Краткое содержание Белый пароход Айтматова для читательского дневника

  • Краткие содержания
  • /
  • Айтматов
  • /
  • Белый пароход

Автор погружает читателя в окрестности Киргизии и сразу знакомит с главным героем — мальчик без имени и прошлого, с сомнительным будущим, живет на егерском кордоне, у берегов лесного озера. С ним живут его родная тетка со своим мужем, егерем Орозкулом. Воспитанием мальчика они совершенно не занимаются тем самым предоставив его самому себе. Единственный человек, который хоть как-то участвует в судьбе парня — это дед Момун, помощник егеря.

Рассказ показывает нам, через сравнения вымышленной жизни в сказках и ее реальной стороной, что не всегда добро преобладает над злом. Извечная борьба белого и черного, справедливости над не справедливостью, в результате может закончится отнюдь не сказочным штампом: «жили они долго и счастливо».

Краткое содержание

Глава 1

На лесном кордоне жил дед и его семилетний внук – «единственный мальчишка на все три двора». Он рос свободным ребенком: никто не занимался ни его воспитанием, ни обучением. С утра до ночи мальчик пропадал на улице, самостоятельно познавая окружающий мир. Он «жил в кругу тех нехитрых вещей, которые его обступали», и даже не помышлял о том, какой может быть жизнь за пределами кордона.

Женщин здесь было три: бабка, дочь деда Бекей и Гульджамал – жена подсобного рабочего. Самой несчастной среди них была тетка Бекей, которую частенько поколачивал муж Орозкул за то, что у них не было детей.

  • Краткое содержание Белый Клык Джек Лондон для читательского дневника

Дед Момун по прозвищу Расторопный Момун отличался «неизменной приветливостью ко всем», желанием помочь и сделать что-то хорошее. Однако «усердие его никем не ценилось». Только он один и любил мальчика, остальным же он был безразличен.

Глава 2

Мальчик любил брать полевой бинокль, которым «премировали деда за долгую службу на кордоне» и взбираться на Караульную гору, с вершины которой хорошо просматривалось озеро Иссык-куль, поселок животноводов, скотные дворы, школа-четырехлетка, в которую мальчику предстояло пойти в первый класс.

Однако мальчик взбирался на гору не для того, чтобы полюбоваться окрестностями: он ожидал появления белого парохода, который пленял его воображение.

Мальчик «не помнил ни отца, ни матери». После того, как родители разошлись, мать оставила его на попечение деда, а сама уехала в город. О своем отце мальчик знал только то, что он «был матросом на Иссык-Куле». Он мечтал оказаться на белом теплоходе, чтобы рассказать отцу «про всю свою жизнь».

Глава 3

Белый пароход был для мальчика словно сказка. Когда он исчезал из поля зрения, мальчишка с грустью возвращался домой, где злобный Орозкул избивал тетку Бекей и обзывал ее самыми последними словами, а любимый дед страдал, глядя на унижение дочери.

Воображение «живо рисовало мальчику картину справедливой кары»: он мечтал, как однажды они все вместе накинутся на Орозкула и бросят в реку. Но взрослые «не поступали так, как считал справедливым мальчик» – они постоянно прощали грубому и жестокому Орозкулу все его выходки.

Глава 4

Укладываясь спать, мальчик решил рассказать сказку своему новому портфелю, купленному в честь поступления в школу.

Эта история случилась в «давние-предавние времена», когда разные народы находились в постоянной вражде. Было пролито немало крови, но «некому было примирить врагов».

В день, когда киргизское племя хоронило своего старого вождя, на беззащитных людей напали враги. Жестокий хан перебил всех – «никто не успел убежать, никого не осталось в живых». Лишь чудом удалось спастись двум детям – мальчику и девочке.

  • Андрей Белый биография краткая

Узнав об этом, хан приказал Рябой Хромой Старухе отвести детей в тайгу и прикончить их. Старуха не смела ослушаться, и повела плачущих детей к воде, чтобы утопить. В этот миг перед ними появилась «олениха, матка маралья». Она попросила старуху отдать ей детей.

Рогатая мать-олениха заботилась о них, а когда повзрослевшие мальчик и девочка стали мужем и женой, она помогала им с их детьми. Своего первенца они назвали в честь оленихи – Бугубаем. С тех пор прошло много лет, и их потомки возобновили охоту на прекрасных белых маралов, которых раньше так почитали.

