- Краткие содержания
- Оперы и балет (либретто)
- Римский-Корсаков — Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
Все начинается с рассказа, где живет девушка по имени Февронья. Когда она начинает петь, то все птицы слетаются из разных мест к ней для того чтобы не только подпеть ей, но и послушать ее чудный, тонкий и очень красивый голосок. Но и это еще не все, сюда также прибегают все звери, которые постоянно живут в лесу.
И вот однажды сюда забрел один юноша, который вместе со своей группой охотников ходили в лес. Когда он увидел эту прекрасную девушку, то сначала принял ее за лесного духа, которая прибыла сюда для того чтобы выведать у зверей все что происходит в лесу. Вот только Февронья сразу же все поняла и поспешила сначала накормить гостя, а потом уже спрашивать что с ним произошло.
После этого парень уже не считал ее лесным духом, ведь он мог не только видеть ее, но еще и притронуться к ней. Они еще путем не познакомились, а парень уже предлагает ей стать его женой и жить с ним до конца его дней. Девушка сначала не собиралась соглашаться, ведь еще неизвестно по чьей инициативе он прибыл сюда и что ему тут нужно. Но когда все выяснила, то сразу же согласилась. Как только он услышал, что в рог трубят, то сразу же поспешил убежать. А когда девушка пришла в себя, то перед ней находились те самые охотники, которые поняли, что один из них пропал и они решили вернуться и отыскать его, а потом уже всем вместе вернуться домой. И только после этого Февронья поняла и узнала, как же зовут ее будущего мужа. Оказывается, его зовут Всеволод.
Дальше действия переносятся на торговую площадь, где собрался практически весь народ. А все, потому что совсем скоро сюда должен подъехать поезд, в котором находится невеста и жених, а потом они вместе с гостями отправятся в Китеж.
Среди них находится медведчик, который прекрасно умеет играть на дудке, а еще и показывать медведя. Гусляр при помощи гуслей поет разные песни, но в основном здесь встречаются грустные песни. Богатые люди не знают, куда девать свои деньги и поэтому готовы отдать их все Гришке, который уже пьян, но все равно просит у всех, чтобы еще больше напиться и с радостью встретить жениха и невесту.
И вот поезд приближается и все гости уже готовы. Но вместо жениха и невесты оттуда появляются татары, которые всегда наносят всем жителям только ущерб и убивают огромное количество людей. Все гости начали прятаться, кто куда успеет, а тех, кого найдут, сразу же приговаривали к смерти. Среди таких горожан оказалась и Февронья. Вот только убивать ее никто не собирался, ведь она еще могла им пригодиться. Да и красоту у девушки не у каждой можно отыскать. Больше всего на свете им нужно было попасть в тот самый город Китеж, вот только ни один из жителей не раскрывает им тайны, все кроме Гришки, который за бутылку может продать даже себя.
А теперь все действия переносятся в тот самый город Китеж, куда и направляются татары вместе с Февроньей. Федор собрав всех людей на площади о том, что именно Февронья не только рассказала, где находится данный город, но и согласилась их проводить сюда и совсем скоро они все окажутся здесь. На защиту города встает весь народ и во главе выступает Всеволод. И словно в сказке, начинают звонить колокола, и на город опускается туман и его практически становится не видно.
