Подвиг молодого киевлянина сочинение 5 класс по картине
«Повесть временных лет» Нестора-летописца не раз становилась мощной волной вдохновения для различных художников. В их числе и оказался А. И. Иванов.
В основе сюжета картины лежит один из эпизодов летописи, в которой рассказывается о набеге на Киев печенегов в 968 году, а также и о мудром и хитром молодом человеке, который не пожалел себя и пробрался сквозь полчища врага и позвал на помощь.
Центр всей композиции наполняет юноша. Его фигура обнажена. На фоне темного полчища изображен светлым образом , чтобы сильней почувствовался контраст между светом и тенью, между подвигом и злодейством, между молодым парнем и тучей печенегов. Во всей картине присутствует дух противостояния.
Будучи поклонником античной живописи, автор подчеркивает красоту мощного и сильного тела. В пропорциях классика, мускулатура развита, гордый поворот головы.
Обратите внимание
Чтобы придать образу большей трагичности, художник рисует юношу босым, он бежит к реке Днепр, а в руках его плотно сжата уздечка.
Из легенды известно, что парень знает речь печенегов, поэтому, пробираясь сквозь войско противника, ищет своего коня, чтобы быстрее добраться до своих и позвать на помощь. Он планирует переплыть реку.
Вся картина выражает борьбу и противовес. Видно, как юный киевлянин бежит, он уже возле реки. В ногах его лежит печенег, он умирает.
Черты врага изображены с заметным недовольством и неудовольствием – лицо его смуглое, борода потрепана, широкие скулы. А киевлянин наоборот – черты лица тонкие, лицо светлое и чистое, а лоб высок.
Образ юноши облагорожен автором, чтобы еще больше подчеркнуть значимость его подвига, чтобы еще больше привлечь внимание зрителя к его персоне.
Немного дальше, на заднем фоне, виден, измученный осадами, Киев. Его жители стоят на стенах в ожидании спасения и освобожд ения.
Довольно символично выглядит шарф на шее у юноши, который обозначает неизбежные потери на поле боя.
Иванов А.И. Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году. Ок. 1810. ГРМ
Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году.
Холст, масло. 204 x 177,5
Государственный Русский музей
Сюжетом картины послужил один из героических эпизодов древней летописи. В 968 году, когда войско князя Святослава было в далеком походе, кочевники-печенеги осадили Киев. Герой картины – безвестный юный киевлянин.
Зная язык печенегов, он прошел с уздечкой в руках через вражеский лагерь. Когда враги окликали его, юноша отвечал, что ищет убежавшего коня.
Переплыв Днепр, он разыскал русскую дружину и привел её на помощь осажденному городу.
Важно
Подобно вихрю мчится герой через вражеский стан, и достигая Днепра — узкая полоска воды у нижнего края картины — как бы прислушивается к звукам погони.
Стрела, пущенная вслед, поразила печенега, упавшего с коня и умирающего рядом на берегу. В глубине виднеются всадники и очертания городских стен.
Момент, изображенный художником, конкретно и лаконично выражает идею произведения – ничто не способно остановить человека, отдающего себя патриотическому долгу.
Александр Иванов «Подвиг молодого киевлянина»: описание картины и история ее создания
Многие из нас знакомы с монументальными полотнами русского художника А. Иванова. Но есть среди его трудов картины, малоизвестные широкой публике. Одна из них — «Подвиг молодого киевлянина». Описание картины будет рассмотрено в данной статье.
Что изображено на полотне?
На картине художник в классической античной манере раскрывает перед зрителями образ молодого воина. Юноша полуобнажен, его тело едва прикрывает красный плащ. В руке он держит уздечку.
Рядом с главным героем художественного полотна изображено горячее и кровопролитное сражение: лежат на земле тела убитых воинов, видно, что вдалеке идет битва.
Многое может рассказать зрителям полотно «Подвиг молодого киевлянина». Описание картины говорит нам о том, что художник изображает какой-то важный момент в истории этого юноши.
Что же это за момент? Разберем его более подробно.
Автор изображает событие, которое имело место в русской истории. Летописи рассказывают нам, что в 968 году русский город Киев подвергся страшной осаде печенегов. Защитить родной город было некому, потому что князь Святослав в это время находился в военном походе.
Киевляне бы погибли, если бы не смелый поступок одного из юношей. Он знал печенежский язык, поэтому, взяв в руки уздечку, смело пошел через печенежский лагерь к реке. Когда его окликали, спрашивая, куда он направляется, юноша отвечал, что идет на поиски своего убежавшего коня.
