Краткая биография А.Н. Островского: жизнь и творчество драматурга


Рождение и детство

Драматург Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве. Его отец – Николай Фёдорович — много лет работал в суде, а в 1839 он заслужил титул дворянина. Мальчик рано остался без матери, но и мачеха уделяла ему достаточно внимания. Она осознавала необходимость получения образования, потому старалась давать детям самое лучшее (Михаилу и Александру).

В их доме была огромная библиотека: Александр часто проводил в ней много времени. Он с детства осознал свою страсть к литературе. Кроме того, доход отца позволял обеспечивать сыновьям качественное образование. Александра обучали сразу нескольким языкам. Островский знал не только немецкий и французский, но и греческий. Позже он занялся освоением других языков.

Биография Островского самое главное

Островский Александр Николаевич — известный в России писатель и одаренный драматург.

Александр Островский родился и вырос в Москве весной, в 1823 году. Умер от серьезных проблем со здоровьем в 1886 году. Его мать умерла, когда писатель был ещё совсем ребенком.

Можно отметить, что Александр — 4-ый ребенок в семье. Поэтому следует добавить, что его детство было весьма трудным.

Александр Николаевич обучался дома, и был достаточно образованным человеком. Библиотека отца у него вызвала явный интерес, и именно поэтому Островский также был начитанным. Но его отец очень хотел, чтобы мальчик владел юридическим образованием.

Александр поступил в Гимназию в 1835 году. В то время ему было всего лишь 12 лет. После окончания Гимназии, он стал обучаться в университете на юридическом факультете. Однако получить законченное образование так и не мог: литература увлекла его настолько, что он забросил учебу.

В будущем Островский стал очень увлекаться театром. В числе его первых пьес можно упомянуть такие, как: «На бойком месте» и «Гроза». Всего, по подсчётам, написал около 50 пьес. Самое первое произведение, которое принесло большую волну популярности, называется «Свои люди — сочтемся!». Также стал автором таких произведений, как: «Бесприданница», «Волки и овцы», «Доходное место», «Бедность — не порок», «Лес» и другие.

Интересные факты об Александре Николаевиче

1. Популярность и слава.

Как уже упоминалось выше, после выпуска произведения Островского «Свои люди — сочтемся!», к писателю пришла заслуженная слава. Однако, очень большой промежуток времени произведение просто запрещали допускать к публикации, так как оно содержало нецензурную лексику и элементы оскорбления.

2. Жизненные приоритеты.

Александр Островский очень высоко ценил литературу и театр. Именно из-за этого он ушел с университета. Но когда об этом узнал его отец, он силком заставил сына работать в Московском суде по заброшенной специальности.

3. Стиль в одежде.

Писатель обладал очень специфическим вкусом. Предпочитал одеваться, как нравится именно ему самому. Однако часто не хотел выходить из дома, так как боялся общественного мнения. Часто думал, что его «засмеют».

4. Характер или вредные привычки?

Александр Николаевич Островский имел довольно сложный и тяжёлый характер. Он часто был излишне уверен в себе и безумно любил хвастаться. Мог сильно обидеться на замечания других или обидеться за недостаточно оцененное произведение.

5. Проблемы при постановках.

У Островского часто бывали и проблемы с постановкой пьес в театре. Из-за его вспыльчивости, нередко ругался с актерами и кричал на них. Ему непросто было найти общий язык с людьми.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что Александр Николаевич Островский внес огромный вклад в развитие русской литературы и русского театра. Островский — очень яркая и неординарная личность в истории. Его произведения увлекательные, и читаются на одном дыхании. Александр был упорным человеком, и именно поэтому достигал того, чего хотел. Думаю, именно этим он запомнился читателю.

Юность и образование

Отец всегда хотел, чтобы сын в будущем выбрал профессию юриста. Окончив гимназию, юноша поступил в Московский университет на юридический факультет (1840 год). Однако закончить его Островскому не удалось: после неудачной сдачи экзамена он отчислился из университета (в 1843 году). Писатель потерял тягу к юридическим наукам.

Сразу после этого отец устраивает сына в Московский совестный суд, где Александр служил на протяжении семи лет. Старик все еще не терял надежды воспитать в наследнике приемника и соратника, но молодого человека тянуло к богеме и творчеству.

