История создания
История создания пушкинского стихотворения «Анчар» очень необычна.
Несомненно, на написание произведения автора вдохновили два литературных источника. Первый – это древняя легенда, повествующая о сильно ядовитом древе. Второй – ученые труды доктора Фуше.
В своем трактате он рассказал о дереве, которое растет только на острове Ява. Это полулегендарное растение полностью ядовитое, от корней до листьев.
Именно к нему вожди отправляли преступников, приговоренных к смертной казни. Обреченные приносили яд, а сами мучительно погибали. Получив заветную отраву, вожди смазывали ею стрелы – и разили врагов.
Очевидно, что Александр Сергеевич взял за основу эти истории, однако наполнил их сугубо личным смыслом.
Стихотворение родилось в 1828 году, по истечении двух лет после ссылки в Михайловское.
К этому времени поэт уже убедился, что желанной свободы творчества ему не видать. Правительство и цензура запрещали стихотворения, Пушкин чувствовал себя угнетенно, печально.
Под таким настроение родилось стихотворение, ярко показывающее произвол, непоколебимость и давление власти. Оно аллегорично и глубоко символично.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Анчар.
История создания стихотворения – оно написано в 1828 году, когда прошло два года, как Пушкину было позволено вернуться из ссылки. Поэту стало ясно, что его идеям о творчестве без ограничений не суждено сбыться, и он излил свою печаль в тексте этого произведения.
Тема стихотворения – гибельность власти, у которой нет ограничений. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение необыкновенно убедительным и эмоционально глубоким.
Композиция – произведение состоит из двух частей: в первой говорится о дереве, источающем яд, во второй – о человеке, который, повинуясь приказу своего господина, принес “смертельную смолу” и умер, сам отравленный ею.
Жанр – лирическое стихотворение с элементами баллады.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб.
Метафоры – “природа жаждущих степей его в день гнева породила“, “вихорь черный на древо смерти набежит“, “послушно в путь потек“.
Эпитеты – “в пустыне чахлой и скупой“, “зелень мертвую“, “густой прозрачною смолою“.
Сравнения – “анчар, как грозный часовой“.
Инверсии – “зелень мертвую“, “густой прозрачною смолою“, “вихорь черный”.
Тематика
Главная тема произведения – неправедная власть, порождающая страшное зло.
К анчару не прикасается ничто живое, понимая опасность такого контакта. Однако к дереву одного человека посылает другой человек, наделенный властью. Подчиненный ничего не может возразить, отправляется в путь, приносит яд и погибает.
Так Пушкин показывает, что именно несправедливая власть, которой дозволено все, является самым страшным злом, а вовсе не анчар, которого таким создала природа.
Средства выразительности
Поэт использовал всё богатство русского языка, чтобы передать как психологический, так и идейный посыл стихотворения. Так, при его создании использованы следующие художественные средства:
- метафоры – “природа жаждущих степей его в день гнева породила“, “вихорь чёрный на древо смерти набежит“, “послушно в путь потек“
- эпитеты – “в пустыне чахлой и скупой“, “зелень мёртвую“, “густой прозрачною смолою“
- сравнения – “анчар, как грозный часовой“;
- инверсии – “зелень мёртвую“, “вихорь чёрный”
.
.
.
В нём также легко проследить антитезу “царь – раб”. Для её создания автор использует не только эпитеты (“бедный раб” – “непобедимый владыка”), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причём во втором случае глагол усиливается словом “послушно”. При этом царь и анчар, напротив, описываются как одинаково смертоносные явления.
С помощью ярких выразительных средств Пушкин создал мрачное, эмоционально насыщенное произведение с ясно выраженной мыслью.
Пафос
В стихотворении слышится горечь, недовольство сложившейся ситуацией.
Однако Пушкин тут не выступает ярым бойцом, разгневанным вестником правды. Нет, он просто горько рассуждает о неправедности. Чувствуется, что поэт устал и где-то в душе почти смирился с положением вечного изгнанника.
Так же и герой произведения не ропщет, а покорно идет и приносит яд, хоть и знает, что погибнет.
