Подписи к слайдам:
«Дворянское гнездо» Сюжет и главные герои Выполнили : Хиневич Ольга и Ковалева Елена, ученицы 10 «б». МБОУ гимназия 1 г. Хабаровска
Действие романа происходит в 1842 г. Дворянская семья Калитиных живет в губернском городе О. Семья Калитиных состоит из матери семейства Марьи Дмитриевны, ее дочерей Лизы и Леночки. За 19-летней Лизой ухаживает успешный молодой чиновник Паншин. Однажды Калитины узнают о возвращении в Россию своего родственника, господина Лаврецкого. Несколько лет назад Лаврецкий расстался с женой Варварой, узнав о ее изменах. Разочарованный в женщинах Лаврецкий теряет надежду на счастье. Прожив несколько лет за границей, он наконец приезжает в свое имение в России и часто посещает Калитиных. Вскоре Лаврецкий влюбляется в Лизу. Калитину. Девушка отвечает ему взаимностью. Внезапно Лаврецкий узнает из журнала о смерти своей жены Варвары. Он понимает, что, став вдовцом, может жениться на Лизе. У него появляется надежда на счастье. Лиза отказывает Паншину, который сделал ей предложение, так как она любит Лаврецкого. Внезапно к Лаврецкому из-за границы возвращается его жена Варвара Павловна с дочерью. Варвара якобы глубоко раскаивается и надеется на прощение мужа. Лаврецкий и Лиза понимают, что не смогут пожениться и что их счастье разрушено. Лаврецкий вынужденно живет с женой и дочерью, создавая видимость семьи (разводы тогдп были почти невозможны). Вскоре ветреная Варвара Павловна снова уезжает в Париж, где ведет бурную светскую жизнь в кругу поклонников. На этот раз Лаврецкий откупается от нее деньгами так, чтобы та снова не появилась в его жизни. Потеряв надежду на счастье с Лаврецким, Лиза уходит в монастырь. Сам Лаврецкий живет в своем имении, где серьезно занимается хозяйством. Спустя 8 лет он посещает монастырь, где находится Лиза. Лаврецкий видит ее, но девушка делает вид, что не замечает его. Лаврецкий уезжает.
Тургенев знакомит читателя с основными действующими лицами «Дворянского гнезда» и подробно описывает обитателей и гостей дома Марьи Дмитриевны Калитиной, вдовы губернского прокурора, живущей в городе О. с двумя дочерьми, старшей из которых, Лизе, девятнадцать лет. Чаще других у Марьи Дмитриевны бывает петербургский чиновник Владимир Николаевич Паншин, попавший в провинциальный город по казённой надобности. Паншин молод, ловок, с невероятной быстротой движется по служебной лестнице, при этом он неплохо поёт, рисует и ухаживает за Лизой Калитиной
Главный герой романа Федор Иванович Лаврецкий имеет много сходных черт с самим Тургеневым. Он честен, искренне любит родину, ищет рациональное применение своим способностям. Воспитанный властолюбивой и жестокой теткой, а затем по своеобразной «спартанской системе» отца, он приобрел богатырское здоровье и суровый вид, но добрый и застенчивый характер. Лаврецкому сложно общаться. Пробелы в своем воспитании и образовании он чувствует и сам, поэтому стремится их исправить. Расчетливая Варвара видит в Лаврецком лишь глупого увальня, богатством которого легко завладеть. Искренность и чистота первого настоящего чувства героя разбиваются о предательство жены. В результате Федор перестает доверять людям, презирает женщин, считает себя недостойным настоящей любви. Встретив Лизу Калитину, он не сразу решается поверить в чистоту и благородство девушки. Но, узнав ее душу, поверил и полюбил на всю жизнь.
Характер Лизы формировался под влиянием няни из староверов. Девушка с детских лет трепетно относилась к религии, «образ вездесущего, всезнающего Бога с какой-то сладкой силой втеснялся в ее душу». Однако Лиза ведет себя слишком независимо и открыто для своего времени. В девятнадцатом веке девицы, стремившиеся удачно выйти замуж, были гораздо покладистее тургеневской героини. Кульминацией романа является спор Лаврецкого с Паншиным о народе и последующая сцена объяснения Лизы с Федором. В мужском конфликте Паншин высказывает мнение чиновника с прозападными взглядами, а Лаврецкий выступает с позиций, близких к славянофильству. Именно во время этого спора Лиза понимает, насколько созвучны ее мысли и суждения взглядам Лаврецкого, осознает свою любовь к нему.
В ряду «тургеневских девушек» образ Лизы Калитиной – один из самых ярких и поэтичных. Ее решение уйти в монахини основывается не только на религиозности. Лиза не может жить вразрез со своими нравственными принципами. В сложившейся ситуации для женщины ее круга и духовного развития просто не существовало другого выхода. Лиза жертвует личным счастьем и счастьем любимого человека, поскольку не может поступать «неправильно». За Лизой ухаживает молодой человек, столичный чиновник с прекрасным будущим. Мать Лизы была бы рада отдать ее замуж за него, она считает это прекрасной партией для Лизы. Но Лиза не может любить его, она чувствует фальшь в его отношении к ней, Паншин — человек поверхностный, он ценит в людях внешний блеск, а не глубину чувств.
Есть в романе и представители народа. В отличие от господ, крепостные и бедные люди изображены Тургеневым с сочувствием и симпатией. Загубленные судьбы Малаши и Агафьи, так и не раскрывшийся из-за бедности талант Лемма, множество других жертв барского произвола доказывают, что история «дворянских гнезд» далеко не идеальна. И главной причиной происходящего социального распада писатель считает крепостное право, которое развращает одних и низводит до уровня бессловесной твари других, но калечит всех.