Глава 5

С приходом осени мальчик начал заниматься в школе. Старик Момун каждое утро отвозил его верхом на коне, а затем скакал обратно, чтобы привезти из школы. Это очень раздражало Орозкула, который не уважал ни местную «карликовую школу», ни учительницу, которая в ней преподавала.

Орозкул становился все более злым и раздражительным и вымещал свое недовольство жизнью не только на жене, но и на старике. Однажды он нарочно затеял ссору с Момуном и даже поднял на него руку.

Терпение Расторопного Момуна лопнуло только в тот миг, когда Орозкул не пустил его, чтобы забрать внука из школы. Разгневанный Орозкул выместил свою злобу на Бекей, которую сильно избил и выставил из дома, а Момуна уволил с кордона.

«Мальчик задохнулся от обиды за деда» и долго плакал на берегу реки. Неожиданно перед его глазами возникли маралы, возвращения которых они так долго ждали с дедом.

Глава 6

От сильных душевных переживаний мальчик заболел: его лихорадило, «то в жар, то в холод кидало». Он слышал, как бабка давила на Момуна, чтобы тот извинился перед Орозкулом, от которого они все зависели. Она считала, что «если у человека отбирают жалованье, он уже не человек. Он никто», и дед должен был переступить через себя, свою совесть, но задобрить зятя.

Мальчика все чаще мучили мысли: «Почему одни злые, другие добрые? Почему есть счастливые и несчастливые?». Он мечтал о справедливости, но уже понимал, что не всегда можно ее добиться.

Глава 7

На следующее утро мальчик был вынужден пропустить школу из-за плохого самочувствия. Он признался деду, что видел маралов.

  • «Белый пудель» — краткое содержание и пересказ по главам рассказа А. И. Куприна

Орозкул понял, как отомстить Момуну: он заставил старика пристрелить марала. Совершив черное дело, старик впервые в жизни сильно напился. Когда мальчик увидел, как Орозкул разделывал во дворе тушу, ему стало плохо. Он хотел стать рыбой и уплыть далеко от этих жестоких, бессердечных людей, которые издевались над самой природой.

Никем не замеченный, мальчик спустился к реке и уплыл рыбой. Он «прожил, как молния, однажды сверкнувшая и угасшая»…

Бинокль

Этот предмет достался мальчику от деда. Сам старик не пользовался биноклями, говорил, что и без него все прекрасно видит. Семилетнему ребенку доставляло удовольствие смотреть на горы, сосновый бор и, конечно же, белый пароход. Правда, последний удавалось видеть нечасто.

Благодаря биноклю мальчик видел озеро Иссык-Куль, которое располагалось далеко от его родного дома. Теперь мальчик делился своими впечатлениями с бессловесным портфелем. Сперва он ждал появления белого парохода, о чем поведал своему «другу», затем любовался школой.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10
    Кто является автором произведения «Белый пароход»?
    • Чингиз Айтматов
    • Расул Гамзатов

  2. Фазиль Искандер
  3. Мухтар Ауэзов

(новая вкладка)

Чингиз Айтматов — автор повести «Белый пароход»: YouTube / Galina Galina

Чингиз Айтматов — знаменитый киргизский писатель, чье творчество почитают далеко за пределами Родины. С большой любовью и одновременно с горечью он писал о родной земле и двойственной человеческой природе. Убедиться в этом поможет его выдающаяся повесть «Белый пароход». Краткое содержание и анализ произведения предлагаем ниже.

Автолавка

Появление магазина на колесиках — настоящее событие в этом богом забытом селении. Мальчик имеет обыкновение купаться в запруде, которую соорудил дед. Если б не эта запруда, он, вероятно, давно бы уже утонул. Река, как сказала его бабка, давно вынесла бы его кости прямо в Иссык-Куль. Вряд ли кто-нибудь кинулся бы спасать его. Бабка мальчику была неродной.

И вот однажды, когда мальчик купался в своей запруде, он увидел автолавку, приближающуюся к аулу. За передвижным магазинчиком, спускавшемся с горы, клубилась следом пыль. Мальчик обрадовался — надеялся, что ему купят портфель. Он выскочил из холодной воды, поспешно оделся и побежал возвестить всех о приезде автолавки. Он бежал, обегая валуны и перепрыгивая через кусты, нигде не останавливался ни на секунду.

