Стародум — образ и характеристика героя комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Одним из ключевых персонажей комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» является почтенный дворянин Стародум, дядюшка Софьи. Это положительный герой, выступающий за соблюдение «старых» петровских порядков, при которых превыше всего ценился сам человек, его личные качества, а не богатство, связи и положение в обществе. Он является главным антагонистом помещицы Простаковой, олицетворяющей в себе всё невежество и жестокость эпохи. Характеристика Стародума отличается своей полнотой, и во многом является отражением позиции автора. Герой много рассуждает на темы морали, осуждая невежественных, тёмных, безнравственных людей, чьи жизненные принципы могут послужить причиной деградации всего общества.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.
Полное имя — не указано, известна только фамилия — Стародум.

Возраст — 60 лет.

Род занятий — дворянин, в прошлом придворный.

Семья — единственный близкий родственник — племянница Софья.

Социальное положение — дворянин.

Происхождение — родом из дворянского семейства.

Воспитание — характерное для дворянских семейств, привито понятие о чести.

Образование — образование недостаточное, по его мнению, поэтому всю жизнь занимается самообразованием.

Внешность — не указана.

Характер — независимый, принципиальный, глубоко порядочный, имеет представления о чести и совести.

Положительные черты — честный, добрый, милосердный, ответственный, высоко ценящий просвещение и нравственность.

Отрицательные черты — в юности — вспыльчивый, горячий, обидчивый, но с возрастом ставший более мудрым.

Произведение — «Недоросль».

Автор — Денис Иванович Фонвизин.

Премьера спектакля

В пьесе «Недоросль» Фонвизин передал свое личное представление о «честных людях» и наблюдения о том, какими они должны быть в их живом олицетворении. И поэтому образ Стародума здесь не случаен. Постановка «Недоросля» по понятным причинам некоторое время задерживалась. В одночасье посыпались «злобные» стрелы, с помощью которых те лица, которые увидели себя в пьесе в нелицеприятном виде, хотели воспрепятствовать ее выходу. И, по всей видимости, Фонвизину самому пришлось прибегнуть к влиятельным покровителям для устранения всех преград.

В 1782 году, 24 сентября, премьера спектакля все-таки состоялась на сцене Санкт-Петербургского Вольного российского театра. Режиссером выступил сам автор произведения. И, что любопытно, в пьесе не пришлось изменять ни одного слога, поэтому успех был оглушительный.

Один из тех, кто видел премьеру, рассказывал, что некоторые комические сцены вызывали мимолетный смех, а вот серьезные сцены с большой жаждой и вниманием слушала вся светская публика, которая любила в то время намеки и замечания на светскую слабость и дикость некоторых обычаев того времени. Пьеса, благодаря живости диалога, юмору, афоризмам, интересным цитатам и воспитательному характеру, помогла некоторым увидеть в себе Простаковых, которые потом изгнали из своих домов лжепедагогов типа Вральмана и Цыфиркина.

Цитатная характеристика

Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.

Портрет

Художественный портрет Стародума основан на том, что он дворянин, родом из старинного аристократического семейства. Его отец служил при дворе самого Петра Великого и был не только придворным, но и состоял на военной службе.

«Пойдём тотчас в армию и сделаемся достойными звания дворянина, которое нам дала порода».

Источник: Действие третье, явление 1

«Стародум. …Служил он Петру Великому… Отец мой у двора Петра Великого…

Правдин. А я слышал, что он в военной службе…

Стародум. В тогдашнем веке придворные были воины, да воины не были придворные». (Действие третье, явление 1)

Сам Стародум в молодости состоял на военной службе.

«Вошед в военную службу…» (Действие третье, явление 1)

Портретная характеристика Стародума основывается на том, что это почтенный, всеми уважаемый мужчина преклонного возраста.

«Умираю, хочу видеть этого почтенного старичка». (Действие второе, явление 5)

«Я и сам имею честь знать вашего дядюшку. А сверх того от многих слышал об нём то, что вселило в душу мою истинное к нему почтение». (Действие второе, явление 5)

Стародум является единственным близким родственником сироты Софьи, её родным дядей. Он любит девушку всем сердцем и берёт на себя роль её отца.