Татары победили всех воинов, вот только самого города не видят и тогда они поняли, что Гришка их обманул, и решили его наказать. Они привязали его к дереву и оставили до утра. Девушке было очень сильно жалко князя. А Гришка просит развязать его, иначе он всем расскажет, что все воины погибли только из-за нее. Когда Февронья его развязала, он схватил ее за руку и повел в лес. Неожиданно по всему лесу начинаются различные и очень страшные видения, от которых Гришка убегает. Февронья ложиться на траву и слышит пение птиц, а вокруг нее расцветают цветы. А за ними появляется и Всеволод. Теперь молодые жених и невеста навсегда смогут быть рядом, и никто не сможет их разлучить.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Оперы. Все произведения
- Балет Ромео и Джульетта
- Беллини — Норма
- Бородин — Князь Игорь
- Вагнер — Валькирия
- Вагнер — Гибель богов
- Вагнер — Золото Рейна
- Вагнер — Летучий голландец
- Вагнер — Лоэнгрин
- Вагнер — Тангейзер
- Вебер — Вольный стрелок
- Верди — Аида
- Верди — Бал-маскарад
- Верди — Дон Карлос
- Верди — Зигфрид
- Верди — Луиза Миллер
- Верди — Макбет
- Верди — Набукко
- Верди — Риголетто
- Верди — Травиата
- Верди — Трубадур
- Верди — Фальстаф
- Гендель — Оттон
- Гершвин — Порги и бесс
- Глинка — Иван Сусанин (Жизнь за царя)
- Глинка — Руслан и Людмила
- Глюк — Орфей и Эвридика
- Гуно — Фауст
- Даргомыжский — Русалка
- Доницетти — Дон Паскуале
- Доницетти — Любовный напиток
- Доницетти — Лючия ди Ламмермур
- Жизель
- Жорж Бизе — Кармен
- Иисус Христос — суперзвезда рок-опера
- Кальман — Принцесса цирка (Мистер Икс)
- Корсар
- Лебединое озеро
- Леонкавалло — Паяцы
- Масканьи — Сельская честь
- Моцарт — Волшебная флейта
- Моцарт — Дон Жуан
- Моцарт — Похищение из сераля
- Моцарт — Свадьба Фигаро
- Мусоргский — Борис Годунов
- Мусоргский — Хованщина
- Мюзикл Кошки
- Пуччини — Богема
- Пуччини — Джанни Скикки
- Пуччини — Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан)
- Пуччини — Манон Леско
- Пуччини — Принцесса Турандот
- Пуччини — Тоска
- Рахманинов — Алеко
- Римский-Корсаков — Золотой петушок
- Римский-Корсаков — Псковитянка
- Римский-Корсаков — Садко
- Римский-Корсаков — Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
- Римский-Корсаков — Снегурочка
- Римский-Корсаков — Царская невеста
- Россини — Севильский цирюльник
- Рубинштейн — Демон
- Рыбников — Юнона и Авось
- Спящая красавица
- Тристан и Изольда
- Чайковский — Евгений Онегин
- Чайковский — Иоланта
- Чайковский — Пиковая дама
- Чайковский — Чародейка
- Чайковский — Щелкунчик
Краткое содержание «Сказания о граде Китеже»
XIII в. Краткое содержание книги Читается за 7 минут
Сказание о граде Китеже представляет собою летопись — свидетельство о подлинных событиях. До сих пор рассказывает народ о Китеже с серьёзностью и строгостью подлинной веры, а «Китежский летописец» почитается как книга о святом. В прямом смысле это и есть книга о святом: основатель и мученик Китежа, князь Георгий Всеволодович, причислен православной церковью к лику святых.
Итак, письменная версия китежской легенды начинается генеалогией «святого благоверного и великого князя Георгия Всеволодовича». Суздальский князь Юрий II (1189–1237), герой злополучной битвы на реке Сити, внук Юрия Долгорукого, ведёт здесь своё происхождение от псковского князя Всеволода Мстиславича, которому, в свою очередь, приписаны не соответствующие исторической действительности факты: например, обращение из язычества в христианство. Вслед за легендарной родословной Георгия Всеволодовича, которая оканчивается 6671 (1163) г., рассказывается о его прибытии из Пскова к «благоверному и великому князю Михаилу Черниговскому» и о дружеской их встрече. Георгий Всеволодович испрашивает у князя Михаила «грамоту в Русии нашей по градом церкви божии строити, тако же и грады». Князь Михаил соглашается и предрекает князю Георгию «за сие доброе изволение мзду в день пришествия Христова». Затем, повелев написать грамоту, едет сам провожать гостя. Указан при этом 6672 (1164) год.
