Александр Островский: биография и творчество драматурга

Детство и юность

Детство и раннюю юность Александр Николаевич проводит в Замоскворечье — удивительном уголке Москвы, где проявляются особенности купеческо-мещанского быта.

Когда Островскому еще не исполнилось 9 лет, умирает его мать (1831 г.). В 1836-м отец Александра женится во 2-й раз. Новой его женой стала баронесса фон Тессин. Эмиль Андреевна, дочь обрусевшего шведского дворянина, воспитывала детей мужа, как своих.

Все это время отец служил в суде. Дослужился до чина коллежского асессора, а с 1839-го стал дворянином.

Жила семья в достатке, родители уделяли много внимания образованию детей. Приветствовалось домашнее образование. Поэтому Александр с детства имеет доступ к отцовской библиотеке. Там же он знакомится с русской литературой и ее авторами.

Государственная служба

В начале осени 1843 года Александр поступает в канцелярию Московского совестного суда служащим первого разряда с первоначальным жалованием в 4 рубля. Этот суд, организованный при Екатерине II, разбирал дела гражданские. Уголовные, подлежавшие рассмотрению в данном суде, возникали преимущественно по претензиям родителей к детям. Они затрагивали преступления, совершенные глухонемыми или несовершеннолетними. Также рассмотрению подлежали дела, вызванные особо неблагополучными условиями. Александр вынужден был ознакомиться с многочисленными делами, связанными с родительскими претензиями и исками; спорами по торговым и/или финансовым делам. Случалось даже слушать и покаяния. Во всех делах надо было выносить решение по справедливости. Так Островский в относительно короткое время получил обширные знания о семейном и социальном укладе народной и купеческой среды, обнаружил для себя таинство обихода старорусской семьи (в крепостнической России).

В начале зимы 1845 г. Островский вступает в должность канцелярского чиновника стола «для дел словесной расправы» в Московском коммерческом суде. Здесь его жалование повысилось до 16 рублей. Александр Николаевич должен был работать с делами о торговой неплатежеспособности, разбираться во всяких изощренных приемах банкротства, анализировать до тонкости хитрости купцов, пытающихся найти лазейку в законах, а также ухищрения с кредиторами. Кого он только ни встречал, когда сидел за столом мелкого чиновника канцелярии и осуществлял «словесную расправу». Среди торговцев были и городские жители, и крестьяне, и купцы, и изредка дворяне. Так, Островский слушал и искренние признания, и неопределенные ответы на вопросы, видел широкое многообразие внешности, телодвижений, выражений лиц, слышал нестандартные обороты речи.

Впоследствии это оказало будущему драматургу большую услугу, предоставив ему бесконечный запас сведений и типажей для литературного творчества, которое занимало значительную часть жизни Александра, а также нашло свое место в творческой биографии А. Н. Островского.

Начало творческой деятельности

Основываясь на своих наблюдениях из детства и на службе в судах, Островский тяготел к литературе и созиданию. К 1846 году Александр уже написал множество эпизодов из купеческой жизни. Также у драматурга созрел замысел комедийной пьесы «Несостоятельный должник» (потом «Свои люди — сочтемся!»).

Сильное воздействие натуральной школы отмечается в первых опытах драматурга (очерк «Записки замоскворецкого жителя», 1847). Тогда же «Московский Городской листок» в одном из номеров напечатал его первую драму «Картина семейного счастья».

Настоящая популярность к драматургу пришла только в 1850 году, после того как была опубликована в «Москвитянине» его комедия «Свои люди — сочтемся!» (ранее «Банкрот»). Она вызвала бурный интерес у публики. Получила одобрение Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова и др. Однако встретила возмущение у купеческого сословия, из-за чего ее постановка в театре была запрещена до 1861 г., а над автором был установлен надзор по распоряжению Николая I.

Тогда же будущего драматурга уволили со службы при суде (1851). Так закончилась карьера юриста для него. С этого момента биография Островского сделала резкий поворот в сторону литературного поприща.

Краткая биография А.Н. Островского: жизнь и творчество драматурга | Литрекон

Драматургия Островского встречается на театральных афишах и современному зрителю, потому что его пьесы вечны, и их содержание отражает неизбывные черты русского менталитета. Поэтому Многомудрый Литрекон уделяет особое внимание биографии автора, чтобы читатель смог лучше понять его творчество.

Рождение и детство

Драматург Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве. Его отец – Николай Фёдорович — много лет работал в суде, а в 1839 он заслужил титул дворянина. Мальчик рано остался без матери, но и мачеха уделяла ему достаточно внимания. Она осознавала необходимость получения образования, потому старалась давать детям самое лучшее (Михаилу и Александру).

В их доме была огромная библиотека: Александр часто проводил в ней много времени. Он с детства осознал свою страсть к литературе. Кроме того, доход отца позволял обеспечивать сыновьям качественное образование. Александра обучали сразу нескольким языкам. Островский знал не только немецкий и французский, но и греческий. Позже он занялся освоением других языков.

Юность и образование

Отец всегда хотел, чтобы сын в будущем выбрал профессию юриста. Окончив гимназию, юноша поступил в Московский университет на юридический факультет (1840 год). Однако закончить его Островскому не удалось: после неудачной сдачи экзамена он отчислился из университета (в 1843 году). Писатель потерял тягу к юридическим наукам.

Сразу после этого отец устраивает сына в Московский совестный суд, где Александр служил на протяжении семи лет. Старик все еще не терял надежды воспитать в наследнике приемника и соратника, но молодого человека тянуло к богеме и творчеству.

Творческий путь

У Островского были самые разные клички: «Колумб Замоскворечья», «новое драматическое светило». Все они связаны с творческим путём автора: именно он показал скрытые районы Москвы, купеческий быт, изображая жизнь простого люда.