«Дядюшка её». (Действие первое, явление 5)

«Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего…»

Источник: Действие первое, явление 6

«Ты дочь моей сестры, дочь сердца моего!»

Источник: Действие третье, явление 2

«Ты знаешь, что я одной тобой привязан к жизни. Ты должна делать утешение моей старости, а мои попечения — твоё счастье».

Источник: Действие третье, явление 2

Стародум был вынужден покинуть сестру и Софью и отправиться в Сибирь, чтобы обеспечить племяннице достойное приданое.

«Пошед в отставку, положил я основание твоему воспитанию, но не мог иначе основать твоего состояния, как разлучась с твоей матерью и с тобою».

Источник: Действие третье, явление 2

«Чтоб оградить её жизнь от недостатка в нужном, решился я удалиться на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества; где требуют денег от самой земли, которая поправосуднее людей, лицеприятия не знает, а платит одни труды верно и щедро».

Источник: Действие третье, явление 2

«Я заступаю место отца твоего. Поверь мне, что я знаю его права».

Источник: Действие третье, явление 5

Многие считали, что Стародум покойник, так как о нём ничего не было слышно много лет.

«Дядюшка её, г. Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нём ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником».

Источник: Действие первое, явление 5

После долгой разлуки Стародум появляется неожиданно для всех. Всё это время он провёл в Сибири, где честным трудом заработал состояние.

«Дела мои принудили меня жить несколько лет в разлуке с моими ближними; а дальность лишила меня удовольствия иметь о вас известий! Я теперь в Москве, прожив несколько лет в Сибири».

Источник: Действие первое, явление 5

Внешность

Внешний вид Стародума основан на том, что он является мужчиной преклонного возраста. Ему 60 лет.

«…этого почтенного старичка».

Источник: Действие второе, явление 5

«Мне на свете шестьдесят лет».

Источник: Действие третье, явление 2

Черты характера и поступки

Стародум — яркий пример того, как можно сколотить приличное состояние исключительно честным и упорным трудом.

«Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние своё сделать можно. Сими средствами, с помощию счастия, нажил я десять тысяч рублей доходу…»

Источник: Действие первое, явление 7

«Зато и счастье своё должен он был доставать трудами».

Источник: Действие второе, явление 5

Стародум — несколько замкнутый, угрюмый мужчина, который не спешит открывать свою душу всем подряд. Однако внешняя угрюмость является лишь следствием его прямого, открытого характера.

«…он немножечко угрюм…»

Источник: Действие второе, явление 5

«Что называют в нём угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия. От роду язык его не говорил “да”, когда душа его чувствовала “нет”».

Источник: Действие второе, явление 5

Стародум имеет славу очень умного, мудрого человека.

«…а такой-де преразумный…»

Источник: Действие второе, явление 5

Стародум уверен, что каждый человек способен быть честным и добродетельным — всё в его руках, нужно лишь только захотеть жить по совести.

«Поверь мне. Всякий найдёт в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала».

Источник: Действие четвёртое, явление 2

Для Стародума характерно большое любящее сердце. Он всячески старается проявить любовь и заботу по отношению к тем, кто ему по-настоящему дорог. При этом Стародум никогда не будет испытывать добрых чувств по отношению к недостойным людям.

«…да коли-де уж кого и полюбит, так прямо полюбит».

Источник: Действие второе, явление 5

«А кого он не возлюбит, тот дурной человек».

Источник: Действие второе, явление 5

При общении с людьми Стародум предпочитает избегать упоминания чинов, которые могут послужить причиной неискренности.

«Я говорю без чинов. Начинаются чины, — перестаёт искренность».

Источник: Действие третье, явление 1

Будучи глубоко порядочным человеком, Стародум не способен спокойно взирать на бесчинства, творящиеся в доме Простаковых. Но особенно сильно его беспокоит судьба Софьи, оказавшейся заложницей у коварной помещицы.

«Постой. Сердце моё кипит ещё негодованием на недостойный поступок здешних хозяев».

