Как Илья Ильич становится «Обломовым»?
Роман Гончарова «Обломов» необходимо перечитывать всякий раз, когда человеком начинает овладевать чрезмерная лень и мечтательность. Очень часто люди бывают излишне снисходительны к себе, поэтому не обращают внимания на маленькие и большие слабости, которым поддаются. И постепенно лень и апатия начинают все больше и больше действовать на человека А достаточно один раз допустить, чтобы такие негативные качества оказались сильнее, чтобы потом справиться с ними было очень и очень трудно.
Именно так и произошло с главным героем романа «Обломов». Илья Ильич от природы не был деятельным и активным человеком. Хотя, безусловно, у него были все предпосылки для того, чтобы не прозябать, лежа на диване, а стремиться хотя бы к чему-нибудь. Юный Илья Ильич был умен, образован. Казалось бы, перед ним открывается блестящее будущее. И как он сам этим будущим распорядился? Крайне неразумно и недальновидно. Он просто-напросто зарыл в землю все свои таланты. Немудрено, что в дальнейшем они не дали никаких всходов, так как не было абсолютно никаких условий для роста и дальнейшего развития всех хороших качеств и способностей.
Вспомним детство Ильи Ильича. Безусловно, детство его можно с полным правом назвать очень счастливым периодом. Мальчик был окружен всеобщей любовью и заботой. Обычно счастливые и жизнерадостные дети вырастают в очень активных людей, не желающих превращать свою жизнь в однообразное и серое существование. Но с Обломовым все получилось несколько иначе. С детства мальчик был лишен необходимой свободы, которая очень нужна для оптимального развития личности. Каждый человек в детстве является настоящим первопроходцем, открывающим для себя все новое. А маленький Илья был испорчен чрезмерно навязчивой заботой, ему не было позволено проявлять какую-либо свободу.
Мать героя «отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребенка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией». Можно легко себе представить, каким вырастет ребенок, которому в детстве было запрещено проявлять свою волю. Постепенно у него начинает пропадать интерес к познанию нового. А ведь жизнь человеческая так коротка, поэтому дорог каждый миг.
Илья Ильич был лишен необходимости заботиться о своем пропитании, поэтому он ни к чему не стремился. Он знал, что ему не стоит бояться голодной смерти, а все остальное очень мало волновало его. Если бы он родился в бедной семье, с детства видел бы перед собой постоянный труд близких людей, то он, возможно, иначе бы относился к жизни вообще. Обломов очень беззаботен и беспечен. В юности подобные качества можно простить, но по мере взросления человека должна появиться ответственность за собственную судьбу. Между тем сам Илья Ильич абсолютно ни к чему не стремится, поэтому не несет абсолютно никакой ответственности за свою жизнь. Он ведет себя так, будто ему все безразлично.
И постепенно ему действительно все становится безразлично. В детстве Илья очень любил слушать сказки няни. И, очевидно, настолько близок и понятен для него был сказочный вымысел, что по мере взросления никак не может он избавиться от своей совершенно ненужной и никчемной мечтательности. «Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта неискренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессильно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка…»
Очень многие люди любят мечтать, но это качество может быть как позитивным, так и негативным. Мечта может помочь человеку идти вперед, добиваться нового, совершать удивительные открытия. Одним словом, мечта может подтолкнуть к совершению активных действий. Но в другом случае мечта может оказаться единственным достижением, на которое оказывается способен человек. И это самое плохое. В таком случае мечта оказывается деструктивным фактором, который мешает человеку двигаться вперед и развиваться оптимальным образом. Именно так и произошло с Обломовым. Он проводит дни в бесплодных мечтаниях, ни о чем более не задумываясь. «Его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы».
