Кукшина Авдотья Никитична — характеристика героини из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»


История написания романа

Написание романа «Отцы и дети» приходится на 60-е годы XIX века, когда в России получили развитие нигилистические настроения, свойственные преимущественно молодому поколению. Отрицание старых принципов и устоев, беспринципность на пути к достижению поставленных целей, отсутствие преклонения перед авторитетом взрослых опытных людей и приоритетное отношение к полезному, ставящее на задний план духовное — все это проводит черту между отцами и их детьми.

Сегодня в таких взглядах нет ничего нового и определенный конфликт со старшими есть практически у каждого поколения, другое дело, что в ту пору, которую описывал русский классик, тенденция к отрицанию всего привычного стала своеобразной революцией в умах, воспринятой на ура многими представителями молодого дворянства. Примечательно, что события разворачивались в канун событий 1861 года, когда была принята крестьянская реформа, упразднившая крепостное право.

А что сам автор, ведь его отношение к описываемым событиям играет огромную роль? Судить об этом по каким-то отдельным отрывкам из произведения неправильно, даже если сквозь них явно прорывается симпатия или, напротив, негативное отношение к определенным персонажам, их взглядам и поступкам. Приоткрыть завесу тайны помогает письмо, датированное 14 апреля 1862 года, которое Иван Сергеевич адресовал своему другу, драматургу Константину Случевскому.

В этом послании Тургенев почти с презрением относится ко всему дворянскому классу, отмечая отдельных персонажей своего романа, как олицетворение вялости, слабости и ограниченности.

Это не означает, что он является приверженцем нигилизма, и даже наоборот, во всем произведении явно чувствуется уродливая карикатурность некоторых его персонажей, тогда как эмансипация некоторых из них и вовсе вызывает у автора явное раздражение.

Главные герои произведения

Главный герой повести — молодой студент, изучающий медицину, по имени Евгений Васильевич Базаров. Именно он является ярым приверженцем новомодного тогда течения нигилизма, неся его в массы. У него есть друг — Аркадий Кирсанов, который на какое-то время подпадает под влияние нигилистических настроений, выступая вместе с Базаровым против отца Николая Петровича и дяди Павла Петровича, двух помещиков аристократического происхождения, являющихся сторонниками либерализма во всех его направлениях.

Есть в произведении и персонажи второстепенные, но от этого не менее значимые:

  • Авдотья Никитична Кукшина как раз таки является одним из них, будучи натурой, сотканной из противоречий. Образ очень колоритный, состоящий из множества слоев, которые можно снимать один за другим в поисках его истинной сути, однако на выходе приходит осознание его беспросветной пустоты. При более глубоком рассмотрении становится очевидно, что персонаж Кукшиной есть не что иное, как пародия на главного героя Базарова, причем карикатура эта не злая и жестокая, а нелепая, поверхностная и отражающая всю никчемность и необоснованность его взглядов и суждений.
  • Анна Сергеевна Одинцова, богатая вдова, к которой питают чувства и Базаров, и его друг Аркадий. Ставящая ценность тихой, спокойной жизни без мирских страстей превыше всего, она, питающая симпатию к Евгению, отказывает ему, тогда как изнемогающий от безответных чувств Аркадий со временем понимает, что его истинной любовью является младшая сестра Анны Катя, на которой он и женится.

Определенные чувства у Базарова возникают и в отношении молоденькой любовницы Николая Петровича Кирсанова Фенечки, которую он целует в порыве страсти, будучи замеченным братом помещика Павлом Петровичем. Несмотря на свой неофициальный статус, Федосья Николаевна описывается автором, как девушка тихая и порядочная. Она явно противопоставляясь Кукшиной с ее раздутым эмансипе.

Основная сюжетная линия

Для того чтобы как можно глубже понять характер ключевых героев произведения, необходимо еще раз перечитать роман или хотя бы ознакомиться с кратким его пересказом. Так, содержание «Отцы и дети» характеризуется следующими событиями:

