Образованнейший человек своего времени, прогрессивный мыслитель Денис Иванович Фонвизин в конце 19 века создаёт удивительно яркое сатирическое произведение «Недоросль».
Сюжет комедии закручивается вокруг борьбы за возможность жениться на воспитаннице Простаковых Софье. Об этом мечтают госпожа Простакова и её глупый сынок Митрофанушка, Скотинин — брат Простаковой и Милон, молодой офицер, возлюбленный Софьи. Кто же такая эта Софья, заполучить руку и сердце которой хотят столь разные персоны?
Молодая девушка из небогатых дворян рано осталась без родителей и находится под опекой дальних родственников Простаковых. Пребывает она в этой семье в очень бесправном положении. Доходит до того, что её хотят насильно выдать замуж. Сначала Скотинин желает жениться на ней, чтобы прибрать к рукам её именьице, а потом Простакова, узнав, что Софья станет наследницей состояния, хочет женить на ней своего остолопа сына.
Софья это абсолютный антипод Простаковой. Она девочка скромная, образованная, получила хорошее воспитание. Даже, живя в такой дремучей семье, она умудряется много читать, знает французский язык. Софья имеет правильные понятия о благородстве и чести. «Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных»,—говорит она в беседе со Стародумом. Добродетельная её натура не позволяет ей даже осудить тех грубых, необразованных хапуг в окружении которых она какое-то время жила. «Да скажите ж мне, пожалуйста, виноваты ли они? Всякий ли человек может быть добродетелен?»— видимо она задумывается о том, как складывается характер людей, что может влиять на их формирование. Софья внимательно слушает поучения своего мудрого дядюшки и очень разумно ведёт с ним беседу. В свои молодые годы она уже хорошо разбирается в людях, ценит честность и нравственность. Её не прельщает богатство, замуж она хочет выйти за человека добросовестного, честного. Ей присуща рассудительность и мудрость. Недаром её имя означает «Мудрая».
В этой комедии у Софьи нет отрицательных черт. Этот образ идеален, на его фоне становятся ещё более заметными недостатки отрицательных персонажей, их тупость, необразованность, жадность, подхалимство. Драматург хотел показать, что и в условиях простаковщины человек, будь то мужчина или женщина, может воспитать в себе прекрасные свойства души.
Комедия, написанная в стиле классицизма, заканчивается полным поражением отрицательных героев и победой персон положительных. Соединившиеся вокруг Софьи Стародум, Правдин и Милон способствуют её освобождению от опеки Простаковых, и девушка с радостью отдаёт руку и сердце своему избраннику.
Нарисованный Фонвизиным образ Софьи, хоть и немного назидательный, вызывает у читателей сочувствие и одобрение.
Происхождение героини
Софья из дворянского рода, у нее есть дядя, которого зовут Стародум:
…Дядюшка ее, господин Стародум, поехал в Сибирь…
Родителей у нее нет, она стала круглой сиротой, так как отец погиб, когда она была младенцем, а матери не стало за полгода до событий, описываемых в произведении. Однако Софье отчасти повезло: без жилья она не осталась, мама и папа оставили ей имение.
После того, как не стало матери, девушке приходится жить с родственниками Простаковыми, так как с дядей она пока жить не могла: он на тот момент проходил военную службу в Сибири.
Жизнь в новой семье была не сладкой. Простаковы держали ее в своем доме, использовали ее доходы, которые шли от имения в деревне. Родственники хотели, чтобы она стала женой Скотинина, брата глупой и жестокой Простаковой, но этого не произошло, так как Простакова узнала о том, что девушка имеет наследство. Тогда они захотели выдать ее замуж за Митрофана, своего глупого сына, который не хотел учиться и добиваться чего-либо в жизни.
Героиня является полной противоположностью Митрофана и у них нет ничего общего: он всячески избалован своими родителями, а она несчастная сирота. Он глупый, а она постоянно читает книги, чтобы развиваться духовно и нравственно. Она хочет учиться и заботится о своем будущем, имеет свое мнение и является сформировавшейся личностью, в то время как Митрофан не может ничего решить без своей матери.
Снова все пошло не по плану родственников, так как приехал Стародум. Тогда Простакова приказывает выкрасть девушку. Благо, все заканчивается удачно для Софьи.