Складывается горькое ощущение, что автор повзрослел и понял бесплодность активного противостояния. Это неудивительно, ведь к тому времени Пушкин уже дважды побывал в ссылках, пережил наказания друзей-декабристов, не раз сталкивался с цензурой, не дающей ход его произведениям.
Система образов
В стихотворении немного ярких образов:
- ядовитое дерево анчар,
- властный правитель,
- покорный слуга.
Сначала автор во всех красках рисует опасное растение. К нему не прикасается ничто живое. Однако сам по себе анчар не так уж и страшен, ведь если с ним не контактировать, то ничего и не случится.
Единственная опасность исходит от ветра, который разносит ядовитые испарения, но это неодушевленная стихия, с которой невозможно тягаться.
По сути, анчар – не воплощенное зло, просто таким его сделала сама природа, которая спокойно избегает смерти, не соприкасаясь с деревом.
С другой стороны выступает правитель, олицетворяющий вообще любую власть. Он знает, насколько опасно дерево, однако посылает к нему слугу, наказывая во что бы то ни стало, принести яда для стрел.
Обреченный не может возразить – и отправляется выполнять страшный приказ.
Таким образом, Пушкин показывает губительность неправедной власти, которой дозволено все. Она вступает в противоречие даже со здравым смыслом и законами природы.
Похожая мысль звучит во многих пушкинских произведениях, например, в юношеской оде «Вольность», окрашенной совсем иными эмоциями.
Конспект урока «Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»
«Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»». 9-й класс
Цели урока:
- Учебная цель:
обучение анализу поэтического текста; научить учащихся понимать поэтическое слово, замечать его смысловые оттенки, подвести учащихся к пониманию смысла стихотворения, направленного против неограниченной власти человека над человеком.
- Развивающая цель:
развитие устной речи, умений и навыков наблюдения, сопоставления и сравнения.
- Воспитательная цель:
воспитывать нравственные качества учащихся; воспитывать любовь к лирике; вызвать интерес к творчеству А.С.Пушкина.
Ход урока
1. Орг. момент.
Приветствие. Постановка тема,целей и задач урока.
2. Новый материал.
У.:Одна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы. Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода – основа дружбы, условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.
— Как вы понимаете, что такое свобода?
— Каким словом вы обозначите состояние, противоположное свободе?
— Какие чувства, по-вашему, должен испытывать раб?
— Вершиной свободолюбивой лирики Пушкина можно считать стихотворение “Анчар”
3. Анализ текста.
История создания стихотворения.
— Черновая рукопись “Анчара” имеет точную дату написания: “9 ноября. 1828. Малинники”, а впервые опубликовано в 1832 году в альманахе “Северные цветы”.
В последней строфе вместо “князь” было напечатано “царь”, что вызвало подозрение в присутствии иносказания в произведении у главы III Отделения Бенкендорфа, и Пушкину пришлось давать объяснения. Шеф жандармов просил Пушкина ответить, как могло появиться это стихотворения без разрешения царя.
В основу произведения положена легенда о смертоносном дереве анчаре, упоминания о котором появились еще в конце XVIII – начале XIX века. В ряде публикаций тех лет рассказывалось о том, что ядом анчара на востоке мажут оружие, рискуя жизнью при добывании этого яда. Легенда получила распространение в России. Незадолго до Пушкина известный поэт того времени П. Катенин написал поэму “Сожаление”, в котором был нарисован образ “древа жизни”, символизировавший “милосердие царево”. Исследователи творчества Пушкина выдвигают версию о том, что поэт создал свое стихотворение о “древе смерти” как антитезу катенинскому образу.
У.:
— В рукописи был эпиграф:
Эпиграф взят из трагедии Кольриджа “Раскаяние” (д. I, явл.1).
Перевод звучит так:
“Вот древо яда; пронзенное до сердцевины, Оно плачет лишь ядовитыми слезами”. Кольридж. (Англ.)
— Как вы считаете, почему поэт обратился к этому сюжету?
Звучит запись стихотворения “Анчар”
Жанр и композиция стихотворения.
