Краткое содержание Шукшин Микроскоп для читательского дневника

  • Краткие содержания
  • Шукшин
  • Микроскоп

«Заготзерно» — небольшая мастерская, где работает столяром Андрей Ерин. Мужик он обычный, любит хорошенько выпить, но и работает неплохо, а еще он считает себя в глубине души исследователем. Все ему интересно, — и необычные механические детали, и строение материи, и происхождение микробов и то, как они влияют на организм человека, и почему человек живет не 150 лет, а в два раза меньше. Из-за своих стремлений к знанию Андрей уже давно мечтает о своем собственном микроскопе, но жена не позволит, — все деньги в семью и на семейные, нужные вещи.

Однажды Андрей снял с книжки 120 рублей, купил микроскоп, — не выдержала душа естествоиспытателя, а жене сказал, что деньги потерял. Долго ругалась жена и дралась сковородкой. Андрей стойко защищался подушкой, но не отвечал, ему хорошенько досталось сковородой по голове. Поняв, что мужу больно, та села и начала причитать о доле своей несчастной. Когда речь зашла о работе в две смены, Андрей сказал, что уже договорился, что будет по полторы отрабатывать, а затем уточнил, что когда пропажу обнаружил, вернулся на работу и договорился.

Жена обижалась неделю. А потом начала отходить. Через пару дней после того, как буря спала, Андрей принес домой, сияя от счастья, свой новенький микроскоп и сказал, что ему дали его на работе вместо премии. Жена пробурчала, что лучше бы ему дали пылесос, но Андрею было уже не до едких замечаний. Он рассматривал вместе с сыном Петькой под микроскопом все, что попадалось под руку. Подсчитывали микробов и в супе, и в воде, и в собственной крови. Он даже выпивать перестал, и днем и ночью все исследовал. Жена даже подумывала, что он свихнется, но такая его «ученая» заинтересованность ей нравилась.

В один из таких прекрасных дней исследований, когда Андрей с сыном пытались найти способ по убийству микробов, к ним в гости пришел коллега Андрея с работы, специально, посмотреть в микроскоп. Андрей не хочет ему показывать, жена в это время говорит, что лучше бы на работе другую, полезную премию дали, а не микроскоп. Коллега в замешательстве, о какой премии идет речь, — никакой премии не было. У Андрея опустилось все нутро, и жизнь его омрачилась в одно мгновение.

Жена догадалась, что потерянные деньги, которые должны были пойти детям на новые шубки, ушли на микроскоп. Андрей в эту ночь дома не ночевал, пришел на следующий день с похмелья, — жены дома нет, микроскопа тоже. Сын сказал, что микроскоп их она увезла продавать. Андрей грустно покивал сыну головой и сказал ему идти в науку, а после ушел спать, и жизнь его вернулась в прежнее русло.

В этом рассказе сталкиваются два мира, — мир мечты, надежды, тяготения к новому и непознанному; мир обыденности и прагматичности. Как часто в жизни бывает, второй мир вытесняет первый, не оставляя ему даже маленькой возможности для развития. Сын Андрея, возможно, действительно станет ученым в будущем и воплотит мечты отца в реальность, а, быть может, он переймет ценности мамы и станет таким же прагматичным как она. Кто прав из них, — решать читателю. Но автор на стороне своего героя.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

О произведении

Рассказ «Микроскоп» Шукшина написан в 1969 году. По классификации самого автора, данное произведение является «рассказом-судьбой», поскольку в течение небольшого отрезка времени показан весь жизненный путь человека.

В рассказе поднимается тема цели и смысла жизни. Обретя жизненную цель, главный герой преобразился в лучшую сторону, но лишь на недолгое время.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Микроскоп». Пересказ книги будет полезен и для читательского дневника.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Корощуп Любовью Александровной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

В дневнике, конечно, передана детская непосредственность Жени. Сама она не может чем-то поразить окружающих, да и не пытается. Учится на тройки, ведь для Сестры великого музыканта оценки – ерунда. Зачем стараться? Ведь у неё гениальный брат

Работа знаменитого французского писателя и философа Альберта Камю «Миф о Сизифе», написанная в 1942 году, пожалуй, стала одной из самых громких произведений того времени, затрагивающих проблему философии абсурдизма, актуальную и в нынешнее время.

