Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» по плану

История создания

«Молитва» написана М.Ю. Лермонтовым в 1839 году.
Осень и зиму 1839-1840 гг. Лермонтов провёл в Петербурге. Он был уже популярен и его часто приглашали на вечера в светские салоны.

На одном из вечеров у Карамзиных он познакомился с Марией Алексеевной Щербатовой. Ему очень понравилась молодая и красивая вдова, поэт также произвёл на неё большое впечатление. Они часто и подолгу беседовали.

А.О. Смирнова-Россет вспоминала, как при ней Лермонтов пожаловался Щербатовой на тоску, которая охватывает его временами. В ответ Мария Алексеевна спросила, молится ли он в такие моменты, на что Лермонтов сказал, что забыл все молитвы. Щербатова тут же прочитала ему «Богородицу». Поэт отошёл, а к концу вечера преподнёс Марии Алексеевне стихотворение «Молитва».

Это произведение быстро обрело популярность, но опубликовано было уже после смерти автора. Белинский назвал его одним из наиболее значимых в творческом багаже поэта.

История создания стихотворения Молитва

Лермонтов «Молитва». История создания.

Стихотворение «Молитва», написанное в
1939
году, Лермонтов посвятил княгине Марии Щербатовой. Эта необыкновенная женщина вдохновила его на создание нескольких замечательных лирических текстов. По воспоминаниям современников была красива, умна не по летам, изучала литературу и искусство. В ее доме любил бывать М.Глинка, написавший впоследствии романс на эти стихи, сама княгиня часто посещала литературный салон у Карамзиных. Ей исполнилось
19
лет, а Лермонтову 25, когда они познакомились. Мария уже овдовела, пробыв замужем около года, а Лермонтов вернулся из кавказской ссылки. С ее именем связана история дуэли поэта с сыном французского посла Эмилем де Барантом, которого взбесило явное предпочтение красавицей Лермонтова. На поединке барон стрелял первым, но промахнулся, а Лермонтов хладнокровно выстрелил в воздух. Несмотря на бескровный исход, дело было предано огласке. Поэт попал под арест и опять был сослан на Кавказ. Княгиня Щербатова высоко оценила талант Лермонтова, он, не любивший литературные чтения в светских салонах, сделал для нее исключение. Однажды, он прочитал «Демона», которого в течение многих лет переосмысливал и переписывал. Мария Алексеевна была тронута и восхищена совершенством поэмы, но и обеспокоена мрачностью содержания. Она впоследствии взяла с Лермонтова обещание обращаться к молитве, если ему будет тоскливо. Видимо, поэт сдержал данное слово, что нашло отклик в проникновенном поэтическом послании. Сложно объяснить странное название. Молитвами называются веками освященные послания верующих к Богу, а не поэтические восторженные тексты. Но в литературе встречаются произведения, напоминающие отдельными чертами христианские молитвы и написанные глубоко верующими людьми. Но Лермонтова сложно отнести к таким людям. В его творчестве часто присутствовали демонические образы и мятежный дух. Елизавета Алексеевна Арсеньева переживала за внука, ежедневно молились за него, считая, что он одержим проклятым наследием по отцовской линии – родством с шотландским средневековым чернокнижником Томасом Лермонтом. Она с гордостью показывала знакомым текст «Молитвы», говоря, что Мишеньку зря называют безбожником. В поэзии Лермонтова чувствовалось влияние западноевропейской романтической поэзии, прежде всего Байрона. Тем не менее он написал: «…не Байрон, я другой», назвав себя гонимым странником, но с «русскою душой». Эта русская душа проявилась в интонации стихотворения, которая подобно церковному песнопению проникнута умиротворением и благодатью, объединяет романтические и православные мотивы. Меняется чувство грусти, ранее оно было сродни отчаянию и безысходности, теперь грусть светлая, легкая. Ранее Лермонтовым было написано два текста с таким же названием. Но в «Молитве»
1829
года поэт признается, что он далек от божественного провидения, ему близки земные страстные порывы, жажда творчества, и своими «грешными песнями» молится не Богу. В
1837
году обращается в стихотворении с молитвой к Богородице, но просит не за свою «пустынную» душу странника, а за невинную деву, достойную счастья и покоя. В стихотворении
1839
г. с психологической тонкостью передано состояние духовной просветленности лирического героя после чтения чудесной молитвы, обладающей благодатной силой живых слов и магнетической силой, дающей успокоение. Белинский, оценив это стихотворение, написал, что мятежная поэтическая душа, изливавшая «безотрадные, леденящие сердце человеческое» слова, породила «молитвенную, елейную мелодию надежды, примирения и блаженства жизни» самой жизнью.