  1. В первой главе описывается пребывание Базарова в фамильном имении Кирсановых в Марьино, которое заканчивается конфликтом Евгения с владельцами поместья Николаем Петровичем и Павлом Петровичем и его переездом вместе с Аркадием в небольшой губернский город.
  2. В этом городе молодые нигилисты коротают время с Виктором Ситниковым и Авдотьей Никитичной Кукшиной, которая оказывается единомышленницей строптивцев, позиционирующей себя приверженницей вульгарного нигилизма. За непродолжительный срок пребывания в гостях у помещицы Базаров с Кирсановым успевают не только заинтересоваться этой личностью, но и порядком охладеть к ней. Стоит отметить, что Тургенев не скупился на описание характеристик Кукшиной, стараясь отразить в них, как через лакмусовую бумагу, черты главных героев.
  3. Молодые люди покидают дом Кукшиной, уязвляя ее самолюбие. Причина кроется не только в разочаровании в личности этой маленькой напористой дамы, но и в знакомстве Базарова с Анной Одинцовой, которое происходит на балу. В итоге они останавливаются в имении богатой помещицы, но вскоре вновь уезжают из-за неудачного объяснения в любви Евгения хозяйке.
  4. После этого молодые люди едут в отчий дом Базарова, но и там они не могут долго задерживаться ввиду того, что Базарова раздражает чрезмерная опека родителей. Совершенно случайно они вновь оказываются в Никольском, но вынуждены продолжить свой путь из-за нарочито холодного приема хозяйки Одинцовой.
  5. Попадая в дом своего друга в Марьино, Евгений в порыве внезапно вспыхнувших чувств страстно целует Фенечку. Это видит вошедший в комнату Павел Петрович, вызывающий молодого наглеца на дуэль. Аркадий уезжает к Одинцовой, где понимает, что на самом деле любит Катю, а не ее старшую сестру Анну Сергеевну.
  6. Базаров возвращается ни с чем домой, где вскоре получает ранение при вскрытии умершего от тифа и умирает от сепсиса. Перед смертью он по своей инициативе в последний раз разговаривает с Одинцовой.

Произведение заканчивается тем, что сын и отец Кирсановы благополучно женятся на своих возлюбленных, а Павел Петрович и Кукшина навсегда эмигрируют за рубеж, о чем последняя всегда страстно мечтала.

Описание ситникова и кукшиной

(398 слов) В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» четко показаны нигилистические убеждения главного героя – Евгения Базарова. Нигилисты отрицают современный общественный уклад, не приклоняются перед авторитетами, отрицают всяческие чувства, а также красоту и искусство. Но в демократической молодежи такого направления найдутся те, для кого данные идеи – повод выделиться перед обществом. Таких героев представляет нам автор — это Ситников и Кукшина.

Поставив главного героя с Авдотьей Кукшиной и Виктором Ситниковым, автор подчеркивает всю серьезность убеждений Базарова. Ситников считает себя старинным знакомым Базарова и его учеником. Автор описывает его следующим образом: одет в славянофильскую венгерку, а на его визитных карточках написан как французский, так и русский текст, который выполнен славянской вязью. Благодаря мелким деталям, Тургенев демонстрирует, что вся приверженность Ситникова новым идеям носит исключительно показной характер. Все мысли и идеи, произнесенные Базаровым, Ситников повторяет в искаженной и вульгарной манере. Для Ситникова нигилизм – это мода, в которой можно выделиться и спрятать глупость и сомнительное происхождение. В эпилоге автор говорит о том, что Ситников все еще продолжает «дело» Базарова, но его семейство помыкает им, а жена и вовсе считает дурачком.

Авдотья Кукшина относит себя не только к нигилистам, но и к «эмансипированным дамам». Главные темы, которые волнуют Кукшину: «женский вопрос», физиология, эмбриология, химия и воспитание. Кукшина глупа, развязна и вульгарна. Автор описывает множество деталей в ее интерьере и внешности, чтобы в точности передать всю сущность героини: криво прибитая визитная карточка на двери, пыль на всей поверхности убранства, растрепанные волосы, дешевые браслеты на руках, а также черные пальцы (от табака). Она без умолку болтает обо всем и ни о чем, задает вопросы, но ответы ее не интересуют. Она делает вид, что знает все на свете, но по факту это не так. Для нее в порядке вещей напиться шампанским и всю ночь провести в компании молодых людей. В эпилоге автор говорит, что теперь Авдотья, помимо естественных наук, увлекается архитектурой и даже открыла в этом направлении новые законы.

Автор специально вводит этих персонажей, чтобы показать слабые стороны максималистского мировоззрения Базарова. Двойники составляют контраст главному герою, для которого нигилизм – осознанно выбранная позиция. В эпилоге оба «нигилиста» пытаются прикрыть свою никчемность социальными понятиями, ничего в них не понимая. Конечно, у Базарова должны быть единомышленники, но автор намерено показал идейное неприятие характера и убеждений героя. Хоть Тургенев и испытывал неприязнь к идеям главного героя, но все же показал, что для Базарова нигилизм – основа его жизни, в отличие от его бездарных двойников — Ситникова и Кукшиной, для которых любые течения были лишь маской.