Произведение повествует о маленьком народе, называемым писателем пикты, готовящем из расцветающего в их краях вереска сладкого напитка.

В горной усадьбе поселился волшебник вместе с женой. Он собрался остепениться, но душа просила волшебства и хозяин усадьбы не может себе отказать в «шалостях».

В 1959 году в жанре ужасов появился новый автор, который сразу полюбился всем поклонникам, этого жанра. Имя этого человека Стивен Кинг.

Источник

Краткое содержание

Столяр небольшой мастерской Андрей Ерин, наконец, решился. Придя домой, он признался жене Зое, что потерял сто двадцать рублей. При этом он прятал глаза, и «ломаный его нос (кривой, с горбатинкой) из желтого стал красным».

Зоя взревела, схватила сковородник и принялась драться с мужем. Тот отбивался подушкой, но разгневанная супруга все же «изловчилась и больно достала его по голове». Ерин «бросил подушку, схватился за голову, застонал». Увидев, что он не притворяется, Зоя бросила сковородник в сторону и опять завыла. Женщине было трудно смириться с утратой – она долго копила эти деньги, чтобы купить детям теплые зимние вещи.

Жена решила, что теперь Андрей должен работать в две смены и ходить на работу пешком, чтобы отработать потерянные деньги. Тут он и проговорился, что уже «с мастером договорился» о работе в полторы смены. Увидев недоуменный взгляд жены, он выкрутился – мол, сразу вернулся в мастерскую, как заметил пропажу денег.

Целую неделю Андрей Ерин «чувствовал себя скверно» – Зоя никак не могла успокоиться и ругала его с утра до вечера. Наконец, страсти улеглись, и Андрей понял – пора!

Однажды поздно вечером Ерин принес домой тяжелую коробку. Он тихо сиял и все «ждал, когда на него обратят внимание». Выяснилось, что в коробке лежал микроскоп, который ему «дали за ударную работу». Вместе с сыном-пятиклассником Андрей принялся увлеченно разглядывать микробов. Зоя тоже заинтересовалась прибором, но, как ни вглядывалась, никаких микробов не увидела.

С этого дня жизнь Андрея Ерина изменилась. В нем проснулся пытливый ученый, который мечтал проникнуть в тайны мироздания. «Вдвоем с сыном часами сидели они у микроскопа, исследовали» образцы воды из колодца, питьевого ведра, дождя, лужи. Ерин все чаще задавался вопросом: «Как же побороть ненавистных микробов?»

Серьезным ударом для него стала новость, что микробы есть и в крови – маленькие, кругленькие, «друг за дружкой гоняются». Он не понимал, почему ученые до сих пор не поделились с народом этой важной информацией. Андрей решил бороться с микробами своими методами: тонкой проволокой, электрическим током.

Однажды к Ерину зашел его коллега Сергей Куликов. Будучи под хмельком, он принялся расхваливать доморощенного ученого, которому, если нужно, и «золотой памятник» отольют, и на весь мир прославят.

Зое было лестно слушать такие речи о муже, но она все же поворчала, что лучше бы на работе пылесос выдали, а не микроскоп. Куликов был озадачен – никто никому ничего не выдавал. Так Зоя поняла, что микроскоп был куплен на «потерянные» деньги.

Опасаясь мести жены, Андрей в этот вечер ночевал у Куликова и страшно напился. Вернувшись домой на следующий день, он узнал, что Зоя отвезла микроскоп в комиссионку. Ерин наказал сыну, чтобы тот никогда не пил, а занимался наукой.

Бактерии атакуют!

Ерин-старший все вечера напролет смотрел в микроскоп и видел там бактерий в большом количестве. Он исследовал все, что только можно: обычную и дождевую воду, уличную грязь и даже кровь. Его «научные» изыскания позволили сделать вывод: бактерии везде! И ученые скрывают от людей страшную тайну: бактерии не позволяют жить человеку положенные ему 160 лет.

В этом месте герой начинает раздумывать над тем, как бы очистить атмосферу от паразитов. Это достаточно интересное повествование, которое ведет В. М. Шукшин. «Микроскоп», краткое содержание которого, надеемся, передает определенное настроение, заставляет замирать сердце читателя. Последний спрашивает себя: «А что же будет дальше?».