Источник: Действие третье, явление 1

«Ничто так не терзало моё сердце, как невинность в сетях коварства. Никогда не бывал я так собой доволен, как если случалось вырвать добычу из рук порока».

Источник: Действие третье, явление 2

Будучи горячим человеком в молодости, с возрастом Стародум обрёл мудрость, и, прежде чем сделать какой-либо решительный шаг, тщательно его обдумывает.

«У меня правило: в первом движении ничего не начинать.

Правдин. Редкие правило ваше наблюдать умеют.

Стародум. Опыты жизни моей меня к тому приучили. О, если б я ранее умел владеть собою, я имел бы удовольствие служить долее отечеству».

Источник: Действие третье, явление 1

«Не умел я остеречься от первых движений раздражённого моего любочестия. Горячность не допустила меня тогда рассудить, что прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам».

Источник: Действие третье, явление 1

Явная несправедливость и уязвлённое самолюбие стало причиной того, что Стародум бросил службу.

«…граф, прежний мой знакомец, о котором я гнушался вспоминать, произведён чином, а обойдён я, я, лежавший тогда от ран в тяжкой болезни. Такое неправосудие растерзало моё сердце, и я тотчас взял отставку».

Источник: Действие третье, явление 1

Стародум — человек, склонный к постоянному и непрерывному саморазвитию. Чувствуя пробелы в собственном воспитании, он стремился их восполнить общением с более просвещёнными людьми.

«Он был по службе меня моложе, сын случайного отца, воспитан в большом свете и имел особливый случай научиться тому, что в наше воспитание ещё и не входило. Я все силы употребил снискать его дружбу, чтоб всегдашним с ним обхождением наградить недостатки моего воспитания».

Источник: Действие третье, явление 1

С юных лет Стародум отличался истинным благородством и порядочностью. При известии о войне он одним из первых поспешил выступить на поле брани, чтобы с честью носить звание дворянина. Трусость товарища вызвала в нём глубокое презрение.

«…услышали мы нечаянно, что объявлена война. Я бросился обнимать его с радостию. «Любезный граф! вот случай нам отличить себя. Пойдём тотчас в армию и сделаемся достойными звания дворянина, которое нам дала порода». Друг мой граф сильно наморщился и, обняв меня, сухо: «Счастливый тебе путь, — сказал мне: — а я ласкаюсь, что батюшка не захочет со мною расстаться». Ни с чем нельзя сравнить презрения, которое ощутил я к нему в ту же минуту».

Источник: Действие третье, явление 1

В молодости Стародум был смелым воином, который никогда не уклонялся от своих обязанностей. Он не раз был ранен в боях и благодаря своей отваге пользовался большим уважением у военачальников.

«Многие случаи имел я отличить себя. Раны мои доказывают, что я их и не пропускал. Доброе мнение обо мне начальников и войска было лестною наградою службы моей…»

Источник: Действие третье, явление 1

Стародум является одним из немногих дворян, который в полной мере отдаёт себе отчёт, в чём заключаются его обязанности как дворянина, а именно — честной и беззаветной службе Отечеству.

«Правдин. Но разве дворянину не позволяется взять отставки ни в каком уже случае?

Стародум. В одном только: когда он внутренне удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не приносит. А! тогда поди.

Правдин. Вы даёте чувствовать истинное существо должности дворянина».

Источник: Действие третье, явление 1

Стародум — уважающий себя человек, который не привык, чтобы им помыкали. По этой причине он покинул двор, ничего не получив за свою службу, но сохранив чувство собственного достоинства.

«От двора, мой друг, выживают двумя манерами. Либо на тебя рассердятся, либо тебя рассердят. Я не стал дожидаться ни того, ни другого. Рассудил, что лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней».

Источник: Действие третье, явление 1

«Я отошёл от двора без деревень, без ленты, без чинов, да моё принёс домой неповреждённо, мою душу, мою честь, мои правила».

Источник: Действие третье, явление 1

Стародум покинул двор, поскольку важнее для него было не приумножить своё состояние, но сохранить душу в чистоте. Двор с его пороками он сравнивает с неизлечимо больным, от которого можно самому заразиться.

