Полный анализ стихотворения «Парус» (М.Ю. Лермонтов)

  • Об авторе
  • Недавние публикации

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841)

Гордость русской литературы, великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург, произведения которого оказали огромное влияние на писателей 19-20 веков.

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841) недавно публиковал (посмотреть все)

  • Михаил Лермонтов ~ Русская мелодия (+ Анализ) — 10.09.2021
  • Михаил Лермонтов ~ Свиданье — 10.09.2021
  • Михаил Лермонтов ~ Сижу я в комнате старинной… — 10.09.2021


«ПАРУС» Михаил Лермонтов

Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..

Играют волны – ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит… Увы! Он счастия не ищет И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!

Дата создания: 1832 г.

Лермонтов отразил в стихотворении настроения передовой интеллигенции 30-х годов XIX в. – ее революционные порывы и духовную разобщенность в обстановке последекабрьской реакции. Образ одинокого паруса запечатлен Лермонтовым и в живописном произведении того же периода – в акварельном морском пейзаже. Впоследствии Лермонтов вернулся к этому образу в романе «Герой нашего времени» (завершающие строки повести «Княжна Мери»).

История создания

Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение «Парус» будучи семнадцатилетним юношей. Период жизни, когда данное произведение появилось на свет, было очень непростым для юного поэта. Юношу очень огорчало то, что ему не удалось поступить в высшее учебное заведение в Петербурге. Ведь университет в Москве ему пришлось покинуть.

Причиной написания стихотворения послужил парус, который увидел Михаил Юрьевич на реке Неве. Именно его и решил взять в основу творец. Но по какой-то причине автор не включает данное стихотворение в свой сборник, который вышел за год до гибели поэта. Хотя стихотворение было закончено и даже имело рисунок, который сделал сам автор.

LiveInternetLiveInternet

Воскресенье, 15 Октября 2021 г. 08:22 + в цитатник Galyshenka

все записи автора
Долго при свете месяца мелькал белый парус между тёмных волн…
М.Ю. Лермонтов. Тамань


Акварель М.Ю. Лермонтова «Парус»
Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? Играют волны – ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит… Увы, – он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!
Случайное впечатление, белый парус в дымке золотого осеннего дня… а в творческом сознании поэта возникает один из самых выразительных образов, символизирующих его мятежные порывы, его стремление к свободе. Пафос, которым проникнуто это стихотворение, его художественные образы, и в первую очередь образ мятежного паруса, ищущего бури, выражали настроения, свойственные не только Лермонтову-поэту, но и всей передовой русской интеллигенции тридцатых годов XIX века. Образ одинокого паруса Лермонтов запечатлел и в живописном произведении того же времени – в акварельном морском пейзаже, написанном на берегу Финского залива (ныне хранится в Государственной Публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде). «Белеет парус одинокой… » — эта строка совпадала с 19-м стихом первой главы А. А. Бестужева (Марлинского) «Андрей, князь Переяславский» (отд. изд. 1828 г.) .
Белеет парус одинокий, Как лебединое крыло И грустен путник ясноокий У ног колчан, в руках весло
А. А. Бестужева (Марлинского) «Андрей, князь Переяславский» (отд. изд. 1828 г.) Чьи -то имена и строки стираются, пропадают во времени , а чьи-то строки в памяти многих поколений. Имя Михаила Юрьевича Лермонтова осталось в литературе на века, в том числе и благодаря стихотворению «Парус» А ведь оно написано совсем еще юношей — в 18-летнем возрасте. Впрочем за 27 лет своей короткой жизни Лермонтов внес просто неоценимый вклад в развитие русской прозы и поэзии.