Микроскоп

В один из дней Андрей приносит домой микроскоп, вернее, коробку с ним, говорит, что ему дали на заводе премию за ударный труд. Жена посетовала: «Жаль, что не пылесос». Отныне и вовеки приспособление для научных поисков становится центром притяжения всей семьи. Даже супругу разбирает любопытство: что они (отец и сын) высматривают в этой штуковине?

Что преподносит читателю В. М. Шукшин? «Микроскоп» — фантастически-реалистическое сочинение, которое правдиво описывает характеры людей.

Разоблачение

Нежданно-негаданно в доме появляется сослуживец Андрея – Серега. Он пьян в стельку, громко кричит на всю избу, что тоже желает смотреть на микробы. Слава Андрея как ученого разнеслась по всему селу. Жене приятно, что ее Ерин становится популярным человеком. Но тут она говорит о своем сожалении, что премии на заводе выдаются исключительно микроскопами, а не пылесосами. Сергей, которого не успел предупредить Андрей, сделал большие глаза и спросил: «Какие премии?». Жена все поняла, но решила вкратце пересказать коллеге мужа историю Андрея.

Конечно, был скандал. Друзья ушли пить. Промотали они 20 рублей – Андрей явился домой только к обеду следующего дня. Жена поехала сдавать микроскоп в комиссионку. Аппарата, естественно, уже дома не будет, зато у детей появятся новые шубки к зиме.

Что хотел показать нам В. М. Шукшин? «Микроскоп», краткое содержание которого вызывает лишь улыбку, неожиданно заканчивается на моральной ноте. Герой говорит своему сыну, чтобы он учился. Будучи грамотным, он сможет прожить более содержательную жизнь, чем его отец.

“Микроскоп”, анализ рассказа Шукшина

Жанровые особенности

Рассказ “Микроскоп” – это изложенная в одном эпизоде, занимающем всего две недели, судьба человека. По классификации Шукшина, это “рассказ-судьба”.

Проблематика

В рассказе поднимается философская проблема цели и смысла жизни. Основная мысль рассказа в том, что жизнь без цели пуста, это вообще не жизнь. Другие проблемы – взаимопонимание между людьми и отношения в семье, нравственная проблема человеческого достоинства и самоуважения.

Герои рассказа

Главный герой рассказа – Андрей

Шукшин выделяет только две портретных черты героя: желтое лицо и краснеющий от волнения нос. Нос – характерная особенность героя. Он ломаный, кривой, с горбинкой.

За это жена называет героя кривоносиком. Можно было бы подумать, что это ласковое прозвище, но, несмотря на уменьшительный суффикс, кривоносик – это ругательство. Другие ругательства жены тоже обидные и меткие. Она называет

Жена презирает мужа, считает его ничтожеством и уверена, что он не умеет шутить.

Герой мягкий, нерешительный. Он покорно выносит ругань жены, не отвечает ей, когда она дерется, а защищается подушкой и пытается ее уговорить. Он согласен на все условия жены, потому что чувствует себя виноватым: готов пешком ходить на работу, работать месяц в две смены, не пить “читушечку” после бани.

Андрей Ерин преображается, после того как приносит домой тайно купленный микроскоп, сказав, что получил его за ударную работу. Андрей был так счастлив, что “стоял и тихо светился”. А жена сравнивает его с голым задом, который светится при луне. В момент исполнения мечты Андрей получает от автора имя и фамилию.

Его характер меняется. Он суетится не виновато, как обычно, а снисходительно. Оказывается, он умеет шутить и смеяться. Став хозяин микроскопа, он чувствует себя удивительно смелым.

Теперь Андрей грубит жене: “Оглазела. Сама ты жиринка. Ветчина целая”.

Он критикует ее за то, что она найдет в кармане любую копейку, а микробов не видит. Ерин стал “крикливым хозяином в доме”. У него наладились отношения с женой, которая его зауважала, появилось общее дело с сыном-пятиклассником.

Андрей перестал пить сам и даже брезговал пьяными.