Тематика

Переживая состояние душевного кризиса, лирический герой обращается за помощью к Богу. Он молит о том, чтобы ему был ниспослан покой и утешение.

В стихотворении нет текста молитвы, но автор прекрасно описывает благотворное воздействие «созвучий слов живых» после которых ему «и верится, и плачется, и так легко, легко…».

У каждого человека случаются трудные периоды в жизни. Непонимание окружающих и одиночество усиливают отчаяние, печаль, смятение. Как справиться с этим тяжёлым грузом? В надежде обрести душевный покой лирический герой произведения обращается к молитве. В ней – «в созвучьи слов живых» – он обретает утешение.

Контрольная работа по лирике М,Ю.Лермонтова в 10 классетест по русскому языку (10 класс) по теме

Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова

Прочитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва» и выполните задания

  1. К какому типу лирики относится стихотворение «Молитва»?
  1. Пейзажная лирика
  2. Философская лирика
  3. Любовная лирика
  4. Вольнолюбивая лирика
  1. Ведущей в стихотворении является тема:
  1. Спасительной силы слова, поэзии, искусства
  2. Родины
  3. Дружбы
  4. Свободы
  1. Как называется синтаксический приём, использованный Лермонтовым в строке: «И так легко, легко…»?
  1. Риторическое восклицание
  2. Синтаксический параллелизм
  3. Антитеза
  4. Повтор
  1. В какой строфе стихотворения употребляется слово «молитва»
  1. В первой
  2. Во второй
  3. В третьей
  4. Такой строфы в стихотворении нет
  1. Лирический герой стихотворения
  1. В трудные минуты жизни обращается к молитве
  2. В трудные минуты жизни старается уснуть
  3. Отчаялся и ни в чём не может найти душевной опоры
  4. Мечтает о забвенье
  1. Назовите художественно-выразительное средство, использованное в следующих словосочетаниях: «в минуту трудную», «молитву чудную», «святая прелесть»
  2. Выпишите словосочетание из второй строфы, являющееся синонимом к слову молитва
  3. Укажите название художественно-выразительного средства, использованного в словосочетаниях: «дышит прелесть», «бремя скатится», «слов живых»
  4. Определите размер, которым написано стихотворение
  5. Как молитва в стихотворении М.Ю.Лермонтова помогает лирическому герою обрести душевную лёгкость?

Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова

Прочитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Ангел» и выполните задания