«Белый пароход»: краткое содержание

Удивительное творческое наследие оставил писатель Чингиз Ай — одно из вершинных его произведений. С него советуем начать знакомство с манерой писателя. Краткий пересказ повести читайте далее:

Краткое содержание: «Белый пароход»

События повести «Белый пароход» происходят в Киргизии. Автор знакомит читателя с главным героем:

  • семилетний мальчик, сирота;
  • живет на лесном кордоне у озера Иссык-Куль вместе с дедом Момуном — единственным человеком, которому не безразличен;
  • никогда не видел родителей, но знает, что его отец — матрос, а мать живет в далеком городе.

Родная тетка Бекей (дедова дочка) и ее муж — егерь Орозкул, главный человек на кордоне, — не заботятся о мальчике. Своих детей у них нет, поэтому Орозкул частенько бьет жену. Нередко он кричит и на деда.

Мало хорошего мальчик видит в жизни. Его друзьями и собеседниками часто становятся неодушевленные предметы — бинокль, портфель или камень. Каждый вечер он взбирается на гору, берет дедов бинокль и смотрит на Иссык-Куль. В это время на озере появляется большой и красивый белый пароход. Мальчик верит, что именно там и служит отец. Он мечтает превратиться в рыбу и поплыть к нему, рассказать о своей жизни.

Белый пароход: Pixabay

Верит он и в другую сказку, которую часто рассказывает ему дед.

Сказка о маралах

Давным-давно у реки Энесай жило киргизское племя. Однажды на него напали враги и всех перебили. Остались лишь двое детей — мальчик и девочка, но и те были захвачены. Хан поручил Рябой Хромой Старухе их убийство, и та повела детей к реке. Как вдруг из леса вышла олениха, самка марала, и уговорила отдать детей ей, поскольку всех ее оленят убили.

Олениха привела детей на Иссык-Куль. Там они выросли и поженились. Когда у женщины начались мучительные роды, напуганный муж позвал на помощь мать-олениху. Та на своих рогах принесла колыбель, а на ней звенел звоночек. В тот момент и родился ребенок. И дали ему имя в честь оленихи — Бугубай. Он и основал киргизское племя Бугу.

Позже, когда умер какой-то богач, его дети решили украсить гробницу рогами марала. С тех пор на маралов велась охота, и вскоре они исчезли из этих лесов.

Марал: Wikipedia / Lviatour

«Белый пароход»: конфликт между героями

Настала осень. За подношения Орозкул разрешает рубить сосновый лес. Вдвоем с Момуном они тащат по горам бревна, из-за этого Орозкула охватывает гнев:

  • Ему не нравится, что за подношения он сам должен бревна таскать.
  • Беспокоит Орозкула инспекция. Что делать, если спросят, куда увезли лес?
  • Он мечтает уехать жить в город. Там-то его бы по-настоящему уважали.

Все эти мысли вызывают у Орозкула дикую злость. Он хочет выпустить пар и избить жену, но до дома далеко. Достается Момуну: он еще отпрашивается, чтобы внука забрать со школы. Орозкул отказывает и вдобавок несколько раз бьет старого человека по голове, но это не помогает — дед его бросает посреди леса и уходит за внуком.

Момун с мальчиком возвращаются домой и узнают, что Орозкул избил Бекею и прогнал из дома, а деда решил уволить. Тетка и бабка пилят деда, велят просить у Орозкула прощения. Иначе куда они пойдут?

Тем временем мальчик видит в лесу маралов и радуется, что они наконец вернулись. Он просит мать-олениху принести Орозкулу и Бекее на рогах колыбель.

Приезжают люди забирать лес, пока носят бревна, тоже замечают маралов. Дед же ходит за Орозкулом по пятам, пытаясь заслужить прощение.

Ай — трагичная история

Вечером мальчик видит во дворе казан, в котором варят мясо. У костра стоит пьяный дед, хоть это вовсе на него не похоже. Орозкул и кто-то из приезжих делят мясную тушу, а рядом лежит рогатая голова марала. Мальчик хочет убежать, но ноги не слушаются: он стоит и смотрит на труп, который еще недавно был матерью-оленихой.

Все садятся за стол и начинают поедать мясо. Но мальчик не может есть, ему плохо, начинается жар. Из разговора за столом он узнает, что это дед убил марала, иначе Орозкул грозился его выгнать.

От ужаса мальчик сбегает к озеру. Он представляет, что превратился в рыбу, и уплывает на глубину. Его исчезновение взрослые не замечают.

