Как бунин изображает деревню в повести деревня. Творчество И. Бунина. Размышления о России в повести И. А. Бунина «Деревня»


Общая характеристика произведения

Иван Алексеевич работал над повестью «Деревня» на протяжении 10 лет, с 1900 по 1910 год. Перед читателями предстает несомненная обреченность русской провинции в начале 20-го века, в то же время автор весьма ярко и выразительно описывает патриархальный строй, который уже постепенно вытесняется наступившей новой эпохой. Сельская местность в этом произведении кажется настоящим царством безысходности, голода и неминуемого вымирания.

Бунин поставил перед собой цель показать подлинный облик русского народа без каких-либо прикрас. Писатель отразил в повести то, что довелось созерцать ему самому, в произведении демонстрируется нищета крестьян, их крайняя косность и нежелание что-либо менять в жизни, равнодушие и жестокость по отношению к другим людям.

Основной темой данной истории становятся рассуждения о том, кто именно виновен в печальном положении деревенских жителей. Один из центральных персонажей произведения, носящий имя Кузьма Красов, уверен в том, что на несчастных земледельцах не лежит никакой вины. В то же время Тихон Красов, брат Кузьмы, полагает, что именно крестьяне несут ответственность за убогость и беспросветность собственного существования.

Тихон становится в повести воплощением разумного и предусмотрительного сельского хозяина нового времени, а Кузьма является интеллигентом, пытающимся найти объяснение сложившейся ситуации. При этом Иван Алексеевич считает, что крестьяне все же сами виноваты в своих страданиях, однако писатель не предлагает никаких конкретных мер для улучшения жизни народа.

«Деревня»

Повесть «Деревня» — одно из первых крупных прозаиче­ских произведений И.А. Бунина, которое сразу же поставило его в один ряд с известнейшими писателями начала XX века.
В центре повести — судьба двух братьев Красовых: Тихона и Кузьмы. Оба они потомки крепостных. Однако в новых эконо­мических условиях Тихон, человек с волевым характером, быст­ро пошел в гору и выкупил то самое имение, хозяин которого когда-то затравил борзыми его прадеда. Став владельцем Дурновки (говорящее название деревни напоминает о нелепостях и контра­стах русской жизни в целом), Тихон Ильич показал себя власт­ным хозяином: «Ястребом следил за каждой пядью земли».

Через описание жизни братьев Красовых и других героев повести вырисовывается панорамная картина быта и нравов русского народа: кругом царят нищета, суеверия, ходят слухи о предстоящих бунтах. Однако Бунин, как известно, был про­тивником социальных революций и всеми силами старался примирить интересы барина и мужика, полагая, что жизнь за­житочного крестьянина и обедневшего дворянина в России примерно одинакова.

Неустроенность русской жизни ярко подчеркивает в повес­ти интерьер. В доме Тихона Ильича лежит в прихожей грязная тяжелая попона, а два больших дивана переполнены живыми и раздавленными высохшими клопами. Что же говорить об избе бедного крестьянина, которую описывает И.А. Бунин на при­мере жилища Серого, где нет света, люди живут в одном поме­щении со скотиной, а посреди избы корчится в люльке от крика голодный младенец.

Брат Тихона Кузьма — человек менее практичный. По убеждениям он анархист, пишет стихи. Передавая ему управ­ление имением, Тихон думает: «Ненадежен брат, пустой, ка­жись, человек, ну да покуда сойдет!»

В спорах Кузьмы и Балашкина И.А. Бунин пытается во­плотить полемику о русском народе.

Кузьма часто задумывается о том, для чего он живет на свете, и с горечью осознает свое беспросветное одиночество.

Особую роль в повести играет образ Молодой, которую по своей хозяйской прихоти силой взял Тихон Ильич, затем опо­зорили мещане. Этот образ бесправной русской женщины, за­травленной нищетой, тяжелым физическим трудом и неволей.

Изнасиловав Молодую, Тихон Ильич проявляет мнимую заботу о ней. Помогая убраться в мир иной ее первому мужу, жестоко избивавшему женщину, он выдает ее замуж за Дени­ску, посулив богатое приданое. Эта свадьба, по сути, никому не нужна. Молодая — женщина спокойная, хозяйственная. У нее от природы доброе сердце. Об этом свидетельствует ее отно­шение к старенькому Иванушке, которого она ласково, забот­ливо кормит. «Она улыбалась только ему одному», — пишет И.А. Бунин. Сколько же нерастраченных нежных чувств скры­вается в сердце этой женщины, которую не балует судьба.

