Валентин Петрович Катаев — личная жизнь и творчество


Краткая биография Катаева В. П. для детей

Вариант 1

Валентин Петрович Катаев (1897 — 1986) — русский советский писатель, драматург, поэт.

Родился 16 января (28 по н. с.) 1897 г. в Одессе в семье учителя. Учился в Одесской гимназии. Одессы в значительной степени стал литературным языком Катаева, а сама Одесса стала не просто фоном для многих произведений Валентина Катаева, но их полноправным героем.

С девяти лет начал писать стихи, некоторые из них были напечатаны в одесских газетах, а в 1914 впервые стихи Катаева опубликовали в Петербурге в журнале “Весь мир”.

Начав как поэт, Катаев всю жизнь оставался тонким ценителем поэзии. Некоторые его прозаические произведения названы строками из стихотворений русских поэтов: «Белеет парус одинокий» (Лермонтов), «Время, вперёд!» (Маяковский), «Уже написан Вертер» (Пастернак). В конце жизни Катаев собрал все свои сохранившиеся стихотворения и переписал от руки в семь блокнотов. Ни одного стихотворного сборника у Катаева никогда не вышло.

С началом первой мировой войны он поступил вольноопределяющимся в действующую армию, в артиллерийскую бригаду, где пробыл до лета 1917.

Октябрьскую революцию встретил в одесском лазарете, где лечился после ранения на румынском фронте. Демобилизовавшись, сделал первые попытки писать прозу. Единственным и главным своим учителем среди писателей-современников Катаев считал Ивана Бунина. В 1919 был призван в Красную Армию, исполнял обязанности командира батареи, затем был отозван из армии и назначен заведующим окнами сатиры в одесском РОСТА: писал тексты для агитплакатов, частушки, лозунги, листовки. В 1921 был отправлен для налаживания аналогичной работы в Харьков.

В 1922 переехал в Москву, публиковал свои фельетоны в газетах “Гудок”, “Труд”, “Рабочая газета”, не оставляя работы над художественной прозой. В 1925 опубликовал повесть “Растратчики”, замеченную и критикой, и читателями. Эта повесть была инсценирована, спектакль с успехом шел с 1928 на сцене МХАТа. Окрыленный признанием, Катаев пишет комедию “Квадратура круга”, тоже имевшую шумный успех. С тех пор постоянно писал для театра.

В 1932, совершив поездку на строительство Магнитогорска, Катаев пишет роман-хронику “Время, вперед!”, ставшую важной вехой в его творчестве.

В 1936 публикует роман “Белеет парус одинокий”; много работает для “Правды”: пишет фельетоны, очерки, заметки, статьи. В 1937 выходит повесть “Я сын трудового народа”.

Во время Отечественной войны работал в Радиокомитете и в Совинформбюро на заграницу. Был военным корреспондентом “Правды” и “Красной звезды”, где печатались его очерки с фронта. В этот период были написаны рассказы “Третий танк”, “Флаг”, повести “Жена”, “Сын полка”, пьесы “Отчий дом”, “Синий платочек”.

В 1949 вышел роман “За власть Советов”. В 1955 был создан журнал “Юность”, главным редактором которого стал В.Катаев. Здесь в 1956 был опубликован роман “Хуторок в степи”.

В 1960‑е написаны “Трава забвения”, “Святой колодец”, “Кубик”. В 1978 — “Алмазный мой венец”, в 1980 — “Уже написан Вертер”.

Умер В. Катаев в 1986 в Москве.

Вариант 2

Родился в 1897 году в городе Одесса. Его семья была очень образована и имела большую библиотеку. Все это сыграло свою роль в жизни Катаева. Как он сам заявил, что писать начал с 9 лет, и был точно уверен, что станет писателем. А сам язык Одессы стал литературным языком, а город главным героем его творчества. В 1910 году местный журнал напечатал его первое стихотворение.

З время участие в Первой мировой войне Катаев получил не только ранения, но и был отмечен 2 наградами с надписью “За храбрость”. В послевоенное время Катаев знакомиться с Бенином. И именно он стал его учителем и наставником в литературной деятельности. Далее последовала Гражданская война, в которой он принимал непосредственное добровольное участие. В отличие от других заговорщиков, Валентин Петрович отделался легко — переболел тифом, и вскорости за свою деятельность ему пришлось отсидеть в тюрьме всего лишь полгода.

В 1921 году перебравшись в Харьков, устроился работать, а местную газету. Далее работал сатириком, сотрудничая со многими московскими газетами. В 1936 году была опубликована повесть “Белеет парус одинокий”, и именно она заделала его известным. В годы Второй мировой войны работал военным корреспондентом. Написал много статей, очерков, стихов. Один с его известных стихов в то время — это “Сын полка”.

В 1955 году был основан им журнал “Юность”. В нем он публиковал молодых и неизвестных прозаиков и поэтов.

В 1978 году была опубликована книга воспоминаний “Алмазный мой венец”.

К сожалению, в 1986 году писатель поэт, умер. Многие книги Катаева переводились на разные иностранные языки. Его творчество пользовалось популярностью в театре, кино и на телевидении. Валентин Петрович был отмечен неоднократно наградами и премиями. В Одессе находиться несколько скульптур посвящённых персонажам повестей Катаева.

Вариант 3

Катаев Валентин Петрович – советско-русский писатель, драматург, поэт, мемуарист, с 1974 года Герой Социалистического Труда. Наиболее известен по повестям «Белеет парус одинокий» и «Сын полка». Писатель родился 16 (28) января 1897 года в Одессе, в семье преподавателя училища. Писать стихи мальчик начал довольно рано, с девяти лет. Некоторые его работы стали печатать в одесских газетах, а в 1914 году – даже в петербургском журнале «Весь мир». Катаев получал образование в Одесской гимназии, но так и не доучился из-за вспыхнувших военных событий Первой мировой и Гражданской войн. Он добровольцем вступил в действующую армию, где дослужился до прапорщика. В 1917 году вследствие серьезного ранения был возвращен в Одесский госпиталь.

Литературный язык Катаева называли Одесским. Этот город был не только фоном многих его произведений, но и полноправным героем. Несмотря на то, что 64 года своей жизни он проживет в Москве и Подмосковье, в душе он так и останется одесситом. Названия произведений Катаева или имена героев зачастую носили символический характер.

Так, например именем своего отца и фамилией матери он окрестил главного героя автобиографической повести «Белеет парус одинокий» – Петю Бачея. Строки стихотворений известных авторов он использовал в качестве названий своих прозаических произведений. Например, «Белеет парус одинокий» (Лермонтов), «Уже написан Вертер» (Пастернак). Несмотря на то, что у писателя было немало своих стихотворений, ни одного сборника он не выпустил.

Первые попытки писать прозу делались после его демобилизации. Своим кумиром из современников он считал И. А. Бунина. В 1919 году Катаева призвали в Красную Армию, однако вскоре он был отозван и назначен заведующим в окна сатиры РОСТА. Там он писал тексты для лозунгов, листовок, частушек, антиплакатов. Аналогичную работу он выполнял и в Харькове. С 1922 года он работал в Москве. Фельетоны Катаева публиковались в газетах «Труд», «Гудок». Его повесть «Растратчики» (1925) была замечена не только читателями, но и критиками. Через несколько лет эту повесть успешно инсценировали на сцене МХАТа. Вскоре он написал еще одну успешную работу – комедию «Квадратура круга» (1928). После этого он писал в основном для театра.

Важной вехой в творчестве писателя стал роман «Время, вперед!» (1932). Его он написал после поездки на строительство Магнитогорска. В период Отечественной войны Катаев работал военным корреспондентом для газет «Правда», «Красная звезда». Именно в этот период появились рассказы «Флаг», «Третий танк», повесть «Сын полка». С 1955 года В. П. Катаев был главным редактором вновь созданного журнала «Юность». Умер писатель 12 апреля 1986 года в Москве. Последней его книгой был сборник мемуаров «Сухой лиман» (1986).

