Анализ стихотворения Пушкина «Деревня»: идейное содержание, композиция, средства ыразительности

История создания

А.С.Пушкин начал писать произведение в 1819 году. Первая половина XIX века связана с усилением недовольства среди населения, требовавшего отмену крепостного права, поэтому многие литературные деятели затрагивали тему рабства в своих произведениях. Стихотворение «Деревня» также находится среди них.

Первоначальную версию произведения Пушкин отказался публиковать, ведь всегда подходил к созданию стихотворений с трепетом перфекциониста. В 1825 году поэт решил напечатать своё доработанное творение, однако из-за недавно произошедших событий в России, которые заставили властей ожесточить цензуру (восстание декабристов в 1825 году), в текст пришлось вносить поправки. В 1826 году стихотворение было опубликовано под названием «Уединение». «Полная версия» произведения была опубликована лишь в 1829 году.

История создания стихотворения

Как было отмечено выше, стихотворение относится ко второму, петербургскому периоду творчества поэта и было написано в 1819 году. Активная общественно-политическая жизнь, тайные встречи с декабристами, общение с Чаадаевым и Рылеевым – все повлияло на тематику стихотворения «Деревня». Анализ пушкинского стихотворения включает высказывания поэта о деспотизме самодержавия, о политической и социальной несвободе людей, о бесчеловечности крепостничества.

Жанр, направление, размер

  • В произведении нельзя выделить один конкретный жанр. В нём присутствует и послание (обращение к деревне), и элегия (размышления о жизни, грустные рассуждения о современном обществе, ярко выраженная тоска лирического героя).
  • Также нельзя однозначно определить направление. Романтизм в произведении ощущается с первых строк: герой идеализирует природу, осуждает общество и презирает цивилизацию. Он находит себя в уединении, подробно останавливается на состоянии своего внутреннего мира. В то же время автор делает акцент на социальной проблематике, не свойственной романтизму. Он подробно описывает проблемы крепостной России и делает это без прикрас, останавливаясь на самых зверских проявлениях «барства дикого». Это признаки реализма. Произведение относится и к пейзажной лирике (описание картин сельской природы), и к философской (размышления о нелегком положении крестьян, о сущности жизни, о свободе). Чаще всего такие произведения относят к вольнолюбивой лирике.
  • Стихотворение «Деревня» написано шестистопным ямбом, в нём отчетливо прослеживаются все виды рифмовки: перекрестная, кольцевая, параллельная.

Композиция и стихотворный размер

Стихотворение написано в форме ораторского выступления, в котором поэт высказывает мысли и идеи прогрессивных людей своего времени. Начинается повествование обращением к деревенским красотам и описанием идиллии. Подобное вступление абсолютно соответствует ораторской речи. Продолжая развивать свои мысли в выбранном стиле, поэт одинаково выстраивает вторую и третью строфы. Этот же прием он использует и во второй части, начиная строфы со слова «здесь». Обилие восклицательных и вопросительных предложений также определено ораторским стилем. Пушкин неспроста обращается к подобному композиционному построению. Его стихотворение — призыв не только по содержанию, но и по форме. Это открытое выступление, которое требует устранения возникшей столетия назад несправедливости.

Структурный анализ произведения «Деревня» Пушкина позволяет заключить, что стихотворение написано шестистопным ямбом, чередующимся с четырехстопным. Рифмовка перекрестная, мужская рифма (1-я, 3-я строки) чередуется с женской (2-я, 4-я строки).

Композиция

По смыслу стихотворение «Деревня» можно разделить на две части.