Узнав о предстоящей свадьбе с Дениской, Молодая снача­ла соглашается на нее, чтобы хоть как-то устроить свою судь­бу. Молодоженам дарят подарки, к свадьбе зарезали свинью. В последний момент Кузьма, отговаривавший Молодую от этого замужества, спрашивает ее: «Может, кинуть всю эту ис­торию?» Однако та чувствует, что отказаться неловко, так как из-за нее уже понесли расходы.

В сцене венчания еще нелепее выглядит эта идея никому не нужной свадьбы. Боль и грусть слышны в словах автора, когда он пишет: «И рука Молодой, казавшейся в венце еще красивей и мертвее, дрожала, и воск тающей свечи капал на оборки ее голубого платья…».

Авторская тревога за судьбу Молодой в этом неравном браке сопряжена с болью за судьбу России. Деревня Дурновка в повести символизирует, по сути, всю нашу многострадаль­ную страну. А центральные персонажи произведения — бра­тья Красовы — две стороны российской жизни: стремление из деревни в город, а из города в деревню.

Источник

Композиция повести

События развиваются в деревне, именуемой Дурновка и ставшей собирательным образом множества подобных селений. Данным названием автор подчеркивает то, насколько неразумным является все существование крестьян.Повесть делится на три части. В первой из них главным героем выступает Тихон Красов, во второй внимание писателя сосредоточено на его брате Кузьме, в заключительной составляющей произведения Бунин подводит итоги жизни каждого из родственников. В их судьбах отражаются многочисленные проблемы российской деревни, причем братья во многом полностью противоположны друг другу.

Тихону, родившемуся в семье крепостных крестьян, удается стать состоятельным человеком и обладателем поместья. Мужчина нисколько не сомневается в том, что основной жизненной ценностью являются деньги, он тратит всю свою энергию и смекалку на увеличение собственного капитала. Однако брат Тихона Кузьма является совершенно иным, он с горечью раздумывает о том, что ожидает в дальнейшем Россию, его искренне огорчают невежество, крайняя бедность и отсталость крестьян.

Вариант 2

Как писатель Бунин известен тем, что он всегда старался показать жизнь, особенно крестьянскую, с её самых неприятных сторон. Подчёркивая эти стороны в своих произведениях, он старался показать, насколько бедна эта жизнь, и что надо что-то менять. Это что-то менялось от произведения к произведению.

Произведение “Деревня” повествует нам о судьбе двух братьев Красовых Кузьме и Тихоне, проживающих в деревне Дурновка. Но из-за чего то, их дороги разошлись. Кузьма пошёл работать по найму, а его брат арендовал постоялый двор, и открыл кабак, он даже выкупил барскую усадьбу у обнищавшего владельца, но это приносило ему мало счастья, так как он давно хотел детей, но его жена рожала всех детей мёртвыми, что очень сказалось на нём.

Вскоре он начал выпивать в том же кабаке. Достигнув преклонных лет, он понял, что нечего ему вспомнить о его жизни, нечего рассказать кому либо, он остался совсем один. Размышляя над этим, он вспоминает о своём брате и решает помириться с ним.

Кузьма же по характеру совершенно другой человек. Он старается развиваться как личность, совершенствуясь в литературе и прочих науках. Но увидев всю несправедливость жизни, он разочаровывается во всём, начинает пить, и опускается всё ниже и ниже. Его находит Тихон и предлагает ему жить в его усадьбе, на что-то с радостью соглашается. Однако спустя время в усадьбе ему становиться скучно, и он отправляется к брату, с просьбой помочь ему устроить свадьбу одного из деревенских жителей. Брат помогает ему с этим, на чём и заканчивается рассказ.

В рассказе автор показывает нам жизнь такой какая она есть. Жестокой, несправедливой, бедной на хорошие вещи, именно такой, какой её видят люди далёкие от заблуждений. За это и принято ценить данного автора. Он старается донести нам эту мысль, мысль бедности населения страны в то время. Я считаю, что именно это пытался донести до нас автор.

Образы братьев Красовых

Демонстрируя читателям личность Кузьмы Красова, Иван Алексеевич показывает в образе этого персонажа зарождающиеся качества новой психологии народа. Кузьма, раздумывая о лени и неразвитости обитателей села, приходит к выводу, что, помимо нелегких обстоятельств, и сами люди виновны в том, что они ведут едва ли не животное существование.

При этом Тихон, напротив, является человеком предусмотрительным и расчетливым, который всегда думает главным образом о собственном благе. Тихон прибегает к любым способам ради обогащения, но и его охватывает глубокое отчаяние, когда он размышляет о будущем родной страны.