Полная биография Катаева В. П.

Вариант 1

«Сын полка», «Белеет парус одинокий» — в 70–80‑е советские школьники зачитывались этими увлекательными произведениями, пропитанными духом приключений и детского героизма. Впрочем, их автор Валентин Петрович Катаев вошел в историю русской литературы не только как детский писатель. Его перу принадлежат многочисленные романы, рассказы, повести – в литературное наследие Катаева входят более 130 произведений.

Детство и юность

Биография Вали Катаева начинается с Одессы конца XIX-начала XX века. В этом шумном южном городе на стыке двух столетий, 28 января 1897 года, родился будущий писатель. Отец Петр Васильевич Катаев, преподаватель в духовном училище, и мать, генеральская дочь Евгения Ивановна Бачей, с раннего детства привили сыновьям любовь к книгам и чтению.

Пронеся эту страсть через всю жизнь, оба брата посвятили себя литературе: младший брат Катаева – Женя – стал известен под псевдонимом Евгений Петров как автор знаменитых романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» в тандеме с Ильей Ильфом (Файнзильбергом).

Мальчики рано остались без матери: она скончалась от воспаления легких вскоре после рождения Жени. Отец, овдовев, больше не женился, с воспитанием детей стала помогать сестра Евгении Ивановны. Тетя была очень доброй, но маму заменить маленькому Вале не могла. Травма от потери навсегда осталась в душе ребенка.

Отдушину мальчик искал в творчестве. С 9 лет, уже будучи гимназистом, он стал писать стихи, которые читал всем домашним, ища одобрения. Став постарше, юноша стал носить написанное в редакции уже в поисках профессиональной оценки. И первый успех пришел к нему в 1910 году, когда в издании «Одесский вестник» впервые было напечатано стихотворение «Осень», а потом и другие сочинения, в том числе рассказы и фельетоны.

Долго наслаждаться творческим успехом Катаеву не пришлось. Началась Первая мировая война (1914–1918), и в 1915 году, так и не окончив гимназию, юноша ушел добровольцем на фронт.

Война

Службу Катаев начал рядовым артиллеристом. Дважды получал ранения, был отравлен ядовитыми газами, отчего голос его до конца остался с легкой хрипотцой. Писатель был демобилизован в чине прапорщика осенью 1917 года после тяжелого ранения в бедро. С войны Катаев вернулся с наградами: два Георгиевских креста и орден Святой Анны.

Не успели отгреметь залпы Первой мировой, как в стране разгорелась война Гражданская. Этот период биографии Валентина Катаева описан противоречиво. В одних источниках говорится, что с 1919 года он воевал в рядах Красной армии, командовал артиллерийской батареей. Но существует и альтернативная версия, согласно которой Катаев примкнул к «красным» позже, а в начале состоял добровольцем в Белой армии генерала Деникина, за что был впоследствии арестован чекистами.

Так или иначе, тяготы военной жизни Катаев пережил сполна и описал их в повести «Записки о гражданской войне» (1920), рассказе «Отец» (1928).

Литература

С 1922 года в жизни и творчестве Катаева наступает новый этап: писатель переезжает из Одессы в Москву, работает в газете «Гудок». Его круг общения — многие таланты того времени: Юрий Олеша, Исаак Бабель, Илья Ильф, Эдуард Багрицкий. Все они вслед за Катаевым уехали из Одессы покорять столицу, и удачливый первопроходец помогал им обустроиться.

Удача действительно улыбалась молодому писателю. Его талант, наконец, признан в столице. Публикация повести «Растратчики» (1926), в которой автор в сатирической манере критикует социальный бич того времени – присвоение казенных денег, отмечена большим успехом. Сам Станиславский предложил Катаеву поставить по мотивам повести пьесу. И вскоре она прошла на сцене МХАТа. А вторая пьеса «Квадратура круга» была поставлена на нью-йоркском Бродвее.

Вслед за старшим братом покорять Москву приехал и Катаев-младший, которого Валентин Петрович стал вовлекать в писательскую среду.

«Каждый интеллигентный, грамотный человек может что-нибудь написать», — говорил он.

Примечательно, что, напутствуя брата, Катаев инициирует написание авантюрного романа о спрятанных во время революции бриллиантах. Идеей он делится с Евгением и другом Ильей Ильфом, приглашая их написать черновик романа, который бы потом сам усовершенствовал и продвинул к публикации.

Что из этого вышло, уже общеизвестно. Ильф и Петров (Евгений взял псевдоним по имени отца) блестяще справились с задачей без наставничества. Написанный роман разошелся на цитаты, а в благодарность за идею издан с посвящением Валентину Катаеву.

Валентину Петровичу суждено было пройти три войны. В годы Второй мировой он вновь надел военную форму и отправился на передовую. Работал фронтовым корреспондентом, писал очерки, статьи, фотографировал. Известным произведением того времени стала повесть «Сын полка» (1945): образ главного героя Вани Солнцева олицетворяет трагические судьбы многих детей в годы войны.

К детской теме Катаев обращается еще в довоенные годы, когда пишет повесть «Белеет парус одинокий», в которой автор погружается в атмосферу родной Одессы. В героях Пете и Павлике, которые вовлечены в круговорот приключений на фоне разрушенного революцией 1905 года города, угадываются черты самого Катаева и его брата Жени.

Повестью «Белеет парус одинокий» (1936) открывается тетралогия «Волны Черного моря», в которую позже вошли романы «Катакомбы» (1951), «Хуторок в степи» (1956) и «Зимний ветер» (1960–1961).

Если «Парус» лишь отчасти можно назвать автобиографическим, то роман «Алмазный мой венец» критики открыто назвали мемуарным. Сам писатель с такой трактовкой не был согласен и даже отказался от жанрового определения роман.

«Это свободный полет моей фантазии, основанный на истинных происшествиях», — говорил он.

Катаев работает над книгой в 1975–77 годах, а описываемые события относят читателя в мир литературной богемы 20‑х годов.

Оригинальность произведения в том, что при реальной основе сюжета герои, а это известные писатели и поэты – современники автора, завуалированы псевдонимами-масками. А новизна в том, что Катаев впервые написал в непривычном для себя стиле, жанре и направлении.

Личная жизнь

Первое упоминание о личной жизни писателя связано с именем Ирины Алексинской. Нежные чувства к девушке, живущей по соседству, стали первой любовью юноши. О первом браке Катаева доподлинно ничего не известно, а вот второе супружество оказалось счастливым. С Эстер Бреннер они поженились в 1931 году. Невесте было всего 18 лет, Катаеву – 34.

Валентин Петрович ласково называл жену Эста. В 1936 году у пары родилась дочь Евгения, а в 1938 — сын Павлик. Дочь Валентин Петрович обожал. Маленькая Женя стала прототипом героинь сказок «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик». Дочь Евгения подарила родителям первую и единственную внучку Валентину.

Смерть

Уже будучи глубоко пожилым, Катаев перенес сложную операцию по удалению раковой опухоли. Но причиной смерти стала не онкология. Писатель умер спустя 12 лет от инсульта, на 90‑м году жизни, 12 апреля 1986 года.

Эстер Давыдовна пережила мужа на 23 года. Они прожили в счастливом браке 55 лет. Супруги похоронены в одной могиле на Новодевичьем кладбище в Москве.

Вариант 2

Советский писатель, драматург и поэт Валентин Петрович Катаев родился 28 января (16 января по старому стилю) 1897 года в Одессе. Его отец был преподавателем епархиального училища, мать — дочь генерала, происходила из дворянской семьи.