Самая первая публикация состоялась в 1847 году. На свет вышли два произведения автора: пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя». Однако настоящий успех драматург познал, лишь выпустив в свет комедийную работу «Свои люди – сочтёмся!».

Она принесла ему широкую известность и признание авторитетов. Но замысел Островского полностью воплотить не удалось: пьеса только один раз была поставлена на сцене.

Из-за жалобы купцов она была запрещена в театре (драматург получил одобрение лишь в 1861 году), а сам автор потерял свою должность в суде.

Более успешным оказалось другое творение Александра Островского – «Не в свои сани не садись» (1852 год). С этого года он регулярно создавал драматические произведения, которые нередко можно было увидеть во многих крупных театрах. А с 1856 г. он входил в список постоянных сотрудников «Современника».

В это десятилетие написано немало пьес: «Утро молодого человека», «Неожиданный случай», «Бедная невеста» и другие. Такие произведения, как «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», не обличают пороки русского человека, а отражают лучшие черты его характера.

Чернышевский видел в этом искусственность позиции писателя.

После длительной экспедиции от истоков Волги до Нижнего Новгорода автор снова возвращается к своей прежней манере писательства. Он вновь обличает чиновников, показывает жизнь бедного населения. На свет выходят пьесы: «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза».

Во второй половине 1860-х на страницах произведений Островского появляются рассуждения об историческом прошлом нашей страны. Он создал пьесы, затрагивающие важные события для России: «Кузьма Захарьич Минин-Сухорук», «Дмитрий-Самозванец и Василий Шуйский», «Василиса Мелентьева».

Важную роль Александр Островский сыграл в развитии русского театра. В 1866 году им был организован Артистический кружок. Благодаря нему многие русские актёры развили и улучшили свои навыки.

Интересные факты

  1. Римский-Корсаков и П.И. Чайковский написали оперу «Снегурочка» по пьесе Островского.
  2. Именно Островский создал театр таким, каким мы его можем видеть сейчас. Автор осуществил реформацию привычной театральной постановки, актерской игры. Его деятельность впоследствии продолжили К.С. Станиславский, М.А. Булгаков.
  3. В 1874 году драматург был одним из организаторов Общества русских драматических писателей и оперных композиторов. Ему удалось исправить положение актеров, внести улучшения в театральную жизнь.
  4. С 1885 года автор занимал высокую должность: он был начальником театрального училища, а также нёс ответственность за репертуар московских театров.
  5. Он был знаком с передовыми людьми своей эпохи. Его часто навещали такие личности, как Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, М.Н. Ермолова.
  6. Находясь в гражданском браке с Агафьей, Островский признавался в любви актрисе Любови Косицкой. Однако девушка так и не ответила взаимностью драматургу. В 1859 году ей была поручена роль Катерины («Гроза»).
  7. Драматург все время жил в долгах.
    Несмотря на пенсию, которая составляла три тысячи, на высокий заработок автора, денег постоянно не хватало. Со временем изнурительная работа привела к ухудшению здоровья, а на лечение требовались значительные средства.

Островский и Русский театр

Первой пьесой Александра Николаевича, поставленной в театре, была «Не в свои сани не садись», которую публика увидела в 1853 году. Далее, более 30 лет, его пьесы ставятся в Московском и Петербургском театрах.

Пьесы Островского своим появлением заложили основу для современного театра. Ведь он выступал за реализм на сцене (без экстремальных ситуаций), за характерность фраз своих персонажей, максимально их раскрывающих, и ставку не на 1 актера.

Из-за своего революционного видения театра Островскому пришлось основать свою труппу, в которой играли выдающиеся актеры и сторонники идей сценического реализма. Стоит отметить, что идеи театра Александра Николаевича были продолжены Михаилом Афанасьевичем Булгаковым и Константином Сергеевичем Станиславским.

А. Н. Островский: биография «москвитянского» и «предреформенного» периодов

Драматургия Островского набирает силу. В период 1852-1860 годов происходят следующие события:

  • Постановка пьесы «Не в свои сани не садись».
  • Выход в свет пьесы «Бедность не порок».
  • Островский – член молодой редакции журнала «Москвитянин».
  • С 1856 года – сотрудничество с журналом «Современник». Знакомство с Л. Н. Толстым и И. С. Тургеневым.
  • 1856 год – участие в литературно-этнографической экспедиции по Волге. Собран богатейший материал для будущих произведений.

Личная жизнь А. Н. Островского

После того как отец получил дворянский титул, Александр Николаевич не мог жениться на девушке-простолюдинке, которую любил. Его избранницей была Агафья Ивановна (фамилия неизвестна). С ней он прожил 20 лет в гражданском браке, без венчания или заключения юридического брака. Познакомились они предположительно в 1847 г. В браке у них родилось 4 детей, 3 из которых умерло еще при живой матери. Лишь старший сын, Алексей Александрович, пережил мать, но умер в 27 лет. Фамилию Островский ему свою не оставил. Сын был Александровым. Агафья Ивановна умерла в марте 1867-го.

В 1869 году Александр Николаевич венчается с Бахметьевой Марией Васильевной, бывшей актрисой. Она родила мужу 4 сына и 2 дочери. Именно Мария Васильевна стала последней женой драматурга.

Личная жизнь

Личную жизнь Александра сложно назвать удачной. Он жил с девушкой из обычной семьи, звали её Агафьей. У его избранницы не было никакого образования, но она всегда самая первая читала работы Островского. Девушка всегда поддерживала своего возлюбленного. К сожалению, их общие дети умерли в детстве. Александр и Агафья прожили вместе почти двадцать лет.

В 1869 году Островский женился на Марии Бахметьевой. Женщина была артисткой. От их брака осталось шесть детей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]