«Князь Мышкин — выродок даже среди высоких людей Достоевского»Как и за что критики ругали роман «Идиот»


Что Достоевский задумал

Роман не сразу и нелегко давался писателю. А потом был неоднозначно принят читателями его современности. У Федора Михайловича был художественный талант предсказателя. И он одним из первых смог многие вещи увидеть, описать, предупредить людей. Но, увы, его предупреждения не заметили.

В августе 1867 года Федор Михайлович пишет своему другу Майкову, что роман есть, но черного на белом еще мало. То есть замысел есть, но пока мало написано. Он появился, еще когда Достоевский писал «Преступление и наказание». Но тот роман, который мы знаем, получился только с третьей попытки. Достоевский взял аванс в 4,5 тысячи рублей в редакции и надеялся закончить произведение к концу 1867 года. Однако этого не получилось.

Достоевский, будучи за границей, пытался оценить состояние русского общества. По газетам он заметил, что участились случаи странных убийств. Например, убийство ювелира миллионером, дело Улицкого. И для Федора Михайловича тема убийства в романе «Идиот» не на последнем месте. Достоевский приходит к ужасному выводу, что русское общество больно. И у него появляются два вопроса: действительно ли сохранил русский народ православие? И готов ли этот народ ко второму пришествию Христа? И тут возникает проблема – можно ли в искусстве изобразить Христа?

РУСТЬЮТОРС

КНЯЗЬ МЫШКИН

— герой романа Ф.М.Достоевского «Идиот» (1867-1869). В романе «Идиот» Достоевский подводил итог многим своим размышлениям о христианстве, о личности Христа и судьбе его учения в миру. «Главная мысль романа, — писал Достоевский, — изобразить положительно прекрасного человека». Перечисляя лучшие образцы мировой литературы, на которые он ориентировался, Достоевский говорит, что единственное «положительно прекрасное лицо» для него Христос. И еще Дон Кихот, но он прекрасен потому, что в то же время и смешон, отчего «является сострадание к осмеянному и не знающему себе цены прекрасному».

Слово «идиот», по В.Далю, означает «малоумный, неосмысленный от рожденья, тупой, убогий, юродивый». Достоевский наделил М. той «неосмысленностью от рожденья», от которой князь лечился в Швейцарии у доктора Шнейдера. Он появился в России без гроша в кармане, не зная, где будет жить, но с огромным любопытством к стране, где родился. Каждому встречному он открыт как ребенок и радостно готов принять все, что мир ему покажет. При этом М. полон своих серьезных мыслей и не знает, кому можно их изложить. Первый, кому он излагает свои впечатления о смертной казни и убежденность, что убивать за убийство нельзя, — это лакей в доме генерала Епанчина. М. принимает этого «человека» за человека и тем совсем сбивает того с толку. Князь угадывает всех персонажей романа, насквозь видя их нутро, их замыслы, но не планируя никакой собственной роли в их судьбах, никакой корысти. Все возникает как бы само собой. М. видит людей разобщенных, разъединенных — его роль в том, чтобы соединить то, что разъединено, воскресить человеческие души, повернуть людей друг к другу. Каждый раз он апологет чужой души и ее целитель.

Но вылечить эти души невозможно — обстоятельства реальной жизни сильнее князя, и, сам того не желая, он каждый раз лишь провоцирует катастрофы. Его простодушие и доброта лишь повод к раздорам в обществе, где корысть и собственничество составляют первооснову. Его способность сострадать поначалу озадачивает, вызывает у всех подозрительность и неверие, а потом становится для князя подлинным несчастьем, потому что в путанице и хаосе различных ситуаций он приходит к мысли, что «сострадание есть главный закон бытия», и отказаться от этой мысли уже не может.

Князь М. уверовал в эту истину, в которую не верит никто. Страдают по-своему все — не сострадает, однако, никто. Каждый жаждет участия и помощи, но помочь другому не умеет.

Еще в Швейцарии М. понял, что ему хорошо только с детьми: «Через детей душа лечится…» Но в романе «Идиот» нет детей, лишь тринадцатилетний Коля Иволгин (который, кстати, понимает о происходящем больше взрослых). Достоевский отказался от мысли описать «детский клуб», возникающий около князя. «Князь в деле», «тверд в деле» — это осталось вне пределов романа. Никакого «дела» у князя нет. Его «делом» становится жизнь Настасьи Филипповны, Аглаи, Ипполита. Дар проницательности позволяет князю в каждом из этих очень разных персонажей разглядеть ребенка, и каждый такой ребенок становится мучителем князя, потому что давно вырос и захвачен своими страстями и болезнями. «О, какой же вы маленький ребенок, Лизавета Прокофьевна!» — обращается М. к генеральше Епанчинои, та соглашается, а потом вконец умучивает князя своими родительскими заботами. Конечно же, дитя и Аглая, но это ребенок вздорный, капризный, балованный. Большая часть романа посвящена Ипполиту, чахоточному юноше, который хочет «объясниться» с человечеством перед смертью, пытается застрелиться, пишет «Объяснение» и т.п. М. и тут понимает самую суть: Ипполит одинок, измучен своими комплексами и жаждет простого человеческого участия.