Первое произведение Валентина Катаева — стихотворение “Осень” — было опубликовано в 1910 году в газете “Одесский вестник”.

В 1915 году, во время Первой мировой войны (1914–1918), не окончив гимназию, Катаев пошел добровольцем на фронт. Выступал с корреспонденциями и очерками об окопной жизни солдат — “Письма оттуда”, “Наши будни”, “Ильи Муромцы”.

На фронте был дважды ранен, получил отравление газами. За военные заслуги Катаев был награжден двумя Георгиевскими крестами и орденом святой Анны IV степени, произведен в подпоручики и пожалован титулом личного, не передающегося по наследству дворянства.

В начале Гражданской войны на бронепоезде “Новороссия” Катаев воевал в составе армии Деникина. После установления в Одессе советской власти, в течение нескольких месяцев находился в тюрьме одесской ЧК за контрреволюционную деятельность.

В 1919 году был мобилизован в Красную Армию, командовал артиллерийской батареей на Донском фронте. Впечатления о том периоде жизни отразились в автобиографической повести “Записки о гражданской войне” (1920).

В 1922 году Катаев переехал в Москву. С 1923 года он был постоянным сотрудником газет “Гудок”, “Правда”, “Труд”, “Рабочая газета”. В круг общения молодого Катаева в 1920‑х годах входили писатели Михаил Булгаков, Илья Ильф, Юрий Олеша, поэты Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Велимир Хлебников, Борис Пастернак.

В 1920‑х годах Катаев опубликовал романы “Повелитель железа” (1924), “Остров Эрендорф” (1924).

В этот период он опубликовал сборники сатирических рассказов “Бородатый малютка” (1924), “Самое смешное” (1927). Острой сатирой на пошлость и мещанство отмечены также рассказы “Игнатий Пуделякин” (1927), “Ребенок”, “Вещи” (оба — 1929).

На московских сценах были поставлены его комедии “Растратчики” (1928, по одноименной повести 1926 года — сатире на нэповскую действительность) и “Квадратура круга” (1928).

В 1932 году после двухлетней работы вышел его авангардный роман “Время, вперед!”, написанный под впечатлением поездки в Магнитогорск. В 1937 году напечатана героико-революционная повесть “Я, сын трудового народа…”.

Мировую известность принесла писателю повесть “Белеет парус одинокий”, написанная в 1936 году. В 1937 году по произведению был снят одноименный фильм. Повесть стала первой частью тетралогии “Волны Черного моря”. Ее вторая часть “Хуторок в степи” была написана в 1956 году, третья часть “Зимний ветер” в 1960–1961 годах. Четвертая часть была написана в 1948 году и первоначально называлась “За власть Советов”, с таким же названием в 1956 году по ней был снят фильм; в 1951 году она была издана вторым вариантом под названием “Катакомбы”.

Во время Великой Отечественной войны (1941–1945) Катаев служил военным корреспондентом. Огромную популярность принесла писателю повесть “Сын полка” (1945), удостоенная в 1946 году Сталинской премии. По произведению была написана одноименная пьеса и в 1946 году снят фильм.

В 1955–1961 годах Валентин Катаев занимал пост главного редактора журнала “Юность”.

В 1960‑х годах Катаев написал публицистическую повесть о Владимире Ленине “Маленькая железная дверь в стене” (1964), лирико-философские мемуарные повести “Святой колодец” (1967), “Трава забвенья” (1967), “Кубик” (1969).

Литературной жизни Москвы 1920‑х годов посвящена его мемуарно-художественная книга “Алмазный мой венец” (1978).

В 1980 году издана повесть о репрессиях одесского ЧК “Уже написан Вертер”.

В 1982 году вышел в свет его “Юношеский роман” — собрание писем — история любви молодого солдата к генеральской дочке на фоне Первой мировой войны.

По произведениям писателя при его жизни были сняты фильмы “Родина зовет” (1936), “Белеет парус одинокий” (1937), “Сын полка” (1946), “Страницы жизни” (1948), “Безумный день” (1956), “За власть Советов” (1956), “Время, вперед!” (1965), “Хуторок в степи” (1970) и др.

Катаев был членом-корреспондентом Академии в Майнце (ФРГ), членом Гонкуровской академии.

Творчество писателя было отмечено различными наградами. В 1946 году Катаев был удостоен Сталинской премии второй степени. В 1974 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Писатель был награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, медалями.

12 апреля 1986 года Валентин Катаев скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

С 1934 года Катаев был женат на Эстер Бреннер. В 1936 году у них родилась дочь Евгения, в 1938 году — сын Павел. Павел Катаев стал писателем, известен как автор сказочных книг “Девочка и Белочка” и “Летающий на стрекозе”, романа “Один в океане”.

Младший брат писателя — Евгений Петров (1902–1942), настоящее имя Евгений Петрович Катаев, в соавторстве с Ильей Ильфом написал романы “Двенадцать стульев” (1928) и “Золотой теленок” (1931).

Вариант 3

Валентин Петрович Катаев (1897 – 1986) – советский писатель, известный своими работами в журналистике, прозе, поэзии, драматургии. Имеет звание Героя Социалистического Труда.

Детство

Будущий писатель родился 28 января в Одессе. Его семья была интеллигентной и очень образованной. Отец происходил из семьи священника, получил прекрасное образование и в дальнейшем преподавал в нескольких местных училищах. Мать происходила из древнего казацкого рода, была дочерью высокопоставленного генерала.

Спустя шесть лет у Валентина появился младший братик. Но вскоре случилось несчастье: мать заболела воспалением легких и умерла. К счастью, заботу о детях взяла на себя ее сестра, которая очень их любила и во многом сумела заменить мальчикам утерянного родного человека.

В доме Катаевых всегда царил культ книги. Одним из самых любимых способов времяпрепровождения семьи были ежевечерние чтения вслух. Наличие в доме огромной библиотеки открывало подрастающим мальчикам пути во множество миров, заключенных на страницах десятков и сотен томов.

Первые свои стихи Валентин написал в десять лет. По его собственным воспоминаниям, он постоянно пребывал в творческом возбуждении, пытался выплеснуть на бумагу мысли и чувства, которые теснились в голове. Со свойственной детству убежденностью в собственной уникальности маленький Катаев ни секунды не сомневался, что его творения достойны того, чтобы быть прочитанными широкой публикой. Поэтому практически с каждым стихотворением он отправлялся в поход по всем имеющимся в городе редакциям. Творения у ребенка принимали, но не печатали.

Однажды один из редакторов, видящий, что у мальчика есть талант, которому необходима шлифовка, посоветовал отправить стихи не в газету, а какому-нибудь писателю, который смог бы дать ему советы и направить по верному пути. Так Катаев познакомился с Александром Федоровым, взявшим его под свое крыло. Именно он впервые открыл мальчику творчество Бунина, от которого тот пришел в неподдельный восторг.

Очень скоро Валентин встретился со своим кумиром лично. Бунин оценил талант своего поклонника и согласился учить его. Именно он привил ему замечательную привычку каждый день заниматься творчеством, даже если совершенно нет желания это делать.

Первая мировая

Первая мировая война ворвалась в жизнь молодого Катаева настоящим разрушительным ураганом. На момент отправки на фронт он еще учился в гимназии и был страстно влюблен в свою соседку Ирину Алексину. Именно с ней он переписывался в годы сражений и получал моральную поддержку, в которой так нуждалась его юная душа,попавшая в настоящий ад.

Все годы, проведенные в окопах и переходах, Катаев не переставал писать. Творчество было той важной ниточкой, которая связывала его с нормальным миром, в котором не было массовых смертей и разрывающихся снарядов. Писатель был дважды ранен и получил множество наград, одной из которых было дворянское звание.

