Тайны трёх жен Михаила Булгакова: «первая», «забытая», «знаменитая»

Михаил Афанасьевич Булгаков – великий русский классик мировой литературы, театральный режиссер, талантливый актер и драматург середины XX века. Автор гениальных произведений, очаровывающих с первой главы мистическими сюжетами и острой сатирой. Создатель культовых романов столетия, блистательных инсценировок, не сходящих с театральных подмостков сегодня.

⭐⭐⭐⭐⭐
Михаил Афанасьевич Булгаков: детские годы, юность, личная жизнь, творчество и интересные факты.
В жизни писателя было много конфликтов с цензурой и критиками, поэтому его работы практически не печатались. Широкую известность автор получил посмертно, когда о таких произведениях как «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Иван Васильевич», «Белая гвардия» узнал весь мир.

Детские годы Булгакова.

3 (15) мая 1891 года в киевской интеллигентной семье профессора Киевской духовной академии и преподавательницы французского языка родился мальчик Миша. Он был старшим ребенком четы Булгаковых. Со временем у Михаила появились еще два брата и четыре сестры.

Отец, Афанасий Иванович, образованный человек, свободно владеющий пятью иностранными языками, чтобы прокормить семью, вынужден давать уроки истории в учреждении для благородных девиц и подрабатывать писарем в канцелярии цензора. Мать, Варвара Петровна, в девичестве Покровская, до замужества получила хорошее образование, умела играть на фортепиано и преподавала в женской гимназии. После рождения детей она бросила работу, чтобы посвятить жизнь их воспитанию.

В доме Булгаковых всегда играла музыка – Варвара Петровна часто играла на рояле Шопена, Афанасий Иванович аккомпанировал ей скрипкой, а дети пели романсы.

Родители Миши с раннего детства старались привить детям любовь к литературе, поощряли самостоятельное изучение творчества известных писателей, организовывали домашние спектакли и не пропускали ни одной театральной постановки летних сезонов Киевского купеческого сада.

Именно теплая семейная атмосфера и творчество Н. Гоголя стали литературным вдохновением для расцвета таланта маленького Михаила.

Пик творчества

В 1926 году с невероятным успехом в МХАТе шла пьеса «Дни Турбиных». Эта постановка понравилась самому Иосифу Сталину. Многие исследователи уверяют, что Сталин смотрел спектакль около 15 раз, но никаких документальных подтверждений этому нет. Под сомнения этот факт ставит также высказывание Сталина, где он говорил, что данная постановка – полная «антисоветчина». Пьесу запретили, но уже в 1932 году Сталин велел вернуть ее. В это же время произведения писателя Булгакова подверглись резкой критике. Он сам вел счет и отмечал, что за 10 лет его творчества было выпущено 298 отрицательных рецензий и только 3 положительные. В 1928 году у писателя возникла идея романа, который впоследствии стал самым знаменитым произведением автора, – «Мастер и Маргарита». Через год Михаил знакомится с Е. С. Шиловской. Женщина стала третьей и последней женой писателя. Брак был заключен в 1932 году.

Юность Михаила Афанасьевича.

В 1901 году Миша Булгаков зачислен в мужскую гимназию Киева. Закончив на отлично школьное обучение, будущий писатель поступает в Киевский университет на медицинский факультет.

В 1907 году от продолжительного заболевания умирает отец Миши – Афанасий Иванович. Чтобы прокормить большую семью, Варвара Петровна преподает частные женские курсы, а Михаил занимается репетиторством и подрабатывает кондуктором на железнодорожном вокзале.

Начало Первой мировой войны застало Булгакова на 4-м курсе университета. В период призыва 1915 года он записывается добровольцем, но квалифицирован как «негодный к воинской службе» по причине хронической болезни почек.

В 1916 году М. Булгаков получает степень врача с отличием. Торжественного вручения будущий врач не дождался – он уезжает добровольцем от Красного креста на передовую юго-западного фронта. Сначала молодой Булгаков работает в Каменец-Подольском госпитале, затем в Черновцах. Но осенью его отзывают по причине катастрофической нехватки медицинских работников на периферии. Михаил получил распределение Смоленской губернии и работает земским врачом в Сычевском уезде.

1917 год – Булгаков случайно заражается дифтерией от больного ребенка на приеме. Для приглушения боли он вкалывает себе морфий, что моментально вызывает органическую зависимость. Избавиться от пагубного пристрастия Михаилу Афанасьевичу помогает его верная жена Татьяна Лаппа.