«Тщётно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится».

Источник: Действие третье, явление 1

Стародум — человек добрый, милосердный, который находит радость в помощи другим. В богатстве он видит возможность проявлять заботу о ближних.

«По моему расчёту, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного».

Источник: Действие четвёртое, явление 2

«Без знатных дел знатное состояние ничто».

Источник: Действие четвёртое, явление 2

Стародум — скромный и мудрый человек, привыкший довольствоваться малым. Его отношение к богатству говорит о том, что он не является корыстолюбцем и смотрит на деньги лишь как на возможность вести достойную жизнь.

«Правдин. Вы могли б обогатиться, как я слышал, несравненно больше.

Стародум. А на что?

Правдин. Чтоб быть богату, как другие.

Стародум. Богату! А кто богат? Да ведаешь ли ты, что для прихотей одного человека всей Сибири мало! Друг мой! Всё состоит в воображении. Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь».

Источник: Действие третье, явление 1

Стародум уверен, что богатство способно развратить детей. Он считает, что главным богатством каждого человека являются не золотые червонцы, а его ум и чистая совесть.

«Детям? Оставлять богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство. Видал я молодцов в золотых кафтанах, да с свинцовой головою. Нет, мой друг! Наличные деньги — не наличные достоинства. Золотой болван — всё болван».

Источник: Действие третье, явление 2

Стародум считает, что почтение человек должен получать не благодаря своему богатству или чинам, а только лишь благодаря своим душевным качествам.

«Почтение! Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам».

Источник: Действие третье, явление 1

Для благородного Стародума очень важно, чтобы его племянница выбирала себе жениха не из меркантильных соображений, а исключительно по велению сердца. Он готов поддержать выбор Софьи и стать верным другом её мужу.

«Я нажил столько, чтоб при твоём замужестве не остановляла нас бедность жениха достойного».

Источник: Действие третье, явление 2

«…выбор достойного человека зависит совершенно от её сердца. Будь спокойна, друг мой! Твой муж, тебя достойный, кто б он ни был, будет иметь во мне истинного друга. Поди за кого хочешь».

Источник: Действие третье, явление 5

«Мое сердечное желание видеть тебя столько счастливу, сколько в свете быть возможно».

Источник: Действие четвёртое, явление 2

«…сердце моё тогда только будет спокойно, когда увижу тебя за мужем, достойным твоего сердца…»

Источник: Действие четвёртое, явление 2

Стародум уверен, что каждый человек способен быть честным и добродетельным — всё в его руках, нужно лишь только захотеть жить по совести.

«Поверь мне. Всякий найдёт в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала».

Источник: Действие четвёртое, явление 2»

Стародум является бескомпромиссным человеком в вопросах чести, честности.

«Честный человек должен быть совершенно честный человек».

Источник: Действие четвёртое, явление 2

Воспитание

Стародум отличается прямым, открытым обращением и называет собеседника на «ты», а не на «вы», как это было уже принято в светском обществе. Так воспитал его отец, служивший ещё при Петре Первом. В те времена подобный обычай не вошёл в моду.

«Правдин. Ваше обхождение…

Стародум. Ему многие смеются. Я это знаю. Быть так. Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашёл и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался ты, а не вы. Тогда не знали ещё заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. Зато нонче многие не стоют одного».

Источник: Действие третье, явление 1

Стародум получил лучшее воспитание, которое только мог дать дворянин своему отпрыску. Его отец на всю жизнь смог внушить простую истину: при любых обстоятельствах оставаться человеком, не опускаться до низких поступков.

«Воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели ещё чужим умом набивать пустую голову.

Правдин. Тогдашнее воспитание действительно состояло в нескольких правилах…

Стародум. В одном. Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На всё прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы».

Источник: Действие третье, явление 1

Стародум не сомневается, что самая важная составляющая — это душа, без которой даже самый образованный человек является жалким и никчёмным, а невежда и вовсе уподобляется дикому зверю.