Михаил Лермонтов в форме юнкера гусарского полка В конце июля или в самом начале августа 1832 года Михаил Юрьевич Лермонтов, вынужденный после нескольких столкновений с реакционными профессорами оставить словесное отделение Московского университета, приехал вместе с бабушкой, Елизаветой Алексеевной Арсеньевой, в Петербург. Лермонтову шел в то время восемнадцатый год. Это был широкоплечий, невысокого роста юноша. Он не был красив, но внимание каждого, даже незнакомого с ним, невольно останавливалось на его смуглом, немного скуластом лице и особенно черных проницательных глазах, взгляд которых обладал какой-то необыкновенной силой. Часто этот взгляд был тяжел и задумчив, иногда выражал иронически насмешливое отношение к окружающему, изредка, в кругу близких, освещался озорным огоньком.[…] Первое время в Петербурге Лермонтов чувствовал себя одиноко. Захваченный воспоминаниями о недавно пережитом, он отнесся к новому городу отчужденно:
По произволу дивной власти Я выкинут из царства страсти, Как после бури на песок Волной расшибенный челнок.
Так определял Лермонтов свое состояние в письме к приятельнице с детских лет С. А. Бахметевой. Пока с помощью родных и знакомых Е. А. Арсеньева подыскивала подходящую квартиру, Лермонтов, по его собственному признанию, «…рассматривал город по частям и на лодке ездил в море». Плоские берега Финского залива и первые встречи с морем не произвели на него ожидаемого впечатления:
И, наконец, я видел море, Но кто поэта обманул?.. Я в роковом его просторе Великих дум не почерпнул; Нет! как оно, я не был волен: Болезнью жизни, скукой болен (Назло былым и новым дням), Я не завидовал, как прежде, Его серебряной одежде, Его бунтующим волнам.
Прошло две-три недели, и Лермонтов однажды во время прогулки по берегу Финского залива написал стихотворение «Парус». Первоначальный текст вошел в письмо Лермонтова к Марии Александровне Лопухиной (1802—1877), старшей сестре В. А. Лопухиной, датированное 2 сентября 1832 г. В письме, адресованном Марии Александровне Лопухиной, сестре Варвары Бахметевой, Лермонтов пишет, что не видит «впереди ничего особенно утешительного» и отправляет в этом же письме текст стихотворения, сочинённого им «на берегу моря». Лермонтов_Парус._Автограф_стихотворения.


Лермонтов — юнкер. Художник А. А. Бильдерлинг
О предполагаемом месте написания стихотворения:
академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, вспоминая о Петербурге своего детства, воспроизвёл одну из городских легенд, рассказывающую о том, что «Парус» был сочинён Лермонтовым на террасе Монплезира. Анна Андреевна Ахматова заметила, что ни парки, ни другие достопримечательности столицы не затронули струн в душе Лермонтова: «Он оставил без внимания знаменитые петергофские фонтаны, чтобы, глядя на Маркизову Лужу, задумчиво произнести: „Белеет парус одинокий…“»


Вид Финского залива с террасы дворца Монплезир


Терраса Монплезира в Петергофе в разные столетия

Дворец Монплезир (Петергоф) Впереди была учеба в Школе Гвардейских Подпрапорщиков и Кавалерийских Юнкеров, где Лермонтов был в дружбе и в хороших отношениях со всеми юнкерами, но не выносил фальши, лжи и неискренности. Сближение с литературным Петербургом произошло только после того, как Лермонтов выступил со стихотворением «Смерть поэта». К образу одинокого паруса Лермонтов вернулся, завершая повесть «Княжна Мери»:
И теперь, здесь, в этой скучной крепости, я часто, пробегая мыслию прошедшее, спрашиваю себя: отчего я не хотел ступить на этот путь, открытый мне судьбою, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное?.. Нет, я бы не ужился с этой долею! Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки, но мало-помалу отделяющийся от пены валунов и ровным бегом приближающийся к пустынной пристани…


И. Айвазовский. Буря на Ледовитом океане. 1864 Выдержки из книги В.А.Мануйлова и Л.Н.Назаровой «Лермонтов в Петербурге») https://www.pravmir.ru/mayoshka-ili-prodelki-yunkera-lermontova/ https://literatura5.narod.ru/lermontov_nazarova.html https://rushist.com/index.php/rus-literature/3834-l…ov-knyazhna-meri-chitat-onlajn https://www.pravmir.ru/mayoshka-ili-prodelki-yunkera-lermontova/

Серия сообщений «ЛЕРМОНТОВ»:
Часть 1 — Любимый поэт… М.Лермонтов. Часть 2 — Отмечая 200-летие поэта. Рождение и детские годы Лермонтова. … Часть 11 — АХ,МАСКАРАД! (музыкально-художественный экскурс) Часть 12 — Тайные общества Часть 8. Кружок шестнадцати Часть 13 — М.Ю. Лермонтов Парус Часть 14 — Картины и стихи Михаила Юрьевича Лермонтова на Кавказскую тему. Часть 15 — -=- Международный День Поэзии -=- сделал фильм === … Часть 17 — «Посреди небесных тел лик луны туманный…» Часть 18 — Живопись Михаила Юрьевича Лермонтова Часть 19 — «Грозные» закаты

