Рождение и детство
Драматург Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве. Его отец – Николай Фёдорович — много лет работал в суде, а в 1839 он заслужил титул дворянина. Мальчик рано остался без матери, но и мачеха уделяла ему достаточно внимания. Она осознавала необходимость получения образования, потому старалась давать детям самое лучшее (Михаилу и Александру).
В их доме была огромная библиотека: Александр часто проводил в ней много времени. Он с детства осознал свою страсть к литературе. Кроме того, доход отца позволял обеспечивать сыновьям качественное образование. Александра обучали сразу нескольким языкам. Островский знал не только немецкий и французский, но и греческий. Позже он занялся освоением других языков.
Биография Островского самое главное
Островский Александр Николаевич — известный в России писатель и одаренный драматург.
Александр Островский родился и вырос в Москве весной, в 1823 году. Умер от серьезных проблем со здоровьем в 1886 году. Его мать умерла, когда писатель был ещё совсем ребенком.
Можно отметить, что Александр — 4-ый ребенок в семье. Поэтому следует добавить, что его детство было весьма трудным.
Александр Николаевич обучался дома, и был достаточно образованным человеком. Библиотека отца у него вызвала явный интерес, и именно поэтому Островский также был начитанным. Но его отец очень хотел, чтобы мальчик владел юридическим образованием.
Александр поступил в Гимназию в 1835 году. В то время ему было всего лишь 12 лет. После окончания Гимназии, он стал обучаться в университете на юридическом факультете. Однако получить законченное образование так и не мог: литература увлекла его настолько, что он забросил учебу.
В будущем Островский стал очень увлекаться театром. В числе его первых пьес можно упомянуть такие, как: «На бойком месте» и «Гроза». Всего, по подсчётам, написал около 50 пьес. Самое первое произведение, которое принесло большую волну популярности, называется «Свои люди — сочтемся!». Также стал автором таких произведений, как: «Бесприданница», «Волки и овцы», «Доходное место», «Бедность — не порок», «Лес» и другие.
Интересные факты об Александре Николаевиче
1. Популярность и слава.
Как уже упоминалось выше, после выпуска произведения Островского «Свои люди — сочтемся!», к писателю пришла заслуженная слава. Однако, очень большой промежуток времени произведение просто запрещали допускать к публикации, так как оно содержало нецензурную лексику и элементы оскорбления.
2. Жизненные приоритеты.
Александр Островский очень высоко ценил литературу и театр. Именно из-за этого он ушел с университета. Но когда об этом узнал его отец, он силком заставил сына работать в Московском суде по заброшенной специальности.
3. Стиль в одежде.
Писатель обладал очень специфическим вкусом. Предпочитал одеваться, как нравится именно ему самому. Однако часто не хотел выходить из дома, так как боялся общественного мнения. Часто думал, что его «засмеют».
4. Характер или вредные привычки?
Александр Николаевич Островский имел довольно сложный и тяжёлый характер. Он часто был излишне уверен в себе и безумно любил хвастаться. Мог сильно обидеться на замечания других или обидеться за недостаточно оцененное произведение.
5. Проблемы при постановках.
У Островского часто бывали и проблемы с постановкой пьес в театре. Из-за его вспыльчивости, нередко ругался с актерами и кричал на них. Ему непросто было найти общий язык с людьми.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что Александр Николаевич Островский внес огромный вклад в развитие русской литературы и русского театра. Островский — очень яркая и неординарная личность в истории. Его произведения увлекательные, и читаются на одном дыхании. Александр был упорным человеком, и именно поэтому достигал того, чего хотел. Думаю, именно этим он запомнился читателю.
Юность и образование
Отец всегда хотел, чтобы сын в будущем выбрал профессию юриста. Окончив гимназию, юноша поступил в Московский университет на юридический факультет (1840 год). Однако закончить его Островскому не удалось: после неудачной сдачи экзамена он отчислился из университета (в 1843 году). Писатель потерял тягу к юридическим наукам.
Сразу после этого отец устраивает сына в Московский совестный суд, где Александр служил на протяжении семи лет. Старик все еще не терял надежды воспитать в наследнике приемника и соратника, но молодого человека тянуло к богеме и творчеству.
