Глава 1
Родилась Люда в старой увядающей деревне Вычуган. Родители были колхозниками. Отец был пьяницей, а мать, боясь что ребенок родится дураком, постаралась зачать его в редкое время от пьянств мужа. Но девочка родилась вялой, нездоровой и плаксивой. Вскоре отец умер, и словно дышать им обеим стало свободней.
У матери потом были мужики, которые пили, пели, ночевали да уходили. И лишь один тракторист из леспромхоза, пообедав, вспахав огород, переночевав – остался жить. Маме Люды он помогал по хозяйству, даже приумножил его. Девочка боялась его, хоть оснований и не было.
Когда Людочка закончила 10-й класс, мать сказала отправляться ей в город, так как в деревне делать нечего. Приехала она туда на электричке, первую ночь провела на вокзале. Утром пошла в парикмахерскую, привела себя в порядок: накрасила ногти, сделала завивку. Хотела покраситься, но парикмахерша отказалась портить её мягкие волосы. Так и провела она там весь день на побегушках: кому мыло разведет, салфетку подаст, волосы подметет. А к вечеру напросилась в ученицы к старухе Гавриловне, что отсоветовала краситься. Она согласилась и даже взяла Людочку к себе, пока та не научится стричь, а там и в общежитие пойдет. Старуха имела горький опыт в общении с жильцами и сделала для новой знакомой редкое исключение. Героиня не была испорчена городом, была послушной, а Гавриловне на старость нужен был кто-то, кто принесет водички и поможет по хозяйству.
Учение давалось девушке непросто, и Людочка смогла стать лишь уборщицей. Но она не сдавалась и продолжала осваивать дело: делала дома фасонные стрижки девушкам с дискотек и не брала за это платы. Прочуяв слабину характера постоялицы, Гавриловна припрягла делать её всю домашнюю работу. Даже мазать свои ноги. За это старуха обещала Людочке прописку, а потом и вовсе переписать на нее свой дом.
Краткое содержание
Автор указывает во вступлении, что услышал эту историю около 15 лет назад. Имени девушки он не знает и никогда ее не видел, но почему-то думает, что звали ее Людочка.
Людочка родилась в бедной крестьянской семье. Ее отец был пьяницей и «наградил» дочку слабым здоровьем. Девочка часто болела, много плакала, была застенчивой и малообщительной.
Отец Людочки вскоре бросил ее мать и навсегда исчез. В дом стали часто приходить мужики, которые оставались ночевать. Один из них привязался к одинокой женщине и стал с ней жить. Девочка побаивалась отчима, хотя ничего плохого он ей никогда не делал.
Когда Людочка окончила десять классов, мать приказала ей отправляться в город (железнодорожный поселок): девушке больше нечего делать в глухой деревне. Первым делом Людочка зашла в городскую парикмахерскую. Сделав себе прическу, она сама предложила свою помощь в работе: подмести, подать что-нибудь. Вечером девушка попросилась у одной парикмахерши (Гавриловны) стать ее ученицей.
Гавриловна, немного поразмыслив и проверив документы Людочки, оформила ее на работу и даже разрешила ей пожить в своем доме. Пожилая женщина лишь дала девушке строгие указания: не водить парней, не курить, не пить и т. д. Приютив однажды двух развязных девиц, Гавриловна навсегда зареклась пускать таких в дом. Людочка еще не была «испорчена» городской жизнью и поэтому стала «исключением из правил».
Обучение парикмахерскому делу давалось деревенской девушке с трудом. В результате она не смогла сдать экзамен на мастера и осталась работать в парикмахерской уборщицей. Все же Людочка не оставляла попыток повысить свою квалификацию. В свободное время она с грехом пополам стригла всех желающих бесплатно.
Гавриловна уже через год должна была выйти на пенсию. Постепенно она переложила на плечи Людочки все хозяйственные дела, пообещав за это прописать девушку в своем доме. Гавриловна надеялась таким образом облегчить свою старость.