Князь Георгий Всеволодович, сын святого князя Всеволода — Гавриила Псковского, являлся великим храмостроителем Древней Руси. Он ездил по городам и строил церкви. Знаменательно, что храмы, построенные им, были в честь Богоматери. В Новгороде он построил церковь во имя Успения, через Псков проехал в Москву и там также воздвиг Успенскую церковь. В Ростове встретился он с Андреем Боголюбским, поставил храм в честь Богоматери и, обретя мощи просветителя Ростовской земли, епископа Леонтия, повелел Андрею Боголюбскому ехать в Муром и там заложить церковь во имя Успения. Сам же поехал в Ярославль, что на берегу Волги-реки, сел в струг и поплыл вниз по Волге. Пристав к берегу, построил там град Малый Китеж. Жители Малого Китежа молили святого князя внести в их град чудотворную Феодоровскую икону Богоматери, но «образ той не пойде с места того, ни мало не поступи», и на том месте, где осталась икона, князь построил монастырь.
От Малого Китежа начинается «сухой путь» князя Георгия.
Он переехал реку Керженец и прибыл к озеру Светлояру. Увидев, что «место то вельми прекрасно», закладывает на берегу озера град именем Большой Китеж. Копают рвы, возвдигают три церкви (церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, церковь во имя Пресвятой Богородицы Успения и церковь во имя Благовещения), дважды обмеривают будущий город в длину и в ширину, и, наконец, три года спустя город построен. Произошло это в 6676 (1167) г. Город был в длину двести сажен, а в ширину сто пятьдесят.
Выстроив его, князь Георгий возвращается в Малый Китеж и приказывает измерить расстояние между Большим Китежем и Китежем Малым. Потом, воздав хвалу Всевышнему и повелев написать книгу «Летописец», едет в родной Псков. Люди провожают его с великой честью. Благоверный же князь Георгий Всеволодович, когда приехал во град свой, много дней пребывал в молитве и посте, раздавая милостыню нищим.
Большой Китеж простоял на земле всего только семьдесят пять лет. В 6747 (1239) г. пришёл на Русь воевать нечестивый и безбожный царь Батый. Князь Георгий, уже глубокий старец, молитвой собрал рать и сразился с Батыем: была битва велика и кровопролитна. Затем князь бежал в Малый Китеж, затворился там на некоторое время, а потом, ночью, тайно, отступил с войском к Большому Китежу. Батый взял Малый Китеж, истребил всех жителей и стал искать пути в стольный град Китеж. Нашёлся изменник, Гришка Городня, или Кутерьма: не вынесши мук от татар, он повёл их к Большому Китежу «Батыевой тропой», которую доныне показывают в заволжских лесах. Батый подошёл к Большому Китежу, напал на город со своим огромным войском. Воинство князя Георгия разбито под стенами города, сам же он пал в битве четвёртого февраля.
Далее следует повествование о чуде над градом Китежем или, вернее, апология чуда: ссылками на жития святых отцов доказывается, что «невидим будет Большой Китеж даже до пришествия Христова» и что «в последние дни и времена будет сие, что грады и монастыри сокровенные будут». Сказание о Китеже знает три варианта рассказа о невидимом существовании града.
По одному преданию, Большой Китеж укрыла земля. Его церкви, соборы, святые ворота, ограды скрыты отныне в земле, там же, где они стояли до Батыева разорения. Под большим холмом находится собор Воздвижения — в этом месте долго и прилежно молятся, как перед главной китежской святыней. Китежские ворота совсем недалеко от поверхности земли, всего четверти на две: когда мужики в прежние времена пахали в этом месте, случалось, что их соха задевала за кресты.
По другой версии, град Китеж укрылся в светлых водах озера Светлояра Там, в чистой глуби, сияют его кресты, и оттуда доносится его благословенный звон. По Светлояру не ездят в лодке, грех купаться в его священных водах, грех ловить рыбу: если рыбу из Светлояра выловить, то и в Волге её не будет.