Братья постоянно спорят между собой, и в их разговорах писатель показывает и темные, и светлые составляющие бытия мужиков, отражая полнейший упадок и деградацию мира крестьян. В последней части повести Тихон и Кузьма, жизненный путь которых уже приближается к завершению, испытывают настоящее отчаяние. Кузьма страдает от одиночества, а Тихон переживает из-за отсутствия наследников и крушения привычного для него деревенского уклада. Невзирая на всю несхожесть братьев, оба чувствуют себя лишними и никому не нужными в окружающей жизни.

Восприятие Буниным революционного движения

В данном произведении Иван Алексеевич дает четкую и объективную оценку современной ему России. Автор подчеркивает, что те, кого в те времена называли «бунтовщиками», являются неумными, ограниченными и грубыми людьми, не получившими никакого воспитания. По мнению Бунина, все их попытки каким-либо образом улучшить положение вещей обречены на провал, поскольку эти люди не могут ничего изменить в собственном сознании и мироощущении, которое остается застывшим и косным. Деревня, которую автор демонстрирует читателям, представляет собой весьма печальное зрелище.

Крестьянство в повести

Бунин откровенно демонстрирует все крайне неприятные качества, присущие мужикам, в частности, рукоприкладство по отношению к женам и детям, безжалостное обращение с животными, непрекращающееся злоупотребление алкоголем. Многие из жителей Дурновки абсолютно не осознают, что происходит вокруг них, они не в силах воспринять никаких новых впечатлений.

В селении обитает некий Серый, существующий в условиях полнейшей нищеты, несмотря на наличие у этого человека немалого количества земли. Не желая трудиться, крестьянин живет в нетопленной избе, а его дети опасаются света, привыкнув находиться в темноте.

В образе одной деревни автор представляет всю Россию. Иван Алексеевич полагает, что мужики способны лишь на стихийный бунт, который в любом случае не приведет ни к каким результатам. Бунин упоминает о том, что однажды обитатели уездных сел принялись протестовать, но их действия ограничились только сожжением нескольких усадеб.

Краткое содержание произведения «В деревне»:

В детстве я думал, что после рождественских праздников наступает весна. А вот в декабре ещё настоящая холодная и серая зима. В конце декабря в магазинах появлялись ёлочные игрушки, блестящие украшения. А на рынке было множество самих ёлок. В это время я ждал праздник и знал, что скоро отправлюсь в деревню на все каникулы. А, значит, начало весны буду встречать там.

Настал долгожданный день, когда приехал мой любимый папа, весь вечер я провёл рядом с ним. А засыпал в мечтах, что уже завтра мы отправимся в деревню.

Мне очень нравилось ехать на поезде мимо белоснежных полей. Вагон был полон людей, стоял шум.

Вот мы и прибыли на станцию. Дальше нас везла тройка лошадей. Вокруг было тихо. Я сидел в санях, откинувшись назад, и слышал лишь звуки колокольчика и стук лошадиных копыт. Лошади бежали быстро, а потом перешли на шаг. Кучер грозно махал хлыстом, и тройка снова ускорялась.

Настала ночь, и мы приехали в родную деревню. Я был доволен и наслаждался звёздным небом.

На утро я бегал по дому, рассматривая морозные узоры на окнах. Но настроение было весеннее и особенно радостное. После чая я отпросился у папы покататься на лыжах. Я вышел на свежий морозный воздух и встал на лыжи. Увидев сад, покрытый инеем, я захотел отправиться туда и поспешил в чащу. А с сада к пруду. У пруда мне нравилось трясти ветки ракиты и чувствовать, как иней осыпал моё лицо.

К обеду стало солнечно, я стал замечать капли с крыш. И думал лишь о том, что скоро весна. Я радовался природе, деревне, скорому наступлению весны! Все праздники я любовался деревней и приходом тепла.

Грустно было уезжать, но я знал, что скоро лето и я снова сюда вернусь. Папа говорил мне, что когда я вырасту, то пойму, что жить нужно ближе к природе, любить родную деревню и помогать деревенским людям в труде.

Когда мы проезжали по селу, я старался насмотреться на деревню. Я представлял, как весной даже простые избы будут выглядеть весело. Остановились, чтобы покормить лошадей, мы около кирпичного дома, где жила зажиточная семья. Мне нравилось входить в такие избы, ведь там особенная рабочая атмосфера, все трудятся.

Снова мы поехали по селу, а я всё любовался природой. Вот и выехали мы в поле. Я думал о том, что начались оттепели и представлял пробуждение природы от зимнего сна.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]