История создания
Стихотворение написано в так называемый «петербургский период» жизни Пушкина. В это время поэт активно участвует в политической жизни страны и даже общается с декабристами. Он чувствует свою ответственность за то, что происходит в стране. Пушкину кажется, что именно сейчас всё можно изменить к лучшему — и он должен принять участие в этих изменениях. Поэт создаёт стихотворение «Деревня», в котором говорит всю правду о жестокости крепостного права и безысходности жизни крестьян.
Литературное направление: романтизм.
Литературный жанр: элегия.
Вид лирики: историческая, философская.
Сочинение на тему: Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Деревня»
Сочинение. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Деревня»
Стихотворение “Деревня” было написано Пушкиным в 1819 году, в так называемый “петербургский” период его творчества. Для поэта это было временем активного участия в общественно-политической жизни страны, посещения тайного союза декабристов, дружбы с Рылеевым, Луниным, Чаадаевым. Наиболее важными для Пушкина вопросами в этот период являлись общественное устройство России, социальная и политическая несвобода многих людей, деспотичность самодержавно-крепостнической системы управления… Так, стихотворение “Деревня” поэт посвящает проблеме крепостного права, волновавшей многих мыслящих людей того времени. Стихотворение имеет двухчастную композицию: первая часть (до слов “…но мысль ужасная…”) представляет собой идиллию, в то время как вторая — политическую декларацию, воззвание к сильным мира сего. Деревня для лирического героя — это, с одной стороны, “пустынный уголок”, некий идеальный мир, где царят тишина и гармония. В этом краю, “приюта спокойствия, трудов и вдохновенья”, герой обретает духовную свободу, предается “творческим думам”. Образы этой части стихотворения: “темный сад с его прохладой и цветами”, “светлые ручьи”, “нивы полосаты”, “в дали рассыпанные хаты”, “мельницы крылаты”, — несомненно, романтизированы, что создает идиллическую картину покоя и умиротворения. Но совсем другая сторона жизни в деревне открывается нам во второй части, где поэт безжалостно обличает безобразие социальных отношений, произвол помещиков и бесправное положение народа. “Барство дикое” и “рабство тощее”, основные образы этой части, воплощают “невежества убийственный позор”, всю неправильность и бесчеловечность крепостного права. Лирический герой отождествляемый с самим поэтом, называющий себя “другом человечества”, не приемлет этой несправедливости и беззакония, желает “тревожить сердца…” людей, обнажая бесчинства помещиков и безысходность жизни крестьян, мечтает увидеть “народ неугнетенный” и “отечество свободы просвещенной”. Мир же, окружающий героя, полный жестокости и насилия, мир, где одни “тягостный ярем до гроба влекут”, а другие, “не видя слез, не внемля стона”, “присвоили себе и труд, и собственность, и время земледельца”, выглядит особенно безобразно на фоне прекрасной, гармоничной природы, царства “счастья и забвенья”. Таким образом создается контраст между двумя частями стихотворения, позволяющий с особой силой выявить идею ущербности, невозможности существования крепостного права. Поэтом используется и множество изобразительно-выразительных средств языка. В первой части они создают романтическую и умиротворенную атмосферу: “льется дней моих поток”, “мельницы крылатые”, “озер лазурные равнины”, “мирный шум дубрав”, “тишина полей”. А во второй части изобразительные средства используются поэтом, чтобы с наибольшей яркостью обличить безобразие социального строя: “…насильственной лозой”, “чуждый плуг”, “измученные рабы”, “неумолимый владелец”. Кроме того, последние семь строк стихотворения наполнены риторическими вопросами и восклицаниями, ибо имеют характер воззвания к окружающим, выражают возмущение лирического героя и его нежелание мириться с несправедливым устройством общества. Размер стихотворения — шестистопный ямб. Рифма — как мужская, так и женская, как перекрестная, так и кольцевая: Приветствую тебя, пустынный уголок (ясенская), Приют спокойствия, трудов и вдохновенья (мужская), Где льется дней моих невидимый поток (ж.) На лоне счастья и забвенья (м.) (перекрестная рифма а-б-а-б). Я твой — люблю сей темный сад С его прохладой и цветами, Сей луг, уставленный душистыми скирдами, Где светлые ручьи в кустарниках шумят (кольцевая рифма а-б-б-а).