Краткое содержание
I
Тихим весенним вечером в губернском городе О. в одном доме сидят пятидесятилетняя вдова Марья Дмитриевна Калитина и сестра ее покойного мужа – старушка Марфа Тимофеевна Пестова. Между женщинами заходит разговор о постоянном госте – Сергее Петровиче Гедеоновском. Марфа Тимофеевна отзывается о нем неодобрительно.
Вскоре на улице показывается и сам Сергей Петрович. Немного погодя слуга докладывает о его приходе.
II
Гедеоновский спешит поделиться важной новостью: в город вернулся Федор Иванович Лаврецкий. Сергей Петрович удивлен, как он осмелился показаться в свете. Марфа Тимофеевна заявляет, что в случившемся виноват не Федя, а его беспутная жена.
После ухода старушки Гедеоновский рассказывает, что супруга Лаврецкого сейчас живет в Италии. Калитину все это очень интересует, ведь Федор Иванович приходится ей внучатым племянником.
Вбегает маленькая девочка (младшая дочь Калитиной Лена) и сообщает о приезде Владимира Николаевича Паншина.
III
Паншин демонстрирует хозяйке свою покупку – прекрасного коня. Вскоре он входит в гостиную. Вслед за ним появляется старшая дочь Марьи Дмитриевны – Лиза.
IV
Владимир Николаевич – двадцативосьмилетний петербургский чиновник, подающий большие надежды. Несмотря на относительную бедность, этот молодой человек считается «своим» в самых высших кругах общества. В О. Паншин приехал по служебным делам и сразу же стал частым и желанным гостем в доме Калитиных.
После нескольких любезностей Владимир Николаевич садится за фортепьяно и исполняет романс собственного сочинения. Все присутствующие хвалят дилетанта.
Вскоре в гостиную входит учитель музыки – Христофор Федорович Лемм. Он избегает общаться с Паншиным и уводит Лену на урок музыки. Марья Дмитриевна предлагает Гедеоновскому прогуляться по саду. Лиза и Владимир Николаевич остаются вдвоем.
V
Учитель музыки Лемм родился в Германии. В детстве он научился играть на разных инструментах. Родители мальчика умерли, когда ему было восемь лет. Вскоре Лемм стал зарабатывать себе на хлеб музыкой и постепенно добился места дирижера в оркестре.
В двадцать восемь лет Лемм переехал в Россию в надежде добиться славы и признания великого композитора. Немецкому музыканту не повезло. Он вынес множество бед и лишений, сменил несколько мест и в конце концов попал в г. О, где начал давать платные уроки музыки.
Лемму было около пятидесяти лет. Он уже давно оставил мечты о славе композитора, но в честь Лизы сочинил кантату. Немца огорчило, что девушка показала это сочинение дилетанту Паншину.
VI
Лиза и Паншин пробуют в четыре руки сыграть сонату Бетховена. Владимир Николаевич постоянно сбивается и предлагает вместо этого поучить девушку рисованию.
Окончив урок с Леной, Лемм идет домой. Лиза догоняет его и извиняется за недоразумение с кантатой. В это время к дому подходит какой-то незнакомый господин.
VII
Гость представляется Лаврецким. Он вспоминает, что встречался с Лизой, когда она еще была маленькой девочкой.
Хозяйка дома и Гедеоновский уже вернулись с прогулки. Марья Дмитриевна заметно смущается при встрече с Федором Ивановичем и не знает, о чем с ним заговорить, сохраняя деликатность.
Совершенно иначе ведет себя Марфа Тимофеевна. Старушка с радостью приветствует любимого Федю и засыпает его вопросами. Лаврецкий говорит, что намерен поселиться в небольшой деревушке Васильевское.
Гости расходятся поздним вечером. При прощании Паншин наедине намекает Лизе на главную причину, по которой он посещает дом Калитиных: «Вы знаете, кто меня привлекает сюда…».
VIII
Федор Иванович принадлежал к очень древнему роду Лаврецких. Его прадед добился значительного влияния и богатства, дед (Петр Андреевич) вел обычную жизнь русского барина, а отец, Иван Петрович, был образован и воспитан по-европейски.
Назло суровому отцу Иван Петрович женился на простой крестьянке Маланье. От этой «постыдной» связи и родился Федор Иванович.
IX
По просьбе умирающей жены Петр Андреевич простил непутевого сына и принял в свой дом Маланью с малолетним Федей. Сам Иван Петрович уехал за границу и провел там несколько лет. На родину он вернулся лишь в 1812 г., принял участие в войне и вновь отправился в заграничное путешествие.
Дед и мать Феди умерли. Его воспитанием занималась тетка – Глафира Петровна. Когда мальчику пошел двенадцатый год, она написала Ивану Петровичу письмо с настойчивой просьбой вернуться и заняться хозяйством и единственным наследником.
X
Иван Петрович вернулся в родное имение. Долгая заграничная жизнь сильно его изменила. Иван Петрович стал страстным поклонником английских порядков и обычаев. Он приступил к широким «реформам» в своем имении. Впрочем, нововведения проявились лишь внешне: ливреи для слуг, иностранные вина вместо водки и т. п. Хозяйство велось по-прежнему, а жизнь крестьян стала даже тяжелее.
Главной заботой Ивана Петровича стало воспитание сына.
