- Краткие содержания
- Тургенев
- Новь
События романа происходят в 60-е годы девятнадцатого века, время роста революционных настроений в среде интеллигенции и студенческой молодежи, зарождения тайных кружков и обществ, поставивших целью организацию в России крестьянской революции.
Действие начинается в Петербурге. Главный герой романа Алексей Нежданов – член одного из таких обществ. Его коллеги Машурина и Остроумов озабочены выполнением распоряжений тайного руководства и связанными с ними финансовыми проблемами. Алексей, явно тяготящийся своим положением, с облегчением принимает предложение сановника Сипягина и уезжает в качестве учителя его сына в С-ую губернию.
В имении Сипягина герои романа образуют два противоположных по убеждениям лагеря. С одной стороны — либерал на словах Сипягин, его властолюбивая жена Валентина Михайловна, ярый консерватор Калломейцев. Им противостоят сам Нежданов, брат Валентины Михайловны Маркелов, также член тайного общества, и племянница Сипягина Марианна, девушка одних с ними убеждений.
В круг местных революционеров входит и механик бумагопрядильной фабрики Соломин, человек из народа, не разделяющий теорий своих соратников, но готовый к практическим действиям.
Реальные попытки «выйти в народ» заканчиваются у героев провалом. Маркелов, открыто призывающий крестьян к бунту, схвачен и передан в полицию этими же крестьянами. Нежданов, пытающийся найти общий язык с народом, напоен мужиками в кабаке и высмеян. В итоге, полностью разочаровавшись с себе и в революционных идеях, заканчивает жизнь самоубийством. Остродумов за агитацию убит мещанином, Машурина скрывается за границей.
Чему учит роман, направленный автором единомышленникам героев? Эпиграф к роману — «Поднимать следует новь не поверхностно скользящей сохой, но глубоко забирающим плугом» – выражает позицию Тургенева о бесплодности бунтов и переворотов, но необходимости постоянной работы, просвещения и постепенных преобразований общества.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Тургенев. Все произведения
- Андрей Колосов
- Ася
- Ася по главам
- Бежин луг
- Бирюк
- Бригадир
- Бурмистр
- В дороге
- Вешние воды
- Воробей
- Гамлет Щигровского уезда
- Два помещика
- Два приятеля
- Дворянское гнездо
- Дневник лишнего человека
- Дым
- Ермолай и мельничиха
- Живые мощи
- Завтрак у предводителя
- Записки охотника
- История лейтенанта Ергунова
- Касьян с Красивой мечи
- Клара Милич
- Конец Чертопханова
- Контора
- Лебедянь
- Лес и степь
- Льгов
- Малиновая вода
- Месяц в деревне
- Мой сосед Радилов
- Муму
- Накануне
- Нахлебник
- Нищий
- Новь
- Однодворец Овсянников
- Отцы и дети
- Певцы
- Первая любовь
- Первая любовь по главам
- Песнь торжествующей любви
- Пётр Петрович Каратаев
- Поездка в Полесье
- Провинциалка
- Пунин и Бабурин
- Рассказ отца Алексея
- Рудин
- Свидание
- Смерть
- Собака
- Сон
- Степной король Лир
- Странная история
- Стучит!
- Татьяна Борисовна и её племянник
- Три встречи
- Уездный лекарь
- Фауст
- Холостяк
- Хорь и Калиныч
- Часы
- Чертопханов и Недопюскин
Краткое содержание: Новь
У Сипягиных Нежданов место домашнего учителя получает, именно в тот момент, когда ему необходима смена обстановки. В Петербурге он жил он комнате с двумя окошками. Именно сюда и пришел однажды Борис Андреевич Сипягин вместе с флигель-адъютантом князем Г. Он искал на лето учителя для сына. Его Сипягину порекомендовал его родственник.Нежданов является родственником князя Г., он один из его братьев, который его не признает, так как он является незаконнорождённым сыном своего отца, но ему выплачивают деньги, потому что так хотел отец. Всю жизнь Алексей страдает из-за своего двусмысленного положения. Когда пришел Сипягин в комнате также находились еще и петербургские друзья Нежданова: Машурина, Остродумов, и Паклин.
Теперь Нежданов отдыхал от своих друзей, писал стихи, но это он скрывал. У Сипягиных был большой дом с садом. Валентина Михайловна разделяет пристрастия и убеждения мужа, который является либеральным деятелем и гуманным помещиком.Она была умна и хороша собой. Любила подчинять и руководить, особенно в отношениях с Марианной, которая является племянницей мужа. Её отец, был генералом, который был за растрату осуждён, и отправлен в Сибирь, но потом его простили и он вернулся и умер в бедности. Потом и мать умерла, а Марианну дядюшка Борис Андреевич приютил. У девушки положение бедной родственницы, она преподает сыну Сипягиных, уроки французского. Ее очень тяготит зависимость от властной тётушки. Тётушка считает Марианну безбожницей и нигилисткой. Нежданов в Марианнне видит родственную душу. Они нравятся друг другу, но в Марианну страстно влюблён брат Валентины Михайловны Маркелов Сергей Михайлович, который является некрасивым, желчным и угрюмым человеком. Он частенько появляется в доме. Нежданов и консерватор Калломийцев, не скрывают, своего недоверия к революции.Выясняется, что Маркелов приехал для того, чтобы встретиться с Неждановым, так как он привёз для него письмо от самого Василия Николаевича, который им обоим рекомендовал взаимодействовать в соответствии с известными правилами. Они решают поговорить в имении Маркелова, так как в доме сестры имеют уши стены .