Самая большая, непоправимая беда для князя — это Настасья Филипповна, лицо которой, впервые увиденное на портрете, поразило его соединением страдания и гордости. Страдания Настасьи Филипповны становятся для М. мукой и ужасом — он не знает, как их лечить.

Действие романа происходит на Гороховой, на Песках, то в Павловске, то на Петроградской, оно возбуждается атмосферой странного города. Петербург приобретает как бы свою власть над людьми и, в частности, над М., но это уже не та власть, которую имел город над Мечтателем в «Белых ночах». Та власть полна поэзии и юного очарования. Теперь перед нами другой город, вернее, тот же, но в другое время. Он уже не отделен от мира, связан с Европой железной дорогой. И то, что называют западной цивилизацией, причудливо отражается в российском зеркале. В набросках к «Идиоту» на каждой странице преступление, деньги, продажа, карьера, суд и т.д. Все это выглядит путаной, рукой безумца рисуемой картиной. Одно страшное лицо возникает, тут же стирается, закрывается другим лицом, фигурой, только рукой, только глазом, но и в этом глазе — та же страсть, тот же ужас. По ходу создания романа прояснялся сюжет, и в центре его возник невероятный женский облик. Он и поразил князя. Его, как слабого ребенка, затянула круговерть человеческих отношений, в центре которых — Настасья Филипповна. Он увидел ее, и теперь, о чем бы он ни думал, он живет только Настасьей Филипповной. Они, не сходясь, уже сошлись — у них общее одиночество и высота духовности. Достоевский пишет в записной книжке: «Любовь христианская — Князь». И трижды помечает на полях черновиков: «Князь Христос». М. наделен даром «высшей любви», лишенной расчетливости. Но эта «высшая любовь» князя, который невинен и не знает женщин, превращается в муку для Настасьи Филипповны. Женщина знала (еще девочкой узнала) оскорбительную страсть развратного Тоцкого, потом она узнала страсть Рогожина, думавшего купить ее за сто тысяч. В князе она впервые «человека увидела». Увидела — и полюбила, хотя и таит это до времени. А князь ничего не таит, «ему бы только любить». Поцеловать портрет Настасьи Филипповны для него — абсолютное, полное выражение чувства, не ждущего большей полноты. С точки зрения обыкновенных людей, это идеализм, бесплатное рыцарство. Последнее подметила Аглая, прямо адресовав М. стихи о «рыцаре бедном».

«Что-то тяжелое и неприятное как бы уязвило князя», когда он услышал это чтение. Его «высшая любовь» стала предметом восхищения, но вместе с тем и осмеяния. Аглая вторглась туда, где никому нет места, и нарушила то, что нарушать нельзя. Вторжение Аглаи в интимную жизнь князя становится роковым: М. запутывается и в конце концов уже не знает, не может сказать, кого он любит, Аглаю или Настасью Филипповну. Он приходит к тому, что любит обеих; помимо воли князь сталкивает двух женщин в жестоком поединке.

А потом князь М. окончательно запутывается — утешает Настасью Филипповну, покорно становится ее женихом, внешне спокойно принимает известие, что та убежала с Рогожиным, по всему городу ищет Настасью Филипповну и Рогожина, собственно, уже зная, что случилось. Рассудок князя не выдержал всего, что пришлось ему увидеть и пережить в России, — «князь попал опять за границу, в швейцарское заведение Шнейдера».

На русской сцене в инсценировках «Идиота» выступали крупнейшие мастера театра. В 1899 году в Малом театре М. играл Н.И.Васильев, а в Александрийском Р.Б.Аполлон-ский. Знаменитым исполнителем этой роли был Н.Н.Ходотов. В 1957 г. благодаря И.М.Смоктуновскому большим событием стал спектакль БДТ (постановка Г.А.Товстоногова). В 1958 г. в спектакле, поставленном А.И.Ремизовой в театре им. Вахтангова, князя М. сыграл Н.О.Гриценко.