  1. В первой лирический герой наслаждается встречей с любимым «пустынным уголком», восхищается красотой «мирных» пейзажей. Он бродит по знакомым местам, обращает внимание на каждую деталь, чувствует все запахи, слышит все звуки. В этом крае лирический герой обретает душевную гармонию. Он избавляется от суеты, шумных балов, встреч и наедине с природой постигает великие истины бытия («Учуся в истине блаженство находить»).
  2. Во второй части стихотворения лирический герой говорит о том, какая мысль омрачает его душу. «Среди цветущих нив и гор» невозможно не заметить убогую жизнь крестьян, их вечные страдания. Безвольные, невежественные, порабощенные, они вынуждены работать на других людей, не имея права ни на собственное мнение, ни на надежды, ни на достойные условия жизни. В конце произведения звучит отчаянный возглас поэта. Он мечтает застать те дни, когда «по манию царя» рабство покинет этот уголок, и наступит свободная, счастливая жизнь для этих бедных людей.

Образы и символы

Произведения А.С.Пушкина насыщено многими образами и символами.

  • Так, в центре произведения находится многозначный образ русской деревни
    . Для лирического героя это не только воплощение душевной гармонии, восхищение красоты природы, умиротворение, открытие истин, но и отражение страшной страницы истории России – рабства. Среди пейзажных видов невозможно не разглядеть нищету крестьян, вынужденных усердно трудиться во благо «барства дикого». Их безвольной жизни нельзя не сочувствовать, не сострадать. Поэтому лирический герой испытывает внутреннее противоречие, находясь в «приюте трудов и вдохновения», но видя вокруг несправедливость, горе и страх.
  • Образ лирического героя
    раскрывается в его мировоззренческой позиции — «друг человечества». Он — совестливый и добродетельный поэт, который даже не верит в то, что наделен даром слова, ведь его строки бессильны против тирании. Его чуткое сердце страдает от того, что вокруг царит несправедливость. Но он не только сожалеет, он пытается исправить ошибки общества, направляя все силы размышления на создание мощного призыва, который разбудит людей и вынудит их отказаться от рабства. Он жертвует забавами и наслаждениями, чтобы направить все силы на работу. Таким образом, лирический герой посвящает свою лиру народу, и в его готовность посвятить себя общественным нуждам является прекрасным мотивирующим примером для дворянства того времени. Недаром Пушкина так любили декабристы и так боялся царь.
  • Образ «барства дикого»
    представлен во всей красе: это люди без чести и совести, равнодушные к горю других. Они растлевают крестьянских девушек «для прихоти бесчувственной», а их братьев и отцов принуждают к труду, который истощает их силы. Но владелец неумолим, и судьбы народа его не волнуют, он присвоил его, как делает это разбойник.
  • Образ крестьянства
    нарисован мрачными красками: «рабство тощее», «невежества убийственный позор», «тягостный ярем до гроба все влекут». Люди лишены воли, не имеют прав даже на надежду, ведь в любой момент барская прихоть может перечеркнуть их жизнь. В такой атмосфере безнадежности нет стимула к чему-то стремиться, поэтому само крестьянство не может спасти себя из плена. «Толпы измученных рабов» обречены на вымирание.
  • Образ России
    обладает подчеркнутой двойственностью. С одной стороны, город, где процветают пороки и суета. Забавы приравниваются к заблуждениям, и иллюзорность света автор подчеркнул упоминанием Цирцеи — героини древнегреческой легенды, которая обманом удерживала знаменитого Одиссея в своем плену. Эту Россию он противопоставляет другой — деревенской, где «барство дикое» помыкает «тощим рабством» и распространяет нищету, невежество, оскудение на русских землях. Автор отчетливо показывает взаимосвязь двух миров: пока в одном цветет незаслуженная праздность, в другом надрывается от непосильной ноши трудовой народ.

Темы, настроения, проблемы

В стихотворении «Деревня» А.С.Пушкина есть многогранная тематика и злободневная проблематика.

