Loading…
У. Что вам известно о жизни и творчестве И. А. Бунина?
Д. и У. — Хорошо знал жизнь русского народа. Рос с крестьянскими детьми, от народа слышал много песен и рассказов. Совершил поездку по средней полосе России, знакомился с нищими, юродивыми.
— Занимала душа русского человека, славянина.
— Отразил печаль об уходящем прошлом России, традиции которой веками создавались и хранились деревней, крестьянством.
— Идеалом И. А. Бунина в прошлом была пора расцвета дворянской культуры, со временем утратившей бесчеловечный характер крепостничества. C сожалением писал о старой, уходящей России и со страхом смотрел на ростки нового.
— Возможность сохранения в России вековых традиций видел в сохранении деревни.
— Не верил в счастливые перемены в обществе.
— Считал, что «Россия сошла с ума» в октябре девятьсот семнадцатого. Вину за это возлагал на интеллигенцию и народ.
— Хранил память о смерти: «Каждое утро думай, что наступивший день есть последний день в твоей жизни; и каждый вечер — что наступающая ночь есть последняя ночь в твоей жизни».
— И. А. Бунина, наряду с А. П. Чеховым, считают величайшим мастером короткого рассказа. Писателей связывали крепкие дружеские отношения.
— Выступал как истинный художник: через художественные образы, не давая собственных моральных оценок, ставил важнейшие вопросы человеческого бытия.
— К своим произведениям относился крайне строго, мучился над ними, выправлял, часто вначале недооценивал их.
— Искал вдохновение в образах прошлого, черпал их из религиозно-литературных памятников древности.
— И. А. Бунин был «живописцем сложнейших человеческих чувств» (К. И. Чуковский).
— Стремился остановиться на красоте действительности, её деталях.
— В зрелый период творчества всё далее отходил от лично увиденного и пережитого и всё чаще сочинял.
— Начало произведений до предела сжато, энергично и упрощено.
— Художественная речь И. А. Бунина — образец взыскательного отношения к слову: внутренняя сосредоточенность и точность определений, отвращение к щегольству удачно сказанным словом.
— Не просто описывал природные явления, а сопровождал их эмоциональной оценкой, позволяющей уловить гармоничную взаимосвязь между природой и человеком.
— На примере творчества И. А. Бунина видно, что поэзия и проза на рубеже ХХ в. всё более сблизились. С одной стороны, он чувствовал музыку в прозе, с другой стороны, вносил в поэзию повествовательность, описательность, естественность речи, свойственные прозе.
— В поэзии явился продолжателем пушкинских традиций, не пытался внести в русский стих что-либо новое и чуждался новых достижений, сделанных другими.
«Антоновские яблоки»
Возможно прослушивание аудиозаписи рассказа в исполнении А. Филозова:
У. — Рассказ «Антоновские яблоки» И. А. Бунин задумал в 1891 г., но написал и издал его в 1900 г. с подзаголовком «Картины из книги “Эпитафии”».
— Вспомните, что такое эпитафия и чему был посвящён вышедший также в 1900 г. рассказ И. А. Бунина с таким названием?
Д. Эпитафия — это надгробная надпись. Рассказ был посвящён прошлому России, оскудению и запустению русской деревни.
У. — Рассказ «Антоновские яблоки» также проникнут печалью об уходящем прошлом России, трагическим чувством обречённости старого мира, близкого и родного писателю, с которым он был связан происхождением и воспитанием: «Дух этой среды, романтизированный моим воображением, казался мне тем прекраснее, что навеки исчезал на моих глазах».
— От чьего лица ведётся повествование?
Д. Сначала от лица мальчика, затем от лица взрослого человека — выросшего мальчика.
У. Какой глагол постоянно звучит в устах рассказчика?
Д. Помню.
У. Можно ли в этом рассказе выделить завязку, кульминацию, развитие действия, свойственные эпическому произведению?
Д. Нельзя. Описываются пришедшие на ум мысли рассказчика, его впечатления, отношение к ним, переживания…
У. — Характерной особенностью раннего прозаического творчества И. А. Бунина является присутствие лирического сюжета, в котором важны не события, а впечатления, особый элегический настрой. И. А. Бунин начал свой путь в литературе как поэт и порой чётко не разграничивал поэтическое и прозаическое творчество, нередко использовал в прозе образы из собственной лирики, даже любил печатать стихи и прозу под одной обложкой, подчёркивал их нераздельность. Вот почему рассказ «Антоновские яблоки» вызывал недоумение критиков-современников И. А. Бунина: «Описывается всё то, что попадает под руку».