С помощью такой хитрости юноша добрался до реки, а оттуда смог отправиться к дружине князя и позвать ее на помощь. С помощью его поступка Киев был спасен.
«Подвиг молодого киевлянина»: описание картины и ее жанр
Данное полотно сегодня хранится в Русском музее. Зрители всегда обращают на него внимание, ведь выполнено оно в характерной манере романтизма.
Следует отметить, что это достаточно ранняя работа художника. Написана она в 1810 году.
Тогда много силы и романтического восторга вложил в свое произведение молодой А. Иванов. «Подвиг молодого киевлянина» являет собой пример его ранних творческих исканий.
Совет
Смысл произведения заключается в характерной для художника убежденности в том, что человек, если он смел и уверен в успехе своего предприятия, может очень многое преодолеть.
Сюжет произведения
Автор изображает событие, которое имело место в русской истории. Летописи рассказывают нам, что в 968 году русский город Киев подвергся страшной осаде печенегов. Защитить родной город было некому, потому что князь Святослав в это время находился в военном походе.
Киевляне бы погибли, если бы не смелый поступок одного из юношей. Он знал печенежский язык, поэтому, взяв в руки уздечку, смело пошел через печенежский лагерь к реке. Когда его окликали, спрашивая, куда он направляется, юноша отвечал, что идет на поиски своего убежавшего коня.
С помощью такой хитрости юноша добрался до реки, а оттуда смог отправиться к дружине князя и позвать ее на помощь. С помощью его поступка Киев был спасен.
Сочинение по картине иванова подвиг молодого киевлянина
В 968 году впервые на Русь пришли кочевники-печенеги. Киевский князь Святослав воевал с Византией и был далеко от дома. Недалеко от города был только небольшой отряд воеводы Претича.
Отрок-киевлянин совершил следующий подвиг: он вышел из города и прошел через стан врагов, говоря по-печенежски. Если бы враги догадались, что он киевлянин, они бы схватили и убили его.
Хитрость воеводы Претича заключалась в том, что он не признался печенежскому князю, что Святослав далеко от Киева, а сказал ему, будто он, воевода, возглавляет передовой отряд, а русский князь с бесчисленным войском идет следом.
Печенежский князь испугался, попросил мира и отступил от города.
Повествование заканчивается тем, что Святослав возвращается из чужой земли и прогоняет печенегов в поле. Последними словами летописец подчеркивает, что самое важное для человека — это мир.
Летописец с уважением относится к героическому поступку отрока, который смог пройти через вражеский стан и под стрелами переплыть Днепр, с пониманием относится к вынужденной хитрости Претича и не одобряет Святослава.
Это неодобрение выражается в словах киевлян: «Ты, князь, ищешь чужой земли ио ней заботишься, и свою покинул». Беды и голода могло бы не случиться, если бы Святослав был не в Переяславце на Дунае, а на родной земле.
Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают высокое положение: Претич — воевода, он заключает мир с печенежским князем; Святослав — русский князь, княгиня Ольга — его мать.
Обратите внимание
Не занимает высокое положение только отрок, но его можно по справедливости назвать выдающимся храбрецом. Повествование о подвиге отрока-киевлянина может служить современности, являя пример мужества и самоотверженности ради спасения родной земли.
В «Повесть временных лет» включены также народные предания — рассказ о юноше-кожемяке (под 992 г.) и рассказ о белгородском киселе (под 997 г.).
В «Сказании о кожемяке» ремесленник-кожемяка посрамляет княжескую дружину и спасает Русь от набега печенегов.
Он совершил подвиг, которого не мог совершить ни один из дружинников князя Владимира — победил могучего печенежского воина. «Сказание о белгородском f киселе» — история об обмане печенегов хитростью, когда они осадили Белгород и в городе был сильный голод.
Тогда по совету мудрого старика остатки киселя и мёда были опущены в колодец, а после эти колодцы были показаны печенегам. Печенеги решили, что они никогда не возьмут город измором и ушли обратно в степи. Герои этих преданий — не князья, а простые русские люди, своей личной инициативой освобождающие родную землю от врагов.
На этой странице искали :
Источник: https://www.school-essays.info/sochinenie-po-kartine-ivanova-podvig-molodogo-kievlyanina/
Сочинение по картине «Подвиг молодого киевлянина,, Художник… — Незнайка.НЕТ
Картина художника Андрея Ивановича Иванова создавалась в период подъема патриотического движения в российском обществе. Дата написания картины – 1810 год. В обществе созрела готовность к историческим сюжетам на национальную тему, особый интерес вызывает собственное прошлое с его героическими страницами.
