М. Ю. Лермонтов, «Маскарад»: краткое содержание по главам


История создания

Драматическое произведение было написано Михаилом Юрьевичем в 1835 году. Изначально пьеса состояла из трех глав. Позднее автором было дописано четвертое действие, перекрывающее неприятную концовку предыдущего варианта (смерть Нины). Лермонтов мечтал увидеть драму на театральных подмостках, поэтому представил работу в драматическую цензуру. В то время ведомством заведовал шеф жандармов Бенкендорф.

Текст творения писателя попал под цензуру. Слишком резкие страсти не были допустимы тогда. Цензора возмущал факт непонимания и в некотором роде высмеивания костюмированных балов в доме Энгельгардта. Произведение вернули создателю на доработку. Менять в корне концепцию и сюжет Лермонтов не желал, поэтому просто добавил четвертый акт. В содержание ворвался новый персонаж — неизвестный. Через образ героя судьба наказывает Арбенина.

Вторая редакция также не прошла цензуру. Разъяренный писатель капитально перерабатывает работу, в результате чего появляется новый труд, созвучный с фамилией главного героя. Цензура и в таком виде не пропускает пьесу. Вероятнее всего, причиной троекратного отказа стало упоминание во всех вариантах имени Настасьи Павловны, что открывало бы общественности глаза на реальные происшествия, положенные в сюжетную основу произведения.

Сейчас миру известна только вторая редакция, остальные попытки на бумаге не уцелели. Читать пьесу полностью порой неудобно из-за написания ее в стихах. Краткое содержание всех четырех глав поможет читателю проще усвоить материал, изложенный простыми словами.

Лермонтов и его характер

А ведь характер у автора был трудный, можно сказать, что очень непростой. На дуэли ему довелось драться дважды в жизни, но поводов для этого, скорее всего, было больше, просто поэту, учитывая его талант, многое прощалось. К примеру, первое впечатление о нем, сложившееся при знакомстве у В. Г. Белинского, оказалось довольно скверным. Критик счел молодого человека несерьезным и склонным потешаться над вещами несмешными. Свое мнение «неистовый Виссарион», впрочем, сменил, поговорив с Михаилом Юрьевичем во время отсидки того на гауптвахте за участие в дуэли (первой).

Следует отметить, что большой славы поэт не снискал: в 1840 году была издана первая его книга (стихотворный сборник), оказавшаяся и последней прижизненной. Многим окружающим, в том числе и его родной бабушке, он казался самонадеянным литератором, переоценивающим свой талант, что, несомненно, сказывалось на его характере, и без того вспыльчивом и задиристом. О таком человеке написал Лермонтов «Маскарад», краткое содержание которого будет изложено в этой статье. Гибель поэта на дуэли вполне вписывается в канву общего мировоззрения автора. Изображая Арбенина, он беспощаден сам к себе. Как его главный герой со Звездичем, так и он сам создал конфликт с Мартыновым. Сочувствия в светском обществе смерть М. Ю. Лермонтова не вызвала.

Действующие лица

Так как произведение написано в виде пьесы, главных и второстепенных персонажей тут немало. Познакомиться с ними поближе можно, прочитав драму полностью. В кратком же содержании при заполнении читательского дневника или написании сочинения по «Маскараду» Лермонтова достаточно отразить лишь образы персонажей:

  1. Евгений Александрович Арбенин — богатый дворянин, пытающийся обрести свободу от правил современного общества, проявляющий свой мятежный дух и сообразительность.
  2. Нина — супруга Евгения с трагичной судьбой.
  3. Звездич — князь, любящий играть в карты.
  4. Штраль — баронесса, подруга Нины.
  5. Афанасий Павлович Казарин — обманщик, подогревающий ревность главного героя.

Также в произведении немаловажную роль играют такие действующие лица, как чиновник, маска, игроки, гости, прислуга. В центре события находится герой драматической пьесы Арбенин, наделенный умом, большой волей и немалыми материальными средствами.

Как представитель высшего света, он связан с великосветским обществом с момента появления. Желаемую свободу центральному действующему лицу так и не удается обрести из-за роковой ошибки.