Автор: Полина Цимкина

Источник: litrekon.ru

Подробный портрет Кукшиной

Глубина персонажа заключается прежде всего в том, что он является своеобразным двойником главного героя, представленном в женском обличьи. Да, основные черты, присущие характеру и нраву Базарова, здесь явно гипертрофированны, но суть остается прежней, и именно при знакомстве с Кукшиной становится очевидной вся их нелепость. Мало того, в конце общения Евгений явно испытывает отторжение к Авдотье, тайный смысл которого кроется в непринятии самого себя и поиска нестандартных способов самовыражения, в итоге играющих с ним злую шутку.

Внешние характеристики

Любой персонаж в первую очередь интересен своей внешностью, особенно если речь идет о молодой женщине. Авдотья Кукшина, как героиня противоречивая и от этого еще более яркая и интересная, не является в этом плане исключением из правил. А для того чтобы понять, как выглядела помещица, стоит привести сравнительную таблицу цитатных характеристик Кукшиной.

Цитаты из произведенияВозрастЛицоФигураОдежда
«…дама еще молодая, белокурая…»Несмотря на то что Кукшина успела побывать замужем, ей не более 25-28 лет
«…круглые глаза, между которыми сиротливо краснел крошечный вздернутый носик…»Хотя дама явно обладала мужским характером, ей были присущи характерные для представительниц прекрасного пола внешние черты, что, однако, не делало ее хорошенькой или милой
«Когда она смеялась, ее верхняя десна обнажалась над зубами…»Красивой улыбку Кукшиной явно не назовешь, но, вероятнее всего, это ее не особо смущало, так как она не пыталась скрыть этот физический недостаток
«- Хорошенькая она?, — перебил Базаров. -Н..нет, этого нельзя сказать…»С определенной долей сомнения дают мужчины Авдотье эту характеристику, что говорит в пользу того, что речь не идет о явном уродстве. Вероятнее всего, по отдельности некоторые черты Кукшиной были вполне привлекательными, но вместе они не создавали сколь-нибудь привлекательную композицию
«…но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя…»В произведении подчеркивается странное выражение лица дамы, по которому было очевидно, что ее что-то беспокоит, но вот что, оставалось непонятным
«В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного…»По этому описанию можно сделать вывод о том, что Кукшина не была толстой и громоздкой, однако и до изящества ей было явно далеко.
«…стуча плоскими ногтями по клавишам расстроенного фортепьяно…»Руки Кукшиной, несмотря на ее дворянское происхождение и полученное в девичестве музыкальное образование, не могли похвастаться изяществом
«…она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко…», «…что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что она именно это то и не хотела сделать…», «…все у нее выходило … не просто, не естественно…»Невзирая на миниатюрность своей фигуры, Авдотья явно была не хозяйка ей, и не исключено, что виной всему не столько какие-то физические данные, сколько внутренняя неуверенность в себе и собственной привлекательности, тщательно маскирующаяся громкими высказываниями и нарочито провокационным поведением, несвойственным для дам того времени
«…с крупными браслетами на коротеньких руках…»Коротенькие руки также выдают в ней признаки низкого происхождения, хотя ситуацию могли бы исправить такие эпитеты, как «изнеженные», «холеные», «благородные», но автор их не употребил и даже, наоборот, подчеркнул обратное, причем с явными нотками пренебрежения
«…несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье…», «…без всякой кринолины и в грязных перчатках…»В образе Кукшиной сквозит явная неряшливость, неопрятность, которую она нарочито подчеркивает, выдавая за легкую небрежность, свидетельствующую о том, насколько для помещицы второстепенно материальное, уступая пальму первенства вопросам науки, теме женской эмансипации и размышлениях над смыслом жизни, хотя на самом деле это лукавство
«…с крупными браслетами…», «…кружевною косынкою на голове…», «…натягивая себе на плечи бархатную шубку на пожелтевшем горностаевом меху…», «…но с райскою птицею в волосах…»На самом деле для Кукшиной важны детали, подчеркивающие ее статус, но в общем неряшливом образе помещицы они выглядят смешно и неуместно
«…свернула папироску своими побуревшими от табаку пальцами…»Эта характеристика довершает образ неряшливой дамы, делая понятным ее одиночество и невостребованность

Уже только по этим фразам можно понять, что автор относится к своей героине без симпатии, буквально выворачивая наизнанку ее порочную лень и глупость. Мало того, Тургенев будто бы специально наделяет Кукшину такими чертами, напрямую ассоциируя их с истинной подноготной женской эмансипации.

