Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Сюжет
В анализе басни «Лягушки, просящие царя» школьнику необходимо рассказать о главных героях произведения. В ней рассказывается о лягушках, которые взывают к небесам с просьбой дать им правителя. И великий Зевс внимает их молитвам – дает им тихого и спокойного царя, который не омрачает жизни обитательниц болота.
Но и в этом случае лягушки начинают роптать на небеса. Ведь этот правитель ничего от них не требует. И тогда разгневанный властитель мира посылает им другого царя – такого, который карал их без суда и следствия. Снова они обратили свои молитвы к небесам. Но на сей раз Зевс не стал внимать их просьбе. Ведь теперь они виноваты сами. Глупые лягушки не ценили того, что у них имелось, а теперь им приходится расхлебывать последствия своей недальновидности. Бог отвечает им, что теперь лучше молчать, чтобы не случилось чего-нибудь еще хуже.
Презентация по литературе «Басни И.А. Крылова» (8 класс)
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Викторина «Знатоки басен»
«Лето красное пропела» «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» «Слушает да ест» «От радости в зобу дыханье сперло» «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» О каком герое басни идет речь? Стрекоза Волк Обезьяна Ворона Кот Васька
Фока Свинья Моська Повар Ворона Ягненок Кукушка Муравей Лисица Кот Волк Слон Петух Стрекоза Демьян Дуб «Собери пару»
Отражение исторических событий 1812 года в баснях И.А. Крылова
Басня «Лягушки, просящие царя» Какое сомнение выражено в этой басне? Какими чертами наделяет Журавля Крылов? За что были наказаны лягушки? Что нового узнали о взглядах баснописца? Каковы художественные достоинства басни?
Работа в группах Прочитать басню. Выделить героев. Выписать их действия и речевые характеристики. Найти, кто «спрятан» в аллегориях. Аргументировать ответ (доказать, объяснить свой выбор). Атаманова И.В.
1 группа: басня «Обоз» 2 группа: басня «Волк на псарне» Историки 3 группа: исторический комментарий к басням Исследователи: Атаманова И.В.
Басня «ОБОЗ» Конь добрый – Лошадь молодая – Атаманова И.В. Кутузов Царь Александр I и военная молодежь
Мораль: Как в людях многие имеют слабость ту же: Всё кажется в другом ошибкой нам; А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже. Атаманова И.В.
Басня «ВОЛК НА ПСАРНЕ» Волк – Овчарня – Псарня – Ловчий – Атаманова И.В. Наполеон; Россия; армия русских; Кутузов
Мораль: А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой. Атаманова И.В.
Домашнее задание: Выучить наизусть одну из басен.
Презентация к уроку литературы (по программе Т. Курдюмовой) по теме «Исторические басни И. Крылова» содержит иллюстративный материал. Предусмотрена викторина на знание басен, лексическая работа по теории литературы, групповая работа.
Номер материала: 144513
Не нашли то что искали?
Сочинения
Крылов — баснописец духа классицизма. В своих работах он использует аллегорию и очень часто берет для них историческую основу. Например, как в басне Лягушки просящие царя. Басня берет свою историю с 1809 года. Именно в том году Крылов пишет одну из своих работ. Сюжет же заимствует у Лафонтена, который в свое время, ссылаясь на работы Эзопа, написал свое одноименное творение. Теперь же нам предстоит исследовать басню Крылова и сделать ее анализ.
Анализ басни Лягушки просящие царя
В работе Крылова Лягушки, просящие царя, речь идет о лягушках. В самом начале мы видим, как им надоела свободная жизнь, не угодно им стало народное правление, вот и просят богов послать царя, тем самым заранее лишая себя свободы. И боги услышали лягушек, и присылают им спокойного, молчаливого, степенного правителя, который был что осиновый чурбан. Сначала лягушки его боялись, но потом поняли, что можно и на голову ему залезть. Правда им показалось, что можно еще лучшего царя получить, который бы славу принес их болоту.