«Правдин. Вы говорите истину. Прямое достоинство в человеке есть душа

Стародум. Без неё просвещённейшая умница — жалкая тварь. (С чувством.) Невежда без души — зверь. Самый мелкий подвиг вводит его во всякое преступление. Между тем, что он делает, и тем, для чего он делает, никаких весков у него нет».

Источник: Действие третье, явление 1

«…в большом свете водятся премелкие души и что с великим просвещением можно быть великому скареду».

Источник: Действие третье, явление 1

Стародум ни в грош ставит умных, образованных людей, которые при этом не обладают высокими моральными принципами.

«Чем умом величаться, друг мой! Ум, коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену ему даёт благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума».

Источник: Действие четвёртое, явление 2

Стародум воспитан так, чтобы честно и открыто выражать свои мысли. Он — большой враг лицемерия.

«Извини моё простосердечие. Я друг честных людей. Это чувство вкоренено в моё воспитание».

Источник: Действие четвёртое, явление 6

«Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремления к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет».

Источник: Действие пятое, явление 1

Стародум — добрый, милосердный человек, способный прощать. Он понимает, что человек слаб, и всегда готов дать шанс на искупление вины.

«Г-жа Простакова (подняв руки к Стародуму) Батюшка! Прости и ты меня, грешную. Ведь я человек, не ангел.

Стародум. Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чортом».

Источник: Действие пятое, явление 4

«Не хочу ничьей погибели. Я её прощаю».

Источник: Действие пятое, явление 4

Характеристика Стародума другими героями

Софья

Софья всем сердцем любит своего дядюшку Стародума. Она относится к нему так же уважительно, как и к родному отцу.

«Я получила сейчас радостное известие. Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего, на сих днях в Москву приехал».

Источник: Действие первое, явление 6

Софья прекрасно знает, что её дяде Стародуму ничто не доставалось «просто так», в качестве подарка судьбы. Все его достижения обусловлены тяжёлым трудом.

«Зато и счастье своё должен он был доставать трудами».

Источник: Действие второе, явление 5

Жизненные принципы Стародума глубоко впечатляют Софью, которая с чистым сердцем готова подчиниться воле мудрого и доброго дядюшки.

«Во всю жизнь мою ваша воля будет мой закон».

Источник: Действие третье, явление 2

«Дядюшка! Всякое слово ваше врезано будет в сердце моё».

Источник: Действие четвёртое, явление 2

«Дядюшка! Истинное моё счастье то, что ты у меня есть».

Источник: Действие четвёртое, явление 2

Правдин

Правдин — хороший знакомый Стародума, который испытывает к нему чувство глубокого уважения. Он отмечает все достоинства мужчины, которые далеко не все способны разглядеть с первого взгляда.

«А кого он не возлюбит, тот дурной человек. (К Софье.) Я и сам имею честь знать вашего дядюшку. А сверх того от многих слышал об нём то, что вселило в душу мою истинное к нему почтение. Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия. От роду язык его не говорил «да», когда душа его чувствовала «нет».

Источник: Действие второе, явление 5

Зная о высоких моральных качествах Стародума, Правдин очень высоко ценит его дружбу.

«Правдин. Лишь только из-за стола встали, и я, подошед к окну, увидел вашу карету, то, не сказав никому, выбежал к вам навстречу обнять вас от всего сердца. Моё к вам душевное почтение

Стародум. Оно мне драгоценно. Поверь мне.

Правдин. Ваша ко мне дружба тем лестнее, что вы не можете иметь её к другим, кроме таких…

Стародум. Каков ты. Я говорю без чинов. Начинаются чины, — перестаёт искренность».

Источник: Действие третье, явление 1

Правдин полностью согласен с мнением Стародума о том, что важным в человеке является его духовная составляющая.

«Вы говорите истину. Прямое достоинство в человеке есть душа…»

Источник: Действие третье, явление 1

Правдин считает, что человек с такими моральными и нравственными качествами, как у Стародума, просто обязан быть при дворе, чтобы оказывать посильное влияние на действующую власть.

«Правдин. С вашими правилами людей не отпускать от двора, а ко двору призывать надобно.

Стародум. Призывать? А зачем?