XI
До возвращения отца тетка держала Федю в большой строгости. Целыми днями он сидел взаперти, а в качестве «развлечения» рассматривал непонятную книгу с картинками «Символы и эмблемы». Образованием мальчика занималась нанятая шведка, которая «кое-как играла на фортепьяно».
Иван Петрович применил к двенадцатилетнему сыну особую «систему», где главная роль отводилась физическим упражнениям. Мальчик стал усиленно заниматься гимнастикой, верховой ездой, стрельбой из арбалета. Новые учителя учили Федю естественным наукам, математике, праву.
После восстания декабристов взгляды Ивана Петровича резко изменились. Он бросил «англоманство» и стал придерживаться русских обычаев.
Неожиданно Иван Петрович ослеп. После безуспешных попыток вылечиться он слег в постель, долго мучил людей нытьем и жалобами, пока не умер.
Феде тем временем было уже двадцать три года.
XII
Своеобразное воспитание сделало Федора Ивановича очень замкнутым и робким человеком. Он обладал большими познаниями, но совершенно не умел «сходиться» с людьми и боялся женщин.
Лаврецкий поехал в Москву и поступил в университет. Он подружился лишь с одним товарищем по учебе – Михалевичем.
Однажды в театре Федор Иванович увидел девушку, поразившую его своей красотой. Михалевич рассказал другу, что красавицу зовут Варварой Павловной Коробьиной, и предложил свое посредничество для знакомства.
XIII
Варваре Павловне шел девятнадцатый год. Она была дочерью отставного генерала и недавно закончила институт. Семья Коробьиных была бедна, но генерала хорошо знали и принимали в высшем обществе.
XIV
Федор Иванович был хорошо принят семьей Коробьиных и стал частым гостем в их доме. Спустя полгода он сделал Варваре Павловне предложение, которое было без промедления принято. Родители девушки прекрасно знали о большом состоянии жениха.
XV
По настоянию Коробьиных Лаврецкий бросил учебу и возвратился с молодой женой в родовое имение в Лавриках. Постепенно Варвара Павловна прибрала к рукам все хозяйство, а затем передала управление отцу.
Семья переехала в Петербург, где Варвара Павловна стала устраивать вечера, собирая на них «сливки» высшего общества. Она родила мужу сына, но мальчик прожил недолго. Для поправки здоровья жены Федор Иванович повез ее за границу.
Супруги остановились в Париже, где имя «очаровательной мадам Лаврецкой» вскоре стало широко известно. В ее «салоне» постоянно собирались гости.
Федору Ивановичу не нравилась широкая великосветская жизнь. Он мечтал о возвращении в тихое родовое имение.
XVI
Однажды Федор Иванович случайно нашел любовную записку к жене от одного частого гостя – молодого глупого француза. Он пришел в бешенство, покинул квартиру и послал Варваре Павловне письмо. Лаврецкий не хотел больше встречаться с неверной супругой, но выделил ей крупное денежное содержание.
Федор Иванович переехал в Италию, но еще долгое время собирал сведения о жене. Та окончательно запуталась в любовных связях и стала «известностью». У Варвары Павловны родилась дочь.
Спустя четыре года Лаврецкий решил вернуться на родину.
XVII
На следующее утро после первого посещения дома Калитиных Лаврецкий заходит проститься перед отъездом в деревню. Он встречает Лизу, которая собирается в церковь на раннюю обедню.
Марья Дмитриевна намекает Лаврецкому, что считает Паншиным подходящим женихом для своей дочери. Марфа Тимофеевна негативно отзывается о молодом человеке и утверждает, что он недостоин быть мужем Лизы.
XVIII
Лаврецкий едет в Васильевское и в дороге думает о Лизе и о ее возможном браке с Паншиным. Отогнав от себя «глупые мечты», он с наслаждением предается воспоминаниям и предвкушает долгожданное возвращение в родную деревню.
XIX
Федор Иванович застает господский дом в Васильевском в крайнем запустении. Его встречают несколько дряхлых слуг, которые кое-как готовят для барина обед. Никто не ожидал, что Лаврецкий поселится в глухой деревне, не желая возвращаться в прекрасную усадьбу в Лавриках.
XX
Лаврецкий поддается очарованию спокойной деревенской жизни. Он с сожалением думает о зря потраченных на «женскую любовь» годах.
XXI
В течение двух недель Федор Иванович приводит дом в порядок и перевозит нужные вещи из Лавриков. Он занимается хозяйством, много читает, слушает рассказы старика Антона о прошлом.
Через три недели Лаврецкий едет в О., в гости к Калитиным. Он проводит у них весь вечер и близко знакомится с Леммом. Старый немец нравится Федору Ивановичу. Он приглашает несчастного музыканта к себе и через несколько дней увозит его в Васильевское.
XXII
В дороге Лаврецкий и Лемм говорят о музыке, любви и о Лизе. Приехав в Васильевское, оба долго не могут заснуть. Федор Иванович вспоминает «чистую девушку», а Лемм безуспешно ждет вдохновения, приближение которого он почувствовал в разговоре.
XXIII
На следующий день за чаем новые приятели разговаривают о Лизе и о ее предполагаемом браке с Паншиным. Лемм заявляет, что это девушка с «возвышенными чувствами», поэтому она не может любить самоуверенного «дилетанта». Лаврецкий предлагает пригласить Лизу вместе с матерью и Марфой Тимофеевной в Васильевское.
XXIV
Через два дня Федор Иванович приезжает к Калитиным и приглашает их к себе. Марфа Тимофеевна, сославшись на старость, отказывается. Марья Дмитриевна упоминает о Паншине, но Лаврецкий мягко намекает, что не хочет включать его в число гостей.