Другие персонажи

  • Баронесса Штраль – светская дама, во время маскарада подарила Звездичу найденный браслет.
  • Шприх – «жид», все обо всех знающий, «со всеми он знаком, везде ему есть дело».
  • Казарин – знакомый Арбенина, игрок в карты.
  • Неизвестный – давний знакомый Арбенина, «рука Судьбы».

А ещё у нас есть:

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Маскарад»

для самых занятых —

Читательский дневник «Маскарад»

Краткий пересказ пьесы

Начинается произведение с игры в карты. За столом играют в банк. Евгений Александрович спасает репутацию князя Звездича. Вместе мужчины отправляются на маскарад, где уже находится жена Арбенина Нина. Князь знакомится с загадочной женщиной (подругой супруги Евгения). Та на память о заигрываниях и знакомстве вручает привлекательному молодому человеку браслет. Украшение, как оказывается, принадлежало на самом деле Нине.

Арбенин замечает пропажу. Ревнивый супруг начинает обвинять Нину в непристойностях, будто это она была той дамой. Чтобы развеять необоснованные домыслы, отчаявшаяся жена отправляется к баронессе Штраль, которая в тот вечер скрывалась под маской. В это время дворянин находит письмо, адресованное Звездичем жене Евгения. Об «измене» узнает почти каждый представитель петербургского светского общества. Арбенин хочет убить князя и наказать неверную жену.

Очередной бал оканчивается трагедией. В креманку с мороженым ревнивец подкладывает супруге яд. Отраву он купил еще в молодости, когда сильно проигрался в карты и хотел свести счеты с жизнью. Придя домой, Настасья Павловна (Нина) пытается объяснить все мужу. Тот любит ее, хочет ей верить, но ревность затмевает ему глаза. Героиня умирает от отравления.

В дом центрального персонажа входит незнакомец и Звездич. Оба желают отомстить за несчастную женщину, ведь в их руках оправдательное письмо от баронессы. Узнав правду, Евгений Александрович сходит с ума.

Лермонтов «Маскарад», действие 2 – краткое содержание

Сцена 1

Выход 1. Баронесса Штраль, сидя у себя дома, размышляет о жестокости света, который готов сурово судить всякое сердечное увлечение женщины. Из слов баронессы становится ясным, что именно она пыталась увлечь на маскараде князя Звездича.

Выход 2. К баронессе приезжает Нина Арбенина с измученным и грустным видом.

Выход 3. Приезжает и князь Звездич, со смехом рассказывая, что был вчера на маскараде и, кажется, узнал под масками некоторых знакомых дам. Баронесса, едва скрывая тревогу, стыдит князя за легкомыслие.

Выход 4. Баронесса на время выходит. Оставшись наедине со Звездичем, Нина рассказывает ему, что потеряла один из двух своих одинаковых браслетов. Звездич видит, что второй, не потерянный, в точности такой же, как тот, что подарила ему неизвестная на маскараде. Князь заключает отсюда, что этой неизвестной была Нина и пытается игриво флиртовать с ней. Нина с возмущением требует от князя не забываться и спешит уехать.

Выход 5. Возвращается баронесса Штраль. Раздосадованный Звездич показывает ей подаренный ему на маскараде браслет, рассказывая, как только что видел второй такой же у Нины. Баронесса советует ему побольше дорожить честью дам. Князь уезжает.

Выход 6. Оставшись одна, баронесса опасается, как бы легкомысленный Звездич не догадался, кем на самом деле была дарительница браслета, и не растрезвонил об этом всему обществу. Штраль решает спасать себя даже за счёт Нины.

Выход 7. К баронессе приезжает Шприх. Она сообщает ему, что в свете якобы уже идут слухи о любовной истории между Звездичем и Ниной Арбениной.

Выход 8. Обиженный на Арбенина Шприх радуется его позору и решает разнести известие об этом по всем знакомым.

Сцена 2

Выход 1. Арбенин дома в одиночестве терзается мыслью о возможной измене жены. Слуга неожиданно сообщает ему, что некий посыльный принёс Нине записку.