У.:- “Анчар” – сюжетная зарисовка, основанная на легенде, с философской проблематикой, которой соответствует жанр притчи. Композиция позволяет проследить за развитием авторской идеи и строится на основе антитезы. Сюжетная зарисовка
– произведение, построенное на смене фабульных событий, переживаний лирического героя.
Фабула
— фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.
Легенда
– поэтическое предание об историческом или героическом событии.
Притча
– небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме.
— На сколько частей можно разделить стихотворение?
— О чем говорится в каждой части?
— Озаглавьте части стихотворения сроками из него.
— Докажите, что стихотворение построено на основе антитезы.
Основные темы и идеи стихотворения.
У.:- Главная тема стихотворения – мировое зло, которое рассматривается как с философской, так и с социальной точки зрения. Пушкин рисует образ зла как вечную проблему человеческого существования на земле. Его символом становится “древо смерти” – анчар. С ним соотносится философская проблема жизни и смерти. Вместе с тем поэт обращается в этом стихотворении к важнейшей теме, проходящей через все его творчество, — теме свободы и тирании, но раскрывает ее в общефилософском плане, что было характерно для его поэзии зрелой поры. В “Анчаре” Пушкин представляет свой взгляд на ту систему, где существует неограниченная власть одного человека (князя или царя) над другим. Поэт видит в самой ее сущности источник зла и раскрывает эту важную идею всем ходом стихотворения
Образная система стихотворения. Работа с текстом. 1 часть.
У.:- Найдите ключевые образы природы, изображенные в первой части стихотворения. Запишите их в тетрадь в виде схемы:
— Проверьте свои записи:
— Какими мы видим эти образы у Пушкина? Найдите эпитеты, характеризующие их, и выпишите в тетрадь.
— Давайте проверим ваши записи.
— Какой мы видим пустыню у Пушкина?
— Что поэт говорит о почве? Пушкин же создает образ, полностью противоположный тому, что мы часто видим народной поэзии, где землю называют “Мать — сыра земля”.
— Что мы узнаем о степях?
— Какой эпитет подбирает Пушкин слову “день”?
— Что подразумевает слово “зелень”? Сочетание “зелень мертвая” воспринимается как нарушение норм природы.. Выражение “мертвая зелень” содержит оксюморон, т. е. эпитет, который соединяет несоединимое
— Каким мы видим песок в стихотворении?
— Назовите Стихии природы, которые, приходя с Анчаром в соприкосновение, делаются разрушительными. Ветер, сталкиваясь с деревом смерти, получает страшное название “вихорь черный” и, пролетая мимо него, становится носителем зла.
… лишь вихорь черный На древо смерти набежит — И мчится прочь, уже тлетворный.
— Что значит слово “тлетворный”? Оно из высокой славянской лексики имеет два корня — тлен (разрушение, гибель, уничтожение) и творить (создавать).
— А каким становится дождь, соприкоснувшись с деревом смерти? В стихотворении нагнеталось значение жажды — “раскаленный”, “чахлый”, “жаждущий” и др. В пятой строфе появляется дождь, который должен был бы восприниматься как счастливое избавление от мук жажды. Но в искаженном мире зла и дождь становится источником смерти.
— Каков основной образ второй строфы? В первой строфе говорилось о бесплодии пустыни, во второй природа рождает анчар, как бы опровергая свою бесплодность. В день гнева порождает анчар. В сказках многих народов существуют рассказы о том, как злое существо — ведьма — в минуту гнева порождает чудовищное дитя, которое сама ненавидит. Она наделяет его способностью причинять людям зло и нести несчастья.
— Какими дарами награждает мать свое дитя? (они противоестественны):
Грозный часовой; один во всей вселенной; дерево смерти.
— Какие глаголы и деепричастия передают движение смертоносного яда?
— Как ведут себя птица, тигр и почему?
— Кому угрожает анчар?
Что охраняет?
Вывод: “Зло всем угрожает и охраняет себя, зло огромное, вселенское, зло заключается в себе самом, зло существует в природе”. Закон природы: все живое избегает зла.
Определение размера стихотворения
3. Итог урока.
Как вы думаете, какие мысли волновали Пушкина, когда он создавал это стихотворение?