До приглашения Федор Иванович разговаривает наедине с Лизой. Девушка просит его простить неверную жену. Она убеждена: нельзя «разлучать то, что Бог соединил».
XXV
Вернувшись в Васильевское, Лаврецкий встречает дома нового гостя – Михалевича. Старые приятели ожесточенно спорят всю ночь на самые разные возвышенные темы. Михалевич очень беден, но остается убежденным идеалистом, верящим в добро и прогресс. На следующий день он уезжает.
XXVI
Через два дня в деревню приезжают Калитины. После обеда все отправляются на рыбалку. У реки Лаврецкий остается с Лизой наедине и спрашивает ее мнение о Паншине. Девушка отвечает, что это очень хороший человек с «добрым сердцем». Федор Иванович не согласен с такой характеристикой. Он считает, что у Владимира Николаевича «сердца-то… и нету».
Разговор заходит о жизни, о вере в Бога. Лаврецкий понимает, что Лиза очень религиозна.
XXVII
Проводив гостей, Федор Иванович с радостью вспоминает все подробности счастливого дня, проведенного в обществе Лизы. Он чувствует, что измена жены еще не означает для него конец жизни.
На следующий день, просматривая заграничную прессу, Лаврецкий натыкается на сообщение о смерти своей супруги.
XXVIII
Федор Иванович отвозит Лемма обратно в город и заезжает к Калитиным. Там он застает несколько гостей, общество которых ему крайне неприятно. Дождавшись удобного момента, Лаврецкий передает Лизе журнал с заметкой о внезапной смерти madame de Lavretzki. Он просит девушку никому об этом не говорить.
XXIX
На следующее утро Лаврецкий и Лиза встречаются в саду. Девушка поражена сообщением. Она утверждает, что Лаврецкий должен получить прощение у Бога.
Федор Иванович говорит, что смерть жены дает ему долгожданную свободу. Он намекает о появлении надежды на счастье, так как встретил «чистую женскую душу».
Лиза заметно смущается. Она признается, что получила от Паншина письмо с предложением руки и сердца. Лаврецкий убеждает ее «слушаться сердца», а не советов матери. «Брак по рассудку» с нелюбимым человеком не принесет ей счастья.
XXX
Вечером Лаврецкий вновь приходит к Калитиным и застает у них Паншина, который с важным видом играет с Марьей Дмитриевной в карты. Лиза наедине рассказывает Лаврецкому, что не дала окончательного ответа и попросила Владимира Николаевича подождать.
XXXI
Лаврецкий понимает, что влюбился в Лизу. Он возвращается в деревню, но не может томиться в разлуке и на четвертый день опять приезжает в город.
Лиза признается, что уже почти готова отказать Паншину. Федор Иванович вместе с ней приходит в церковь на обедню и после службы испытывает радостное чувство очищения и возможности счастья.
XXXII
В течение нескольких дней Лаврецкий испытывает страдания. Он с жадностью просматривает свежие журналы и газеты, надеясь найти подтверждение сообщению о смерти жены.
Лиза избегает общения с Федором Ивановичем. В ее душе идет мучительная борьба. Девушка до сих пор не дала ответа Паншину.
XXXIII
Однажды вечером у Калитиных между Лаврецким и Паншиным затевается спор о будущем страны. Федор Иванович утверждает, что Россия идет своим самобытным путем; нужно «признать народную правду и смириться перед ней». Владимир Николаевич заявляет, что Россию нужно полностью переделать по европейскому образцу. Главную роль он отводит «служащим людям», к числу которых себя и причисляет. Хозяйка приходит в восторг от речи Паншина.
Мнение Лаврецкого полностью разделяют Марфа Тимофеевна и Лиза. Втроем они садятся рядом, как бы отделяясь от Марьи Дмитриевны и самоуверенного Владимира Николаевича.
XXXIV
Спор сближает Лизу с Лаврецким. Девушка чувствует, как ей дороги патриотические мысли Федора Ивановича. Его единственный «минус» – равнодушное отношение к Богу.
Гости прощаются и уходят. Замечтавшись, Лаврецкий бесцельно бродит по городу и бессознательно возвращается в сад Калитиных. Внезапно из дома выходит Лиза.
Федор Иванович увлекает девушку на скамейку и горячо признается ей в любви. Лиза отвечает на его робкий поцелуй.
Возвращаясь домой, счастливый Лаврецкий идет по ночному городу и неожиданно слышит какую-то прекрасную музыку. Звуки раздаются из небольшого дома. На крики Лаврецкого в окне появляется Лемм. Музыкант приглашает его к себе и повторяет чудесную мелодию собственного сочинения. Он утверждает, что создал ее, потому что «все знает».
XXXV
Крайняя религиозность Лизы объясняется тем, что с пятилетнего возраста девочка воспитывалась богомольной няней Агафьей Власьевной. Старушка постоянно водила ее в церковь, рассказывала о житиях святых и крепко утвердила в вере. Лиза «любила одного Бога восторженно, робко, нежно». О любви к мужчине она даже не задумывалась до встречи с Лаврецким.
XXXVI
На следующий день перед домом Калитиных Лаврецкий встречает Паншина, который делает вид, что не замечает его. Слуга сообщает, что хозяйка отдыхает. Федор Иванович приезжает попозже, но его вновь не принимают.
Лаврецкий возвращается в деревню, но вечером вновь едет в город, где уже некоторое время снимает дом. Там его ждет «воскресшая» жена.