Обломов Илья Ильич подменяет реальную жизнь вымышленной. Постепенно он теряет силы, потому что бездействие подтачивает человека изнутри, делает его слабым и безвольным. Можно сказать, что Илья Ильич от природы обладает слабым характером, и именно это является его главной трагедией. Но, с другой стороны, характер человека формируется в столкновении с трудностями. А именно трудностей больше всего боялся и избегал Илья Ильич. Он сознательно делает все возможное, чтобы превратить свою жизнь в безмятежно-ленивый сон. Достаточно вспомнить его отношение к службе. Илья Ильич хотел бы, чтобы служба была чем-то вроде необязательного и необременительного занятия. Если бы дело обстояло именно так, без сомнения, он охотно ходил бы на службу. Но при столкновении с действительностью Илья Ильич понял, что служба требует значительных сил, которые он совсем не готов был тратить на нее.
Интересно то, как Гончаров характеризует взгляды Обломова: «Жизнь в его глазах разделилась на две половины: одна состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая — из покоя и мирного веселья. От этого главное поприще — служба на первых порах озадачила его самым неприятным образом».
На самом деле служба необходима каждому человеку как средство самовыражения. Обязанности, за которые нужно нести ответственность, дисциплинируют человека, не дают ему распускаться, да к тому же наполняют жизнь смыслом. Обломов же любой ценой старается освободить себя от обязанностей. Он стремится к отдыху и удовольствиям, не сознавая, что на самом деле отдых хорош и приятен только после выполненных дел. Илья Ильич не готов нести ответственность за свои поступки. И первая же неудача показывает это. Достаточно вспомнить, что однажды Илья Ильич ошибся и отправил важные документы не в тот город. Когда стали искать виновного, «Обломов не дожидался заслуженной кары, ушел домой и прислал медицинское свидетельство».
В медицинском свидетельстве было сказано, что Обломов очень серьезно болен, поэтому ему необходимо «воздержание от умственного занятия и всякой деятельности». Обломов очень ловко ушел от ответственности, он просто покинул свою службу с намерением никогда туда не возвращаться, то есть ушел в отставку. И этот поступок очень ярко характеризует его личностные качества. Обломов даже не попытался найти себе какой-либо интерес в работе, был напуган трудностями.
Существенно ли Обломов отличается от большинства людей? Безусловно, лень, апатия и инертность в той или иной степени свойственны многим. Причины для возникновения подобных качеств могут быть разными. Некоторые люди считают, что вся их жизнь — сплошная череда неудач и разочарований, поэтому и не стремятся изменить ее к лучшему. Другие боятся трудностей, поэтому стараются по возможности себя от них ограждать. Однако людям все равно приходится сталкиваться с реальной действительностью, узнавать ее жестокие стороны, бороться с трудностями, чтобы в результате отпраздновать успех или потерпеть поражение. Именно в этом и заключается смысл жизни человека.
Если же человек решает оградить себя от всех возможных и невозможных трудностей, тогда его жизнь постепенно превращается в нечто совершенно чудовищное и безобразное. Именно это и произошло с Обломовым. Нежелание жить по существующим законам жизни приводит к постепенной, но очень быстрой деградации. Сначала человек думает, будто все еще можно изменить, что пройдет совсем немного времени и он «воскреснет», сбросит с себя лень и уныние, как старое платье, и возьмется за дела, которые его давно ждут. Но время идет, силы истощаются. А человек все также остается на прежнем месте.
Илья Ильич сознательно лишает себя приятного времяпрепровождения и различных удовольствий. Например, он отказывается от общения с женщинами, потому что не желает лишних хлопот. А ведь когда-то в молодости думал Илья Ильич и о семейном счастье. Правда, его перспектива казалась какой-то мутной и нереальной. Но все равно такие мысли иногда появлялись в его сознании.
Постепенно Обломов отказывается от встреч с друзьями, его начинает тяготить общение. «Его почти ничто не влекло из дома, и он с каждым днем все крепче и постояннее водворялся в своей квартире». Обломов превращается в безвольное и бесхарактерное существо. В этом его огромная трагедия. Человек лишает себя настоящей жизни с ее бурной деятельностью и абсолютно ничего не получает взамен. Обломова становится жаль, но никто, кроме него самого, не виноват в этой трагедии. И пусть сам Илья Ильич ее не осознает, на самом деле беда его огромна. Он не смог найти себе места в жизни, оказался в стороне от нее.