— О чем нас заставляет задуматься это произведение?
Вывод.
— Абсолютная, ничем не ограниченная свобода одного человека оказывается столь же гибельна, как и полная покорность, и абсолютная зависимость другого. Пушкин выносит приговор обоим, потому что оба они являются виновниками того, что зло распространяется в мире. Раб умирает, но яд анчара, добытый им, понесет смерть тысячам других людей.
Так поэт выражает важнейшую идею стихотворения: зло порождает зло.
Домашнее задание
Дать развернутый ответ на вопрос “Почему стихотворение “Анчар” – вершина свободолюбивой лирики А.С.Пушкина?”
Центральные персонажи
Тут два центральных персонажа: властитель и обреченный на смерть слуга.
Оба они – люди, и автор подчеркивает это:
Но человека человек Послал к анчару властным взглядом.
Князь выступает воплощенным злом, лишенным сочувствия, понимания и даже разума, потому что сознательно отправляет другого человека на смерть.
Это вызывает возмущение, но вместе с тем отчетливо слышатся нотки обреченности, глубокой печали. Понятно, что поэту глубоко неприятен образ правителя.
А вот несчастному слуге Пушкин, наоборот, сочувствует. Очевидно, что он соотносит себя с этим персонажем.
Основная идея
Смысл стихотворения заключается в том, чтобы показать не природные, но человеческие взаимоотношения. У зверя срабатывает инстинкт самосохранения, поэтому он удаляется от ядовитого создания. Человек же, непобедимый владыка, не сторонится опасностей, но прибегает к ним ради совершения зла. Все, к чему стремится человек — это власть. А. С. Пушкин показал в «Анчаре» вселенское зло, творимое одним тираном. Это зло должно быть обречено на гибель.
Изначально люди созданы равными, с одинаковыми правами. Никто не властен ни взглядом, ни другим, более жестким способом, послать человека на гибель. Именно этот идеал и устанавливает А. С. Пушкин – идеал свободы и равенства. Его основная мысль кроется в строках: «Но человека человек послал к анчару властным взглядом». Значит, нет никакого лидера, есть такое же живое существо, которое не вправе подчинять другого. Пушкинский правитель, вопреки пропаганде того времени, лишен божественного начала (он – не помазанник божий), в первую очередь за то, что посягнул на жизни других людей ради власти.
Сюжет
Сюжет стихотворения прост и понятен.
Сначала Александр Сергеевич описывает анчар, его опасность для всего живого, действие яда.
Затем в повествование вводятся два героя: князь-самодур, желающий заполучить роковую отраву для своих стрел, и слуга, которого он отправляет на смертельное задание. Несчастный выполняет поставленную задачу, однако предсказуемо гибнет от яда.
Князь доволен: он получил желаемое, и теперь будет разить всех врагов смертельным оружием.
Стихотворение «Анчар» А.С. Пушкин: история создания
Александр Сергеевич Пушкин создал свое великое творение «Анчар» в 1828 году. Автор только вернулся из ссылки, в которой он находился четыре года. До него дошла невеселая весть. Свободное творчество поэта стало под запретом. Все его мечты, стремления, планы будут проходить жесткую цензуру. Но автор не желал мириться с установленными правилами, которые казались ему несправедливыми. Поэт и не думал оставлять перо. Александр Сергеевич даже рассматривал вариант переезда на Кавказ, но его планам не суждено было сбыться из-за запрета властей.
1828 год был знаковым для А.С. Пушкина. Именно в этот период на поэта завели дело. Александру Сергеевичу предъявили обвинения из-за написанных им противоправительственных произведений. Поводом для этого послужила публикация работы «Андрей Шенье». Еще одна причина — выход в свет безбожной поэмы «Гавриилиада». За писателем было установлено секретное наблюдение. Это событие сильно потрясло автора. Он понимал, что стал заложником обстоятельств. Но и у Александра Сергеевича было действенное оружие против несправедливых действий властей. Поэт взял бумагу и перо. Под большим впечатлением от происходящего А.С. Пушкин создал аллегорическое стихотворение «Анчар».