Рубрики: Литература

Метки:
лермонтов стихи парусники

Процитировано 7 раз Понравилось: 15 пользователям

Нравится Поделиться

0

Нравится

  • 15
    Запись понравилась
  • Процитировали
  • 1
    Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • 1
    Сохранить в ссылки

Понравилось15
0

Жанр, размер

Для написания стихотворения «Парус» Михаил Юрьевич Лермонтов выбирает четырехстопный ямб, рифмовка – перекрестная.

Данное стихотворение относится к лирической новелле. Что же касается направления, то это романтизм. Подтверждением этого является тема одиночества, а так же своего рода бунта против сложившейся ситуации. Стихотворение имеет достаточно грустное настроение, которое чувствуется практически в каждой строке.

Немаловажная роль отводится описанию пейзажа, который символизирует мысли и переживания лирического героя.

Композиция

Композиционно стихотворение «Парус» состоит из трех строф.

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

В первой строфе автор задается риторическими вопросами, на которые, к сожалению, кроме него самого никто не сможет ответить.

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит…

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Во второй строфе все же мы получаем ответы на лирические вопросы. На них нам отвечает сам лирический герой. Но ответ его нельзя назвать точным или понятным, поскольку он не дает никакой конкретики.

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

В третьей строфе ответ мы так и не получаем, на вопрос, что же ищет парус? Он пытается найти покой, там, где найти его не представляется возможным. Он хочет найти спокойствие в буре, надеясь там найти покой.

Анализ стихотворения Лермонтова «Парус» (Вариант 1)

Поэт Михаил Лермонтов несмотря на свой резкий и неуживчивый характер в душе был неисправимым романтиком. Именно поэтому в его творческом наследии достаточно много произведений лирического характера. Одним из них является знаменитое стихотворение «Парус», написанное в 1832 году, когда Лермонтову едва исполнилось 17 лет. Это произведение в полной мере отражает душевные метания юного поэта, который оказался на жизненном перепутье. Весной 1832 году он после словесной перепалки на экзамене по риторике отказался продолжать обучение в Московском университете, оставив мечты стать филологом. Его дальнейшая судьба и карьера оказались под вопросом, и, в конце концов, Лермонтов под давлением бабки поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Перспектива стать военным, с одной стороны, не сильно вдохновляла юного поэта. Но в то же время он мечтал о подвигах, которые выпали на долю его предков, хотя и понимал, что в лучшем случае судьба забросит его на Кавказ, где в то время велись военные действия.

Накануне поступления в юнкерскую школу Лермонтов написал стихотворение «Парус», которое в полной мере отражает его настроения и далеко не самые радостные мысли. Если отбросить предысторию и не брать в расчет факты, то это произведение можно по праву отнести к одному из самых романтических и возвышенных стихотворений поэта. Однако это далеко не так, потому что автор не ставил перед собой задачу создать образец пейзажной лирики. В этом стихотворении он отождествляет себя с парусом, который одиноко белеет « в тумане моря голубом», подчеркивая тем самым, что, пожалуй, впервые в жизни оказался перед необходимостью принятия важного решения.

Ещё по теме: Михаил Лермонтов ~ Гляжу на будущность с боязнью…(+Анализ)

«Что ищет он в стране далекой?», — вопрошает поэт самого себя, словно бы предчувствуя, что отныне его жизнь будет полна скитаний. И в то же время автор мысленно оглядывается назад, осознавая, «что кинул он в краю родном». Уход из университета поэт не считает для себя серьезной потерей, так как не видит смысла продолжать учебу и заниматься наукой. Гораздо больше Лермонтова беспокоит тот факт, что придется покинуть любимую Москву и единственного по-настоящему близкого ему человека – бабушку Елизавету Алексеевну Арсеньеву, которая заменила ему и отца, и мать.

Однако поэт понимает, что эта разлука неизбежна, так как ему предначертан свой собственный жизненный путь, который, как предполагает Лермонтов, будет отнюдь не простым. Эту мысль в стихотворении автор выражает при помощи удивительно красивой метафоры, о. При этом поэт с горечью отмечает, что в своих предстоящих скитаниях «он счастия не ищет, и не от счастия бежит».