За основу сюжета художник взял эпизод из летописи Нестора, повествующий об осаде Киева печенегами в 968 году и о хитром юноше, сумевшем пройти через вражескую орду и позвать на помощь.
Спустя тысячу лет сложно установить истинность существования такого героя, но этот летописный юноша вдохновил не только Иванова на создание монументального полотна, но и других поэтов и писателей.
Важно
Картина выполнена в манере классицизма. В центре композиции – фигура обнаженного юноши. Художник использует прием светового выделения главного персонажа с целью противопоставить героя темным силам печенегов.
Тело юноши изображено в традициях античных героев: классические пропорции, развитая мускулатура, характерный поворот головы. Юноша бежит босиком к Днепру, сжимая в руках уздечку. По легенде он знает язык печенегов и, пробираясь сквозь войско, ищет своего потерянного коня.
Его цель – переплыть Днепр и позвать на помощь войско союзников.
Мы видим юного киевлянина в движении, он уже достиг реки, спасаясь от вражеской стрелы. У его ног – умирающий печенег, сжимающий в предсмертной муке обломанный конец стрелы. Лицо врага выписано утрировано: широкое скуластое лицо, смуглая кожа, неопрятная борода.
В противовес ему – лицо киевлянина: тонкие черты, гладкая чистая кожа, высокий лоб. Художник облагородил облик юноши, выполняющего важную миссию.
Его тело обнажено не случайно, этот прием исполняет важную художественную задачу: делает героя беззащитным и уязвимым на фоне грозного оружия и доспехов врагов, тем самым вызывая у зрителя сопереживание к безоружному герою.
Сочинение по картине «Подвиг молодого киевлянина…»
Пожалуй, трудно поспорить с тем, что искусство во многом порождено историей – ведь она пород подбрасывает творцам такие сюжеты, которые сложно придумать, даже обладая крайне богатой фантазией.
В российской живописной традиции особое место занимает направление исторической живописи – картины, запечатлевающие те или иные сюжеты, знакомые по летописям, дневникам, легендам и т.д.
Признанным мастером исторического полотна стал художник, живший в 19 веке, Андрей Иванов.
К сожалению, о его происхождении ничего не известно, так что сложно сказать, кто именно привил юному Гению любовь к изобразительному искусству.
При создании полотей А. Иванов руководствовался прежде всего собственными патриотическими убеждениями, острым чувством гражданского долга.
Его мировоззрение отразилось и в сюжетах его картин, например, в одной из самых знаменитых: «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году».
Как и в других работах, художник-классицист придерживался норм и принципов академизма, что отразилось в общем стиле полотна, во многом близкого античным образцам.
Обратите внимание
Сюжет полотна «Подвиг…» был заимствован живописцем из летописи. Согласно ей безымянный киевлянин, живущий в осаждённом печенегами в 968 году городе, стал добровольцем и решил привести на помощь Киеву русскую дружину. Для этого он, знавший язык захватчиков, вышел за ворота города, держав руках уздечку.
Герой притворился, будто ищет своего сбежавшего коня, и никто из врагов не обратил на него внимания. Добравшись до берега Днепра, юноша сбросил с себя одежду и ринулся в воду. Он сумел переплыть реку и привёл русское войско на помощь киевлянам.
К сожалению, не сохранилось более подробных сведений об этом событии, однако легенда настолько полюбилась художнику, что он создаёт монументальное полотно, сложное в своей композиции и несущее большую смысловую нагрузку и эмоциональный посыл.
Несомненно, центром композиции является фигура молодого киевлянина. Андрей Иванов изображает прекрасного белокурого юношу, чья нагота лишь слегка прикрыта алым платьем, расшитым золотом, которое он перебросил через плечо. Фигура запечатлена в движении: отчётливо видны мускулы, напряжённые от бега; свет отражается от лощёного тела красивого юноши.
Реалистично и живо выглядит поза героя: он бежит, он почти у цели. Лишь одной ногой он стоит на земле, а другая отставлена назад – он не успел опустить её после очередного шага.
Рука занесена назад, чтобы помочь киевлянину удержать равновесие; голова юноши повёрнута в сторону города, а взгляд устремлён на врагов: уж не преследуют ли его? В руках безымянный герой держит уздечку, которая помогла ему обмануть печенегов.
Интересно, каким прекрасным изображает киевлянина художник. Его тело, лицо написано только с использованием светлых тонов, в то время как для заднего плана картины выбраны исключительно мрачные: оттенки серого, коричневого, болотно-зелёного.