Ежедневная дорога Людочки от трамвайной остановки до дома Гавриловны шла через одну из главных «достопримечательностей» города – парк вагонно-паровозного депо. Через весь парк была прокопана канава, представляющая собой зловонное место для сброса самых разных отходов. В канаве находилась труба, по которой обычно текла горячая вода.
По вечерам в парке часто «отдыхали» городские жители: пили, играли в карты, занимались любовью. Особой популярностью это место пользовалось у городской шпаны, неформальным лидером которой был Артемка-мыло.
Людочка часто стригла Артемку, но никак не могла привести в порядок его густую шевелюру. Хулигана это не огорчало. Он продолжал ходить в девушке и во время стрижки постоянно пытался ее «облапать». Поначалу Людочка просто старалась увернуться от назойливого кавалера, но однажды сильно ударила его по голове машинкой. После этого случая Артемка присмирел и даже взял девушку под свою «защиту», запретив всей шпане трогать ее.
Глава 2
Люда постоянно проходила мимо изуродованного парка, через которых проходила труба, разрушающая своим влиянием местную экологию. Из нее вытекала и заполняла парк мутная горячая жижа. Росли там больные и чахлые тополя, а другие деревья и вовсе сникли. После того, как паровозы заменили тепловозами, труба засорилась, а вокруг все поросло дурнолесьем. Парк стал выглядеть так, словно его бомбили. Там и водилась, и бесчинствовала местная шпана во главе с Артемкой (прозвище – Мыло). Он приходил к Люде на стрижку: только её руки займут ножницы, он начинал везде трогать девушку, пока не получил машинкой по голове до крови. Сам домогательства прекратил, а товарищам сказал девку не трогать.
Теперь Люда могла ходить через парк в любое время, отвечая на приветствие шпаны свойской улыбкой. Спустя время Артемка пригласил её на танцы в загон, что стоял в парке. Девушка сразу забилась в угол, в загоне царило безумие. Своего кавалера Людочка так и не нашла, а потом и вовсе убежала, кое-как отбившись от какого-то наглеца. Гавриловна сказала, что не надо торопиться с этим, ведь у девушки хорошее будущее, и кавалер нужен достойный. Танцы же – звериная утеха, и там много девок перепортили, поэтому не стоит больше туда наведываться. Ученица соглашалась. Гавриловна за это время прониклась к ней уважением, ведь постоялица постоянно держала дом в чистоте, и, несмотря на сильную слабость, думала лишь о том, что коль замуж выйдет – все будет уметь.
Глава 3
В то время вернулся из тюрьмы человек по прозвищу Стрекач. У него и вправду было внешнее и внутреннее сходство с насекомым: улыбался он оскалом, зубы имел порченные, а вместо усов красовалась на его лице «грязная нашлепка». Был он преступником с детства: ходил с ножом, насилием вынуждал местных детей отдавать ему все, что есть. Уже подростком получил первый срок за многочисленные проступки: поджоги, грабеж, угрозы и т.д. С тех пор из лагерей приезжал «как в отпуск».
Вернувшись домой, он сидел со шпаной в парке и требовал у них найти ему женщину. Но первой, кого он увидел, оказалась Людочка. Артемка-мыло попытался отвадить главаря от девушки, но Стрекач не слушал. Он изнасиловал жертву и остановился лишь, когда ее вырвало на него. Чтобы не быть одним виновником, остальных он тоже заставил «испачкаться». Добежав до дома, она упала на ступени и потеряла сознание. Очнулась девушка уже на кровати и выпросилась съездить к матери. Гавриловна попыталась убедить ее, что произошедшее – норма, и все женщины рождаются для этого.
