Николай Чернышевский – русский философ-материалист, революционер-демократ, энциклопедист, теоретик критического утопического социализма, учёный, литературный критик, публицист и писатель.
Наибольшую популярность ему принесло произведение «Что делать?», заставляющее читателя задуматься над глобальными вопросами жизни.
В биографии Чернышевского много интересных фактов, а сама его жизнь наполнена множеством увлекательных событий, о которых мы вам расскажем.
Итак, перед вами краткая биография Николая Чернышевского.
Краткая биография Чернышевского
Николай Гаврилович Чернышевский родился 12 июля 1828 г. в Саратове. Он рос в семье простого священника Гавриила Ивановича, в связи с чем с ранних лет был знаком со священными книгами.
До 14 лет Николая обучал разным наукам отец, который был грамотным, мудрым и всесторонне развитым человеком. Интересно, что Чернышевскому с детства нравилась литература (см. интересные факты о литературе).
Все свободное время он посвящал чтению книг, вследствие чего многие взрослые удивлялись его колоссальной начитанности и глубоким рассуждениям.
В возрасте 15 лет Чернышевский поступил в Саратовскую духовную семинарию. Он получал высокие оценки по всем предметам и был развит гораздо лучше всех сокурсников.
Однако спустя 3 года он решил бросить семинарию и поступить в Петербургский университет на отделение философского факультета.
Николай Чернышевский в молодости
В данный период биографии в мировоззрении Николая Чернышевского произошли серьезные перемены. Он начал интересоваться революционными идеями, а также стал сторонником демократии, социализма и материализма.
Стоит заметить, что на студента сильно повлияли члены кружка Иринарха Введенского.
Личная жизнь
Николай Чернышевский был женат только один раз. Его избранницей стала дочь Саратовского врача Ольга Васильева. Она была очень красивой, энергичной, смелой и жизнерадостной девушкой, которой доставляло нескрываемое удовольствие внимание многочисленных поклонников. Предлагая ей руку и сердце, Чернышевский самым ясным образом изложил ей свои взгляды на семейную жизнь. Будучи убеждённым сторонником эмансипации женщин, он подобно хиппи XX века, считал, что супружеский союз не даёт мужчине права ограничивать право своей избранницы на любовные отношения с другими мужчинами. Он считал своим долгом создать для жены достойные материальные условия. Своими статьями в прессе до своего ареста он неплохо зарабатывал, и львиная доля доходов от гонораров уходила на её расходы. У Чернышевских было три сына: Александр, Виктор и Михаил.
Преподаватель и журналист
В скором времени Николай Гаврилович принялся за написание первых произведений. В 1850 г. он успешно окончил университет, после чего стал работать учителем.
Спустя 3 года он отправляется в Санкт-Петербург, где устраивается преподавателем во Втором кадетском корпусе.
Одновременно с этим Чернышевский начинает печататься в нескольких изданиях. Позже он устраивается в редакционный отдел журнала «Современник».
Работа в «Современнике»
В этот период биографии Николай Чернышевский познакомился с известными литераторами Добролюбовым и Некрасовым, которые так же как и он интересовались революционными идеями.
Литературная деятельность начинающего писателя начала привлекать внимание действующей власти. Чиновники и цензоры боялись того, что он мог вызвать волнение в народе своими революционными речами.
Несмотря на это, через какое-то время Николай Чернышевский стал магистром русской словесности.
Работа в «Современнике»
Николай Чернышевский, биография которого уже была известна в литературной среде столицы, больше всего сблизился с Добролюбовым и Некрасовым. Эти авторы страстно увлекались революционными идеями, которые они хотели выражать в «Современнике».
За несколько лет до того по всей Европе прошли гражданские бунты, что эхом прокатилось и по России. Например, в Париже буржуазией был свергнут Луи-Филипп. А в Австрии националистическое движение венгров было подавлено только после того, как на выручку императору пришел Николай I, который прислал в Будапешт несколько полков. Царь, правление которого началось с подавления восстания декабристов, боялся революций и усилил цензуру в России.
Это вызывало озабоченность либералов в «Современнике». Они (Иван Тургенев, Василий Боткин, Александр Дружинин и другие) не хотели радикализации журнала.
Деятельность Чернышевского все больше привлекала внимания государства и чиновников, ответственных за цензуру. Ярким событием стала публичная защита диссертации об искусстве, на которой писатель выступил с революционной речью. В знак протеста министр просвещения Авраам Норов не дал присудить премию Николаю Гавриловичу. Только после того, как его на этой должности сменил более либеральный Евграф Ковалевский, писатель стал магистром русской словесности.
Взгляды Чернышевского
В юном возрасте писатель с интересом изучал разные священные книги и верил в Бога, однако после того, как он ознакомился с трудами французских и немецких материалистов, он начал активно критиковать религию и буржуазию.
Николай Чернышевский был ярым противником крепостного права.
В своих статьях он призывал властей дать людям свободу. Нелегкую жизнь русского народа он сравнивал с чернокожими рабами в Америке.
Писатель искренне верил, что через несколько десятилетий после освобождения крестьян в государстве наконец-то наступит социализм, в котором все люди будут равны.
Стоит заметить, что многие его идеи были далеки от реальности и скорее являлись утопическими.
«Земля и воля»
На протяжении многих лет своей биографии Николай Чернышевский пропагандировал идеи революции, в результате чего стал идейным вдохновителем революционного движения «Земля и воля».
В скором времени он вступил в переписку с Александром Герценом, которому пришлось эмигрировать за рубеж из-за давления со стороны властей.
Объединение «Земля и воля» набирало все большую популярность. В него входили писатели, военнослужащие, деятели культуры и все те, кто стремился к политическим и социальным переменам.
Представители этого движения беспрерывно критиковали царскую власть и старались донести свои идеи простому народу. Однако несмотря на это они не находили большого отклика у крестьян.
Николай Чернышевский: отец русской революционной мысли
Чернышевский родился в 1828 году в семье саратовского священнослужителя. Отец будущего публициста вышел из крепостных крестьян и понимал, насколько важно для человека быть образованным. Именно поэтому глава семьи Чернышевских взял на себя обязанность обучать юношу. Гавриил Иванович подарил своему сыну знания, сделав его грамотным человеком. Также Николай с подросткового возраста любил читать книги. Об этом сам Чернышевский как-то вспоминал: «Я сделался библиофагом, пожирателем книг, очень рано…».
Получив качественное домашнее образование, Чернышевский отправился в Саратовскую духовную семинарию. Обучаясь в этом учебном заведении, Николай Гаврилович не забывал и про самообразование. В юном возрасте он уже прочитал труды крупнейших немецких и греческих философов, учил несколько иностранных языков, осваивал социально-экономические труды. Огромное впечатление на молодого человека производили теории материалистов и утопистов XVIII века, деятелей Великой французской революции 1789 года. Среди русских авторов у Чернышевского тоже был свой фаворит. Им был критик и публицист Виссарион Белинский, неоднократно в своих статьях выступавший против абсолютной монархии.
Чернышевский в 1859 году. (wikipedia.org)
Успешно проявляя себя на занятиях в Саратовской духовной семинарии, юный Чернышевский зарекомендовал себя как самый лучший ученик среди своих сверстников. Преподаватели отмечали, что юноша был развит не по годам, он преуспевал во всех дисциплинах. Выдающиеся интеллектуальные способности помогли Чернышевскому в 1846 году поступить на историко-филологическое отделение факультета философии Санкт-Петербургского университета.
В студенческие годы Николай Гаврилович, уже ознакомившийся с трудами Белинского, продолжал формировать свои революционные взгляды. На Чернышевского сильно повлияли политические события тех лет, произошедшие в странах Европы. В 1848 — 1849 годах в нескольких европейских государствах происходили революции, и все они вошли в историю как «Весна народов». Молодой человек в тот момент сопереживал восставшим.
Благодаря своему другу по университету Михаилу Михайлову Чернышевский познакомился с подпольным кружком петрашевцев, в число которых входил молодой писатель Фёдор Достоевский. Членов кружка вскоре арестовали за прочтение и распространение запрещённого на территории Российской империи письма Белинского к Николаю Гоголю, но Чернышевский, не вошедший в состав организации Михаила Петрашевского, остался на свободе. В это время Чернышевский стал членом другого кружка: студент философского факультета начал посещать собрания общества одного из первых русских нигилистов Иринарха Введенского. На встречах молодые люди часто обсуждали вопросы необходимости отмены крепостного права, предоставления русскому обществу свободы слова и ограничения единоличной власти монарха.
Памятник Чернышевскому в Саратове. (wikipedia.org)
Чернышевский окончил университет в 1850 году. К концу обучения Николай Гаврилович стал убеждённым революционером. Когда Чернышевского по распределению отправили в Саратовскую гимназию, чтобы молодой преподаватель обучал подростков, будущий публицист воспользовался этим назначением для пропаганды антимонархических идей. «У меня такой образ мыслей, что я должен с минуты на минуту ждать, что вот явятся жандармы… Я делаю здесь такие вещи, которые пахнут каторгою, — я такие вещи говорю в классе», — говорил Чернышевский о своей деятельности в Саратовской гимназии.
Женившись на Ольге Васильевой в 1853 году, Чернышевский покинул родной Саратов и вернулся в Санкт-Петербург. Репутация вольнодумца, закрепившаяся за Чернышевским из-за пропагандируемых им в гимназии идей, не помешала молодому специалисту получить престижное место во Втором кадетском корпусе. Там Чернышевский продолжал преподавать, однако вскоре, поссорившись с влиятельным офицером, революционер был вынужден уйти в отставку.
Портрет Чернышевского. (vilianov.com)
Увольнение из Второго кадетского корпуса послужило стартом для журналистской деятельности Чернышевского. К перу Николая Гавриловича тянуло ещё в годы обучения в Санкт-Петербургском университете. В конце 40-ых годов XIX столетия Чернышевский создал несколько неоконченных художественных произведений. Чтение различных философов сформировало в молодом Чернышевском собственную систему мировоззрения. Можно предположить, что ещё в студенческие годы у будущего автора романа «Что делать?» появилось желание перенести свои мысли и взгляды на бумагу.
Начал журналистскую деятельность Чернышевский с публикаций небольших статей в таких печатных изданиях, как «Санкт-Петербургские ведомости» и «Отечественные записки». Совсем скоро молодого публициста заметил поэт и руководитель журнала «Современник» Николай Некрасов, и Чернышевский стал работать в его издательстве.
Благодаря публицистической активности и харизме Чернышевский вскоре из перспективного автора статей переквалифицировался во второго руководителя издания, став в один ряд с Некрасовым.
После смерти Николая I в 1855 году на русский трон взошёл Александр II, что ознаменовалось предоставлением свободы слова газетам и журналам. В связи с этим Чернышевский, воспользовавшись авторитетом в «Современнике», быстро начал диктовать свою издательскую политику: журнал теперь носил ярко выраженный революционный характер, из-за чего многие постоянные авторы покинули издание. К примеру, писатель и убеждённый либерал-западник Иван Тургенев, сторонник постепенных реформ в Российской империи, не принял столь радикальных изменений внутри политики «Современника» и отказался публиковать свои произведения в этом журнале.
Также именно Чернышевский помог реализоваться Николаю Добролюбову, публиковавшему в журнале рецензии на книжные новинки. Позже именно Добролюбова Чернышевский назначил главой отдела критики в «Современнике».
Революционная деятельность Чернышевского не ограничивалась пропагандой в «Современнике». С 1858 года Николай Гаврилович начал редактировать издание «Военный сборник» — ежемесячный журнал, основной аудиторией которого были офицеры.
После отмены крепостного права в 1861 году Чернышевский стал идейным вдохновителем революционной группировки «Земля и воля», не согласной с условиями, на которых император Александр II освободил крестьян. По подозрениям в связях с революционной эмиграцией Чернышевского заключили в Петропавловскую крепость. Чернышевского окрестили «врагом Российской империи номер один», против него вели следствие больше года. За это время Николай Гаврилович написал роман «Что делать?», опубликованный в «Современнике» через несколько лет.
В начале 1864 года Чернышевского признали виновным «в принятии мер к ниспровержению существующего порядка управления». Революционера приговорили к 14 годам каторги, но император Александр II сократил этот срок в два раза. После обряда гражданской казни в столице Российской империи Чернышевского выслали в Сибирь, где, несмотря на личное вмешательство царя, публицист провёл почти 20 лет.
Во время пребывания в ссылке Николай Гаврилович продолжал заниматься творчеством. Он написал роман «Пролог» и несколько неоконченных повестей.
Сторонники революционных идей, для которых Чернышевский был примером для подражания, ждали возвращения публициста из Сибири. Известно, что революционеры даже пытались дважды организовать побег Чернышевского из заключения. Однако обе попытки провалились, а их организаторов арестовали.
В 1883 году Чернышевский был освобождён. Публицист поселился в Астрахани, а позже переехал в родной Саратов.
Чернышевский умер в 1889 году, став идеологом для нескольких поколений русских революционеров. Публицистическое наследие автора романа «Что делать?» высоко оценивали Георгий Плеханов и Владимир Ленин.
Приговор
Изначально Николая Чернышевского приговорили к вечной ссылке, однако позже Император Александр 2 (см. интересные факты об Александре 2) сократил срок до 7 лет.
Годы, проведенные на каторге, серьезно подорвали здоровье опального писателя. Несмотря на все трудности, которые ему пришлось перенести, он смог стойко выстоять во всех испытаниях.
Оказавшись на свободе, Чернышевский до конца своих дней жил в небольших городах. В последние годы он проживал в Астрахани, и лишь накануне смерти ему разрешили вернуться в родной Саратов.
Арест
Со временем биография Чернышевского, кратко говоря, заинтересовала агентов тайного сыска. По делам «Колокола» он даже ездил к Герцену в Лондон, что, конечно, только больше привлекало к нему внимание. С сентября 1861 года писатель оказался под негласным наблюдением. Его подозревали в провокациях против власти.
В июне 1862 года Чернышевского арестовали. Еще до этого события вокруг него начали сгущаться тучи. В мае был закрыт журнал «Современник». Писателя обвинили в составлении порочащей власть прокламации, которая оказалась в руках провокаторов. Также полиции удалось перехватить письмо Герцена, где эмигрант предлагал снова издавать закрытый «Современник», только уже в Лондоне.
Смерть и значение
11 октября 1889 года в родном городе скончался Н. Г. Чернышевский. Биография писателя стала предметом подражания многих последователей и сторонников.
Советская идеология поставила его в один ряд с деятелями XIX века, которые были предвестниками революции. Роман «Что делать?» стал обязательным пунктом школьной программы. На современных уроках литературы эта тема тоже изучается, только на неё отведено меньше часов.
В российской журналистике и публицистике есть отдельный список основоположников данных направлений. В него вошли Герцен, Белинский и Чернышевский. Биография, краткое содержание его книг, а также влияние на общественную мысль — все эти вопросы исследуются литераторами и сегодня.