История создания
«Молитва» написана М.Ю. Лермонтовым в 1839 году.
Осень и зиму 1839-1840 гг. Лермонтов провёл в Петербурге. Он был уже популярен и его часто приглашали на вечера в светские салоны.
На одном из вечеров у Карамзиных он познакомился с Марией Алексеевной Щербатовой. Ему очень понравилась молодая и красивая вдова, поэт также произвёл на неё большое впечатление. Они часто и подолгу беседовали.
А.О. Смирнова-Россет вспоминала, как при ней Лермонтов пожаловался Щербатовой на тоску, которая охватывает его временами. В ответ Мария Алексеевна спросила, молится ли он в такие моменты, на что Лермонтов сказал, что забыл все молитвы. Щербатова тут же прочитала ему «Богородицу». Поэт отошёл, а к концу вечера преподнёс Марии Алексеевне стихотворение «Молитва».
Это произведение быстро обрело популярность, но опубликовано было уже после смерти автора. Белинский назвал его одним из наиболее значимых в творческом багаже поэта.
История создания стихотворения Молитва
Лермонтов «Молитва». История создания.
Стихотворение «Молитва», написанное в
1939
году, Лермонтов посвятил княгине Марии Щербатовой. Эта необыкновенная женщина вдохновила его на создание нескольких замечательных лирических текстов. По воспоминаниям современников была красива, умна не по летам, изучала литературу и искусство. В ее доме любил бывать М.Глинка, написавший впоследствии романс на эти стихи, сама княгиня часто посещала литературный салон у Карамзиных. Ей исполнилось
19
лет, а Лермонтову 25, когда они познакомились. Мария уже овдовела, пробыв замужем около года, а Лермонтов вернулся из кавказской ссылки. С ее именем связана история дуэли поэта с сыном французского посла Эмилем де Барантом, которого взбесило явное предпочтение красавицей Лермонтова. На поединке барон стрелял первым, но промахнулся, а Лермонтов хладнокровно выстрелил в воздух. Несмотря на бескровный исход, дело было предано огласке. Поэт попал под арест и опять был сослан на Кавказ. Княгиня Щербатова высоко оценила талант Лермонтова, он, не любивший литературные чтения в светских салонах, сделал для нее исключение. Однажды, он прочитал «Демона», которого в течение многих лет переосмысливал и переписывал. Мария Алексеевна была тронута и восхищена совершенством поэмы, но и обеспокоена мрачностью содержания. Она впоследствии взяла с Лермонтова обещание обращаться к молитве, если ему будет тоскливо. Видимо, поэт сдержал данное слово, что нашло отклик в проникновенном поэтическом послании. Сложно объяснить странное название. Молитвами называются веками освященные послания верующих к Богу, а не поэтические восторженные тексты. Но в литературе встречаются произведения, напоминающие отдельными чертами христианские молитвы и написанные глубоко верующими людьми. Но Лермонтова сложно отнести к таким людям. В его творчестве часто присутствовали демонические образы и мятежный дух. Елизавета Алексеевна Арсеньева переживала за внука, ежедневно молились за него, считая, что он одержим проклятым наследием по отцовской линии – родством с шотландским средневековым чернокнижником Томасом Лермонтом. Она с гордостью показывала знакомым текст «Молитвы», говоря, что Мишеньку зря называют безбожником. В поэзии Лермонтова чувствовалось влияние западноевропейской романтической поэзии, прежде всего Байрона. Тем не менее он написал: «…не Байрон, я другой», назвав себя гонимым странником, но с «русскою душой». Эта русская душа проявилась в интонации стихотворения, которая подобно церковному песнопению проникнута умиротворением и благодатью, объединяет романтические и православные мотивы. Меняется чувство грусти, ранее оно было сродни отчаянию и безысходности, теперь грусть светлая, легкая. Ранее Лермонтовым было написано два текста с таким же названием. Но в «Молитве»
1829
года поэт признается, что он далек от божественного провидения, ему близки земные страстные порывы, жажда творчества, и своими «грешными песнями» молится не Богу. В
1837
году обращается в стихотворении с молитвой к Богородице, но просит не за свою «пустынную» душу странника, а за невинную деву, достойную счастья и покоя. В стихотворении
1839
г. с психологической тонкостью передано состояние духовной просветленности лирического героя после чтения чудесной молитвы, обладающей благодатной силой живых слов и магнетической силой, дающей успокоение. Белинский, оценив это стихотворение, написал, что мятежная поэтическая душа, изливавшая «безотрадные, леденящие сердце человеческое» слова, породила «молитвенную, елейную мелодию надежды, примирения и блаженства жизни» самой жизнью.
Тематика
Переживая состояние душевного кризиса, лирический герой обращается за помощью к Богу. Он молит о том, чтобы ему был ниспослан покой и утешение.
В стихотворении нет текста молитвы, но автор прекрасно описывает благотворное воздействие «созвучий слов живых» после которых ему «и верится, и плачется, и так легко, легко…».