Осенью того же года по личному желанию Булгаков переводится в Вяземскую больницу на место заведующего венерическим и инфекционным отделениями. Он ходатайствует в Москву о разрешении вернуться на родину, но получает отказы. В Киеве полным ходом идет революция 1917 года.

Писатель смог приехать в Украину только весной 1918 года. На родине он открывает частый венерологический кабинет.

Украина переживает нестабильные времена – немецкие оккупанты сменяются гетманом Скоропадским, затем власть переходит к Симону Петлюре, которого смещает Красная Армия. Чтобы не попасть в Петлюровскую, Булгаков вынужден скрываться, но это не помогает. Осенью 1919 года его посылают во Владикавказ, где Михаил Афанасьевич работает военным врачом белогвардейцев.

Зимой 1920 года в город входят красные. Уйти с прежней властью ему не удается – накануне Булгаков заболевает тифом. После выздоровления писатель решает переквалифицироваться в творческую профессию, диплом врача грозит очередной ссылкой на передовую. Он устраивается заведующим театральной секцией Владикавказского ревкома.

Смерть

В 1939 году писатель работал над пьесой «Батум» об Иосифе Сталине, в надежде, что такое произведение точно не запретят. Пьеса уже готовилась к постановке, когда пришло указание прекратить репетиции. После этого у Булгакова начало резко ухудшаться здоровье – он стал терять зрение, дала о себе знать и врожденная болезнь почек.


Могила Михаила Булгакова

Михаил Афанасьевич вернулся к употреблению морфия для снятия болевых симптомов. С зимы 1940 года драматург перестал вставать с постели, а 10 марта великого писателя не стало. Похоронен Михаил Булгаков на Новодевичьем кладбище, а на его могиле по настоянию супруги положен камень, который ранее был установлен на могиле Николая Гоголя.

Творчество Михаила Афанасьевича Булгакова.

Работая в Сычевском уезде, он пишет рассказы, сюжеты которых основаны на реальных историях лечения больных – «Полотенце с петухом», «Стальное горло» и «Звездная сыпь» (из цикла «Записки земского врача»).

1920 год – на должности заведующего театральными секциями ревкома М. А. Булгаков представляет сценические премьеры – комедия о бандитских группировках в гражданской войне «Самооборона» и драму, экранизирующую крах старого идеала «Братья Турбины».

1921 год в биографии писателя знаменит переездом в Москву и работой хроникером «Торгово-промышленного вестника». Чтобы выжить, Булгаков берется за любую работу – от разнорабочего до обработчика писем газеты «Гудок». Издание славилось фельетонами известных авторов – Е. Петрова, И. Бабеля, В. Катаева. С весны 1922 года к ним присоединяется М. Булгаков. Ни один номер газеты не выходил без его рассказов – «Чаша жизни», «Похождение Чичикова», «Красная корона». В очерках писатель высмеивает мещанских приспособленцев и лгунов. Идеи для вдохновения находил в корреспондентских записках.

Одновременно Михаил Афанасьевич печатался в просоветском журнале «Накануне», на страницах которого читатель впервые увидел главы романа «Записки на манжетах».

В 1923 году писатель начинает работу над «Белой гвардией». Сюжет романа описывает понимание революционных событий Украины одной интеллигентной семьей. Сам автор неоднократно сравнивал повесть с известным произведением «Война и мир» – персонажи «Гвардии…» поневоле оказываются втянутыми в политические события, что вынуждает их делать нелегкий выбор. Примечательно, что за каждым из героев романа стоит реальный прототип – киевские друзья и родственники писателя.

В 1923 году М. Булгаков пишет «Дьяволиаду» – событийную фантасмагорию проблем «маленького человека» в советской демократии. Произведение опубликовано через год в журнале «Недра». Осенью 1923 года он заканчивает рассказ «Ханский огонь», после чего его принимают в союз советских писателей.

1924 год – Михаил Афанасьевич пишет роман «Роковые яйца», сюжет которого воспринимается как уникальная и тонкая сатира на несовершенство советской политики. Произведение быстро стало известным – в 1925 году его публикуют сразу два издания «Красная панорама» и «Недра». Это одно из первых бестселлеров великого писателя, вошедших в цикл «Дьяволиады».

Москва

Михаил написал в письме своему брату: «Я опоздал ровно на четыре года, я уже давно должен был начать это делать – писать». С медициной он решил завязать окончательно.

В конце 1917 года Булгакову удалось впервые побывать в Москве, он приезжал в гости к своему дяде Николаю Покровскому, с которого потом списал образ своего профессора Преображенского в «Собачьем сердце».