По третьей версии, град Китеж не ушёл в землю и не скрылся под водой: он стоит на тех же холмах, где стоял, так же блещут золотом восьмиконечные кресты его храмов, так же гудит успенский звон, так же крепки его стены и святые ворота, так же жив праведный люд и священнический чин — и лишь мы, по грехам нашим, не видим этого. Для нас незрим этот город, но прошедшие путь подвига и веры видят своими очами незримые нам соборы, тесные иноческие кельи.
Вслед за этой второй, апологетической частью повествование снова ненадолго возвращается к событиям и лицам историческим: говорится о «погребении честных мощей» Георгия Всеволодовича, об убиении Батыем князя Михаила Черниговского и боярина Фёдора, затем Меркурия Смоленского. Эта третья часть оканчивается указанием, что «запустение Московского царства и того Большого Китежа» было в лето 6756 (1248).
Наконец, последняя, четвёртая часть, начинающаяся словами «Аще ли же который человек обещается истинно итти в него, а не ложно», представляет собою совершенно самостоятельное, мало с предыдущим связанное рассуждение о пути подвижника в «сокровенный» Китеж. Речь идёт о духовном искусе и злых соблазнах, предшествующих вступлению в чудесный град или, как он чаще тут называется, монастырь. В конце следует славословие Богу, Богородице и всем святым.
Предыдущая
ПересказыКраткое содержание «Сказания о Соломоне и Китоврасе»
Следующая
ПересказыКраткое содержание «Девгениева деяния»
Действие 3
В Китяже князь Юрий с сыном Всеволодом собирают народ для защиты города от врага. В это время появляется слуга Федор Поярка, который присутствовал при нападении татар во время свадьбы и сообщает, что врага на город ведет Феврония. Сам же слуга держится за руку Отрака, поскольку враги ослепили Федора. Князь отправляет Отрака на колокольню Успенского собора, что бы тот находился в дозоре и сообщил о наступлении неприятеля.Вот и татары у стен града. Всеволод просит благословения отца и выступает навстречу врагу. Начинается кровавая битва, зрелищная, сопровождаемая звуками многоголосного симфонического оркестра.
Полночь. Лес. У озера повозки татар с награбленным добром и юной пленницей. Два богатыря Бурундай и Бедяй вместе с Гришкой пробираются сквозь непролазный лес и выходят на поляну. Подозревая Кутерьму в нечестности , они привязывают его к дереву. Между богатырями разгорается спор о правах на Февронию. В разгаре ссоры Бурундай убивает Бедяя топором. Татары пьют, веселятся и скоро засыпают. Бурундай берет свой трофей и приглашает Февронию сесть на ковер. Он пытается приблизить ее к себе, но будучи сильно пьян засыпает. Лагерь татар спит.
Феврония оплакивает смерть жениха. Гришка просит освободить его. Он рассказывает девушки, что именно ее обвинили в нападение на Китеж. Феврония освобождает Кутерьму от дерева, чтобы тот смог за молить свои грехи перед Богом за клевету и предательство. Негодяй пытается бежать, но го словно подкашивает и он падает не в силах двигаться.
Восход солнца, первые яркие лучи помогают Гришке подняться на ноги и он хватает Февронию и они убегают в глубь леса. Татары просыпаются и на озере появляются страшные виденья, приводящие их в ужас.Они убегают с лесной поляны.
Вновь лес погружается в ночную мглу. Феврония пробирается в растрепанной одежде по кусам и болотам, за ней еле-еле передвигая ногами следует Григорий. Он лишен разума и постоянно то ноет, то ругает девушку. Стыдясь своих грехов, Гриша убегает от Февронии, которая подает от усталости. Она в родной стихии. Птицы поют с ней красивую песню. Девушка видит призрак Всеволода. Она бежит ему навстречу, их сердца соединяются.
Красивый град Китеж. Раздается пение райских птиц Алконоста и Сирина , у княжеского крыльца единорог с серебристой шерстью и лев охраняют покои. Здесь Федор,который все видит и его помощник Отрок. Княгиню и князя приветствует народ. Князь Юрий благословляет молодых. Феврония вспоминает о несчастном Гришке, который так и остался в страшном лесу. Она пишет ему грамотку.