Парадоксально, что в недолгий период своей службы, когда Обломов был испуган необходимостью тратить много времени на работу, его беспокоила мысль: «Когда же жить? Когда жить?». Его пугало, что постоянные обязанности отнимут у него личное время, лишат радости и полноты жизненных ощущений. Но когда Обломов оставил службу, ничего хорошего и интересного в жизни его не появилось. Он стремился к свободе, для того чтобы «жить», но в то же время отказывался от реальной, полнокровной и яркой жизни.
Илья Ильич Обломов
Обломов. Актер О. Табаков. Х/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979
Илья Ильич Обломов – центральный персонаж одноименного романа И.А. Гончарова. Герой живет в Петербурге, куда переселился из своего родового имения. Илья Ильич – человек, давно лишенный каких-либо стремлений и надежд, добровольно заключивший себя в четырех стенах съемной квартиры. Появление в России социального явления «обломовщина» во многом обязано герою данного произведения, который является символом застоя, апатии и полной бездеятельности.
Описание героя
Внешность
Илья Ильич разменял четвертый десяток – на момент событий ему 32 года. Это мужчина среднего роста, симпатичный, со спокойным и мягким выражением лица. Темно-серые глаза выражают доброжелательность, но в них абсолютно отсутствует какая-либо сосредоточенность. Порою мимолетная мысль «пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности». Беспечность и какая-то тепличность сквозят во всем облике героя. Обрюзглость, которую его тело приобрело слишком рано, и нездоровый цвет лица говорят о том, что герой редко бывает на воздухе и слишком мало двигается. Любимое место обитания Обломова – старый диван, обычная одежда – необъятный халат восточного типа и мягкие туфли. Этот домашний гардероб как нельзя лучше гармонирует со всем обликом своего хозяина.
Характер
Иллюстрация к роману «Обломов». Художник К. Тихомиров
Апатия и лень – ярко выраженные отрицательные черты Обломова. Такой склад характера сформировался у него еще в детстве, в атмосфере сонного царства, в котором пребывали обитатели Обломовки. Никто не привил ему даже малой доли тех необходимых навыков, которые пригождаются человеку, вступающему во взрослую жизнь. Не он сам, а другие всегда были исполнителями его желаний, родители же не видели в этом ничего предосудительного. Ведь мальчик – барин, пусть даже и маленький, а барчукам негоже и не по сословию перетруждаться. Такое воспитание обернулось тем, что взрослый Обломов все так же продолжает надеяться на то, что придет некто и решит за него все его проблемы. Даже письмо от управляющего Обломовкой не в силах поднять его с дивана, чтобы разобраться, что происходит в имении.
Но есть в характере Ильи Ильича и положительные стороны. Прежде всего, это доброта и отзывчивость, способность к сочувствию. Наделен Обломов и таким свойством, как проницательность. Ведь, благодаря ей, он первым понял, что отношения с Ольгой – это путь в никуда. Не чужды герою и мечтательность, романтизм, способность тонко чувствовать и переживать. К сожалению, судьба его сложилась так, что этим фантазиям и мечтам не суждено воплотиться в жизнь. Между тем, ему хорошо в своих грезах, ведь там ему не нужно подстраиваться под жестокий окружающий мир, который он не приемлет всем своим существом.
Квартира, где обитает герой, выглядит неуютно и запущенно. Уборкой занимается Захар и то, скорее, для видимости. Если присмотреться, можно увидеть паутины, свисающие по углам, ковры, покрытые пятнами, мусор под шкафами, неубранные тарелки. Повсюду царит ощущение необжитости и пустоты. Если бы не диван с Обломовым, можно было подумать, что здесь давно никто не живет.
