История создания
«Осень» относится к раннему периоду творчества М.Ю. Лермонтова. Поэт написал его летом 1828 года — ему тогда было 14 лет. Напечатано оно было очень скоро — в 1829 году. Когда совсем юный Миша создавал это произведение, он гостил в имении бабушки. Приближающийся осенний сезон навеял печальные мысли — так родилось незатейливое и коротенькое, но душевное, исполненное глубинных переживаний стихотворение «Осень».
Некоторые литературоведы полагают, что оно дошло до нашего времени не полностью. Вероятно, окончание было потеряно из-за того, что было записано на следующей странице — она была вырвана.
Тоскливое настроение произведения «Осень» связано и с тем, что в тот момент поэт находился в разлуке с отцом и в конфликте с бабушкой. «Осень» напоминает пейзажную элегию.
Средства выразительности
Автор использовал разнообразные тропы.
Стоит выделить инверсию. А также особую интонацию.
Эпитеты
Подобранные эпитеты лишь усиливают невеселое настроение лирического героя.
- «поникши ели»;
- «зелень мрачную»;
- «месяц тускл»;
- «отважный зверь».
Олицетворение
Юный автор также пользовался олицетворениями, например:
- «листья летят»;
- «месяц… серебрит»;
- «ели… хранят»;
- «листья кружатся»;
Некоторые из них входят в состав метафор.
Метафоры
Утонченно и вкрадчиво выглядят две заключительные строки. Именно в них заключена узнаваемая лермонтовская метафоричность.
Еще один пример метафоры: «…в бору поникши ели зелень мрачную хранят».
Анализ содержания
В 1848 году юный поэт обучался в пансионе, подготавливаясь к поступлению в университет. Его бабушка, обеспокоенная состоянием здоровья внука, настаивала на периодическом возвращении в родовое поместье, которое находилось под Москвой. Там Лермонтов много читал, проводил часы в уединении и долгих прогулках по окрестностям. Не являясь истинным ценителем пейзажей, в смене времен года юный поэт рассмотрел определенный фатализм, обреченность, с которой жизнь проходит безвозвратно. Его удрученное состояние в то время объяснялось тяжелыми взаимоотношениями с отцом, который не желал поддерживать родственные связи.
В этот период жизни наивный ребенок становится агрессивным, импульсивным. Формируется характер будущего великого поэта, который современники отмечали как замкнутый, прямолинейный и скрытный. В красоте осеннего пейзажа Лермонтов рассмотрел не только величие русской природы, которая готовится к переменам, но и отклик своих переживаний. Стихотворение наполнено отрицательными эпитетами:
•
мрачная зелень;
•
поникшие ели;
•
нависшая скала.
Особо нужно отметить, что за красотами природы, пылающей золотыми красками кружащих листьев, автор обращает внимание на темный, густой бор. Возможно, это объясняется упадническим настроением самого автора, показывает его личные переживания, в которых подросток, в силу возраста, разобраться не может.
Постепенное отдаление человека от гармонии природы Лермонтов показывает через образ пахаря, который больше не отдыхает в тени скал после праведных трудов. Даже одинокий дикий зверь, дитя природы, спешит поскорее укрыться в чаще леса, подальше от человека, которого воспринимает как возможную опасность.
Юность Лермонтова
В 1828 году жизнь поэта полностью меняется. Бабушка устраивает его на обучение в Университетский благородный пансион. Именно здесь мальчик впервые остро ощущает одиночество, которое проявляется в первых написанных стихотворениях. Он самоотверженно пытается найти друзей, но каждый раз испытывает разочарование, не находя нужного душевного отклика. Следует отметить, что и в товарищеских, и в романтических отношениях Лермонтов любил не объект, а свои ощущения, испытываемые к объекту и во время увлеченности.
В эти же годы в семье Михаила Юрьевича происходит серьезная драма. Истекает срок опеки бабушки над внуком. Согласно закону, опекунство снова должно перейти к отцу. Юрий Петрович прилагает все силы для сближения с сыном, они начинают чаще видеться. Однако уговоры Елизаветы Алексеевны и обещание очередной крупной суммы денег стали решающим фактором, побудившим отца вновь отказаться от Миши. Для мальчика это стало серьезным разочарованием.
Стихотворения того периода наполнены воспоминаниями, одиночеством, депрессией. Именно в 1829 году юный поэт обосабливается от общества, признает себя особенным, создает вымышленный мир, в котором и живет. В этот год Лермонтов пишет «Кавказского пленника» и «Черкессы». Согласно мнению исследователей, они перекликаются с творчеством Пушкина.
В 1830 году юноша впервые влюбляется, но на его ухаживания молодая красавица Е.А. Сушкова не отвечает. Михаил Юрьевич разочаровывается и в любви. В тот же год он покидает пансион, поступает в Московский университет.
Годы обучения были очень насыщенными. Лермонтов много читает, знакомится с молодыми людьми прогрессивных взглядов, много пишет.
Видео «Заучивание стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень» при помощи мнемотаблицы в средней группе»
Публикации по теме:
Использование мнемотаблицы при разучивании стихотворения о лете с детьми средней группы Использование мнемотаблицы при разучивании стихотворения о лете с детьми средней группыЦель: заучить с детьми стихотворение, используя прием.
Консультация «Как выучить стихотворение при помощи мнемотаблицы» Как выучить стихотворение к празднику «День матери» с помощью опорных картинок. Существуют разные методики заучивания стихотворений. Мнемотаблицы.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень» Цель: учить детей запоминать и воспроизводить стихотворение Е. Трутневой «Осень» с опорой на мнемотаблицу. Задачи: Расширять активный и.
Конспект НОД по развитию речи по разучиванию стихотворения Н. Найденовой «Наши игрушки» при помощи мнемотаблицы Наши игрушки при помощи мнемотаблицы Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Разучивание стихотворения Н. Найденовой.
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Заучивание стихотворения «Осень» Е. Трутневой» Конспект НОД «Заучивание стихотворения «Осень» Е. Трутневой (отрывок) в средней группе. Кружок «Читарики». Цель:воспитывать в детях нравственные.
НОД по развитию речи «Заучивание стихотворения Маршака С. Я. «Февраль» в средней группе Цель: заучить стихотворение С. Маршака «Февраль» с помощью использования мнемотехники. Задачи: 1. Формировать у детей умение запоминать.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Формирование грамматически правильной речи, заучивание стихотворения» Занятие по развитию речи в средней группе Тема: формирование грамматически правильной речи, заучивание стихотворения Саконской «Где мой.
Конспект занятия «Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень» Цель. Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. А. Белоусова «Осень» (в сокращении). Учить детей отвечать на вопросы,.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Заучивание стихотворения «Мамочке подарок» БДОУ «Центр развития ребёнка — Нюксенский детский сад» Конспект по развитию речи в средней группе Заучивание стихотворения Ольга.
Конспект НОД «Заучивание стихотворения «Тает месяц молодой» в средней группе Ход НОД I. Мотивация. Ребята, послушайте загадку: Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Радость детям подарила И на санках прокатила.