Бабе сердце беречь надо, остальное все у нее износу не знает…
Глава 4
Приехав в деревню Вычуган, Людочка увидела, что осталось лишь два дома, где есть жизнь. Дом ее матери, и старухи Вычуганихи. Остальные дома были давно заброшены, о чем свидетельствовали растущие прямо посреди изб тополь и черемуха и заколоченные досками окна. Когда Людочка только закончила школу, старая яблоня дала большой урожай краснющих яблок, что насторожило Вычуганиху. Она запретила трогать эти яблоки, предчувствуя недоброе. В одну из ночей ветка не выдержала тяжесть плодов и обломилась. Голый и плоский ствол, словно крест, так и остался стоять позади домов, олицетворяя собой смерть еще одной русской деревни. Вскоре умерла старуха, мужики-трактористы отвезли ее на кладбище, а Людочкина мать собрала на стол, что есть, чтоб помянуть.
Уже беременная от отчима мать героини женским чутьем сразу поняла, что случилось с дочерью, но не утешала ее, ведь
Но через ту беду не беду, скорее неизбежность, все бабы поздно или рано должны пройти. И каждая баба проходит ее одна и сама же с бедой совладать обязана, потому как от первого ветру береза клонится, да не ломается.
За годы жизни с пьяницей-мужем она ожесточилась и думала, что каждый должен сам со своим несчастьем справляться. Она холодно и отстраненно общалась с дочерью, все время переводя тему на их планы с новым мужем.
Пока отчим Людочки не вернулся с работы, мать отправила ее доить корову и принести дров, а сама пошла готовить похлебку. Она предложила выпить, но дочь сказала, что так и не научилась ни пить, ни стричь. Но, не Боги горшки обжигают, — лишь ответила мать.
На дойке Люда вспомнила, как нелепо отчим купался. Придя, рассказала она об этом матери, и тут она узнала, что мужчина всю жизнь сидел в лагерях, но мать горячо оправдывала свой выбор, ведь отчим был «порядочным человеком». Вспоминая об этом, девушка подумала, что он мог бы утешить ее, но так и не смогла побороть смущение и рассказать мужчине о своей беде. Кроме того, он был очень замкнут. В итоге она решила уехать ранним утром, на что мать никак не возразила.
Людочка краткое содержание
Рассказ «Людочка» Астафьев создал в 1987 году. Произведение написано в рамках деревенской прозы (направление в русской литературе). Изображая все ужасы города, Астафьев не идеализирует и саму деревню, показывая нравственный упадок крестьян.
На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Людочки».
Главные герои
Другие персонажи
Стрекач – уголовник, не единожды попадал в тюрьму. Артемка-мыло – был «верховодом» среди «шпаны» в парке. Гавриловна – пожилая женщина парикмахер, у которой жила Людочка. Мать Людочки – женщина 45 лет; привыкла со всем справляться сама, поэтому проигнорировала беду дочери.
Краткое содержание
Рассказчик услышал эту историю «лет пятнадцать назад». Людочка родилась в деревеньке Вычуган и «росла, как вялая, придорожная трава». Отец девушки давно исчез. Мать вскоре начала жить с трактористом. Закончив десять классов, Людочка уехала в город. Переночевав на вокзале, девушка пошла в парикмахерскую. Там она познакомилась со старой парикмахершей Гавриловной и напросилась к ней в ученицы. Гавриловна разрешила Людочке пожить у нее, переложив на девушку работу по дому. Людочка так и не выучилась на мастера, поэтому подрабатывала в парикмахерской уборщицей.
С работы девушка добиралась через полузаброшенный парк вагонно-паровозного депо – «Вэпэвэрзэ». В центре парка находилась обросшая густыми зарослями канава со сточными водами, в которой плавал мусор. Парк был любимым местом «шпаны», среди которой главным был Артемка-мыло. Как-то, когда парень приставал к Людочке во время стрижки, она сильно его ударила. После этого Артемка запретил всем приставать к девушке. Однажды Артемка повел Людочку на дискотеку. «В загоне-зверинце и люди вели себя по-звериному». Испугавшись шума и «телесного срама», Людочка убежала домой.