Александр Островский: творчество

Жизнь и творчество Островского тесно переплетены: обыденность давала отличный материал для художественных изысканий, а талант расширял круг знакомств и делал писателя знаменитым. Биография Островского раскроет этапы реализации его писательского дарования:

  • Путь к известности.

На заре творчества Островский пребывал в плену таланта Николая Гоголя и Виссариона Белинского. Их умение оценить и выделить из потока жизни колоритные типы и образы стало эстетическим ориентиром для начинающего писателя.

Островский Александр в ранний период своего творчества (1847–1851) находился под влиянием натуральной школы. До 1850 года в его писательском портфолио были сцены из купеческой жизни и пьеса «Банкрот». «Картина семейной жизни» — первая пьеса, опубликованная в «Московском городском листке», была высоко оценена профессионалами. Это был момент, когда родился Островский-драматург.

Творческий путь

У Островского были самые разные клички: «Колумб Замоскворечья», «новое драматическое светило». Все они связаны с творческим путём автора: именно он показал скрытые районы Москвы, купеческий быт, изображая жизнь простого люда.

Самая первая публикация состоялась в 1847 году. На свет вышли два произведения автора: пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя». Однако настоящий успех драматург познал, лишь выпустив в свет комедийную работу «Свои люди – сочтёмся!». Она принесла ему широкую известность и признание авторитетов. Но замысел Островского полностью воплотить не удалось: пьеса только один раз была поставлена на сцене. Из-за жалобы купцов она была запрещена в театре (драматург получил одобрение лишь в 1861 году), а сам автор потерял свою должность в суде.

Более успешным оказалось другое творение Александра Островского – «Не в свои сани не садись» (1852 год). С этого года он регулярно создавал драматические произведения, которые нередко можно было увидеть во многих крупных театрах. А с 1856 г. он входил в список постоянных сотрудников «Современника». В это десятилетие написано немало пьес: «Утро молодого человека», «Неожиданный случай», «Бедная невеста» и другие. Такие произведения, как «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», не обличают пороки русского человека, а отражают лучшие черты его характера. Чернышевский видел в этом искусственность позиции писателя.

После длительной экспедиции от истоков Волги до Нижнего Новгорода автор снова возвращается к своей прежней манере писательства. Он вновь обличает чиновников, показывает жизнь бедного населения. На свет выходят пьесы: «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза».

Во второй половине 1860-х на страницах произведений Островского появляются рассуждения об историческом прошлом нашей страны. Он создал пьесы, затрагивающие важные события для России: «Кузьма Захарьич Минин-Сухорук», «Дмитрий-Самозванец и Василий Шуйский», «Василиса Мелентьева».

Важную роль Александр Островский сыграл в развитии русского театра. В 1866 году им был организован Артистический кружок. Благодаря нему многие русские актёры развили и улучшили свои навыки.

ОСТРО́ВСКИЙ

А. Н. Островский. Портрет работы В. Г. Перова. 1871. Третьяковская галерея (Москва).

ОСТРО́ВСКИЙ Алек­сандр Ни­ко­лае­вич [31.3(12.4).1823, Мо­ск­ва – 2(14).6.1886, с. Ще­лы­ко­во Ки­не­шем­ско­го у. Ко­ст­ром­ской губ., ны­не Ост­ров­ско­го р-на Ко­ст­ром­ской обл.], рус. дра­ма­тург, чл.-корр. Пе­терб. АН (1863). Сын су­деб­но­го чи­нов­ни­ка, в 1853 возведённого в потомств. дво­рянство. Брат М. Н. Ост­ров­ско­го. Учил­ся на юри­дич. ф-те Моск. ун-та (1840–1843). Слу­жил в кан­це­ля­ри­ях моск. Со­ве­ст­но­го (1843–45) и Ком­мер­че­ско­го (1845–51) су­да. С 1886 зав. ре­пер­ту­ар­ной ча­стью моск. те­ат­ров (Ма­ло­го и Боль­шо­го), ру­ко­во­ди­тель те­ат­раль­ной шко­лы.