И вот, появляется новый герой в лице Журавля. Теперь лягушки получили такого царя, который без разбора кто прав, а кто нет, обвинял и виновных сразу в рот себе сажал. Такого царя все теперь боялись и страшно было показываться ему, ведь сразу мог проглотить. Стали просить вновь богов о новом правителе, но те уже отказали в их назойливой просьбе. А дальше мы видим мораль басни. По просьбе лягушек им дали царя, но он оказался слишком тихим. Дали другого царя просителям, но тот уж очень лих. И Крылов, как заключение пишет, чтобы лягушки жили со вторым, а то ведь третий царь может оказаться еще хуже двух предыдущих.
Из басни следует, что мы должны ценить то, что есть, хоть по своей природе нам всегда хочется большего и лучшего. Ведь в действительности, как и в басне, часто получается прямо противоположный результат нашим желаниям.
Делая анализ басни, можно увидеть в изображенных лягушках простой народ, а вот в правителях Крылов, скорее всего, никого конкретного из царей не изображал. Возможно, в первом случае имеется ввиду царь Михаил, которому пришлось управлять государством в юном возрасте без жизненного опыта, а во втором варианте изображена жизнь при Петре Алексеевиче. Хотя, какой бы период не брать, между властью и народом всегда был и будет конфликт. Это нам и показано в басне Крылова.
Басню Лягушки, просящие царя можно прослушать у нас на сайте. Читает Павел Беседин.
Презентация по литературе к уроку по басне И.А. Крылова «Обоз»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
К. Брюллов Волков Р.М.
Иван Эггинк И. А. Крылов на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде
Группа 1 Прокомментируйте слова и выражения: на крестце; лепится, как рак; понатужа; напроказишь. Выберите из текста басни устаревшие словоформы и выражения. Подберите к ним соответствия из современного языка, заполнив таблицу: Надобно Оставя То-то диво Гляди-тко нас Не бойсь напроказишь
Группа 2 Ответ на вопрос 1 из раздела «размышляем о прочитанном». Какой иносказательный смысл имеют в басне образы коня, молодой лошади, крутой горы, обоза? Прочитайте выразительно «монолог» молодой лошади. Какую роль играют в нем многочисленные восклицательные конструкции? Какими способами передается динамика картин в финале басни (последние 6 строк перед моралью)? Прокомментируйте мораль басни.
Мораль басни Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства
Группа 3 Прочитайте статью учебника о басне «Обоз». Прокомментируйте историко-культурные реалии и охарактеризуйте исторических деятелей: Отечественная война 1812 года, Александр 1, сдача Москвы Наполеону, принц Вюртембергский, Аустерлицкое сражение. Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Историческая основа басни «Обоз» Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года
Группа 4 Рассмотрите иллюстрацию художника А. Лаптева к басне «Обоз». В чем сходство и в чем различие иллюстраций? Какие слова басни могли бы стать подписями к этим иллюстрациям? Ответ на вопрос из раздела «Литература и другие виды искусства».
Практическая работа Пункты плана Цитатный план Формы выражения авторской позиции 1. 2. 3. 4.
Практическая работа Пункты плана Цитатный план Формы выражения авторской позиции 1.Спуск первого воза с горы 2.Обличительный «монолог» молодой лошади 3.Спуск с возом молодой лошади 4.Мораль
Практическая работа Пункты плана Цитатный план Формы выражения авторской позиции 1.Спуск первого воза с горы «Хозяин стал сводить легонько первый воз» 2.Обличительный «монолог» молодой лошади «А лошадь сверху,молодая,/ругает бедного коня за каждый шаг» 3.Спуск с возом молодой лошади «Пустился конь со всех четырех ног/На славу/По камням, рытвинам» 4.Мораль «А примешься за дело сам, так напроказишь вдвое хуже»
Практическая работа Пункты плана Цитатный план Формы выражения авторской позиции 1.Спуск первого воза с горы «Хозяин стал сводить легонько первый воз» Эпитет: конь добрый 2.Обличительный «монолог» молодой лошади «А лошадь сверху,молодая,/ругает бедного коня за каждый шаг» Авторская ирония по отношению к молодой лошади, экспрессивные восклицательные интонации 3.Спуск с возом молодой лошади «Пустился конь со всех четырех ног/На славу/По камням, рытвинам» Несобственнопрямая речь, риторические восклицания, иронические обращения 4.Мораль «А примешься за дело сам, так напроказишь вдвое хуже» Отождествление образов животных и людских пороков, раскрытие аллегории автором
Литературоведческие термины Олицетворение Овеществление Персонификация
Домашнее задание Выразительное чтение басни наизусть. Письменно ответить на вопрос: «Как в басне «Обоз» отразились исторические события войны 1812 года?»