Однако до того, как жизнь поэта кардинально изменится, пройдет еще несколько лет, которые покажутся Лермонтову невыносимо скучными. Приняв решение в пользу карьеры военного, он рвется в бой и мечтает о славе. Именно поэтому идиллическая картина морского пейзажа, так напоминающая жизнь Лермонтова-юнкера, совершенно его не прельщает. И, отвечая самому себе на вопрос, чего же он хочет в жизни, поэт о, вновь олицетворяя себя с одиноким парусом.

Таким образом, данное стихотворение является философским размышлением Лермонтова над собственным будущим. Впоследствии именно жажда подвига толкала его на рискованные и необдуманные поступки. Однако судьба распорядилась иначе: Лермонтов не стал великим полководцем, но вошел в историю как блестящий русский поэт и писатель, чьи произведения спустя почти два века по-прежнему вызывают искреннее восхищение.

Образы и символы произведения

Одним из главных символов данного произведения, естественно, является сам парус. Все события, о которых идет речь в стихотворении, происходят вокруг него. Он символизирует одиночество, что очень напоминает чувства самого автора. Так же можно сказать, что парус является отражением человеческой души, которая всегда зависит от происходящего вокруг.

Буря – символ беспокойства и неопределенности. В образе моря автор так же показывает неопределенность и переменчивость, с которой вынужден сталкиваться каждый человек. Показывая, как бросает парус, мы понимаем, что и человеческую душу точно так же терзает на протяжении всей жизни.

Лирический герой тесно переплетается с парусом. Они очень похожи. Их волнуют одни и те же вопросы, а так же одинаково кидает из стороны в сторону под действием судьбы. Они оба несвободны и одиноки, при этом постоянно зависят от факторов из вне. Говоря о том, что парус ищет покой в буре, он показывает свои желания, которые, на первый взгляд, могут показаться нелепыми и нелогичными.

Тема

Тема одиночества и неопределённости, поиска, загадочности человеческой души. Парус в стихотворении символизирует жизнь молодого поэта, его внутренний мир. Главная мысль – человеческой натуре свойственны страсти, желания, одиночество, поиск себя, тяга к тому, что может быть опасно.

Идея – автор показывает одиночество и мятеж внутреннего мира творческого человека, самого себя. Главный герой – образ паруса – человеческой натуры, ищущей своё место, рвущейся в неизвестность. В минуты отчаяния люди склонны к мятежу, поиску, риску, это следствие неизвестности. Автор делает акцент на то, что человеку, обуреваемому жизненными невзгодами, не дано знать, что ему во благо, а что – нет.

Темы и проблемы

Одной из проблем можно выделить проблему одиночества. Лермонтов достаточно часто поднимает эту тему в своем творчестве. Здесь одиночество он показывает в образе паруса, который одиноко находится в открытом море. Рядом с ним нет никого, поэтому ждать какой-либо поддержки ему попросту неоткуда. Так же парус сталкивается с проблемой того, что он не знает, куда и зачем плывет. Он не знает, что именно он хочет найти? Он просто плывет, повинуясь стихии.

Второй темой можно отметить тему внутренней неопределенности. Парус, точно так же как и лирический герой, продолжает искать себя. Здесь звучат вопросы, которые никогда не потеряют свою актуальность. Куда мы держим путь и что хотим найти в его конце? Нас не устраивает тот мир, который нас окружает, поэтому мы продолжаем двигаться против него.

Так же была затронута тема счастья. Лирический герой показывает то, что никогда не был счастлив в жизни, но и не планирует его искать. Он сомнительно относится к данному чувству, поэтому не особо верит, что счастье ждет его в будущем.

Тема мятежности и бунта. И здесь не обошлось без неё. С данной темой мы встречаемся практически в каждом лирическом произведении, где душа лирического героя постоянно бунтует и требует перемен. Здесь эти чувства автор так же передает через парус, который вынужден отправиться в открытое море, чтобы испытать свои силы и показать на что он способен.

Так же представлена тема природы, благодаря которой автор умело передает настроение стихотворения. Спокойный пейзаж постепенно изменяется, но автор об этом не пишет прямо. Он как-бы намекает, что надвигается шторм и гроза, которую так ищет парус, чтобы обрести долгожданный покой.

Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова (Вариант 2)

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Парус” изучается в 6 классе на уроках литературы. Полный разбор и краткий анализ «Парус” по плану вы найдёте в нашей статье.

