Детство и юность
Детство и раннюю юность Александр Николаевич проводит в Замоскворечье — удивительном уголке Москвы, где проявляются особенности купеческо-мещанского быта.
Когда Островскому еще не исполнилось 9 лет, умирает его мать (1831 г.). В 1836-м отец Александра женится во 2-й раз. Новой его женой стала баронесса фон Тессин. Эмиль Андреевна, дочь обрусевшего шведского дворянина, воспитывала детей мужа, как своих.
Все это время отец служил в суде. Дослужился до чина коллежского асессора, а с 1839-го стал дворянином.
Жила семья в достатке, родители уделяли много внимания образованию детей. Приветствовалось домашнее образование. Поэтому Александр с детства имеет доступ к отцовской библиотеке. Там же он знакомится с русской литературой и ее авторами.
Государственная служба
В начале осени 1843 года Александр поступает в канцелярию Московского совестного суда служащим первого разряда с первоначальным жалованием в 4 рубля. Этот суд, организованный при Екатерине II, разбирал дела гражданские. Уголовные, подлежавшие рассмотрению в данном суде, возникали преимущественно по претензиям родителей к детям. Они затрагивали преступления, совершенные глухонемыми или несовершеннолетними. Также рассмотрению подлежали дела, вызванные особо неблагополучными условиями. Александр вынужден был ознакомиться с многочисленными делами, связанными с родительскими претензиями и исками; спорами по торговым и/или финансовым делам. Случалось даже слушать и покаяния. Во всех делах надо было выносить решение по справедливости. Так Островский в относительно короткое время получил обширные знания о семейном и социальном укладе народной и купеческой среды, обнаружил для себя таинство обихода старорусской семьи (в крепостнической России).
В начале зимы 1845 г. Островский вступает в должность канцелярского чиновника стола «для дел словесной расправы» в Московском коммерческом суде. Здесь его жалование повысилось до 16 рублей. Александр Николаевич должен был работать с делами о торговой неплатежеспособности, разбираться во всяких изощренных приемах банкротства, анализировать до тонкости хитрости купцов, пытающихся найти лазейку в законах, а также ухищрения с кредиторами. Кого он только ни встречал, когда сидел за столом мелкого чиновника канцелярии и осуществлял «словесную расправу». Среди торговцев были и городские жители, и крестьяне, и купцы, и изредка дворяне. Так, Островский слушал и искренние признания, и неопределенные ответы на вопросы, видел широкое многообразие внешности, телодвижений, выражений лиц, слышал нестандартные обороты речи.
Впоследствии это оказало будущему драматургу большую услугу, предоставив ему бесконечный запас сведений и типажей для литературного творчества, которое занимало значительную часть жизни Александра, а также нашло свое место в творческой биографии А. Н. Островского.
Начало творческой деятельности
Основываясь на своих наблюдениях из детства и на службе в судах, Островский тяготел к литературе и созиданию. К 1846 году Александр уже написал множество эпизодов из купеческой жизни. Также у драматурга созрел замысел комедийной пьесы «Несостоятельный должник» (потом «Свои люди — сочтемся!»).
Сильное воздействие натуральной школы отмечается в первых опытах драматурга (очерк «Записки замоскворецкого жителя», 1847). Тогда же «Московский Городской листок» в одном из номеров напечатал его первую драму «Картина семейного счастья».
Настоящая популярность к драматургу пришла только в 1850 году, после того как была опубликована в «Москвитянине» его комедия «Свои люди — сочтемся!» (ранее «Банкрот»). Она вызвала бурный интерес у публики. Получила одобрение Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова и др. Однако встретила возмущение у купеческого сословия, из-за чего ее постановка в театре была запрещена до 1861 г., а над автором был установлен надзор по распоряжению Николая I.
Тогда же будущего драматурга уволили со службы при суде (1851). Так закончилась карьера юриста для него. С этого момента биография Островского сделала резкий поворот в сторону литературного поприща.
Краткая биография А.Н. Островского: жизнь и творчество драматурга | Литрекон
Драматургия Островского встречается на театральных афишах и современному зрителю, потому что его пьесы вечны, и их содержание отражает неизбывные черты русского менталитета. Поэтому Многомудрый Литрекон уделяет особое внимание биографии автора, чтобы читатель смог лучше понять его творчество.
Рождение и детство
Драматург Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве. Его отец – Николай Фёдорович — много лет работал в суде, а в 1839 он заслужил титул дворянина. Мальчик рано остался без матери, но и мачеха уделяла ему достаточно внимания. Она осознавала необходимость получения образования, потому старалась давать детям самое лучшее (Михаилу и Александру).
В их доме была огромная библиотека: Александр часто проводил в ней много времени. Он с детства осознал свою страсть к литературе. Кроме того, доход отца позволял обеспечивать сыновьям качественное образование. Александра обучали сразу нескольким языкам. Островский знал не только немецкий и французский, но и греческий. Позже он занялся освоением других языков.
Юность и образование
Отец всегда хотел, чтобы сын в будущем выбрал профессию юриста. Окончив гимназию, юноша поступил в Московский университет на юридический факультет (1840 год). Однако закончить его Островскому не удалось: после неудачной сдачи экзамена он отчислился из университета (в 1843 году). Писатель потерял тягу к юридическим наукам.
Сразу после этого отец устраивает сына в Московский совестный суд, где Александр служил на протяжении семи лет. Старик все еще не терял надежды воспитать в наследнике приемника и соратника, но молодого человека тянуло к богеме и творчеству.
Творческий путь
У Островского были самые разные клички: «Колумб Замоскворечья», «новое драматическое светило». Все они связаны с творческим путём автора: именно он показал скрытые районы Москвы, купеческий быт, изображая жизнь простого люда.