Какую роль играет софья в комедии недоросль. Подборка цитат и высказываний героев из комедии Д
Софья — племянница Стародума (дочь его сестры); мать С. — сватья Простакова и свойственница (как и С.) Простако-вой. София — по-гречески означает «мудрость». Однако имя героини получает в комедии особый оттенок: мудрость С. — не рациональная, не мудрость, если можно так выразиться, ума, а мудрость души, сердца, чувства, мудрость добродетели.
Образ С. стоит в центре сюжета. С одной стороны, С. — сирота, и Простаковы воспользовались этим в отсутствие ее опекуна Стародума («Мы, видя, что осталась одна, взяли ее в нашу деревеньку и надзираем над ее имением, как над своим» — д. 1, явл. V). Известие о приезде Стародума в Москву вызывает настоящую панику в доме Простаковой, которая понимает, что теперь придется расстаться с доходами от имения С. С другой стороны, С. — девушка на выданье, и у нее есть возлюбленный (Милон), которому она обещала руку и сердце, однако Простакова прочит ей в мужья своего брата Скотинина. Из письма Стародума Простакова и Скотинин узнают, что С. — наследница дядиных 10 000 рублей; и теперь к ней сватается еще и Митрофан, поощряемый к женитьбе матерью, Простаковой.
Скотинин и Митрофан не любят С, а С. не любит их, откровенно презирая и смеясь над обоими. Положительные персонажи группируются вокруг С. и активно содействуют ее освобождению из-под мелочной и корыстной опеки Простаковой. По ходу действия рушатся преграды к браку С. с Милоном, а имение Простаковой в результате всей этой истории попадает под опеку властей.
На протяжении комедии характер С. остается неизменным: она верна Милону, испытывает искреннее почтение к Стародуму и уважает Правдина. С. умна, она сразу замечает, что Простако-ва «сделалась ласковою до самой низости» и что она «прочит» ее «и невесты своему сыну» (д. 2, явл. II), насмешлива (она подтрунивает над ревнующим ее к Скотинину и Митрофану Милоном), чувствительна и добра (с пылкостью она выражает свою радость, когда Стародум дает согласие на ее брак с Милоном; в момент счастья прощает Простакову за причиненное зло и жалеет «презлую фурию»). С. происходит от честных дворян, которые дали ей образование (она читает по-французски сочинение Фене-лона о воспитании девиц). Ее простые чувства человечны: почет и богатство, считает она, должны доставаться трудами (д. 2, явл. V), девушке приличны кротость и послушание старшим, но любовь свою она может и должна отстаивать. Когда Стародум, еще не зная Милона, хочет выдать С. за некоего молодого человека, С. «смущается» и полагает, что выбор жениха зависит и от ее сердца. Стародум подтверждает мнение С, и она сразу же успокаивается, заявляя о своем «повиновении».
Фонвизин приложил немало усилий, чтобы придать С. живые черты. С этой целью он использовал приемы западной мелодрамы, соединив драматические моменты с чувствительными. Однако в большей мере его интересовало воспитание честного человека, достойного звания дворянина. По молодости лет его героиня нуждалась в опытном руководителе-наставнике. Она вступала в новую, самую, пожалуй, ответственную полосу жизни, и драматург не прошел мимо этого. Природная добродетель С. должна была получить умственную огранку. На пороге свадьбы Стародум дает С. советы, из содержания которых выясняется, как он (и автор «Недоросля») понимает правильное воспитание девиц и женщин. Более всего Стародум боится влияния «света», своими соблазнами способного развратить невинную, чистую и добродетельную душу. Поэтому в «свете», говорит Стародум, важен первый шаг, умение поставить себя, и зарекомендовать. Общее правило гласит: дружбу надо вести с теми, кто ее достоин, т. е. выбирать друзей. С. неопытна и просит разъяснить, не навлечет ли предпочтение одних злобу других. Стародум учит ее, что не надо ждать зла от людей, которые тебя презирают, зло исходит от тех, кто сам достоин презрения, но завидует добродетелям ближнего. С. считает таких людей жалкими, потому что подобные люди несчастливы. Стародум предупреждает: жалость не должна останавливаться перед злом, а добродетели надо следовать своей дорогой. Тратить время на воспитание «злых», которых С. называет «несчастными», не следует, так как всякий человек, если у него есть совесть, сам обязан пробудить в себе добродетельные чувства. Усваивая урок, С. делает вывод, что надо ясно и твердо показать злому человеку низость его души. Стародум добавляет: разум такого человека — не прямой разум, т. е. лукавый, хитрый, нечестный. Подлинное счастье приносят добродетель и прямой разум. Как и Правдин, С. понимает счастье в духе обычных представлений: знатность, богатство. Однако Стародум объясняет ей, что знатность и богатство — не просто титулы и деньги, но «знаки» государственного и гражданского положения человека, налагающие на него моральные обязанности. Стародум учит С. различать подлинное и мнимое, наружный блеск и внутреннее достоинство; он противник эгоистического счастья. И С. усваивает его уроки. Она тоже уверена, что человек живет не один, что все обязаны друг другу. Но если это так, то почему, думает С, разум не разъяснит столь простую истину. Стародум в ответ произносит замечательную фразу: «Прямую цену уму дает благонравие». Именно душа, «умное сердце», делают честного человека «совершенно честным». Так для С. проясняются важнейшие просветительские понятия (ум, честь, служение отечеству, должность честного человека, благонравие и др.). Семена Стародума падают на благодатную почву, потому что «внутреннее чувство» изначально добродетельной С. говорит ей то же самое.
