Краткое содержание Аввакум Житие протопопа Аввакума для читательского дневника

  • Краткие содержания
  • /
  • Разные
  • /
  • Житие протопопа Аввакума

Личность протопопа Аввакума неразрывно связана с реформой патриарха Никона, ознаменовавшей церковный раскол. Он стал ярым противником «справы» церковных книг, изменений в церковных обрядах, догматике. Его образ использовал в своей картине художник С. Милорадович, по мотивам жития протопопа Аввакума, которое было написано им самим, снято несколько документальных и художественных фильмов. Кем же бы этот человек?

Аввакум Петров родился в 1620 году в нижегородчине в селе Григорово. Когда отроку было 15 лет его отец умер. Мать горячо любила Аввакума, уделяли много времени его христианскому воспитанию и своим благочестивым примером утвердила его в православии. В семнадцать лет, прислушавшись к её наставлениям, Аввакум женился на сироте и бесприданнице Настасье Марковне. Этот союз был счастливым, но юноша на тот момент даже не подозревал, что жена станет не только спутницей, но и помощницей в деле всей его жизни.

В двадцать два года Аввакум стал дьяконом, а через пару лет священником. Молодой и правдолюбивый, он быстро навек на себя гнев односельчан. Аввакум занимал строгую нравственную позицию, осуждал пьянство, воровство, супружескую неверность, заступался за слабых и больных. За свои убеждения ему неоднократно доставалось: его били, а один раз и вовсе попытались утопить в Волге.

Протопоп Аввакум уехал в Москву, где вступил в кружок Ревнителей Древнего Благочестия и вошел в ближайшее окружение царя Алексея Михайловича. Собираясь, «ревнители» обсуждали вопросы веры, нравственного очищения церкви. Всё чаще звучала идея о необходимости исправления богослужебных книг. Дело в том, что с момента принятия христианства в русских богослужебных книгах к тому моменту накопилось ошибки, возникающие в следствие механического переписывания. Это приводило к беспорядкам и непониманию прихожанами церковной службы. Здесь мнения «ревнителей» разошлись. Аввакум в своём житие пишет об этом так: «Мы же, задумалися, сошедшеся между собою: видим яко зима хощет быти, сердце озябло, и ноги задрожали». Ситуация осложнялась тем, что в конфликт вмешался и молодой царь Алексей.

Государство хорошо усвоило уроки Смутного Времени и стремилось контролировать и общество, и церковь. Принятие Соборного Уложения ознаменовало собой окончательное прикрепления крестьян к земле, а горожан к посадам. Кроме того, документ закреплять право государства регулировать церковные дела. По инициативе Алексея Михайловича и патриарха Никона в 1653 году началась церковная реформа. Книги надлежало переписать по греческим образцам, изменения внесли в церковные обряды и быт. По всей Руси начался слом церкви. Никон лично заменил двуперстное знамение на трехперстное, чем разрушил символ с детства знакомы и святой для всех жителей Руси.

Протопопа Аввакума демонстративно отказался от принятия новых обрядов, в реформе он видел намеренный отказ от национальных традиций, насильственное насаждение чужеродное культуры. В своём протрите Аввакум исходил из того, что нельзя менять фундаментальные устои жизни церкви, потому что то, что позволительно изменить хоть раз, потом можно будет изменять до бесконечности. А такая вера уже не будет незыблемой основой мировоззрения. За свои взгляды протопоп Аввакум был арестован и заключен в подземелье. Потом их с женой и маленькими детьми сослали в Тобольск, затем их отправили в Забайкалье в отряд воеводы Афанасия Пашкова. В этом походе Аввакум должен был исполнять обязанности полкового священника. За семь лет скитаний его семья прошла через голод, болезни и многочисленные издевательство воеводы Пашкова. Двое маленьких сыновей протопопа умерли в пути.

В 1663 году Аввакуму наконец разрешили вернуться в Москву. Царь призывал его отречься от своих убеждений, но скиталец оставался непреклонен. В реформе Аввакум видел опасность попадания церкви в руки государства.

В конце концов в 1667 году снова сослали вместе с его сподвижниками в Сибирь и заточили в тюрьме. Там он пишет свой труд «Житие протопопа Аввакума им самим написанное».

В 1682 году Аввакума и его союзников заживо сожгли. Но его голос уже был услышан, его поддержали многие в русской церкви, эту часть русского общества церковь назвала раскольниками, государство объявило их вне закона.

Житие протопопа Аввакума – это пример того, как надо отстаивать правду, как научиться стоять на своем, не боясь быть отвергнутым обществом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]