Но самым главным итогом войны для Катаева стали его произведения, написанные как в тяжелые годы, так и последующие, на которых явственно ощущался отпечаток кровавых событий.

После революции

Одесса после революции напоминала растревоженный улей, который не просто не мог наладить внутренний порядок, но еще и постоянно переходил из рук в руки. Люди попросту не понимали, на каком свете они находятся, кто им сегодня друг, кто враг, а кто придет им на смену завтра.

Катаев был членом литературного объединения «Зеленая лампа», но в те годы ему редко удавалось получать удовольствие от собственного творчества и общения с талантливыми коллегами. Вместо этого он принимал участие в непрекращающихся боевых действиях.

В 1920 году Катаев с сыпным тифом был отправлен в госпиталь, а затем вернулся домой в Одессу. На то время в городе уже господствовала советская власть. С ее точки зрения молодой человек выглядел очень неблагонадежным, поэтому его заключили под стражу. К счастью, его не расстреляли сходу, как это случалось сплошь и рядом. А потом помог случай. Один из чекистов признал в нем талантливого поэта. Так Катаев оказался на свободе и теперь уже в составе Красной армии. Спустя некоторое время его отозвали обратно в город и направили на работу в одну из местных газет.

Вскоре Валентин Катаев оказался в Харькове, а затем отправился в Москву, поскольку именно там видел много возможностей для своего творческого развития.

Москва

В столице Валентин Катаев полностью посвятил себя литературе. Он написал несколько пьес, которые были поставлены на сцене и имели успех у зрителей.

В 1931 году уже достаточно известный писатель женился на девушке, которая была младше его на целых 16 лет. Звали ее Эстер Бреннер. Восемнадцатилетняя красавица покорила его не только своей внешностью, но и образованностью, способностью тонко чувствовать и, конечно же, тем восхищением, которое читалось в ее глазах при взгляде на мужа.

Великая Отечественная

Годы Второй мировой Катаев снова провел на полях сражений. На этот раз он был военным корреспондентом.

Именно под влиянием этих событий и знакомств была написана повесть «Сын полка», за которую писатель получил «Сталинскую премию».

Мирная жизнь

В послевоенные годы Валентин Катаев продолжал сотрудничать со многими печатными изданиями. В частности, настоящим его детищем стал знаменитый журнал «Юность», главным редактором которого он был на протяжении 20 лет.

В 1978 году Катаев написал книгу «Алмазный мой венец». Это были своеобразные воспоминания, большинство участников которых предстали под вымышленными прозвищами. Это позволило писателю вывести множество образов, не подвергаясь при этом репрессиям, которых Катаеву всю жизнь удавалось счастливо избегать, несмотря на то, что, казалось, он делал все, чтобы сгинуть в сибирских лагерях. Ничего не боящийся писатель, рубящий правду-матку и сыплющий направо и налево ехидные шуточки, почему-то не раздражал советскую власть, обычно не терпящую подобное поведение.

Можно предположить, что это стало возможным благодаря огромным заслугам писателя, создавшего множество повестей, романов, стихов, пьес и сценариев для кинофильмов.

Умер Валентин Катаев 12 апреля 1986 года. Последний приют прославленный писатель обрел на Новодевьичем кладбище.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения stewardess0202

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ. Катаев Валентин Петрович

Кавалер двух Георгиевских крестов Кавалер ордена Святой Анны 4-й степени Лауреат Государственной премии (1946, за повесть «Сын полка») Герой Социалистического Труда (1974) Кавалер трех орденов Ленина (1939, 1974)

«Хорошо быть чистой каплей и таить в себе миры!» Валентин Катаев

«За столькое сам виноватый, стоял он за нас, как валун, зловатый, и угловатый, и нежный – великий Валюн».

Евгений Евтушенко

Валентин Катаев родился 28 января 1897 года в Одессе.

Его отец Петр Васильевич Катаев был очень образованным человеком. Он родился в семье священника из Вятки, учился в духовной семинарии, затем окончил с серебряной медалью историко-филологический факультет Новороссийского университета и многие годы преподавал в юнкерском и епархиальном училищах Одессы. Мать Евгения Ивановна, урожденная Бачей, была дочерью генерала, происходившего из древнего рода запорожских казаков. Много лет спустя Валентин Петрович Катаев дал эту фамилию герою своих автобиографических повестей. Супруги жили счастливо, через шесть лет у них родился еще один сын — Евгений, впоследствии ставший одним из соавторов прославленных романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Вскоре после рождения младшего сына Евгения Ивановна умерла от воспаления легких и детей помогала воспитывать ее сестра, заменившая осиротевшим детям мать.

Братья Катаевы росли в окружении книг. В семье была необыкновенно обширная библиотека — полные собрания сочинений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Чехова, Тургенева, Некрасова, Лескова, Гончарова, много исторической и справочной литературы — «История государства Российского», энциклопедия Брокгауза и Эфрона, атлас Петри. Любовь к русской классической литературе с детства была привита им родителями, любившими чтение вслух. «В своих книгах я часто описывал русские интеллигентные семьи, — вспоминал Валентин Катаев. — Прообразом для меня служила наша семья — папа, мама, тепло семейных отношений, царившее в нашем доме, глубочайшая порядочность, бескорыстие. С детства я слышал имена Пушкина, Гоголя, Толстого, Лескова. В книжном шкафу стоял двенадцатитомный заветный Карамзин».

С девяти лет Валентин Катаев писал стихи. Позднее он вспоминал: «Я уже давно писал стихи и находился, как все молодые поэты, в состоянии вечного душевного смятения: бегал по редакциям местных газет без всякого разбора, читал свои стихи кому попало в гимназии, на переменках, спрашивал мнение товарищей, домашних, папы, тети, мучил своими произведениями младшего братишку Женю — будущего Евгения Петрова, посылал свои стихотворения бабушке в Екатеринослав, даже прослыл у знакомых гимназисток слегка сумасшедшим. И все это лишь потому, что никто не мог мне объяснить какой-то — как я тогда думал — самый главный секрет, открыть какую-то самую сокровенную тайну поэзии, не обладая которой можно было и впрямь свихнуться, не понимая, для чего все это пишется, что означают все эти давным-давно, еще со времен Ломоносова, известные рифмы, размеры, строфы — тысячу раз уже писанные кем-то раньше, тысячу раз читаные-перечитанные и, по сути дела, по внутреннему ощущению, ничего общего не имеющие лично со мной, с моей жизнью, с моей судьбой, с моими интересами, — какие-то бледные «холодом дышит природа немая, бешено волны седые кипят» и прочее».

В редакциях рукописи Катаева брали, но не торопились печатать никому неизвестного гимназиста. Наконец, одно из стихотворений «Осень» было опубликовано в газете «Одесский вестник» в декабре 1910 года. Окрыленный успехом тринадцатилетний поэт продолжал штурмовать редакции, водя за собой младшего братишку. Евгений Петров вспоминал позднее: «Он… водил меня по редакциям. «Женька, идем в редакцию!». Я ревел. Он водил меня потому, что ему одному было идти страшно». Это продолжалось до тех пор, пока один из журналистов не посоветовал Катаеву дать прочесть стихи настоящему писателю. Катаев знал к кому обратиться — его гимназический товарищ не раз хвастался, что его отец — писатель. И Катаев отправился к Александру Митрофановичу Федорову, который уже вскоре стал представлять его своим знакомым как молодого поэта и своего талантливого ученика. Именно от Александра Федорова Валентин впервые услышал стихи Ивана Алексеевича Бунина. Позднее Катаев вспоминал: «Я увидел чудо подлинной поэзии: передо мной открылся новый мир. В тот же вечер я попросил папу купить мне книгу стихотворений Бунина. Отец посмотрел на меня сквозь пенсне глазами, на которые — по-моему — навернулись слезы умиления: наконец, его оболтус взялся за ум. Он просит купить ему не коньки, не футбольный мяч, не духовой пистолет, не теннисную ракетку, а книгу. И не «Шерлока Холмса» Конан-Дойля, не «Тайну желтой комнаты» Гастона Леру, а прекрасную книгу русского поэта. Быть может, это был единственный подлинно счастливый день в его жизни. Отцы это поймут. А дети тоже поймут. Но не теперь, а со временем».