От общих понятий о дворянине и его должностях Стародум переводит разговор к человеку, к личной стороне его жизни, к семейному очагу. Свернув с пути добродетели, муж и жена перестают любить друг друга, чувствовать взаимную дружескую привязанность и превращают совместную жизнь в ад, забывая о доме и о детях. Стародум еще и еще раз напоминает С: «добродетель все заменяет, и добродетели ничто заменить не может»; при этом он не забывает и об интимной стороне брака: «Только, пожалуй, не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила». В конечном счете в муже потребна сила ума («благоразумие»), в жене — добродетель, муж повинуется рассудку, жена — мужу. Старые нормы обретают новое содержание, а основой семейной гармонии опять-таки становится душа и исходящее от нее «благонравие». Поэтому воспитание честного человека — мужчины или женщины — состоит в просвещении души.
Произведение Фонвизина «Недоросль» написано в эпоху правления Екатерины II, когда вопросы социальных отношений, воспитания и образования молодежи были особо актуальными. В пьесе автор не только поднимает острые проблемы современного ему общества, но и иллюстрирует идейный замысел яркими собирательными образами. Одним из таких персонажей в комедии является Софья. «Недоросль» Фонвизина – это, прежде всего классицистическая комедия, освещающая просветительские идеи гуманизма. В образе Софьи автор изобразил совершенный пример русской женщины эпохи Просвещения – образованной, умной, краткой, доброй и скромной. Девушка уважает своих родителей, с почтением относится к старшим и более авторитетным людям, открыта к получению истинных нравственных ориентиров.
По сюжету пьесы у Софьи была трудная судьба. Еще в маленьком возрасте у девушки умер отец, а пол года до описываемых в произведении событий – мать. Так как дядя ее, Стародум, был на службе в Сибири, Софья волей судьбы попадает на попечение грубой, жестокой и глупой Простаковой. Помещица собирается выдать девушку без ее ведома замуж за своего брата Скотинина. Однако новость о наследстве Софьи кардинально меняет планы Простаковой – женщина решает посватать своего сына-недоросль Митрофана, чтобы получить и свою долю наследства. Апогеем истории с женитьбой становится похищение Софьи по приказу помещицы, тогда как вопрос женитьбы девушки уже был решен – Стародум одобрил выбор Софьи выйти замуж за честного и доброго Милона. Однако финал комедии для девушки счастливый – она остается с любимым человеком.
Характер девушки
В образе Софьи в комедии «Недоросль» Фонвизин показал, какой должна быть настоящая женщина в России во времена Просвещения. Характеристика Софьи показывает, что у девушки прекрасный характер с множеством достоинств. Как и у остальных героев, у нее «говорящее» имя, так как его значение (мудрая, премудрая, разумная) полностью отражает ее характер. В комедии «Недоросль» автор именно так и описывает эту девушку. Она очень нежная, добрая и чувствительная. Также она имеет хорошее образование и читает много французских книг.
Основные черты героини:
- кротость;
- скромность;
- терпеливость;
- доброта;
- ум;
- образованность;
- стремление к истиным ориентирам нравственности.
Ее терпение удивляет: она стойко переносит все, что с ней делают Простаковы:
…Сколько горестей терпела я со дня нашей разлуки! Бессовестные мои свойственники…
Софья и Простакова
В пьесе две эти героини противопоставлены друг другу. По описанию автора госпожа Простакова очень злая и грубая по отношению ко всем окружающим ее людям. Она не ценит свой брак, не любит и не уважает своего мужа. Для девушки же, наоборот, ее замужество желанное, она не хочет становиться чьей-то женой без любви, Она любит Милона и мечтает видеть своим женихом именно его. Софья уважает и ценит его как мужчину, для нее брак — это очень важный шаг в жизни.