Нежданова у Сергея Михайловича ожидает сюрприз. В его гостиной курят и ьют пиво Машурина и Остродумов. Они до утра разговаривают о том, что на кого можно положиться. Маркелов с говорит о том, что нужно привлечь механика-управляющего местной бумагопрядильной фабрики Соломина, а также купца Голушкина. Нежданов опять чувствует душевную усталость, так как опять много говорили о том, что нужно действовать, а к чему должны быть эти действия никто не знает. Марианна отказала Маркелову. Алексей Дмитриевич хочет даже рассказать Марианне о письме Василия Николаевича. Валентина Михайловна, которой нравился Нежданов, поняла, что он от нее отвернулся, и виной этому Марианна, и она хочет принять меры. Очень скоро они признаются друг другу в любви, их разговор подслушала госпожа Сипягина.
К Соломину отправляются Маркелов и Нежданов, он два года в Англии проработал, и поэтому знает на отлично современное производство. Он понимает, что народ к революции не готов. Он при фабрике завёл больницу и школу. По пути к Голушкину они встречают Паклина, который зовет их в «оазис», к старичкам — супругам Фомушке и Фимушке, которые живут так, как будто на дворе XVIII в. Также тут есть и старый слуга Каллиопыч, также есть для развлечения и карлица Пуфка.Галушкин за обедом в пьяном угаре на дело жертвует крупные суммы. На обратном пути Маркелов ругает Нежданова за неверии в дело. Но все это он говорил из ревности к Марианне, так как он от сестры получил письмо и все знал и признаниях влюбленных. Нежданов говорит о необходимости дуэли, но опомнившись Маркелов просит о прощении. Маркелов протягивает Нежданову портрет Марианны, но Нежданов не хочет его брать. В этот же день произошло их свидание. Марианну интересует то, как прошла встреча. Потом Марианна говорит о том, что необходимо бежать, он говорит о том, что за ней он пойдет хоть на край света.
Сипягины стараются переманить к себе Соломина. Он приехал к ним в гости, но перейти на их сторону отказался. Марианна внимательно слушает Соломина, и ловит себя на мысли о том, что сравнивает Соломина с Неждановым, где выигрывает первый. Они на фабрике в незаметном пристройке. Вмести с Соломиным, находятся Павел и его жена Татьяна, которая ничего не понимает, что происходит. Они все вместе собираются для того, чтобы поговорить, а также и почитать стихи Алексея, которые Марианна достаточно сурово оценивает. Нежданов говорит о том, что она их похоронила.
Настал день когда нужно идти в народ. Нежданов, в сапогах, кафтане, фуражке со сломанным козырьком. Выход его длился недолго, мужики не понимают о чем идет речь, хотя своей жизнью не довольны. Алексей пишет письмо Силину, в котором говорит о том, что время действовать наверно не наступит никогда. Так же он сомневается и в своих чувствах к Марианне. Неожиданно приходит письмо, из которого становиться понятно, что в соседнем уезде неспокойно, он решает ,что это работа Маркелова. Он решает ехать туда и все узнать. Когда Нежданов уезжает приезжает Машурина, у которой еще одно письмо для Нежданова. Она спрятала письмо и сказала о том, чтобы ему передали, чтобы он поосторожнее был. Наконец приезжает Павел с Неждановым, второй пьяный в стельку. Павел ели-ели его вызволил из кабака, куда его затащили мужики.
Неожиданно приехал Паклин, который сообщил о том, что Маркелова крестьяне схватили, а приказчика Голушкина хозяина выдал. Полиция уже скоро придет на фабрику. На следующее утро происходит объяснение Нежданова с Марианной, он понял, что ей нужен другой человек, и этим человеком должен быть Соломин. Нежданов больше не верит в дело, которое его с Марианной соединяет. Она продолжает верить и готова этому посвятить всю свою жизнь. Соломин всех просит поторопиться так как скоро приедет полиция. Марианна идет укладывать вещи, а Нежданов, на стол кладет две запечатанные бумажки, потом заходит к Марианне в комнату и,целует в ногах её постель, и идет во двор фабрики, где остановившись у старой яблони он себе стреляет в сердце.
Он еще жив и его переносят в комнату, где он соединяет руки Марианны и Соломина. Когда пришла полиция, она только труп Нежданова нашла. Соломин с Марианной уехали и через два дня обвенчались.Маркелова осудили, Остродумов мещанином был убит, которого он пытался подговорить к восстанию. Машурина скрылась. Голушкина за чистосердечное признаение лёгкому наказанию подвергли . Соломина, оставили в покое, так как не хватило улик, а о Марианне не было и речи. Сипягин поговорил с губернатором и Паклина, который оказал следсию услугу, и сказал л том, где находились Марианна и Нежданов, отпустили.