Элементы биографии
В настоящее время Обломов владеет родовым имением с тремястами крестьянами. Это наследство, доставшееся ему от отца. Стоит коротко упомянуть о родителях Обломова – добродушных людях, приверженцах патриархального жизненного уклада. Жизнь их протекала в полнейшей безмятежности и покое. Отец «целое утро сидел у окна и неукоснительно наблюдал за всем, что делается на дворе», мать Илюши весь день отдавала разные распоряжения по хозяйственной части. Ее любовь к единственному сыну не знала границ. Каждое утро она осыпала «его страстными поцелуями», затем вглядывалась в него «жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки… не болит ли что-нибудь».
С детства Илья Ильич усвоил, что жизнь – это «покойная река», которая протекает мимо, а жизненный идеал – это праздность и бездействие. Еще будучи совсем ребенком, он выстроил программу своей будущей жизни, образцом для которой была жизнь в Обломовке. Одной из главнейших забот обитателей имения была забота о еде: «Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась!.. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!»
Никто не смел нарушать вековую традицию – послеобеденный сон, который был «истинным подобием смерти». Спали все – хозяева, прислуга, дворовые девки, конюх, садовник и прочая многочисленная челядь. Мальчик с нетерпением ожидал той минуты, когда в доме наступала мертвая тишина. В это время он становился предоставленным самому себе и ощущал себя единственным во всем мире. Несмотря на пытливость ума, ребенок, в силу своего возраста не оказывал никакого сопротивления атмосфере застоя, царившего в имении. Долгими зимними вечерами, укладывая Илюшу спать, няня рассказывала ему «о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать». Даже во взрослой жизни Обломов будет продолжать верить в чудеса, непроизвольно сожалея о том, почему «сказка не жизнь, а жизнь не сказка». У него «навсегда останется расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы».
Учеба в пансионе, переезд в Петербург
Наступила пора учебы и «отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу». Учиться ему предстояло в пансионе, который для дворянских детей организовал Иван Богданыч Штольц. Его сын Андрей стал одноклассником Илюши. У юного Обломова полностью отсутствовала тяга к обучению, да и родители в его образовании усматривали единственную выгоду: «мечтали и о шитом мундире для него, воображали его советником в палате, а мать даже и губернатором». Но они хотели, чтобы всего этого их мальчик достиг, не слишком утруждаясь, «как-нибудь подешевле, с разными хитростями». В пансионе, где Обломов пробыл до пятнадцати лет, его, так же, как и дома лелеяли, «как экзотический цветок в теплице, и так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло».
Затем была учеба в Москве, после которой Обломов так и не воспользовался в своей жизни науками, которые изучал. Обосновывал он это так: «Политическая экономия, например, алгебра, геометрия – что я стану с ними делать в Обломовке?». Тем не менее, тщеславие и мечты о блестящей карьере сподвигли его на переезд в Петербург. С собой он забрал верного слугу Захара и поселился с ним в двух комнатах, но после того, как стал владельцем Обломовки, смог позволить себе «квартиру побольше, прибавил к своему штату еще повара и завел было пару лошадей».
Служба, карьера и гости Обломова
Илья Обломов. Актер О. Табаков. Х/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979
В Петербурге Обломов устроился на службу в канцелярию. Работу он выполнял мелкую, соответствующую его должности коллежского секретаря. Однажды он перепутал адреса и отправил служебное письмо не в Астрахань, а в Архангельск. Это обстоятельство так испугало Обломова, что он из-за страха перед начальством был вынужден подать в отставку. Таков был финал его так и не начавшейся карьеры. Став свободным, он поначалу посещал светские мероприятия, однако разочаровавшись в обществе, насквозь пронизанном ложью, завистью и сплетнями, он стал делать это все реже и реже. Тогда он поставил перед собой цель навести порядок в Обломовке, жениться и зажить там беззаботной жизнью, как и его родители. Но лень, которую он впитал с молоком матери, не позволила ему осуществить задуманное.