Белый пароход: Pixabay

Орозкул

Муж тетки главного героя «Белого Парохода» Айтматова был человеком злым, жестоким. И очень несчастным. Но односельчане его уважали, пытались всячески угодить ему. Дело в том, что Орозкул мог помочь со строительством дома. Он был старшим объездчиком заповедного леса. Важным человеком. Орозкул мог помочь в доставке бревен. А мог и, напротив, сделать так, что дом будет стоять годами недостроенный. Мальчик этого не понимал, а потому удивлялся: почему мужа его тетки все любят. Ведь он злой, жестокий. Таких следует бросать в реку. Мальчик не любил Орозкула.

Главный герой повести «Белый пароход» Айтматова спешит со всеми поделиться своей радостью. Он встречает Орозкула и, конечно же, тут же начинает рассказывать о портфеле. Но какое дело взрослому, раздраженному человеку до радости маленького мальчика, брошенного родителями? У Орозкула свои переживания — переживания, которые не дают ему покоя давно, с тех пор как он женился. У него нет детей, и он не понимает, за что так обижен судьбой.

Злоба и жалость к себе душат Орозкула. Он едет домой и знает, что сегодня будет бить свою жену. Он всегда так поступает. Ведь это Бекей виновата во всех его горестях. Она вот уже который год не может родить.

Орозкул соскочил с лошади и отправился в реке, где умылся холодной водой. Мальчик решил, что у того разболелась голова. В действительности же Орозкул плакал. Плакал оттого, что не его сын выбежал ему навстречу, оттого, что не смог он сказать ни одного доброго слова этому ребенку с портфелем.

«Белый пароход»: анализ произведения

Трагичная история о мальчике из Киргизии стала одним из главных произведений в творчестве Чингиза Айтматова.

Какие идеи реализовал писатель в повести «Белый пароход»? Анализ произведения поможет это выяснить:

История создания

«Белый пароход» — история, основанная на реальных событиях, а ее главные герои имеют прототипов. Однажды Чингиз Айтматов поехал на джайлоо Каркыра (пастбища в Иссык-Кульской области), чтобы отыскать каменные статуи. Он отправился на поиски вместе с несколькими местными жителями.

Во время поездки к ним подошел лесник по имени Момун, а рядом с ним был маленький мальчик. Писатель проговорил с ним почти два часа. После этого статуи его больше не интересовали. «То, что я услышал, удовлетворило мой голод», — сказал тогда Айтматов.

Вероятно, то, что рассказал писателю лесник, и послужило основой для написания повести. Впервые ее опубликовали в 1970 году в журнале «Новый мир». Интересно, что у «Белого парохода» есть и второе название, данное автором, — «После сказки».

Жанр и композиция произведения

«Белый пароход» — повесть, созданная в традициях реализма. В ней детально изображены герои, их характеры и мотивы, тонко исследована натура главного персонажа.

Реализм — любимое направление Айтматова, однако в произведении использованы также элементы фольклора и мифологии. Автор рассказывает читателю народную легенду о маралах, которые в Киргизии издавна считались священными животными. Такой прием противоречит реализму, однако в «Белом пароходе» он позволяет читателю лучше понять главного героя и контекст описанных событий.

Чингиз Айтматов: YouTube / Алиф ТВ

Композиционно повесть состоит из семи глав:

  • Первые четыре главы составляют экспозицию и завязку повести. Автор нарочно не жалел слов для этой части. Читатель узнает о нелегкой жизни мальчика и о людях, которые его окружают. В четвертой главе представлена легенда о маралах.
  • Пятая и шестая главы — развитие событий. Орозкул срывается на Момуна и выгоняет жену из дома, из-за чего деду приходится переступить через себя и извиниться. Мальчик наблюдает и не понимает, почему мир так несправедлив.
  • В седьмой главе происходит кульминационный момент повести и ее драматическая развязка. Мальчик видит труп марала, сказка о котором наполняла красотой и добротой его детство. Не выдержав человеческой жестокости, он прячется в своем вымышленном мире и тонет в озере.

Проблематика повести

В «Белом пароходе» Айтматов рассказал печальную историю об одиночестве и несправедливости. Автор обнаруживает самые низменные пороки человеческой души и показывает, насколько люди жестоки и эгоистичны. Особенно ярко в произведении прослеживаются две проблемы:

  • Противостояние добра и зла.

Главный герой живет в двух параллельных мирах — вымышленном и реальном. Фантазируя, он оживляет предметы, наделяет животных благородными чертами, верит, что даже Орозкул изменится, если у него родится ребенок. Однако вскоре сталкивается с жестокой действительностью. Наблюдая за несчастьем деда и тетки, понимает, что в реальном мире не всегда добро и справедливость побеждают зло.

Мальчик рассуждает: «Почему одни злые, другие добрые? Почему есть счастливые и несчастливые?». На эти вопросы автор не дает ответа, а предлагает читателю поразмышлять.

  • Отношение человека к природе.

Пагубное влияние человека на природу — излюбленный мотив Айтматова, который встретите во многих его произведениях. Автор изобличает зверскую жестокость людей по отношению к животным — часто необоснованную, ради собственной потехи.

Таким образом, писатель призывает прекратить уничтожение природы, относиться к ней с уважением и любовью. Айтматов пророчит: если человек не научится бережно с ней обращаться, его ждет неминуемая трагичная расплата.

В повести автор затрагивает темы, которые важно обдумать каждому. Но чтобы оценить писательский талант Айтматова, стоит непременно ознакомиться с полной версией произведения.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/1879069-belyj-parohod-kratkoe-soderzanie-i-analiz.html

Автор погружает читателя в окрестности Киргизии и сразу знакомит с главным героем — мальчик без имени и прошлого, с сомнительным будущим, живет на егерском кордоне, у берегов лесного озера. С ним живут его родная тетка со своим мужем, егерем Орозкулом. Воспитанием мальчика они совершенно не занимаются тем самым предоставив его самому себе. Единственный человек, который хоть как-то участвует в судьбе парня — это дед Момун, помощник егеря.

Рассказ показывает нам, через сравнения вымышленной жизни в сказках и ее реальной стороной, что не всегда добро преобладает над злом. Извечная борьба белого и черного, справедливости над не справедливостью, в результате может закончится отнюдь не сказочным штампом: «жили они долго и счастливо».

Читать краткое содержание рассказы Айтматова Белый пароход

Мальчика никто и ничто не радует. У него нет друзей и тех, с кем можно провести время в беседе. Его постоянные спутники и собеседники — это камни окружающие то место, где он живет, бинокль со временем войны, в который он рассматривал горизонты озера и портфель, подаренный дедом Момуном. Чтобы уйти от реальных жизненных напастей, мальчишка создает вокруг себя две вымышленные истории, в которые начинает усердно верить и обыгрывать их.

Вторая история в которую верит мальчишка — сказка о матери-оленихе. Поверье говорит, что в прошлом, много лет назад, у берегов реки жило племя, на которое напали враги и перебили всех, кроме двух детей, мальчика и девочки. Вожак нападавшего племени передал детей старой женщине и приказал избавиться от них. Она повела их на берег реки и когда была готова исполнить приказ вожака к ним подошла мать-олениха. Она стала просить не убивать детей и отдать их. На что старуха сказала: «это детеныши людей, ты не справишься с ними и когда они вырастут, то им захочется убить твоих оленят. Ведь люди очень жестокие создания и убивают не только зверей, но и друг друга». Мать-олениха все равно настояла на том, чтобы дети остались с ней.

Благородные олени во времена мальчика становятся объектом браконьеров. Егерь способствует развитию браконьерского промысла в огромных масштабах. Сначала за щедрое вознаграждение Орозкул позволяет вырубку реликтовых сосен. Дальше развитие событий приобретают жестокий окрас. Одним прохладным вечером коварный Орозкул, с не менее коварным планов решает добиться поддержки мудрого деда Момуна. Не добившись результата в переговорах он решает напоить деда водкой и для большего эффекта грозит ему увольнением. Тем самым он добивается желаемого и заставляет пойти Момуна на убийство самки марала.

Темный вечер, белый дым костра и сладкий запах жареного мяса. У костра компания из трех человек: Орозкул, Момун и заезжий гость. На костре жарилось мясо оленихи. Мальчик не хотел верить в жестокость людей и в то, что это взаправду убитая олениха, пока за сараем не увидел останки бедного животного. Мальчишка потерял надежду в секунду, разочарование подкашивало ноги и слабость давила грудь. Слезы текли ручьем, он не хотел принимать жестокость действительности, жестокость тех людей, которые окружают его.

Трагический конец повести заставляет читателя по-настоящему прочувствовать боль мальчика, который всю жизнь жил верой в хорошее и светлое. А в один момент у него отбирают эту веру. Мальчишка снова представляет, закрыв свои глаза, что он маленькая рыбка, которая прыгает в воду и уплывает в дальние края озера на поиски отца — моряка.