А осенью 1921 года Михаил решил окончательно обосноваться в Москве. Он устроился в литературный отдел Главполитпросвета на должность секретаря, проработал там два месяца, после чего наступило тяжкое время безработицы. Он начал постепенно печататься в частных газетах, подрабатывал в труппе бродячих актёров. И всё это время продолжал безудержно писать, как будто его прорвало за долгие годы молчания. К весне 1922 года у него уже было написано достаточно фельетонов и рассказов, чтобы начать успешное сотрудничество со столичными издательствами. Его произведения печатали газеты «Рабочий» и «Гудок», журналы:

  • «Красный журнал для всех»;
  • «Медицинский работник»;
  • «Возрождение»;
  • «Россия».

За четыре года газета «Гудок» напечатала более 100 фельетонов, репортажей и очерков Михаила Булгакова. Несколько его произведений даже были опубликованы в газете «Накануне», которая выпускалась в Берлине.

Постановки Михаила Булгакова в театре.

Весной 1925 года М. Булгаков получает от советского режиссера 2-й студии МХАТа Б. Вершилова приглашение поставить «Белую гвардию» на сцене. Целое лето Булгаков проводит за столом, переписывая роман в пьесу для студии театра.

В сентябре он представляет труппе черновой вариант драмы под название «Дни Турбиных».

В том же году для театра имени Вахтангова он пишет пьесу «Зойкина квартира», о героине, которая подвидом швейной мастерской открыла в своей квартире дом свиданий.

Осень 1926 года презентовала сразу две сценические премьеры М. Булгакова на разных театральных подмостках. «Дни Турбиных» 13 раз сорвали аншлаг. «Зойкина квартира» оказалась не менее успешной. Несмотря на зрительский успех, критики оценили картины как «идеология обывателя» и «домашняя контрреволюция».

В начале мая 1926 года к Булгакову приходят штатские с обыском, основанием которого была директива Политбюро о начале кампании против эмигрантов-приверженцев российского мира. Перед визитом, за несколько дней был арестован и выслан из страны редактор издания «Россия», где часто печатался Михаил Афанасьевич, И. Лежнев.

При обыске изымаются рукописи повести «Собачье сердце» – госбезопасность сочла произведение «особенно опасной литературой». Благодаря упорному ходатайству М. Горького оригинал удается вернуть спустя три года.

После дебюта в МХАТе Булгаков презентовал театру еще одну пьесу «Бег». Это драма 1920-х годов, с сюжетом о гражданской войне и судьбах эмигрирующих зажиточных интеллигентов. Произведение принято театром на «ура», но главрепертком не разрешает постановку.

Резолюцию комитета поддержал И. В. Сталин с формулировкой – «жалость к антисоветскому эмигранту, это не что иное, как попытка оправдания действий белой гвардии». С такой резолюцией М. А. Булгаков в один миг становится «запрещенным» автором.

Летом 1929 год, не имея средств к существованию, Булгаков пишет письмо И. Сталину с просьбой выезда за пределы страны, но получает отказ. Литератор подает заявление на добровольный выход из писательского союза.

Осенью того же года он пишет для МХАТа новую пьесу «Кабала святош», о гонениях неудобного королевству писателя. На произведении главрепертком ставит резолюцию «аналогия бесправных слоев населения и диктатуры пролетариата». В ответ Булгаков пишет И. В. Сталину повторную просьбу о миграции, так как не «имеет заработка в родной стране».

В апреле 1930 года И. В. Сталин телефонным звонком советует М. А. Булгакову обратиться в театр с просьбой о должности. С мая писатель официально начинает работать ассистентом режиссера МХАТа. В театральные обязанности Михаила Афанасьевича входила инсценировка – он ставит «Войну и мир» и «Мертвые души».

В 1933 году М. Булгаков пишет роман «Мастер и Маргарита». Прототипом Мастера и Маргариты он видит себя и свою третью жену – Шиловскую Елену. К 1938 году была готова черновая версия «романа о Дьяволе», но поправки к нему Мастер вносит до самой смерти.

Одновременно Михаил Афанасьевич работает над театральными постановками «Дон Кихота», и пишет драму «Последние дни» (об А. С. Пушкине), либретто «Рашель» (по мотивам Ги де Мопассана).

Осенью 1939-го писатель заболел, врачи обнаружили у него гипертонический нефросклероз. Михаил Афанасьевич стал быстро терять зрение и речь. Чтобы купировать боль, он принимает морфий и диктует жене правки к главам «Мастера и Маргариты». Роман будет опубликован в журнале «Москва» через 26 лет после смерти автора и принесет ему мировое признание.