У каждого человека случаются трудные периоды в жизни. Непонимание окружающих и одиночество усиливают отчаяние, печаль, смятение. Как справиться с этим тяжёлым грузом? В надежде обрести душевный покой лирический герой произведения обращается к молитве. В ней – «в созвучьи слов живых» – он обретает утешение.
Контрольная работа по лирике М,Ю.Лермонтова в 10 классетест по русскому языку (10 класс) по теме
Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова
Прочитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва» и выполните задания
- К какому типу лирики относится стихотворение «Молитва»?
- Пейзажная лирика
- Философская лирика
- Любовная лирика
- Вольнолюбивая лирика
- Ведущей в стихотворении является тема:
- Спасительной силы слова, поэзии, искусства
- Родины
- Дружбы
- Свободы
- Как называется синтаксический приём, использованный Лермонтовым в строке: «И так легко, легко…»?
- Риторическое восклицание
- Синтаксический параллелизм
- Антитеза
- Повтор
- В какой строфе стихотворения употребляется слово «молитва»
- В первой
- Во второй
- В третьей
- Такой строфы в стихотворении нет
- Лирический герой стихотворения
- В трудные минуты жизни обращается к молитве
- В трудные минуты жизни старается уснуть
- Отчаялся и ни в чём не может найти душевной опоры
- Мечтает о забвенье
- Назовите художественно-выразительное средство, использованное в следующих словосочетаниях: «в минуту трудную», «молитву чудную», «святая прелесть»
- Выпишите словосочетание из второй строфы, являющееся синонимом к слову молитва
- Укажите название художественно-выразительного средства, использованного в словосочетаниях: «дышит прелесть», «бремя скатится», «слов живых»
- Определите размер, которым написано стихотворение
- Как молитва в стихотворении М.Ю.Лермонтова помогает лирическому герою обрести душевную лёгкость?
Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова
Прочитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Ангел» и выполните задания
- К какому типу лирики относится стихотворение «Ангел»?
- Гражданская лирика
- Философская лирика
- Пейзажная лирика
- Любовная лирика
- Ведущей в стихотворении является тема:
- Любви
- Родины
- Песни
- Судьбы
- Как называется использованное М.Ю.Лермонтовым художественно-выразительное средство, с помощью которого поэт выражает своё отношение к песне ангела: «тихую песню», «той песне святой»?
- Метафора
- Эпитет
- Олицетворение
- Сравнение
- В какой строфе рассказывается о том, что пел ангел?
- В первой
- Во второй
- В третьей
- В последней
- Герой-повествователь рассказывает об ангеле, нёсшем в мир душу младую, который
- Несёт свою песню людям
- Боится людей и поэтому не хочет, чтобы его кто-либо слышал
- Заискивает перед Богом и поэтому притворяется
- Гордится собой
- В строке «О Боге великом он пел, и хвала/ Его непритворна была…» использовано повторение однородных согласных звуков, придающее данному литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность. Назовите это фонетическое средство
- Выпишите слово, которое в стихотворении характеризует «песни земли»
- Укажите название художественно-выразительного средства, использованного в следующих словосочетаниях: «звук песни», «звуков небес»
- Определите размер, которым написано стихотворение
- Как песня, которую поёт ангел, его характеризует в стихотворении М.Ю.Лермонтова?
Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова
Прочитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» и выполните задания
- К какому типу лирики относится стихотворение «Ангел»?
- Гражданская лирика
- Вольнолюбивая лирика
- Пейзажная лирика
- Философская лирика
- Ведущей в стихотворении является тема:
- Любви
- Родины
- Одиночества
- Свободы
- Как называется фонетический приём, использованный М.Ю.Лермонтовым в следующих строках: «Тогда смиряется души моей тревога, / Тогда расходятся морщины на челе…»?
- Анафора
- Эпифора
- Аллитерация
- Ассонанс
- Сколько в стихотворении предложений?
- Одно
- Два
- Три
- Четыре
- Лирический герой стихотворения
- Не может быть счастливым
- Может обрести счастье на земле при определённых обстоятельствах
- Забыл, что такое счастье
- Мечтает о счастье после смерти
- В строке «Из-под куста мне ландыш серебристый/ Приветливо качает головой…» использована стилистическая фигура, состоящая в нарушении обычного порядка слов в предложении. Назовите эту стилистическую фигуру
- Выпишите устаревшее слово, употреблённое поэтом в четвёртой строфе стихотворения
- Укажите название художественно-выразительного средства, использованного в следующих словосочетаниях: «желтеющая нива», «румяным вечером», «смутный сон»
- Определите размер, которым написано стихотворение
- Когда лирический герой может постигнуть счастье на земле?
Идея
Идея произведения – изображение сложного и противоречивого внутреннего мира лирического героя.
Современники отмечали, что у Лермонтова был нелёгкий характер. Он и сам признавал, что его характер позже служил причиной частых недопониманий в отношениях с другими людьми и приносил моральные страдания ему самому.
Тема одиночества, его размышления о жизни, желание найти понимание и облегчить своё душевное состояние нашли отражение и в других произведениях поэта.