Варвара Павловна в слезах просит у мужа прощения. Чтобы разжалобить его, она показывает ребенка – красивую девочку Адочку.
Федор Иванович с раздражением выслушивает жену. Он нисколько не верит раскаянию лживой женщины и в гневе уходит из дома.
XXXVII
Пару часов Лаврецкий ходит по городу и со злостью думает о неожиданном «воскрешении» жены, которое лишает его Лизы. Затем он идет к Лемму и просится переночевать. Федор Иванович рассказывает старику обо всем и поручает ему передать Лизе записку, в которой сообщает о возвращении Варвары Павловны. Утром Лемм уходит к Калитиным на урок и приносит ответ. Девушка согласна встретиться и все обсудить следующим вечером.
Лаврецкий приходит домой. С трудом сдерживая гнев, он говорит жене, что предоставляет имение в Лавриках в ее распоряжении. Он требует, чтобы супруга отправилась туда как можно быстрее и больше не искала встреч с ним.
После ухода мужа Варвара Павловна идет к Калитиным.
XXXVIII
На следующий день после взаимного признания в любви Лиза отказывает Паншину. Узнав об этом, Марья Дмитриевна доводит «неблагодарную» дочь до слез, укоряя ее за этот отказ.
Затем на Лизу «набрасывается» Марфа Тимофеевна, которая узнала от слуг о ночном свидании. Девушка признается старушке, что любит Федора Ивановича. Ничего преступного в этом нет, так как есть сведения, что Варвара Павловна умерла.
XXXIX
Богато одетая красавица Лаврецкая производит большое впечатление на Марью Дмитриевну. Хитрая женщина очень умело играет роль раскаявшейся жены. Она буквально покоряет мать Лизы и зашедшего в гости Гедеоновского изысканностью манер и рассказами из великосветской жизни.
Лиза уже получила записку Лаврецкого. Она выходит посмотреть на «воскресшую» жену, чувствуя свою вину перед ней. Варвара Павловна, как обычно, «блещет». Она садится за фортепьяно и исполняет несколько произведений.
После обеда Лиза говорит, что у нее болит голову, и уходит к Марфе Тимофеевне. Старушка обнимает девушку, оплакивая вместе с ней крушение всех надежд.
XL
К Калитиным приходит Паншин. Опытная Варвара Павловна сразу же завладевает вниманием молодого человека и покоряет его своей красотой и грацией. Пара усаживается за фортепьяно и исполняет в два голоса несколько арий. «Разошедшаяся» Лаврецкая даже ненадолго забывает о том, что должна играть роль несчастной жены.
Марья Дмитриевна перед уходом гостей обещает Лаврецкой постараться примирить ее с мужем.
XLI
Лаврецкий в отчаянии возвращается в Васильевское. Слуги сразу же замечают, что барина гнетет какое-то горе. Федор Иванович в тоске не может найти себе места. На следующий день он едет в город на встречу с Лизой.
XLII
Лаврецкий заезжает в свой городской дом и узнает, что жена в гостях у Калитиных. Какое-то время он ждет ее возвращения, а затем идет туда сам. Видеться с супругой при посторонних Федор Иванович не желает, поэтому тайком проходит в комнату Марфы Тимофеевны.
Старушка с сочувствием встречает Лаврецкого. Она посылает за Лизой, а затем как бы случайно оставляет влюбленных наедине. Девушка прощается с любимым и говорит, что им обоим предстоит исполнить свой долг перед Богом. Задача Лаврецкого – простить жену и помириться с ней. Про свое обязательство Лиза умалчивает.
После прощания Федора Ивановича в воротах останавливает лакей и передает просьбу хозяйки «пожаловать» к ней.
XLIII
Лаврецкий с недоумением возвращается в дом. Марья Дмитриевна долго говорит об искреннем раскаянии Варвары Павловны и необходимости простить ее. Заплакав, она выводит ее саму из-за ширмы.
Федор Иванович возмущен «театральностью» ситуации. Он твердо заявляет, что вся сцена была устроена супругой. Лаврецкий действительно не может понять, чего она от него хочет. В конце концов он соглашается создать для света видимость восстановления супружеских отношений, но при одном условии: Варвара Павловна будет жить в Лавриках. Ее отъезд из имения снимает с мужа все обещания.
XLIV
На следующее утро Лаврецкий приходит в церковь и застает там Лизу. Он пытается проводить девушку, но та говорит, что им не стоит больше видеться. Лиза туманно намекает, что все люди теперь очень далеки от нее.
По пути домой Федор Иванович встречает Лемма, который угрюмо произносит: «Все умерли, и мы умерли».
Лаврецкий вместе с женой и дочерью переезжает в Лаврики, но уже через неделю отправляется в Москву. В его отсутствие постоянным гостем Варвары Павловны становится Паншин…
XLV
Вернувшись домой, Лиза признается Марфе Тимофеевне, что приняла твердое решение уйти в монастырь. Никакие уговоры перепуганной старушки не помогают. Девушка лишь соглашается отложить окончательное решение на полгода.
С наступлением зимы Варвара Павловна, несмотря на обещание не покидать Лаврики, переезжает в Петербург, где ее уже ждет Паншин.
Весной Лаврецкий узнает, что Лиза приняла постриг в каком-то далеком монастыре.
Эпилог
Проходит восемь лет. Варвара Павловна живет в Париже в окружении толпы поклонников. Ее дочери, скорее всего, предстоит повторить бурную жизнь матери. Паншин добился значительного повышения по службе. Марфа Тимофеевна и Марья Дмитриевна умерли вскоре после ухода Лизы в монастырь.