  1. К какому типу лирики относится стихотворение «Ангел»?
  1. Гражданская лирика
  2. Философская лирика
  3. Пейзажная лирика
  4. Любовная лирика
  1. Ведущей в стихотворении является тема:
  1. Любви
  2. Родины
  3. Песни
  4. Судьбы
  1. Как называется использованное М.Ю.Лермонтовым художественно-выразительное средство, с помощью которого поэт выражает своё отношение к песне ангела: «тихую песню», «той песне святой»?
  1. Метафора
  2. Эпитет
  3. Олицетворение
  4. Сравнение
  1. В какой строфе рассказывается о том, что пел ангел?
  1. В первой
  2. Во второй
  3. В третьей
  4. В последней
  1. Герой-повествователь рассказывает об ангеле, нёсшем в мир душу младую, который
  1. Несёт свою песню людям
  2. Боится людей и поэтому не хочет, чтобы его кто-либо слышал
  3. Заискивает перед Богом и поэтому притворяется
  4. Гордится собой
  1. В строке «О Боге великом он пел, и хвала/ Его непритворна была…» использовано повторение однородных согласных звуков, придающее данному литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность. Назовите это фонетическое средство
  2. Выпишите слово, которое в стихотворении характеризует «песни земли»
  3. Укажите название художественно-выразительного средства, использованного в следующих словосочетаниях: «звук песни», «звуков небес»
  4. Определите размер, которым написано стихотворение
  5. Как песня, которую поёт ангел, его характеризует в стихотворении М.Ю.Лермонтова?

Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова

Прочитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» и выполните задания

  1. К какому типу лирики относится стихотворение «Ангел»?
  1. Гражданская лирика
  2. Вольнолюбивая лирика
  3. Пейзажная лирика
  4. Философская лирика
  1. Ведущей в стихотворении является тема:
  1. Любви
  2. Родины
  3. Одиночества
  4. Свободы
  1. Как называется фонетический приём, использованный М.Ю.Лермонтовым в следующих строках: «Тогда смиряется души моей тревога, / Тогда расходятся морщины на челе…»?
  1. Анафора
  2. Эпифора
  3. Аллитерация
  4. Ассонанс
  1. Сколько в стихотворении предложений?
  1. Одно
  2. Два
  3. Три
  4. Четыре
  1. Лирический герой стихотворения
  1. Не может быть счастливым
  2. Может обрести счастье на земле при определённых обстоятельствах
  3. Забыл, что такое счастье
  4. Мечтает о счастье после смерти
  1. В строке «Из-под куста мне ландыш серебристый/ Приветливо качает головой…» использована стилистическая фигура, состоящая в нарушении обычного порядка слов в предложении. Назовите эту стилистическую фигуру
  2. Выпишите устаревшее слово, употреблённое поэтом в четвёртой строфе стихотворения
  3. Укажите название художественно-выразительного средства, использованного в следующих словосочетаниях: «желтеющая нива», «румяным вечером», «смутный сон»
  4. Определите размер, которым написано стихотворение
  5. Когда лирический герой может постигнуть счастье на земле?

Идея

Идея произведения – изображение сложного и противоречивого внутреннего мира лирического героя.

Современники отмечали, что у Лермонтова был нелёгкий характер. Он и сам признавал, что его характер позже служил причиной частых недопониманий в отношениях с другими людьми и приносил моральные страдания ему самому.

Тема одиночества, его размышления о жизни, желание найти понимание и облегчить своё душевное состояние нашли отражение и в других произведениях поэта.

Художественное своеобразие произведения

К особенностям этого произведения можно отнести то, что автор сумел передать суть молитвы, не называя её. Читатель не знает, какую именно молитву имел в виду автор, но в то же время ясно чувствуется торжественность момента обращения лирического героя к Богу. В частности этому способствует высокопарная лексика: «молитва чудная», «сила благодатная» и др.

Торжественность повествования усиливает также звукопись – в первой строфе множественное употребление слов со звуком «у» придаёт ей оттенок церковного звучания.

Произведение, являясь светским по написанию, – в нём не используется церковно-славянская лексика, – в то же время оно передаёт высокое религиозное чувство, охватившее лирического героя.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва»

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва»

Это маленькое стихотворение — рассказ о самом сокровенном: о молитве, о той минуте, когда человек, не находя опоры в себе, в жизни, обращается к Богу. Что он хочет найти? и что находит?