За основу поэт взял необычный сюжет. Автор применил в своем творении полулегендарные рассказы об острове Ява. По преданиям это загадочное место существовало. На этом острове даже росло таинственное дерево. Ядовитое растение Анчар способно отравить воздух. Путешественники уверяли, что от сока странного дерева наступает смерть. У местных племен была связана одна история с этим необычным растениям. Те, кто был приговорен к смертной казни, отправлялись на поиски ядовитого дерева. Им необходимо было собрать смолу с анчара. Вождей племен никто не мог ослушаться. Люди шли и собирали ядовитое вещество. Затем этой смолой смазывали стрелы. После этого оружия становились отравленными. Александр Сергеевич не случайно в своем произведении использовал ядовитое дерево. Оно олицетворяет деспота, который несет лишь разрушение, уничтожение всего живого, что приводит к его полному истреблению.
Во время создания стихотворения «Анчар» А.С. Пушкин пребывал в имении Вульфов Малинники, находящееся под Тверью. Работа над произведения проходила осенью 1828 года. С сентября по ноябрь поэт кропотливо творил, выверяя каждую деталь. Он мечтал создать поистине великое произведение, наполненное глубоким смыслом. Александру Сергеевичу удалось написать лаконичный, но в то же время содержательный текст. Автор использовал необычный прием. В своей работе он применил метод аллегории.
Перед написанием стихотворения «Анчар» А.С. Пушкин ознакомился с произведением «Сожаления», которое принадлежит перу П. Катенина. В этом творении повествуется о противоположном растении — дереве жизни, которое олицетворяет милосердие, понимание и сочувствие. Анчар является антитезой к образу, представленному в произведении поэта-современника Александра Сергеевича.
Первое опубликование стихотворения «Анчар» произошло в 1832 году. Произведение было напечатано в издании «Северные цветы». Несмотря на использованные приемы, критикам удалось докопаться до истины и узнать скрытый смысл творения А.С. Пушкина. Экзотическая аллегория продемонстрировала тиранию, которая была во времена царской России. Александру Сергеевичу даже пришлось давать объяснения. До массового читателя стихотворение «Анчар» дошло уже после смерти поэта. Некоторые литературоведы сравнили произведение автора с выстрелом, от которого и погиб он спустя время.
Композиция
Композиционно у произведения очень длинная экспозиция: описание анчара. Ее можно назвать отдельной частью и отнести к пейзажной лирике.
Завязка происходит только в шестой строфе, когда автор вводит двух людей, один из которых отправляет второго на верную гибель.
Далее следует развитие действия.
Кульминация – ожидаемая смерть слуги.
Развязка — поэт говорит, что князь теперь отравит стрелы и будет ими убивать врагов.
Начиная с заявки и до конца – это вторая часть произведения, собственно, сама баллада.
Можно сделать вывод, что композиция линейная с большой, развернутой экспозицией.
Средства художественной выразительности
В тексте присутствует множество эпитетов: «в пустыне чахлой и скупой», «вихорь черный».
Метафоры: «природа жаждущих степей», «зелень мертвая ветвей», «день гнева», «древо смерти».
Кроме того, автор использует сравнение-олицетворение: «анчар, как грозный часовой, стоит». Дерево тут оживает, становится подобно часовому на страже.
Вторая часть произведения построена на явной антитезе: царь (князь, властитель, правитель) противопоставляется послушному рабу (слуге, подчиненному).
Если расширить эту систему, то можно увидеть традиционное противоборство зла и добра, только тут добро не перечит, а смиренно выполняет приказ. Мотив, характерный русскому фольклору.
Композиция, жанр, размер и ритм
Скорость и ритм стихотворению придает любимый размер поэта – четырехстопный ямб. Это позволяет оставлять читателя в напряжении до последних строк стихотворения. Перекрёстная рифмовка используется поэтом для легкости чтения и большего погружения в сюжет произведения.
Кроме того, Пушкин часто использует буквы «ч» и «п», что придает атмосфере и композиции стихотворения большую красочность и мрачность в восприятии читателей
«В пустыне чахлой и скупой»;
«И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою».