Сочинение: Образ Стародума в пьесе «Недоросль» (Д.И. Фонвизин)


Портрет

Стародум — человек старой закалки. Он служил во время правления Петра I. Его восхищают передовые взгляды царя на воспитание молодого дворянства и преображение Российского государства. Он негативно относится к современным порядкам и людям, стремящимся к наживе и богатству, далёким от высоких моральных устоев и правил. В комедии олицетворением этих людей являются Скотинин и Простаковы.

Стародуму около 60 лет. Он дядя Софьи и её опекун. Долгое время дворянин служил царю и Отечеству, а когда вышел в отставку, поехал жить в Сибирь. Там он сумел заработать приличное состояние, которое завещал племяннице Софье.

Стародум происходит из старинного дворянского рода. Его отец служил при дворе царя Петра. Сам опекун Софьи получил достойное воспитание. В юности много занимался самообразованием, поэтому он начитан и образован.

Стародум довольно известная личность. О его старых заслугах помнят в аристократических кругах. «Я и сам имею честь знать вашего дядюшку. А, сверх того, от многих слышал об нем то, что вселило в душу мою истинное к нему почтение», — говорит Правдин Софье.

Для аристократа слова долг, совесть, честь — не пустой звук, а смысл жизни. Важность этих понятий он и пытается донести в пьесе.

Как у всех персонажей пьесы фамилия героя является «говорящей»: Стародум, т. е. думающий по-старому.

Стародум — резонер комедии «Недоросль»

Образ героя в произведении выступает выразителем авторских идей. Подтвердить это может желание Фонвизина выпустить журнал, который бы назывался «Стародум». Сделать он это захотел по прошествии некоторого времени после написания своей комедии. Однако журнал так и не вышел (был запрещен Екатериной ІІ). Противопоставляя в произведении две абсолютно разные идейные стороны, принадлежащие новому дворянству и помещикам, автор показывает еще третью, которая присутствует между ними и связана не только с родословной, обучением, а с собственным опытом героя.

Хорошего образования Стародум в детстве не получил, но был прекрасно воспитан отцом. И Фонвизин это подчеркивает: человек с правильными мыслями в голове может самостоятельно обучиться тому, что ему необходимо, а главное — стать благородной личностью.

Помимо этого, используя Стародума, писатель остро осуждает власть — Екатерину II и двор, показывая все их недочеты, подчеркивая коварство и лицемерие аристократии, некрасивую борьбу за звания, когда каждый готов переступить через другого. Фонвизин через своего героя говорит о том, что правящий монарх должен подавать пример и обладать такими качествами, как:

  • нравственность;
  • честь;
  • праведность.

Это лучшее, что может быть в человеке. А самому обществу тоже нужны перемены: необходимо изменить направление и держать путь к человечности, доброте, проявлять уважение к Родине и окружающим людям.

В наше время все еще остается актуальным вопрос, поднятый автором комедии, о том, как должна вести себя каждая отдельная личность. Ведь поведение одного индивида может сильно повлиять на общество в целом.

Кратко описанный образ героя произведения поспособствует понять основную идею автора, показать его виденье российского социума той эпохи и написать сочинение на тему «Характеристика Стародума в комедии „Недоросль“».

Характер

Стародум наделён спокойным рассудительным нравом. В юности он был горяч и вспыльчив, но со временем остепенился.

Основными чертами характера пожилого дворянина являются честность, открытость, прямодушие. С виду он кажется немного угрюмым и замкнутым.

Этот герой имеет репутацию мудрого человека. Он очень любит свою племянницу, ради которой и поехал в Сибирь, чтобы заработать для неё деньги на приданое. Дядюшка хочет найти достойного жениха для любимой племянницы. Стародум способен быстро распознать в человеке ложь, лицемерие и неискренность, поэтому он отвергает представленных госпожой Простаковой кандидатов — Митрофана и Скотинина, и отдаёт предпочтение молодому офицеру Милону.

Биография и качества характера

В качестве рупора взглядов автора, Стародум, конечно, несколько схематичен, не так колоритен и занимателен, как отрицательные герои. Но по сравнению с идеальным чиновником Правдиным и благородным офицером Милоном пожилой дворянин выглядит реалистичнее. Автор дал ему довольно сложную, противоречивую биографию, спорные качества характера, заставил рассказать о некоторых сделанных им ошибках. Так Фонвизин подчеркнул, что мысли Стародума выстраданы им, являются результатом нелёгкого опыта.

Будучи молодым офицером, герой с горечью убедился, что далеко не все его сослуживцы считают военную службу высокой честью, священным долгом перед страной. Для большинства армия только способ достичь высокого положения в обществе. Именно те, кто преследует карьерные цели, добиваются успеха, получают чины и награды, даже не участвуя в сражениях. Увидев в армии массу других несправедливостей, молодой офицер подал в отставку. С возрастом он понимает, что этот поступок − большая ошибка незрелого, слишком горячего юноши. Ведь чем меньше честных офицеров в войсках, тем легче укореняется там зло. Нужно не бежать оттуда, где творится бесчестие, а по мере сил восстанавливать справедливость. Уйдя из армии, Стародум лишь освободил дорогу злу.

Какое-то время дворянин провёл при дворе, считая, что именно там, на самой вершина власти определяется судьба государства. Однако он не нашёл среди правящей элиты людей, озабоченных благом страны и народа. Каждый вельможа думает лишь о собственном благополучии и потому изощряется в угождении власть имущим. Того, кто, подобно Стародуму, беспокоится о наилучшем государственном устройстве, рано или поздно выдавливают из придворной среды. Обострённое чувство справедливости делает пребывание героя при дворе невозможным.

Настоящего успеха Стародум добивается, отказавшись от честолюбивых планов и уехав в Сибирь. Зарабатывая в далёких краях состояние, он одновременно трудится на пользу Родине – способствует освоению необжитого пространства, развитию промышленности. Живое дело, практический труд в итоге оказались самым правильным выбором для честного и деятельного человека. Погружённый в свои дела в Сибири, Стародум едва не потерял Софью. Теперь он раскаивается в том, что не позаботился о девушке своевременно, допустил, чтобы она оказалась в семействе Простаковых. Это могло пагубно сказаться на душевных качествах и судьбе юной дворянки. Зато дядя обеспечил племянницу состоянием, достаточным для того, чтобы деньги не играли роли в выборе супруга. Как человек, несущий ответственность за жизнь молодой родственницы, Стародум руководит её выбором, но ничего не решает помимо воли самой Софьи.

Взгляд на воспитание

В комедии чётко просматриваются две противоположные линии по воспитанию молодого поколения: Стародума и Простаковой. Госпожа не стремиться дать сыну достойное образование и воспитывает его по образу и подобию себя и своего мужа. Учителя, нанятые к «недорослю» не могут научить Митрофанушку элементарным понятиям из-за вмешательства в процесс его матушки. Простакова учит сына лжи, лицемерию, жадности и хитрости, т. е. тем понятиям, по которым живёт сама.

Стародум же пытается воспитать Софью в лучших традициях дворянства петровской эпохи. Он прививает девушке те понятия, по которым сам прожил свою жизнь. Дядюшка внушает племяннице мысль о том, что главные качества в человеке — это честность, благонравие, милосердие. Образованность является одной из составляющих человека, но самыми главными качествами настоящего гражданина являются открытое сердце и добрая душа, «…имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время», — вспоминает слова своего отца Стародум.

Негативно старый дворянин относится к богатству, доставшемуся нечестным путём, он считает, что быстрые и нечестные деньги развращают и портят человека.

Сочинение: Образ Стародума в пьесе «Недоросль» (Д.И. Фонвизин)

(457 слов) В эпоху правления Петра Первого зародились новые тенденции, направленные на преобразование страны в области науки, службы и обороны государства. Дворянство на тот момент являлось основной силой, на которую опирался правитель. Именно поэтому представителям высшего сословия было предоставлено много прав и свобод. Многие амбициозные и деятельные дворяне активно способствовали развитию царской России, а некоторые пользовались предоставленными привилегиями и предпочитали вести праздный образ жизни. К разряду невежд барской Москвы относилась семья Простаковых из произведения Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Однако автор привел и положительный пример дворянина уходящей петровской эпохи — Стародума. Несмотря на то, что на момент действия пьесы царствуют потомки великого царя, и многое изменилось, Стародум сохранил образ мыслей своих предков.

Герой появился в пьесе неожиданно: дальние родственники не знали, что с ним случилось в далекой Сибири, но все же надеялись на его наследство. Их надежды не были тщетными: Стародум, природный дворянин и военный в отставке, смог честно заработать капитал и теперь имел 10.000 рублей дохода. Эти деньги он планировал завещать племяннице Соне, ведь был в возрасте (около 60 лет). Однако для распоряжения судьбой девушки он приехал лично и расстроил планы Простаковых. Все же его роль в пьесе более важная, чем кажется на первый взгляд: он не только вывел отрицательных персонажей на чистую воду, но и выразил основную идею книги. Автор вложил в уста этого героя все то, чему он хотел научить своих современников. Так, главным приоритетом в жизни он считал не ум, а добродетель, ведь образование без благонравия несет лишь вред. Именно поэтому идеалом Стародума стала покорная Софья, готовая выполнить волю дяди. Люди, по мнению Стародума, должны усмирить гордыню и направлять ум на пользу государству, честно исполняя свой долг:

«Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время..».

Стародум часто ссылается на наказы, данные ему отцом:

«Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому» — вспоминает старец.

Эти реплики становятся главным орудием осуждения эпохи, которую застал писатель. Великие дела, по его мнению, остались в прошлом, а теперь люди добиваются успеха лицемерием и лестью. Но его герой жил по-старому, поэтому «решился удалиться на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества». Пример Стародума является поучением тем, кто стремится выжать казну на свои прихоти, но при этом ничего не делает для развития страны. Кроме того, герой был честным и открытым человеком, чего нельзя было сказать о большинстве придворных:

«Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет».

Все эти качества говорят о том, что образ Стародума — идеал просвещенного и патриотичного дворянина.

Таким образом, Стародум — это связующее звено между комедией и назидательной притчей, соединение которых рождало пьесу в духе классицизма. Благодаря ему зритель не только посмеялся, но и научился тому, как надо жить.

Автор: Полина Борискина

Характеристика речи

В произведение много места уделяется длинным монологам Стародума о воспитании, чести, гражданственности, отношении к людям, и в частности, к крепостным («…угнетать рабством себе подобных беззаконно»), о богатстве и отношении к нему.

Речь старого дворянина грамотная и правильная, очень близка к литературной. Фразы чётко выстроены. В разговоре он часто употребляет афоризмы. («Начинаются чины — перестаёт искренность», «Золотой болван — всё болван»).

В словах Стародума отсутствует неискренность и лживость. Он говорит то, что на самом деле думает и чувствует.

Характеристика Стародума в комедии «Недоросль» Дениса Фонвизина

Образ Стародума в комедии «Недоросль» — один из самых сильных и однозначных. На фоне этого героя, другие персонажи комедии, особенно отрицательные, раскрываются особенно ярко, в полной мере являя свои неприглядные и без того черты характера. Без сомнения, Стародум — одна из ключевых фигур всего произведения, и жизненные принципы Стародум актуальны и заслуживают уважения и в наши дни.

В комедии Фонвизина описаны не просто события, касающиеся одной семьи, на ее примере описан весь быт и нравы дворянства и помещичий быт в основной массе. Безусловно, дядя Софьи — один из главных персонажей в пьесе, кроме того, он резонер — то есть, его устами говорит с нами автор, доносит ту мораль, которую он вкладывает в свой труд.

Характеристика и образ Стародума

  • Стародум немолод — ему около шестидесяти лет от роду, и большую часть своей жизни он посвятил служению своей Родине так, как он это понимал правильным. Его отец воспитывал его в духе Петровской эпохи, когда к одному человеку обращались в единственном числе, и людям не приходило в голову считать одного за многих. Зато каждый человек стоил многих. И герой не считает нужным переучиваться по-другому, ломать себя и перестраиваться под порядки, которые не вызывают у него уважения и отклика в душе.
  • Та, Петровская эпоха, осталась для Стародума основой, планкой, на которую нужно равняться. В разговоре с героем, Правдин отмечает, что тогдашнее воспитание состояло в немногих правилах, и его собеседник уточняет: «В одном … Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.» — Этим правилом и руководствуется в своей жизни Стародум. И герои пьесы, которые на уровне интуитивном, глубинном, чувствуют в себе отклик этому правилу — Правдин, Софья и Милон.

Биография и воспитание Стародума

  • Дядя Софьи в молодости поступил на воинскую службу, и достойно с ней справлялся, а объявленную войну он расценил как шанс и прекрасную возможность проявить себя, свое мужество и отвагу. Далеко не все молодые дворяне разделили этот энтузиазм, более того, тот, кого Стародум считал своим другом, приложил усилия, чтобы избежать такого варианта развития событий, и в военных действиях не участвовал. Однако, дальнейшее развитие событий было таково.
  • Прежний друг героя, граф, который счастливо избежал воинской службы на передовой, был пожалован чином. И это произошло именно в то время, когда дядя Софьи с трудом выздоравливал после тяжелого ранения. Эта несправедливость глубоко разочаровала его, и герой оставил воинскую службу. Герой не терпит несправедливости, он органически не может оставаться спокойным в такой ситуации, его душа и сердце требуют решительных действий.
  • После отставки он отправился в Петербург, и некоторое время пробыл при дворе, однако, понял, что нравы и правила, принятые там, ему чужды, Стародум покинул двор. Сам он говорит об этом со спокойным достоинством и даже иронией:
  • «Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила.
  • Далее, дядя Софьи отправился в Сибирь, и там нажил состояние — честным трудом, не прибегая к подлостям и не марая руки воровством.

Из всех вышеприведенных пунктов можно сложить достаточно цельный образ героя — прямолинейный и честный человек преклонных лет, который честь и достоинство ставит превыше всего, а чужие стремления нажиться за чужой счет, грубость и скотство, вызывают у него горячее неприятие. Его прямодушие и искренность, окружающие зачастую принимают за грубость, резкость. Никогда в своих делах, мыслях и словах, герой не шел против себя — если он чувствовал неприятие, он никогда не соглашался с этим, и не мирился.

  • После того как он вернулся из Сибири, он отправляется за племянницей, Софьей, и имеет намерение счастливо выдать ее замуж, и в том видит для себя отраду. Ее семейное счастье волнует его, и делая Софью наследницей своего капитала, он говорит следующее:
  • «…Я нажил столько, чтоб при твоем замужестве не остановляла нас бедность жениха достойного…»
  • Окружение Софьи, семья Простаковых, Скотинин, набивающийся Софье в женихи, госпожа Простакова, усиленно сватающая Митрофанушку в мужья племяннице Стародума — все эти люди вызывают у героя только отрицательные эмоции, разбавленные, впрочем, иронией, иногда граничащей с сарказмом.
  • Милон и Правдин, в свою очередь, вызывают у героя симпатию. Отдельно нужно отметить, что возлюбленный Софьи произвел на Стародума положительное впечатление прежде, чем выяснилось, что Милон — племянник старинного друга Стародума. И новость о том, что Софья с Милоном имеют сердечную склонность, друг к другу обрадовала его, и он, видя счастье молодых, благословляет брак.

Если говорить об афоризмах этого персонажа, из текста пьесы их можно выделить десяток, если не сотню. Однако, самым главным, и по признанию Стародума, и по утверждению Правдина, является следующий:

«…У меня правило — в первом движении ничего не начинать…»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]