— Свойством какого художественного направления является изображение мира в его подвижности, изменчивости?
Д. Свойством импрессионизма.
У. — Несмотря на то, что И. А. Бунин избегал всяческих уклонений от классического искусства, художественных нововведений, элементы импрессионизма присущи и ему. И хотя в рассказе «Антоновские яблоки» эпический сюжет как таковой не просматривается, рассказ очень тонко, гармонично организован.
— Какова зримая композиция рассказа?
Д. Автор разделил рассказ на четыре главы. Каждая глава — это отдельная картина прошлого:
1-я часть — детские воспоминания о сборе яблок;
2-я часть — описание зажиточной усадьбы тетки — Анны Герасимовны;
3-я часть — великолепные сцены охоты;
4-я часть — время разорения дворянства, конец его былого величия, жизнь мелкопоместных дворян.
У. — Читая этот рассказ, мы прослеживаем целую жизнь героя — с детства до его зрелости.
— Как хронологически выстроены главы рассказа?
Д. Последовательно описана осень:
1-я часть — «ранняя погожая осень», бабье лето.
2-я часть — «прозрачная, ледяная вода», «лиловый туман», «бирюзовое небо» — сентябрь.
3-я часть — «хмурые низкие тучи», «жидкое голубое небо», «ледяной ветер», «жидкие пепельные облака» — октябрь.
4-я часть — «пустые равнины», «обнажённый сад», первый снег — ноябрь.
У. Какое хронологическое единообразие, подчёркивающее естественное течение времени, просматривается и в композиции каждой части?
Д. Описываются события с утра до вечера.
У. С чем ассоциативно связаны периоды жизни героя?
Д. С состоянием природы:
— Детские воспоминания о сборе яблок — с «ранней погожей осенью», бабьим летом.
— Описание зажиточной усадьбы тётки — Анны Герасимовны — бодрящий сентябрь.
— Сцены охоты — с надвигающейся октябрьской непогодой.
— Время разорения, оскудения — с промозглым ноябрём, глубокой осенью.
У. Каковы объекты наблюдений писателя?
Д. Природа, люди, быт…
У. На чём сосредоточивает внимание автор при изображении природы?
Д. На цвете, запахах, звуках.
У. В пределах какого пространства протекает описываемое действие?
Д. В пределах помещичьей усадьбы, помещичьих владений.
У. — Мы видим строжайший план, следуя которому, И. А. Бунин сплетал кружево своего повествования, не позволяя себе упустить ни одной детали, отчего рассказ получился живописной картиной, до предела насыщенной зримыми, звуковыми, обонятельными образами.
— Следуя хронологической логике построения рассказа, последовательно выявим центральные образы природы, отражённой через цвета, запахи, звуки; образы людей; символические образы; определим ведущее настроение, связанное с ними, на каждом хронологическом отрезке.
В помощь учителю предлагается таблица. Дети должны последовательно приводить примеры, чтобы в результате работы обнаружилась композиционная стройность повествования.
Loading…
У. Какие социальные изменения отразил И. А. Бунин в рассказе «Антоновские яблоки»?
Д. Гибель поместного уклада, исчезновение целых сословий.
У. Обобщите ваши наблюдения и покажите, как это отражено в рассказе.
Д. В рассказе показаны судьбы конкретных людей, и это воспринимается как общая судьба всего дворянского сословия, всего крестьянства и всей России в целом. Сначала перед читателем предстаёт приусадебный сад необыкновенно красочным и волшебным, некой сказкой. Образ дома представлен во всём его великолепии. «Людный, светлый, прочный» — такими эпитетами наделяет лирический герой то место, где он живёт. А значит, и жизнь дворянства пока ничем не омрачена. Затем дома помещиков изображаются ветхими и почерневшими от времени, некоторые совсем развалившимися. Сад стал голым и пустынным. Эпитеты «старинный, затхлый, злосчастный, тоскливый» несут на себе оттенок упадка, дряхления. Нет больше дворянских гнезд. Деревня, где жил лирический герой, стала безлюдной и тихой, как никогда. Нет уже в ней веселья, квохтанья птиц, цветущего сада. Глаголы, употребляющиеся автором, — в прошедшем времени. Это ещё одно указание на уходящее прошлое.
У. Как в рассказе меркнет образ русского помещика?
Д. — Сначала показана тётка героя — Анна Герасимовна и её крепкий быт, сохранение традиций крепостного времени.