Постаревший Лаврецкий приезжает в дом Калитиных. Его радостно встречает молодежь во главе с повзрослевшей Леной. Молодые люди рассказывают о своей жизни, о вестях, которые изредка они получают о Лизе.
Лаврецкий с грустью обходит дорогие его сердцу места: сад; скамейку, на которой признался Лизе в любви; гостиную, где часто проводил вечера. Он от всей души желает новому поколению счастья и без сожаления признает, что его жизнь прошла: «Здравствуй, одинокая старость!».
Говорят, что Федор Иванович съездил в дальний монастырь. Лиза прошла мимо него и лишь слабым дрожанием ресниц показала, что узнала любимого. Никому не дано знать, о чем в этом момент оба подумали и что почувствовали в сердцах.
Образ и характеристика Лаврецкого в романе «Дворянское гнездо» Тургенева: описание в цитатах
Господин Лаврецкий является одним из центральных персонажей романа «Дворянское гнездо» Тургенева.
Образ и характеристика Лаврецкого в романе «Дворянское гнездо» Тургенева: описание в цитатах
Полное имя героя — Федор Иванович Лаврецкий: «. Лаврецкий Федор Иваныч приехал.»
Лаврецкий — потомственный дворянин, богатый помещик:
«Федор Иванович Лаврецкий (мы должны попросить у читателя позволение перервать на время нить нашего рассказа) происходил от старинного дворянского племени.»«. Варваре Павловне хорошо было известно, что жених ее богат. ««. помещику, богатому, в двадцать шесть лет брать уроки, как школьнику?» (о молодом Лаврецком)
Лаврецкий является внучатым племянником другой героини романа — Марьи Дмитриевны Калитиной (матери Лизы):
«. проговорила Марья Дмитриевна. – По‑родственному, ведь он мне, Сергей Петрович, вы знаете, внучатный племянник.»
Возраст Лаврецкого — 35 лет (когда он влюбляется в Лизу Калитину). Лаврецкий родился 20 августа 1807 года:
«Неужели, – подумал он, – мне в тридцать пять лет нечего другого делать, как опять отдать свою душу в руки женщины?»«Добрый помещик поздравлял Ивана Петровича с рождением сына, явившегося на свет в селе Покровском 20 августа 1807 года и нареченного Федором в честь святого мученика Феодора Стратилата.»
Мать Лаврецкого, Маланья, была простой крестьянкой, а отец — потомственным дворянином:
«Случилось так, что в числе горничных Анны Павловны находилась одна очень хорошенькая девушка, с ясными кроткими глазками и тонкими чертами лица, по имени Маланья, умница и скромница. Она с первого разу приглянулась Ивану Петровичу; и он полюбил ее. » (о родителях Лаврецкого)
О внешности 35-летнего Лаврецкого известно следующее:
«. входил какой‑то незнакомый ему господин, в сером пальто и широкой соломенной шляпе.»«Лаврецкий действительно не походил на жертву рока. От его краснощекого, чисто русского лица, с большим белым лбом, немного толстым носом и широкими правильными губами, так и веяло степным здоровьем, крепкой, долговечной силой. Сложен он был на славу, и белокурые волосы вились на его голове, как у юноши. В одних только его глазах, голубых, навыкате, и несколько неподвижных, замечалась не то задумчивость, не то усталость, и голос его звучал как‑то слишком ровно.»«. а ты, Федюша, дай мне руку. О! да какая же она у тебя толстая!»
О внешности молодого Лаврецкого известно следующее:
«Здоровый, краснощекий, уже с заросшей бородой, молчаливый, он производил странное впечатление на своих товарищей; они не подозревали того, что в этом суровом муже, аккуратно приезжавшем на лекции в широких деревенских санях парой, таился чуть не ребенок.» (Лаврецкий в возрасте 23 лет)«Странно было видеть его могучую, широкоплечую фигуру, вечно согнутую над письменным столом, его полное, волосатое, румяное лицо, до половины закрытое листами словаря или тетради.» (Лаврецкий в возрасте около 26 лет)
Отрывок, характеризующий Дворянское гнездо
Только это сомнение часто приходило Пьеру. Планов он тоже не делал теперь никаких. Ему казалось так невероятно предстоящее счастье, что стоило этому совершиться, и уж дальше ничего не могло быть. Все кончалось. Радостное, неожиданное сумасшествие, к которому Пьер считал себя неспособным, овладело им. Весь смысл жизни, не для него одного, но для всего мира, казался ему заключающимся только в его любви и в возможности ее любви к нему. Иногда все люди казались ему занятыми только одним – его будущим счастьем. Ему казалось иногда, что все они радуются так же, как и он сам, и только стараются скрыть эту радость, притворяясь занятыми другими интересами. В каждом слове и движении он видел намеки на свое счастие. Он часто удивлял людей, встречавшихся с ним, своими значительными, выражавшими тайное согласие, счастливыми взглядами и улыбками. Но когда он понимал, что люди могли не знать про его счастье, он от всей души жалел их и испытывал желание как нибудь объяснить им, что все то, чем они заняты, есть совершенный вздор и пустяки, не стоящие внимания. Когда ему предлагали служить или когда обсуждали какие нибудь общие, государственные дела и войну, предполагая, что от такого или такого исхода такого то события зависит счастие всех людей, он слушал с кроткой соболезнующею улыбкой и удивлял говоривших с ним людей своими странными замечаниями. Но как те люди, которые казались Пьеру понимающими настоящий смысл жизни, то есть его чувство, так и те несчастные, которые, очевидно, не понимали этого, – все люди в этот период времени представлялись ему в таком ярком