Кажется, будто за образец живописец взял фигуру какого-то олимпийца – столь красив в своей наготе юноша. Интересно, что некоторые искусствоведы считают, что цветовое решение картины обусловлено её замыслом: светлые тона, которыми написана фигура киевлянина, противопоставлены тёмным тонам, соответствующим мерзости, жестокости злобных захватчиков.
Важно
Помимо этого существует теория, будто нагота юноши объясняется его беззащитностью и чистотой среди этого хаоса, где господствует оружие вместе со стальными панцирями.
Образ киевлянина нарочно облагорожен автором: тот наделяет героя тонкими и изящными чертами лица и внешней красотой, чтобы подчеркнуть значимость его подвига, его безграничную любовь к Родине, ради которой вчерашний мальчишка готов пожертвовать собственной жизнью.
Совсем иначе на картине изображены захватчики-печенеги, «населяющие» задний план. Они также изображены в движении, однако все они верхом на конях.
Эта деталь подчёркивает варварскую натуру завоевателей, стремящихся заполучить всё чужим трудом.
Печенеги хорошо вооружены; кажется, они догадываются о том, что юноша хочет позвать на помощь, и пытаются выстрелить в него, однако стрела попадает в их же соратника.
Это мужчина, изображённый практически карикатурно: у него нарочно гипертрофировано выражение боли на лице; его поза не выглядит красивой. Печенега Иванов пишет в тёмных тонах, являя его низменную натуру. Даже вражеских коней художник изображает гнедыми либо чёрными, подчёркивая их злобность и чужеродность этой земле.
История написания картины
Сюжетом картины «Подвиг молодого киевлянина», описание которой будет представлено ниже, является фрагмент летописи Нестера, где славный город Киев был подвержен нападению печенегов. Иванов был настолько восхищен подвигом, который совершил тогда один юный герой, что решил изобразить его на своем полотне.
Как гласит «Повесть временных лет», в 968 году город Киев стал заложником варварских печенегов. В это время князь Святослав со своим войском был в походе, и защищать русский Киев было некому. Киевляне бы погибли, если бы не подвиг молодого парня, который знал вражеский язык. Он взял уздечку и направился в сторону Днепра, а когда его окликали печенеги с вопросом о том, куда тот направляется, он отвечал, что потерял своего коня и идет его искать. Благодаря такой хитрости юноша смог добраться до реки сквозь лагерь печенегов и перебраться на другой берег, чтобы позвать на помощь дружину князя.
Вложив огромное количество сил и собственного романтического восторга, Иванов произвел это творение. Картина появилась на свет в 1810 году и является примером ранних творческих поисков тогда еще молодого автора.
Андрей Иванов вложил особый смысл в данное полотно. Его идея заключается в том, что каждый человек способен преодолеть любую беду. Главное — верить в собственные силы и искренне желать успеха.
Подвиг молодого киевлянина — описание картины А. Иванова :
Великое произведение «Повесть временных лет» являлось мощнейшим вдохновителем для многих художников, желающих увековечить его сюжеты. Не стал исключением и знаменитый художник Андрей Иванов.
Увлекшись фрагментом сюжета, в котором идет речь об осаде города Киева печенегами, происходившей в 968 году, мастер начал творить. В итоге в свет вышла картина Иванова «Подвиг молодого киевлянина».
Именной об этом произведении искусства и пойдет речь далее в статье.
История написания картины
Сюжетом картины «Подвиг молодого киевлянина», описание которой будет представлено ниже, является фрагмент летописи Нестера, где славный город Киев был подвержен нападению печенегов. Иванов был настолько восхищен подвигом, который совершил тогда один юный герой, что решил изобразить его на своем полотне.
Как гласит «Повесть временных лет», в 968 году город Киев стал заложником варварских печенегов. В это время князь Святослав со своим войском был в походе, и защищать русский Киев было некому. Киевляне бы погибли, если бы не подвиг молодого парня, который знал вражеский язык.
Он взял уздечку и направился в сторону Днепра, а когда его окликали печенеги с вопросом о том, куда тот направляется, он отвечал, что потерял своего коня и идет его искать.
Совет
Благодаря такой хитрости юноша смог добраться до реки сквозь лагерь печенегов и перебраться на другой берег, чтобы позвать на помощь дружину князя.
Вложив огромное количество сил и собственного романтического восторга, Иванов произвел это творение. Картина появилась на свет в 1810 году и является примером ранних творческих поисков тогда еще молодого автора.
Андрей Иванов вложил особый смысл в данное полотно. Его идея заключается в том, что каждый человек способен преодолеть любую беду. Главное — верить в собственные силы и искренне желать успеха.