Людочка поехала домой. В родной деревне осталось два дома – один ее матери, а второй старухи Вычуганихи, которая умерла весной. Людочку встретила беременная мать. Она сразу поняла «какая беда с нею случилась». «Но через ту беду все бабы поздно или рано должны пройти». Прогуливаясь у реки, Людочка увидела, что отчим плескается, как ребенок. Девушка догадалась, что у него не было детства. Ей захотелось выплакаться ему, может он ее и пожалеет. Утром Людочка вернулась в поселок.
Людочку хоронили на городском кладбище. Поминки устроили у Гавриловны. Выпив водки, отчим Людочки отправился в парк, где в это время находилась компания Стрекача. Мужчина сорвал с уголовника крестик и, утащив в «непролазный бурьян», сбросил в сточную канаву. «Настоящего, непридуманного пахана почувствовали парни». Артемка-мыло вскоре поступил на учебу и женился. О смерти Людочки и Стрекача не писали даже в местной газете, чтобы «не портить положительный процент сомнительными данными».
Заключение В рассказе «Людочка» Виктор Астафьев размышляет над философскими вопросами одиночества в толпе, равнодушия людей друг к другу, затрагивает проблемы экологии, преступности, морального упадка общества. Советуем не останавливаться на кратком пересказе «Людочки», а оценить рассказ полностью.
Источник
Глава 5
Но Гавриловна так рано её не ждала. Девушка объяснила, что и без нее родители заняты хлопотами переезда. В душе она оправдывала мать, ведь помнила, как тяжело давалась ей жизнь с пьяницей и в нищете. Она продевала ногу в петлю и качала люльку, пока делала домашние дела. Вспоминая об этом, героиня плакала – жалела мать. А старуха жаловалась, что ее пожалеть некому.
Гавриловна рассказала, что Артемку-мыло забрали в милицию и велели ему молчать о сообщниках, иначе убьют. От Стрекача ей передали, если Людочка лишнего скажет, её гвоздями к столбу прибьют, а старухе избу спалят. А это ее последний угол. Гавриловна предложила Людочке пожить некоторое время в общежитии, а как Стрекача снова посадят в тюрьму, она девушку позовет обратно.
Старуха рассказала, что тяжкой работой добыла избу, врала, по тюрьмам ездила, часоткой и лишаем переболела, и теперь ей жаль своего угла.
Глава 6
Вспомнила тогда Люда, как лежала в больнице с воспалением легких. Там она увидела парня, который умирал по вине врачей один в коридоре. Медики не признали в его случае беды, а между тем на его голове созрел фурункул, и гной прорвался в мозг. Тогда она сама утешала парня в последние минуты жизни. Всю ночь она ему читала стихи и молитвы. Он же наутро отвернулся, понимая, что ей – жить, а ему уже нет. Плакал он, понимая, что все хотят его смерти, чтобы самим не мучиться. Теперь, когда она была безутешна и в горе, особо остро чувствовалась вся отверженность умирающего человека.
Ей выпало горе самой узнать лукавое человеческое сочувствие. Но не понимала она, зачем тогда притворялась, что ей жаль его, чувство стыда охватило ее. Ведь если бы она была готова остаться с ним, забрать всю его боль и муки, как раньше, может появились бы в нем неистовые силы, что могут поднять с колен человека при смерти. Но, даже если бы этого чуда не случилось, осознание того, что она «готова отдать ему всю себя, до последнего вдоха», дало бы ей новые силы. Она предала не только молодого лесоруба, но и себя. Людочка подумала про отчима, наверняка он из таких, сильных. Потом задумалась, может ли вообще судить людей за равнодушие к себе? В беде и одиночестве все равны, и нечего кого-то стыдить или презирать.