У Обломова есть несколько приятелей, которые регулярно его навещают. Судьбинский, Волков и Пенкин заглядывают редко и буквально на несколько минут. Такие же, как Алексеев и Тарантьев наносят основательные визиты. У Обломова они едят, пьют, курят дорогие сигары, одним словом, находят в его доме «теплый, покойный приют и всегда одинаково если не радушный, но равнодушный прием». Да и сам Илья Ильич уже привык к этим людям. Алексеев позволяет ему «жить по-своему, то есть лежать молча, дремать или ходить по комнате…». Он переносит «одинаково согласно и его молчание, и его разговор, и волнение, и образ мыслей, каков бы он ни был». Совсем другой Тарантьев. Он вносит в сонное царство Обломова «жизнь, движение, а иногда и вести извне». Помимо этого, Обломов по наивности надеется, что Тарантьев «в самом деле способен посоветовать ему что-нибудь путное».
Мечты Обломова
Лежа на диване, Обломов «любил уходить в себя и жить в созданном им мире». Его голову посещали высокие идеи, в воображении он ощущал себя героем – победителем всемирного зла. Иногда он представлял себя художником или великим, непобедимым полководцем. Но когда в своих мечтах он сталкивался с какой-нибудь проблемой, то начинал «молиться жарко, усердно, умоляя небо отвратить как-нибудь угрожающую бурю». После этого он вновь становился равнодушным и ко всему безучастным. Даже письмо от управляющего из Обломовки и требование хозяина освободить квартиру отходили куда-то далеко, на последний план.
Обломов был способен осознать весь трагизм своего положения и то, «что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы, и давно бы пора этому золоту быть ходячей монетой».
Обломов и Штольц
Дружба Обломова и Штольца берет свое начало в далеком детстве. Затем была совместная учеба в пансионе, и до сих пор Штольц остается единственным близким Обломову человеком. В юности они оба были романтиками и мечтателями, собирались «изъездить вдоль и поперек Европу, исходить Швейцарию пешком, обжечь ноги на Везувии, спуститься в Геркулан». Только перед Штольцем Илья Ильич может быть до конца откровенным и искренним, он обсуждает с ним свое здоровье, просит у него совета: «Дай мне своей воли и ума и веди меня, куда хочешь. За тобой я, может быть, пойду, а один не сдвинусь с места».
Штольц – активный и деятельный молодой мужчина. Для него разъезды – обычное дело, в отличие от Обломова, который «избаловался настолько», что не в состоянии съехать с квартиры. Стоит ли говорить о дальних путешествиях, когда единственной поездкой Обломова была дорога из имения до Москвы. И проходила она с кучей прислуги, «среди перин, ларцов, чемоданов, окороков, булок, всякой жареной и вареной скотины и птицы».
Однако Штольцу все же удается прервать затворничество друга. Он намерен вновь вернуть его в общество. После долгого упорства Обломов соглашается, и это можно считать настоящим подвигом, первым шагом на пути к «излечению». Но во время бесконечных визитов Обломов начинает замечать, что представители света – это «спящие люди». «Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?» Обломов пытается доказать другу, что светская жизнь – это средоточие лжи и лицемерия, что никак не соответствует его представлению о счастье. Он вновь мечтает о жизни в Обломовке в кругу семьи, в доме с изящной мебелью, роялем, книгами. Это и есть тот самый рай, который рисует его воображение.
Перед отъездом за границу Штольц берет с Обломова слово, что тот приедет к нему в Париж. Вернувшиеся к герою силы одерживают победу над ленью, и он начинает готовиться к путешествию. Он заказывает себе дорожную одежду, покупает чемодан и получает заграничный паспорт. Но никуда так и не уезжает по причине того, что перед самой поездкой «у него ночью раздулась губа». Комичность этого оправдания лучше всяких слов свидетельствует о невозможности для Обломова жить той жизнью, которую ведет его друг Штольц.