В Петербурге зимой 1870 г. он встретил Машурину. Она к Паклину подошла не сразу, она рассказала ему о том, как за границей какой-то мужчина в мундире к ней проявлял интерес, а она сказала ему по русски о том, чтобы он отстал от нее, и он ушел. Паклин говорит о Соломине, которого считает настоящим будущим Россиий. Когда Машурина, собралась уходить, она попросила его дать что-нибудь на память о Нежданове. Паклин дал ей фотографию. Паклин задал ей вопрос о том, что кто ей теперь руководит, она сказала, о том, что возможно это и безымянный.
Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Новь». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.
Нежданов получает место домашнего учителя у Сипягиных в момент, когда очень нуждается в деньгах, ещё больше в смене обстановки. Теперь он может отдохнуть и собраться с силами, главное же — он «выпал из-под опеки петербургских друзей».
В Петербурге жил он в темной комнатушке с железной кроватью, этажеркой, заставленной книгами, и двумя немытыми окошками. В эту комнату и явился однажды солидный, излишне самоуверенный господин — известный чиновному Петербургу Борис Андреевич Сипягин. На лето ему нужен учитель для сына, и флигель-адъютант князь Г. («кажется, ваш родственник») рекомендовал именно Алексея Дмитриевича.
При слове «родственник» Нежданов мгновенно краснеет. Князь Г. — один из его братьев, не признающих его, незаконнорожденного, но выплачивающих ему по воле покойного отца ежегодную «пенсию». Алексей всю жизнь страдает от двусмысленности своего положения. По этой причине он так болезненно самолюбив, так нервен и внутренне противоречив. Не по этой ли причине и так одинок?. Для смущения у Нежданова поводов предостаточно. В прокуренной клетушке «княжеского родственника» Сипягин застал его «петербургских друзей»: Остродумова, Машурину и Паклина. Неряшливые фигуры, грузные и неуклюжие; небрежная и старенькая одежда; грубые черты лица, у Остродумова ещё изрытое оспой; громкие голоса и красные крупные руки. В их облике, правда, «сказывалось что-то честное, и стойкое, и трудолюбивое», но поправить впечатление это уже не могло. Паклин был до чрезвычайности маленьким, невзрачным человеком, очень страдавшим от этого по причине страстной любви к женщинам. При мизерном росте он был ещё Сила (!) Сам-соныч (!). Впрочем, нравился студентам веселой желчью и цинической бойкостью (российский Мефистофель, как назвал его в ответ на именование российским Гамлетом Нежданов). Задевало Паклина и нескрываемое недоверие к нему революционеров.
Вот от этого всего отдыхал теперь Нежданов. Он не чужд был эстетическому, писал стихи и тщательно скрывал это, чтобы «быть как все».
У Сипягиных большой каменный дом, с колоннами и греческим фронтоном. За домом прекрасный, ухоженный старый сад. Интерьер носит отпечаток новейшего, деликатного вкуса: Валентина Михайловна вполне разделяет не только убеждения, но и пристрастия мужа, либерального деятеля и гуманного помещика. Сама она высока и стройна, лицо её напоминает о Сикстинской Мадонне. Она привыкла смущать сердечный покой, причем вовсе не для того, чтобы завести особые отношения с объектом своего обнадеживающего внимания. Нежданов не избежал его, но быстро понял отсутствие, так сказать, содержания в её едва уловимой призывности и демонстрации якобы отсутствия дистанции между ними.
Склонность её подчинять и верховодить особенно очевидна в отношениях с Марианной, племянницей мужа. Её отец, генерал, был осужден за растрату и отправлен в Сибирь, потом прощен, вернулся, но умер в крайней бедности. Вскоре умерла и мать, а Марианну приютил дядюшка Борис Андреевич. Девушка живет на положении бедной родственницы, дает уроки французского сыну Сипягиных и очень тяготится своей зависимостью от властной «тетушки». Страдает она и от сознания, что окружающим известно о бесчестии её семейства. «Тетушка» умеет как бы невзначай обмолвиться об этом перед знакомыми. Вообще же она считает её нигилисткой и безбожницей.
Марианна не красавица, но привлекательна, а прекрасным сложением напоминает флорентийскую статуэтку XVIII в. Кроме того, «от всего её существа веяло чем-то сильным и смелым, стремительным и страстным».
Удивительно ли, что Нежданов видит в ней родственную душу и обращает на нее свое внимание, не оставшееся безответным. Но в Марианну страстно и безнадежно влюблен брат Валентины Михайловны Сергей Михайлович Маркелов, некрасивый, угрюмый и желчный человек. На правах родственника он бывает в доме, где главные принципы — свобода мнений и терпимость, и за столом сходятся, скажем, Нежданов и крайний консерватор Калломийцев, не скрывающий нелюбви к нигилистам и реформам.
Неожиданно оказывается, что Маркелов приехал ради встречи с Неждановым, которому привез письмо «самого» Василия Николаевича, рекомендующего им обоим взаимодействовать «в распространении известных правил». Но поговорить лучше в имении Маркелова, а то в доме сестры и стены имеют уши.