Среди многочисленных экранизаций романа выделяются фильмы А.Куросавы (1951) и И.А.Пырьева, в которых роль М. исполняли соответственно Р.Симура и Ю.В.Яковлев. М. был одной из первых киноролей Ж.Филипа (1946).

Н.А.Крымом

Неожиданный отклик образ князя М. нашел в Англии. В 1981 г. Кэтрин Мэнсфилд (1888-1923), писательница новозеландского происхождения, пишет свой лучший рассказ «Je Ne Parle Pas Francais» (Я не говорю по-французски), который называет своей «данью Любви». Для Мэнсфилд ее героиня Мышка, названная так, по всей видимости, не без влияния Ф.М.Достоевского, воплощает в себе идеал чистой любви и, возможно, музу поэзии. А в 1970-х гг. на этот образ как бы эхом откликнулся один из самых значительных английских писателей нашего времени, Джон Фаулз, создавший в романе «Башня из черного дерева» образ художницы Дианы, которую главный герой называет попеременно то Мышью, то Музой.

Л.И.Володарская

Аллюзии с Евангелием

В литературе можно изобразить Христа только такого, как в Евангелии. Нельзя в его уста вложить ни единого слова, которого там нет, потому что это будет уже Лжехристос. Достоевский это прекрасно понимает, и тогда пытается изобразить положительно прекрасного человека. Это и будет князь Мышкин – идиот скорее в греческом смысле слова, то есть наивный и сердечный человек, мирянин, но и не только.

С первых двух попыток у писателя не получается то, что он хочет. Не выходит еще знакомый нам князь Мышкин. Достоевский пытается из человека гордого, как Раскольников, сделать человека смиренного. Этого не выходит, и тогда в третьей редакции романа автор уже изначально задумывает изобразить человека кроткого, смиренного, такого, каким был Спаситель. С самого начала романа много аллюзий с Евангелием. Много параллелей между ним и главным героем. Даже его имя: князь – значит власть, а фамилия Мышкин – кротость. То, что было у Христа: он и бог, и человек.

Начало повествования происходит в 9 утра. Это третий час, согласно Евангелию от Марка, когда был распят Христос. У Достоевского ни одна деталь не бывает случайной. Значит, начинается распятие Христа или того, кто его олицетворяет.

Цитаты

Высказывания князя Мышкина стали афоризмами.

«Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества».

«Меня тоже за идиота считают все почему-то, я действительно был так болен когда-то, что тогда и похож был на идиота; но какой же я идиот теперь, когда я сам понимаю, что меня считают за идиота?»

«Знаете, я не понимаю, как можно проходить мимо дерева и не быть счастливым, что видишь его?»

«От детей ничего не надо утаивать, под предлогом, что они маленькие и что им рано знать. Какая грустная и несчастная мысль! И как хорошо сами дети подмечают, что отцы считают их слишком маленькими и ничего не понимающими, тогда как они все понимают».

«Этот человек был раз взведен, вместе с другими, на эшафот, и ему прочитан был приговор смертной казни расстрелянием за политическое преступление. Минут через двадцать прочтено было и помилование, и назначена другая степень наказания; но однако же в промежутке между двумя приговорами, двадцать минут или по крайней мере четверть часа, он прожил под несомненным убеждением, что через несколько минут он вдруг умрет».

«У всех нас есть возможность оценить, сколько времени мы потеряли безвозвратно в нашей жизни. И часто откуда-то из глубины сознания приходит мысль: уже поздно что-то менять, времени почти нет».

Образ князя Мышкина Льва Николаевича

Внешне князь напоминает Христа: «… роста немного повыше среднего, очень белокур, густоволос, со впалыми щеками…»; «Глаза его были большие, голубые и пристальные; во взгляде их было что-то тихое, но тяжелое…». Князь одет в плащ с капюшоном и без гроша в кармане. На ногах какие-то необычные башмаки. Он как будто из другого мира. И каждый персонаж романа видит, что князь Мышкин не от мира сего, он блаженный или, как говорят в простонародье, идиот. Он исполняет все девять заповедей блаженства. И все возлагают ту или иную надежду на некоторую его помощь.

Внешнее описание

Льву Николаевичу Мышкину было двадцать шесть лет. Выглядел он на свой возраст. Рост его был выше среднего. Волосы были густые и белокурые. Мышкин имел маленькую бородку беловатого оттенка. Лицо героя было приятное, хотя и было бледным, как бы бесцветным. Глаза были большие и голубые, они имели странное выражение. Именно глаза говорили о «падучей болезни» (эпилепсии) Мышкина.

Герой был в поношенном, хотя и ловко сшитом пиджаке, на голове его была шляпа, а с собой был узелок со всем его дорожным состоянием. На ногах – башмаки с толстой подошвой. Автор, давая портретную характеристику, о.