В те годы Бунин ежегодно бывал в Одессе. Прошло время, и Катаев познакомился с ним лично. Бунин с участием отнесся к юному автору и в жизни Катаева начались месяцы ученичества, живых уроков, о которых впоследствии он многократно рассказывал в мемуарной прозе. Бунин привил Катаеву вкус к ежедневному труду, он учил: «Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своем инструменте. В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду. А о чем писать? О чем угодно. Если у вас в данное время нет никакой темы, идеи, то пишите просто обо всем, что увидите. Бежит собака с высунутым языком — опишите собаку. Одно, два четырех-стишия. Но точно, достоверно, чтобы собака была именно эта, а не какая-нибудь другая. Опишите дерево. Море. Скамейку. Найдите для них единственно верное определение. Опишите звук гравия под сандалиями девочки, бегущей к морю с полотенцем на плече и плавательными пузырями в руках. Что это за звук? Скрип не скрип. Звон не звон. Шорох не шорох. Что-то другое — галечное, — требующее единственного необходимого, верного слова… Писать каждый день, регулярно, не дожидаясь вдохновения, настроения и тому подобного, писать — как ходить на службу… или в гимназию». Бунин видел, как Катаев стремился опубликовать каждое из написанных стихотворений в «Одесском вестнике», «Южной мысли», «Одесском листке», «Пробуждении», «Лукоморье», и советовал не торопиться. Он понимал, как хочется молодому поэту увидеть свое имя напечатанным, и предостерегал, объясняя, что сам в свое время торопился и напечатал много слабого, о чем потом сожалел.

Рядом с Катаевыми жила семья полковника Алексинского. Старшая дочь, любимица всей семьи Ирина рисовала, писала стихи, играла на рояле, занималась лепкой. Любимые стихотворения она записывала в особую записную книжку. В доме Алексинских образовалось нечто среднее между литературным клубом и салоном поклонников. И Катаев влюбился в юную талантливую красавицу. Он посвящал ей свои стихи, а позднее, спустя много лет она стала прототипом героинь его прозы. Началась первая мировая война. И в 1915 году, не окончив гимназию, Катаев ушел добровольцем в действующую армию. Он служил в артиллерийской бригаде под началом полковника Алексинского, отца Ирины. Влюбленные писали друг другу письма, в том числе в стихах. Валентин Катаев писал Ирине Алексинской: «Получил Ваше письмо. Спасибо. Оно согрело меня, а это очень кстати: в землянке сыро, холодно, со стен течет, спать можно лишь согнувшись, да, кроме того, единственное стеклышко окна разбилось от звуков стрельбы, и теперь сидим в темноте, так как пришлось заделать дыру доской… В Вашем письме поразительно верно сказано о моей теперешней и прежней жизни. Именно такое сознание и у меня: что-то навеки потеряно. Вспомнил, что еще прошлым летом, в прошлой жизни, нацарапал стишки, которые вдруг вспомнил…Тогда я, каюсь, был немного в Вас влюблен. Помните, мое идиотское объяснение в любви у Вас на балконе осенью? Но почему же «я о ком-то дальнем думал?». А славное все-таки было время. Но его уже никогда не вернешь…».

Находясь в армии, постоянно рискуя жизнью, Катаев оставался верен завету Бунина «писать каждый день, регулярно, не дожидаясь вдохновения, настроения». И он писал — рассказы, очерки. Свои стихи он посылал не только любимой, но и в столичные журналы, которые к тому времени уже охотно их печатали. В декабре 1916 года Валентин вернулся в Одессу для обучения в пехотном училище. На несколько месяцев огонь сражений сменился тишиной и уютом родного дома. Он по-прежнему проводил много времени у Алексинских, и записная книжка Ирины пополнялась стихами влюбленного Валентина. В мае 1917 года Катаев вновь оказался на фронте, в июле был тяжело ранен и до ноября пролежал в одесском госпитале. Там он написал «Три сонета», которые были опубликованы в «Первом альманахе литературно-художественного кружка» в начале 1918 года.

Во время первой мировой войны Валентин Катаев был дважды тяжело ранен, отравлен фосгеном, от чего у него на всю жизнь осталась хрипотца в голосе. Он был награжден двумя Георгиевскими крестами и орденом святой Анны IV степени, больше известным как «Анна за храбрость», произведен в подпоручики и пожалован титулом личного, не передающегося по наследству дворянства. Его сын Павел Катаев вспоминал, что спустя много лет, рассказывая о своем ранении и показывая оставшиеся на всю жизнь шрамы «отец вовсе не драматизировал ситуацию, то есть относился к происшедшему с полным спокойствием, словно бы верил в свою неуязвимость».

Впечатления, связанные с тяготами войны, страданиями, кровью, болью, позднее отразились в его книгах — от ранних и до самых поздних — «Записки о гражданской войне» в 1920 году, «Святой колодец» в 1965 году, «Трава забвенья» в 1967 году, «Кладбище в Скулянах» в 1975 году и других произведениях.

После революции Одессу наводнили беженцы, так как юг страны в то время еще не затронул продовольственный кризис. Позднее Катаев вспоминал: «Между тем жизнь шла своим чередом, и временами даже начинало казаться, что ничего особенного не произошло: просто люди по примеру прошлых годов приехали на юг провести лето на одесском побережье — не беженцы, не эмигранты, а обыкновенные дачники со всеми своими синими эмалированными кастрюльками, керосинками «грэц», купальными чепчиками, велосипедами, сандалиями «скороход», крокетом… Быть может, их, этих дачников, было гораздо больше, чем обычно, но и это не вызывало особой тревоги: просто удачное лето, хорошая погода и, как писалось в «Одесском листке», «большой наплыв дачников, курортный сезон в разгаре», так что одну дачу занимали две или даже три приезжие семьи». В Одессе в те годы действовало объединение поэтов «Зеленая лампа», в литературных встречах принимали участие молодые одесские литераторы, в том числе Эдуард Багрицкий, Леонид Нежданов, Юрий Олеша, Анатолий Фиолетов, Зинаида Шишова. Чуть позднее присоединились к кружку Алексей Толстой и его жена — поэтесса Наталья Крандиевская. Активным участником «Зеленой лампы» стал и Валентин Катаев.

И все-таки обстановка в городе была очень тревожной. Одесса в течение 1917-1919 годов года несколько раз переходила из рук в руки, иногда бои шли прямо на улицах города. Осенью 1918 года в Одессу вошли австрийские войска. От населения потребовали сдать оружие. В прихожей Катаевых отрыто висела его офицерская шашка «за храбрость» с анненским красным темляком — Катаев не боялся. Во время обыска, с которым приходили австрийцы, он показал шашку. «Австрийский офицер, — вспоминал Валентин Петрович, — такой же молодой, как и я, весь темно-серый, выутюженный, в крагах и новеньком кепи, повертел ее в руках в замшевых перчатках, прочитал по складам надпись: «За храбрость» — и вернул мне со щегольской армейской любезностью, сказав, что я могу ее оставить у себя, так как «такое оружие голыми руками не берут».