Взгляды и привычки

Несмотря на то что внешнее описание неплохо характеризует Кукшину, окончательно понять этот образ и составить рассказ о нем поможет описание ее дома, досуга и любимых занятий. Так, автор нарочито подчеркивал следующие детали, напрямую связанные с личностью Евдоксии Никитишны:

  • Под номером один стоит разместить описание гостиной хозяйки, которая скорее напоминала запылившийся кабинет с разбросанными бумагами и папиросными окурками.
  • Кукшина много читает, умеет играть на фортепиано и неплохо исполняет романсы, хотя все это не добавляет ей ума.
  • Она охотно рассказывает гостям о том, что серьезно увлекается химией, хотя в конце романа выясняется, что после своей эмиграции в немецкий Гейдельберг она также «серьезно» занялась архитектурой.
  • Считая себя добродушным человеком, Кукшина не останавливалась ни перед чем на пути к поставленной цели.
  • Страстно борясь за права женщин и продвигая в массы идеи нигилизма, она даже не понимает их сути и содержания.
  • Охотно и помногу выпивает, что также является противоестественным для знатных дам того времени.

Но главная особенность заключается в том, что Кукшину оставил муж, о чем она упоминает с напускным равнодушием.

Кроме того, она говорит, что, к счастью, не имеет детей, хотя на самом деле то обстоятельство, что она не состоялась как женщина, сильно угнетает героиню, у которой «…как у Ситникова, вечно скребло на душе…». Стоит отметить, что это обстоятельство Тургенев ставит во главу угла, считая, будто все мировоззрение героини является лишь ширмой, за которым прячется лишь большое человеческое несчастье, пустота и неспособность пройти испытание так же достойно, как, например, Анна Сергеевна, оставшаяся вдовой во цвете лет.

Статьи по теме:

  • Характеристика Базарова
  • Родители Базарова
  • Сочинение-рассуждение на тему «Нужны ли Базаровы России»
  • Сочинение на тему: «Базаров-нигилист»
  • Женские образы — сравнительная характеристика героинь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Анна Одинцова — характеристика героини
  • 10 глава романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» — анализ и подробный разбор
  • Сочинение на тему: «Что делает Евгения Базарова героем своего времени?»
  • Фенечка — характеристика героини романа
  • Критика о романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Павел Петрович Кирсанов — характеристика главного героя романа
  • Смерть Евгения Базарова — анализ эпизода в романе
  • «Отцы и дети» — цитаты для сочинения
  • Любовь Евгения Базарова и Анны Одинцовой в романе

Какую роль играют образы Кукшиной и Ситникова в романе «Отцы и дети»?