За ту неделю, пока у Андрея в доме был микроскоп, он стал главным человеком в доме. Он рассуждал о микробах, о науке, строил планы борьбы человечества с микробами. Андрей пережил потрясение, увидев в микроскоп, что микробы есть и в крови. Он пытался убивать их с помощью тонкой иглы, придумал, как уничтожать их током.

Все его идеи были далеки от науки, но Андрей стал знаменитым в селе, так что односельчане говорили о его микроскопе и учености.

Когда работающий с Андреем Сергей Куликов проговорился жене Андрея Зое о том, что никакой премии им не давали, Андрей, лишенный своей мечты, превратился в прежнего пьющего, робкого, во всем зависящего от жены человека. Он снова стал несчастным.

Жена Андрея Зоя видит смысл жизни в благополучии семьи. Она держит и мужа, и детей в ежовых рукавицах. Жена не только обзывает мужа, но и бьет его сковородником, чтобы “душеньку отвести”.

Зоя получила в рассказе имя (как бы вскользь, в скобках) только тогда, когда заинтересовалась микроскопом.

Зоя – голос многих русских женщин, вынужденных тянуть на своих плечах чудиков, похожих на Ерина. Об этом ее плач, причет, рассказывающий о тяжелой судьбе Зои, о том, что она отказывала себе и детям, копила деньги, чтобы… купить им шубки. В конце рассказа, отнеся микроскоп в комиссионный, она действительно идет за шубками.

Погрузившись в бытовые заботы, Зоя пропустила свое счастье: ее увлеченный “делом” муж снова потерял цель жизни и превратился в ничтожество. Зоя выбрала материальное – шубки для детей и пылесос.

Сюжет и композиция

Рассказ “Микроскоп” не имеет композиционного начала и конца. В первом абзаце речь идет о том, что “он” (имени или даже прозвища героя нет) на что-то решился. Из следующего абзаца становится понятно, что герой потерял 120 рублей денег и решился сказать об этом жене. Но вскоре читатель догадывается, что Андрей Ерин решился на авантюру: обманул жену, что потерял деньги, а сам купил мечту всей жизни – микроскоп.

Понимание приходит к читателю после фразы: “Андрей ждал. Наконец он решил, что – можно”.

Жизнь Андрея делится на жизнь без микроскопа и с микроскопом.

Микроскоп – смысл существования героя, он становится заголовком рассказа. Жизнь Ерина преображается благодаря микроскопу. Но читатель понимает, что микроскоп в руках героя – просто игрушка. Ерин видит в микроскоп не больше, чем его сын-пятиклассник.

Весь рассказ – это потерявшая образность метафора: Андрей буквально забивает гвозди микроскопом, просто играет с ним. Для него микроскоп – источник бурных эмоций и глубоких мыслей. Стоят ли самые важные моменты в жизни 120 рублей?

В конце рассказа Андрей вынужден снова стать “нормальным”, осознает, что нельзя тратить деньги, предназначенные на семейные нужды, потому что шубки, конечно, надо купить.

Правдива ли история, рассказанная В. М. Шукшиным?

Кто-то, прочитав «Микроскоп» (рассказ Шукшина), скажет, что это фантастика, и таких работников завода не бывает. Боимся разочаровать читателя, но такие люди существуют. Представьте, что человек волею судьбы стал тем, кем он является. Все равно кем – работником завода или машинистом поезда, но духовное начало его живо и требует какой-то пищи для своего бытия. Подобным образом и возникает такой вот чудак с микроскопом или машинист, увлекающийся книгами по истории России.

Философы-экзистенциалисты говорят, что человек может все, в том числе и преодолеть силу обстоятельств. К сожалению, это, как правило, весьма затруднительно. Особенно тогда, когда у человека появляется желание жить своей жизнью в уже зрелом возрасте. У некоторых людей самосознание созревает достаточно поздно. Человек хочет жить, духовное стремление бунтует и требует выхода, а у него уже жена, дети – полный комплект. Поэтому он ищет спасения в вине, но не находит.