Простакова считает, что женщине:
- Не нужно образование и чтение.
- Можно заниматься только хозяйством, рутиной, бытом, воспитанием детей.
Софья, наоборот, стремится к знаниям, хочет разбираться в высоком, много читает, что может характеризовать ее как умную девушку.
Нравственные идеалы
Девушка ценит, когда люди хорошо к ней относятся. С добротой и лаской к ней относился только ее дядя, и она очень счастлива, что он есть в ее жизни. Несмотря на то, что ей было нелегко, она хорошо воспитана: с уважением и почтением относится к тем, кто старше нее и авторитетнее.
Те, кто воспитывал Софью, уделяли особое внимание нравственности, объясняли, что главное — это семейные ценности, любовь к родителям, справедливость и честность, доброта по отношению к тем, кто ниже статусом или беден. Автор на примерах Софьи и Митрофана показывает, какое воспитание правильное, а какое нет.
Также Фонвизин показывает, что ребенок может перенять негативные черты от своих родителей, как произошло в семье Простаковых. Мать, к тому же, подавила сына как личность, так как любила стращать его и приказывать ему, что делать. У Митрофана нет никакого мнения, он не может противостоять словам и действиям матери.
В конце произведения девушке удается остаться с тем, кого она любит и кто любит ее, это офицер Милон:
…молодой человек Милон. Он влюблен в Софью, а Софья в него: лица эти… — честные, благородные, образованные…
Как раньше, так и сейчас такие девушки, как Софья, остаются примером для подражания. Этот образ, часто использующийся в сочинениях и синквейнах, показывает читателям, каково это — быть честным, добрым, открытым и отзывчивым человеком, даже когда судьба дает трудности на жизненном пути.
Сочинение про Софью в рассказе Фонвизина
Софья — единственная и любимая племянница Стародума . Кроме того, когда она потеряла своих родителей, он был ей ещё и опекуном. На время его отъезда из города, Простаковы берут девушку к себе в поместье. Но они делают это не из-за своей доброты, а только потому, что хотят забрать у Софьи всё, что у неё есть. Но только их план для неё слишком очевиден и прост. Софья сразу раскрывает его и смотрит на всё это с иронией и усмешкой. Софья – умная и хитрая девушка, но кроме этого, она ещё умна и рассудительна.
Главная героиня – одна из положительных персонажей в этой комедии, где очень много иронии и насмешек. Кроме того, она притягивает других положительных героев к себе, таких как Стародум или Правдин. Героиня – светлый образ, который наделен не только чувствительностью и пониманием, но ещё умением мудро и здраво мыслить.
На протяжении всей комедии характер Софьюшки остается неизменным: она всё время верна Милону, почитает своего дядюшку Стародума и уважает Правдина. Девушка сразу понимает, что помещица Простакова ласкова с ней не просто так, она сначала хотела выдать девушку замуж за своего брата Скотинина, но, как только она узнала, что та получила богатое наследство от своего дяди, решила женить на ней своего любимого сына Митрофанушку.
Следовательно, на руку девушки претендовали сразу три мужчины: Скотинин, Митрофан и Милон, но только последний любил Софью искренне, и хотел жениться на ней, а не на ее наследстве.
Когда Стародум, хочет выдать Софью за незнакомого ей молодого человека, она смущается и говорит, что и от неё тоже выбор зависит жениха. Стародум соглашается с девушкой, и она сразу же успокаивается, говоря о том, что любит только Милона и планирует выйти за него замуж.
Несмотря на то, что дядя Софьи почти не участвовал в её воспитании, у этих двух героев есть много схожих черт – честность, благородство, искренность, доброта и воспитанность, а также у них обоих была своя точка зрения на жизнь. Стародум видит, что Софья тянется к знаниям и в книгах всё время пытается найти нравственные направления, которые могли бы потом помочь ей в дальнейшей жизни.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что Софья как героиня выполняет главную функцию – помогает раскрыть истинный характер госпожи Простаковой, ее негативные стороны, а также в образ Софьюшки воплощены все самые лучшие качества человека – ум, честность, искренность, благородность, доброта и многие другие, которые так сильно ценил автор.