novstudent.ru | 22.10.2012
Тема
Лирический герой приветствует деревню, прославляет её и утверждает превосходство этого прекрасного природного уголка над светской жизнью, шумными и глупыми пирами. Герой описывает красоты деревни — сады с цветами и луга с ручьями, озёра, холмы, поля и дома. Именно здесь лирический герой ищет истину, учится не роптать, принимать закон, сочувствовать людям и воздерживаться от зависти. Именно в деревне к нему приходит та вековая мудрость, которую несут ему «оракулы веков» (аллегорический образ, синонимичный образу музы).
Однако лирического героя поражает контраст между прекрасной природой деревни и ужасающим невежеством, царящим в ней. Барство утвердило свои права насилием, и крепостные становятся безмолвными рабами.
Лирический герой жалуется на недостаток красноречия: он хотел бы уметь сказать о проблеме так, чтобы царь отменил крепостное право и началась новая — свободная — жизнь.
Стихи про деревню
Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь, Сенокос некошеный, Лес да монастырь.
Избы забоченились, А и всех-то пять. Крыши их запенились В заревую гать.
Под соломой-ризою Выструги стропил, Ветер плесень сизую Солнцем окропил.
В окна бьют без промаха Вороны крылом, Как метель, черемуха Машет рукавом.
Уж не сказ ли в прутнике Жисть твоя и быль, Что под вечер путнику Нашептал ковыль?
Я снова здесь, в семье родной (стих Есенина о детстве и деревне)
Я снова здесь, в семье родной, Мой край, задумчивый и нежный! Кудрявый сумрак за горой Рукою машет белоснежной.
Седины пасмурного дня Плывут всклокоченные мимо, И грусть вечерняя меня Волнует непреодолимо.
Над куполом церковных глав Тень от зари упала ниже. О други игрищ и забав, Уж я вас больше не увижу!
В забвенье канули года, Вослед и вы ушли куда-то. И лишь по-прежнему вода Шумит за мельницей крылатой.
И часто я в вечерней мгле, Под звон надломленной осоки, Молюсь дымящейся земле О невозвратных и далеких.
Ветхая избенка (Есенин)
Ветхая избенка Горя и забот, Часто плачет вьюга У твоих ворот.
Часто раздаются За твоей стеной Жалобы на бедность, Песни звук глухой.
Все поют про горе, Про тяжелый гнет, Про нужду лихую И голодный год.
Нет веселых песен Во стенах твоих, Потому что горе Заглушает их.
Деревня (Некрасов)
Люблю я вечером к деревне подъезжать, Над старой церковью глазами провожать Ворон играющую стаю; Среди больших полей, заповедных лугов, На тихих берегах заливов и прудов, Люблю прислушиваться лаю
Собак недремлющих, мычанью тяжких стад, Люблю заброшенный и запустелый сад И лип незыблемые тени; Не дрогнет воздуха стеклянная волна; Стоишь и слушаешь — и грудь упоена Блаженством безмятежной лени…
Задумчиво глядишь на лица мужиков — И понимаешь их; предаться сам готов Их бедному, простому быту… Идет к колодезю старуха за водой; Высокий шест скрипит и гнется; чередой Подходят лошади к корыту…
Вот песню затянул проезжий… Грустный Но лихо вскрикнул он — и только слышен стук Колес его телеги тряской; Выходит девушка на низкое крыльцо — И на зарю глядит… и круглое лицо Зарделось алой, яркой краской.
Качаясь медленно, с пригорка, за селом, Огромные возы спускаются гуськом С пахучей данью пышной нивы; За конопляником, зеленым и густым, . Бегут, одетые туманом голубым, Степей широкие разливы.