Правдин. За тем, за чем к больным врача призывают».

Источник: Действие третье, явление 1

Правдин согласен со Стародумом в том, что почтение нужно оказывать людям не по наличию у них денег или высокого положения в обществе, а исключительно по их личным качествам.

«Правдин. Со всем тем мы видим, что деньги нередко ведут к чинам, чины обыкновенно к знатности, а знатным оказывается почтение.

Стародум. Почтение! Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам.

Правдин. Заключение ваше неоспоримо».

Источник: Действие третье, явление 2

Подробная характеристика Правдина.

Простаков

Простаковы, взявшие к себе сироту Софью, считают, что её единственный родственник — дядюшка Стародум — является покойником.

«Дядюшка её, г. Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нём ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником».

Источник: Действие первое, явление 5

Простакова

Простакова терпеть не может Стародума, и её очень раздражает сама мысль о том, что он может быть жив.

«Г-жа Простакова (испугавшись, с злобою) Как! Стародум, твой дядюшка, жив! И ты изволишь затевать, что он воскрес! Вот изрядный вымысел!

Софья. Да он никогда не умирал».

Источник: Действие первое, явление 6

Простаковой немало известно о характере Стародума. По словам, это несколько замкнутый, очень умный мужчина с большим сердцем.

«Умираю, хочу видеть этого почтенного старичка. Я об нём много наслышалась. И злодеи его говорят только, что он немножечко угрюм, а такой-де преразумный, да коли-де уж кого и полюбит, так прямо полюбит».

Источник: Действие второе, явление 5

Простакова, при всём своём неукротимом нраве, робеет перед умным и всеми почитаемым Стародумом.

«Как! это ты! ты, батюшка! Гость наш бесценный! Ах, я дура бессчётная! Да так ли бы надобно было встретить отца родного, на которого вся надежда, который у нас один, как порох в глазе. Батюшка! Прости меня. Я дура. Образумиться не могу».

Источник: Действие третье, явление 3

Подробная характеристика Простаковой.

Милон

Милон уважительно относится к Стародуму, чьи моральные и нравственные качества откликаются в нём самом. Для него большая честь быть другом такого почтенного человека.

«Я почту за истинное счастие, если удостоюсь вашего доброго мнения, ваших ко мне милостей…»

Источник: Действие четвёртое, явление 6

Мудрый наставник

Далее дядя встречается с племянницей, которую называет «дочкой сердца». Он отмечает, что для него будет большой радостью вырвать добрую девушку из семьи, где царит жадность. Говорит, что вызволит «невинность из сети коварства».

Здесь внимательный читатель понимает, как похожи эти два персонажа комедии «Недоросль». Биография Стародума приобретает новые черты. Так, мы узнаем о том, что мужчине около 60 лет и он поехал в Сибирь, потому что там можно честно заработать деньги. Также дядя заявляет, что, руководствуясь природными желаниями, бедным не будешь, а человеческими мотивами — постоянно будет чего-то не хватать.

Не меньше мудрости и в следующих репликах персонажа. Он отмечает, что умному ребенку деньги не нужны, а глупое дитя они не спасут. Мужчина не соглашается с тем, что богатство ведет к уважению. Единственное почитание, которое признает герой, — душевное.

После этого короткого знакомства читателя с особой образ Стародума в комедии «Недоросль» не оставляет места для сомнений. Его несомненная мудрость — закон для разумной Софьи.

Речевая характеристика Стародума

Главной отличительной особенностью Стародума является тот факт, что в уста героя Д. И. Фонвизин вкладывает собственные мысли. По этой причине высказывания героя отличаются простотой и лаконичностью, многие из них становятся афоризмами: «Невежа без души — зверь», «Наличные деньги — не наличные достоинства», «Золотой болван — всё болван» и пр.

Речь Стародума отличается правильным построением, художественным разнообразием, отсутствием бранных слов. Герой использует просторечные выражения («мастерица толковать, ба!», «Я чаю»,«подумай-ко»), но только в тех случаях, когда вынужден общаться с невежественными, тёмными людьми. Таким образом автор еще больше подчёркивает разницу между просвещёнными и безграмотными героями, глубину пропасти между ними.