У Сергея Михайловича Нежданова ждет сюрприз. В гостиной при свете керосиновой лампы пьют пиво и курят Остродумов и Машурина. До четырех утра идут разговоры о том, на кого бы можно было положиться. Маркелов считает, что надо привлечь «механика-управляющего» местной бумагопрядильной фабрики Соломина и купца из раскольников Голушкина. У себя в комнате Нежданов вновь чувствует страшную душевную усталость. Опять много говорено, что надо действовать, что пора приступить, а к чему, никто так и не знает. Его «петербургские друзья» ограниченны, хотя честны и сильны. Впрочем, утром он заметил на лице Маркелова следы той же душевной усталости несчастного, неудачливого человека.
Между тем после отказа Маркелову Марианна и Нежданов все больше чувствуют взаимную симпатию. Алексей Дмитриевич находит даже возможным рассказать девушке о письме Василия Николаевича. Валентина Михайловна понимает, что молодой человек совсем отвернулся от нее и что виновата тут Марианна: «Надо принять меры». А молодые люди уже переходят на «ты», вскоре следует и объяснение. Это не осталось тайной для г-жи Сипягиной. Она подслушала это у дверей.
Соломин, к которому отправляются Нежданов и Маркелов, когда-то два года проработал в Англии и современное производство знает отлично. К революции в России относится скептически (народ не готов). Он завел при фабрике школу и больницу. Это его конкретные дела. Вообще есть две манеры выжидать: выжидать и ничего не делать и выжидать да подвигать дело вперед. Он выбрал второе.
По пути к Голушкину им попадается Паклин и зазывает их в «оазис», к старичкам — супругам Фимушке и Фомушке, которые продолжают жить, будто на дворе XVIII в. В каком быту родились, выросли и сочетались браком, в том и остались. «Стоячая вода, но не гнилая», — говорит он. Есть тут и дворня, есть старый слуга Каллиопыч, уверенный, что это у турков бывает воля. Есть и карлица Пуфка, для развлечения.
Обед Галушкин задал «с форсом». В пьяном кураже купец жертвует на дело крупные суммы: «Помните Капитона!»
На обратном пути Маркелов упрекает Нежданова в неверии в дело и охлаждении к нему. Это не лишено оснований, но подтекст иной и продиктован ревностью. Ему все известно: и с кем объяснялся красавчик Нежданов, и у кого после десяти вечера был он в комнате. (Маркелов получил от сестры записку и действительно знал все.) Только тут не заслуги, а известное счастье всех незаконнорожденных, всех вы…ков!
Нежданов обещает по возвращении прислать секундантов. Но Маркелов уже опомнился и молит простить: он несчастен, ещё в молодости «обманула одна». Вот портрет Марианны, когда-то сам рисовал, теперь передает победителю. Нежданов вдруг чувствует, что не имеет права брать его. Все сказанное и сделанное показалось ложью. Однако, едва завидев крышу сипягинского дома, он говорит себе, что любит Марианну.
В тот же день состоялось свидание. Марианну интересует все: и когда начнется, наконец; и каков из себя Соломин; и каков Василий Николаевич. Нежданов отмечает про себя, что его ответы — не совсем то, что он в действительности думает. Впрочем, когда Марианна говорит: нужно бежать, он восклицает, что пойдет с ней на край света.
Сипягины тем временем делают попытку переманить к себе Соломина. Приглашение посетить их и осмотреть фабрику тот принял, но перейти отказался. У дворянина фабричное дело не пойдет никогда, это чужаки. Да и у самого помещичьего землевладения будущего нет. Купец приберет к рукам и земли. Марианна, слушая слова Соломина, все больше проникается доверием к основательности человека, который не может солгать или прихвастнуть, который не выдаст, а поймет и поддержит. Она ловит себя и на том, что сравнивает его с Неждановым, и не в пользу последнего. Вот и мысль уйти обоим от Сипягиных Соломин сразу сделал реальностью, предложив убежище у него на фабрике.
И вот первый шаг навстречу народу сделан. Они на фабрике в незаметном флигельке. В помощь отряжены преданный Соломину Павел и его жена Татьяна, которая недоумевает: молодые люди живут в разных комнатах, любят ли друг друга? Собираются вместе поговорить, почитать. В том числе стихи Алексея, которые Марианна оценивает довольно сурово. Нежданов задет: «Похоронила же ты их — да и меня кстати!»
Настает день «идти в народ». Нежданов, в кафтане, сапогах, картузе со сломанным козырьком. Его пробный выход длится недолго: мужики глухо враждебны или не понимают, о чем речь, хотя жизнью недовольны. В письме другу Силину Алексей сообщает, что время действовать вряд ли когда наступит. Сомневается и в своем праве окончательно присоединить жизнь Марианны к своей, к существу полумертвому. А как он «ходит в народ» — ничего глупее представить невозможно. Или уж взяться за топор. Только солдат мигом убухает тебя из ружья. УЖ лучше самому с собой покончить. Народ спит, и разбудит его вовсе не то, что мы думаем.
Вскоре приходит сообщение: неспокойно в соседнем уезде — должно быть, работа Маркелова. Надо поехать разузнать, помочь. Отправляется Нежданов, в своем простонародном одеянии. В его отсутствие появляется Машурина: все ли готово? Да, у нее ещё письмо для Нежданова. Но где же оно? Отвернулась и незаметно сунула в рот бумажку. Нет, наверное, обронила. Скажите, чтобы был осторожнее.