Самая первая публикация состоялась в 1847 году. На свет вышли два произведения автора: пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя». Однако настоящий успех драматург познал, лишь выпустив в свет комедийную работу «Свои люди – сочтёмся!».
Она принесла ему широкую известность и признание авторитетов. Но замысел Островского полностью воплотить не удалось: пьеса только один раз была поставлена на сцене.
Из-за жалобы купцов она была запрещена в театре (драматург получил одобрение лишь в 1861 году), а сам автор потерял свою должность в суде.
Более успешным оказалось другое творение Александра Островского – «Не в свои сани не садись» (1852 год). С этого года он регулярно создавал драматические произведения, которые нередко можно было увидеть во многих крупных театрах. А с 1856 г. он входил в список постоянных сотрудников «Современника».
В это десятилетие написано немало пьес: «Утро молодого человека», «Неожиданный случай», «Бедная невеста» и другие. Такие произведения, как «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», не обличают пороки русского человека, а отражают лучшие черты его характера.
Чернышевский видел в этом искусственность позиции писателя.
После длительной экспедиции от истоков Волги до Нижнего Новгорода автор снова возвращается к своей прежней манере писательства. Он вновь обличает чиновников, показывает жизнь бедного населения. На свет выходят пьесы: «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза».
Во второй половине 1860-х на страницах произведений Островского появляются рассуждения об историческом прошлом нашей страны. Он создал пьесы, затрагивающие важные события для России: «Кузьма Захарьич Минин-Сухорук», «Дмитрий-Самозванец и Василий Шуйский», «Василиса Мелентьева».
Важную роль Александр Островский сыграл в развитии русского театра. В 1866 году им был организован Артистический кружок. Благодаря нему многие русские актёры развили и улучшили свои навыки.
Интересные факты
- Римский-Корсаков и П.И. Чайковский написали оперу «Снегурочка» по пьесе Островского.
- Именно Островский создал театр таким, каким мы его можем видеть сейчас. Автор осуществил реформацию привычной театральной постановки, актерской игры. Его деятельность впоследствии продолжили К.С. Станиславский, М.А. Булгаков.
- В 1874 году драматург был одним из организаторов Общества русских драматических писателей и оперных композиторов. Ему удалось исправить положение актеров, внести улучшения в театральную жизнь.
- С 1885 года автор занимал высокую должность: он был начальником театрального училища, а также нёс ответственность за репертуар московских театров.
- Он был знаком с передовыми людьми своей эпохи. Его часто навещали такие личности, как Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, М.Н. Ермолова.
- Находясь в гражданском браке с Агафьей, Островский признавался в любви актрисе Любови Косицкой. Однако девушка так и не ответила взаимностью драматургу. В 1859 году ей была поручена роль Катерины («Гроза»).
- Драматург все время жил в долгах.
Несмотря на пенсию, которая составляла три тысячи, на высокий заработок автора, денег постоянно не хватало. Со временем изнурительная работа привела к ухудшению здоровья, а на лечение требовались значительные средства.
Островский и Русский театр
Первой пьесой Александра Николаевича, поставленной в театре, была «Не в свои сани не садись», которую публика увидела в 1853 году. Далее, более 30 лет, его пьесы ставятся в Московском и Петербургском театрах.
Пьесы Островского своим появлением заложили основу для современного театра. Ведь он выступал за реализм на сцене (без экстремальных ситуаций), за характерность фраз своих персонажей, максимально их раскрывающих, и ставку не на 1 актера.
Из-за своего революционного видения театра Островскому пришлось основать свою труппу, в которой играли выдающиеся актеры и сторонники идей сценического реализма. Стоит отметить, что идеи театра Александра Николаевича были продолжены Михаилом Афанасьевичем Булгаковым и Константином Сергеевичем Станиславским.
А. Н. Островский: биография «москвитянского» и «предреформенного» периодов
Драматургия Островского набирает силу. В период 1852-1860 годов происходят следующие события:
- Постановка пьесы «Не в свои сани не садись».
- Выход в свет пьесы «Бедность не порок».
- Островский – член молодой редакции журнала «Москвитянин».
- С 1856 года – сотрудничество с журналом «Современник». Знакомство с Л. Н. Толстым и И. С. Тургеневым.
- 1856 год – участие в литературно-этнографической экспедиции по Волге. Собран богатейший материал для будущих произведений.
Личная жизнь А. Н. Островского
После того как отец получил дворянский титул, Александр Николаевич не мог жениться на девушке-простолюдинке, которую любил. Его избранницей была Агафья Ивановна (фамилия неизвестна). С ней он прожил 20 лет в гражданском браке, без венчания или заключения юридического брака. Познакомились они предположительно в 1847 г. В браке у них родилось 4 детей, 3 из которых умерло еще при живой матери. Лишь старший сын, Алексей Александрович, пережил мать, но умер в 27 лет. Фамилию Островский ему свою не оставил. Сын был Александровым. Агафья Ивановна умерла в марте 1867-го.
В 1869 году Александр Николаевич венчается с Бахметьевой Марией Васильевной, бывшей актрисой. Она родила мужу 4 сына и 2 дочери. Именно Мария Васильевна стала последней женой драматурга.
Личная жизнь
Личную жизнь Александра сложно назвать удачной. Он жил с девушкой из обычной семьи, звали её Агафьей. У его избранницы не было никакого образования, но она всегда самая первая читала работы Островского. Девушка всегда поддерживала своего возлюбленного. К сожалению, их общие дети умерли в детстве. Александр и Агафья прожили вместе почти двадцать лет.
В 1869 году Островский женился на Марии Бахметьевой. Женщина была артисткой. От их брака осталось шесть детей.