— Затем дан образ дядьки героя — бесшабашного Арсения Семеныча, «вышедшего из кабинета с арапником и револьвером, внезапно оглушающего залу выстрелом» и смеющегося. «Он высок ростом, худощав, но широкоплеч и строен, а лицом — красавец цыган. Глаза у него блестят дико, он очень ловок, в шёлковой малиновой рубахе, бархатных шароварах и длинных сапогах». Арсений Семенович декламирует стихи А. А. Фета о псовой охоте. Но жизнь дядьки обрывается трагически — он застрелился.
— Наконец изображён мелкопоместный дворянин, его «заспанное лицо татарского склада», простонародная одежда, хозяйственные хлопоты, недостаток средств. В итоге дана невыразительная картина: барин изображён покрытым хоботьём, «весь посеревший от него».
У. — «Бунин — одна из разновидностей “кающегося дворянина”. Только его раскаяние очень своеобразно… Именно это чувство общей вины, эта сопричастность греху, это отсутствие равнодушия и постороннего любопытства — именно это объясняет, почему страницы Бунина не производят оскорбительного впечатления и не возмущают против автора» (Ю. И. Айхенвальд).
— «Бунин, как мало кто до него в нашей литературе, знает житьё-бытьё, нужды, житейские расчёты и мечтания и мелкопоместного барина, часто стоящего уже на грани самой настоящей бедности, и “оголодавшего мужика”, и тучнеющего, набирающего силу сельского торгаша, и попа с причтом, и мещанина, скупщика или арендатора, шныряющего по деревням в чаянии “оборота”, и бедняка-учителя, и сельских властей, косцов. Он показывает быт, жильё, еду и одежду, ухватки и повадки всего этого разношёрстного люда в наглядности, порой близкой к натурализму, но как истинный художник всегда знает край, меру…» (А. Т. Твардовский).
— Как в зависимости от изменений уклада жизни меняется настроение лирического героя?
Д. В первой части всё спокойно и безмятежно. Эпоха дворянства ещё в самом расцвете, нет ни единого намека на то, что скоро произойдет её упадок. Лирический герой радуется всему, что окружает его в этот момент. Главный персонаж — мальчик — растёт, а эпоха дворянства постепенно приходит в упадок. Дух упадка и разорения дворянства угашает радость у людей, живших в то время. Третья глава — переломный момент в рассказе. Эпоха дворянства ещё не ушла, но постепенно завершается. Лирический герой чувствует себя разбитым и подавленным, его наполняет ощущение пустоты, тоски и одиночества. Рассказчик испытывает боль и трепетно переживает свои воспоминания.
У. — И. А. Бунина называли «птенцом, вылетевшим из дворянского гнезда, который пропел реквием усадебной жизни». Он говорил: «Печаль пространства, времени, формы преследует меня всю жизнь…» Современники автора не раз отмечали особый философский смысл в его произведениях.
— Как автор сумел совместить изображение внутреннего мира героя с описанием природы: образами, цветом, звуками, запахами?
Д. — В первой части небо — чистое и лазурное, преобладают золотой, красный, белый, лазурный цвета, «бриллиантовый» блеск. Все краски, выбранные автором для описания сада, очень тёплые, солнечные. Всё наполнено радостью, счастьем, ощущением праздника, любовью, верой в лучшее. Но от главы к главе краски меркнут, цвета становятся темнее: лиловый, грязно-жёлтый, синий. Небо теперь затянуто тучами, сквозь которые не пробивается солнечный свет, само оно «жидкое голубое», постоянно «сеет дождь». Постепенно преобладающим цветом становится чёрный — цвет траура и горя. Всё почернело вокруг: сад, листва, дом и небо. Описание сырости и холода, гамма тёмных цветов указывают нам на увядание и упадок дворянства. Светлый мир детства ушёл вместе с солнцем, а на смену ему пришло серое и скучное настоящее.
— Мерные звуки голосов домовитых мещан, квохтанье дроздов, стук ссыпаемых яблок, скрип ворот во второй части затихают. Слышны звонкие и резкие крики петухов и гусей. В третьей части звуки тявканья, лая, крика собак становятся жёсткими, нескончаемыми, раздражающими, пронзительными и нестройными. «Домашних» звуков больше не слышно. В чётвертой части «ветер звонит и гудит в дуло ружья».
— В первой части рассказа переданы ароматы опавшей листвы, яблок, мёда, кулеша, «душистого» дыма вишнёвых сучьев. Во второй части отмечается, что в доме «слышится» запах антоновских яблок. В третьей части запахи исчезают. Но в четвёртой как отблеск надежды упомянут запах дома и жилья.