Художественное своеобразие произведения
К особенностям этого произведения можно отнести то, что автор сумел передать суть молитвы, не называя её. Читатель не знает, какую именно молитву имел в виду автор, но в то же время ясно чувствуется торжественность момента обращения лирического героя к Богу. В частности этому способствует высокопарная лексика: «молитва чудная», «сила благодатная» и др.
Торжественность повествования усиливает также звукопись – в первой строфе множественное употребление слов со звуком «у» придаёт ей оттенок церковного звучания.
Произведение, являясь светским по написанию, – в нём не используется церковно-славянская лексика, – в то же время оно передаёт высокое религиозное чувство, охватившее лирического героя.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва»
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва»
Это маленькое стихотворение — рассказ о самом сокровенном: о молитве, о той минуте, когда человек, не находя опоры в себе, в жизни, обращается к Богу. Что он хочет найти? и что находит?
Главные слова стихотворения — «молитва чудная», «сила благодатная», «святая прелесть» — связаны с верой, с христианской традицией. Кажется, нам понятно слово «благодатная». Но то же ли это самое, что «Земля благодатная»? В Толковом словаре Д.Н. Ушакова значение этого слова — «полный благ, довольства, счастья; радующий». Однако для русского верующего человека прошлого века это слово значило неизмеримо больше. Дело в том, что «благодать» — это божественная сила, с помощью которой совершается спасение человека. Благодать — это обещание спасения души. Для спасения же к божественному дару человек должен прибавить свою веру, своё покаяние. Поэтому «сила благодатная» — это сила, несущая человеку надежду на спасение. Слово «благодатная» как бы отмечает кульминацию в лирической композиции стихотворения, знаменует переход от тьмы к свету.
Начало стихотворения довольно мрачное: трудная минута, в сердце — грусть…Ощущение печали, тяжести подчёркнуто глаголом «теснится». В такую минуту обращаются к Богу — «одну молитву чудную твержу я наизусть…» Поэт не называет, какую молитву. Остаётся тайна. Для самого поэта тайной является сила воздействия живых слов молитвы: «есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная , святая прелесть в них». Основную смысловую нагрузку здесь несут на себе эпитеты.
Если первая строфа — это описание состояния души лирического героя, его обращения к молитве, а вторая — описание силы и прелести живых слов этой молитвы, то третья строфа — рассказывает об ответе на молитву, о том, что приносит человеку «сила благодатная»: уходят тоска и томленье, их сменяют вера, надежда, слёзы облегчения.
Вместе с поэтом мы переживаем (со — переживаем) это движение души от тоски и грусти — к надежде и вере. В стихотворении всё живёт и меняется вместе с этим движением: окраска слов и звуков, ритм.
Отметим антонимичные противопоставления в первой и третьей строфах: трудную -легко, теснится грудь — бремя скатится.
От первой к последней строфе меняется и звуковой фон стихотворения. В первой строфе звуковой фон создаётся повторяющимся [у] (даже во всех четырёх рифмах — ударный [у]). Для многих этот звук тёмный, ночной. Тяжёлый трёхстопный ямб (не пропущено ни одно из двенадцати ударений) подчёркивает ощущение томления и грусти лирического героя.
Но как всё преображается под действием «слов живых»! В последней строфе сильнее всего звучат совсем другие гласные — открытые [а], [э]. Изменился и ритм: во второй и третьей строках не по три, а по два ударения — строчки стали «легче», они как будто бы «взлетают». Всё это позволяет нам не только понять, но и пережить вместе с поэтом чувство облегчения, покоя.
Даже синтаксические конструкции подчинены общему движению и передают его. Сначала это несколько личных предложений — они описывают состояние души и силу и прелесть слов, обращённых к Богу. Но глагол в форме 1-го лица всего один — я твержу. Это и есть единственное действие лирического героя: он твердит молитву — всё остальное происходит с ним: действие живых слов вне его воли. Две последние итоговые строчки — предложения безличные: «и верится» (ср.: «я стал верить»), «и плачется» (ср.: «я плачу») и «так легко, легко» (слова категории состояния).Через синтаксис передаётся авторское ощущение существования двух разных сфер: человеческого и высшего, божественного.
Всё произведение — это описание единого порыва души и её меняющегося состояния. Стихотворение «Молитва» могло быть навеяно даже не собственными переживаниями поэта, но он облёк их в столь искренние, воодушевляющие слова, которые заставляют и читателя ощутить сопричастность этому порыву души.
Значение произведения
Стихотворение «Молитва» можно назвать истоком религиозно-философской лирики. Эту традицию позже продолжили А. Блок и С. Есенин.
Написанное ясным и простым языком, «Молитва» стала поистине народным произведением. Почти на протяжении двух веков романс М. Глинки на слова Лермонтова пользовался огромной популярностью в самых разных слоях общества, он до сих пор находится в классическом репертуаре многих оперных певцов. Другие композиторы также писали свою музыку к этому произведению.