В романе «Отцы и дети» Тургенев изобразил общественно-политическую борьбу в России накануне реформы 1861 года. Прогрессивно настроенные русские люди понимали, что изменения в обществе необходимы, что старый экономический уклад и старое государственное устройство исчерпали себя. Но по какому пути должна развиваться Россия? Этот важнейший вопрос либералы и демократы решали по-разному. В предыдущих романах, Тургенев явно симпатизировал дворянским либералам, хотя видел и честно изображал их недостатки: вялость характера, нерешительность, погружённость в собственные переживания (например, Фёдор Лаврецкий из романа «Дворянское гнездо», Андрей Берсеньев и Павел Шубин из романа «Накануне»), В «Отцах и детях» писатель сделал главным героем демократа, который выступает принципиальным противником либерального дворянства. Поэтому тема романа — описание общественной борьбы накануне 1861 года, а идея — изображение «нового человека», как Тургенев видел и понимал его. По тому, как писатель представил Базарова, можно сказать, что в Тургеневе боролись два чувства. С одной стороны, революционный демократ Базаров отрицает идеалы дворянского общества, то есть, как казалось автору, уже ничего не признаёт и заслуживает названия нигилист. С другой стороны, Тургенев честно старается понять и изобразить характер Базарова. Именно такой подход к «новому человеку» делает роман «Отцы и дети» чрезвычайно интересным. Автору не очень симпатичен Базаров, что заметно из описания его непривлекательной внешности, странного балахона-пальто, бесцеремонного поведения, хотя одновременно с этим Тургенев признаёт в главном герое пытливый ум, трезвость мысли, прямоту чувств, собранность воли, что делает его необычным человеком среди мягких, безынициативных дворян Кирсановых. Писателю не нравится презрение Базарова к дворянской культуре и её традиционным ценностям (к семейным отношениям, любви, искусству, природе), но Тургенев не нашёл среди дворян, общающихся с молодым нигилистом, никого, кто мог бы победить его в идейных спорах. В романе среди дворян у Базарова нет достойных противников, но и настоящих единомышленников у него тоже нет. Аркадий Кирсанов дорожит дружбой «лекарского сына» и искренне считает, что Базаров — «один из самых замечательных людей» (XXI), с которыми он когда-либо встречался. Но в конце романа Аркадий прощается со своим другом-учителем навсегда, так как не выдерживает требований базаровского максимализма. Для Базарова дело — борьба с устаревшими научными взглядами и несправедливыми общественными порядками; для Аркадия дело — любовь, семья, поэтому он спокойно меняет передовые общественные идеи на счастливое житьё-бытьё в родовом имении. К нему Базаров относится дружелюбно и одновременно снисходительно-иронически. Откровенно презрительно относится Базаров к двум другим «нигилистам» — к Кукшиной и Ситникову, но вынужден их терпеть, чтобы иметь под рукой помощников, предназначенных для разных грязных дел: «Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!..» (XIX). При всей нелюбви Базарова к аристократам он должен признать, что дворяне Кирсановы и Локтевы по уму и развитию многократно превосходят «нигилистов» Ситникова и Кукшину. Если Базарова Тургенев изображает в романе серьёзно, а в некоторых эпизодах даже сочувственно, то Кукшина и Ситников описываются просто сатирически. Тургенев сознательно заостряет их безалаберность, распущенность, глупость. Их вполне справедливо характеризуют слова Павла Петровича: «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотели прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: всё на свете вздор! — и дело в шляпе. (…) И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты» (X). Чтобы показать своё отношение к женской эмансипации (равноправию), Тургенев рисует в романе двух помещиц — Авдотыо Никитичну Кукшину и Анну Сергеевну Одинцову. Обе героини свободны, правда по разным причинам. Одинцова — молодая вдова и поэтому вполне самостоятельна: сама успешно управляет своим имением, заботится о младшей сестре Катей старой тётке. Она, не боясь злых сплетен, приглашает Базарова и Аркадия к себе в имение. Кукшина тоже самостоятельна, так как «разъехалась» (XII) (разводы были в то время чрезвычайно редки) с мужем, но эта «передовая», по рекомендации Ситникова, дама не знает, что делать со своей независимостью. Её имением практически управляет староста Ерофей, которого она красиво сравнивает со знаменитым американским литературным героем (!) — Патфайндером (Следопытом из одноимённого романа Ф.Купера), детей у неё нет, о её бедных родственниках ни разу не упоминается. Одним словом, Кукшина использует свою свободу очень неразумно: ведёт беспорядочный образ жизни и скандализирует время от времени губернское общество.

Тургенев помещает в свой роман два очень похожих эпизода: сначала Базаров и Аркадий запросто приходят в гости к Кукшиной (XIII), а через несколько дней, после бала, наносят визит Одинцовой, по её приглашению (XV). Дом Авдотьи Никитичны напоминает Бедлам (знаменитый сумасшедший дом в Лондоне): автор не забывает отметить криво прибитую визитную карточку на входной двери, пыль и беспорядок в комнате, растрёпанные волосы хозяйки, её неопрятное платье, безвкусные браслеты на коротких руках, бурые от табака пальцы. Хозяйка с лёгкостью судит обо всём, начиная с мастики для склеивания кукол и кончая женским трудом на фабриках. Кукшина сама говорит без умолку, перескакивает с одной темы на другую, задаёт вопросы собеседнику и не слушает ответы. Она не видит ничего зазорного в том, чтобы упиться шампанским в компании малознакомых мужчин и участвовать в пьяном веселье, которое даже цинику Базарову показалось неприличным.