Произведение показывает силу русского духа, преданность своей Родине и безграничную человеческую любовь. Опера учит людей быть добрее и прощать своих недоброжелателей.
Читательский дневник.
Другие произведения автора: ← Золото Рейна↑ Опера и балетЦарская невеста →
Русская утопия
Град Китеж — символ чего-то недоступного, но желанного. Это райское место, куда праведники могут бежать от невзгод жестокого мира. Неважно, существовал ли Китеж — красивая легенда дает надежду отчаявшимся. И в прошлом на поиски благодатной земли бежали крестьяне-лапотники, и сейчас находятся фанатики, которые уходят в нижегородские леса, где прячутся от современной жизни.
Китеж — это русская утопия. Это место, где в кисельных берегах текут молочные реки. Для многих — это страна Фантазия, сказочное государство, в котором правят добро и справедливость. Самое важное в Китежской утопии то, что людям в любом случае нужен такой город. И если б не было этой легенды, они бы выдумали другую. Людям необходима вера в то, что можно убежать из этого, полного боли и отчаянья, мира. Люди нуждаются в месте, куда можно бежать. Хотя бы в мыслях. И этим местом стал священный русский град Китеж.
Константин Горбатов «Потонувший город»
Беловодье
Многие средневековые легенды повествуют о царствах Добра и Справедливости, наподобие Китежа. В этих «сокровенных местах» будто бы можно спрятаться, спастись от происков зла. Одно из таких мест — волшебная страна Беловодье. Это сказочный край, где живут мудрецы, которые даруют вечную жизнь и сокровенные знания прошлого. Согласно преданиям, страна находится где-то на Алтае.
После введения в России крепостного права многие крестьяне уходили на восток. В 17 веке на Алтай двинулись российские переселенцы. Причиной тому была не только «теснота» Центральной России и бедность, но и надежда отыскать Беловодье. Примерно в конце 18 — начале 19 века был создан «Путешественник Марка Топозерского», в котором описывалась дорога на Беловодье. «Путешественник» указывал путь через Красноярск и Китай в «Опоньское» (Японское) царство, которое лежит посреди «окиян-моря» Беловодья.
В России существуют реальные «Китежи» — города и деревни, затопленные при строительстве водохранилищ. На фото — Крохино в Вологодской области
Источник
Светлояр
Озеро Светлояр находится в Нижегородской области. Оно расположено близ села Владимирского Воскресенского района, в бассейне Люнды, притока реки Ветлуги. Длина озера — 210 метров, ширина — 175 метров, а общая площадь водного зеркала — около 12 гектаров.
До сих пор нет единого мнения, как возникло озеро. Кто-то настаивает на ледниковой теории происхождении, кто-то отстаивает карстовую гипотезу. Есть версия, что озеро возникло после падения метеорита. Само слово «Светлояр» можно перевести как «Светлое озеро».
Появление города
Единственные намеки на реальное существование Китежа можно найти в книге «Китежский летописец». По мнению ученых, эта книга была написана в конце 17 века.
Если верить ей, град Китеж построил великий русский Князь Юрий Всеволодович Владимирский в конце 12 века. Согласно легенде князь, возвращаясь из путешествия в Новгород, по пути остановился возле озера Светлояр — отдохнуть. Но толком отдохнуть ему не удалось: князь был пленен красотой тех мест. Сразу же повелел он построить на берегу озера град Большой Китеж.
Юрий Всеволодович, основатель Китежа, изображён на входе в Нижегородский Кремль
За дело принялись немедленно. Длина построенного города составила 200 саженей (прямая сажень — расстояние между концами пальцев, раскинутых в разные стороны рук, приблизительно 1,6 метра), ширина — 100. Соорудили также несколько церквей, а по случаю лучшие мастера принялись «писать образа».
Церквей много, икон тоже — что еще нужно простому русскому человеку? Город не замедлили прозвать «святым», и народ потянулся к озеру Светлый Яр.