Наконец возвращаются Павел с Неждановым, от которого разит перегаром и который едва держится на ногах. Оказавшись в толпе мужиков, он было начал с жаром ораторствовать, но какой-то парень потащил его в кабак: сухая ложка рот дерет. Павел едва вызволил его и привез домой уже пьяного.
Неожиданно с новостями появился Паклин: Маркелова схватили крестьяне, а приказчик Голушкина выдал хозяина, и тот дает откровенные показания. Полиция вот-вот нагрянет на фабрику. Он поедет к Сипягину — просить за Маркелова. (Есть и тайный расчет, что сановник оценит его услугу.)
На другое утро происходит финальное объяснение. Нежданову ясно: Марианне нужен другой человек, не как он, а как Соломин… или сам Соломин. В нем же самом два человека — и один не дает жить другому. УЖ лучше перестать жить обоим. Последняя попытка пропаганды доказала Нежданову его несостоятельность. Он не верит больше в дело, которое соединяет его с Марианной. Она же — верит и посвятит делу всю свою жизнь. Соединила их политика, теперь же само это основание их союза рухнуло. «А любви между ними нет».
Соломин между тем торопит с отъездом: скоро появится полиция. Да и к венчанию все готово, как договаривались. Когда Марианна отправляется укладывать вещи, Нежданов, оставшись один, кладет на стол две запечатанные бумажки, заходит в комнату Марианны и, поцеловав в ногах её постель, отправляется во двор фабрики. У старой яблони он останавливается и, поглядев вокруг, стреляет себе в сердце.
Ещё живого его переносят в комнату, где он перед смертью пытается соединить руки Марианны и Соломина. Одно письмо адресовано Соломину и Марианне, где он препоручает невесту Соломину, как бы «соединяя их загробной рукой», и передает привет Машуриной.
Нагрянувшая на фабрику полиция нашла только труп Нежданова. Соломин с Марианной уехали загодя и через два дня исполнили волю Нежданова — обвенчались.
Маркелова судили, Остродумов был убит мещанином, которого он подговаривал к восстанию. Машурина скрылась. Голушкина за «чистосердечное раскаяние» подвергли легкому наказанию. Соломина, за недостатком улик, оставили в покое. О Марианне речи и не заводилось: Сипягин поговорил-таки с губернатором. Паклина, как оказавшего следствию услугу (совершенно невольную: полагаясь на честь Сипягина, назвал, где скрывались Нежданов и Марианна), отпустили.
Зимой 1870 г. в Петербурге он встретил Машурину. В ответ на обращение она ответила по-итальянски с удивительно чистым русским акцентом, что она графиня ди Санто-Фиуме. Потом все же пошла к Паклину, пила у него чай вприкуску и рассказывала, как на границе к ней проявил интерес какой-то — в мундире, а она по-русски сказала: «Отвяжить ты от меня». Он и отстал.
«Русский Мефистофель» рассказывает «контессе» о Соломине, который и есть настоящее будущее России: «человек с идеалом — и без фразы, образованный — и из народа»… Собравшись уходить, Машурина просит что-нибудь на память о Нежданове и, получив фотографию, уходит, не ответив на вопрос Силы Самсоновича, кто теперь руководит ею: все Василий Николаевич, или Сидор Сидорыч, или безымянный какой? Уже из-за порога сказала: «Может, и безымянный!»
«Безымянная Русь!» — повторил, постояв перед закрытой дверью Паклин.
Роман И. С. Тургенева «Новь»
О создании романа «Новь» И. С. Тургенев писал: «Замечу только одно, что ни одно из моих больших произведений не писалось так скоро, легко (в три месяца) — и с меньшим количеством помарок. Вот после этого и суди!..»
Всегдашний тургеневский метод: долгое обдумывание и стремительное написание. Еще в 1870 году возникла идея романа «Новь», создавался же он в апреле-июле 1876 года. Время действия романа, как обозначил его сам автор,— конец 60-х годов XIX века, однако отразились в нем события более поздние: так называемое «хождение в народ» 1874-1875 годов. Русская революционная интеллигенция переживала в то время трагическое осознание своей разобщенности с народом, который был лишен истинного понимания причин своего бедственного положения, а поэтому и чужд тем целям, которым посвя- тили себя эти люди. «Хождение в народ» стало попыткой революционного разночинства сблизиться с народом, развернуть массовую агитацию среди крестьянства, чтобы поднять его на массовое выступление против режима.
Все было задумано рационально, но сами «народники» (так стали называть новое поколение революционеров) были все же «далеки от народа», который они пытались побудить к восстаниям и бунтам. Революционная работа велась стремительно, но крестьяне не принимали чужаков, и движение в конце концов было разгромлено. Тургенев с самого начала скептически отнесся к движению народничества, понимая упадничество самой идеи. На этом материале писатель создал роман «Новь», в котором отразил свое видение проблемы революционного народнического движения, пути исторического развития России.