Невероятный хаос, в котором совершенно немыслимо было хоть как-то упорядочить свою жизнь, политическая неразбериха, крушение надежд — вот чем был этот период для Катаева, «мальчика из интеллигентной семьи, сына преподавателя, серебряного медалиста Новороссийского университета, внука генерал-майора и вятского соборного протоиерея, правнука героя Отечественной войны двенадцатого года, служившего в войсках Кутузова, Багратиона, Ланжерона, атамана Платова». Катаев мучительно искал свой путь. В 1918 году он вступил в вооруженные силы гетмана Скоропадского, а после падения гетмана — в добровольческую армию Деникина. Он служил в самом опасном месте бронепоезда «Новороссия» командиром первой башни, участвовавшего в сражениях на два фронта — против петлюровцев в Виннице и против красных в Бердичеве. В то время Катаев написал стихотворение:

«Что мне Англия, Польша и Франция! Пули, войте и, ветер, вей. Надоело мотаться по станциям В бронированной башне своей. Что мне белое, синее, алое, — Если ночью в несметных звездах Пламена полноты небывалые Голубеют в спиртовых снегах. Ни крестом, ни рубахой фланелевой Вам свободы моей не купить. Надоело деревни расстреливать И в упор водокачки громить».

В начале 1920 года Валентин Катаев заболел сыпным тифом и был эвакуирован в одесский госпиталь, откуда его, еще не окончательно выздоровевшего, родные забрали домой. К тому времени в Одессе уже окончательно установилась советская власть. Валентин Катаев в течение нескольких месяцев находился в тюрьме одесской ЧК в ожидании смерти за контрреволюционную деятельность. Сын писателя Павел Катаев вспоминал: «Кем был в то время мой отец? Сын преподавателя епархиального училища, получивший чин дворянина (по наследству не передающийся), бывший гимназист и вольноопределяющийся царской армии, участник войны с Германией, дослужившийся до прапорщика и награжденный тремя боевыми наградами, молодой одесский поэт… Никакого конкретного обвинения в контрреволюционной деятельности ему не было предъявлено, но биография была явно подозрительной, не «нашей», и в любой момент следствие могло прийти к выводу о безусловной виновности и вынесения сурового обвинения. Пока же в ожидании решения своей участи отец оставался в тюрьме, где, что называется, прижился, попривык и даже продолжал писать стихи. Его перестали вызывать на допросы. По его словам, у него создалось впечатление, будто бы о нем забыли, не обращали на него внимания. И такое положение его устраивало — он оставался в живых».

Спасла Катаева чудесная случайность: на очередном допросе его узнал один из чекистов, запомнивший его выступления на литературных встречах одесского общества поэтов. Так в сентябре 1920 года Валентин Катаев оказался на свободе. Об этом страшном эпизоде свой жизни он позднее писал в рассказе «Отец», во многом автобиографическом, а по признанию автора — самом любимом и «пережитом» им произведении. Описал он и страшный звук работающей динамомашины, заглушающей крики расстреливаемых: «Над городом стояла полная тьма. Электрическая станция не работала. В домах не было света. Только один громадный бессонный дом посредине пустого и черного города, вероятно, насквозь светился в этот страшный час всеми своими частыми окнами. Там, в подвалах, трудно, туго и высоко гудело динамо — единственный работающий в городе электромотор». Освободившись, герой рассказа приходил к мысли, что «что-то нужно сделать, как-то немедленно поступить, зацепиться за что-то и быть втянутым в эту чуждую и радостную жизнь, кипевшую в городе…». Рассказ в течение многих лет не удавалось опубликовать, и Катаев читал его в московских литературных гостиных.

После освобождения Валентин Катаев участвовал в гражданской войне в частях красной армии в качестве командира батареи. Впечатления о том периоде жизни отразились в автобиографической повести «Записки о гражданской войне». Из армии он был отозван для работы в одесском отделении бюро украинской печати. В «Записках о гражданской войне» Катаев вспоминал об этом: «Поэты писали для плакатов четверостишия, которые читали все, начиная от попавшего в переделку фабриканта, кончая кухаркой, идущей записываться в профессиональный союз». Эта работа не только стала первым этапом новой биографии Катаева как журналиста и писателя, но и познакомила его ближе с Юрием Олешей и Эдуардом Багрицким. Он возглавил «Окна сатиры» одесского отделения РОСТА, публиковал фельетоны, стихотворные подписи, писал рассказы.

В 1921 году Валентин Катаев работал в одной из харьковских газет. «Живу в Харькове на углу Девичьей и Черноглазовской — такое невозможно ни в одном другом городе мира», — писал он из Харькова. Там он познакомился с Осипом Мандельштамом, жена которого Надежда Мандельштам вспоминала: «О. М. хорошо относился к Катаеву: «В нем есть настоящий бандитский шик», — говорил он. Мы впервые познакомились с Катаевым в Харькове в 1922 году. Это был оборванец с умными живыми глазами, уже успевший «влипнуть» и выкрутиться из очень серьезных неприятностей. Из Харькова он ехал в Москву, чтобы ее завоевать. Он приходил к нам в Москве с кучей шуток — фольклором Мыльникова переулка, ранней богемной квартиры одесситов. Многие из этих шуток мы прочли потом в «Двенадцати стульях» — Валентин подарил их младшему брату… Мальчиком он вырвался из смертельного страха и голода и поэтому пожелал прочности и покоя: денег, девочек, доверия начальства… «Они все такие, — сказал О. М., — только этот умен».

В 1922 году Валентин Катаев переехал в Москву и стал работать в газете «Гудок». Известность к нему пришла после написания злободневной фантасмагорической повести «Растратчики», материалом для которой послужили рабкоровские материалы. Повесть была опубликована в 1926 году в журнале «Красная новь». Константин Станиславский предложил сделать из нее пьесу и поставить во МХАТе. Писатель принял предложение, и уже в 1927 году пьеса была готова и постановка осуществлена. Вторая пьеса Катаева «Квадратура круга» в середине 1930-х годов с успехом шла не только в Москве, но и в Нью-Йорке, на Бродвее.

Свои газетные статьи и фельетоны Валентин Катаев подписывал псевдонимами Старик Саббакин, Ол. Твист, Митрофан Горчица. А для друзей он был Валюн, иногда даже Валюн великий, а иногда попросту — Катаич. Он был первым из когорты одесских литераторов, уехавших в первой половине 1920-х годов на покорение столицы. За ним потянулись Юрий Олеша, Исаак Бабель, Илья Ильф, Лев Славин, Семен Гехт, Эдуард Багрицкий. Багрицкому, который не хотел менять свою устоявшуюся жизнь в Одессе на неустроенность в столице, Катаев просто не оставил выбора — он купил ему билет в Москву и назначил встречу на вокзале за полчаса до отхода поезда. Но первым из этой славной компании все-таки был он — Валентин Катаев. И как первопроходец он помогал друзьям-землякам обустроиться на новом месте, многие жили у него первое время. Он писал позднее: «Следом за мною через мою комнату прошли почти все мои друзья, ринувшиеся с юга, едва только кончилась гражданская война, на завоевание Москвы». Следом за Катаевым они приходили работать в газету «Гудок» и там сложилась неповторимая атмосфера остроумия и иронии, по словам Константина Паустовского в «Гудке» работали «самые веселые и едкие люди в тогдашней Москве». Вслед за старшим братом приехал в Москву и младший. Именно Валентин Катаев стал наставником Евгения на его пути к писательству. В то время как Евгений намеревался работать в московской милиции, Валентин говорил, что «каждый более или менее интеллигентный, грамотный человек может что-нибудь написать». И по настоянию старшего брата Евгений Катаев написал свой первый фельетон, в основу которого легли реальные события, а вскоре стал профессиональным журналистом газеты «Гудок». Право пользоваться своей настоящей фамилией он оставил старшему брату, а себе взял псевдоним, происходящий от отчества — Петров.