Александр Островский: творчество
Жизнь и творчество Островского тесно переплетены: обыденность давала отличный материал для художественных изысканий, а талант расширял круг знакомств и делал писателя знаменитым. Биография Островского раскроет этапы реализации его писательского дарования:
- Путь к известности.
На заре творчества Островский пребывал в плену таланта Николая Гоголя и Виссариона Белинского. Их умение оценить и выделить из потока жизни колоритные типы и образы стало эстетическим ориентиром для начинающего писателя.
Островский Александр в ранний период своего творчества (1847–1851) находился под влиянием натуральной школы. До 1850 года в его писательском портфолио были сцены из купеческой жизни и пьеса «Банкрот». «Картина семейной жизни» — первая пьеса, опубликованная в «Московском городском листке», была высоко оценена профессионалами. Это был момент, когда родился Островский-драматург.
Творческий путь
У Островского были самые разные клички: «Колумб Замоскворечья», «новое драматическое светило». Все они связаны с творческим путём автора: именно он показал скрытые районы Москвы, купеческий быт, изображая жизнь простого люда.
Самая первая публикация состоялась в 1847 году. На свет вышли два произведения автора: пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя». Однако настоящий успех драматург познал, лишь выпустив в свет комедийную работу «Свои люди – сочтёмся!». Она принесла ему широкую известность и признание авторитетов. Но замысел Островского полностью воплотить не удалось: пьеса только один раз была поставлена на сцене. Из-за жалобы купцов она была запрещена в театре (драматург получил одобрение лишь в 1861 году), а сам автор потерял свою должность в суде.
Более успешным оказалось другое творение Александра Островского – «Не в свои сани не садись» (1852 год). С этого года он регулярно создавал драматические произведения, которые нередко можно было увидеть во многих крупных театрах. А с 1856 г. он входил в список постоянных сотрудников «Современника». В это десятилетие написано немало пьес: «Утро молодого человека», «Неожиданный случай», «Бедная невеста» и другие. Такие произведения, как «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», не обличают пороки русского человека, а отражают лучшие черты его характера. Чернышевский видел в этом искусственность позиции писателя.
После длительной экспедиции от истоков Волги до Нижнего Новгорода автор снова возвращается к своей прежней манере писательства. Он вновь обличает чиновников, показывает жизнь бедного населения. На свет выходят пьесы: «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза».
Во второй половине 1860-х на страницах произведений Островского появляются рассуждения об историческом прошлом нашей страны. Он создал пьесы, затрагивающие важные события для России: «Кузьма Захарьич Минин-Сухорук», «Дмитрий-Самозванец и Василий Шуйский», «Василиса Мелентьева».
Важную роль Александр Островский сыграл в развитии русского театра. В 1866 году им был организован Артистический кружок. Благодаря нему многие русские актёры развили и улучшили свои навыки.
ОСТРО́ВСКИЙ
А. Н. Островский. Портрет работы В. Г. Перова. 1871. Третьяковская галерея (Москва).
ОСТРО́ВСКИЙ Александр Николаевич [31.3(12.4).1823, Москва – 2(14).6.1886, с. Щелыково Кинешемского у. Костромской губ., ныне Островского р-на Костромской обл.], рус. драматург, чл.-корр. Петерб. АН (1863). Сын судебного чиновника, в 1853 возведённого в потомств. дворянство. Брат М. Н. Островского. Учился на юридич. ф-те Моск. ун-та (1840–1843). Служил в канцеляриях моск. Совестного (1843–45) и Коммерческого (1845–51) суда. С 1886 зав. репертуарной частью моск. театров (Малого и Большого), руководитель театральной школы.
Ранние лит. опыты – рассказ «Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или От великого до смешного только один шаг» (1843, опубл. в 1924) и «Записки замоскворецкого жителя» (1847) – в духе натуральной школы. В 1847 дебютировал как драматург, опубликовав «Сцены из комедии «Несостоятельный должник»» (др. назв. – «Ожидание жениха»; совм. с Д. А. Горевым) и одноактную комедию «Картина семейного счастья» (в позднейших публикациях – «Семейная картина»). Первым крупным произведением стала комедия «Свои люди – сочтёмся!» (др. назв. – «Банкрот», 1850), в которой О., выступив продолжателем традиций драматургии Д. И. Фонвизина, Н. В. Гоголя, Мольера, впервые в отеч. лит-ре показал мир моск. купечества. По распоряжению имп. Николая I пьеса, в которой торжествовал порок – обман, невежество и грубость, была запрещена к постановке (впервые пост. в 1857 в Иркутске, в 1861 в подцензурной редакции – в Александринском и Малом театрах, в авторской редакции – в 1881 в моск. Драматич. театре А. А. Бренко), а за автором установлен полицейский надзор (снят в сент. 1856). Первой поставленной на сцене пьесой стала комедия из жизни мелкочиновнической среды «Бедная невеста» (1852; пост. в 1853), где у О. впервые появляется положит. героиня, по своим нравств. качествам противостоящая алчному, пошлому окружению; к поднятой в пьесе проблеме положения женщины в семье и обществе О. будет обращаться и позднее.
В 1850 О. стал сотрудником ж. «Москвитянин», его т. н. молодой редакции, тяготевшей к славянофилам и разделявшей, в частности, их интерес к фольклору и рус. старине. В этот «москвитянинский период» О. пишет пьесы, в которых поэтизирует жизнь купечества, усматривая в ней выражение нац. особенностей рус. жизни в целом и связывая свой поиск положительных начал с прочным и упорядоченным купеч. семейно-бытовым укладом, ориентированным на христианскую мораль и уважение вековых традиций. Таковы т. н. народные комедии, обращённые к широкой демократич. аудитории, которые обозначили поворот в театральной эстетике и положили начало созданию нац. репертуара: «Не в свои сани не садись» (1853), «Бедность не порок» (1854), драма «Не так живи, как хочется» (пост. в 1854, опубл. в 1855), построенные, как правило, на бытовом материале, отличающиеся ясно выраженной моралью, сформулированной уже в самих названиях, и схематичностью конфликта (столкновение любовного чувства с холодным расчётом).
В 1856 О. по приглашению Н. А. Некрасова перешёл в ж. «Современник». Для пьес этого периода характерны социальная острота, драматизм ситуаций, напряжённость конфликта. В комедии «В чужом пиру похмелье» (1856) О. в образе Тита Титыча Брускова впервые вывел социально-психологич. тип дикого и необузданного самодура, к описанию которого неоднократно обращался впоследствии. В запрещённой к постановке комедии «Доходное место» (1857, пост. в 1863) подверг критике гос. бюрократич. аппарат, основанный на взяточничестве, казнокрадстве, круговой поруке. Запрещена к постановке была и драма «Воспитанница» (1859, пост. в 1863) о деспотичной помещице, по своему усмотрению решающей судьбу молодых людей. Наиболее значит. пьеса этого периода – «Гроза» (пост. в 1859, опубл. в 1860), соединившая в себе черты социально-бытовой и нравственно-психологич. драмы, в которой семейная ситуация, конфликт страсти и долга подняты на уровень общественно значимой проблемы и впервые приведены к трагич. развязке, а особенности рус. нац. характера и нар. жизни даны в их крайних проявлениях. В трилогии о Бальзаминове [комедии «Праздничный сон – до обеда», 1857, «Свои собаки грызутся – чужая не приставай», 1861, «За чем пойдёшь, то и найдёшь (Женитьба Бальзаминова)», 1861, запрещена к постановке; пост. в 1863] О., использовав приёмы водевиля и нар. балаганного представления, вывел пародийный образ «маленького человека» – бедного, не приспособленного к жизни чиновника, уповающего на счастливое стечение обстоятельств.
В 1862 О. совершил поездку в Европу, побывал в Баварии, Пруссии, Италии, Франции; в Лондоне встречался с А. И. Герценом. По возвращении из-за границы создал драмы «Грех да беда на кого не живёт» (1863), «Пучина» (1866), комедии «Тяжёлые дни» (1863), «Шутники» (1864), «На бойком месте» (1865). В 1860-е гг. О., видевший в изучении нац. истории залог воспитания «сознательной любви к отечеству», обратился к жанру историч. пьесы: хроника «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (в стихах, 1862, запрещена к постановке; 2-я ред. – 1866, при жизни автора не была опубл.; пост. в 1866), комедии «Воевода (Сон на Волге)» (в стихах, 1865; 2-я ред. – 1885, при жизни О. не была опубл.), «Комик XVII столетия» (в стихах; пост. в 1872; опубл. в 1873) и др. О. включал в текст пьес грамоты, указы и др. историч. документы; вводил в состав действующих лиц шутов, скоморохов, юродивых, глашатаев; использовал архаизмы.
В 1868–84 – в период сотрудничества О. в ж. «Отечественные записки» – появляются сатирич. комедии из дворянского быта, отмеченные сложной игрой с традиц. приёмами драматургич. техники (сценич. амплуа), с использованием лит. цитат и реминисценций: «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Бешеные деньги» (1870), «Волки и овцы» (1875), в которых отсутствует положительный герой, а также «Лес» (1871) – одна из лучших пьес позднего О., где злу противостоят являющиеся по сюжету жертвами герои (бедный артист и девушка-бесприданница). Сочетание особенностей сатирической (гротескно-условный стиль) и народной (фольклорные мотивы) комедий присуще пьесе «Горячее сердце» (1869). К жанру нар. комедии О. возвращается в пьесах «Не всё коту масленица» (1871), «Правда – хорошо, а счастье лучше» (пост. в 1876, опубл. в 1877) и др. Особняком среди них стоит пьеса «Снегурочка» (в стихах, 1873), соединившая в себе черты фольклорной сказки и лирич. драмы.
Поздние пьесы О. отличаются сочетанием лиризма и драматизма, в них вновь появляется положит. герой со сложным внутр. миром и ранимой душой: «Последняя жертва» (1878), «Сердце не камень» (1880), «Не от мира сего» (1885) и др. В центре драмы «Бесприданница» (пост. в 1878, опубл. в 1879) – образ любящей женщины, чья искренность и доверчивость противопоставлена бездушному расчёту и циничному эгоизму окружающих. Закулисные нравы артистич. среды рисуют комедии «Таланты и поклонники» (пост. в 1881, опубл. в 1882), комедия «Без вины виноватые» (1884). Ряд пьес написан О. в соавторстве с Н. Я. Соловьёвым [«Счастливый день» (1877), «Женитьба Белугина» (пост. в 1877, опубл. в 1878), «Дикарка» (пост. в 1879, опубл. в 1880), «Светит, да не греет» (пост. в 1880, опубл. в 1881)] и с П. М. Невежиным [«Блажь» (пост. в 1880, опубл. в 1881), «Старое по-новому» (отд. изд. под именем одного Невежина, 1882)]. Среди др. произведений – оперные либретто, переводы.
Памятник А. Н. Островскому в Москве у Малого театра. Скульптор Н. А. Андреев. Бронза, гранит. 1924–29. Фото А. И. Нагаева
О. – основоположник нац. репертуара рус. театра. Его драматургии, укоренённой как в литературной (отечественной и зарубежной), так и в фольклорной традиции и обращённой к самым разнообразным слоям общества, присущи широкий охват действительности в её будничных – бытовых, социальных и этнографич. подробностях; сочетание «крупного комизма» с изображением глубоких страстей и искренних чувств; мастерское использование всего богатства общенациональной лексики для создания речевых характеристик персонажей, которое компенсирует часто слабо разработанную интригу. Пьесы О., в особенности 1870–80-х гг., ориентированные не на отд. актёров, а на весь актёрский ансамбль, произвели реформу в рус. театре. В них блистали актёры С. В. Васильев (см. Васильевы), М. Н. Ермолова, А. Е. Мартынов, Л. П. Косицкая, П. М. Садовский, М. П. Садовский, О. О. Садовская (см. Садовские), Г. Н. Федотова и др. По инициативе О. были основаны Моск. артистич. кружок (1865), Собрание рус. драматич. писателей (1870; с 1874 Об-во рус. драматич. писателей для защиты материальных интересов драматургов, а с 1875 – и оперных композиторов), занимавшееся защитой авторских прав драматургов и композиторов.
Имя О. носит Драматич. театр в Костроме.
Личная жизнь
Александр Николаевич Островский состоял в гражданском браке с бедной девушкой Агафьей Ивановной. К сожалению, от этих отношений у драматурга не осталось ни одного ребёнка – все четверо младенцев умерли. Несмотря на то, что у женщины не было образования, она всегда первая читала и оценивала произведения Островского. Агафья отличалась тонкой и чуткой душой.