Ран­ние лит. опы­ты – рас­сказ «Ска­за­ние о том, как квар­таль­ный над­зи­ра­тель пус­кал­ся в пляс, или От ве­ли­ко­го до смеш­но­го толь­ко один шаг» (1843, опубл. в 1924) и «За­пис­ки за­мо­ск­во­рец­ко­го жи­те­ля» (1847) – в ду­хе на­тураль­ной шко­лы. В 1847 де­бю­ти­ро­вал как дра­ма­тург, опуб­ли­ко­вав «Сце­ны из ко­ме­дии «Не­со­стоя­тель­ный долж­ник»» (др. назв. – «Ожи­да­ние же­ни­ха»; совм. с Д. А. Го­ре­вым) и од­но­акт­ную ко­ме­дию «Кар­ти­на се­мей­но­го сча­стья» (в позд­ней­ших пуб­ли­ка­ци­ях – «Се­мей­ная кар­ти­на»). Пер­вым круп­ным про­из­ве­де­ни­ем ста­ла ко­ме­дия «Свои лю­ди – со­чтём­ся!» (др. назв. – «Бан­крот», 1850), в ко­то­рой О., вы­сту­пив про­дол­жа­те­лем тра­ди­ций дра­ма­тур­гии Д. И. Фон­ви­зи­на, Н. В. Го­го­ля, Моль­е­ра, впер­вые в отеч. лит-ре по­ка­зал мир моск. ку­пе­че­ст­ва. По рас­по­ря­же­нию имп. Ни­ко­лая I пье­са, в ко­то­рой тор­же­ст­во­вал по­рок – об­ман, не­ве­же­ст­во и гру­бость, бы­ла за­пре­ще­на к по­ста­нов­ке (впер­вые пост. в 1857 в Ир­кут­ске, в 1861 в под­цен­зур­ной ре­дак­ции – в Алек­сан­д­рин­ском и Ма­лом те­ат­рах, в ав­тор­ской ре­дак­ции – в 1881 в моск. Дра­ма­тич. те­ат­ре А. А. Брен­ко), а за ав­то­ром ус­та­нов­лен по­ли­цей­ский над­зор (снят в сент. 1856). Пер­вой по­став­лен­ной на сце­не пье­сой ста­ла ко­ме­дия из жиз­ни мел­ко­чи­нов­ни­че­ской сре­ды «Бед­ная не­вес­та» (1852; пост. в 1853), где у О. впер­вые по­яв­ля­ет­ся по­ло­жит. ге­рои­ня, по сво­им нравств. ка­че­ст­вам про­ти­во­стоя­щая алч­но­му, по­шло­му ок­ру­же­нию; к под­ня­той в пье­се про­бле­ме по­ло­же­ния жен­щи­ны в се­мье и об­ще­ст­ве О. бу­дет об­ра­щать­ся и позд­нее.

В 1850 О. стал со­труд­ни­ком ж. «Мо­ск­ви­тя­нин», его т. н. мо­ло­дой ре­дак­ции, тя­го­тев­шей к сла­вя­но­фи­лам и раз­де­ляв­шей, в ча­ст­но­сти, их ин­те­рес к фольк­ло­ру и рус. ста­ри­не. В этот «мо­ск­ви­тя­нин­ский пе­ри­од» О. пи­шет пье­сы, в ко­то­рых по­эти­зи­ру­ет жизнь ку­пе­че­ст­ва, ус­мат­ри­вая в ней вы­ра­же­ние нац. осо­бен­но­стей рус. жиз­ни в це­лом и свя­зы­вая свой по­иск по­ло­жи­тель­ных на­чал с проч­ным и упо­ря­до­чен­ным ку­печ. се­мей­но-бы­то­вым ук­ла­дом, ори­ен­ти­ро­ван­ным на хри­сти­ан­скую мо­раль и ува­же­ние ве­ко­вых тра­ди­ций. Та­ко­вы т. н. на­род­ные ко­ме­дии, об­ра­щён­ные к ши­ро­кой де­мо­кра­тич. ау­ди­то­рии, ко­то­рые обо­зна­чи­ли по­во­рот в те­ат­раль­ной эс­те­ти­ке и по­ло­жи­ли на­ча­ло соз­да­нию нац. ре­пер­туа­ра: «Не в свои са­ни не са­дись» (1853), «Бед­ность не по­рок» (1854), дра­ма «Не так жи­ви, как хо­чет­ся» (пост. в 1854, опубл. в 1855), по­стро­ен­ные, как пра­ви­ло, на бы­то­вом ма­те­риа­ле, от­ли­чаю­щие­ся яс­но вы­ра­жен­ной мо­ра­лью, сфор­му­ли­ро­ван­ной уже в са­мих на­зва­ни­ях, и схе­ма­тич­но­стью кон­флик­та (столк­но­ве­ние лю­бов­но­го чув­ст­ва с хо­лод­ным рас­чё­том).