История создания – стихотворение было написано в 1828 году на берегу Невы в Петербурге. Тема – одиночество, неизвестность, душевный мятеж. Композиция – три четверостишия, объединённых морскими пейзажами и душевными переживаниями лирического героя. «Действие” следует за философствованиями внутреннего монолога. Жанр – лирическая новелла, также есть черты элегии. Образец романтического стиля в поэзии. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Метафоры – «парус бежит”, «волны играют”, «ветер свищет”. Эпитеты – «мятежный”, «луч золотой”, «тумане голубом”, «парус одинокий”. Оксюморон – «как будто в бурях есть покой”.

Ещё по теме: Михаил Лермонтов ~ Смерть поэта (Погиб поэт! – невольник чести…) (+ Анализ)

История создания

Стихотворение написано Лермонтовым в семнадцатилетнем возрасте в 1832 г. В 1828 году вышла поэма Александра Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский”, оттуда взята поэтом первая строка стихотворения «белеет парус одинокий”. Это был сложный период в жизни поэта, студента Лермонтова: он покинул Московский университет и не поступил в Петербуржский университет.

В своём письме к М. А. Лопухиной 2 сентября 1828 года он посылает текст стихотворения, которое передаёт угнетённое состояние поэта. Лермонтов бродил по набережной Невы, подавленный и расстроенный, заметил вдалеке очертания белого парусника – у него родилось легендарное стихотворение.

Полная неизвестность будущего, неоправданные надежды с поступлением – всё это нашло отражение в душе лирического героя стихотворения «Парус”. Сам поэт несерьёзно отнёсся к произведению, не включил его в свой сборник сочинений 1840 года. Интересен тот факт, что у Лермонтова есть акварельная работа, на которой изображено небольшое парусное судно в шторм, она также написана в период с 1828-1832. Она является полноценной иллюстрацией, художественным комментарием к тексту.

Тема

Тема одиночества и неопределённости, поиска, загадочности человеческой души. Парус в стихотворении символизирует жизнь молодого поэта, его внутренний мир. Главная мысль – человеческой натуре свойственны страсти, желания, одиночество, поиск себя, тяга к тому, что может быть опасно.

Идея – автор показывает одиночество и мятеж внутреннего мира творческого человека, самого себя. Главный герой – образ паруса – человеческой натуры, ищущей своё место, рвущейся в неизвестность. В минуты отчаяния люди склонны к мятежу, поиску, риску, это следствие неизвестности. Автор делает акцент на то, что человеку, обуреваемому жизненными невзгодами, не дано знать, что ему во благо, а что – нет.

Композиция

Произведение состоит из трёх строф, объединённых пейзажными мотивами и внутренними переживаниями лирического героя. Каждое четверостишие построено таким образом, что в первых двух стихах идёт «картина”, в двух следующих – толкование внутреннего состояния лирического героя. Заканчивается «рассказ” риторическим восклицанием с привкусом осуждения и чувства «неправильности”, запутанности и неизвестности.

Жанр

Лирическая новелла: в стихотворении сочетаются философские размышления и пейзажи. Это стихотворение – образец романтического стиля в русской литературе 19 века. Стихотворный размер: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Ассонанс в первой строфе играет звуком «о”, второе четверостишие насыщено звуком «э”, а в последней строфе явно чувствуется ассонанс со звуком «у”. Это придаёт лермонтовскому «Парусу” сходство со звучанием ветра, тревожной стихии, ропота волн.

Средства выразительности

Метафоры» «парус бежит”, «волны играют”, «ветер свищет”» придают лирическому повествованию динамичность, образность, особую красоту.

Эпитеты» «мятежный”, «луч золотой”, «тумане голубом”, «парус одинокий” «делают описание ярким и красочным.

Оксюморон – сочетание несовместимого:» «как будто в бурях есть покой” «придаёт рассуждению трагизм и безысходность.

Анафора свойственна лирике Лермонтова, за счёт неё появляется эффект «элегичности”, песенности, своеобразного пафоса:» «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..”…”Увы он счастия не ищет, и не от счастия бежит…”.»