В период 60-70-х годов XIX века в русской литературе получил распространение так называемый «антинигилистический роман» (против нигилистов — отсюда и название). Самый значительный «антинигилистический роман» — «Бесы» Достоевского. Некоторые критики причисляли к этому же жанру и последние романы Тургенева. «Новь» нередко сближали с «Бесами». Известно, что в романе Ф. М. Достоевского отражена деятельность организации, созданной заговорщиком-анархистом Нечаевым. Нечаев появляется и на страницах романа «Новь»: тот самый таинственный Василий Николаевич, от которого герои романа получают время от времени письменные распоряжения. Кроме того, в авторских черновиках произведения есть запись о Машуриной: «Нечаев делает из нее своего агента», и о Маркелове: «Совершенно удобная и готовая почти для Нечаева и К°».
В самом романе Марке лов характеризуется так: «Человек искренний, прямой, натура страстная и несчастная, он мог в данном случае оказаться безжалостным, заслужить название изверга…» Однако в том же Маркелове автор выделил и вполне привлекательные качества: ненависть ко лжи, сострадание к угнетенным, готовность к безусловному самопожертвованию. Тургенев жалеет своих героев — несчастных, запутавшихся в собственных ошибках, заблудившихся молодых людей. Сам он об этом так писал: «Я решился… взять молодых людей, большей частью хороших и честных,— и показать, что, несмотря на их честность, само дело их так ложно и нежизненно — что не может не привести их к полному фиаско… Молодые люди не могут сказать, что за изображение их взялся враг; они, напротив, должны чувствовать ту симпатию, которая живет во мне — если не к их целям,— то к их личностям».
В таком отношении к революционерам автор «Нови» явно противостоял «антинигилистическому роману». Однако Тургенев не симпатизирует делу, которым занимаются молодые герои. Прежде всего, «народники» в романе совершенно не знают, чем живет тот реальный народ, ради которого они готовы жертвовать собой. Они вообразили себе некий абстрактный народ, поэтому слишком сильно были потрясены, когда первая же попытка Марке лова поднять мужиков на бунт кончилась провалом: крестьяне связали его и выдали властям. Тургенев подчеркивает и «некоторую умственную узость» этих людей: «…люди до того уходят в борьбу, в технику разных своих предприятий,— говорил он,— что совершенно утрачивают широту кругозора, бросают даже читать, заниматься, умственные интересы отходят постепенно на задний план; и получается в конце концов нечто такое, что лишено духовной стороны и переходит в службу, в механизм, во что хотите, только не Е живое дело». Нет «живого дела» — вот приговор автора героям «Нови», ибо они «готовы делать, жертвовать собой, только не знают, что делать, как жертвовать…». Среди хаоса сомнений, противоречий, безысходности мечется в «Нови» «российский Гамлет» — Нежданов: «Так отчего же это неопределенное, смутное, ноющее чув ство? К чему, зачем эта грусть?..» Но Нежданов — это Гамлет решивший взять себе роль Дон Кихота. Он стремится к самопо жертвованию ради высокой идеи, но сам же ощущает и фальшь своего намерения, своих стремлений. Натура Нежданова надлом лена — и нет иного исхода его жизни, кроме самоубийства. Но есть ли истинно сильная личность, «новый русский Инсаров»?
Где Базаров? Это давний писаревский вопрос как бы по вис в воздухе и не мог не осознаваться читателями и автором Но автор в 1874 году высказал мысль, что «Базаровы сейчас н нужны. Для настоящей общественной деятельности не нужн ни особенных талантов, ни даже особенного ума…». Базарова в «Нови» нет, однако после продолжительного пе рерыва в романе опять появляется «тургеневская девушка» -Марианна Синецкая. В ней — все те же черты, которые так прк влекают в героинях «Рудина», «Дворянского гнезда», «Накащ не»: самоотречение и сострадание к миру: «…если я несчастна,-признается она Нежданову,— то не своим несчастьем. Мне KJ жется иногда, что я страдаю за всех притесненных, бедны? жалких на Руси… нет, не страдаю — а негодую за них, возм? Щаюсь, …что я за них готова… голову сложить». Но даже Марианны — та же ограниченность, «шоры на глазах», что и остальных героев. «Нови» предпослан эпиграф: «Поднимать следует новь не поверхностно скользящей сохой, но глубоко забирающим плугом».
Тургенев объяснил, что «плуг в эпиграфе значит не революцию, а просвещение». Подлинный герой для писателя не Маркелов или Нежданов, но — Соломин. Это тоже не выдающийся, а средний человек, однако он на голову выще прочих — по силе характера, уму, пониманию реальной деятельности. О подобных людях Тургенев говорил: «…я убежден, что такие люди сменят теперешних деятелей: у них есть известная положительная программа, хотя бы и маленькая в каждом отдельном случае, у них есть практическое дело с народом, благодаря чему они имеют почву под ногами…» Поэтому в конце романа звучит апофеоз Соломину: «Он — молодец! А главное: он не внезапный исцелитель общественных ран. Потому ведь мы, русские, такой народ! Мы все ждем: вот, мол, придет что-нибудь или кто-нибудь — и разом нас излечит, все наши раны заживит, выдернет все наши недуги, как больной зуб… А Соломин не такой: нет,— он зубов не выдергивает.— Он молодец!» И все же тоска по Базарову — по красивой сильной натуре не оставляла писателя, даже когда он признавал необходимость Соломина. В «Нови» есть некоторые недоговоренности, недомолвки, но это объясняется тем, что автор собирался писать продолжение романа, посвященное новой деятельности Соломина и Марианны. Постепенные преобразования и просвещение — только в них нуждается Россия — это непоколебимое убеждение автора.