И, напротив, в разговоре с образованными людьми с высокими нравственными принципами Стародум употребляет ёмкие фразы, способные в полной мере раскрыть его мысли, чувства, переживания.

Стародум способен иронизировать, подшучивать над отрицательными героями комедии. Таким образом он не пытается показать собственное превосходство, но стремится указать им на их неправильный образ жизни, мировоззрение.

Ещё одной важной особенностью речи Стародума является её форма в виде наставлений, которые адресуются всем без исключения: положительным и отрицательным персонажам, читателям. Стародум выступает в роли умудрённого опытом человека, способного давать ценные советы и наставлять на путь истинный.

Роль в комедии

Стародум появляется в пьесе довольно поздно — в конце первого явления. Он не совершает активных действий. Его функция — установление справедливости. К моменту его появления конфликт в комедии уже обозначен. Его долг — избавить племянницу от глупой, но хитрой Простаковой. Эта героиня является собирательным образом худших представителей старого дворянства. Она абсолютно невежественна, чрезвычайно меркантильна. И в ней присутствуют такие качества, как трусость и склонность к тирании, которые, сочетаясь, превращают ее в гнусную и отвратительную даму.

Единственным ее положительным качеством является безграничная любовь к сыну, которая, впрочем, имеет такие чудовищные формы, что превращается, скорее, в жуткий порок. Образ этой героини и характеристика Стародума из комедии «Недоросль» в сравнении позволяют сделать вывод, что персонажи эти создают антитезу.

Биография

На момент повествования потомственный дворянин Стародум является мужчиной преклонного возраста — ему 60 лет. Его отец, служивший при Петре Первом, смог воспитать сына глубоко порядочным, нравственным человеком, хотя общий уровень образования у Стародума был относительно невысоким, по его мнению. По этой причине герой на протяжении всей жизни занимался саморазвитием.

В молодости Стародум поступил на военную службу, принимал участие в военных сражениях, где получил тяжёлое ранение. Благодаря своей отваге и личным качествам был на хорошем счету у военачальников, пользовался уважением у сослуживцев. Однако высокий чин получил не Стародум, в полной мере его заслуживший, а его знакомый – трусливый граф, который постарался избежать участия в войне.

Стародум не смог стерпеть подобную несправедливость и подал в отставку. Он отправился в Петербург, где его взяли на службу при дворе. Однако честный и благородный Стародум с обострённым чувством справедливости так и не смог ужиться среди придворных лицемеров. Ничего не получив за свою службу, он отправился в Сибирь, где честным трудом заработал приданое для своей племянницы Софьи, оставшейся круглой сиротой после смерти родителей. Стародум стал для девушки настоящим отцом — любящим и заботливым. С его благословения Софья выбрала в мужья достойного человека, офицера Милона.

«Недоросль»

Персонажи комедии «Недоросль»
Стародум — дворянин шестидесяти лет, в прошлом состоял на военной службе. Герой считает, что только армия делает молодых людей достойными дворянского звания, которое досталось тем по происхождению, а не из-за личных качеств. В молодые годы герой воевал и был ранен, из-за чего лежал в тяжкой болезни. Потом героя взяли к императорскому двору.

Обширное состояние Стародума было заработано им самостоятельно. Стародум по собственному желанию уехал в Сибирь, прожил там несколько лет и нажил состояние исключительно собственными трудами, оставаясь при этом честным человеком. Сибирь герой выбрал, поскольку там можно было обзавестись деньгами честным путем — не унижая собственного достоинства, не выслуживаясь перед начальством и не воруя. Разбогатев, герой уехал в Москву.

Стародум — умный человек, который способен найти выход из затруднительного положения. Герой носит очки и читает книги, притом, что образование Стародума далеко от идеала. Отец старался дать герою наилучшее воспитание, однако, как говорит сам Стародум, во времена его молодости «к научению мало было способов», то есть система образования оставляла желать лучшего.