Та степь — конца ей нет… раскинулась, лежит., Струистый ветерок бежит, не пробежит… Земля томится, небо млеет… И леса длинного подернутся бока Багрянцем золотым, и ропщет он слегка, И утихает, и синеет…
И снилося мне, что осенней порой (Бунин)
… И снилося мне, что осенней порой В холодную ночь я вернулся домой. По тёмной дороге прошёл я один К знакомой усадьбе, к родному селу… Трещали обмёрзшие сучья лозин От бурного ветра на старом валу… Деревня спала… И со страхом, как вор, Вошёл я в пустынный, покинутый двор.
И сжалося сердце от боли во мне, Когда я кругом поглядел при огне! Навис потолок, обвалились углы, Повсюду скрипят под ногами полы И пахнет печами… Заброшен, забыт, Навеки забыт он, родимый наш дом! Зачем же я здесь? Что осталося в нём, И если осталось — о чём говорит?
И снилося мне, что всю ночь я ходил По саду, где ветер кружился и выл, Искал я отцом посажённую ель, Тех комнат искал, где сбиралась семья, Где мама качала мою колыбель И с нежною грустью ласкала меня, — С безумной тоскою кого-то я звал, И сад обнажённый гудел и стонал…
Есть в России деревеньки
Есть в России деревеньки, Что от мира далеки. Потихоньку, помаленьку В них стареют старики. *** Детство – где-то за рекою, Юность в сумерках живет… Кто их поит? Кто их кормит? Кто им песенки поёт? *** Только дождь, заблудший в лето, Птичий говор в тишине, Только небо зимним светом, Да герани на окне. *** Но не въелось горе в лица, И тоски тяжелой нет: Видно, что-то все же снится, Что-то доброе, как свет. *** Видно, нам во грех не ставят. Что не чувствуем греха, И иссохшими перстами Крестят нас издалека.
А я и не скрываю, что из деревни родом
А я и не скрываю, что из деревни родом, Что бегала по лужам я в детстве босиком. За десять километров, в любую непогоду, С детьми ходила в школу, туда-сюда, пешком.
А я и не скрываю, что из деревни родом, Что деревянной ложкой хлебала суп и щи. И способом надёжным, проверенным, народным, Лечила меня мама на «огненной» печи.
А я и не скрываю, что из деревни родом, Ходила за грибами в соседние леса, И ощущала счастье, душа моя, свободу, Когда, упав на травы, глядела в небеса.
А я и не скрываю, что из деревни родом, Что в бедности, в работе, пришлось когда-то жить, Но только научили, прожитые там годы, Любви и уважению, и труд людей ценить.
А я и не скрываю, что из деревни родом, Скажу вам без кокетства, что этим я горжусь! И чувствую душою, что я — дитя природы… Пусть даже деревенщиной меня считают, пусть.
А я и не скрываю, что из деревни родом, Теперь таких закатов мне видеть не пришлось. И не сотрут из памяти деревню мою годы. Спасибо тебе, Господи, что жить там довелось.
А я и не скрываю, что из деревни родом, Так значит принимайте такой, какая есть. Меняться я не стану кому-то там в угоду. Родилась я в деревне, и мне хвала и честь.
Моё село родное
Моё село родное, Мой дом возле реки. Вода совсем уж рядом Течёт, шумит, блестит. И яркие стрекозы Над камышом снуют. Так радует картина, А на душе – уют! Видны холмы зеленые. Деревья там растут, Лисицы, волки, зайцы – все обитают тут, Село моё любимое! Тебе уж 200 лет! Но для меня на свете Чудесней края нет!
Тропы и фигуры речи
Эпитеты: «пустынный уголок», «роскошные пиры», «мирный шум», «праздность вольную».
Метафоры: «дней моих невидимый поток»; «на праздность вольную», «подругу размышленья».
Аллегория: «оракулы веков».
Архаические слова: «витийства грозный дар» (витийство здесь — красноречие).
Повторы: и, на, здесь.
Риторический вопрос: «Почто в груди моей горит бесплодный жар / И не дан мне судьбой витийства грозный дар?», «И над отечеством свободы просвещённой / Взойдёт ли наконец прекрасная заря?».
Риторическое восклицание: «Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!», «О, если б голос мой умел сердца тревожить!».