Картина «Подвиг молодого киевлянина» — описание сюжета
В центральном сюжете картины изображен молодой человек. Андрей Иванов восхищался античной эпохой, поэтому изобразил тело главного героя мощным, мускулистым, подчеркнув сильные ноги и крепкие руки.
Юноша практически обнажен и босой, так как он собирается войти в реку.
Тело юного героя слегка прикрывает алое полотно, похожее на плащ, цветом которого автор картины «Подвиг молодого киевлянина» хотел изобразить некую опасность, которая окружает парня.
Легкая нагота подчеркивает в данной картине явную беззащитность героя перед подлым врагом, но его желание привести на помощь союзников оказывается сильнее, что заметно по выражению лица. В руках юноша держит уздечку, он желает как можно быстрее вскочить на своего коня, чтобы добраться до нужной цели.
На заднем плане картины изображен осажденный Киев и кровавая битва с врагом. Недалеко от ног главного героя умирает печенег. Он мрачный, свирепый, озлобленный и никак не может смириться с собственной смертью. Глаза печенега наполнены кровью, его борода растрепана, а все тело измазано грязью.
Недалеко от центральной фигуры можно заметить коня, принадлежавшего печенегам. Он мечется, свирепствует, так как не может найти своего всадника. В образ мощного животного художник вложил ту дьявольскую силу, которая повелевала печенегами во время взятия в осаду города.
Цветопередача и настроение картины
Андрей Иванов, искусно подобрав краски для этого произведения, смог показать разницу между добром и злом, а также между героическим и подлым поступком.
Главный герой произведения изображен в светлых, ярких тонах, а основная доля света сосредоточена на его крепком теле. Противники же, наоборот, нарисованы темными красками, что вызывает некую неприязнь к этим героям произведения. Благодаря такому контрасту художник смог отчетливо выделить юношу и сделать его образ светлым по отношению к его врагам.
Всматриваясь в полотно, можно заметить, как осознание ужаса происходящего сменяется на желание сопереживать и поддерживать героя. Андрей Иванов через игру красок передал человечеству веру и надежду на то, что добро всегда побеждает зло, так как именно вера в лучшее смогла помочь молодому киевлянину перебраться на другой берег Днепра и спасти осажденный город и всех жителей.
Сочинение-описание картина Подвиг молодого киевлянина Иванова (5 класс)
Картина Андрея Иванова «Подвиг молодого киевлянина» была написана по мотивам летописи Нестора о событиях, произошедших в 968 году в Киеве. В те времена на Киев напали печенеги, войско которых было достаточно сильным, что бы преодолеть защиту русского города. В то время Киев нуждался в настоящем герое, который смог бы помочь своему городу и призвать на помощь союзные войска. Для этой цели нужно было переплести Днепр – на то время глубокую реку с множеством порогов. В летописях тех времён шум от данной речки описывается таким, от которого даже не было слышно собеседника.
В центре внимания на картине как раз таки такой юноша. Он согласился совершить подвиг ради спасения Киева. Юноша разделся перед преодолением реки. По виду он могущественный, однако, мощь его тела – ничто по сравнению с силой тысяч вражеских военных. Многие зрители не могут понять, почему парень держит в руке уздечку. Это не случайно. В планы парня входило прикинуться сельским жителем, который ищет своего утерянного коня. Он знал язык врагов, поэтому ему не составило труда провернуть эту затею. Художник с максимальной точностью и величием нарисовал тело юноши, подчёркивая его героизм красотой тела.
На заднем плане на картине изображены стены древнего Киева. Вокруг них множество Печенегов. Они не такие, как главный герой. Их лица тёмные, они озлобленные и жаждут крови. А вот парень – светлый человек, лучший защитник своего родного дома. От выстрела лучника был повален печенег, который оказался у ног парня, моля о помощи. Но ничто не может остановить молодого героя. Он даже не смотрит в сторону раненого и стремится попасть туда, куда его послали – к заветному месту, где находятся войска подкрепления, способные помочь спасти Киев. Судя по летописи, план удался, и парень благополучно прибыл в место назначения целым и невредимым и смог спасти Киев от захвата.
По технике исполнения картина отличается высокой чёткостью. Порою может показаться, что даже современная техника не способна сделать такую качественную фотографию, как эта картина. Художнику не пришлось прикладывать много усилий для того, что бы придумать идею картины, а вот её исполнение, точно забрало очень много времени. Несмотря на эти затраты, результат стоит того. Все критики отмечают, что картина отличается небывалой реалистичностью. Также следует подметить, что автор провёл много времени за изучением традиций и символов тех времен, что бы создать максимально реалистичное творение искусства.