Обломов и Ольга Ильинская
Обломов и Ольга Ильинская. Х/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979
Поселившись в Петербурге, Обломов иногда заводил отношения с женщинами, но это было лишь мимолетной влюбленностью, которая никогда не превращалась в настоящую любовь. Потом он сознательно прекратил общение со слабым полом во избежание разных хлопот. Всколыхнула душу Обломова встреча с Ольгой Ильинской, в которую он влюбился с первого взгляда. Девушка вновь подарила ему желание жить и любить. Под влиянием этой встречи Илья Ильич начал меняться, он перестал спать после обеда, стал читать книги, совершать с Ольгой длительные пешие прогулки. Все начало меняться после того, как он сделал девушке предложение и получил ее согласие стать его женой. На него вдруг навалились мысли о предстоящих хлопотах, которые неизбежно сопровождают подготовку к свадьбе. Первые же попытки по наведению порядка в своих делах оказались настолько неподъемны для Обломова, что его чувство начало угасать. Ольга, которая так активно взялась за перевоспитание Обломова, поняла, что ее усилия пропадают зря. Считая для себя невозможным жить так, как Обломов, она приняла решение расстаться с ним.
Обломов тяжело пережил разлуку с Ольгой. Он долго болел и «мало-помалу входил в прежнюю нормальную свою жизнь». Тем не менее, он от души порадовался за нее, когда получил известие о том, что она вышла замуж за Штольца. «Вас благословил сам Бог! Боже мой! как я счастлив!..»
Обломов и Пшеницына
Агафья Матвеевна Пшеницына была кумой Тарантьева, который и посоветовал Обломову снять у нее квартиру на Выборгской стороне. Ему сразу пришлась по душе эта простая и трудолюбивая женщина, вдова чиновника, занимавшего в свое время такой же пост, как и Обломов. В свою очередь, Пшеницына также очень хорошо относилась к Илье Ильичу, помогала и заботилась о нем. Обломов понял, что дом Агафьи Матвеевны – это и есть тот самый райский уголок, о котором он мечтал всю свою жизнь. Здесь все было таким же, как и в любимой Обломовке, те же разговоры о еде и продовольствии, те же мирно протекающие, однообразные дни, в которых нет места бурям и потрясениям.
Здесь Обломов впервые стал отцом – у него родился сын, названный в честь Штольца Андреем. Анализируя свою жизнь, Илья Ильич решил, что «ему некуда больше идти, нечего искать… идеал его жизни осуществился». Обломов жил тихо и спокойно, так же спокойно и тихо он ушел из жизни, «без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести».
Роль героя в произведении
Обломов – яркий образец патриархального дворянина. В романе он играет роль «лишнего человека», не принимающего современное общество, навсегда застрявшего в прошлом. Ему абсолютно чужда та среда, к которой принадлежат его лучший друг Андрей Штольц и его возлюбленная Ольга Ильинская. Писатель показывает «обломовщину» с ее влечением к далекому прошлому, бездеятельностью, безразличием и духовной деградацией, когда личность превращается в биомассу, лежащую на диване.
В то же время, Гончаров неоднозначно изображает и представителей современного мира. Почти каждый из них лишен того душевного покоя и внутренней мечтательности, которые были у Обломова. Даже Штольц находит этот покой только в доме Обломова. Создавая образ главного героя, автор стремится донести мысль, что, несмотря на положительные черты характера, такие, как доброта и отзывчивость необходима постоянная работа над развитием собственной личности. В противном случае человека ожидает такой же тупиковый застой, в какой добровольно вогнал себя Обломов.
Развитие героя по мере сюжета
Первое знакомство с героем происходит, когда Илюше Обломову всего семь лет, в последних главах описываются события, произошедшие тридцать семь лет спустя. Чтобы лучше понять, какие изменения претерпевает главный герой на протяжении повествования, необходимо обратить внимание на «Сон Обломова», в котором он вновь возвращается в детство, в деревню, где еще жива его любимая маменька, где все – и господа и слуги пребывают в царстве сна и покоя, где «норма жизни была готова и преподана им родителями, а те приняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушки от прадедушки, с заветом блюсти ее ценность и неприкосновенность».