Риторическое обращение: «о друзья».
Сочинение на тему: Стихотворение А. С. Пушкина «Деревня»
_________________________________________________________________________________________________ Сочинение. Стихотворение А. С. Пушкина «Деревня»
Стихотворение “Деревня” относится к ранним произведениям Пушкина и является примером вольнолюбивой лирики поэта. После окончания лицея молодой Пушкин поселился вместе с родителями в доме на Фонтанке и с головой окунулся в суетливую столичную жизнь. Все было интересно юному поэту: балы, дружеские сборища, театр и, конечно же, поэзия. В стихах Пушкина той поры — молодость, любовь, дружба и идеи свободы. Он — автор оды “Вольность”, автор обличительных эпиграмм. Уже в первые послелицейские годы за Пушкиным утвердилась слава певца свободы и противника самодержавия. Чтобы отдохнуть от сует столичной жизни, которая очень скоро стала тяготить поэта, “на лоне мирной тишины”, Пушкин летом 1819 года едет в Михайловское, родовое имение своих родителей. Природу, к тиши которой так стремился поэт, в Михайловском он нашел, но предаваться на ее лоне покою, расслабиться он не смог, потому что очень остро ощутил здесь, в Михайловском, и другое: жестокость помещичьего произвола и тягость неволи крепостного народа. Увиденное Пушкин воплотил в стихотворении “Деревня”, в ней — все его мысли и чувства. Стихотворение состоит из двух частей. Тема и настроение первой части резко отличается от темы и настроения второй, но, несмотря на это, части тесно связаны между собой. Их роднит и объединяет заложенная в стихотворении идея. Начинается стихотворение описанием мирной деревенской жизни. От этих строк веет тишиной, покоем и прохладой: Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льется дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья! С любовью и очень подробно передает поэт окружающий его пейзаж Михайловского, ничего не ускользает от его пытливого взгляда: люблю сей темный сад С его прохладой и цветами, Сей луг, уставленный душистыми скирдами, Где светлые ручьи в кустарниках шумят; Везде передо мной подвижные картины: Здесь вижу двух озер лазурные равнины, Где парус рыбаря белеет иногда, За ними ряд холмов и нивы полосаты, Вдали рассыпанные хаты, На влажных берегах бродящие стада, Овины дымные и мельницы крылаты; Везде следы довольства и труда… Первые дни в Михайловском Пушкин, отдыхая от всех утомительных условностей городского быта, с упоением наслаждается обретенной свободой. Здесь же размышляет юный поэт над окружающей его действительностью и над смыслом своего существования. Но постепенно глаз его начинают “резать” узкие полоски полей, обшарпанные хаты крестьян, голодные глаза крестьянских детей. С гениальной прозорливостью поэта за внешним покоем и благополучием Пушкин видит и другую сторону деревенской жизни. И это увиденное до глубины души возмущает его отзывчивое на всякую несправедливость сердце. Так рождается вторая часть стихотворения: Но мысль ужасная здесь душу омрачает: Среди цветущих нив и гор Друг человечества печально замечает Везде невежества убийственный позор. Не видя слез, не внемля стона, На пагубу людей избранное судьбой, Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца. Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца. В этой части стихотворения тон авторской речи резко меняется. В словах поэта — гнев и негодование. Пушкин яростно изобличает и осуждает барское насилие над трудом крепостного народа. Тем более это возмущает поэта, что совсем недавно этот так бедствующий теперь народ принес его стране победу в Отечественной войне 1812 года. Пушкин страдает, что он ничего не может сделать для обездоленного и угнетенного народа при помощи своей лиры, еще задумчивой и безмятежной по-юношески. Поэт упрекает себя за “бесплодный жар” своих прежних стихов: О, если б голос мой умел сердца тревожить! Почто в груди моей горит бесплодный жар, И не дан мне судьбой витийства грозный дар? В заключительных строках стихотворение — раздумье автора. И еще, мне кажется, сомнения насчет того, преобразится ли когда-нибудь мир, падут ли когда-нибудь оковы рабства, станет ли народ свободным: Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?