свете сиявшего в нем чувства, что без малейшего усилия, он сразу, встречаясь с каким бы то ни было человеком, видел в нем все, что было хорошего и достойного любви. Рассматривая дела и бумаги своей покойной жены, он к ее памяти не испытывал никакого чувства, кроме жалости в том, что она не знала того счастья, которое он знал теперь. Князь Василий, особенно гордый теперь получением нового места и звезды, представлялся ему трогательным, добрым и жалким стариком. Пьер часто потом вспоминал это время счастливого безумия. Все суждения, которые он составил себе о людях и обстоятельствах за этот период времени, остались для него навсегда верными. Он не только не отрекался впоследствии от этих взглядов на людей и вещи, но, напротив, в внутренних сомнениях и противуречиях прибегал к тому взгляду, который он имел в это время безумия, и взгляд этот всегда оказывался верен. «Может быть, – думал он, – я и казался тогда странен и смешон; но я тогда не был так безумен, как казалось. Напротив, я был тогда умнее и проницательнее, чем когда либо, и понимал все, что стоит понимать в жизни, потому что… я был счастлив». Безумие Пьера состояло в том, что он не дожидался, как прежде, личных причин, которые он называл достоинствами людей, для того чтобы любить их, а любовь переполняла его сердце, и он, беспричинно любя людей, находил несомненные причины, за которые стоило любить их. С первого того вечера, когда Наташа, после отъезда Пьера, с радостно насмешливой улыбкой сказала княжне Марье, что он точно, ну точно из бани, и сюртучок, и стриженый, с этой минуты что то скрытое и самой ей неизвестное, но непреодолимое проснулось в душе Наташи. Все: лицо, походка, взгляд, голос – все вдруг изменилось в ней. Неожиданные для нее самой – сила жизни, надежды на счастье всплыли наружу и требовали удовлетворения. С первого вечера Наташа как будто забыла все то, что с ней было. Она с тех пор ни разу не пожаловалась на свое положение, ни одного слова не сказала о прошедшем и не боялась уже делать веселые планы на будущее. Она мало говорила о Пьере, но когда княжна Марья упоминала о нем, давно потухший блеск зажигался в ее глазах и губы морщились странной улыбкой. Перемена, происшедшая в Наташе, сначала удивила княжну Марью; но когда она поняла ее значение, то перемена эта огорчила ее. «Неужели она так мало любила брата, что так скоро могла забыть его», – думала княжна Марья, когда она одна обдумывала происшедшую перемену. Но когда она была с Наташей, то не сердилась на нее и не упрекала ее. Проснувшаяся сила жизни, охватившая Наташу, была, очевидно, так неудержима, так неожиданна для нее самой, что княжна Марья в присутствии Наташи чувствовала, что она не имела права упрекать ее даже в душе своей. Наташа с такой полнотой и искренностью вся отдалась новому чувству, что и не пыталась скрывать, что ей было теперь не горестно, а радостно и весело. Когда, после ночного объяснения с Пьером, княжна Марья вернулась в свою комнату, Наташа встретила ее на пороге. – Он сказал? Да? Он сказал? – повторила она. И радостное и вместе жалкое, просящее прощения за свою радость, выражение остановилось на лице Наташи. – Я хотела слушать у двери; но я знала, что ты скажешь мне. Как ни понятен, как ни трогателен был для княжны Марьи тот взгляд, которым смотрела на нее Наташа; как ни жалко ей было видеть ее волнение; но слова Наташи в первую минуту оскорбили княжну Марью. Она вспомнила о брате, о его любви. «Но что же делать! она не может иначе», – подумала княжна Марья; и с грустным и несколько строгим лицом передала она Наташе все, что сказал ей Пьер. Услыхав, что он собирается в Петербург, Наташа изумилась. – В Петербург? – повторила она, как бы не понимая. Но, вглядевшись в грустное выражение лица княжны Марьи, она догадалась о причине ее грусти и вдруг заплакала. – Мари, – сказала она, – научи, что мне делать. Я боюсь быть дурной. Что ты скажешь, то я буду делать; научи меня… – Ты любишь его? – Да, – прошептала Наташа. – О чем же ты плачешь? Я счастлива за тебя, – сказала княжна Марья, за эти слезы простив уже совершенно радость Наташи. – Это будет не скоро, когда нибудь. Ты подумай, какое счастие, когда я буду его женой, а ты выйдешь за Nicolas. – Наташа, я тебя просила не говорить об этом. Будем говорить о тебе. Они помолчали. – Только для чего же в Петербург! – вдруг сказала Наташа, и сама же поспешно ответила себе: – Нет, нет, это так надо… Да, Мари? Так надо…
История создания
«Дворянское гнездо» задумывалось еще в начале 1856 года, но тяжелый этап в личной жизни и состояние здоровья помешали планам писателя. Летом этого же года И. Тургенев уехал из России и провел за границей около двух лет. Фактически именно тогда начался разрыв его многолетних отношений с Полиной Виардо, который вылился в чувство одиночества и неприкаянности. Писатель переживал возрастной перелом, ощущаемый им как приближение старости, и страдал от невозможности создать семью, что отразилось на его здоровье и творческом бессилии.
В этот период происходили значительные события в общественной жизни России, и хотя действие в «Дворянском гнезде» относится к 1842 году, т. е. к другой эпохе, обсуждения И. Тургеневым этих проблем в переписке и лично со своими друзьями и писателями отразились в событиях, описанных в романе. К ним относятся:
- Смерть Николая I.