Использованы материалы пособия Н.В. Беляевой «Уроки литературы в 8 классе»
Номер материала: ДБ-335904
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Сюжет
В анализе басни «Лягушки, просящие царя» школьнику необходимо рассказать о главных героях произведения. В ней рассказывается о лягушках, которые взывают к небесам с просьбой дать им правителя. И великий Зевс внимает их молитвам – дает им тихого и спокойного царя, который не омрачает жизни обитательниц болота.
Но и в этом случае лягушки начинают роптать на небеса. Ведь этот правитель ничего от них не требует. И тогда разгневанный властитель мира посылает им другого царя – такого, который карал их без суда и следствия. Снова они обратили свои молитвы к небесам. Но на сей раз Зевс не стал внимать их просьбе. Ведь теперь они виноваты сами. Глупые лягушки не ценили того, что у них имелось, а теперь им приходится расхлебывать последствия своей недальновидности. Бог отвечает им, что теперь лучше молчать, чтобы не случилось чего-нибудь еще хуже.
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Мораль
Анализ басни «Лягушки, просящие царя» будет неполным без выделения морального аспекта. Ее читатель может найти в словах бога Юпитера, который искренне недоумевает, почему лягушки не могли жить счастливо, когда у них были для этого все условия. Эти слова вполне применимы в тех ситуациях, когда люди обладали возможностями улучшить свое положение. Однако не воспользовались этими шансами. И после этого они жалуются окружающим на несчастья.
Баснописец в иносказательной форме пишет о тех людях, которые готовы передать самоопределение в чужие руки. Они не желают организовывать свою жизнь. Словно глупые лягушки, такие люди хотят следовать распорядку, устанавливаемому извне. Однако подобные обыватели никогда не бывают довольными сложившейся ситуацией. Причиной этому может быть или реально нависшая над ними опасность, или же их глупость и неумение ценить то хорошее, что имеется. Ведь тот, кто не хочет брать ответственности за свою жизнь, обладает самыми примитивными интересами, одним из которых является бессмысленное проявление наглости и критиканство.
Взгляды Крылова и их выражение в баснях
В любом случае, фраза сказанная Зевсом в самом конце произведения, производит неизгладимое впечатления. Звучит она так: «Живите с ним, чтоб не было вам хуже!». Таким образом, анализ басни «Лягушки, просящие царя» позволяет сказать, что это очень резкая и острая тема, в которой автор постарался максимально выразить своё негативное отношение к правящей императорской верхушке. Баснописец считал, что царей хороших не бывает и каждый последующий правитель будет только хуже. За свою творческую жизнь много написал бесен Иван Андреевич Крылов: «Лягушка, просящая царя», «Обоз» и другие, в которых он, не боясь наказания, смело показывает своё отношение к русским царям.
Таким образом мораль басни можно применить и в настоящее время. Как бы ни был хорош руководитель, правитель — человек всегда высказывает своё недовольство его работой и хочет нового. А он может оказаться липовым чурбаном или журавлём.
В басне «Лягушки, просящие царя» происходят одновременно смешные и печальные веши. Лягушки не сумели жить при «правлении народном», то есть без верховной власти. Они стали просить у богов царя.
Дважды боги посылали им правителя, оба раза это имело печальные последствия. В первом случае «царь этот был осиновый чурбан», а во втором — Журавль.