Собственное состояние герой завещал племяннице Софье — единственной родственнице, к которой Стародум привязан. Для героя важно, чтобы избранник Софьи был достойным человеком. При этом Стародума не смущает бедность офицера Милона — возлюбленного и будущего мужа Софьи, потому что богатство героя достаточно велико, чтобы обеспечить семью племянницы. Стародум учит Софью собственному мировоззрению.

Стародум — пример того, насколько удачно может сложиться судьба честного и мудрого человека.

Образ Стародума

Стародум — положительный персонаж комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Это потомственный дворянин, мужчина преклонного возраста, за плечами которого — немалый жизненный опыт.

Стародум является приверженцем «старого», петровского воспитания, когда в дворянской среде превыше всего ценились честь и достоинство, а не богатство и высокие чины. Именно так воспитывал Стародума его отец, и эти жизненные установки пустили глубокие корни в душе героя.

Стародум — прямолинейный, открытый, честный человек, готовый всегда бороться за справедливость. Будучи сильной, целостной личностью, он не способен принять лицемерие придворной знати и отправляется в Сибирь, где честным трудом добывает себе приличный капитал.

Не имея собственной семьи, Стародум заменяет отца своей племяннице Софье. Он проявляет себя любящим, заботливым родителем, который даёт ценные наставления девушке, обеспечивает ей счастливую жизнь с любимым человеком.

Стародум является олицетворением прогрессивно мыслящего дворянства с высокими моральными принципами. Именно за такими людьми Фонвизин видел будущее России.

«Торгующее дворянство»

Фонвизин в предпринимательстве Стародума отражает реальный процесс экономической жизни русского дворянства, привлекший его особое внимание после того, как писатель перевел французский трактат под названием «Торгующее дворянство, противуположенное дворянству военному».

Биография Стародума рассказывает, что он обогатился на золотых приисках, его целью было обеспечить безбедное будущее своей единственной и любимой племянницы — Софьюшки. Мысли Стародума мудры и ценны, он говорит ей, что нажил такое состояние, которое может ей позволить выйти замуж даже за бедного, но главное — достойного человека. Он не связывает благосостояние племянницы с владением крепостным людом.

И это неслучайно: Фонвизин написал пьесу как раз в то время, когда Россия пыталась извлечь уроки из крестьянской войны 1773-1775 гг. и задумалась над ее причинами, которые чуть не привели феодально-дворянское государство к разрушению и погибели. Но, подавив народное возмущение, государственные вельможи Екатерины II еще больше укрепили и расширили привилегии правящего класса. Бедный народ перед лицом закона выглядел еще более бесправным и беспомощным. В пьесе «Недоросль» эти политические вопросы стали очень острыми и злободневными.

Вывод

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» — социально-политическое произведение, в котором автор изобличает пороки общества. Главным помощником в этом деле является яркий и однозначный персонаж — пожилой дворянин Стародум, чьё отношение к жизни, к людям, устройству государства в целом были очень близки самому Денису Ивановичу.

Роль героя в произведении очень важна: с его помощью автор определяет чёткие границы нравственности, душевной чистоты, порядочности. Характеристика Стародума с цитатами позволит лучше подготовиться к уроку литературы, написать сочинение на заданную тему.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

История создания

Первые рукописи пьесы датируются 70-ыми годами XVIII века. Фонвизин долго работал над «Недорослем» и сделал первый набросок задолго до того, как пьеса была впервые поставлена на сцене. Во время работы автор привлекал к делу массу разнородных материалов — статьи из сатирических журналов, произведения современных Фонвизину авторов, российских и иностранных, и даже материалы комедий, которые писала императрица . Окончательный вариант пьесы появился в 1781 году.

На следующий год состоялась первая постановка пьесы. Автору пришлось постараться, чтобы постановка стала возможна, потому что цензура не желала пропускать пьесу. В конце концов императрица Екатерина Вторая лично дала разрешение на постановку. Фонвизин сам подобрал актеров и выступил как режиссер. Спектакль прошел на Царицыном лугу в Вольном российском театре. Роль Стародума на премьере исполнил актер Иван Дмитриевский. Первая публикация пьесы на бумаге состоялась в 1783 году.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]