- Потрясение от поражения в Крымской войне.
- Необходимость многих реформ и главное — отмены крепостного права.
- Возрастающая роль в общественной жизни дворянской интеллигенции.
Первые планы и заметки по роману не дошли до нашего времени и не известно, каким задумывалось произведение изначально.
Вплотную автор занялся написанием «Дворянского гнезда» только в июне 1858 года, по возвращении в Россию. Сначала были проведены чтения романа в узком кругу, а широкой публике он стал доступен после выхода в журнале «Современник» в 1859 году.
Экранизации
«Дворянское гнездо» в Викицитатнике |
«Дворянское гнездо» в Викитеке |
Роман был экранизирован в 1915 году В. Р. Гардиным и в 1969 году Андреем Кончаловским. В советской ленте главные роли исполнили Леонид Кулагин и Ирина Купченко. См. Дворянское гнездо (фильм).
- В 1965 году в Югославии был снят по роману телевизионный фильм. Режиссёр Дэниэл Марусич.
- В 1969 году на телевидении ГДР был снят фильм по роману И,С. Тургенева. Режиссёр Ганс-Эрик Корбшмидт.
Пересказ сюжета
На титульном листе первого издания книги значилось слово «повесть», как сам автор обозначил жанр, но в этом произведении судьбы отдельных людей так тесно переплетены с социальной и национальной жизнью, что его относят к социально-философским романам.
Действующие лица
Главные герои «Дворянского гнезда» 35-летний богатый помещик Федор Иванович Лаврецкий и 19-летняя молодая дворянка Елизавета Михайловна Калитина. Лаврецкий честный и порядочный мужчина, который больше всего хотел личного счастью с любимой женщиной. Лиза — не очень образованная провинциалка, но ее чистая и добрая натура очень привлекательна для окружающих. Девушка ставит долг превыше любых чувств и устремлений. Другие персонажи:
- Варвара Павловна — жена Лаврецкого.
- Марья Дмитриевна Калитина — мать Лизы.
- Марфа Тимофеевна Пестова — двоюродная бабушка Лизы по матери.
- Сергей Петрович Гедеоновский — служит статским советником и часто бывает у Калитиных.
- Владимир Николаевич Паншин — перспективный чиновник, привлекательный внешне молодой человек, который оказывает знаки внимания Лизе.
- Христофор Федорович Лемм — старый немец, служит у Калитиных учителем музыки.
Большую роль в судьбе Лизы сыграла няня Агафья, привившая ей религиозность и веру в мистицизм. Паншин, при всей своей внешней привлекательности и талантах, человек эгоистичный и себе на уме. Получив отказ от Лизы, он тут же переключается на Варвару Павловну.
Интересен образ старого учителя музыки. У Лемма сложилась трудная судьба, он рано лишился родителей и долго скитался, а его талант композитора не получил признания. Но этот, внешне страшноватый человек, отличается добротой и тонко чувствует прекрасное.
Краткое содержание
События романа происходят в губернском городе О., где проживает семья Калитиных. Мать семейства — вдова дворянского происхождения, вместе с ней проживает ее тетка и дочери Лиза и Лена. В дом Калитиных вхож молодой чиновник Пашнин, который ухаживает за Лизой. Это блестящий молодой человек, прибывший в О. по службе. Он сам пишет и исполняет романсы, которые нравятся обществу, но не признаются старым учителем музыки Леммом. Тот находит его творчество странным и фальшивым.
Однажды друг семьи Гедеонский сообщает, что на родину из-за неприятностей с женой вернулся Федор Лаврецкий, дальний родственник Калитиных. Измены Варвары привели к тому, что мужчина чувствует себя несчастным и не доверяет женщинам. Как-то, провожая после урока Лемма, Лиза встречает у ворот статного мужчину, оказавшегося Лаврецким. Марья Дмитриевна рада его видеть и приглашает бывать у Калитиных чаще. Пашнин признается Лизе в любви и просит выйти за него замуж, она обещает подумать.
Федор обосновывается в своем поместье Васильевское, потому что в Лавриках он жил с Варварой и все там напоминает об утерянном счастье. Общаясь с Лизой, мужчина все больше впечатляется ее внутренней чистотой и влюбляется в девушку. Когда молодые люди объясняются, Лиза признается, что испытывает ответные чувства. Но Лаврецкий женат и она со своими убеждениями о долге не верит в счастливое будущее для них. Надежда появляется, когда Федору в журнале попалась заметка о смерти его жены, а Лиза не приняла предложение Паншина. Будучи вдовцом, мужчина мог бы жениться на возлюбленной.
Основные персонажи романа
Главные герои:
- Лаврецкий Федор Иванович – богатый помещик, честный и порядочный человек.
- Варвара Павловна – супруга Лаврецкого, двуличная и расчетливая особа.
- Лиза Калитина – старшая дочь Марьи Дмитриевны, чистая и глубоко порядочная девушка.
Другие персонажи:
- Марья Дмитриевна Калитина – вдова, чувствительная женщина.
- Марфа Тимофеевна Пестова – родная тетка Марии Дмитриевны, честная и независимая женщина.
- Лена Калитина – младшая дочь Марьи Дмитриевны.
- Сергей Петрович Гедеоновский – статский советник, друг семьи Калитиных
- Владимир Николаевич Паншин – красивый молодой человек, чиновник.
- Христофор Федорович Лемм – старый учитель музыки сестер Калитиных, немец.
- Ада – дочь Варвары Павловны и Федора Ивановича.