаконнорожденного сына графа Безухова, героиня способна оценить сердечность Пьера. Для неё доброта — главное качество человека. Когда другие завидуют Пьеру, унаследовавшему огромное состояние отца, княжна Марья замечает: «Я жалею князя Василия и еще более Пьера. Столь молодому быть отягощенным таким огромным состоянием, — через сколько искушений надо будет пройти ему!» [1, с.114]. Княжна Марья словно предвидит драматические события в судьбе Пьера, вызванные его женитьбой на Элен Курагиной. Если аристократическое общество во главе с князем Василием Курагиным ценит лишь знатность и богатство, то Марья Болконская хорошо понимает всю тяжесть бремени денег. Она похожа на озеро, чья спокойная, невозмутимая гладь отражает происходящее вокруг.
3. Печальная Элен
Если Наташа Ростова и княжна Марья олицетворяют душевную красоту и обаяние женщины, то Элен, дочь князя Василия, демонстрирует блестящую внешность: «Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющем и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала» [1, с.14].
Элен принадлежит к категории женщин, очарованных блеском светской жизни. Естественность, искренность, чистота не знакомы светской красавице, их место заняли лицемерие и алчность. Элен не может жить без роскоши, знаков внимания, она привыкла купаться в лучах своей женской славы, которой окружили её мужчины. Мечта о богатстве сблизила её с Пьерлм, но, выйдя на него замуж, она не стала счастливее. Элен изменяет мужу, выбирая своих поклонников в зависимости от их положения в обществе, богатства. Она, как птица в клетке, радуется удобству этой клетки и не замечает, что утратила возможность летать, лишена общения с природой. Несмотря на блестящую внешность, сердце Элен остаётся пустым, и её трагическая судьба предопределена.
Глава 2. Общее в природе и женщине
На протяжении тысячелетий мужчины реализуют свои властные интенции, угнетают женщин, эксплуатируют природу. Экологический феминист Грета Гард утверждает, что угнетение природы и женщин основано на одной идеологии — двойственном антагонизме мужского централизма и антропоцентризма. Женщины и природа, включенные в систему мужского доминирования, объективируются, переходя в категорию «других». В романе «Война и мир», изображающем в основном жизнь представителей дворянского общества, показано разрушение мира вследствие войны, угнетение женщины в царской России.
- Человечество и природа
Природа — источник жизни, наш общий с растениями и животными дом. Между тем в процессе истории возобладал антропоцентризм, возвысив человека над природой. Человек сделался полновластным хозяином мира, превратив природу в объект разграбления. Мужское общество, поощряющее стремление к власти, богатству, славе, отделило людей от природы: «Люди перестают резать друг друга, и событию этому сопутствует оправдание, состоящее в необходимости единства власти, отпора Европе и т. д. Люди идут с запада на восток, убивая себе подобных» [4, с.320]. В пожаре войны природа превратилась из родительницы человечества в арену борьбы за власть и мировую бойню: «…в этот жаркий, августовский день, это же тело наполняло грязный пруд по Смоленской дороге» [3, с.256]. Десятки тысяч трупов, одетых в военную форму разных стран, лежали на полях и лугах, на траве и грязи везде была кровь.
На бранном поле жизнь обесценивается, природа подвергается поруганию, растительность уничтожается, животные изгоняются, крестьяне лишаются своих жилищ. Гармония жизни разрушается: «Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: “Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?”» [3, с.263]. Дождь — это слёзы природы, которая оплакивает неисчислимые людские потери. Природа скорбит о человечестве, ввергнутом в пучину бедствий и страданий, но она не в силах исправить ситуацию. Природе достаётся участь жертвы, на которую её обрекает безжалостный мир мужских амбиций, развязавший войну.
2. Мужчина и женщина
Толстой в романе подвергает высший свет беспощадной критике. Несмотря на то, что страна находится в опасности, представители знати продолжают плести интриги, бороться за власть, вести разгульную и аморальную жизнь. Князь Андрей понимает, что такая жизнь далеко от его идеалов. Он признается Пьеру, что великосветская гостиная, где царят сплетни, интриги, мелочное тщеславие, образует лабиринт, из которого он не может выбраться. Этим продиктовано его желание отправиться на войну, где, как ему кажется, он найдёт себя.
Но великокняжеским женщинам, таким как Элен, судьба не оставила выбора: они родились и выросли в социальной среде, из которой нет выхода. Участь благородных дам — быть аксессуарами мужчин, их внутренний мир едва ли не беднее, чем мир простолюдинок. Жизнь аристократок проходит в светских гостиных, а не на природе, которую они не знают и не чувствуют. Задача знатных дам — угождать мужчинам, обменивая свою любовь и красоту на семейный союз, который в патриархальном обществе ценится очень высоко. Слабохарактерный Пьер после получения наследства снискал почёт и уважение в аристократических кругах. Бедная родственница Соня, из милости живущая у Ростовых, лишена возможности выйти замуж за любимого ею Николая. И хотя князь Андрей склонен упрекать женщин в эгоизме, тщеславии, умственной неразвитости и духовной пустоте, он не понимает, что эти недостатки — результат навязанной им патриархальной модели общества, где социальная роль женщины искажена.