Одинцова свой номер в губернской гостинице украсила множеством цветов, к гостям — Аркадию и Базарову — она вышла в «простом утреннем платье» (XV), которое было ей к лицу, и во всё время визита «оставалась совершенно спокойной» (XV). Одинцова отличается тактом, умением слушать собеседника, неназойливым умом и начитаностью, так что обоим приятелям было легко говорить с ней: «Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая» (XV). Одинцова одевается со вкусом, держится с достоинством, не стремится во что бы то ни стало привлечь всеобщее внимание к своей персоне, но на балу у губернатора она с момента знакомства совершенно очаровывает Аркадия, да и Базаров выделяет её из пёстрой толпы дам. А Кукшина на том же балу может «блеснуть» только грязными перчатками, райской птицей в волосах (XIV) и весьма смелым танцем с Ситниковым. Ситников столь же ничтожный человек, как и Кукшина, он призван оттенить незаурядность личности главного героя. Робость и развязность отмечает Тургенев в его портрете (XII), а в его поведении переплетаются апломб и неуверенность. Вот он без приглашения приезжает в Никольское. «Трудно передать словами, какою перепёлкою влетел в комнату молодой прогрессист» (XIX), — язвительно замечает Тургенев. Именно Ситников, как никто другой, похож на «шута горохового» и нелепым костюмом (славянофильской венгеркой — XII), и заискивающим поведением. Несмотря на свои прогрессивные убеждения, он всеми силами стремится втиснуться в светское общество, где его встречают удивлённо-презрительно. Ситников спешит представиться губернатору, на балу он обещает познакомить Аркадия с Одинцовой, хотя сам едва знает её. Для Ситникова нигилизм — мода, возможность показать себя интересным человеком и тем самым скрыть обыкновенную глупость и сомнительное происхождение, которого он очень стесняется (XIII): его отец — известный винный откупщик. Для уничтожающей характеристики этого нигилиста достаточно вспомнить его слова, невольно пародирующие знаменитое высказывание Диогена: «Я — ученик Базарова. Я ему обязан своим перерождением. (…) Когда Евгений Васильевич при мне в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг …словно прозрел! «Вот, — подумал я, — наконец я нашёл человека!»» (XII). Кукшина и Ситников — пена, которая всегда оказывается на поверхности, на виду, но по пене нельзя судить о глубинной сути явления. Сын откупщика Ситников и femme emancipee (свободная от предрассудков женщина) Кукшина извращают передовые идеи своего времени, для них нигилизм — способ скандализировать общество и таким образом отличиться самим, стать заметными.

Базаров считает, что изучение естественных наук — нужное дело, потому что приносит конкретную пользу людям, а искусство — бесполезное занятие, которое, может быть, и украшает жизнь, но не относится к насущным человеческим потребностям. Поэтому, по мнению героя, Рафаэль, вместе с остальными художниками, «гроша медного не стоит» (X). Исходя из таких убеждений, Базаров и не тратит время на изучение искусства, демонстрируя, например, своё абсолютное незнание творчества Пушкина (XXI). Кукшина усвоила то же презрительное отношение к литературе, для неё даже Жорж Санд — «отсталая женщина и больше ничего!» (XIII). Однако Базаров — хороший лекарь, серьёзно знающий смежные с медициной науки (химию, физику, ботанику), он начитан в философии, политологии. А Ситников и Кукшина ничего как следует не знают, ничего не умеют делать толком. Из последней главы-эпилога читатель узнаёт, что Кукшина забросила свои занятия химией и уже не изобретает мастику, а, «якшаясь» с русскими студентами, открывает в Гейдельберге новые законы архитектуры (!). Ситников же с пустейшими людьми, похожими на него самого, «толчётся» в Петербурге, продолжая «дело» Базарова. Оба карикатурных «нигилиста» пытаются прикрыть свою никчёмность новейшими научными и социальными понятиями, ничего не разумея в них по сути. Итак, поставив рядом с Базаровым Кукшину и Ситникова, Тургенев подчеркнул тем самым всю значительность характера, всю серьёзность убеждений главного героя. Несомненно, у Базарова должны были быть и друзья, и настоящие единомышленники по общественной деятельности. «Нас не так мало, как вы полагаете. (…) От копеечной свечи Москва сгорела» (X), — говорит молодой нигилист Павлу Петровичу, но в романе нет никаких намёков на важную общественную деятельность героя. Тургенев показал его одиночкой. В этом сказалась тенденциозность писателя, идейное неприятие характера и убеждений героя со стороны автора. Последняя картина романа — могила Базарова, куда приходят только старые родители, — подтверждает ту же мысль об одиночестве и одновременно демонстрирует сочувствие писателя своему герою. Да и последний поступок главного героя (короткая смертельная болезнь) представлен Тургеневым как личный триумф молодого нигилиста. Ведь случайную и нелепую смерть Базаров принимает с такой трезвостью и мужеством, на какие, конечно, не способны ни его идейные противники, ни «преданные ученики».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]