В 1856 О. по при­гла­ше­нию Н. А. Не­кра­со­ва пе­ре­шёл в ж. «Со­вре­мен­ник». Для пьес это­го пе­рио­да ха­рак­тер­ны со­ци­аль­ная ост­ро­та, дра­ма­тизм си­туа­ций, на­пря­жён­ность кон­флик­та. В ко­ме­дии «В чу­жом пи­ру по­хме­лье» (1856) О. в об­ра­зе Ти­та Ти­ты­ча Бру­ско­ва впер­вые вы­вел со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. тип ди­ко­го и не­обуз­дан­но­го са­мо­ду­ра, к опи­са­нию ко­то­ро­го не­од­но­крат­но об­ра­щал­ся впо­след­ст­вии. В за­пре­щён­ной к по­ста­нов­ке ко­ме­дии «До­ход­ное ме­сто» (1857, пост. в 1863) под­верг кри­ти­ке гос. бю­ро­кра­тич. ап­па­рат, ос­но­ван­ный на взя­точ­ни­че­ст­ве, каз­но­крад­ст­ве, кру­го­вой по­ру­ке. За­пре­ще­на к по­ста­нов­ке бы­ла и дра­ма «Вос­пи­тан­ни­ца» (1859, пост. в 1863) о дес­по­тич­ной по­ме­щи­це, по сво­ему усмот­ре­нию ре­шаю­щей судь­бу мо­ло­дых лю­дей. Наи­бо­лее зна­чит. пье­са это­го пе­рио­да – «Гро­за» (пост. в 1859, опубл. в 1860), со­еди­нив­шая в се­бе чер­ты со­ци­аль­но-бы­то­вой и нрав­ст­вен­но-пси­хо­ло­гич. дра­мы, в ко­то­рой се­мей­ная си­туа­ция, кон­фликт стра­сти и дол­га под­ня­ты на уро­вень об­ще­ст­вен­но зна­чи­мой про­бле­мы и впер­вые при­ве­де­ны к тра­гич. раз­вяз­ке, а осо­бен­но­сти рус. нац. ха­рак­те­ра и нар. жиз­ни да­ны в их край­них про­яв­ле­ни­ях. В три­ло­гии о Баль­за­ми­но­ве [ко­ме­дии «Празд­нич­ный сон – до обе­да», 1857, «Свои со­ба­ки гры­зут­ся – чу­жая не при­ста­вай», 1861, «За чем пой­дёшь, то и най­дёшь (Же­нить­ба Баль­за­ми­но­ва)», 1861, за­пре­ще­на к по­ста­нов­ке; пост. в 1863] О., ис­поль­зо­вав приё­мы во­де­ви­ля и нар. ба­ла­ган­но­го пред­став­ле­ния, вы­вел па­ро­дий­ный об­раз «ма­лень­ко­го че­ло­ве­ка» – бед­но­го, не при­спо­соб­лен­но­го к жиз­ни чи­нов­ни­ка, упо­ваю­ще­го на сча­ст­ли­вое сте­че­ние об­стоя­тельств.

В 1862 О. со­вер­шил по­езд­ку в Ев­ро­пу, по­бы­вал в Ба­ва­рии, Прус­сии, Ита­лии, Фран­ции; в Лон­до­не встре­чал­ся с А. И. Гер­це­ном. По воз­вра­ще­нии из-за гра­ни­цы соз­дал дра­мы «Грех да бе­да на ко­го не жи­вёт» (1863), «Пу­чи­на» (1866), ко­ме­дии «Тя­жё­лые дни» (1863), «Шут­ни­ки» (1864), «На бой­ком мес­те» (1865). В 1860-е гг. О., ви­дев­ший в изу­че­нии нац. ис­то­рии за­лог вос­пи­та­ния «соз­на­тель­ной люб­ви к оте­че­ст­ву», об­ра­тил­ся к жан­ру ис­то­рич. пье­сы: хро­ни­ка «Козь­ма За­харь­ич Ми­нин-Су­хо­рук» (в сти­хах, 1862, за­пре­ще­на к по­ста­нов­ке; 2-я ред. – 1866, при жиз­ни автора не бы­ла опубл.; пост. в 1866), ко­ме­дии «Вое­во­да (Сон на Вол­ге)» (в сти­хах, 1865; 2-я ред. – 1885, при жиз­ни О. не бы­ла опубл.), «Ко­мик XVII сто­ле­тия» (в сти­хах; пост. в 1872; опубл. в 1873) и др. О. вклю­чал в текст пьес гра­мо­ты, ука­зы и др. ис­то­рич. до­ку­мен­ты; вво­дил в со­став дей­ст­вую­щих лиц шу­тов, ско­мо­ро­хов, юро­ди­вых, гла­ша­та­ев; ис­поль­зо­вал ар­ха­из­мы.

В 1868–84 – в пе­ри­од со­труд­ни­че­ст­ва О. в ж. «Оте­че­ст­вен­ные за­пис­ки» – по­яв­ля­ют­ся са­ти­рич. ко­ме­дии из дво­рян­ско­го бы­та, от­ме­чен­ные слож­ной иг­рой с тра­диц. приё­ма­ми дра­ма­тур­гич. тех­ни­ки (сце­нич. ам­п­луа), с ис­поль­зова­ни­ем лит. ци­тат и ре­ми­нис­цен­ций: «На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты» (1868), «Бе­ше­ные день­ги» (1870), «Вол­ки и ов­цы» (1875), в ко­то­рых от­сут­ст­ву­ет по­ло­жи­тель­ный ге­рой, а так­же «Лес» (1871) – од­на из луч­ших пьес позд­не­го О., где злу про­ти­во­сто­ят яв­ляю­щие­ся по сю­же­ту жерт­ва­ми ге­рои (бед­ный ар­тист и де­вуш­ка-бес­при­дан­ни­ца). Со­че­та­ние осо­бен­но­стей са­ти­ри­че­ской (гро­те­ск­но-ус­лов­ный стиль) и на­род­ной (фольк­лор­ные мо­ти­вы) ко­ме­дий при­су­ще пье­се «Го­ря­чее серд­це» (1869). К жан­ру нар. ко­ме­дии О. воз­вра­ща­ет­ся в пье­сах «Не всё ко­ту мас­ле­ни­ца» (1871), «Прав­да – хо­ро­шо, а сча­стье луч­ше» (пост. в 1876, опубл. в 1877) и др. Особ­ня­ком сре­ди них сто­ит пье­са «Сне­гу­роч­ка» (в сти­хах, 1873), со­еди­нив­шая в се­бе чер­ты фольк­лор­ной сказ­ки и ли­рич. дра­мы.

Позд­ние пье­сы О. от­ли­ча­ют­ся со­че­та­ни­ем ли­риз­ма и дра­ма­тиз­ма, в них вновь по­яв­ля­ет­ся по­ло­жит. ге­рой со слож­ным внутр. ми­ром и ра­ни­мой ду­шой: «По­след­няя жерт­ва» (1878), «Серд­це не ка­мень» (1880), «Не от ми­ра се­го» (1885) и др. В цен­тре дра­мы «Бес­при­дан­ни­ца» (пост. в 1878, опубл. в 1879) – об­раз лю­бя­щей жен­щи­ны, чья ис­крен­ность и до­вер­чи­вость про­ти­во­пос­тав­ле­на без­душ­но­му рас­чё­ту и ци­нич­но­му эго­из­му ок­ру­жаю­щих. За­ку­лис­ные нра­вы ар­ти­стич. сре­ды ри­су­ют ко­ме­дии «Та­лан­ты и по­клон­ни­ки» (пост. в 1881, опубл. в 1882), ко­ме­дия «Без ви­ны ви­но­ва­тые» (1884). Ряд пьес на­пи­сан О. в со­ав­тор­ст­ве с Н. Я. Со­ловь­ё­вым [«Сча­ст­ли­вый день» (1877), «Же­нить­ба Бе­лу­ги­на» (пост. в 1877, опубл. в 1878), «Ди­кар­ка» (пост. в 1879, опубл. в 1880), «Све­тит, да не гре­ет» (пост. в 1880, опубл. в 1881)] и с П. М. Не­ве­жи­ным [«Блажь» (пост. в 1880, опубл. в 1881), «Ста­рое по-но­во­му» (отд. изд. под име­нем од­но­го Не­ве­жи­на, 1882)]. Сре­ди др. про­из­ве­де­ний – опер­ные либ­рет­то, пе­ре­во­ды.