10 марта 1940 года М. А. Булгаков умер. Его тело было кремировано, а прах похоронен под камнем «голгофой» на Новодевичьем кладбище.

Театр

Еще в 1925 году на сцене московских театров с большим успехом ставились пьесы Михаила Булгакова — «Зойкина квартира», «Дни Турбиных» по роману «Белая гвардия», «Бег», «Багровый остров». Через год министерство хотело запретить постановку «Дней Турбиных» как «антисоветскую штучку», но решено было этого не делать, так как спектакль очень нравился Сталину, который посетил его 14 раз.

Вскоре пьесы Булгаковы были все же сняты из репертуара всех театров страны и только в 1930-ом году, после личного вмешательства Вождя, Михаил Афанасьевич был восстановлен как драматург и режиссер.

Он ставит гоголевские «Мёртвые души» и диккенсовский «Пиквикский клуб», а вот его авторские пьесы «Александр Пушкин», «Блаженство», «Иван Васильевич» и другие при жизни драматурга так и не вышли в свет.

Единственным исключением стал спектакль «Кабала святош», поставленный по пьесе Булгакова «Мольер» в 1936 году после пятилетней череды отказов. Премьера прошла с громадным успехом, но труппа успела дать всего 7 показов, после чего пьеса была запрещена. После этого Михаил Афанасьевич увольняется из театра и в дальнейшем зарабатывает на жизнь как переводчик.

Личная жизнь Михаила Афанасьевича.

С первой женой Татьяной Лаппой Михаил Булгаков познакомился во время учебы в 1908 году. Между молодыми настолько сильное чувство, что Миша бросает университет и едет к любимой в Саратов. В апреле 1913 года пара венчается.

Когда писателя отправляют на фронт, Татьяна едет с ним медицинским ассистентом. На долю обоих супругов выпадает не только испытание войной. Преданная жена за 11 лет брака становится безликой рядом с восходящим творцом. Брак распался в октябре 1924 года, а оформили развод марте 1925 года. Михаил Афанасьевич уходит навстречу новой музе, к утонченной ценительнице литературы Любе Белозерской, которая любила светскую жизнь и дорогие автомобили. Брак зарегистрировали 30 апреля 1925 года.

Февраль 1929 года – в московском доме художников Булгаков случайно знакомится с Еленой Шиловской, которая на тот момент замужем за генерал-лейтенантом и военным деятелем Е. Шиловским. Между Михаилом и Еленой мгновенно вспыхивает чувство. Через год, после болезненного и тяжелого разрыва Елены с мужем, а Булгакова со второй женой, 4 октября 1932 года пара сочеталась браком

Друзья и знакомые третей четы Булгаковых говорили, что они предназначены друг другу судьбой. Удивительно, но за все года совместной жизни они ни разу не ругались. Сам М. Булгаков неоднократно говорил – «я нашел в ней друга, соратницу, музу, любовницу, биографа, секретаря и просто хорошего сотрудника».

Благодаря стараниям Е. Шиловской, после смерти Мастера, на свет вышло много неизданных его произведений, включая мистический роман «Мастер и Маргарита».

Женитьба

В 1913 году Булгаков связал себя узами брака с Татьяной Лаппе. С финансовыми проблемами молодая пара столкнулась уже в день бракосочетания. У невесты не было фаты, да и платья подвенечного тоже. Денег, которые прислал отец на свадьбу, уже не было. Мама Татьяны Николаевны, которая приехала в день свадьбы, пришла в ужас. На ее дочери была полотняная юбка, к которой мать докупила нарядную блузу. Отец Татьяны ежемесячно высылал дочери 50 рублей. И это были немалые деньги на то время. Только Михаил Афанасьевич экономить не любил, был очень импульсивным. Если ему хотелось проехать на такси за последние рубли, он не раздумывая сделал бы это. Мать была недовольна поведением сына и ругала за легкомыслие.

Интересные факты о писателе.

Как неординарная и творческая личность, Михаил Афанасьевич Булгаков был человеком, обладающим цепким взглядом, аналитическим умом и принципиально-дотошной памятью. Поэтому в его биографии есть много любопытных фактов.