Еще в начале 60-х годов XIX века писатель высказал его в полемике с Герценом. Именно надежда на деятельность Соломиных не позволила Тургеневу разочароваться в возможностях «мира всеобщего». Именно с постепенной преобразовательной деятельностью подобных людей писатель связывал возможность переустройства русской общественной жизни. По сути, Соломин не является в творчестве Тургенева фигурою совершенно новой. И в прежних его романах можно было встретить героев, занятых конкретным, негромким, но совершенно необходимым делом: Лежнев («Ру-дин»), Лаврецкий («Дворянское гнездо»), Литвинов («Дым»). В продолжении «Нови» этот тип должен был занять главенствующее положение. Интерес к людям, подобным Соломину, стал проявлением общественных интересов писателя. Таким образом, роман «Новь» явился логическим завершением творческой деятельности И. С. Тургенева, открывшего миру русскую литературу, создавшего незабываемые образы русских людей 40-70-х годов XIX века. В этом его величайшая роль и заслуга перед горячо люби-мой Россией.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.coolsoch.ru/
Информация о работе «Роман И. С. Тургенева «Новь»»
Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 8294 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0
Похожие работы
Символы в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
43534
0
0
… к изучению этой темы на материале конкретного литературного произведения. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ИЗ НЕДР «ОБЫДЕННОСТИ» К «ВЫСШИМ НАЧАЛАМ» /В.Г.КОРОЛЕНКО/ (СИМВОЛЫ В РОМАНЕ И.С.ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ») 1. ПОНЯТИЕ СИМВОЛА. РАЗНОВИДНОСТИ СИМВОЛОВ. ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ Проводя исследование по теме «Символы в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»», в первую очередь …
«Молодая Россия» в романах И.С.Тургенева
14711
0
0
… в защите своей независимости, как это произошло во время Крымской войны 1853-1856 гг. Как раз в разгар Крымской войны был задуман писателем первый его роман — «Рудин» (1856). «Уступая некоторым другим произведения г.Тургенева в художественной выдержанности целого, «Рудин» должен быть поставлен, по глубине и живости содержания, им охватываемого, по силе и по самому характеру впечатления, им …
Роман Ивана Сергеевича Тургенева Отцы и дети в аспекте современного изучения классики
81190
0
0
… главной фигурой времени был русский мужик, задавленный нищетой, “грубейшими суевериями”, казалось кощунственным “толковать” об искусстве, “бессознательном творчестве”, когда “дело идет о хлебе насущном”. В романе Тургенева “Отцы и дети” столкнулись два сильных, ярких характера. По своим взглядам, убеждениям Павел Петрович предстал перед нами как представитель “сковывающей, леденящей силы …
Приёмы раскрытия характера в романе И. С. Тургенева Отцы и дети
29068
0
0
… всего на свете» (XVIII глава). Развитие действия в романе «Отцы и дети» изредка прерывается авторскими отступлениями и описаниями природы. По сравнению с другими романами Тургенева «Отцы и дети» значительно беднее пейзажами и лирическими отступлениями. Тонкий художник обладающий даром необыкновенной наблюдательности, умеющий заметить «торопливые движения влажной лапки утки, которой она чешет …
trounin.ru
В 1861 году крепостничество было отменено. А в 1877 году Тургенев написал «Новь», обратив взор читателя на провинцию, где за это время не произошло перемен: быт и нравы остались застывшими на временной отметке наполеоновских войн. По-прежнему сильны позиции французского языка среди знати, также раболепствуют крестьяне перед господами. Одни не могут осознать важность для общения на русском, вторые — по прежнему твердят, что Богом над ними поставлен помещик, поэтому ничего менять нельзя. В подобное болото Тургенев любит помещать героев-революционеров, бьющих себя в грудь и устраивающих сцены перед собравшимися. Сотрясение воздуха содержит умные фразы, с которыми читатель всегда соглашается, но дальше этого Тургенев не идёт. Только Рудин из одноимённого романа всерьёз решил отстаивать идеалы, тогда как все остальные не доживали до последней страницы. Может Тургенев не имел желания показывать продолжение борьбы, а может он просто не видел в ней смысла, либо не хотел описывать действия, грозящие государству подрывом власти императора.
XIX век был крайне тяжёлым для Европы, сотрясаемой революциями. Активная деятельность масонов претворяла в жизнь их главное желание — империи и королевства рушились. Герои Тургенева больше ратовали за простой народ, желая его вывести из состояния рабства. И вот народ вышел на свет, но лучше ему от этого не стало. Для него — это дико. Он ещё пока не готов к переменам. Зачем сия «Новь», исходящая от господ? Ведают ли они, что подняв одних с колен, поставят на колени других? Очередной герой Тургенева мучим идеями, его сжигает изнутри жажда видеть другое устройство мира. Он словоохотлив и способен делать жесты руками, но внутренне понимает бесполезность своих стремлений. Или это внушает ему автор, считающий подобное бессмысленностью. Нови в «Нови» нет — опять герой не выдерживает. Русский, по мнению Тургенева, не способен пойти на решительные меры.