У. — Счастье для И. А. Бунина — это полное слияние с природой. Счастье доступно лишь тем, кто проник в её тайны. Себя он относил к числу счастливых. Мастерство автора заключается в том, что благодаря этим тонким образам в нашем сознании складывается целостная картина. Мы в своём воображении видим, слышим, обоняем жизнь дворянской усадьбы, деревни, погружаясь вместе с автором в атмосферу, о которой рассказывает герой, проникаемся его чувствами светлой грусти, горечи утраты и одновременно чувством надежды.
— «Поэтизируя факты, (Бунин) не боится старых, но не стареющих ценностей мира, не стесняется петь то, на чём останавливались уже многие взоры, что воспевали уже многие чужие уста». «Поэт сдержанный, он не навязывает природе своих душевных состояний, он любит её за неё самоё: ведь это совсем не обязательно, чтобы она непременно и всегда соответствовала чему-нибудь человеческому. Бунин не хочет сказать больше, чем есть: у него, правдивого, слова отвечают явлениям, и оттого ему веришь, в нём не сомневаешься. Бережный и целомудренный, классик жизни, он не выдумывает, не сочиняет и не вносит себя туда, где можно обойтись и без него. Когда он говорит о себе, то это является внутренней необходимостью, и слово ему принадлежит по праву» (Ю. И. Айхенвальд).
— Проследите, как образ антоновских яблок пронизывает весь рассказ и концентрирует его смысл?
Д. 1-я глава — аромат, хруст, гулкий стук яблок.
2-я глава — «ядрёная антоновка», изобилие яблок, уют в доме от их запаха.
3-я глава — найденное в листве «забытое холодное и мокрое яблоко», которое кажется необыкновенно вкусным.
4-я глава — исчезновение запаха яблок.
У. — «Помимо густо наполняющих всё его сочинения запахов, присущих временам года, деревенскому циклу полевых и иных работ, запахов, знакомых нам и по описаниям других, — талого снега, весенней воды, цветов, травы, листвы, пашни, сена, хлебов, огородов и тому подобного, — Бунин слышит и запоминает ещё множество запахов, свойственных, так сказать, историческому времени, эпохе». «Эта сторона бунинской выразительности, сообщающая всему, о чём рассказывает писатель, особую натуральность и приметность…» (А. Т. Твардовский).
— Сделайте вывод, символом чего становятся антоновские яблоки в рассказе И. А. Бунина?
Д. Антоновские яблоки являются символом детства, достатка, устойчивого векового уклада крестьянской и помещичьей жизни, символом России, символом жизни вообще.
У. «Бунин не просто мастер необычайно точных и тонких запечатлений природы. Он великий знаток “механизма” человеческой памяти, в любую пору года и в любом нашем возрасте властно вызывающий в нашей душе канувшие в небытие часы и мгновения» (А. Т. Твардовский).
— Творчеству И. А. Бунина свойственна обдуманность и отделанность изложения, строгая красота словесной чеканки, выдержанный стиль, покорствующий тонким изгибам и оттенкам авторского замысла. Рассказы И. А. Бунина насыщены народной мудростью. В чём это выражено?
Д. Автор использует пословицы и поговорки, народные приметы:
— …«осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик».
— «Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: “Много тенётника на бабье лето — осень ядрёная”».
— «Ядрёная антоновка — к весёлому году».
У. — Концовка рассказа символична. Как она перекликается с началом?
Д. В начале — прохладная тишина утра, в конце — поздний вечер, когда «светятся в темноте зимней ночи окна флигеля». Это символический рассвет и закат дворянской жизни.
У. Какой многозначительный пунктуационный знак употребляется в начале и в конце рассказа?
Д. Многоточие. В начале оно придаёт характер воспоминаний, в конце — значение недосказанности и печали по ушедшей дворянской жизни, по исчезнувшей молодости.
У. И. А. Бунин «борется с конечностью мгновения… Борется с забвением, страстно уповая на Память. Борется со смертью как с таинством, в которое сердце отказывается верить» (О. В. Сливицкая).
Предварительный просмотр:
Урок литературы 11 класс.
« Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа
1). Выявить первые впечатления учащихся о прочитанном произведении;
2). Проследить за тем, как меняется возраст героя и вместе с ним восприятие мира;
3). Обратить внимание учащихся на интонацию светлой грусти, печали в рассказе;
4). Подвести к выводу, что данный рассказ широко включает в себя пейзажи, которые помогают наиболее глубоко понять внутреннее состояние героя, выражают ностальгию по ушедшему прошлому;
5). Рассмотреть образ природы, изображение мира людей, настроение героя-рассказчика, образы символы рассказа «Антоновские яблоки».
1). Развивать у учащихся навыки литературно-критического анализа произведения;
2).развивать у учащихся навык полного грамотного устного ответа;
3). Развивать умение делать выводы и обобщения.
1). Привить учащимся чувство прекрасного;
2). Воспитание культурного читателя;
письменной речи; интерес к истории языка и народа
Глава 3
Из нее мы узнаем о страсти писателя к охоте. Ведь она была популярным развлечением помещиков тех лет. Охота на волков позволяла сократить численность этого опасного хищника, который убивал домашний скот и мог напасть на человека. В компании таких же любителей охоты автор подстреливал волков или других животных и возвращался с трофеями домой к тетушке или останавливался на несколько дней у знакомого помещика.
Краткое содержание
«Антоновские яблоки» является олицетворением ностальгии, старины, детства. В символическом значении скрыт и смысл названия произведения. Рассказ собой представляет череду описания быта дворян, которые объединяются воспоминаниями главного лирического персонажа (рассказчика). Вначале ему почему-то представился золотистый сад, наступившая осень, сбор урожая яблок.
Всем этим заведовали хозяева, жившие в шалаше среди деревьев, по праздникам они устраивали огромную ярмарку. Сад был переполнен крестьянами, они просто поражали своим довольством: дети, парни и девушки — все хорошо относились друг к другу и к дворянам. Идиллию картины дополняют природные пейзажи, в финале этой части главный персонаж говорит: «Как росисто, прохладно и как хорошо жить на свете!».
Урожайный год в родовом имении рассказчика Выселки просто радует глаз: во всем довольство, везде радостные лица и достаток обычных мужиков. Главный герой и сам хотел бы быть крестьянином, не видя в этой судьбе каких-то проблем, а лишь крепкое здоровье и естественное единство с природой, а совершенно не унижение, малоземелье и нищету.
От быта крестьян он переходит к дворянам прежней эпохи крепостничества, когда помещикам еще отводилась основная роль в обществе. Примером является поместье тетушки Анны Герасимовны, в котором ощущалась и строгость, и богатство, и верность крестьян. Описание дома тоже как будто застыло в прошлом, даже общаются все лишь о былом времени, но в этом также можно проследить поэзию.
Об охоте, одном из популярных занятий помещиков, говорится отдельно. Арсений Семенович, который являлся шурином рассказчика, организовывал масштабные вылазки, часто по несколько суток.
Весь дом был переполнен людьми, собаками, дымом папирос, брагой. Примечательны воспоминания и разговоры об этом событии.
Главный герой видел эту забаву даже во сне, когда дремал на перинах в какой-то отдаленной спальне под иконами. Но и пропустить охоту также приятно, поскольку в старинной усадьбе везде журналы, картины, книги, смотря на которые навевается «странная и сладкая тоска».
Однако в жизни произошли изменения, существование стало «мелкопоместным» и «нищенским». Но и в нем еще находятся остатки прошлого величия, поэтические отзвуки прошедшего дворянского счастья.
Композиция и жанр
Жанр произведения — эпитафия, поскольку рассказ не имеет традиционной сюжетной линии. По сути, текст содержит только фрагментарное описание воспоминаний рассказчика.
Все моменты объединяются личностью лирического героя и его эмоциональным настроем. В произведении нет сюжетной динамики. Фабула заключается в накоплении разных воспоминаний, основной элемент для их появления — аромат яблок.
Рассказ имеет 4 части:
Рассказ был разделен на четыре части неспроста — так писатель показал жизненный цикл и наступление зрелого возраста вместо юности.
Краткий анализ
Год написания – 1900.
История создания – В 1891 г. И. Бунин гостил в усадьбе брата Евгения. Как-то, выйдя на улицу, писатель уловил запах антоновских яблок, который и напомнил о временах помещиков. Сам рассказ был написан только спустя 9 лет.
Тема – В повести можно выделить две темы: осень в деревне, вольная жизнь помещиков, наполненная романтикой деревенских просторов.
Композиция – Организация рассказа особенная, так как в нем очень слабо представлена событийная канва. Главную роль играют воспоминания, впечатления, философские размышления, основой для которых служат пейзажи.