Памятник А. Н. Островскому в Москве у Малого театра. Скульптор Н. А. Андреев. Бронза, гранит. 1924–29. Фото А. И. Нагаева

О. – ос­но­во­по­лож­ник нац. ре­пер­туа­ра рус. те­ат­ра. Его дра­ма­тур­гии, уко­ре­нён­ной как в ли­те­ра­тур­ной (оте­че­ст­вен­ной и за­ру­беж­ной), так и в фольк­лор­ной тра­ди­ции и об­ра­щён­ной к са­мым раз­нооб­раз­ным сло­ям об­ще­ст­ва, при­су­щи ши­ро­кий ох­ват дей­ст­ви­тель­но­сти в её буд­нич­ных – бы­то­вых, со­ци­аль­ных и эт­но­гра­фич. под­роб­но­стях; со­че­та­ние «круп­но­го ко­миз­ма» с изо­бра­же­ни­ем глу­бо­ких стра­стей и ис­крен­них чувств; мас­тер­ское ис­поль­зо­ва­ние все­го бо­гат­ст­ва об­ще­на­цио­наль­ной лек­си­ки для соз­да­ния ре­че­вых ха­рак­те­ри­стик пер­со­на­жей, ко­то­рое ком­пен­си­ру­ет час­то сла­бо раз­ра­бо­тан­ную ин­три­гу. Пье­сы О., в осо­бен­но­сти 1870–80-х гг., ори­ен­ти­ро­ван­ные не на отд. ак­тё­ров, а на весь ак­тёр­ский ан­самбль, про­из­ве­ли ре­фор­му в рус. те­ат­ре. В них бли­ста­ли ак­тё­ры С. В. Ва­силь­ев (см. Ва­силь­е­вы), М. Н. Ер­мо­лова, А. Е. Мар­ты­нов, Л. П. Ко­сиц­кая, П. М. Са­дов­ский, М. П. Са­дов­ский, О. О. Са­дов­ская (см. Са­дов­ские), Г. Н. Фе­до­то­ва и др. По ини­циа­ти­ве О. бы­ли ос­но­ва­ны Моск. ар­ти­стич. кру­жок (1865), Со­б­ра­ние рус. дра­ма­тич. пи­са­те­лей (1870; с 1874 Об-во рус. дра­ма­тич. пи­са­те­лей для за­щи­ты ма­те­ри­аль­ных ин­те­ре­сов дра­ма­тур­гов, а с 1875 – и опер­ных ком­по­зи­то­ров), за­ни­мав­шее­ся за­щи­той ав­тор­ских прав дра­ма­тур­гов и ком­по­зи­то­ров.

Имя О. но­сит Дра­ма­тич. те­атр в Ко­ст­ро­ме.

Личная жизнь

Александр Николаевич Островский состоял в гражданском браке с бедной девушкой Агафьей Ивановной. К сожалению, от этих отношений у драматурга не осталось ни одного ребёнка – все четверо младенцев умерли. Несмотря на то, что у женщины не было образования, она всегда первая читала и оценивала произведения Островского. Агафья отличалась тонкой и чуткой душой.

В 1867 году Агафья умирает, а спустя два года он женится на актрисе Марии Васильевне Бахметьевой. Новая возлюбленная родила драматургу шестеро детей.