Сам Мышкин, оценивая свою внешность, отмечал, что он некрасив и «дурен».

Князь Мышкин приезжает в Петербург

Итак, Лев Николаевич приезжает в Петербург и, поскольку родственников у него в городе нет, он направляется к генералу Епанчину, так как генеральша его дальняя родственница. Достоевский это устраивает, потому что ему нужно показать русское общество в срезе, начиная с верхов. Как известно, рыба гниет с головы. Попадает он в то время, когда генерал Епанчин собирается породниться с Тоцким. Они хотят объединить свои капиталы, делать общее дело. И тема денег и отношения к ним в романе одна из центральных. Генерал собирается выдать замуж за Тоцкого одну из своих дочерей. Но есть одна преграда. У барина Тоцкого на воспитании была одна девочка, он взял ее к себе, когда ей было семь лет, воспитывал в деревне, а когда ей исполнилось 16, превратил ее в свою наложницу. Теперь ему нужно избавиться от Настасьи Филипповны, чтобы жениться на Александре.

Сюжет


Внешность князя Мышкина
Князь Лев Мышкин проходит четырехлетнее лечение в швейцарской психиатрической клинике, после чего возвращается домой, в Петербург. В поезде герой сводит знакомство с неким Рогожиным, купеческим сыном и обладателем громадного состояния, которое досталось тому после смерти отца.

Прибыв в город, князь останавливается в доме дальних родственников Епанчиных. У генерала Епанчина есть супруга и три молодые дочери, а еще секретарь Ганя Иволгин. Этот Ганя собирается жениться. Будущая жена Гани — Настасья Филипповна Барашкова, женщина со сложной судьбой и характером.

В семь лет героиня потеряла родителей и оказалась под опекой в доме некоего господина Тоцкого, который сделал из девушки любовницу и содержанку, когда той было только четырнадцать. Теперь Настасья Филипповна мнит себя падшей женщиной и сводит с ума окружающих мужчин. Ганя хочет жениться на героине, потому что господин Тоцкий выплатит той щедрые отступные.


Настасья Филипповна Барашкова

Князь Мышкин также проникается интересом к Настасье Филипповне и влюбляется в героиню. В князя при этом влюбляется дочка генерала Епанчина Аглая, которая считает Настасью соперницей и собирается бороться с той за любовь Мышкина.

Сам князь – человек с тонкой душевной организацией. Герой пробуждает в окружающих лучшие чувства, но сам при этом не в состоянии ничего изменить к лучшему. В конечном счете Настасью Филипповну на почве ревности убивает Рогожин, тот, с которым князь познакомился в поезде. А сам Мышкин, не вынеся эмоционального напряжения, снова лишается рассудка и отправляется назад в Швейцарию, в психиатрическую клинику.


Рогожин и Мышкин

Внешне герой выглядит как молодой мужчина лет 26-27, чуть выше среднего роста, худой, с густыми белокурыми волосами, большими внимательными голубыми глазами и тонким, но бесцветным лицом. Подбородок князя украшает маленькая острая бородка.

Откуда князь Мышкин узнал о Настасье Филипповне и как проходит их знакомство

Еще по пути в Петербург Мышкин в поезде знакомится с Рогожиным. И роман начинается с разговора о Настасье Филипповне. Заканчивается он тоже разговором князя и Рогожина уже об убитой девушке. Композиция произведения закольцована.

Итак, князь Мышкин сначала услышал о Настасье Филипповне, потом у Епанчиных увидел ее портрет. Интересна троекратная оценка им портрета. Сначала он увидел и поразился красоте, затем почувствовал страдание, в третий раз взглянул, и уже выразилось чувство жалости.

Когда Лев Николаевич встречается с девушкой, у них происходит странный разговор, они как будто узнают друг друга, хотя они не могли видеться ранее. Между ними устанавливается особая связь, не столько эмпирическая, сколько метафизическая. Это словно души, которые встречались в раю, а теперь не узнают друг друга, но что-то чувствуют.

Настасья Филипповна грешница, но грешница-мученица, потому что не по своей воле таковою стала. Ее такой сделали, и она не смирилась. Она не сочувствующая миру, как Соня Мармеладова, она гордая и именно поэтому погибла.

Мышкина в романе воспринимают как ребенка. Его душа сохранила детство. И для него важен этот покой в его сердце. Он единственный чистый человек в этом обществе. Общество больно. Для них важны не этические, нравственные понятия, а только благосостояние, жажда наживы и богатства любыми путями. И два относительно чистых человека в романе – это Лев Николаевич и Настасья Филипповна.