  1. Первое свое произведение Михаил написал в 7 лет – «Похождение Светланы». В 5-м классе он сочиняет фельетон «Дни главного врача», параллельно публикуется в школьной стенгазете как автор сатирических стихотворений.
  2. С самого детства маленький Миша любил много читать. В 8 лет Булгаков самостоятельно прочитал книгу «Собор Парижской богоматери» В. Гюго.
  3. Особое влияние на выбор профессии Булгакова повлиял факт, что многие его родственники занимались медициной.
  4. Прототип для профессора Преображенского из «Собачьего сердца» был выбран из реальной жизни. Это дядя писателя, известный гинеколог Н. М. Покровский.
  5. По подсчетам самого автора, всего он получил 298 рецензий критиков на свое творчество. Из них только три были положительными.
  6. Все отзывы критиков о пьесах Булгаков собирал в специальную папку.
  7. Михаил Афанасьевич скрупулезно коллекционировал театральные билеты на концерты и спектакли, которые посещал зрителем.
  8. У помощника Воланда из «Мастера и Маргариты» кота Бегемота был реальный прототип – черный пес Булгакова, который носил ту же кличку.

В жизни Михаила Афанасьевича, так же, как и в его творчестве, есть место абсурду. Он постоянно сталкивался с нелогичной и несправедливой системой фильтрации своих произведений. Несмотря на мощное политическое сопротивление, великий Мастер остался хорошим человеком и творцом уникального литературного наследия XX века до последнего вздоха.

Булгаков и котики


Михаил Булгаков. 1920-е годыС дарственной надписью от Булгакова жене Любови Белозерской: «Маме Любе, нежно любимой, и ее Муке и Флюшке. 1928 г. 19 ноября Москва». Музей М. А. Булгакова
Часто думают, что Булгаков был кошатником, и, на первый взгляд, этому множество подтверждений. Самый знаменитый персонаж свиты Воланда — кот Бегемот — одновременно и автор самых известных афоризмов («Не шалю, ни­кого не трогаю», «Кот — древнее и неприкосновенное животное», «Разве я поз­волил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!»). Вторая жена Булгакова Любовь Белозерская вспоминала, что прототипом Бегемота стал серый котенок Флюшка, украденный с их форточки неизвестным злодеем. В квартире Булга­кова на Большой Пироговской кроме Флюшки жили еще кошки — Булгаков иногда сочинял за них записки жене. Например, когда ее долго не было дома:

«Токуйю маму Выбрассит вяму Уважающийся Кот

P. S. Паппа Лег спат его Ря»

В действительности отношения Булгакова с домашними животными были сложнее. В детстве и юности у него дома в Киеве не держали ни кошек, ни со­бак. Они появились только в середине 1920-х, когда писатель женился на Бело­зерской. Она вспоминала позднее:

«Кошку Муку Михаил Афанасьевич на руки никогда не брал — был слишком брезглив, но на свой письменный стол допускал, подкладывая под нее бумажку».

Гораздо дружелюбнее Булгаков был со щенком Бутоном, принесенным как-то с улицы и ставшим всеобщим любимцем. На двери квартиры Булгаковых одно время даже висела карточка «Бутон Булгаков. Звонить два раза», но она вызва­ла недоумение у фининспектора, и ее сняли.

Щенок БутонМузей М. А. Булгакова
И в прозе Булгакова самые пронзительные моменты связаны именно с соба­ками. Сразу вспоминаются, конечно, «милейший пес» Шарик из «Собачьего сердца», превращенный в «такую мразь, что волосы дыбом встают», то есть в человека с навсегда врезающимся в память «вчера котов душили, душили», и преданная остроухая собака Понтия Пилата Банга, разделившая с хозяином двенадцать тысяч лун одиночества в горах («кто любит, должен разделять участь того, кого он любит»).

Менее известен пес Жак из фантастической пьесы Булгакова «Адам и Ева» — его хозяин изобрел средство против смертоносного газа, но не успел спасти верную собаку, когда весь Ленинград погиб от внезапной атаки:

«Е ф р о с и м о в. <�…> Жак освещает мою жизнь… (Пауза.) Жак — это моя собака. Вижу, идут четверо, несут щенка и смеются. Оказывается — вешать. И я им заплатил двенадцать рублей, чтобы они не вешали его. Теперь он взрослый, и я никогда не расстаюсь с ним».

Настоящим другом в художественном мире Булгакова оказывается именно собака.

Неблагоприятные времена

К 1930 году Михаила Афанасьевича перестали печатать. Его пьесы изымались из репертуаров. Ситуация уже становилась безвыходной, и Булгаков решает писать напрямую правительству СССР. В нем он просит дать конкретный ответ – либо право на эмиграцию, либо шанс продолжить дальнейшую работу в театре. Через 3 недели после отправки письма Булгакову позвонил Сталин, который посоветовал писателю пойти в МХАТ с просьбой зачислить его на службу. Он последовал рекомендации и с 1930 года по 1936-й трудился ассистентом режиссера в театре. В биографии Булгакова много упоминаний о работе актером, драматургом, режиссером, писателем.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]