Костер горит, мясо жарится, трое мужчин по-прежнему сидят в тех же позах. Им не было слышно всплеска воды и они так, и не заметили тихого исчезновения мальчика.

Оцените произведение: Голосов: 106

Читать краткое содержание Белый пароход. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Запруда

В бинокль хорошо было видно то место, где мальчик обычно купался. Запруду смастерил дед. Старик перетаскал много камней, выбирал те, что покрупнее. Течение в этом месте было очень сильным. Река запросто могла унести мальчика, о чем сварливая бабка не раз говорила Момуну. При этом добавляла: «Будет тонуть — пальцем не пошевелю!». Старик целый день возился с запрудой. Камни он старался класть друг на друга так, чтоб вода между ними входила и выходила свободно.

В тот день когда у мальчика появился портфель, произошел неприятный случай. Он засмотрелся на белый пароход и совсем забыл о своих обязанностях. Теленок тем временем принялся жевать белье, которое вывесила старуха. Это мальчик увидел издали. Сперва Бекей пыталась успокоить старуху, но та по своему обыкновению принялась обвинять падчерицу в бесплодности. Начался скандал. Все перессорились. Когда же мальчик вернулся домой, здесь была подозрительная тишина.

Герои повести Ай — люди несчастные. Бекей несчастна того, что ее регулярно избивает муж. Но с мужем ее объединяет общее горе — отсутствие детей. Момун горюет, потому как старшего сына убили на войне, а дочери не обрели счастья с семейной жизни. Старуха, жена деда мальчика, вспоминает об умерших детях и покойном муже. Она не так давно появилась в этом доме — после смерти родной бабушки главного героя.

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Санд Индиана
    Произведение повествует историю юной креолки Индианы, выданной в ранней молодости замуж за бессердечного и властного зажиточного господина и стремившейся к новой счастливой любви.
  • Краткое содержание Хлеб для собаки Тендряков
    В начале произведения автор описывает воспоминания из детства, которые происходили в послереволюционную эпоху. Вспоминает, как он с ребятами, наблюдал в скверике
  • Краткое содержание Синий кинжал Драгунского
    На уроке труда ребята получили задание сделать календари, и у Дениски получился замечательный миниатюрный календарик. Учительница похвалила мальчика и поставила «пятерку». После Дениса свой календарь
  • Краткое содержание Паустовский Желтый свет
    Под желтым светом в очерке Паустовского подразумеваются осенние листья, от которых исходит солнечное сияние. Автор с особым чувством повествует о таинстве, происходящем осенью в природе
  • Краткое содержание Барто Вовка — добрая душа
    Вовка – пятилетний мальчуган, настроенный на добрые дела. Он здоровался с прохожими из окна квартиры по улице Садовой, объявил себя братом Кати, обеспокоенной тем, что ее некому защитить.

В 1970 году журнал «Новый мир» опубликовал произведение Чингиза Айтматова под названием «Белый пароход». Через несколько лет оно вошло в сборник «Повести и рассказы». Грустная история об одиночестве и жестокости, одно из лучших творений автора — повесть «Белый пароход». В кратком содержании по главам рассказывается о том, как двое беззащитных людей, старик и мальчик, с помощью сказок и преданий спасаются от жестокости реального мира.

Содержание

Чингиз Айтматов и его повести

Киргизский писатель Чингиз Айтматов вошел в историю литературы благодаря своему таланту к созданию глубоких, цепляющих душу повествований. Популярным он стал в начале шестидесятых годов, но любовь читателей к его творчеству не угасает по сей день.

Наиболее популярны такие произведения Чингиза Айтматова:

  • «Первый учитель»;
  • «Верблюжий глаз»;
  • «Материнское поле»;
  • «Ранние журавли».

Писатель несколько раз был награжден государственными премиями. По мотивам некоторых его повестей были сняты киноленты. В 1975 году на экраны вышел фильм «Белый пароход».

Режиссером стал Болотбек Шамшиев, а автором сценария — сам Айтматов. Кинокартина собрала все самые лучшие отзывы и награды.

Герои произведения

Читая «Белый пароход» Чингиза Айтматова публика узнает о жителях глухого аула, расположенного рядом с лесным кордоном. Сюда лишь изредка заезжает автолавка. А школа расположена в нескольких километрах от поселения.