«Людочка» — краткое содержание рассказа В.П. Астафьева
Каждый русский классик выбирал собственное направление в литературе. Но чаще всего оно было ориентировано на описание той жизни, которую автор постоянно видел перед собой. Так обстоят дела и с произведением «Людочка» В. Астафьева. Из его краткого содержания можно понять, что писатель рассказывает читателям о деревенском существовании, подлости, предательстве и низменных человеческих инстинктах.
Глава 7
В общежитии мест до сих пор не было, поэтому Людочка жила у Гавриловны. Старуха пыталась научить девушку возвращаться домой иными путями, чтобы никто из шпаны не узнал о ее проживании в поселке. Вопреки уговорам Гавриловны – она ходила через парк, где ее и схватили парни. Героиня поняла, что среди них нет ее обидчика. Ей было жаль, ведь она носила в кармане бритву на случай встречи. Хотела отрезать орудие его преступления. Чтобы выиграть время, она сказала, что пойдет переодеться, а то ей жаль платья, которое уже испортили насильники в тот раз. Парни поверили и насмешками проводили ее в путь.
Дома она переоделась старое деревенское платье, взяла веревку, написала прощальное письмо, вышла и пошла к давно примеченному тополю. По пути увидела объявление о найме в лесное хозяйство, думала уехать, но вспомнила:
Там, в лесу-то, стрекач на стрекаче, и все с усами.
Дойдя до места, ловко снарядила петлю. Многое все-таки умела эта тихая девушка. Последние мысли ее были о прощении: она просила бога и родных простить ее. Потом про Бога подумала:
Если ты есть, прости, все равно я значок комсомольский потеряла, никто и не спрашивал про значок. Никто и ни про что не спрашивал — никому до меня нет дела…
Краткое содержание – Людочка – Астафьев
В. Астафьев – рассказ «Людочка». В этом рассказе автор представляет нам трагическую историю деревенской девушки. Рассказу предшествует эпиграф и вступление. Эпиграф стихотворный, во вступлении читаем пушкинские строки: «Что в имени тебе моем?». Вступление наполнено авторскими вопросами: «Зачем я помню это? Зачем же история эта, тихо и отдельно ото всего, живет во мне и жжет мое сердце?». И писатель тут же дает ответ: «Может, все дело в ее удручающей обыденности, в ее обезоруживающей простоте?».
И далее он разворачивает перед читателем эту простую историю о деревенской девушке, вроде бы ничем не выделяющейся на фоне окружающих, обыкновенной, скромной, замкнутой, по-крестьянски трудолюбивой. Она живет в деревне с матерью и отчимом. Закончив десятилетку, уезжает в поселок ВПВРЗ, где поступает на работу в местную парикмахерскую. Снимает комнату у приютившей ее Гавриловны.
Рассказ о жизни героини в этом поселке предваряется у Астафьева описанием городского парка. И всюду тут мы видим запустение, разорение, издевательство человека над природой. В парке выкопана канава, по которой течет горячая бурда – грязь и мазут. Вокруг «дурнолесье» и «дурнотравье»: растут кривоствольные черемухи, бузина, волчатник. Место полностью захламлено человеком: всюду бутылки, мусор, сломанные скамейки. С этой ужасной картиной контрастируют лозунги, висящие в этом месте: «Ленинизм живет и побеждает!», «Слава советскому народу, народу-победителю!». Так писатель, используя прием контраста, говорит об огромной дистанции между планами государства и реальной жизнью. И в деревне Вычуган, и в поселке – всюду разруха, пьянство, нищета, нравственная деградация общества. С большой иронией, даже сарказмом писатель замечает, что под этими лозунгами в парке местные жители пили, играли в карты, дрались и резались насмерть, «имали девок». Вот как Астафьев описывает танцы в этом парке: «В загоне-зверинце и люди вели себя по-звериному», «Бесилось, неистовствовало стадо, творя из танцев телесный срам и бред».