Идея создания знаменитого романа «Двенадцать стульев» принадлежала Валентину Катаеву. Вот как сам он об этом рассказывал: «Прочитав где-то сплетню, что автор «Трех мушкетеров» писал свои многочисленные романы не один, а нанимал нескольких талантливых литературных подельщиков, воплощавших его замыслы на бумаге, я решил однажды тоже сделаться чем-то вроде Дюма-пеpa и командовать кучкой литературных наемников. Благо в это время мое воображение кипело, и я решительно не знал, куда девать сюжеты, ежеминутно приходившие мне в голову. Среди них появился сюжет о бриллиантах, спрятанных во время революции в одном из двенадцати стульев гостиного гарнитура… Тогда я носился со своей теорией движущегося героя, без которого не может обойтись ни один увлекательный роман: он дает возможность переноситься в пространстве и включать в себя множество происшествий, что так любят читатели». Свои мысли Валентин Катаев изложил Илье Ильфу и своему брату. Работу предполагалось разделить следующим образом: Ильф и Петров должны были написать черновик романа по идее, предложенной Катаевым, а потом уже он сам «прошелся бы по нему рукой мастера». В результате получился бы «забавный плутовской роман», опубликованный под фамилиями всех трех авторов. Предложение звучало вполне убедительно, ведь Катаев был уже очень популярен — пьеса «Растратчики» с успехом шла во МХАТе, были опубликованы авантюрно-утопические романы «Остров Эрендорф», «Повелитель железа», рассказы «Опыт Кранца», «Золотое перо», «Записки о Гражданской войне», сборники рассказов «Бородатый малютка», «Самое смешное». Сомнений не было — в соавторстве с ним роман обязательно был бы опубликован без промедлений. «Они не без любопытства осмотрели друг друга с ног до головы, — вспоминал Катаев. — Между ними проскочила, как говорится в старых романах, электрическая искра. Они приветливо улыбнулись друг другу и согласились на мое предложение».

Но по признанию Валентина Катаева, он сам не представлял, к чему это приведет: «Почему я выбрал своими неграми именно их — моего друга и моего брата? На это трудно ответить. Тут, вероятно, сыграла известную роль моя интуиция, собачий нюх на таланты, даже еще не проявившиеся в полную силу». Когда первая часть романа была готова, Катаев прочитал ее. Содержание стало для него полной неожиданностью. «Уже через десять минут мне стало ясно, — писал он, — что мои рабы выполнили все заданные им бесхитростные сюжетные ходы и отлично изобразили подсказанный мною портрет Воробьянинова, но, кроме того, ввели совершенно новый, ими изобретенный великолепный персонаж — Остапа Бендера, имя которого ныне стало нарицательным». Катаев отказался от участия в написании романа, признав, что «ученики побили учителя, как русские шведов под Полтавой». Но Илья Ильф и Евгений Петров, не забыли, кому именно они обязаны идеей романа: все издания «Двенадцати стульев», начиная с самого первого, издавались и издаются сейчас с посвящением Валентину Петровичу Катаеву.

В 1931 году Валентин Катаев женился на Эстер Бреннер, дочери бундовца Давида Бреннера, приехавшего в Москву вместе с семьей вскоре после октября 1917 года. Она была моложе мужа на 16 лет. «И конечно, я всю жизнь смотрела ему в рот, — вспоминала Эстер Давыдовна. — Но никакого высокомерия — напротив. Он со мной советовался, каждый вечер читал написанное, да что вечер — иногда мог позвать на весь дом, просто если написал удачную фразу. «Э-эста!» — и я бежала слушать. Мне и «Парус» посвящен, я думаю, только потому, что я в тридцать четвертом почти безвыходно сидела дома, беременная Женей, а он рядом — писал». Писал Катаев обычно от руки, не пользуясь пишущей машинкой. Он всю жизнь следовал совету, данному ему Буниным, который учил: «После того, как вещь готова в рукописи, можете перепечатать на машинке. Но само творчество, самый процесс сочинения, по-моему, заключается в неком взаимодействии, в той таинственной связи, которая возникает между головой, рукой, пером и бумагой, что и есть собственно творчество. Когда вы сочиняете непосредственно на пишущей машинке, то каждое выстуканное вами слово теряет индивидуальность, обезличивается, в то время как написанное вами собственноручно на бумаге, оно как бы является матерьяльным, зримым следом вашей мысли — ее рисунком, — оно еще не потеряло сокровенной связи с вашей душой — если хотите, вашим организмом, — так что если это слово фальшиво само по себе, или не туда поставлено, или неуместно, бестактно, то вы это не только сейчас же ощутите внутренним чутьем, то и тотчас заметите глазами по некоторому замедлению, убыстрению и даже изменению почерка». И только повесть «Белеет парус одинокий» вопреки этому правилу была напечатана на пишущей машинке — одним пальцем. Павел Катаев вспоминал: «Можно было бы не заострять на этом факте внимания, но в действительности он говорит обо очень многом, то есть он очень много открывает в отношениях моих будущих родителей. Пишущая машинка «Ремингтон» пришла в квартиру на Тверской вместе с мамой, и отец стремился даже через вещи, ставшие общими, еще теснее соединиться с любимой женщиной».

Героями повести «Белеет парус одинокий» были одесские мальчишки, оказавшиеся в водовороте революционных событий 1905 года. В главном герое — Пете Бачее угадываются черты самого автора. Катаев вспоминал: «Мое детство совпало с революцией 1905 года. Мне было восемь лет. Но я хорошо помню, как встретили восставший броненосец «Потемкин», как он прошел под красным флагом мимо берегов Одессы. Я был свидетелем баррикадных боев, видел опрокинутые конки, упавшие провода, браунинги, ружья, человеческие трупы». Позднее повесть «Белеет парус одинокий» стала первой частью тетралогии «Волны Чёрного моря». В нее вошли «Хуторок в степи» в 1956 году, «Зимний ветер» в 1961 году и «Катакомбы» в 1951 году.

Отказавшись от участия в написании «Двенадцати стульев», Валентин Катаев все-таки стал соавтором Ильи Ильфа и Евгения Петрова — они совместно написали сценарий к фильму «Цирк» на основе пьесы «Под куполом цирка». Сценарий был принят и съемки фильма начались. Однако легкая искрометная лирическая комедия с музыкальными и цирковыми номерами постепенно начала приобретать черты помпезности и мелодраматичности. Режиссер Григорий Александров отступил от авторского замысла и поэтому соавторы перестали считать себя причастными к фильму. Не согласившись с поправками режиссера, они сняли свои фамилии с титров. Впечатленный этими событиями, Катаев написал статью, опубликованную в журнале «Искусство кино», в которой говорилось: «На том уровне, на котором находится сейчас кино, писатель, очевидно, может давать для фильма сюжет и диалоги, которых отнюдь не должен писать ассистент режиссера…».

Во время Отечественной войны Валентин Катаев был военным корреспондентом газет «Правда» и «Красная звезда» писал очерки, рассказы, публицистические статьи. Впечатления военного времени отразились и в его повести «Сын полка», написанной в конце войны, накануне победы. За эту книгу, повествующую о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком, он в 1946 году получил Сталинскую премию.