  1. Основная тема — двойственность деревенской жизни
    . С одной стороны, там красиво и отрадно, с другой — бедно и мрачно. Довольство природы противостоит нужде ограбленных крестьян. Все результаты их труда скапливаются у господ и растрачиваются в их бесконечной мотовской игре. Автор описал все стороны жизни российской глубинки и столкнул ее противоречия в одной элегии.
  2. С самых первых строк ощущается неразрывная связь человека и природы
    . Лирический герой обретает гармонию с собой среди спокойных пейзажей, среди родных видов. Именно они пробуждают его творческие силы. Деревенскую красоту он противопоставляет городской суете и делает вывод, что его место в глубинке, где он может свободно мыслить и творить. Если природа дает, то цивилизация в образе города забирает, если в деревне поэт находит свою музу и внемлет оракулам, то за ее пределами он связан условностями общества и ослеплен его иллюзиями.
  3. Окружающая обстановка настраивает его на философские размышления. Он думает об истинах жизни: нельзя завидовать глупцу, необходимо жить и мыслить свободно, никогда не внимать роптанью «толпы непросвещенной» (раскрывается темы свободы, поэта и толпы
    ). Герой, находясь наедине с собой, освобождается от предрассудков и заблуждений. Он обретает мудрость и силу, чтобы достучаться до людей.
  4. Во второй части стихотворения поднимается основная проблема – рабство и тирания
    , сковавшие деревню. Лирический герой описывает ужасы безвольной жизни зависимого человека, беззаконие и порочность его владельца. Он сострадает крестьянину, но находит, что этого недостаточно. Он понимает, что решение проблемы нужно искать даже не в поэзии, которая бессильна повлиять на всех, а в политике. Он призывает монарха повлиять на ситуацию, но сомневается, что доживет до этого дня.
  5. Еще одна важная проблема — бессилие поэта и поэзии
    . Автор с горечью признает, что ему не дано достучаться до людей и помочь рабам освободиться. Он сетует на «бесплодный жар», который разгорелся в его душе, и жалеет о своей неспособности решить общественные проблемы даром убеждения. Только тяжелая рука монарха может сотворить перемены, но будет ли на то его воля? Едва ли.
  6. Настроение
    в стихотворении двойственное: в первой части оно наполнено радостью открытий и внутреннего преображения, а во второй оно пропитано сочувствием и сожалением: не только об участи крестьян, но и о собственной беспомощности.

Анализ стихотворения Пушкина «Деревня»

В стихотворении «Деревня» Пушкин выражает своё недовольство по отношению к крепостному праву. Для более яркого и резкого подчёркивания всей несправедливости и жестокости крепостного права Пушкин в построении стихотворения использует приём противопоставления. Первая часть стихотворения содержит светлую, мирную картину деревни. Выражая большую любовь и теплоту, Пушкин передаёт здесь свои мысли о деревенской природе, о тишине, располагающей его к занятиям наукой и поэзией. Всё это вызывает в поэте прилив творческой энергии, нравственно его очищает. Далее мы наблюдаем резкий переход ко второй части стихотворения, в которой Пушкин с возмущением говорит о бесправном положении угнетённого крепостниками крестьянства.

Называя себя «другом человечества», Пушкин доносит до читателя строки о «диком барстве», которое насильно «присвоило себе и труд, и собственность, и время земледельца». Основой беспощадной эксплуатации крестьянства послужило хозяйство и благополучие господствующего класса в феодально-крепостническом государстве.

Всё это задевает поэта до глубины души, и результатом становятся горькие слова: «О, если б голос мой умел сердца тревожить!» Он жаждет увидеть «народ неугнетённый» и взошедшую над его страной «прекрасную зарю свободы просвещённой».

Стихотворение «Деревня» в целом представляет собой горячую речь поэта-гражданина, яро выражающего взгляды и чувства людей того времени. Достигается это использованием ряда поэтических приёмов. Стихотворение начинается с обращения к деревне, что вполне присуще ораторской речи. Во второй и третьей строфах построение совпадает: «Я твой: я променял… Я твой: люблю сей тёмный сад…» Во второй части стихотворения использован тот же ораторский приём повторения: «Здесь барство дикое… Здесь рабство тощее… Здесь тягостный ярем… Здесь девы юные…». К ораторским приёмам относится и наличие в конце стихотворения восклицательных и вопросительных предложений.