Главные слова стихотворения — «молитва чудная», «сила благодатная», «святая прелесть» — связаны с верой, с христианской традицией. Кажется, нам понятно слово «благодатная». Но то же ли это самое, что «Земля благодатная»? В Толковом словаре Д.Н. Ушакова значение этого слова — «полный благ, довольства, счастья; радующий». Однако для русского верующего человека прошлого века это слово значило неизмеримо больше. Дело в том, что «благодать» — это божественная сила, с помощью которой совершается спасение человека. Благодать — это обещание спасения души. Для спасения же к божественному дару человек должен прибавить свою веру, своё покаяние. Поэтому «сила благодатная» — это сила, несущая человеку надежду на спасение. Слово «благодатная» как бы отмечает кульминацию в лирической композиции стихотворения, знаменует переход от тьмы к свету.

Начало стихотворения довольно мрачное: трудная минута, в сердце — грусть…Ощущение печали, тяжести подчёркнуто глаголом «теснится». В такую минуту обращаются к Богу — «одну молитву чудную твержу я наизусть…» Поэт не называет, какую молитву. Остаётся тайна. Для самого поэта тайной является сила воздействия живых слов молитвы: «есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная , святая прелесть в них». Основную смысловую нагрузку здесь несут на себе эпитеты.

Если первая строфа — это описание состояния души лирического героя, его обращения к молитве, а вторая — описание силы и прелести живых слов этой молитвы, то третья строфа — рассказывает об ответе на молитву, о том, что приносит человеку «сила благодатная»: уходят тоска и томленье, их сменяют вера, надежда, слёзы облегчения.

Вместе с поэтом мы переживаем (со — переживаем) это движение души от тоски и грусти — к надежде и вере. В стихотворении всё живёт и меняется вместе с этим движением: окраска слов и звуков, ритм.

Отметим антонимичные противопоставления в первой и третьей строфах: трудную -легко, теснится грудь — бремя скатится.

От первой к последней строфе меняется и звуковой фон стихотворения. В первой строфе звуковой фон создаётся повторяющимся [у] (даже во всех четырёх рифмах — ударный [у]). Для многих этот звук тёмный, ночной. Тяжёлый трёхстопный ямб (не пропущено ни одно из двенадцати ударений) подчёркивает ощущение томления и грусти лирического героя.

Но как всё преображается под действием «слов живых»! В последней строфе сильнее всего звучат совсем другие гласные — открытые [а], [э]. Изменился и ритм: во второй и третьей строках не по три, а по два ударения — строчки стали «легче», они как будто бы «взлетают». Всё это позволяет нам не только понять, но и пережить вместе с поэтом чувство облегчения, покоя.

Даже синтаксические конструкции подчинены общему движению и передают его. Сначала это несколько личных предложений — они описывают состояние души и силу и прелесть слов, обращённых к Богу. Но глагол в форме 1-го лица всего один — я твержу. Это и есть единственное действие лирического героя: он твердит молитву — всё остальное происходит с ним: действие живых слов вне его воли. Две последние итоговые строчки — предложения безличные: «и верится» (ср.: «я стал верить»), «и плачется» (ср.: «я плачу») и «так легко, легко» (слова категории состояния).Через синтаксис передаётся авторское ощущение существования двух разных сфер: человеческого и высшего, божественного.

Всё произведение — это описание единого порыва души и её меняющегося состояния. Стихотворение «Молитва» могло быть навеяно даже не собственными переживаниями поэта, но он облёк их в столь искренние, воодушевляющие слова, которые заставляют и читателя ощутить сопричастность этому порыву души.

Значение произведения

Стихотворение «Молитва» можно назвать истоком религиозно-философской лирики. Эту традицию позже продолжили А. Блок и С. Есенин.

Написанное ясным и простым языком, «Молитва» стала поистине народным произведением. Почти на протяжении двух веков романс М. Глинки на слова Лермонтова пользовался огромной популярностью в самых разных слоях общества, он до сих пор находится в классическом репертуаре многих оперных певцов. Другие композиторы также писали свою музыку к этому произведению.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]