Главный герой — маленький семилетний мальчик, имя которого автор не называет. Это не только очень умный, но и добрый, чуткий, впечатлительный ребенок. Его воспитанием занимается старый дедушка. Другие персонажи повести:

  • Момун — дед мальчика. Добродушный старик. Работает лесником.
  • Бабка — вторая жена Момуна. Ворчливая старуха.
  • Бекей — дочь старика. Несчастная женщина, не имеющая детей.
  • Орозкул — муж Бекей. Жестокий, властолюбивый мужчина. Начальник лесного кордона.
  • Семья лесников — муж Седахмат, жена Гульджамал, их маленькая дочь.

История этих персонажей рассказана в особом художественном стиле, присущем Чингизу Айтматову. Здесь жизненные, порой жестокие реалии, искусно переплетаются со старинными легендами.

Отец

Герой повести Ай разговаривал не только с камнями, цветами и новеньким портфелем. Он часто в мыслях обращался к отцу, которого он совсем не помнил. Как-то мальчик услышал, что тот бы моряком. С тех пор, глядя в бинокль на корабль, он представлял, что где-то там, на палубе, стоит его отец.

Мальчик мечтал стать рыбой, доплыть до белого парохода и встретиться с этим человеком. Он непременно рассказал бы ему о старике Момуне — добром человеке, которого никто не ценит. Мальчик поведал бы своему отцу о злой старухе, которая пришла в их дом после смерти родной бабушки. Он рассказал бы ему обо всех обитателей кордона, даже об Орозкуле — злом человеке, которого непременно нужно бросить в холодную реку.

Краткий пересказ истории

В маленьком ауле живет главный герой, единственный мальчишка на три двора. Ребенок растет без присмотра, целыми днями пропадает на улице. Никто не занимается его образованием, поэтому он самостоятельно изучает окружающий мир. За неимением друзей мальчик сам себе придумывает собеседников, наделяя невоодушевленные предметы именами и человеческими качествами. Характеристика некоторых:

  • булыжники Танк, Седло, Верблюд — друзья малыша;
  • главный неприятель — колючий бодяк;
  • заросли ширладжинов — главные защитники, под которыми можно спрятаться и поплакать;
  • любимый собеседник — новенький портфель.

Единственный человек, который любит и воспитывает мальчика, это его дед по имени Момун. Он очень добрый, безобидный, всегда готовый прийти на помощь. Его отзывчивость совершенно не ценится людьми и воспринимается как должное. Однако старик не обижается и не расстраивается, продолжая творить добрые дела. Люди называют его Расторопный Момун.

Кроме деда, о мальчике некому позаботиться. Именно он купил в автолавке портфель для своего внука, чтобы тот мог пойти в школу. Этот день стал самым счастливым в жизни ребенка.

А новенький портфель с того момента превратился в лучшего друга, которому малыш мог поведать обо всем.

Белый пароход

Когда-то за долгую и верную службу на лесном кордоне деда премировали и подарили настоящий бинокль. Старик прибором не пользовался, утверждая, что прекрасно видит без него. Поэтому полевой бинокль достался мальчику и стал его любимым развлечением.

Малыш взбирался на Караульную гору и разглядывал окрестности. С вершины было отлично видно сосновый бор и озеро Иссык-Куль, расположенное далеко от аула. Мальчик любил наблюдать за жизнью в поселке животноводов и на скотных дворах. Также ему нравилось рассматривать школу-четырехлетку, в которую ему вскоре предстояло пойти учиться.

Со своим безмолвным другом портфелем мальчик делился всеми полученными наблюдениями и впечатлениями. Поведал ему и о белом теплоходе, появления которого на горизонте ждал каждый день.

Ребенок рос без отца и матери. Родители разошлись давно. Мама оставила малыша на воспитание деду и уехала в город искать лучшей жизни. Об отце было известно только то, что он был матросом на озере Иссык-Куль. Мальчик мечтал оказаться на пароходе, чтобы встретиться с папой и рассказать ему про свою жизнь.

Злость и беспомощность

Вечером главный герой нехотя возвращался домой. Здесь ему приходилось наблюдать не самую радостную картину. Злой Орозкул постоянно избивал и всячески унижал свою жену Бекей. Причиной было то, что она все никак не могла подарить своему мужу наследника. На самом деле грозный мужчина, которого уважало и боялось все село, мечтал о простом человеческом счастье. О том, что после работы его дома будет встречать семья — жена и дети. Но чуда не происходило.

Возвращаясь домой, он все больше и больше раздражался, вымещая свою злость на несчастной женщине. Старик Момун страдал, видя это, и не имея возможности исправить ситуацию. А мальчику было тяжко видеть эти слезы и побои.