А. Н. Островский: биография «москвитянского» и «предреформенного» периодов

Драматургия Островского набирает силу. В период 1852-1860 годов происходят следующие события:

  • Постановка пьесы «Не в свои сани не садись».
  • Выход в свет пьесы «Бедность не порок».
  • Островский — член молодой редакции журнала «Москвитянин».
  • С 1856 года — сотрудничество с журналом «Современник». Знакомство с Л. Н. Толстым и И. С. Тургеневым.
  • 1856 год — участие в литературно-этнографической экспедиции по Волге. Собран богатейший материал для будущих произведений.

Интересные факты

  1. Римский-Корсаков и П.И. Чайковский написали оперу «Снегурочка» по пьесе Островского.
  2. Именно Островский создал театр таким, каким мы его можем видеть сейчас. Автор осуществил реформацию привычной театральной постановки, актерской игры. Его деятельность впоследствии продолжили К.С. Станиславский, М.А. Булгаков.
  3. В 1874 году драматург был одним из организаторов Общества русских драматических писателей и оперных композиторов. Ему удалось исправить положение актеров, внести улучшения в театральную жизнь.
  4. С 1885 года автор занимал высокую должность: он был начальником театрального училища, а также нёс ответственность за репертуар московских театров.
  5. Он был знаком с передовыми людьми своей эпохи. Его часто навещали такие личности, как Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, М.Н. Ермолова.
  6. Находясь в гражданском браке с Агафьей, Островский признавался в любви актрисе Любови Косицкой. Однако девушка так и не ответила взаимностью драматургу. В 1859 году ей была поручена роль Катерины («Гроза»).
  7. Драматург все время жил в долгах. Несмотря на пенсию, которая составляла три тысячи, на высокий заработок автора, денег постоянно не хватало. Со временем изнурительная работа привела к ухудшению здоровья, а на лечение требовались значительные средства.

На пике популярности

В 1856 году Александр Николаевич Островский отправляется в Поволжье, для изучения быта и жизни жителей края. Именно после этой поездки Островский написал одну из самых ярких своих пьес – «Грозу» . В 1859 году выходит первое собрание сочинений Островского, которое с восторгом было встречено критиками. В 1860 годах Островский начал заниматься российской историей, особенно его интересовал период Смутного времени.

В 1863 году он был награжден Уваровской премией и стал членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. В 60-е годы драматург основал Артистический кружок, который дал путевку в жизнь многим будущим звездам российской сцены. В 1874 году по инициативе Островского было основано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов. В 1885 году Александр Николаевич стал заведующим репертуаром всех московских театров.

Всю жизнь Островский работал на износ, это серьезно подорвало его здоровье. В июне 1886 году он скончался в своем имении в Костромской губернии. Император Александр III пожаловал крупную сумму на похороны драматурга, а также назначил пенсию его вдове и выделил средства на образование его детей.

В пьесах Островского показывается жизнь и быт обычных людей, его произведения очень реалистичны, но одновременно ставят перед зрителем глубокие и вечные проблемы.

Островского можно назвать основателем российского театра, он создал новую театральную школу и новую концепцию актерской игры.

В начале 19 века появился на свет известный писатель и драматург А. Н. Островский, биография которого наполнена участием в ярких событиях театральной и литературной жизни России того времени.

Смерть

Драматург скончался на шестьдесят третьем году жизни (12 июня 1886 года) предположительно из-за стенокардии. Литературного и общественного деятеля похоронили рядом с отцом на кладбище в селе Николо-Бережки Костромской губернии.

А. Н. Островский сделал неоценимый вклад в развитие театрального искусства, он сформировал русский национальный театр, который отличался самобытностью и неповторимым колоритом эпохи. Ему удалось дать исчерпывающую характеристику своей эпохе, тонко подметить общественные и политические изменения, происходящие в России. Он же создал галерею живых и естественных образов, отражающих русский менталитет. Глобальные социальные конфликты, которые он видел в бытовых мелочах и мимолетных беседах, до сих пор становятся интересными сюжетами для современного зрителя: они экранизировались и появлялись на сцене уже не раз. Все это доказывает значимость этой литературной фигуры для отечественной культуры.

Автор: Анастасия Сметанова

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]