Арбенин. Иллюстрация к драме Лермонтова «Маскарад» художника Н. Кузьмина

Выход 2. К Арбенину приезжает Казарин, чьи денежные дела в последнее время совсем плохи. Чтобы поправить их, Казарин ищет способа вновь втянуть Евгения в давно брошенное им шулерское картёжничество.

Выход 3. В передней у Арбенина Казарин встречает Шприха – именно он и привёз записку Нине. Выясняется, что от баронессы Штраль Шприх сразу поехал к князю Звездичу и советовал ему не оставлять домогательств к жене Евгения. Князь тут же написал Нине любовную записку, которую Шприх и доставил в дом Арбениных.

Выход 4. Арбенин входит в комнату, читая отданную ему слугой записку Звездича. В волнении, он даже не замечает Казарина и Шприха. Евгений горько возмущается неблагодарностью князя, которому недавно так помог, и «коварством» Нины. Шприх спешит незаметно уйти.

Выход 5. Увидев Казарина, Арбенин сетует ему на людское предательство. Казарин в ответ говорит, что надо просто понять тщету пустых ожиданий добра от других – и так самому освободиться от надуманного долга делать им хорошее. Казарин напоминает Евгению их былую жизнь среди кутежа, обмана и риска, которая так нравилась им обоим. К большой радости Казарина Арбенин яростно восклицает, что отныне «порвёт союз с добродетелью».

Сцена 3

Выход 1. Готовя месть Звездичу, Арбенин приезжает к нему. Князь спит.

Выход 2. Арбенин растворяет дверь в комнату Звездича. На миг в нём загорается желание убить князя прямо сейчас, спящим. Но он преодолевает этот порыв, затворяет дверь, пишет Звездичу записку с приглашением на карточную игру сегодня и выходит.

Выход 3. В дверях Евгений неожиданно сталкивается с баронессой Штраль. Он с издёвкой спрашивает, чем так привлекает женщин Звездич, что она сама пришла к нему. Баронесса понимает, что Евгений собирается жестоко мстить, и страстно пытается объяснить ему: Нина ни в чём не виновна. Разгневанный Арбенин не желает её слушать и уходит.

Выход 4. Баронесса идёт к князю.

Выход 5. Проснувшийся Звездич очень удивляется, видя её перед собой. Баронесса говорит: в свете уже идут слухи о дерзком письме князя жене Арбенина. Она предупреждает, что Евгений очень опасен, признаётся Звездичу, что браслет на маскараде дала ему не Нина, а она – и уходит.

Выход 6. Звездич читает принесённую слугой записку Арбенина. Увидев в ней любезное приглашение на ужин к общему знакомому, князь решает, что Евгения пока нечего опасаться.

Сцена 4

Выход 1. Арбенин и Казарин ждут Звездича. Казарин с нетерпением предвкушает, как Евгений сейчас «ощиплет» князя в карты.

Выход 2. Входит Звездич. Арбенин приглашает его к карточному столу. За игрой Евгений под видом «анекдота» рассказывает князю историю о том, как один человек оказал важную услугу приятелю, а тот «в благодарность» соблазнил его жену. Окончив рассказ, Арбенин вдруг обвиняет Звездича в шулерской подмене карты и бросает колоду ему в лицо. Ошеломлённый князь не знает, что делать. Заметавшись, он сначала грозит убить Евгения, но его решимость быстро остывает. Понимая, что, не ответив достойно на оскорбление, он теперь опозорен навсегда, Звездич падает и закрывает руками лицо. Евгений зло высмеивает его и уходит.

Сценические постановки

Произведение «Маскарад» Лермонтова не только печаталось, но и ставилось в театрах. Впервые пьеса была поставлена в 1852 году. Драматурги могли легко создавать на сцене театра шедевры по сюжету драмы Михаила Юрьевича после снятия цензурного запрета в том же году.

Хронология сценической истории «Маскарада»:

  1. 13 января 1864 года состоялась презентация полноразмерного спектакля «Маскарад» на подмостках Александрийского театра.
  2. Повтор показа нашумевшей в обществе пьесы 15 января и трижды в феврале.
  3. Возобновление спектакля после долгого перерыва в 1889 году. Состоялось всего одно представление в честь бенефиса Сазонова.
  4. Начало стремительной сценической жизни в 1917 г. Именно тогда состоялась премьера произведения, воссозданного Головиным.