Его воображение рисовало картину расплаты — как они все вместе накидываются на Орозкула и бросают его в реку. По непонятным мальчику причинам взрослые не поступали по справедливости. Они прощали все выходки этому жестокому человеку, продолжая его слушаться и терпеть.

Бабка, жена Момуна, появилась в их доме не так давно, после смерти родной бабушки малыша. У нее умер муж и дети, поэтому она озлоблена на весь мир. Сварливая старуха, как и все остальные герои повести, не любит мальчика, и постоянно срывается на нем.

Легенда о матери-оленихе

От старика мальчик слышал много легенд. Одну из них он решил поведать своему другу портфелю перед сном. История происходила в древние времена. Тогда разные народы враждовали и сражались между собой, проливая немало крови. Они жили только грабежами и завоевыванием земель. И некому было примирить их.

Однажды в племени киргизов умер старый вождь. Во время похорон на людей напал жестокий хан со своим войском. Они перебили все племя, до единой души. Чудом спаслись лишь двое детей, мальчик и девочка, которые во время побоища были далеко возле реки.

Когда хан узнал об этом, он приказал хромой старухе увести детей далеко в тайгу и там убить. Та не смогла ослушаться и увела рыдающих малышей. Но ей помешала Рогатая мать-олениха, самка марала. Она отобрала у старухи детей и стала о них заботиться. Когда мальчик и девочка выросли, у них появились свои дети. Первенца они назвали в честь оленихи — Бугубай.

Через много лет потомки спасенных детей возобновили охоту на благородных маралов, украшая их роскошными рогами могилы своих родственников. Горы опустели, а печальная мать-олениха обиделась на людей. Она поднялась на горную вершину, попрощалась с озером Иссык-Куль и ушла. С тех пор никто из киргизов не видел этого грациозного животного.

Бунт старика

Когда наступила осень, дед отправил мальчика в школу учиться. Поскольку учебное заведение находилось далеко от аула, старику приходилось каждое утро отвозить ребенка верхом, а вечером забирать. Люди смеялись над Момуном, так как не считали образование чем-то обязательным. А Орозкула злило упорство деда, который во что бы то ни стало пытался обучить внука грамоте.

Момун и Орозкул ходили в горы, чтобы рубить древесину и продавать односельчанам. Однажды во время такого похода мужчина едва не погиб. Старик, который верил в легенды и предания, предположил, что Орозкула спасли вернувшиеся в Киргизию маралы. Но даже близость смерти не смягчила жестокое сердце.

Как-то во время рабочего процесса старик сказал, что ему нужно отложить работу на вечер и поехать за мальчиком в школу. Несмотря на обвинения и угрозы в свою сторону, он сел на лошадь и ускакал. Рассвирепевший зять вернулся домой. Там он выместил злость на Бекей, избив жену и выгнав ее из дома. Затем он обвинил во всем Момуна и уволил его с работы.

Узнав обо всем случившемся, мальчик ушел к реке и долго плакал там от обиды за своих близких. Но вдруг перед его глазами возникли маралы, грациозные животные, вернувшиеся на родную землю. Мальчик наблюдал за ними с огромным удивлением.

Он мысленно просить мать-олениху помочь его семье, послав тетке Бекей малыша. Тогда Орозкул перестал бы злиться и изводить всех, и они зажили бы мирно и счастливо.

Сейдахмат

Так зовут еще одного героя повести Ч. Ай. Сейдахмат — молодой лесник, тот, которого считают важным человеком на кордоне. После того как у мальчика появился портфель, он обошел весь аул, хвастаюсь покупкой. Показал он подарок деда и Сейдахмату. Однако тот не оценил.

Школа находилась в пяти километрах от дома, в котором жил мальчишка. Дед обещал возить его туда в школу на лошади. Но односельчанам это казалось глупостью, вздором. Никто не порадовался за мальчика. Ни на кого не произвел впечатление новенький портфель. Да и посещение школы казалось малообразованным жителям кордона мероприятием сомнительным.

Неудивительно, что мальчик любил разговаривать с камнями и цветами. Они, в отличие от людей, никогда не смеялись ни над ним, ни над его нелепым дедом. Теперь у мальчишки появился еще один неодушевленный друг — портфель. Ему он с радостью поведал о старике Момуне — добром бесхитростный человеке, над которыми зря смеются жители кордона.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]