Первая часть стихотворения отличается спокойной, ровной, дружественной интонацией речи. Поэтом тщательно подбираются эпитеты, прекрасно передающие красоту сельской природы. Деревня для Пушкина – «приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Он любит «мирный шум дубров», «тишину полей», «тёмный сад с его прохладой и цветами», «луг, уставленный душистыми скирдами», «двух озёр лазурные равнины». Каждый эпитет либо красочный («двух озёр лазурные равнины»; «нивы полосаты»), либо эмоционально-оценочный («праздность вольную», «свободною душой»).

Во второй части интонация изменяется. Речь приобретает взволнованный вид. Поэтом подбираются меткие эпитеты, он даёт выразительную речевую характеристику: «барство дикое», «на пагубу людей избранное судьбой», «неумолимого владельца».

Влияние классицизма отчётливо заметно и в стихотворении «Деревня», оно наблюдается в тоне речи – приподнятом, ораторском, в использовании славянизмов (сей, лоно, рыбаря, тягостный ярем и др.), античных образов («двор цирцей», «оракулы веков»).

Вместе со статьёй «Анализ стихотворения Пушкина «Деревня» читают:

Анализ стихотворения Пушкина «Пророк»

Основная идея

Главная мысль стихотворения – осуждение крепостного права и обличение устройства российского общества. Лирический герой сочувствует крестьянину, который вынужден до гроба нести свое тяжкое бремя, изнемогать в постоянных работах на своего владельца. Он наблюдает за тем, как увеличиваются эти «толпы измученных рабов». Герой с грустью смотрит на состояние жизни простого народа, стремится голосом своим «сердца» встревожить, но все напрасно: либо он не наделен таким даром, либо сами люди глухи к пророку, ведь наслаждения и заблуждения города не дают им подумать о судьбе страны.

Смысл авторской позиции понять несложно: Пушкин намеренно хвалит деревню, где так хорошо думать и творить. Это намек на то, что элита просто не видит жизни России, не вылезая из шикарных палат. Только на лоне природы можно прислушаться к себе и понять, куда стоит направить свои силы и возможности. Там же человек может наглядно рассмотреть, как живется обреченному на нищету трудовому крестьянству. Все эти условия и впечатления эффективнее поэтического слова докажут необходимость перемен.

Средства выразительности

В стихотворении «Деревня» А.С.Пушкин использовал различные тропы, без которых невозможен подробный разбор произведения.

  • Основное средство художественной выразительности – контраст. В начале произведения поэт рисует мирные картины природы в деревне, которые вдохновляют его на создание произведений, а затем он описывает «темную» часть своего уголка – рабство. В последней части появляются страшные картины жизни крепостных людей, изображен их нелегкий труд.
  • Широко распространены антитезы: «барство дикое» сталкивается с «рабством тощим», довольство и изобилие природы противопоставляется позорной нужде, в которой живут крестьяне.
  • В этих частях особое внимание следует уделить эпитетам: «мирный шум дубров» и «рабство тощее», «светлые ручьи» и «толпы измученных рабов».
  • Поэт также использует олицетворение: шумят ручьи, везде «подвижные картины».
  • Столь же распространены метафоры: деревня – «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», «мельницы крылаты», «лоно счастья и забвенья».

Автор: Анастасия Сметанова

Средства художественной выразительности

Главным средством художественной выразительности в «Деревне» является антитеза – она помогает раскрыть замысел автора. Первую часть Пушкин оформляет так, что читатель погружается в атмосферу спокойствия. Это создается благодаря эпитетам: «мирный шум», «тишина полей», «лазурные равнины».

Вторая часть произведения более эмоциональна, Пушкин недоволен и даже возмущен сложившейся ситуацией. Отсюда вытекает много слов с яркой эмоциональной окраской, преимущественно эпитетов: «барство дикое», «неумолимый владелец», «пагуб людей», «тягостный ярем». С помощью анафоры (во второй части стихотворения строки несколько раз начинаются со слова «Здесь») Александр Сергеевич пытается перечислить все, чем он недоволен, выразить все безобразие, которое наблюдает.

Автор: Полина Батраева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]