Не видит Тургенев возможности перейти от слов к делу. Для него зарождение противных мироустройству мыслей возможно только в высших слоях общества. Низшие слои не испытывают желания что-либо менять. Пока кто-то бесится от мыслей, покуда является бездельником и ненужным государству человеком, крестьяне мирно прислуживают бывшим господам. Мог ведь Тургенев разглядеть очаг борьбы именно в низах? Мог. Разве не шёл простой люд против власти? Шёл. Так отчего Тургенев даёт под видом Нови давно устаревшие идеалы, причём не знати, а именно крестьян? Ведь они не были теми неразумными детьми, коими их привыкли описывать русские классики. Откуда тогда, спустя половину века, произойдёт коренной перелом в самосознании? Получается, Тургенев всё видел и отмечал, но делал это однотипно, не веря в возможность повторения французских революций в родном государстве.
Все романы Тургенева, кроме «Дворянского гнезда»: «Рудин», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым» и «Новь» — наполнены идентичным содержанием. Достаточно прочитать один из них, чтобы понять содержание остальных. Ничего нового в тексте найти не получится, поскольку Тургенев пронёс свои убеждения через всю жизнь. Он не изменил им и на смертном одре. Ситуация в стране всё более накалялась, что укрепляло Тургенева в верности его взглядов, чему он посвящал создание очередной книги. Он красиво вплетал в повествование мысли, объективно замечал недостатки, но вновь и вновь создавал аналогичный сюжет. Нови нет — всё старо. Кажется, должен наступить крах, но ожидание затягивается. Терпят поражение лишь герои Тургенева, не способные дойти до баррикад, предпочитая сгинуть, нежели переубедить общество.
В перспективе — пустота.
Автор: Константин Трунин
Дополнительные метки: тургенев новь критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Ivan Turgenev Virgin Soil analysis, review, book, content
Это тоже может вас заинтересовать: — Перечень критических статей на тему творчества Ивана Тургенева
Рецензии на книгу Новь
Любимая, наверное, тема в позднем периоде творчества Тургенева — нигилисты и народническая революция. Ну, понятно дело — это то, чем трясло общество его современников. Только на мой взгляд в данном случае вышло не вдохновенно. Читается без интереса, как будто плавать в бетонных ластах. При большом желании — можно и умудриться, другой вопрос зачем, если есть нормальные.
Главный герой книги — Алексей Нежданов, незаконнорожденный сын очень богатого петербургского графа. Отец, а после его смерти — братья, содержат парня, выдавая ему помесячную «пенсию», но официально не признают. Собственно, жизнь у него мягко говоря сносная, а то и вполне хорошая, если сравнивать со многими другими байстрюками того времени. Но Алексей, этот рыцарь печального образа и тонконатурный Гамлет в одном лице, во время учебы в университете умудряется вляпаться в кружок юных революционеров. Не по зову сердца, а за компанию. Компания в нем, разумеется, видит прежде всего регулярно поступающие денежки. Дальнейшее повествование связывает в веревочку две сюжетные линии: 1. Романтические отношения с девушкой Марианной, которая хочет изменить мир перевернув все с ног на голову; 2. Революционная работа на благо «народников».
По первой трудно что-то сказать, т.к. в этот раз Тургенев уделил больше времени интригам за спиной и мыслям персонажей о будущем страны, чем собственно чувствам. Главное в этой паре вот что: взаимное притяжение из-за непохожести на окружающих и дальнейшее непонимание из-за совершенно различных взглядов на жизнь.
По второй любопытнее. Во-первых, довольно быстро становится понятно, что Алексею эти задания и сама революция вообще не интересны. Но (я не понял почему) он упорно не может сказать «нет» и продолжает делать и произносить противоположное своему мнению. Кстати, как и в отношениях с возлюбленной, которая давно ему не любима… В во-вторых… Есть такая поговорка: «Можно вывезти девушку из деревни, но нельзя деревню вывезти из девушки». В обратную сторону это тоже работает. Эти дворяне и образованные студенты сколько угодно могут рядиться в крестьян с затасканными рубашками и поломанными козырьками на картузах, но как только открывается рот — простолюдины перестают их понимать. Ни смысла, ни идеи, ни вообще чего оратор-провокатор хочет. И в лучшем случае неудачников напоят вусмерть или настучат по голове. В худшем — настучат не по голове, а в жандармерию…
В общем, еще одна такая себе проходная картина маслом о жизни в центральной части России во второй половине 19 века. Вот только при чтении я думал о следующем: возможно, Тургенев рисует правдоподобно и реалистичной, но сегодня это читать совершенно неинтересно. Даже бессмысленно. Как с точки зрения содержания, так и с позиции литературы. Вот только после книги наткнулся на мнение современников Ивана Сергеевича. И оно весьма не лестно. Цитирую: «изображение 70-х годов здесь напоминает рассказ о чужой стране человека, который никогда в ней не бывал». Так что даже с позиции «это наша история», получается, книга не имеет смысла. Констатирую полный провал.
#сапер (Книга, название которой состоит из одного слова)