Валентин Катаев возглавлял журнал «Юность» с дня его основания в 1955 году и на протяжении шести лет. При нем журнал стал одним из ведущих периодических изданий страны, открывший читателям многих видных литераторов, в том числе Василия Аксенова и Анатолия Гладилина. Вспоминал Станислав Куняев: «Во времена моей литературной молодости самым многотиражным и популярным считался, конечно, журнал «Юность». Его главный редактор Валентин Катаев — блистательный стилист, умный и расчетливый человек, был кумиром левой молодежи. Евтушенко, Вознесенский, Рождественский, Аксенов, Гладилин, Амлинский — не без основания считали журнал своим домом, а Катаева отцом родным, называя его уважительно и почти душевно: «Валюн». Главный редактор был снят с должности за публикацию «Звёздного билета» Аксёнова. Но к двадцатилетию журнала, создателем которого он был, Катаев написал статью, опубликованную в № 6 за 1975 год, в которой утверждал, что «ушел со своего высокого поста, ушел совершенно добровольно и без всякого скандала покинул хлопотливую должность, чтобы уже как частное лицо всецело отдаться радостям тихой семейной жизни и свободному литературному творчеству». Однако текст содержал язвительные намеки и на этот раз были уволены сотрудники, допустившие его в печать.

Уже немолодой Катаев перенес тяжелую болезнь — у него была обнаружена раковая опухоль. По словам его сына Павла Катаева: «Также спокойно за свою жизнь, хотя и с нескрываемым восхищением работой хирурга он рассказывал о тяжелой операции…. Раковую опухоль вырезали, но возникла проблема — хватит ли оставшейся здоровой ткани для того, чтобы шов не разошелся. Ткани хватило. Отец в лицах передавал разговор двух хирургов, спорящих по его поводу: расползется шов или не расползется. И восторгался филигранной работой оперирующего хирурга, решительной и умелой женщины, участницы войны, которая осталась его доброй знакомой до конца жизни».

По свидетельствам многих людей, близко знавших Валентина Петровича, он был бесстрашным человеком. И здесь имелась в виду не только храбрость, проявленная им в боях. Речь совсем о другом. Не трусивший в огне первой мировой войны, не пугавшийся жизни в послереволюционной Одессе, Катаев не боялся и во времена репрессий середины 1930-х годов. Он умел оставаться другом при любых жизненных обстоятельствах, пусть самых неблагоприятных и даже опасных. В 1937 году он публично выступал в защиту вернувшегося из ссылки Мандельштама. Он был один из немногих, посмевших это сделать. Секретарь Союза писателей Ставский в заявлении в НКВД писал, что Катаев и еще несколько человек «ставят вопрос о Мандельштаме, ставят остро». Катаев не побоялся пригласить опального поэта к себе домой. Он месяц не мог простить свою жену, посмевшую оборвать Мандельштама, резко высказывавшегося в адрес Сталина в присутствии недоброжелательных гостей. А вдове Мандельштама Катаев помогал и после его смерти. В те годы он хлопотал за многих, что было опасно для него самого, и даже Александр Фадеев предупреждал о том, что это может плохо кончиться: «Тебе впору за себя бояться, столько на тебя доносов, а ты в чужие дела лезешь!». Позднее в 1946 году, приехав в Ленинград, он открыто посещал Михаила Зощенко, который в ту пору был в опале, как антисоветчик.

Задиристый и колючий Катаев часто нарушал общепринятые правила. Художник Борис Ефимов вспоминал, как однажды на встрече с иностранными журналистами после слов ведущего: «Сейчас Иван Семенович Козловский нам что-нибудь споет, потом Сергей Образцов покажет нам новую кукольную пародию…» — раздался ехидный голос Валентина Катаева: «А потом товарищ Волин нам что-нибудь запретит». Катаев имел в виду начальника Главлита, который выступал за запрет «Двенадцати стульев». Борис Ефимов писал: «Странным образом в Валентине Петровиче Катаеве сочетались два совершенно разных человека. Один — тонкий, проницательный, глубоко и интересно мыслящий писатель, великолепный мастер художественной прозы, пишущий на редкость выразительным, доходчивым, прозрачным литературным языком. И с ним совмещалась личность совершенно другого толка — разнузданный, бесцеремонно, а то и довольно цинично пренебрегающий общепринятыми правилами приличия самодур».

Его дочь, Евгения Катаева вспоминала: «Отец любил хорошие вещи. Обожал. Но это была любовь не к пиджаку или галстуку, а к чужому мастерству, к удивительному творению человеческих рук. В нем не было барского снобизма, но хорошо скроенный костюм, хорошей выделки ткань, изобретательно приготовленная еда — всему этому он умел порадоваться. Любил покупать, но опять-таки не для себя: ему нравилось принимать и удивлять гостей… Сам он, особенно в старости, ел очень мало. Ему нравилось угощать, с хорошим гостем он мог выпить бокал красного вина (в котором отлично разбирался). Но вообще людей, которым бы он радовался, с годами становилось все меньше».

В 1978 году Катаев написал книгу воспоминаний «Алмазный мой венец», где вывел многих своих знаменитых современников под зашифрованными прозвищами-масками. Сам автор много раз заявлял, что не считает роман мемуарной литературой и объяснял этот феномен так: «Здесь уместно объяснить читателю, почему я избегаю собственных имен и даже не придумываю вымышленных, как это принято в романах. Ну, во-первых, это не роман. Роман — это компот. Я же предпочитаю есть фрукты свежими, прямо с дерева, разумеется выплевывая косточки. А, во-вторых, сошлюсь на Пушкина: «Те, которые пожурили меня, что никак не назвал моего Финна, не нашел ни одного имени собственного, конечно, почтут это за непростительную дерзость — правда, что большей части моих читателей никакой нужды нет до имен и что я не боюсь никакой запутанности в своём рассказе»… Я тоже не боюсь никаких запутанностей…». Роман был не похож на то, что писал Катаев всю свою жизнь. В молодости он был убежден в правильности своей теории «движущегося героя, без которого не может обойтись ни один увлекательный роман». В книге «Алмазный мой венец» он исходил из противоположной точки зрения: «В хорошем романе… герой должен быть неподвижен, а обращаться вокруг него должен весь физический мир, что и составит если не галактику, то, во всяком случае, солнечную систему художественного произведения». Так он пересказал свою жизнь. Катаев называл свой новый стиль «мовизмом», от французского «mauvais» (мове), что в переводе означает «плохо». Катаев сам считал, что идет против принятых правил и «хорошего тона».

«Для меня, хотя и не признанного, но все же поэта, — писал Катаев, — поэзией прежде всего, было ее словесное выражение, то есть стихи. О, как много чужих стихов накопилось в моей памяти за всю мою долгую жизнь! Как я их любил! Это было похоже на то, что, как бы не имея собственных детей, я лелеял чужих». Но стихи Катаев все-таки продолжал писать всю свою жизнь, хотя ни одного поэтического сборника так и не опубликовал. Несколько последних лет жизни он посвятил собиранию воедино всех сочиненных им стихотворений. Что-то Валентин Петрович восстанавливал по памяти, что-то отыскивал в чудом уцелевших дореволюционных газетах, а некоторые восстанавливал по письмам благодарных почитателей его таланта. Он переписывал их в специально купленные для этой цели блокноты. Катаев завершил эту работу за год до смерти. Всего оказались заполненными семь блокнотов. Павел Валентинович Катаев вспоминал: «Издать отдельного сборника отцу так и не удалось. Может быть, он и не очень-то сильно стремился к этому. Во всяком случае, однажды он высказался в том смысле, что в окружении плеяды сильных поэтов, рожденных в двадцатом веке в России, можно и не заниматься поэзией. Поэтические сборники отец не выпускал, стихотворения не печатал, но поэтом остался».

Однажды поэт Е. Б. Рейн спросил Валентина Петровича Катаева, почему он не выпустил ни одной книги стихов, которые так нравились Бунину, Мандельштаму, Багрицкому. Катаев развел руками и ответил: «Не судьба…».

Валентин Петрович Катаев умер 12 апреля 1986 года. Он был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

28 января 1897 года – 12 апреля 1986 года

Текст подготовила Елена Побегайло

chtoby-pomnili.com

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]