Характерное поведение отличает и жителей этого поселка. Вот Артемка-мыло, представитель местной шпаны, вот пахан и вор Стрекач, человек, способный на любую подлость и гнусность. Именно он нападает на Людочку в один из вечеров, когда она возвращается домой через парк. Причем делает это от скуки, желая покуражиться перед приятелями. Свое отношение к этому персонажу Астафьев выражает в авторских комментариях – едких и саркастических, в презрительной интонации. В этом герое нет ничего человеческого, он подлый и примитивный тип. Став жертвой насилия, героиня тяжело переживает случившееся. Она пытается найти поддержку у Гавриловны, в собственной семье. Однако все остаются равнодушными к ее горю. В эти минуты Людочка вспоминает об умершем в больнице парне-лесорубе, о том, что не смогла ничем помочь ему, разделить его участь, чувствует свою острую вину перед ним. В простой душе этой девушки живут сильные и глубокие чувства.
После всего произошедшего Людочка испытывает глубокое чувство вины, стыда, отчаяния, одиночества. «Никто ни о чем не спрашивал – никому до меня нет дела!» – думает она. И она решает покончить с собой, повесившись на дереве. Горькое восклицание автора словно продолжает мысли его героини: «А душа? Да кому она нужна, та простенькая, в простенькой, в обыкновенной плоти ютившаяся душа?»
Самоубийство девушки вызывает неоднозначную реакцию окружающих. Близкие испытывают острое чувство вины, отчим Людочки расправляется со Стрекачом. В поселке же все остается по-прежнему. Астафьев замечает: «Угнетенные, ограбленные, царапанные, резанные, битые, в страхе ожидания напастей жившие обитатели железнодорожного поселка вздохнут теперь освобожденно и будут жить более или менее ладно до пришествия нового Стрекача, ими же порожденного и взращенного». С горечью всматривается Астафьев в души своих героев и понимает, что это «темное царство» погубило невинную душу.
А каковы же истоки этих бед? По мысли писателя, корень этого зла – в разрыве связей народа со своей историей, в гибели русской деревни, в губительной социальной политике, когда государству нет дела до конкретного человека. В душе героев нет веры в Бога, но нет и никаких иных идеалов.
Астафьев с горечью пишет о нравах русского народа, озабоченного строительством социализма и коммунизма, когда жизнь человеческая обесценивается, когда рушатся все моральные устои, все то, чем Испокон веков был жив русский человек.
Глава 9
Похоронили Людочку на городском кладбище. Мать то сдерживала себя, обслуживая пришедших, глотая соленые слезы, то голосила. Гавриловна абсолютно не сдерживалась. Плакала так, словно потеряла родную дочь, не скрывая, как привыкла к Людочке. Выпив стакан водки, мужчина «пошел покурить» и ушел в парк. Там наткнулся на разросшуюся компанию Стрекача.
Он увидел его, сначала говорил спокойно, потом нахамил на тюремном жаргоне, и, конечно, Стрекач полез за ножиком. Но отчим выбил финку вместе с куском ткани. В итоге сильный, закаленный работой мужчина быстро одолел уголовника и выбросил его в кипящее месиво реки под трубой. Преступник взвыл и обварился. Его шпана стала подбирать иностранные пуговицы, выпавшие из кармана главаря. Заслонив отчиму дорогу, они вдруг обмякли и пропустили его, почувствовав в нем настоящего «пахана». Он-то не гнул спины перед начальниками, был настоящим авторитетом и в его сдержанном гневе чувствовалась настоящая дикая мощь.
Он ушел и по пути скрошил тот сучок, где повесилась Люда. Придя домой к Гавриловне, он выпил немного водки, но сдержал себя и не стал пить еще. Они с женой пошли к электричке. Она еле поспевала за ним, но он делал все, чтобы ей было комфортно: нес сумку, потом нашел место в электричке, а затем еще и сел так, чтобы ей было удобно опереться. По пути мать молилась и просила у Бога прощения за то, что не уберегла Люду. Также просила, чтобы ребенок живым родился.