Феодальная система гендерных отношений препятствует духовному развитию женщины, а война, будучи делом мужчин, вмешивается в мир женщин. Разрушено семейное счастье Лизы Болконской. Молодая беременная женщина находится в деревенском заточении под присмотром своенравного свёкра. Она так и не успевает увидеть мужа, окружить заботой рождённого ребёнка. Война заставляет графиню Ростову отправить на фронт двух сыновей, смерть младшего из них, Пети, повергает её в отчаяние, став причиной развития душевной болезни. Война — это не только погибшие мужчины, но и потерявшие своих мужей, братьев, сыновей женщины — несчастные вдовы, матери, сёстры. Война наносит тяжёлый удар их истерзанным душам. Женщины бессильны противостоять войне, как бессильна Лиза удержать своего мужа или графиня Ростова — своих сыновей. В этом выражается несправедливость и жестокость мира, которым управляют мужчины.
Глава 3. Природные силы женщины
Женщины от природы наделены особыми защитными механизмами, которые позволяют им оставаться деятельными и душевно активными в экстремальных условиях. Они могут сохранять искренность и доброту, а также противостоять судьбе и продолжать процесс внутреннего саморазвития.
- Сила женского самовосстановления
Проживая до войны в усадьбе с отцом, княжна Марья не испытывала трудностей. Его смерть стала для неё тяжёлым ударом. Вместе с тем путы отцовской власти, сковывающие дочь в течение десяти лет, оказались разорваны, и княжна Марья была вынуждена сама строить свою жизнь. Любовь к Николеньке спасла ее от горя. Она отказалась от предложения укрыться во Франции, потому что Франция виновна в смерти её отца и разрушении Родины. Свои душевные и физические силы княжна Марья сосредоточила на воспитании племянника. Несчастие не сломило её, научив сопротивляться обстоятельствам.
В отличие от княжны Марьи, Наташа находилась под защитой своей большой и дружной семьи. Только когда семья была вынуждена оставить Москву, чтобы не оказаться в оккупации, Наташа столкнулась с жестокой реальностью. Суровым испытанием для неё стала встреча с тяжело раненным князем Андреем. Увидев на его лице печать смерть, она ухаживает за ним, как верная сиделка, мучаясь оттого, что не может облегчить его страдания. Другим ударом стала для Наташи гибель Пети, её младшего брата. Но горе матери заставило её сохранить душевные силы. Наташа окружила её заботой и любовью, пытаясь залечить нанесённые войной раны.
- Сила женщин в трудной ситуации
Мы становимся свидетелями удивительного преображения княжны Марьи. Когда она снова появилась перед Николаем, «первый раз вся та чистая духовная, внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу. Вся ее внутренняя, недовольная собой работа, ее страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самопожертвование — всё это светилось теперь в этих лучистых глазах, в тонкой улыбке, в каждой черте ее нежного лица» [4, 24]. Потеряв брата, княжна Марья посвятила себя воспитанию его маленького сына, Николеньки Болконского, и эта преданная любовь не могла не вызвать отклик в сердце Николая Ростова.
Нравственные испытания изменили и Наташу Ростову. От былых весёлости, резвости не осталось и следа. Её взгляд стал меланхоличным, душа — отзывчивой и терпимой. Пьер даже не сразу узнал ее, когда они снова встретились. Повзрослевшая Наташа сохранила детскую невинность и женскую элегантность. Теперь она не позволит себе обмануться, приняв внешнюю привлекательность мужчины за его нравственную сущность. Она ценит сердечность отношений и родство душ, которые связывают её с Пьером. После того, как Наташа вышла замуж за Пьера, она посвятила себя мужу, детям, семье, реализовав своё женское предназначение.
В «Войне и мире» Л. Н. Толстой создаёт образы Наташи Ростовой и княжны Марьи, раскрывая их богатый внутренний мир и душевную красоту. По контрасту с ними показан образ холодной светской красавицы Элен. Автор описывает женскую красоту, отмечает близость женщин к природе, осуждает дискриминацию женщин в аристократическом обществе. Вместе с тем Толстой раскрывает суровую правду войны, изображая героизм и трагедию русского народа. Таким образом, Толстой выразил своё желание вернуться к природе, создать мир, в котором мужчины, женщины и природа находятся в гармонии.
Несмотря на то что представление Толстого о назначении женщины ограничивается семейной сферой, его изображение женских характеров и судеб в «Войне и мире» позволяет сделать следующий вывод: писатель ценит добрую, душевно развитую, естественную женщину, способную к самовосстановлению и саморазвитию в трудных ситуациях.
Литература:
- Бугович В. Некоторые аспекты интерпретации романных образов Л. Н. Толстого (образ Наташи Ростовой в романе Война и мир) // Гуманитарное пространство. -2012. -№ 2. -С.391–406.
- Введение в гендерные исследования: учеб. пособие для студентов вузов / под общ. ред. И. В. Костиковой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2005. 235 с.
- Волкова В. Б. Человек и природа в романе Л. Н. Толстого»Война и мир». Дис. канд. фил. наук / В. Б. Легонькова. — Магнитогорск, 2002. -174с.
- Гулин Александр. Идеальный женский образ в русской эпической прозе XIX века. Маша Миронова и Наташа Ростова // Русская словесность. -2019.-№ 6.-С.71–80.
- Петухова Т. В. Л. Н. Толстой и его последователи о роли женщины в общественной жизни // Проблемы социально-экономического, политического и культурного развития России Межвузовский сборник научных трудов. -Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, -2015. -С.57–62.
- Стрельцова А. С. Человек-природа-общество в философской системе Л. Н. Толстого // Л. Н. Толстой и русская отечественная мысль о национальном воспитании сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. -Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, -2016. -С.259–266.
- Толстой Л. Н. Война и мир. Т. 1–2: роман в 4 т. М.: Художественная литература, 1937–1940. 1916 с.
- Юрьева О. Ю., Ван Ланьцзюй. Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» в свете идей китайской философии // Казанская наука. 2021. № 10. С. 56–59.