В 1867 году Агафья умирает, а спустя два года он женится на актрисе Марии Васильевне Бахметьевой. Новая возлюбленная родила драматургу шестеро детей.
А. Н. Островский: биография «москвитянского» и «предреформенного» периодов
Драматургия Островского набирает силу. В период 1852-1860 годов происходят следующие события:
- Постановка пьесы «Не в свои сани не садись».
- Выход в свет пьесы «Бедность не порок».
- Островский — член молодой редакции журнала «Москвитянин».
- С 1856 года — сотрудничество с журналом «Современник». Знакомство с Л. Н. Толстым и И. С. Тургеневым.
- 1856 год — участие в литературно-этнографической экспедиции по Волге. Собран богатейший материал для будущих произведений.
Интересные факты
- Римский-Корсаков и П.И. Чайковский написали оперу «Снегурочка» по пьесе Островского.
- Именно Островский создал театр таким, каким мы его можем видеть сейчас. Автор осуществил реформацию привычной театральной постановки, актерской игры. Его деятельность впоследствии продолжили К.С. Станиславский, М.А. Булгаков.
- В 1874 году драматург был одним из организаторов Общества русских драматических писателей и оперных композиторов. Ему удалось исправить положение актеров, внести улучшения в театральную жизнь.
- С 1885 года автор занимал высокую должность: он был начальником театрального училища, а также нёс ответственность за репертуар московских театров.
- Он был знаком с передовыми людьми своей эпохи. Его часто навещали такие личности, как Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, М.Н. Ермолова.
- Находясь в гражданском браке с Агафьей, Островский признавался в любви актрисе Любови Косицкой. Однако девушка так и не ответила взаимностью драматургу. В 1859 году ей была поручена роль Катерины («Гроза»).
- Драматург все время жил в долгах. Несмотря на пенсию, которая составляла три тысячи, на высокий заработок автора, денег постоянно не хватало. Со временем изнурительная работа привела к ухудшению здоровья, а на лечение требовались значительные средства.
На пике популярности
В 1856 году Александр Николаевич Островский отправляется в Поволжье, для изучения быта и жизни жителей края. Именно после этой поездки Островский написал одну из самых ярких своих пьес – «Грозу» . В 1859 году выходит первое собрание сочинений Островского, которое с восторгом было встречено критиками. В 1860 годах Островский начал заниматься российской историей, особенно его интересовал период Смутного времени.
В 1863 году он был награжден Уваровской премией и стал членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. В 60-е годы драматург основал Артистический кружок, который дал путевку в жизнь многим будущим звездам российской сцены. В 1874 году по инициативе Островского было основано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов. В 1885 году Александр Николаевич стал заведующим репертуаром всех московских театров.
Всю жизнь Островский работал на износ, это серьезно подорвало его здоровье. В июне 1886 году он скончался в своем имении в Костромской губернии. Император Александр III пожаловал крупную сумму на похороны драматурга, а также назначил пенсию его вдове и выделил средства на образование его детей.
В пьесах Островского показывается жизнь и быт обычных людей, его произведения очень реалистичны, но одновременно ставят перед зрителем глубокие и вечные проблемы.
Островского можно назвать основателем российского театра, он создал новую театральную школу и новую концепцию актерской игры.
В начале 19 века появился на свет известный писатель и драматург А. Н. Островский, биография которого наполнена участием в ярких событиях театральной и литературной жизни России того времени.
Смерть
Драматург скончался на шестьдесят третьем году жизни (12 июня 1886 года) предположительно из-за стенокардии. Литературного и общественного деятеля похоронили рядом с отцом на кладбище в селе Николо-Бережки Костромской губернии.
А. Н. Островский сделал неоценимый вклад в развитие театрального искусства, он сформировал русский национальный театр, который отличался самобытностью и неповторимым колоритом эпохи. Ему удалось дать исчерпывающую характеристику своей эпохе, тонко подметить общественные и политические изменения, происходящие в России. Он же создал галерею живых и естественных образов, отражающих русский менталитет. Глобальные социальные конфликты, которые он видел в бытовых мелочах и мимолетных беседах, до сих пор становятся интересными сюжетами для современного зрителя: они экранизировались и появлялись на сцене уже не раз. Все это доказывает значимость этой литературной фигуры для отечественной культуры.
Автор: Анастасия Сметанова