Почему Настасью Филипповну не спас Мышкин

Князь хочет спасти Настасью Филипповну. Но он никак не приспособлен к жизни в этом мире и в самом начале романа признается в этом Епанчину. По сути, он младенец, которому еще нужно учиться жить, а тут получается, что нужно бороться за человека. Мышкин блаженный до того времени, пока не решает жениться на Настасье Филипповне. Он осознанно переходит из категории блаженного в другую категорию – в сей мир. Он делает предложение тогда, когда может быть соперником Рогожину. Из романа мы знаем, кто оставил князю Мышкину наследство. Это была его тетя, миллионерша. И теперь Рогожин в финансовом плане уступает Мышкину, но Настасья Филипповна из гордости не принимает жертву, она знает, что князь любит не ее. Она ощущает, что он ее жалеет, и не может принять такую жертву. Он любит Аглаю, а Настасья Филипповна полюбила Мышкина. И вот ее жертва основана не на жалости, а на любви. Она не спасает с ним себя, чтобы не обрекать его на жизнь с нелюбимой женщиной, то есть на страдания.

Достоевский, когда писал роман, замечал, что для него самое главное – финал. Он был задуман уже изначально. И смысл романа раскрывается только в нем. Но концовка романа — не в убийстве Рогожиным Настасьи Филипповны, а в той жертве, которую она не принимает. Вот и ответ на вопрос: почему Лев Николаевич не смог спасти Настасью Филипповну. Его жертва была основана на жалости. Если один человек спасает другого, но его жертва основана не на любви, то спасения не будет. Два побратима, Мышкин и Рогожин, пытаются спасти одну женщину, но не могут. Потому что и сострадание не спасает, и страсть тоже.

Обратное влияние

Невозможно отрицать и обратное влияние «светского мира» на жизнь князя. Да, он хочет быть — и без сомнения является! – тем стержнем, равновесом, способным раскрыть, упорядочить, примирить и облагородить, но вместе с тем насыщенная, полная событий жизнь захватывает и его. Он жаждет её и на какое-то время, пусть и совсем короткое, становится её активным участником. Так, трогательные, теплые и полные лиризма отношения между князем и Аглаей перерастают в нечто большее – «мало-помалу он становился ужасно счастлив», оставляя позади свои давешние страхи и сомнения, и на минуту кажется – вот оно долгожданное спасение! Но помолвке не суждено было случиться…

И дело не в падучей болезни князя, не в Настасье Филипповне, не в Рогожине и не в безмерном желании его спасти всех и вся, вернее – в них, но они – лишь верхушка айсберга. Под тёмной толщею воды скрывается иное – невозможность предать свою суть, а значит и изменить судьбу. Как не мог князь Лев Николаевич (к вопросу о том, как звали князя Мышкина) изменить мир вокруг, так и мир не мог изменить его. Осознавал ли князь это? Да. Оказавшись в самом центре запутанных хитросплетений и роковых страстей, он понимает, что гибель всех тех, с кем связала его судьба, и его самого неминуема. Всё, что он может – преклониться перед их страданиями, смириться перед судьбой – Божьим замыслом, как истинно правильным, и самоотверженно разделить с ними их участь – возможно, это хоть немного облегчит мучения. Невыносимые мытарства, душевные терзания и смерть, с одной стороны, создают сгущенную атмосферу безысходности, а с другой – являются необходимыми, ибо только они ведут к познанию Бога, Воскресения и бессмертия. И здесь чувствуется как непередаваемая радость, умиление и воодушевление – вот она непостижимая истина! – так и глубокая и, можно сказать, возвышенная мука. Антихрист с Богом борется, и извечное поле битвы – души людей…

Спас ли кого-нибудь в романе Лев Николаевич

В романе положительность князя Мышкина в том, что он совершенный герой. С первых минут своего появления он удивляет всех, с кем общается, своей искренностью, открытостью, правдивостью и готовностью прийти на помощь. Хоть и желание помочь не всесильно, и исследователи и читатели часто упрекают Мышкина в том, что он никого не спас. Хотя это не совсем так. Мышкин спас швейцарскую девушку Мари. Он восстановил добро в сердцах детей. После встречи с ним меняется Ганя Иволгин, становится другим. И, наконец, у князя появляется верный последователь – Коля Иволгин.

Лев Николаевич Мышкин, конечно, не идеален. Он чувствует угрызения совести за то, что не всегда думает о людях хорошо. Вот, собственно, и все его грехи. И в конце он возвращается туда, откуда приехал – в лечебницу. Снова аллюзия с Христом. Оба вернулись в свой рай, непонятые, преданные людьми.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]