Ещё по теме: Михаил Лермонтов ~ Она была прекрасна, как мечта…(+Анализ)

Антитеза:»»страна далёкая – край родной”, «струя светлей лазури, луч солнца – буря”. «Противопоставление в контекстве описательного характера делает более выразительными образы, подчёркивает их различия, создаёт противостояние. Лермонтов покинул «»край родной”» – Москву, прибыл в неизвестный ему Петербург, где будущее кажется туманным и безрадостным.

Поэтический синтаксис представлен последней строкой стихотворения, где лирический герой восклицает» «Как будто в бурях есть покой!”» ,что выдаёт осуждение, недоумение, наводит на вывод, что и это не выход из ситуации.

Средства выразительности

В данном стихотворении присутствует большое количество эпитетов, которые помогаю поэту создать более яркую картинку. Именно она помогает лучше передать настроение стихотворения.

Использование риторических вопросов так же встречается в данном тексте. Это придает ему определенной интриги и наталкивает на размышления о собственном смысле жизни.

Метафоры помогают стихотворению стать более динамичным. А использование оксюморона в последней строке, заставляет читателя так же задуматься о своей жизни.

Значение

Летом 1832 года 18-летний Лермонтов оставляет учёбу в Московском университете и перебирается в Петербург, планируя поступить в столичный университет, но ему это не удается. Расстроенный и подавленный, поэт в одиночестве бродит по городу, размышляя о будущем. В письме от 2 сентября 1832, адресованном Марии Александровне Лопухиной, он признаётся, что не видит «впереди ничего особенно утешительного» и приводит текст стихотворения, сочинённого им «на берегу моря»
«Парус» — это не только отражение тех мыслей, которые волновали восемнадцатилетнего Лермонтова, но и «переносно-метафорическое обозначение жизни поэта, основанное на её уподоблении морскому плаванию». Эта тема («море — жизнь») была начата его предшественниками ещё в конце XVIII века и продолжена Пушкиным, который в стихотворении «Предчувствие» (1828) писал: «Равнодушно бури жду». Восемнадцатилетний пылкий Лермонтов, по словам Шанского, «не ждёт бури, а просит её»:

«Пусть впереди не видно пока ничего особо утешительного, надо действовать, искать, бороться. <�…> Познавший открытое море не может довольствоваться берегом, пристанью или даже прибрежным штилем, его покой — в бурях.

»
Свидетельством того, что тема морской стихии была по-настоящему близка Лермонтову, является его акварельная работа (1828—1831), которую исследователи называют «своеобразным графическим комментарием к литературным замыслам поэта», в частности, к «Парусу».


«Одинокий парус» (1828—1831), М.Ю. Лермонтов. Акварель.
Рисунок близок к основной теме стихотворения: Лермонтов-художник и Лермонтов-поэт «слились в едином, тревожно-романтическом восприятии мира»

Основная мысль произведения

В роли паруса мы с легкостью можем узнать душу самого автора. Они очень похожи. Они одинаково ищут свое место в этом мире, не зная, в какую сторону им лучше всего направляться. Постоянные странствия и переезды отложили отпечаток на молодом поэте.

Михаил Юрьевич сам находится на распутье и не понимает до конца, чего именно он хочет. Он пытается найти покой там, где искать его не имеет смысла, поэтому он продолжает свои метания. Он не верит в счастье, потому что ему не довелось его пережить. Поэтому он сомневается в том, что в будущем ему улыбнется удача.

Он очень одинок, поэтому сильно зависит от внешних факторов, которые толкают его из стороны в сторону. Он понимает то, что не в состоянии изменить судьбу.

Наша жизнь очень напоминает море, от которого никогда не знаешь, что именно ждать. Единственное, что в нашей власти – это продолжать плыть в неизвестном направлении, лелея надежду, что впереди нас ждет все же прекрасное будущее. И, может быть, мы наконец-то сможем узнать, что же такое счастье.

Акварель М.Ю. Лермонтова «Парус». И. Айвазовский. Буря на Ледовитом океане. 1864. — презентация


Акварель М.Ю. Лермонтова «Парус»

И. Айвазовский. Буря на Ледовитом океане. 1864

М.Ю. Лермонтов писал эту картину на берегу Финского залива.

Долго при свете месяца мелькал белый парус между тёмных волн…

И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов ?