Драматическая пьеса была также поставлена в театре имени Вахтангова в Москве. Музыку к спектаклю написал Хачатурян.

Учитывая обстоятельства, произведению пришлось «уйти» с театральных подмосток.

Супруга

Жена, Настасья Павловна, на первый взгляд — просто ангел. Сходство с херувимами и серафимами придает ей юность, граничащая с детским восприятием окружающего мира. Она много моложе мужа и никак не может понять его мятежной натуры. Он вдруг становится мрачным, угрюмым и неласковым, а супруга удивляется, негодует и впадает в депрессию, подозревая, что Арбенин ее разлюбил. В значительной части ее образу посвятил М. Ю. Лермонтов «Маскарад». Краткое содержание ее страданий сводится к несовместимости желания веселиться, танцевать и развлекаться с представлениями мужа об идеальной жене. Она запросто может прийти домой с бала позже часу ночи (а обещала в двенадцать). Манера целовать в лоб раздражает Арбенина, он жутко ревнует и хочет совсем другого к себе отношения.

Кульминация

Арбенин отравил жену. Это преступление само по себе ужасно, но особую жестокость ему придает нежелание разобраться и поверить единственному любимому человеку. Нина умирает медленно, и супруги успевают поговорить в последний раз. Отравитель не слушает и баронессу, сознавшуюся в своих коварствах. Однако постепенно (слишком медленно) Арбенин понимает свою ошибку, и то, какую утрату он понес по собственной вине. Врача вызывать уже поздно, главный герой рыдает, кается, плачет и объясняется в любви проклинающей его умирающей жертве.

Шприх

Судя по фамилии, из русских немцев. Сразу же вызывает антипатию главного героя своим двуличием (а может, и многоликостью с куда большим числительным). На это лицемерие уже названием пьесы обращает читательское внимание М. Ю. Лермонтов — «Маскарад». Краткое содержание описания внешнего облика Шприха можно вместить в пару слов: злобная улыбка и стеклярусные глаза. Отстраненное мнение Казарина, знакомившего с этим «чертом-человеком» Арбенина, совсем иное, он характеризует персонажа как личность незаурядную, знакомую со всеми, активную, умеющую ладить с людьми и вообще прелестную. С такими бы быть поосторожнее, но главный герой не слушает доводов разума и зачем-то конфликтует со Шприхом.

Первое действие: завязка

Перед читателем князь Звездич, вдрызг проигрывающий партию в карты. Шприх, следуя своим интересам, пробует дать ему взаймы, но офицер гордо отказывается.

Арбенин наблюдает за ними с неприязнью. Он прекрасно знает, что на самом деле происходит за карточным столом. Звездича пытаются подставить, о чём главный герой и намекает. Арбенин объясняет, что нельзя брать в руки карты, если не умеешь выигрывать и не знаешь правил, иначе прослывешь неудачником. Евгений из жалости берётся отыграться за Звездича и расплачивается за его долги, успешно оставив партию за собой. Дабы князь не чувствовал за собой вины, Арбенин предлагает ему совместную поездку на маскарад.

Герои отправляются на праздник, где с князем флиртует некая дама в маске. Она преподносит Звездичу подарок — браслет. Арбенин в это время ругается с незнакомым ему человеком, который пророчит ему беду. Обижает Шприха, намекая на то, что его жена изменяет ему. Звездич показывает Арбенину полученный трофей. Евгений обнаруживает, что браслет — принадлежность его жены Нины. Дома он закатывает ей скандал, не внемля никаким оправданиям.

Князь Звездич

Офицер блестящий, но человек недалекий. Охотно верит в свою неотразимость, не думая, садится за игру, понимая, очевидно, в ней немного, обидчив. По всей видимости, к таким типажам испытывал особую досаду и сам автор, о них писал Лермонтов «Маскарад». Краткое содержание с описанием личных особенностей персонажей намекает на некоторую глуповатость Звездича, его наивность и незнание человеческой породы. Впрочем, при всем этом Арбенин выручает Звездича, попавшего в крайне затруднительную ситуацию. Но об этом позже.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]