Шаг за шагом приближается Обломов к своей деградации. Сначала следует увольнение со службы, затем утрата интереса к обществу и внешнему миру в целом. У героя остаются только диван, необъятный халат и домашние туфли. Он неуклонно погружается в полную духовную апатию и лень. Даже полный энергии Штольц не в состоянии пробудить в нем желание начать жить, а не продолжать бессмысленное существование. В ответ он слышит: «Все знаю, все понимаю, но силы воли нет». Не смогла воскресить Обломова и любовь к Ольге Ильинской. Его страшат те недостижимые для него свойства, которые сделают его достойным любви этой девушки. Свой идеал он находит в доме Агафьи Пшеницыной, которая, в отличие от Ольги, не требует от Обломова никаких изменений, и любит его таким, каков он есть.
Отношение автора к герою
Позиция автора по отношению к Обломову неоднозначна. Подробно описывая быт главного героя, образ его мыслей, Гончаров довольно положительно относится к господину Обломову. Он даже сочувствует ему в его беспомощности и несостоятельности. Он понимает, что Обломов – жертва родительского воспитания, а его инфантильность – порождение барской среды, где помещики ведут праздную жизнь за счет труда крепостных крестьян.
Гончаров показывает положительные черты характера Обломова, такие как доброта, порядочность, ум, честность, чтобы читатель почувствовал, что перед ним, прежде всего, человек. В то же время, временами чувствуется антипатия автора к герою за его лень, несостоятельность и трусость. В финале Гончаров не обозначает свою позицию по отношению к какому-либо герою. Остается неизвестным, чью сторону он принимает – энергичного Штольца или пассивного Обломова. Тем не менее, становится понятно, что именно давно изжившая себя «обломовщина» и стала причиной деградации героя.
Прототипы
История произведения корнями уходит в историю жизни самого И.А. Гончарова. Как признавался сам писатель, для него особенно важным было описание полной реальности, без ухода на «почву мыслителя». Таким образом, можно сделать вывод, что своего главного героя автор списал с собственной персоны. Об этом говорили и современники писателя, находя в Гончарове и Обломове множество совпадений. И тот и другой были выходцами из русской патриархальной глубинки, оба отличались медлительностью и, в некоторой степени, леностью, но при этом, оба были умны и порядочны.
Экранизации героя
Илья Ильич Обломов. Актер О. Басилашвили. Т/сп «Обломов». 1965
В 1965 году режиссер и сценарист, народный артист РФ Александр Белинский поставил телевизионный спектакль «Обломов», который стал первой экранизацией знаменитого романа И.А. Гончарова. Для воплощения образа Обломова он пригласил в свою работу известного актера Олега Басилашвили.
В апреле 1980 года состоялась премьера двухсерийного художественного фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Работа режиссера Никиты Михалкова до сих пор признается лучшей экранной версией романа. На роль Обломова Михалков пригласил всеми любимого актера Олега Табакова. Обломов Табакова получился очень натуральным и трогательным. Добродушный, мягкий, ленивый, мечтательный – таким зритель видит Обломова в исполнении Олега Павловича. Хотя сам Табаков неоднократно повторял, что в действительности Штольцем был скорее он, а не Богатырев. Несмотря на это, роль Обломова является одной из лучших в копилке Олега Павловича Табакова.
Литература
- Мусатов Е.И. Из творческой истории романа И.А. Гончарова «Обломов» // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. Т. 24. Вып. 4. — 1965.
- Горелов А.Е. Обломовщина: И.А. Гончаров // Горелов А.Е. Очерки о русских писателях. — Л., 1968. — С. 253-314.
- Фролов В. Обломов и обломовщина // Моск. правда. — 1969.
- Краснощекова Е.А. «Обломов» И.А. Гончарова. — М.: Худож. лит., 1970.
- Таборисская Е.М. Автор и герой в романе И.А. Гончарова «Обломов» // Изв. Воронеж. пед. ин-та. — Воронеж, 1972.
- Одинцов В.В. Художественный образ и стиль: О романе И.А. Гончарова «Обломов» // Рус. речь. — 1973.