«Может быть, я не прав, но лермонтовская «Тамань» и пушкинская «Капитанская дочка»… прямо доказывают тесное родство сочного русского стиха с изящною прозой». А.П. Чехов

«…образец повести, по-моему, «Тамань», пусть все литераторы соберутся, и ни один не найдёт слова, которое можно было бы прибавить или убавить, там всё как цельный музыкальный аккорд». Д.В. Григорович

«Сколько надо было иметь ума и сколько настоящей силы, чтобы так глубоко, как Лермонтов, чувствуя чары лунно-синих волн и чёрной паутины снастей на светлой полосе горизонта, оставить их жить, светиться, играть, как они хотят и могут, не заслоняя их собою, не оскорбляя их красоты… Или в последней сцене, покинув на берегу слепого мальчика, так и покинуть его тихо и безутешно плачущим и не обмолвиться напоследок ни словом о родстве своём…» И. Анненский

ПАРАЛЛЕЛИ Парус — парус — мятежность контрабандистов бесприютность Слепой — странствующий — бесперспективность офицер отчаяние

Что касается до героя романа он и тут является тем же таинственным лицом, как и в первых повестях. Вы видите человека с сильною волею, отважного, не бледнеющего никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги, чтобы занять себя чем-нибудь и наполнить бездонную пустоту своего духа, хотя бы и деятельностию без всякой цели». В.Г. Белинский

Григорий Александрович ПЕЧОРИН ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ Берег обрывом спускался к морю… и внизу с беспрерывным ропотом плескались тёмно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию…

В.Г. Белинский: «Повесть эта отличается каким-то особенным колоритом: несмотря на прозаическую действительность её содержания, всё в ней таинственно, лица какие-то фантастические тени, мелькающие в вечернем сумраке, при свете зари или месяца. Особенно очаровательна девушка: это какая-то дикая, сверкающая красота»…

ПЕЧОРИН ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ … настоящая русалка…моя ундина… Странное существо!.. эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью… в ней было много породы… необыкновенная гибкость её стана…правильный нос — всё это было для меня обворожительно.

Светлана Светличная в роли Ундины (1967)

«Взойдём в лодку», — сказала моя спутница… Она как кошка вцепилась в мою одежду… между нами началась отчаянная борьба… я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости… пальцы её хрустели, но она не вскрикнула: её змеиная натура выдержала эту пытку…я мгновенно бросил её в волны. …причалил к пристани…кто-то в белом сидел на берегу…не очень удивился, а почти обрадовался, узнав мою русалку.

Печорин Его зоркая наблюдательность, настойчивый, последовательный интерес к неизвестному, а пуще всего влечение к опасности и действию, напрягая его безотказно работающую, почти смертоносную волю, создали из заурядно-житейских обстоятельств остро захватывающие приключения… Е.Н. Михайлова

Печорин В «Тамани», как и в «Бэле», Печорин показан снова не в кругу людей одинакового с ним социального положения и культурного уровня, но в среде, глубоким рубежом отделенной от привилегированной господствующей верхушки. Е.Н. Михайлова

ПЕЧОРИН И КОНТРАБАНДИСТЫ ПЕЧОРИН КОНТРАБАНДИСТЫ Янко ундина слепой старуха

ПЕЧОРИН И КОНТРАБАНДИСТЫ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ ЗАНЯТИЯ КУЛЬТУРА (речь)

…некоторая недоговорённость и неясность в жизни контрабандистов и в их взаимных отношениях, оставляющая достаточно простора для работы нашего воображения… С.В. Шувалов. (1925)

Глава «Тамань» в оценке русских писателей

«Тамань. Это совершенство. Я видел снимок с рукописи: она вся до того исчерчена, что ничего нельзя разобрать. В повести нет ни одного лишнего слова, ничего, ни одной запятой нельзя ни прибавить, ни убавить». Л.Н. Толстой

«Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах по предложениям, по частям предложения… Так бы и учился писать». А.П. Чехов

«…как мог Лермонтов, будучи почти мальчиком, сделать это? Мечтаю написать такую вещь… тогда бы и умереть можно!» А.П. Чехов Памятник М.Ю. Лермонтову в Геленджике

«Тамань» — один из самых прекрасных перлов нашей литературы». И.А. Бунин

…зачем я жил? для какой цели я родился?..

…моя ундина вскочила в лодку и махнула товарищу рукою; он что-то положил слепому в руку… «Ну вот тебе ещё», — и упавшая монета зазвенела, ударяясь о камень. Слепой её не поднял. … и вот мне послышалось что- то похожее на рыдание… Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?..

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]