В. М. Шукшин («Микроскоп», содержание которого было нами рассмотрено чуть раньше) заставляет нас анализировать моральную сторону рассказа. Не зря писатель решил рассказать о рядовом человеке. Он старался показать, с одной стороны, комичность положения такого героя, а с другой – трагичность. Нет ничего смешного в сломанной судьбе и разбитых мечтах. Шукшин не прихоти ради избирает такого героя, он старается обратить внимание читателя на обычного, рядового, ничем не примечательного человека для того, чтобы напомнить нам афоризм И. В. Гете: «Каждый человек – это целый мир, который с ним рождается и с ним умирает. Под каждой могильной плитой лежит всемирная история».

Полный вариант рассказа, который написал Шукшин («Микроскоп»), рекомендуется к прочтению и взрослым, и школьникам. Тем более что он небольшой. Его можно осилить минут за десять.

Источник

Анализ 2

Произведение «Микроскоп» Шукшина впервые было опубликовано в 11-м номере «Сельской молодежи» в 1969 году.

За жанром это реалистический рассказ, действие которого происходит в простой рабочей семье. Этот, за определением автора, «рассказ-судьба» в одном эпизоде из жизни главного героя раскрывает всю его нелегкую судьбу.

В рассказе поднимаются проблемы взаимоотношения между людьми и в семье, долга и чести, человеческого достоинства. Но главной мыслью произведения есть мысль о смысле жизни человека, что без определенной цели человек не может нормально жить. В этом заключается идея рассказа.

Андрей Ерин, главный герой произведения, работает столяром. У него мягкий характер, он нерешителен в своих поступках. Автор как бы разделяет его жизнь на период до приобретения микроскопа и период, когда он принес в дом микроскоп.

Андрей привык к вечной ругани жены, которая считала его неудачником и всячески обзывала, он не мог сопротивляться и защищаться от этих вечных упреков. Но была у Андрея одна мечта – приобрести микроскоп. Он долго вынашивал эту мечту в своих планах, и наконец решил обмануть жену и купил микроскоп, объяснив ей эту покупку тем, что на работе выдали премию.

Микроскоп принес изменения не только в ежедневную жизнь Андрея, но и в его характер. Он полностью преобразился, стал увереннее в себе, смело давал отпор жене, чем вызвал ее уважение, он даже перестал пить. Вместе с микроскопом он приобрел счастье и стал главным в доме человеком, которого зауважали.

Читая рассказ мы понимаем, что этот микроскоп совершенно не нужен Андрею, что эти деньги, которых вечно не хватало в семье, лучше было бы потратить на одежду детям. Но вместе с Андреем мы радуемся его недолгому счастью, и когда жена от сотрудника мужа узнает, что никакой премии ему не давали, мы с грустью видим, как меняется Андрей и стает несчастливым. Микроскоп сдают в комиссионку, а он снова запил, утратил интерес к жизни и стал робким, полностью зависящим от жены. Он утратил цель в жизни.

В образе жены главного героя Зои автор отобразил жизнь простых русских женщин, которые на своих плечах выносят все тяготы повседневной жизни, в которых вечно недостает денег на нормальное существование. Ее можно понять, ведь она копила эти деньги, истраченные на микроскоп, чтобы одеть детей. В конце рассказа Зоя таки покупает детям шубки. Она выбирает материальное, а не духовное, чем жил ее муж. Так и не смогла Зоя понять мужа, а если бы поняла, то и жизнь в доме была бы лучше.

Потеря 120 рублей

Начинается все с того, что главный герой – Андрей Ерин – решается. Правда, на что именно, не совсем ясно, так как первые строки рассказа повествуют о семейной ссоре. Герой приходит домой и говорит жене, что потерял 120 рублей (приличные деньги по тем временам). Она хватается за сковородку, он – за подушку. Сцена выяснения супружеских отношений, с одной стороны, смешная, с другой – трагичная.

Самое интересное то, что В. М. Шукшин («Микроскоп») воспроизводит в своем рассказе некоторый архетип семейной ссоры в России. Даже сейчас, когда мы думаем о живописном брачном выяснении отношений, на ум приходит сковородка как орудие в руках жены.

Далее продолжаем. И вот они бегали друг за другом, пока жена не попала Андрею по голове. Потом было решено, что наш герой отработает полтора месяца без выходных и тем самым залатает семейный бюджет. Конечно, он трудится на заводе, а где же еще?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]